Проект о выполнении задуманной мечты на достижение сортивного результата.
Вложение | Размер |
---|---|
shag_v_budushchee.rar | 31.72 КБ |
Городская научно – практическая конференция обучающихся
«Наука. Природа. Человек. Общество»
Шаг в будущее
творческий проект
Автор работы: Шихалеев Григорий Андреевич, учащийся 8 класса МБОУ «СОШ № 4»
Научные руководители:
Зотова Марина Георгиевна, учитель физкультуры МБОУ «СОШ № 4»,
Кулаева Инна Николаевна, учитель информатики МБОУ СОШ №4
Югорск
2014г.
Содержание.
Введение 3
Часть 1: Формирование композиции. 5
2.1 Исполнение программы. 5
2.2 Артистичность. 7
2.3 Обязательные элементы. 8
2.4 Сложность. 9
Часть 2: Построение композиции. 11
Заключение 14
Список используемой литературы 16
Приложения:
Приложение 1. 17
Приложение 2. 18
Приложение 3. 19
Приложение 4. 20
Приложение 5 (диск) 21
Введение.
Я занимаюсь спортивной аэробикой с 7 лет. Это вид спорта, в котором используются элементы художественной, спортивной гимнастки и акробатики. Внешне он очень напоминает вольные упражнения в спортивной гимнастике. На площадке размером семь на семь метров спортсмены под динамичную музыку должны показать мини-спектакль из различных элементов, за чистотой исполнения которых следит строгое жюри.
Соревнования проводятся в нескольких вариантах. Есть индивидуальные выступления, причем женщины соревнуются наравне с мужчинами. Вторые набирают баллы в основном силовыми упражнениями, первые – гибкостью и пластикой. Проводятся соревнования и в группах: пары, трио и пятерки. При этом в трио и пятерках могут быть и полностью однополые коллективы, и смешанные.
Сейчас мне 14 лет. Моя спортивная карьера успешна. Я член сборной ХМАО, кандидат в мастера спорта. В прошлом году был вторым на первенстве России.
Самая сложная возрастная категория в моем виде спорта - это 15- 17 лет [2, стр 15] . За спортсменами этой категории наблюдают тренеры сборной РФ, отслеживают результаты соревнований в течение двух- трех лет. И к окончанию школы, показавшим высокие результаты может быть предложено не только место в сборной страны, но и выбор учебного заведения, чтобы можно было учиться и тренироваться и выступать.
С января 2014 года я перешел в категорию 15-17 лет. Я хочу продолжить спортивную карьеру после школы, поэтому должен на начальном этапе закрепиться хотя бы в шестерке лучших на самых крупных соревнования страны. До этого необходимо апробировать свою композицию на соревнованиях ХМАО и Уральского Федерального округа и попасть в тройку призеров, иначе я не пройду в следующий этап соревнований.
Еще год назад тренеры говорили, что пора готовиться к новому этапу моей спортивной карьеры, изучать новые правила соревнований, менять композицию. Я знаю, что любое выступление спортсмена моего вида спорта должно быть зрелищным, экспрессивным, но на что будут обращать внимание судьи в данной категории? Как набрать определенное количество баллов для прохождения в следующий этап соревнований? Эти вопросы часто вставали передо мной, так как желание получить место в сборной России у меня велико.
В результате целью моего проекта стала разработка композиции, с которой я мог бы пройти все промежуточные соревнования (ХМАО и УрФО) и попасть в шестерку лучших «на России» в категории 15-17 лет.
Объект: спортивная аэробика как вид спорта.
Предмет: спортивная композиция.
Задачи:
Методы: Эмпирические:
Теоретические:
Тип проекта: индивидуальный, творческий.
Литературы по данной теме очень мало, так как она специальная. Я брал книги и документы у своих тренеров, искал информацию в Интернете.
Часть 1: Формирование композиции.
Упражнения спортивной аэробики напоминают вольные упражнения гимнастов, но не содержат технически сложных элементов, подобных гимнастическим или акробатическим. Они выполняются в довольно высоком темпе на фоне четкого музыкального ритма. По характеру все движения отличаются резкостью, динамичностью и законченностью отдельных действий и соединений.
Как и в любом виде спорта, специфику двигательной деятельности в спортивной аэробике определяют правила соревнований, которые устанавливают специальные требования к композиции и условия ее выполнения. Зная правила соревнований [4], можно строить композицию, при этом учесть все то, что оценивают судьи.
