В условиях политической, социальной и экономической нестабильности молодой человек подвергается воздействию проявлений, имеющих место вне образовательной системы, в числе которых - криминализация общества, падение уровня жизни подавляющего большинства населения, разрушение культурных традиций, размывание нравственных ценностей.
В данной статье рассматривается проблема влияния СМИ на сознание современной молодежи. Данная проблема важна, так как поток информации в настоящее время очень разнообразен и притиворечив, поэтому молодежи самостоятельно разобраться в нем зачастую бывает очень проблематично.
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_smi_na_razvitie_i_formirovanie_lichnosti_molodogo_cheloveka.docx | 28.13 КБ |
ВЛИЯНИЕ СМИ НА РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА
Ю.С. Тихонова
Россия, г. Салехард, ГБПОУ ЯНАО «Ямальский полярный агроэкономический техникум»
В условиях политической, социальной и экономической нестабильности молодой человек подвергается воздействию проявлений, имеющих место вне образовательной системы, в числе которых — криминализация общества, падение уровня жизни подавляющего большинства населения, разрушение культурных традиций, размывание нравственных ценностей.
В данной статье рассмотрена проблема влияния СМИ на сознание современной молодежи. Данная проблема важна, так как поток информации в настоящее время очень разнообразен и противоречив, поэтому молодежи самостоятельно разобраться в нем зачастую бывает очень проблематично.
Ключевые слова: СМИ,
Воспитание растущего человека составляет одну из главных задач современного общества. Под воспитанием понимается целенаправленное развитие растущего человека как неповторимой индивидуальности, обеспечение роста и совершенствования его нравственных и творческих сил. Особое беспокойство вызывает факт воздействия современных средств массовой информации (СМИ) на молодое поколение. То, что оно, это воздействие, сегодня во многом негативно, уже никто не оспаривает. СМИ и другие институты социализации влияют на подрастающее поколение путем изменения его сознания, ценностных ориентаций, потребностей и интересов, нравов и морали.
Проблема взаимодействия СМИ и школы особенно актуальна для современной России. Отсутствие четкого социального заказа государства образовательным учреждениям создало нежелательную ситуацию.
К сожалению, взаимодействие школы и СМИ происходит спонтанно, вне педагогической стратегии. Можно утверждать, что школа практически игнорирует проблему влияния на молодежь СМИ, мало учитывает и в учебной и в воспитательной работе то, что наиболее значительные изменения сегодня происходят в информационной области. Практически все школьники имеют сейчас доступ к ТВ, интернету, прессе. Молодежь - это такая социальная группа, которая по максимуму использует СМИ и черпает информацию разного содержания. Так как молодые люди очень любознательны, и хотят быть в курсе всех событий, происходящих не только в их городе, но и во всём мире. В связи с возрастающим влиянием средств массовой информации на социализацию школьников актуальными становятся проблемы определения позиции педагогов в работе с детьми, возможной степени вмешательства взрослых профессионалов в процесс освоения детьми окружающего мира по средствам информации. В педагогическом опыте уже имеются отдельные попытки их решения: анализ телевизионных программ на предстоящую неделю и работа с ними в классе; обсуждение телепередач в классе со всеми и в беседах наедине с учеником; использование телепередач в учебном процессе и т.д. Но тем, не менее проблема влияния СМИ на формирование личности подрастающего поколения на сегодняшний день остается открытой и актуальной для педагогической среды.
В этом отношении в своей статье попыталась выявить уровень зависимости у подростков от средств СМИ, определить некоторые психолого-педагогические особенности влияния СМИ на формирование их личности.
На основе анализа влияния СМИ на формирование личности подростков в психолого-педагогической литературе выявлены позитивные и негативные стороны СМИ в воспитательном плане.
Не смотря на бурное развитие средств коммуникации в начале XXI века, телевидение остается самым массовым и доступным средством информации.
По данным социологических исследований, телевидение занимает одно из ведущих мест по силе воспитательного воздействия после семьи и школы, являясь каналом интенсивной социализации.
На примере телевидения обозначим комплекс проблем, которые стали особенно острыми: усиление воздействия рекламы на воспитание личности; вытеснение «взрослой» субкультурой детской субкультуры; снижение количества и качества передач для подростков; снижение художественного и интеллектуального уровня ряда передач для подростков и др.
