Вложение | Размер |
---|---|
serebr._alfa_2014.docx | 39.91 КБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Джидинский район
МБОУ «Цагатуйская средняя общеобразовательная
школа имени Н. С. Сосорова»
IX Республиканская научно-практическая
конференция учащихся 5-6 классов
«Серебряная альфа»
Номинация: История родного края
Тема: Загадки бурятского хадака
Автор: Чагдурова Диана, ученица 6-го класса
МБОУ «Цагатуйская СОШ им. Н.С. Сосорова»
Домашний адрес: ул. Шарапова, 53
Телефон: 89503818030
Руководитель: Балданова Баярма Дашиевна,
учитель бурятского языка и литературы
Телефон: 89024506569
с. Цагатуй
2014
Оглавление
Введение
3. Хадак – символ гостеприимства народа Бурятии
4. Обычаи поднесения хадака
5. Правила поднесения хадака сегодня
Заключение
Литература
Введение
У нас школе традиционно проводится неделя родного языка, где мы проводим много работ по сохранению бурятского языка, познаём культуру, традиции и обычаи своего народа. И в этом году в школе проводились Дни бурятского языка, где нашему классу было дано задание реализовать проект на тему: «О преподнесении хадака» («Хадак бариха ёһо»), где мы искали материалы про хадак, изучили их и сделали по ним презентацию для защиты. Я была очень заинтересована этой темой и решила дальше продолжить работу, разгадать всё своё неведение о бурятском хадаке, написать реферат и защитить его на конференции. Без знания культурного наследия своего народа, я думаю, что духовное возрождение общества невозможно, оно возможно только на основе общечеловеческих ценностей, нашедших своё воплощение в народной культуре. Изучая традиции связанные с хадаком, мы познаём часть своей культуры. В этом актуальность нашей работы.
Объект исследования: традиционная культура бурят
Предмет исследования: бурятский хадак
Цель данной работы: раскрыть значение хадака в духовной практике бурят.
Для решения этой цели поставили следующие задачи:
- найти и изучить литературу по данной теме, узнать об истории хадака, также узнать значении хадака по цвету;
- определить уровень знаний учащихся своей школы о хадаке;
- систематизировать весь материал, написать работу о хадаке;
сделать презентацию.
Я думаю, что хадак является символом гостеприимства нашего народа, что его преподносят самым дорогим гостям, а они, принимая его должны повесить на шею. Выполняя свою работу, я хочу проверить эту мысль. Это является гипотезой моей работы.
Методы исследования: изучение и анализ литературы (анализ, синтез, анкетирование, опрос, систематизация материалов.)
Практическая ценность работы в том, что доклад может быть использован на классных часах, на уроках бурятской литературы.
Изучив много материала из Интернета, я пришла к такому выводу, что хадак был наиболее часто встречающимся элементом в обрядовой жизни кочевников-скотоводов.
Об этом я узнала из материалов из Интернета, также рассказала о хадаке моя бабушка Чагдурова Цыбикжап, которой 91 год.
Оказывается, древние монгольские племена, заключая мир во время междоусобных столкновений, выходили навстречу друг к другу с многометровыми хадаками, обмениваясь ими в знак примирения.
Также я узнала, что «хадак» – тибетское слово, что в переводе означает «небо». Хадак делают из шёлковой материи. Каждый хадак имеет своё название, символы, цвета. Об этом расскажу в следующей главе.
Различают такие виды хадака:
Различают хадаки голубого, белого, жёлтого, зелёного, красного цветов.
Герб Республики Бурятия представляет собой геральдический щит традиционной формы, на котором помещён трехцветный круг (сине-бело-желтый цвета национального флага). В верхней части круга - золотое соембо - традиционный символ вечной жизни (солнце, луна, очаг). В центре круга - одинаковой ширины сине-белые полосы - волны Байкала, а также светло-зеленого и темно-зеленого фона горные вершины, характерные для местного ландшафта. Нижнюю часть круга обрамляет голубая лента "хадак" - символ гостеприимства народа Бурятии. Центральная часть хадака служит основанием герба. Лента равномерно один раз с каждой стороны нижней части круга обвивает герб. Концы ее ниспадают по обе стороны герба над его основанием.
Гостеприимство бурятского народа - это результат традиции, сформировавшейся в течение веков, закрепившей особое отношение к появлению в доме гостя, которое всегда воспринималось как событие огромной важности. Это одновременно и знак благожелательного отношения к хозяевам со стороны гостей, и возможность пообщаться и узнать много нового, и праздник. Приезд гостей был событием и потому, что трудная жизнь кочевников, проходившая в кругу семьи и ближайших родственников, давала мало возможностей для контактов с другими соплеменниками, поэтому каждый приезд гостей - это появление новых сведений и расширение познаний.
Хадак - ленты из шёлковой или любой другой материи, повязываемые на деревья в священных местах эжинам и духам предков в качестве символа уважения, добрых намерений и всевозможных даров.
Вековые наблюдения людей за природой выработали мудрые правила, согласно которым человек должен жить в равновесии и гармонии с природой и ее духами, не нарушать естественного порядка вещей в мире. Места, где боги и духи проявили себя или где они действуют, выделяли особо как святое пространство. Этот обычай сохранился с глубокой древности. В таких местах - контактной зоне между мирами - сооружали обоо (бариса, бурхан), и привязывали на ветки деревьев ленты-дзурам или хадак. Место объявляли священным и сюда приезжали специально для проведения обрядов. Бариса и обоо обычно представляют собой груду камней, группу деревьев, составленных конусом наподобие шалаша. Это могут быть и отдельные деревья, считается, что одинокое дерево – след, оставленный духами. Обоо как символ горы могут также размещаться и у подножия почитаемого объекта.
На таких лентах монголы преподносят подарки особенно уважаемым гостям, да и сам хадак также является подарком дорогим гостям. Когда сын становится взрослым, отец подыскивает ему подходящую невесту. После выбора посылает человека к родителям невесты и извещает их о своем намерении женить сына на их дочери. Сват преподносит хадак и подарки, в стихотворной форме сватает их дочь. Отказ от хадака и подарков означает несогласие, если же хадак и подарки будут приняты, то стороны договариваются о новой встрече и приданном. В назначенный день сваты приходят в гости с хадаком, водкой, бараниной и подарками. Родители невесты также готовятся к приходу гостей. Сват произносит благопожелание – «Yреэл», в котором сватает невесту, затем преподносит хадаки: один – богу, другой – отцу и затем матери, а после этого угощает всех собравшихся.
В первый день Сагаалгана хадак предназначался для почитания старших. В этот день вся молодежь приходила к пожилым: деду, бабушке, отцу, матери и поздравляли их с Новым годом, желали доброго здоровья и счастья, непременно преподносили им хадак с чашкой молока, что символизировало долголетие и счастье в жизни.
Подношение хадака с пиалой с белой пищей даже на правительственном уровне стална сегодня привычным явлением. Держа хадак обеими руками ладонями вверх, его преподносят уважаемому лицу. При этом открытая сторона хадака должна быть всегда обращёна к гостю, потому что все благие пожелания направлены к нему. Гость берёт пиалу и хадак обеими руками в знак уважения к подносящему, затем правой рукой перекидывает хадак на кисть руки так, чтобы раскрытый край хадака был обращен к хозяину. Раскрытый край хадака называется лицевой стороной и означает: «Все духовные и материальные богатства, заполняющие всю вселенную - подношу Вам» Поверх хадака можно преподнести чай, деньги и т.д. Деньги также следует класть на хадак внутренней стороной. И главное: принято приветствовать с покрытой головой.
Не следует принимать хадак одной рукой, положить его куда попало, следует хранить в самом почётном месте. Также я узнала, что принимая хадак нельзя повесить на шею. С давних пор существует обычай хранить хадаки как добрый знак благополучия. У человека, который умеет хранить хадаки, деньги держатся и множатся. В культуре любого народа цвет играет большую роль. Обычай хранить пятицветные хадаки – добрый знак благополучия и спокойствия. В дни празднования Белого месяца хадаки 5 цветов преподносятся на домашний алтарь, затем хадаки убираются и хранятся на алтаре.
Методом анкетирования определила уровень знаний школьников нашей школы (5-11 классов) о хадаке. Всего в анкетировании участвовало 55 учащихся:
Вопросы | Нет | Да | Не знаю |
1.В Дни Сагаалгана ваша семья преподносит ли хадаки 5 цветов на алтарь? | 19 | 21 | 15 |
2.Знаешь ли, правило преподнесения хадака? | 4 | 48 | 3 |
3.Знаешь ли, правило принятия такого подарка? | 6 | 46 | 3 |
4.В гербе РБ есть ли хадак? | 9 | 35 | 11 |
5.Знаете ли, что означает хадак в гербе? | 28 | 17 | 10 |
6.Знаете ли, значение цветных хадаков? | 7 | 36 | 12 |
7.Может ли хадак быть знаком примирения? | 1 | 31 | 23 |
Исходя из ответов учащихся, сделала вывод, что многие учащиеся нашей школы знают традиции преподнесения и принятия хадака, многие не знают значение хадака в гербе, что он является символом гостеприимства народов Бурятии. Есть учащиеся, которые не знают значение хадаков по цвету. Я думаю, что мы, подрастающее поколение должны знать свои традиции и обычаи, ведь в них проявляется стремление к укреплению связей поколений.
Заключение
Я думала, что хадак является символом гостеприимства нашего народа, что его преподносят самым дорогим гостям, а они, принимая его должны повесить на шею. Это являлось гипотезой моей работы. По ходу выполнения своей работы, изучив значение хадака, мы пришли к выводу, что хадак, безусловно, является символом гостеприимства, что он имеет глубокие корни, пришёл к нам издревле. Также он является символом почитания старших, лам, родителей. Также хадак является знаком примирения. И эта традиция пришла к нам издавна. Хадак - длинный ритуальный шарф, символизирующий уважение, дружбу, пожелание счастья и мира, вручается гостям или хозяину в знак глубокого уважения, дружбы и мира. И он является символической вершиной духовного и материального богатства нашего народа. Принимая дорогое преподношение люди должны не повесить на шею, а сложить и хранить в самом почётном месте, на алтаре.
Память и знание прошлого делают мир человека интересным, заряжает нас энергией. И потому мы обязаны не только знать своё прошлое, но и в повседневной жизни стараться грамотно соблюдать их и сохранить их во благо будущего. Я попыталась внести свою посильную лепту в это благородное дело.
Литература
Информатор:
Ночная стрельба
Кто должен измениться?
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Рисуем домики зимой
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году