В состав судейской бригады входят 13 человек [5]:
1.1 Исполнение программы.
Судьи по исполнению оценивают технику исполнения всех движений, включая элементы. Они делают сбавки всякий раз, когда видят отклонение от идеального исполнения, за любые, без исключения, технические ошибки.
Исполнение программы оценивается по следующим параметрам [7]:
- Координация
- Сила/скорость
- Техника
При оценивании координации движений основное внимание уделяется дорожке шагов. Координационная сложность оценивается по следующим критериям:
При оценивании Силы/Скорости оценивается [2, стр 30]:
• Интенсивность (скорость, преодолеваемое сопротивление, рычаги, амплитуда движений, преодоление силы , перемещение центра масс, количество мышц, участвующих в движении).
• Выносливость (способность поддерживать высокую интенсивность в течение всей программы (без интервалов отдыха)).
При оценивании техники исполнения судьи обращают внимание на:
• Способность поддерживать правильное положение тела при выполнении элементов программы, шагов и связок.
• Способность четко контролировать направление движения.
• Умение контролировать силу за счет мышечной активности.
• Поддержание равновесия при выполнении элементов, приземлений и шагов.
В результате максимальная оценка судьи по исполнению программы, которую вы можете получить-10.0. При выполнении программы можно потерять [2, стр. 54]:
0.1 -снимается за каждую незначительную ошибку (незначительной ошибкой является практически безошибочное исполнение элемента с небольшими отклонениями от идеального).
0.2 -снимается за каждую ошибку средней тяжести (средней ошибкой является серьезное отклонение от правильного исполнения элемента).
0.3 -снимается за каждую грубую ошибку (грубой ошибкой является принципиальное отклонение от правильного исполнения элемента).
0,5 -снимается за каждую неприемлемую ошибку (неприемлемой ошибкой является ошибка, при которой не выполнено ни одно из требований к исполнению или позиция тела не распознается четко).
0,5-снимается за постоянную ошибку (постоянной ошибкой является ошибка, прослеживающаяся на протяжении всей программы, например, нарушение осанки).
0,5 -снимается за каждое падение (если 2 или более частей тела, помимо приведенных в описании идеального исполнения, касаются пола).
1.2 Артистичность.
Артистичность оценивается по следующим параметрам [6]:
- Хореография
- Представление программы
- Музыкальность
- Переходы
При оценивании хореографии судьи смотрят:
• Использование всей соревновательной площадки.
• Сбалансированное количество упражнений в партере, передвижений и прыжков.
• Передвижения во всех направлениях (вперед, назад, в стороны, по диагонали, по кругу).
• Выполнение движений во всех плоскостях (сагиттальной, фронтальной, горизонтальной).
• Сбалансированность движений, выполняемых за счет различных физических качеств, например, гибкости и различных силовых способностей (статистической, динамической, взрывной силы). При этом не должны преобладать элементы, выполняемые за счет какого-либо одного физического качества, так как тем самым нарушается сбалансированность и эстетическое качество программы.
• Разнообразие стилей, используемых в программе.
• Начальная и финальная позы должны быть оригинальными и за- поминающимися.
• Разнообразие движений и их последовательностей (отсутствие повторений), выполнение незаконченных и асимметричных движений.
При представлении программы нужно обратить внимание:
• Уверенность в своих силах во время выступления.
• Умение войти в контакт с аудиторией (контактность).
• Энтузиазм, способность увлечь зрителей.
При оценивании музыкальности судьи обращают внимание на такие важные компоненты:
• Ритм. В музыкальном сопровождении предпочтительнее использовать несколько различных ритмов.
• Гармония между музыкой и движениями, использование движений, соответствующих звучанию различных музыкальных инструментов и звуковым эффектам.
• Выразительность. Движения должны отражать характер музыки.
• Синхронизация движений с ритмом музыки.
Между элементами очень важны переходы:
• Включение в программу переходов от упражнений в партере к упражнениям в положении стоя, прыжкам и обратно.
• Связки элементов, умение соединять различные элементы программы.
• Использование базовых шагов спортивной аэробики перед прыжками и при приземлениях после прыжков.
Максимальная оценка у каждого судьи за артистичность - 10.0.
Судьи могут присудить бонус за артистичность, который присуждается спортсмену за единство и оригинальность презентации (от 0.1 до 0.2 балла), музыкальность, хореографию, переходы, а также за новое оригинальное движение или за элемент, названный по имени спортсмена, исполнившего его (1.0 балл). Максимальный бонус за артистичность у каждого судьи - 2.0.