В наше время особой остроты обрела проблема телевизионного насилия. Практически во всех современных сериалах, фильмах, и даже мультфильмах существует насилие. Термин "телевизионное насилие" давно используется в научном лексиконе и объединяет в себе демонстрацию нанесения повреждения или ущербов персонажам телевизионных программ или фильмов. [4, с.33]
На телеэкранах российского телевидения почти ежедневно освещаются в подробностях новости, траурные события, катастрофы, убийства, несчастные случаи, жертвы, их плачущие родственники. В силу психологического механизма сопереживания, эмпатии, эмоционального резонанса подобное зрелище вызывает у многих телезрителей чувство сострадания, снижение настроения, тревогу за своих близких, которые могут оказаться в кризисных или чрезвычайных ситуациях. Отрицательные эмоции, возникающие при просмотре указанных телепередач, в результате их накопления и суммации могут приводить к подрыву психического здоровья, повышению уровня тревожности, нарушениям сна, развитию предневротических и невротических расстройств. Таким образом, телевидение и другие СМИ становятся источником и средством доставки в сознание людей разнообразных социально-стрессовых воздействий, многократно тиражируемых, что способствует развитию массовых социально-стрессовых расстройств в форме разнообразных невротических, депрессивных, тревожных, соматоформных, психосоматических расстройств.
Сцены насилия негативно воздействуют на сознание современной молодежи, в результате чего она становятся агрессивной, несдержанной, проявляя девиантные формы поведения. Следует отметить, что не только боевики и фильмы ужасов пагубно воздействуют на сознание молодежи, но и информационные передачи могут оказывать негативное воздействие. Так, например, аналитическим центром института социально-политических исследований РАН было установлено, что такие информационные телепрограммы как «Новости», «Вести», «Сегодня» вызывают у телезрителей чувство тревоги в 60 %, чувство страха — в 49 %, разочарования — в 45 % [1].
Помимо негативного влияния можно говорить о положительном воздействии СМИ, ведь всю полезную информацию мы получаем зачастую из них, даже температуру большинство людей предпочитают смотреть не по термометру в своей квартире, а по прогнозу новостей или в интернете. Также благодаря СМИ формируется общественное мнение — состояние массового сознания, содержащее в себе отношение социальных общностей к различным проблемам, событиям действительности. Нельзя не обойти вниманием то, что на телеэкране стали появляться и положительные, поучающие передачи: они преподносят детям уроки хорошего поведения, доброты, честности, стараются повысить уровень культуры не только молодежь, но и общества в целом. Стали работать детские каналы на ТВ, появился канал «Россия Культура», созданные для повышения общего уровня культуры в стране.
Сегодня популярным времяпровождением у молодежи является компьютерная сеть Интернет. Плюсы Интернета состоят в том, что сеть предлагает образовательный и полезный опыт, правильное использование которого может улучшить их успеваемость в школе или институте. Но и здесь есть свои недостатки, такие как неточные данные, а также неподходящие для детей и подростков в области информации.
Существуют сайты, посвященные порнографии, пиротехнике, суициду, обсуждению действия тех или иных наркотиков. Отсюда может последовать увлечение всеми этими угрожающими их здоровью вещами.
Интерес к газетам и журналам проявляться обычно с подросткового возраста. И тут важны количество и качество той информации, которая размещена на страницах периодических изданий и которая должна учитывать потребности растущей личности, помогать формировать общечеловеческие ценности, мораль и базовые компоненты культуры.
На сегодняшний день среди российских печатных изданий существует большое количество молодежных журналов, пользующихся большим спросом среди подростков. Подросток, осваивающий собственное "Я", больше всего любит читать о жизни своих сверстников. На этом и основываются редакции различных молодежных журналов и издательства, печатающие их. А ведь чтение в жизни подростков понизилась в последние годы не только количественно, но и качественно. И снижение интенсивности, и качества юношеского чтения - большая социальная потеря.
Подводя итоги можно сказать, что средства массовой информации, показывая агрессивные фильмы и передачи, отрицательно воздействуют как на отдельного человека, так и на общество в целом: повышается уровень преступности, у подростков появляются девиантные или делинквентные формы поведения. Современная молодежь теряет духовность и толерантность. Данная проблема переросла рамки одной страны, проблема стала приобретать глобальный характер.
Для роста самосознания современной молодежи, необходимо тщательно отбирать информацию, увеличить штрафы руководителям ТВ-каналов и ТВ-передач, которые ради рейтинга насаждают культ агрессии и жестокости. Целесообразно увеличить количество детских культурно-воспитательных передач, учебно-просветительских и спортивных каналов, которые органично войдут в повседневную жизнь молодежи.
Список использованных источников:
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Новый снимок Юпитера
Снежный всадник
А теперь — мультфильм
Рисуем "Осенний дождь"