Работа носит частично - исследовательский характер, посвящена спецшкольникам, Героям Советского Союза, автор проводит исследование о том, как увековечена память о Героях-спецшкольниках. Актуальность работы обусловлена тем, что в 2015 году страна отмечает 70-летие победы в Великой отечественной войне 1941-1945 гг. Автор показал умение логически излагать и систематизировать исследуемый материал, сделал вывод о необходимости сохранения нематериального наследия: в топонимах российских городов, мемориальных и памятных досках, памятниках Героям. Работа имеет практическую занчимость: материал работы может быть полезен в качестве дополнительного материала для однокурсников, учеников средних классов на уроках истории, географии, краеведения, а также на факультативных занятиях по перечисленным предметам. Работа интересна, исследование может быть продолжено в большем объёме.
Вложение | Размер |
---|---|
spetsshkolniki.doc | 595.5 КБ |
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Санкт-Петербургское суворовское военное училище
Министерства обороны Российской Федерации»
Конкурс, посвященный 70-летию победы в Великой отечественной войне: «Спецшкольники на фронтах Великой отечественной войны»
Тема работы: «Без памяти нет совести!», спецшкольники – Герои Советского Союза».
Выполнил: Туровский А.Д., суворовец 4 курса, 09.02.2000 года рождения.
Руководитель: Шоколова О.М., преподаватель географии СПб СВУ,
e-mail: shok-olesya@yandex.ru
Санкт-Петербург
2014 г.
В Москве, около станции метро «Кропоткинская», в тихом Чертольском переулке стоит памятник - в массивной гранитной плите вырублены в полный рост фигуры офицера, четырёх юношей в военной форме и подростка. На граните надпись: «Воспитанникам специальных артиллерийских школ, проявившим мужество и героизм в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.» (рис.1). Пожалуй, это самый известный памятник, посвященный выпускникам военных спецшкол. Я узнал об этом ещё в 2012 году, будучи суворовцем первого курса, прочитав статью в газете открытого содружества суворовцев, нахимовцев и кадет «Петербургское кадетство» (4), главным редактором и учредителем которого является выпускник 4-й московской спецшколы В.А.Соколов-Хитрово. Когда был объявлен конкурс «Спецшкольники на фронтах Великой Отечественной войны», я, не раздумывая, решил, что проведу небольшое исследование, посвященное Героям Советского Союза – спецшкольникам. Мне стало интересно, как увековечена память о славных воинах, какое нематериальное наследие мы сохраняем. Ведь именно названия улиц, площадей, памятники, мемориальные доски несут в себе тот молчаливый патриотизм, то эмоциональное воздействие, которые формируют историческую память народа. В названии своей работы я привёл слова, принадлежащие академику Д.С. Лихачёву: «Без памяти нет совести!». Они полностью подтверждают роль памятных мест в сохранении нематериального наследия.
Из истории образования спецшкол известно, что всего на территории СССР было организовано 20 спецшкол: в Москве, Ленинграде, Воронеже, Горьком, Саратове, Сталинграде, Иванове, Курске, Свердловске, Ростове-на-Дону, Казани, Краснодаре, Киеве, Минске, Тбилиси, Харькове, Днепропетровске, Ворошиловграде, Одессе, Ереване (1). В 1937 году была открыта первая артиллерийская спецшкола, в которой могли обучаться юноши 8-10 классов по специальной программе, максимально приближенной к программам военных училищ. После начала Великой Отечественной войны, учащиеся спецшкол приняли активное участие в подготовке своих городов к обороне - вместе со взрослыми рыли противотанковые рвы, дежурили на крышах при бомбардировках, боролись с зажигательными бомбами, несли патрулирование в городе (2). Воевали спецшкольники мужественно, смело, проявляли в бою находчивость и самоотверженность. За совершение подвига или выдающиеся заслуги во время боевых действий 20 выпускников спецшкол были удостоены высшего звания – Герой Советского Союза. Вторая московская артиллерийская спецшкола взрастила 6 Героев, - лейтенант Т.Фрунзе, капитан Н.Прохоренко, майор М.Либман, генерал армии В.Говоров, генерал-лейтенант С.Новичков, генерал-майор С.Микоян. Другими спецшколами были воспитаны Герои: полковник А.Барданов (4 САШ), генерал-майор В.Бутылкин (5 САШ), генерал-лейтенант артиллерии С.Штанько (11 САШ), полковник В.Субботин (13 САШ), капитан И.Чайковский (13 САШ), капитан В. Поярков (14 САШ), капитан А.Барвинский (14 САШ), майор Р.Павловский (15 САШ), капитан П.Стрижак (15 САШ), капитан Б.Тасуй (15 САШ), лейтенант П.Вернидуб (16 САШ), капитан В.Богаткин, младший лейтенант В.Ермолаев, генерал-майор В.Зикеев. Я решил выяснить, кому из перечисленных Героев установлены памятники, мемориальные и памятные доски, в честь кого названы улицы российских городов (8).
В статье В.А.Соколова-Хитрово «Из истории создания спецшкол» (4), упоминается имя Владимира Леонидовича Говорова, который был единственным сыном выдающегося советского полководца, маршала Советского Союза, героя Советского Союза Леонида Александровича Говорова. Родился Владимир Леонидович в 1924 году, в 1938, в 14 лет, со своими одноклассниками отправился в Испанию, где проходила гражданская война. В 1942 году закончил вторую московскую артиллерийскую спецшколу. Очень интересна и насыщена биография этого поистине военного человека, настоящего патриота своего Отечества. 17 октября 1984 года Говорову Владимиру Леонидовичу присвоено звание Героя Советского Союза "за большой вклад, внесенный в дело повышения боевой готовности войск, умелое руководство частями, соединениями и объединениями, личное мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, и, в связи с 60-летием со дня рождения. В 2006 году его не стало и он был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве, где установлен памятник (рис.2). В Москве есть два памятных места о В.Л.Говорове: мемориальная доска на здании штаба Московского военного округа (Космодомианская наб., д.24, строение 1) (рис.3) и памятная доска на здании Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС России (ул. Ватутина, д.1) (рис.4).
Ещё один выпускник 2-й московской спецшколы – Степан Матвеевич Новичков. В 1940 году, после окончания артиллерийской спецшколы, поступил и окончил в 1942 году Военную авиационную школу пилотов. В действующую армию попал сразу и к 1944 году был уже командиром 67-го Гвардейского истребительного авиационного полка. Всего выполнил 315 боевых вылетов, сбил 34 самолёта противника (9). 4 февраля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленных в боях с врагами, удостоен звания Герой Советского Союза. В родном городе Зарайске Московской области имя Новичкова С.М. носила пионерская дружина Масловской средней школы. На алее Героев города Зарайска установлен постамент с портретом Степана Матвеевича (рис.5). По воспоминаниям его боевых товарищей этот человек отличался необыкновенной силой, добротой и нетерпимостью к подлости и несправедливости, беспредельной самоотверженностью.
Герой Советского Союза Прохоренко Николай Степанович прожил очень короткую (21 год), но достойную и героическую жизнь. Родился Николай Степанович в деревне Страмиловка Калужской области в крестьянской семье. С детства мечтал стать военным, поэтому по окончании неполной средней школы в 1937 году поступил во 2-ю Московскую специальную артиллерийскую школу, в 1940 – курсант Одесского артиллерийского училища им. М.В.Фрунзе (10). С началом Великой Отечественной войны эвакуировался на Урал, где завершил военное образование. На фронте участвовал в Воронежско-Ворошиловградской, Воронежско-Касторненской операциях, Курской битве, битве за Днепр (11). За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1944 года капитану Прохоренко Николаю Степановичу было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Имя Героя увековечено четырежды:
Одним из самых юных Героев Советского Союза был лётчик-истребитель, лейтенант, сын политического деятеля и военачальника М.В.Фрунзе, Тимур Михайлович Фрунзе. Меня поразила судьба Героя: когда Тимуру было 2 года, у него умер отец, через год мать ушла из жизни, воспитывался бабушкой, после смерти которой, его вместе с сестрой усыновил друг их отца (13). С 10 лет Тимур Фрунзе учился в специальной школе ВВС, после окончания которой, поступил и успешно окончил Качинскую Краснознаменную военную авиационную школу им. А.Ф.Мясникова. В конце 1941 лётчик-истребитель лейтенант Фрунзе был назначен на службу в 161-й истребительный авиационный полк. Он совершил 9 успешных боевых вылетов. 19 января 1942 года, при выполнении боевого задания в районе Старой Руссы по прикрытию войск, сбил 3 вражеских самолёта (12). Прикрывая повреждённый самолёт товарища, израсходовав весь боекомплект, был убит в воздухе прямым попаданием снаряда в голову. Тимуру было всего 18 лет…Память о нём увековечена:
Данное небольшое исследование позволило мне понять, кто был удостоен особой чести быть на картах российских городов, кому и где поставлены памятники. К сожалению, формат работы очень мал для того, чтобы провести более детальное исследование, рассказать о каждом Герое, каждом спецшкольнике. В названиях улиц, проспектов, станций метрополитена увековечена память славных воинов, ставших гордостью нашего народа: это и Герои Отечественной войны 1812 года, и Герои Великой Отечественной 1941-1945 гг., и наши современники. Сегодня улицы называют и переименовывают в честь политических деятелей или громких событий: они являются частью государственной пропаганды и политики. Я считаю, что недостаточно внимания уделено Героям Советского Союза, выпускникам спецшкол, так как их подвиги были героическими, их имена должны достойно храниться в памяти людей. Крупные города России, такие как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург в наше время активно застраиваются, растут, появляются новые микрорайоны, с большим количеством новых улиц. Почему бы не называть их именами Героев, Героев Советского Союза, людей, достойно защищавших нашу Родину и одержавших великую победу? Важно сохранить наше наследие для будущих поколений, ведь «Без памяти нет совести».
Приложения.
Рисунок 1. Памятник в Москве «Воспитанникам специальных артиллерийских школ, проявившим мужество и героизм в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.». |
|
Рисунок 2. Памятник В.Л.Говорову на Ваганьковском кладбище. | Рисунок 3. Мемориальная доска на здании штаба Московского военного округа. | Рисунок 4. Памятная доска на здании Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС России. |
Рисунок 5. Аллея Героев в г. Зарайске. | Рисунок 6. Аллея Героев в г.Чернобыль. | Рисунок 7. Памятный стенд на мемориале работникам ГКНПЦ им.М.В.Хруничева, погибшим в годы Великой Отечественной войны |
Рисунок 10. Памятник «Они были артековцами», установлен на территории лагеря «Лазурный» в «Артеке». | ||
Рисунок 8. Улица Т.Фрунзе в Москве. | Рисунок 9. Улица Т.Фрунзе в Великом Новгороде. |
Список литературы.
Композитор Алексей Рыбников
Как Снегурочке раскатать тесто?
Воздух - музыкант
Будьте как солнце!
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды