Мы не можем представить себе жизнь без цветов, как нельзя представить себе без цветов свадьбу, рождение ребенка, юбилей, встречу и проводы друзей, чествование ветеранов, различные праздники. Они с нами в минуту радости скорби. Особенно торжественны цветы павшим героям у обелисков, памятников, на братских могилах.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_5v_grechnev.doc | 105 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
Научно – исследовательская работа
по теме «Цветы в легендах и приданиях»
Выполнил: Гречнев
Алексей Сергеевич
ученик 5в класса.
Руководитель: Шмырёва
Татьяна Юрьевна
учитель биологии
г. Узловая, 2014г.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. ЦВЕТЫ В ЛИТЕРАТУРЕ…………………………………………….5
Глава 2. Цветы вдохновляли художников... на создание великих произведений…………………………………………………………………...6
Глава 3. Цветы в легендах………………………………………………………8
Заключение……………………………………………………………………...14
Литература………………………………………………………………………15
Введение
Цветы – остатки рая на земле.
(И. Кронштадтский)
«Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок», - говорил великий сказочник Ганс Христиан Андерсен.
Цветы – очаровательные создания природы, они украшают наше жилище и сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и празднествах, приходят в памятные даты. И дома, и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью – цветы необходимы, без их красоты беднее становится жизнь. С цветами и цветущими растениями довольно тесно связан духовный мир человека, и хотя каждый народ по-своему воспринимает красоту, однако есть красота, которая воспринимается и осознается всеми единодушно, - красота цветов.
«А сколько хранит в себе каждая неприметная травинка, каждый цветок! Вы проходите мимо цветка? Наклонитесь, поглядите на чудо, которое видеть раньше не могли. Он умеет такое, что никто на Земле не умеет. Например, он берет крупинку мягкой черной земли, затем он берет дождя дождинку и воздуха голубой лоскуток, и лучик, солнышком прошитый, все смешает потом. Но где, где пробирок и колб, и спиртовок ряды? И вот из одной и той же черной земли, он - то красный, то синий, то сиреневый, то золотой…», – так писал В. Солоухин.
Главная цель моей работы: сделать экскурс в мир и историю постоянных спутников человека – цветов.
Для достижения цели поставила следующие задачи:
о цветах, дополнить их стихами русских поэтов.
2. Узнать историю происхождения названия того или иного цветка,
историю возникновения букета и праздников.
Объектом исследования стали образы цветов, встречающиеся в русской поэзии, произведениях, язык цветов.
Предмет исследования – стихотворения русских поэтов, литературные произведения, легенды и мифы о цветах.
Актуальность
Мы не можем представить себе жизнь без цветов, как нельзя представить себе без цветов свадьбу, рождение ребенка, юбилей, встречу и проводы друзей, чествование ветеранов, различные праздники. Они с нами в минуту радости скорби. Особенно торжественны цветы павшим героям у обелисков, памятников, на братских могилах.
ГЛАВА 1. ЦВЕТЫ В ЛИТЕРАТУРЕ
Помимо того, что цветы — это отличные подарки на день рождения, с древних времён они занимают особое место в творчестве поэтов и писателей всего мира. В одной библейской легенде упоминается, например, о лилии выросшей из слёз Евы, изгнанной из рая. В древнерусском сказании о новгородском купце Садко, говорится об отвергнутой им морской царевне, из слёз которой появились ландыши. А один из греческих мифов повествует о юноше Нарциссе и цветке названным его именем.
С раннего детства мы начинаем знакомиться с устными и авторскими литературными произведениями. Самыми любимыми для нас, детей, являются бесспорно сказки. И в них как в авторских, так и народных мы часто встречаемся с цветами, которые обладают волшебными силами. Например, из произведения Валентина Катаева мы узнаём о цветике-семицветике, который выполняет 7 желаний девочки Жени.
В сказке Аксакова С.Т. мы знакомимся с аленьким цветочком «красоты не виданной не писанной. У честного купца дух занимается; подходит он ко тому цветку; запах от цветка по всему саду ровно струя бежит; затряслись и ноги, и руки у купца, и взговорил он голосом радостным: «Вот аленький цветочек, которого нет краше на белом свете»».
В произведениях Г.Х. Андерсена из цветка появляется Дюймовочка «Женщина пришла домой, посадила ячменное зерно в цветочный горшочек. Только она его посадила, зёрнышко сразу же дало росток, а из ростка вышел огромный чудесный цветок, совсем как тюльпан»; Герда, ищущая своего названого брата Кая, потеряла счёт времени в волшебном саду доброй старушки, а в сказке «Свинопас» нам встречается роза, которая никогда не вяла и издавала благоухающий аромат.
В сказке С. Маршака "12 месяцев" злая мачеха послала падчерицу в самый разгар лютых январских морозов в дремучий лес за весенними цветами. Девочка случайно встретила у лесного костра братьев-месяцев, среди которых был и добрый молодец Март. Он и одарил сиротку своими любимыми цветами - подснежниками.
А кто не помнит русскую народную сказку "Аленький цветочек", рассказанную в детстве ключницей Пелагеей Сергею Аксакову и записанную им в 1885 году? Сколько волшебных минут было прожито с этой сказкой каждым из нас. В переживаниях за честную, добрую и верную своему слову дочку младшенькую, и осуждении жадных и корыстных дочерей старших, доброго, но такого недальновидного купца. И с какой детской наивностью радовались мы счастливой, волшебной и неожиданной развязке...
Глава 2. Цветы вдохновляли художников... на создание великих произведений.
Цветы вдохновляли художников, поэтов, архитекторов, композиторов на создание великих произведений. Известно, что сирень вдохновила Чайковского на создание редкого по красоте балета-сказки "Спящая красавица". Стали популярными прекрасный "Вальс цветов" из балета Чайковского "Щелкунчик" и вальс "Орхидея" В. Андреева. К цветам в своем творчестве обращаются и многие современные композиторы.
Нередко цветок может сказать человеку больше, чем красноречивое послание: выразить и уважение, и любовь. В Австрии в 1973 году был построен оперный театр. Для первого представления труппа выбрала оперу Сергея Прокофьева "Война и мир". Зал был переполнен. И лишь одно кресло в первом ряду оказалось незанятым: на нем лежала… белая роза. Неизвестный поклонник музыки Прокофьева, не успевший прилететь на представление, передал из Америки по телеграфу необычную просьбу: положить на его место розу в знак уважения к великому композитору…
И. Гёте - большой любитель фиалок. По преданию, каждый шаг писателя И. Гёте был отмечен фиалками. Он не выходил из дому, не насыпав в карман сюртука семян фиалок. Шел и высеивал их на дорожках. В окрестностях Веймара, где он жил, дорожки фиалок превратились в сплошные цветочные ковры. Немецкие садовники вывели несколько новых сортов фиалки, назвав их именами персонажей произведений писателя: черный сорт получил имя "Доктор Фауст", ярко-красный - "Мефистофель", нежно-голубой - Маргарита.
Фиалка была любимым цветком великой русской актрисы М.Н.Ермоловой. Горячо любил и воспевал фиалки А.А.Блок. И.С.Тургенев любил преподносить своим друзьям фиалки и был весьма благодарен, когда они ему отвечали тем же.
Известно также, что нарцисс был любимым цветком писателя И. С. Тургенева, доказательство чего находим в оставшемся после его смерти альбоме, куда он имел обыкновение, шутки ради, записывать все то, что ему особенно нравилось. Записи он делал неоднократно, и в одной из них за 1867 год на вопрос: "Какой из цветков ему больше всего нравится?" - ответил: "Нарцисс"
Глава 3. Цветы в легендах.
В течение многих веков на Востоке как символ, иносказание использовался селам – язык цветов, способ выражения мыслей и чувств при помощи растений и их сочетаний. Признанием в любви служила ветка цветущей вишни, белая гвоздика – знаком доверия, красная гвоздика или роза выражала страсть, клевер – печаль, астра – ожидание. По числу цветков гиацинта назначался день свидания, а колокольчик помогал определить его час. Активно использовалась цветочная символика в средневековье. Предлагая даме руку и сердце, рыцарь посылал ей розу с миртом, а к дама в знак согласия отправляла маргаритки. В Японии силу, счастье, долголетие и выносливость символизирует сосна, надежду и вечное обновление – цветущая ветка сливы, а Цветущая ветка яблони – пожелание мира в семье. Почти у всех народов символ любви – роза, а у древних греков белая роза была знаком молчания. Интересны символические значения сочетаний некоторых растений. К примеру, ирис для японцев – символ мужества и доблести, а в сочетании с ситником – знак простоты. В свою очередь, композиция сосны с розой символизирует вечную молодость, а с сакурой – преданность и рыцарство.
Появление этих символов закономерно. Они являются результатом глубокого погружения в природу, длительного ее изучения, созерцания, наблюдения и вызывают большое уважение и интерес. Определенные значения, закрепленные за растениями, порой переменчивы и противоречивы, поэтому не являются чем-то неизменным. Цветочные символы одного народа нередко отличны от символов, принятых у другого. Это связано с тем, что на цветочную символику влияли не только популярные в народе мифы и легенды, но и важные исторические события, связанные с теми или иными цветами.
Мы не ставим перед собой задачу рассказать обо всех растениях и их символике. Упомянем только некоторые из них. История возникновения многих растений на протяжении многих лет была связана с небольшими легендами и мифами, создаваемыми в разных странах. И неудивительно, что символизм, присущий тем или иным цветам, берет свое начало как раз из этого народного творчества.
В одной библейской легенде упоминается, например, о лилии, выросшей из слез Евы, изгнанной из рая. В древнерусском сказании о новгородском купце Садко говорится об отвергнутой им морской царевне, из слез которой появились ландыши. А один из греческих мифов повествует о юноше Нарциссе и цветке, названном его именем.
Астра – символ ожидания, печаль; звезда, вечность красоты ; чувство, задумчивость. В Древней Греции носили как амулет на счастье. По легенде, ее происхождение звездное, она выросла из пылинки, упавшей со звезды. Существует поверье, что если ночью встать среди астр и прислушаться, то можно услышать перешептывание – это цветы общаются со своими сестрами звездами.
Боярышник – символ любви и любовных обрядовых празднеств; символ целомудрия. В Древней Греции ветки боярышника сжигали на алтарях Гименея – бога счастливого брака, а цветами растения осыпали и украшали невесту. Гименей изображался стройным юношей с факелом в левой руке и с венком боярышника - в правой. По русским преданиям, деревенская девушка очень любила составлять букеты, плести венки, включая в них цветы, листья и ягоды боярышника. Ее красоту заметил внук Чингисхана, будущий Бату – хан, и пытался заговорить с ней, но она избегала его – у девушки был жених. Но Бату выследил ее и хотел добиться своей цели. Тогда русская девушка встала спиной к любимому кусту боярышника, выхватила спрятанный кинжал и, ударив себя в грудь, упала под растение. В ее честь на Руси всех девушек величали боярышнями, барышнями, а молодых женщин боярынями.
Василек – доверие, веселость, верность; простота, правда, красота жизни (Япония). Греки называли цветок «центауре», по имени Центавра (Кентавра)- мифологического существа, залечившего соком василька раны, нанесенные ему Гераклом. По древнеримской легенде, прекрасный юноша Цианус никогда не покидал полей, пока на них цвели васильки. Он плел из них венки и гирлянды и одевался в платье одного с ними синего цвета, а потом юношу нашли мертвым среди любимых цветов. Богиня Флора за его постоянство превратила тело Циануса в василек, с тех пор все васильки стали называться по – научному «цианус», что значит – синий.