При выполнении программы можно потерять баллы [2, стр. 73]:
0.1- снимается за каждую отдельную ошибку;
0.5- снимается за ошибку, повторяющуюся на протяжении всей программы.
1.3 Обязательные элементы.
Обязательные элементы оцениваются по следующим параметрам [2, стр. 60]:
- Обязательная дорожка шагов – это основные движения аэробики (база). К ним относятся джек, ланч, мах, кик, бег, скип, шаг. В дорожку шагов также могут входить танцевально-хореографические и маховые движения (например, маховые движения руками и ногами, элементы народного танца, классического и современных танцев, сочетания действий звеньями тела и поворотов и других различных телодвижений). Судьи по обязательным элементам проверяют, чтобы в дорожке шагов были выполнены 6 требуемых базовых шага, и не было ни одного запрещенного движения.
- Линии, ограничивающие площадку. Нарушение линии фиксируется судьями по обязательным элементам, располагающимся по диагонали: в 2-х из 4-х углах соревновательной площадки. Каждый судья отвечает за 2 линии. Линии, ограничивающие площадку, входят в нее, следовательно, на них можно наступать. Касание пола за пределами линии любой частью тела ведет к снижению оценки. За пересечение линии любой частью тела в воздух оценка не снижается.
- Перемещения по площадке. Соревновательная площадка условно делится на 5 зон: 4 угла (1м x 1 м) и центр. Спортсмен должен наступить в любые три угла и центр соревновательной площадки не менее чем по одному разу за программу.
Максимального снижения за обязательные элементы не существует [8]. Снижения производятся следующим образом:
1.4 Сложность.
Судьи по сложности записывают обязательные и дополнительны элементы программы и присваивают каждому дополнительному элементу соответствующий уровень сложности, оценивают по шкале 0,0 до 1,0 элементы, при выполнении которых были соблюдены минимальные требования. В случае падения элемент засчитывается как выполненный, но получает оценку ноль (0). [7]
• Обязательные элементы. Судьи по сложности проверяют наличие в программе по одному элементу из каждой из 4 групп. Снижение производится за каждый пропущенный элемент.
• Дополнительные элементы. Сложность дополнительных элементов оценивается в соответствии с принадлежностью элемента к той или иной группе или, если элемент не указан ни в одной из этих групп, сложность оценивается визуально (от уровня А до уровня F).
Оценка за сложность состоит из суммы баллов за дополнительные элементы, из которой производятся сбавки.
Все дополнительные элементы получают оценку в соответствии с уровнем сложности. Баллы суммируются. Из этой суммы производятся сбавки за невыполнение обязательных элементов и превышение разрешенного количества дополнительных элементов:
Главный судья записывает всю программу участника. При разногласиях в выставлении оценок между двумя судьями по сложности принимается во внимание оценка за сложность, выставленная Главным Судьей. Он совместно с судьями по сложности отвечает:
- за снижения, осуществляемые в случае выполнения в программе запрещенных элементов. Запрещенными для включения в программу считаются движения представленные в списке запрещенных движений в Правилах copeвнований [2,стр. 71];
- за выполнения больше допустимого количества элементов,
- прерывания/прекращения выступления. Если спортсмен перестает выполнять программу на время от 2 до 20 с, а затем продолжает выступление, такая остановка расценивается как прерывание выступления. Прекращением выступления считается остановка более чем на 20 с.
- слишком большой или малой длительности программы. Нарушение времени имеет место, если программа слишком короткая или слишком длинная (в пределах 1.15-1.20 и 1.40-1.45), в этом случае спортсмен дисквалифицируется. Отсчет времени начинается с первого слышимого звука музыки (предварительный звуковой сигнал не учитывается).
- несоответствия костюма существующим нормам, дисциплинарных взысканий. Выступление в костюме, полностью несоответствующем требованиям, ведет к дисквалификации.
Снижение оценки, вынесение предупреждений и дисквалификация производятся следующим образом:
Часть 2: Построение композиции.
С 9 лет мы тренируемся все вместе: и девятилетние, и четырнадцатилетние, и семнадцатилетние. Т.к. тренер работает в данный момент с какой-то одной группой, то старшие помогают младшим, передают им свой опыт. Таким образом, к 12 годам мы способны сами разрабатывать композицию для «соло», по ходу выступления менять одни элементы на другие. Работа над композицией - это долгий процесс, требующий большого терпения и от спортсмена, и от тренера. Ради одной минуты и тридцати секунд мы работаем не один месяц.
Все содержание спортивной аэробики сформировано на основе базовых движений оздоровительной аэробики, которые выполняются на фоне прыжков, бега, маршировки в смешанном режиме.
Такая система циклических действий, объединенных в композицию и выполняемых в высоком темпе под музыку (в среднем 150 двигательных акцентов в минуту, или 2,5 движения в секунду), несет в себе значительный эмоциональный заряд и воспринимается зрительно как виртуозное двигательное действо.
Весь набор элементов, которые могут быть включены в композицию спортивной аэробики, с высокой степенью условности разделены на четыре группы [1, стр. 78]:
Обязательным требованием является включение в композицию не менее чем по одному элементу из каждой группы. Помимо этого в нее включаются до десяти дополнительных элементов, которые не являются обязательными и выбираются самим спортсменом. Каждая группа элементов разделена на четыре категории (для трудности - от низшей к высшей (А, В, С, D) - что позволяет определить степень сложности упражнения в целом.
Кроме того, композиция в спортивной аэробике должна включать две серии движений, называемые «восьмерка» и «дорожка шагов». «Восьмерка» — это соединение телодвижений, выполняемых последовательно в положении стоя в течение четырех музыкальных тактов. Требующееся для выполнения соединение включает две «восьмерки», которые отличаются только направлением движения. Дорожка шагов — это соединение разновидностей последовательных шагов на 16 счетов, которое начинается с приставного шага вперед с последующим чередованием подобных действий. Например, поднимание колена, мах ногой, прыжок ноги врозь и прыжок ноги вместе, выпад. Три базовых движения: шаг, бег, скип — используются только как связующие элементы. При этом возможны различные вариации таких действий и выполнение их с поворотами в любом направлении, но смена направлений не должна превышать 360°.
Чтобы получить высокую сложность, нужно выполнить идеально десять самых сложных элементов из 4 разных групп. Сложность некоторых элементов можно регулировать в ходе выступления. Например, поворот в угле на каждые 1800 дает 0,1 балла. Чем больше «накрутишь», тем больше получишь. «Крутить» бесконечно - тоже нельзя, так как, во-первых, это возможна потеря времени, во-вторых – можно потерять темп, а значит, пострадает артистичность и исполнение. Можно также получить дополнительные 0,1 балла за темп исполнения сложных элементов.
Я отобрал 10 (с учетом четырех обязательных) элементов и расположил их так, чтобы происходила смена высокого и низкого положения:
Максимальная сложность, которую я могу набрать при правильном выполнении элементов – (0,6+0,5+0,7+0,5+0,4+0,5+0,8+0,4+0,7+0,3):2=2,6. По правилам соревнований в категории 15-17 лет я также должен получить дополнительные 0,1 за темп соединения третьего и четвертого элемента. Причем для первенства России 4 элемента из этого списка являются обязательными – 5, 6, 7, 10. Между элементами нужно вставить дорожки шагов и «восьмерки» так, чтобы композиция смотрелась как зрелище. Выбрать начальную и конечную позы.
Теперь нужно «разметить» площадку, при этом учесть углы площадки, ее центр, направления перемещения. На рисунке 1 (Приложение1) с помощью стрелок показано направление перемещения, цифры показывают места выполнения элементов по порядку, крупные точки - низкие положения.
Потом несколько месяцев перед зеркалом отрабатывать элементы, шаги, соединения, т.е. работать над исполнением и артистичностью.
Заключение.
Наверное, каждый человек задумывается над тем, что будет завтра. И каждому интересно, как повернется его жизнь... Я считаю, что человек - сам кузнец своей жизни. И как ты живешь сейчас, о чем думаешь, мечтаешь, к чему стремишься - от этого зависит многое. Моя мечта — попасть в сборную страны, выступать на чемпионатах мира. Она вполне реальна, так как местная школа спортивной аэробики славится своими традициями и именами спортсменов: Кондратичев Александр- мастер спорта международного класса, чемпион мира и Европы, в течение 6 лет выступает за сборную страны; Шишигин Антон- член сборной России, мастер спорта международного класса, Волков Даниил- выпускник лицея имени ГФ Атякшева прошлого года, чемпион мира и Европы [3].
Над новой композицией я работал с августа по январь. Особенно сложным оказался период октябрь- ноябрь, т.к. приходилось работать над новым и постоянно повторять старое. Последние крупные соревнования в категории 12-14 лет были в декабре 2013 г– «Тюменский меридиан». А в феврале начались отборочные «на Россию»- соревнования ХМАО (Приложение 2), Уральский федеральный округ (март 2014 г) (приложение 3).
Как видно из таблицы (приложение 1), я уверенно продержался в лидерах, на промежуточных соревнованиях и «заработал» возможность участвовать в Первенстве России. На соревнования ХМАО я выступил хуже, недостаточно хорошо выполнил элемент и потерял 0,3 балла. На соревнования УрФО я выполнил все элементы чисто и набрал предполагаемые баллы в полном объеме.
К сожалению, в этом году первенство России 18-20 апреля, что намного позже, чем в прошлом году (март). Но я, имея протокол прошлого года с «России» (Приложение 4) и сравнивая результаты, могу предположить, что у меня есть все шансы попасть в шестерку лучших.
Это только один шаг к моей цели. Мне нужно продержаться в лидерах не один год, совершенствоваться в мастерстве. Кроме этого, занимаясь спортивной аэробикой, я приобретаю уверенность в себе, осанку, фигуру, умение преподнести себя. Ведь аэробика - это изящный и сильный вид спорта, который сочетает в себе танец и гимнастическую сложность, эстетику и грацию. И все это достигается благодаря постоянным тренировкам. Физические нагрузки здесь сопровождаются развитием силы, координации движений, ловкости, гибкости, чувства ритма, пластики. Спорт — это серьезная школа жизни. Она учит добиваться цели и побеждать! И у меня все получится!
На диске (приложение 5), вы можете увидеть съемку с соревнований Уральского Федерального округа (качество, конечно, не очень хорошее, так как снимали родители).
Список использованной литературы:
Приложение 1
Рисунок 1 «Перемещения по площадке»
Цифры- места, где выполняются элементы
Стрелки- направления перемещения
НП- начальное положение
КП- конечное положение
Результаты соревнований в категории «соло - юноши» 15-17 лет
Соревнования | Город и дата | Ар- тис- тич- ность | Ис- пол- не- ние | Слож- ность | Ср. балл | Мес- то |
Чемпионат и первенство округа по спортивной аэробике | г. Нижневар-товск, 23-24 февраля, 2014 г | 8,40 | 8,60 | 2,40 | 19,40 | 1 |
Первенство Уральского Федерального округа по спортивной аэробике | г. Екатеринбург, 12-13 марта 2014г | 8, 75 | 8,65 | 2,70 | 20,10 | 1 |
Приложение 5.
На диске:
Аннотация
Спортивная аэробика - это вид спорта, в котором используются элементы художественной, спортивной гимнастик и акробатики. Внешне он очень напоминает вольные упражнения в спортивной гимнастике. На площадке размером семь на семь метров спортсмены под динамичную музыку должны показать мини-спектакль из различных элементов, за чистотой исполнения которых следит строгое жюри.
Самая сложная возрастная категория в этом виде спорта - это 15- 17 лет. За спортсменами этой категории наблюдают тренеры сборной РФ, отслеживают результаты соревнований в течение двух- трех лет. И к окончанию школы, показавшим высокие результаты может быть предложено не только место в сборной страны, но и выбор учебного заведения, чтобы можно было учиться, тренироваться и выступать.
Любое выступление спортсмена этого вида спорта должно быть зрелищным, экспрессивным, но на что будут обращать внимание судьи в данной категории? Как набрать определенное количество баллов для прохождения в следующий этап соревнований?
Цель проекта - разработка композиции, с которой можно пройти все промежуточные соревнования (ХМАО и УрФО) и попасть в шестерку лучших на первенстве России в категории 15-17 лет.
Объект : Спортивная аэробика как вид спорта.
Предмет: спортивная композиция.
Задачи:
Методы, используемые в проекте: эмпирические (наблюдение, определение рейтинга), теоретические (сравнение, обобщение, анализ, синтез, систематизация, моделирование).
Тип проекта: индивидуальный, творческий.
Проектный продукт: спортивная композиция по спортивной аэробике.
В результате проекта была разработана спортивная композиция и апробирована на соревнованиях ХМАО и УрФО. Полученных баллов достаточно для участия в чемпионате России и попадания в шестерку лучших.
Весенние чудеса
Именинный пирог
Простые новогодние шары из бумаги
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка