Мы живем в информационном веке. Взрослым и детям приходиться не только запоминать информацию, но и передавать ее другим людям. Мы должны в школе научиться добывать знания самостоятельно. Рисование интеллект –карт - необычный вид деятельности, почти игра, но это эффективный способ работы с информацией. Эффективность использования данного метода связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Составление интеллект-карт заставляют человека использовать оба полушария: левое и правое.
Вложение | Размер |
---|---|
intellekt-karta_kak_metod_raboty_s_informatsiey.rar | 26.24 КБ |
628264, Тюменская область, ХМАО – ЮГРА, город Югорск-2, дом 39,
тел.83467529420
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Исследовательская работа
Исполнитель:
Синенко Захар
Руководитель:
Гриценкова А.И.
Югорск
2012
Оглавление
Введение …………………………………………………………2-3
Основная часть
1. Способы передачи информации ……………………………….4
2. Анкетирование ………………………………………………..4-6
3.Составление интеллект – карты………………………………6-8
Заключение ……………………………………………………….9
Список литературы………………………………………………10
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В 2011 году я стал первоклассником. Учиться в школе очень интересно. У нас есть замечательный урок «Окружающий мир». Там мы изучаем различные темы, а дома с мамой находим по этим темам дополнительный материал в книгах, энциклопедиях и интернете. Я понял, что в мире существует огромное количество важной и очень нужной информации. А как же запомнить эту информацию? Как ее лучше запомнить? И как рассказать все, что я знаю, моим одноклассникам?
Цель исследовательской работы: поиск самого эффективного способа передачи информации.
Но чтобы найти самый эффективный способ, нужно узнать, какие способы запоминания есть. Объект исследования: способы запоминания информации.
Предмет исследования: интеллект-карта
Гипотеза: если использовать интеллект-карты, то можно передать информацию интересно и запомнить ее надолго.
Задачи:
Методы исследования:
Теоретические:
Практические:
Значимость исследования.
Мы живем в информационном веке. Взрослым и детям приходиться не только запоминать информацию, но и передавать ее другим людям. Мы должны в школе научиться добывать знания самостоятельно. Рисование интеллект –карт - необычный вид деятельности, почти игра, но это эффективный способ работы с информацией. Эффективность использования данного метода связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Составление интеллект-карт заставляют человека использовать оба полушария: левое и правое.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В мире существует очень много различных способов запоминания информации. Самые известные способы – это выучить наизусть или несколько раз прочитать и пересказать. Можно разделить текст на смысловые части, выделить в каждой части главную мысль и при помощи всего нескольких предложений пересказать содержание текста. Это мне показалось сложным, да и читаю я не очень быстро. Очень интересный прием – пиктограммы. Это изображение содержания текста с помощью рисунков. Кто не хочет писать, а любит рисовать, можно им пользоваться. Например, чтобы запомнить состав числа 8, достаточно нарисовать звездочку и треугольник, взявшись за руки(5 и 3), дверной замок с поднятой дужкой и ключ в форме цифры 2(6 и 2). Можно составлять план ответа. Но больше всего мне понравились интеллект – карты. Их называют картами ума, картами памяти, умными картами. А еще мне понравились слова английского ученого Э. Тоффлера «Грамотным будет тот человек, который научится учиться, а именно - создавать интеллект-карты». Я решил научиться составлять интеллект –карты и с их помощью пересказывать на уроках любые тексты.
Я понаблюдал за ответами своих одноклассников. Чаще всего они использовали листочки с записями и пытались их читать. Очень неинтересно слушать такие сообщения. Иногда дети приносили презентации и рассказывали по слайдам. Это интересно, но презентации делают родители. Ненадолго запомнится ученику такая работа. Я провел анкетирование в 2-5 классах, 9, 11 классах и среди учителей, чтобы выяснить, как они запоминают информацию. Вопросы были следующие:
Анкета
- много
- мало
- другой ответ
- заучиваю
- несколько раз читаю и пересказываю
- пишу шпаргалки
- использую специальные приемы запоминания. Если да, то какие.
- сообщаете ее дословно, как учили
- кое-что забываете и не сообщаете
- передаете информацию частично, половину того, что готовили
- с трудом рассказываете то, что запомнилось
- да, 100%
- да, 50%
- с трудом
-нет
Всего было опрошено 66 человек. Запоминать информации приходится много (53 чел.), мало (7 чел.), другой ответ (6 чел.)
В основном запоминают информацию заучиванием – 25 человек, читают несколько раз и пересказывают -34 чел., шпаргалки пишут 4 опрошенных, используют специальные приемы 10 человек (из них 4 учителей). Это план, конспект, краткие рисунки, блок-схемы, схемы, ассоциации.
Эту информацию сообщают дословно, как учили 30 человек, частично – 30 человек, с трудом – 6 человек. Получается, что какая-то часть информации теряется и не сообщается слушателям.
Через 2-3 недели смогут вспомнить всю информацию только 13 человек, половину того, что запоминали – 40 человек, с трудом вспоминается – 10 человек и не могут вспомнить 3 человека. А как же быть, если полученные знания нужно применить при выполнении контрольной работы?
Значит, заучивать или читать и пересказывать – это не очень хорошие способы запоминания информации. Я тоже попробовал разные способы запоминания информации, и более эффективным мне показалось составление интеллект-карт.
Интеллект-карта – это изображение информации в графическом виде. Обработка информации в мозге человека сводится к её обработке правым и левым полушарием одновременно.
Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, последовательность, анализ, упорядоченность. Правое полушарие – за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Дети, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные (логические) способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления. Интеллект-карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления. Для более эффективного применения данного метода обучения необходимо следовать трём «П» принципам:
«Принимай» – сначала внимательно изучи все достоинства интеллект-карт, правила и инструкции по их созданию.
«Применяй» – начни применять эту технологию, составляй интеллект-карты.
«Приспосабливай» – пропусти эту технологию через себя, совершенствуй свои навыки.
Сначала я внимательно изучил все достоинства интеллект-карт, правила и инструкции по их созданию.
В первую очередь меня привлекли следующие свойства интеллект-карт:
Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
А также я увидел преимущества интеллект-карт перед другими методами:
Пишу:
с удовольствием;
быстро;
мало.
Вижу:
взаимосвязи;
структуру изложения материала;
логику.
Развиваю:
мышление;
память ;
воображение.
Запоминаю:
сразу;
много;
качественно.
Как создаются карты (например, информация о кролике) /Приложения 1-3/
1. Берём чистый лист бумаги. Лучше положить его горизонтально. Надо запастись разноцветными ручками, фломастерами, маркерами, карандашами и т.д. Если собираетесь рисовать карандашами убедитесь, что поблизости нет резинки - ничего стирать не нужно, а стирать даже вредно. Особое внимание надо уделить возможности использования нескольких цветов. После обретения привычки вы увидите, что использовать один-два цвета - неинтересно.
2. Соберите весь материал по данной теме, который у вас есть, чтобы он был под рукой. Книги, статьи, закладки и ссылки на интернет-сайты - пригодится всё.
3. В центре листа рисуем центральный образ, который будет символизировать вашу тему, с которого и начинается ваша работа. Неважно если вы не умеете рисовать. Приобретя опыт, вы поймёте – главное, чтобы этот рисунок был понятен вам, давал пищу вашему уму и содержал достаточно подробностей, чтобы вашей фантазии было от чего оттолкнуться. В любом случае вы сможете уделить ему внимание: используйте несколько цветов (не меньше трёх - как советует Тони Бьюзен), тщательно прорисуйте детали, которые вам кажутся существенными.
4. От центрального образа отведите ветви, на которых будут написаны самые важные ключевые слова и мысли, касающиеся данной темы. Каждая ветвь должна содержать одно слово или мысль. Чтобы подчеркнуть важность этих ветвей (ведь они соприкасаются напрямую с данной темой!) рекомендуется их сделать потолще.
5. От толстых ветвей аналогично начертите более тонкие ветви, уточняющие основные мысли.
6. Для рисования используйте различные цвета. Используйте рисунки как можно чаще
В интеллект-карте не только пишем слова, но и иллюстрирум их: рисунки, схемки, символы. Строгих правил нет, как нет и неправильных карт: вырабатывая свой стиль, менять можно все, лишь бы мышление становилось продуктивнее - для этого интеллект-карты и были придуманы.
Это карты, которые я составил за время учебы в 1 классе. Карты очень помогали мне на уроках окружающего мира, а затем и на уроках русского языка. Ведь даже правила русского языка, например, правила переноса, можно изобразить на карте./Приложения 4-6/. Таким образом, я подтвердил гипотезу, что с помощью интеллект-карт можно надолго запомнить информацию и интересно передать одноклассникам.
В следующем учебном году на уроках информатики или на занятиях «Я - исследователь» нас научат составлять презентации. Это ведь тоже способ запоминания информации. Я обязательно попробую провести исследование.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работать по данной теме мне было очень интересно. Самым трудным было выделить самые главные ветви, которые отходят от темы. Приятно было, что рассказы с помощью интеллект-карт моим одноклассникам были интересны, а я их хорошо запомнил. Я надеюсь, что учащиеся других классов заинтересуются данным способом и при помощи «Памятки по составлению интеллект-карты»/Приложение 7/будут составлять и применять интеллект-карты для эффективного запоминания информации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения, М., Просвещение, 1980;
2. Богозов Н.З. Психологический словарь, Магадан, 1965;
3.Т. и Б. Бьюзи. Супермышление. Мн.: ООО «Попурри», 2003. – 304с.
4.Н.Латыпов. Основы интеллектуального тренинга. Минута на размышление. СПб.: Питер, 2005. – 336 с.
Интернет-ресурсы
1. www.mindmap.ru
2. www.ygnius.com
4. www.mindmap.ru/download/setupxpl.exe
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Мать-и-мачеха
Без сердца что поймём?
Барсучья кладовая. Александр Барков
Ветер и Солнце