Гвоздика – постоянство и верность; символ любви и чистоты; утонченность, признание в страстной влюбленности, страсть; символ борьбы и революции, честь, свобода ;пылкие чувства; белая гвоздика – жизнь ради любви, желтая – неверие, презрение, полосатая – отказ (Япония). О ее происхождении повествует греческий миф. Рассерженная богиня охоты Артемида обвинила играющего на свирели пастуха в том, что он своей музыкой спугнул всю дичь и помешал ее охоте. Она в гневе вырвала у него глаза. Потом, раскаявшись и желая увековечить эти жалобно смотревшие на нее глаза, Артемида бросает их на тропинку. В ту же минуту из них вырастают две красные гвоздики. Воины Франции и Италии верили в чудодейственную силу гвоздики и носили ее как талисман. С красной гвоздикой были связаны храбрость и беззаветная отвага, поэтому Наполеон I, учреждая орден Почетного легиона в 1802 году, выбрал ленту для него красного цвета. После этого сторонники Бонапарта своим символом выбрали красную гвоздику, а сторонники Бурбонов выбрали белую.
Гиацинт – символ горя и печали: постоянного возрождения природы; грации и нежности; склонность к продолжительной привязанности. В переводе с греческого языка значит «цветок дождей», так как на родине в Малой Азии начинает распускаться с наступлением теплых весенних дождей. В древнегреческой мифологии любимцем Аполлона был Гиацинт, прелестный сын спартанского царя. Юноша не уступал богам ни в красоте , ни в силе, ни в ловкости. Гиацинт погиб во время состязаний по метанию диска. Маленький божок легкого ветерка Зефир завидовал юноше из –за внимания Аполлона и дунул на диск, повернув его в обратную сторону. Диск врезался в голову бедного Гиацинта. На месте гибели прекрасного юноши, из его крови, и появился удивительный цветок. Раньше по числу бутонов гиацинта узнавали день встречи.
Гладиолус – символ победы; символ благородства, памяти; безразличие; скрытность, сила характера, дружба, верность. В Древнем Риме считался цветком гладиаторов, его корень как амулет носили на груди. По легенде, в гладиолусы превратились мечи двух верных друзей – Севта и Тереса., не захотевших сражаться друг с другом по желанию императора и за это преданных смерти. Из – за узких длинных листьев, торчащих, как острые шпаги, гладиолус называют «шпажником».В средние века было поверье, что, если носить покрытую жесткой кожицей луковицу шпажника на груди, она делает человека неуязвимым. Рыцари надевали на грудь такой амулет и называли его «неодолимый панцирь».
Ирис – символ мужества, доблести, достоинства; символ страдания Богоматери. В переводе с греческого – «радуга». У древних греков был посвящен богине радуги Ириде, которая опускалась на землю, чтобы сообщить людям волю богов. У христиан острые листья цветка олицетворяли страдания сердца Богоматери.
Тюльпан – символ гордости, великолепия; удовлетворенность отношениями, благородство. Также считается цветком счастья. По легенде, в золотистым бутоне желтого тюльпана было заключено счастье. До этого счастья никто не мог добраться, никак нельзя было открыть бутон. По лугу шла женщина с ребенком, он вырвался и со смехом подбежал к цветку – и венчик тбльпана впервые раскрылся на звук радостного смеха ребенка. Первые сведения о цветке пришли из Персии, где он вырвался «дульбаш»- турецкая чалма, от этого слова произошло слово «тюрбан».
Ландыш- символ чистоты, нежности, верности, счастья и любви; тайная любовь, излияние сердца, ласка, Древние римляне считали, что цветок возник из капелек душистого пота богини охоты Дианы, когда она убегала от влюбленного в нее Фавна. Проходят дни, годы, меняются взгляды и привязанности людей, но любовь к цветам остается, интерес к истории происхождения не ослабевает, а лишь становится сильнее. Подводя итоги, отметим, что авторы – флористы – художники с необычайной способностью создания ярких портретов цветов. Они являются сверхнаблюдательными людьми и тонкими психологами, мастерами художественного сравнения, они подарили миру сотни выразительных, узнаваемых и незабываемых героев и героинь.
Легенда о Ромашке
Давным-давно жила на свете Девушка. Имя ее уже забылось. Она была прекрасной. И был у нее любимый человек - Роман. Они очень любили друг друга, их чувства были такими возвышенными и теплыми, что им казалось, что они не простые смертные. Каждый день влюбленные проводили вместе. Однажды принес он своей любимой цветок - нигде такого раньше не встречали. Девушка любовалась этим цветком очень долго. Он был скромный - вокруг солнечной серединки поселились белые вытянутые лепестки, но такая любовь и нежность исходила от цветка, что Девушке он очень понравился. Она поблагодарила Романа и спросила, где он добыл такое чудо? Он сказал, что этот цветок ему приснился и, когда он проснулся, увидел этот цветок на своей подушке. Девушка предложила назвать этот цветок Ромашкой - по ласковому имени Романа, и молодой человек согласился. Девушка сказала: «И почему же только у нас с тобой будет такой цветок?
Давай ты соберешь целый букет этих цветов в той неведомой стране, и мы подарим эти цветы всем возлюбленным!» Роман понимал, что невозможно достать цветы из сна, но не мог отказать Любимой. Он отправился в путь. Долго он искал эти цветы. Нашел на краю света Царство снов. Царь снов предложил ему обмен - Роман остается навсегда в его царстве, а Царь дарит его Девушке поле цветов. И молодой человек согласился, ради любимой он был готов на все! Девушка же долго ждала Романа. Год ждала, два, а он всё не приходил. Плакала она, грустила, сокрушалась, что пожелала несбыточное. Но как-то проснулась она, посмотрела в окно и увидела бескрайнее ромашковое поле. Поняла тогда Девушка, что жив ее Ромашек, но далеко он, не увидеть его больше! Девушка подарила людям цветы Ромашки. Люди полюбили эти цветы за их простую красоту и нежность, а влюбленные стали гадать на них. И теперь мы нередко видим, как по одному лепестку отрывают у ромашки и приговаривают: «Любит - не любит?»
Заключение
Люди культивировали цветы с незапамятных времен, цветы были спутниками человека в радости и печали, постепенно превращаясь в потребность и необходимость нашей жизни. Но особую радость человеку цветы доставляют тогда, когда он украшает природу-матушку, является народным целителем.
Народная мудрость гласит: «Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям». Живя на земле, мы постоянно должны помнить об охране природы, о преумножении естественных богатств. Ибо, по словам Жана Дорста, выдающегося эколога современности: «Природа будет ограждена от опасности только тогда, когда человек хоть немного полюбит ее просто за то, что она прекрасна».
В заключении можно сказать, что в своей работе мы достигли поставленной цели.
Литература
1.Бидерман.Г.Энциклопедия символов[Текст] /Г. Бидерман; Пер. с нем.;Общ.ред. и предисл. Свенцицкой И.С.- М.: Республика, 2000. – 335с. 2.Буячева О. Цветы в литературе и искусстве// Читаем, учимся, играем. Приложение к журналу «Библиотека», выпуск 3 - М, 1997.
3.Золотницкий Н.Ф.Цветы в легендах и преданиях [Текст]/ Н.Ф. Золотницкий – М.: Просвещение,2001.
4. Энциклопедический словарь юного филолога [Текст] / Сост. М.В. Панов.- М.: Педагогика,2002.
5. Энциклопедия эмблем и символов [Текст] / М.: Норма,2000.
.
Приложение
Легенда о васильке.
По древнегреческой легенде, "цветок Кентавра", или Центавра, отсюда латинское название василька - Центауреа (научное название василька синего - Centaurea cyanus, был в лечебном арсенале кентавра Хирона, воспитывавшего в глухом лесу юного героя, спрятанного от кровожадного властителя. Старый кентавр обладал даром целительства, лечил мазями, настоями из трав, и одним из его любимейших растений как раз и была "центауреа" - василек синий. Он нашел, что сок василька, особенно же Centaurea jacea, обладает драгоценным свойством заживлять раны, и исцелил им себе нанесенную отравленной стрелой Геркулеса рану. Это послужило поводом назвать растение Centaurea. Что касается второй половины его названия - "cyanus", то она по латыни просто обозначает "синий", окраску, которая является характерной для нашего цветка.
