Проектно-исследовательская работа по теме Частушки в годы Великой Отечественной войны. Знакомит детей с историей происхождения частушек, их исполнителями и ролью в годы Великой Отечественной войны.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная Каплинская школа»
Проект на тему:
«Частушки в годы Великой Отечественной войны»
Выполнила: ученица 3 класса Чубко Дарья
Педагог-наставник: Саплина С.В.,
учитель начальных классов
Старый Оскол
2014 г.
Я - Чубко Дарья, ученица 3 класса МБОУ "Основная общеобразовательная Каплинская школа".
Тема проекта: частушки в годы Великой Отечественной войны .
Объектом данного проекта стали военные частушки, их виды.
Цель :
Собрать и систематизировать материал о частушках времён Великой Отечественной войны 1941-1945 г.
Задачи :
1. Собрать информацию о военных частушках из разных видов исторических источников: книг, учебников, документов, материалов СМИ, Интернета.
2. Провести интервью с ровесниками, взрослыми по данной теме.
3. Представить собранный материал моим одноклассникам и младшим школьникам.
Методы исследования.
1.Анкетирование учащихся и родителей 3 класса по данной теме.
2.Получение информации о войне из дополнительной литературы, сети Интернет.
3. Получение интервью у односельчан.
4.Обобщение полученных данных.
Актуальность проекта.
Учащимся третьего класса и их родителям предложили ответить на вопрос: было ли место частушкам в суровые военные годы Великой Отечественной войны.
- 70% участников опроса считают, что в годы войны людям было не до частушек;
- 60% родителей ничего не смогли рассказать по данному вопросу.
Цифры говорят сами за себя. Этой работой я хочу привлечь внимание детей и взрослых не только к героическому прошлому наших предков, но и к живому солдатскому слову, а именно - к частушке.
Гипотеза :
Война не могла уничтожить живую человеческую мысль, эмоции, чувства. На войне нет времени для отдыха, но есть отдушины в череде суровых солдатских будней. Одной из таких отдушин всегда были частушки.
Частушка - это рифмованная четырёхстрочная припевка, исполняемая в быстром темпе. Исполняется обычно в сопровождении гармони, балалайки. Это популярный вид русского народного творчества. В страшные годы войны частушки продолжали существовать. Бесхитростные, зачастую наивные припевки выражали подлинную любовь к Родине, помогали пережить тяготы и потери, являли собой подлинный образец стойкости духа.
Частушки можно классифицировать.
Все военные частушки делятся на:
В частушках военной поры слышится то плач, то смех, а если выстроить ряд из солдатских и тыловых куплетов, то обнаружится своеобразная переписка фронтовиков с семьями – искренняя, откровенная, сердечная.
С первых дней войны женщины распевали:
Задушевная подруга
В Красну Армию пойдём,
Будем раны перевязывать
Под пулей и огнём!
И обещали родным:
Эх, ма! Наша мать –
Горькая Расея.
Научились воевать,
Долбанем злодея.
С фронта бойцы передавали:
Напишу письмо Светланке,
Пусть узнает весь колхоз:
Я подбил три вражьих танка
И фашистский бомбовоз.
И боль сердечную выплакивали надрывно в частушках. Сколько волнения в непритязательных куплетах, в идущих от самого сердца словах:
На войну хотела ехать,
До вокзала не дошла,
Как сказали, что на Колю
Похоронная пришла.
Это было в сорок третьем. А потом и до Берлина докатились наши частушки:
Немец шел в Россию прямо,
Из России — косяком.
Шел в Россию он обутый,
Из России — босиком.
Существовали и партизанские частушки:
Ты, фашист, голодный волк!
Ты куда торопишься?
К партизану попадешь,
Больше не воротишься!
О женщинах-добровольцах также было сложено немало частушек:
Мой миленок – истребитель,
Я – зенитчица полка.
Прилетят к нам «мессершмидты» –
Их собьем наверняка!
И, конечно, частушки о Москве:
Эх, яблочко, с боку зелено.
Фашистам в Москву ходить невелено!
Каково же происхождение частушки?
Одни учёные считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали. И под них плясали бродячие артисты - скоморохи - ещё в 17-18 веках.
Другие убеждены: частушка как особая песенная форма появилась в середине прошлого века.
Для того, чтобы побольше узнать о частушках, я собирала информацию из разных источников: книг, учебников, материалов СМИ, Интернета. А ещё я проводила анкетирование, встречалась с жителями села, брала интервью. (обратиться к плакату)
На этом плакате представлены фотографии, где я собираю информацию о частушках.
Я занимаюсь в музыкальной школе и очень люблю петь русские народные песни, колядки, частушки. И помогает мне в этом русский народный костюм. (показать фото и себя)
Когда я проводила анкетирование, то выяснила, что большинство моих одноклассников считали: на войне нет места частушкам. (показать фото) Пришлось обратиться за помощью к Интернету. Из Интернета также я узнала: какие бывают виды частушек. (показать фото)
«Толковый словарь» в школьной библиотеке помог мне ответить на вопрос: что такое частушка? (показать фото)
А в школьном музее в газете «Путь Октября» за 1985 год я нашла фотографию, на которой учитель музыки Шелест Александр Кондратьевич исполняет частушки с солдатскими вдовами. (показать фото)
И ещё я прочитала интересные факты: (прочитать) (показать фото)
«Очевидцы рассказывали, что во время второй мировой войны были случаи, когда наши бойцы ходили в психическую атаку против немцев с гармошками. По флангам и в центре шли гармонисты, играя боевую песню. При этом бойцы издавали характерное мычание. На немцев эти атаки наводили непреодолимый ужас…»
Но, всё же, ни газеты, ни Интернет не заменят живого человеческого слова.
(показать фото) Тамара Фёдоровна Саплина живёт в селе Федосеевка. Она поёт в хоре ветеранов и согласилась для нас спеть частушки.
(показать фото) А Людмила Вячеславовна Мальцева работает учителем начальных классов в нашей школе. Она сама сочиняет частушки и с удовольствием их поёт.
В результате всей проделанной работы я сделала выводы:
Заключение
Старшее поколение – это неисчерпаемый источник словесного народного творчества. Мы благодарны всем тем пожилым людям , которые делятся с нами своими воспоминаниями и помогают понять прошлое.
Рисуем кактусы акварелью
Невидимое письмо
И тут появился изобретатель
3 загадки Солнечной системы
«Течет река Волга»