В одной из древнеримских легенд говорится, что цветок этот получил свое название в честь синеглазого юноши по имени Цианус, который был поражен его красотой, собирал эти синие цветы и плел из них гирлянды и венки. Юноша даже одевался в платье синего цвета и не покидал полей до тех пор, пока все любимые им васильки не были собраны до единого. Прекрасного юношу однажды нашли мертвым на хлебном поле, окруженным васильками. Узнав об этом, богиня Флора за такое постоянство и в знак особого к нему расположения превратила тело юноши в василек, и все васильки стали называть цианусами (цианус - значит синий).
Однажды небо упрекнуло ниву в неблагодарности: "Все, что населяет землю, благодарит меня. Птицы посылают мне пение, цветы - благоухание и цвет, леса - таинственный шепот, и только ты не выражаешь признательности, хотя не кто иной, а именно я наполняю корни злаков дождевой водой и заставляю вызревать колосья". "Я тебе благодарна, - отвечала нива. - Я украшаю пашню вечно волнующейся зеленью, а осенью покрываю ее золотом. По-другому я не умею выразить своей благодарности. Помоги мне, и я буду осыпать тебя ласками и говорить о любви". "Хорошо, - согласилось небо, - если ты не можешь подняться ко мне, так я сойду к тебе". Мгновенно случилось чудо, среди колосьев выросли великолепные синие цветы, схожие цветом со знойным небом. С тех пор колосья хлебных злаков при каждом дуновении ветерка склоняются к посланцам неба - василькам и шепчут им нежные слова.
Василек пришел к нам из глубокой древности. Во время раскопок гробницы Тутанхамона было найдено множество предметов из драгоценных камней и золота. Но найденный в саркофаге маленький венок из васильков потряс археологов. Цветы высохли, однако сохранили цвет и форму.
С 1968 года василёк синий является национальным цветком Эстонии. В некоторых странах Европы известен под названием - Немецкий цветок (цветок с немецким характером). Наибольшей любовью и популярностью василек пользовался и пользуется у немцев. Особенно же он стал им дорог с тех пор, как сделался любимым цветком императора Вильгельма I и его матери, королевы Луизы... Очень любил эти цветы великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов и в последнем завещании просил положить ему в гроб васильки....
Славяне также знали о целительной силе василька и с древних времен применяли это растение для исцеления ряда заболеваний. С васильками у славян связано два праздника: "пошел колос на ниву" - отмечался при появлении колосьев на ниве и "именинный сноп" - проводился в конце лета перед уборкой урожая.
Во время праздника молодые девушки и парни собирались на окраине деревни. Они становились в два ряда друг против друга, брались за руки, а по рукам, как по мосту, шла убранная васильками и лентами девочка. Пары переходили из последних рядов в первые до тех пор, пока девочка по их рукам не подходила к ниве. У нивы она сходила на землю, срывала несколько колосьев и бежала с ними в село, где ее дожидались родители. Шествие от села до нивы сопровождалось пением: "Пошел колос на ниву, на белую пшеницу, уродись на лето рожь с овсом, со дикушей, со пшеницей".
Праздник "именинный сноп" проводился в конце лета, перед уборкой хлебов. Женщины-хозяйки выходили с хлебом и солью зажинать ниву. Вязали первый сноп, украшали его васильками и ставили в красный угол дома. Первый сноп и носил название именинника.
Легенда о колокольчике.
Однажды какой-то эльф обронил серебряный колокольчик со своей шапочки во время ночных плясок на лужайке, где обыкновенно пас овец молодой пастушок, Шлагентейфель. Сначала эльф не заметил своей потери, но потом, возвратившись в холмы, хватился колокольчика, бросался и туда, и сюда, нигде его не нашел и с горем увидел, что обронил его на поле. Как быть? Между эльфами положено, что если кто потеряет колокольчик с шапочки, тот не смеет заснуть ни на минуту, пока его не отыщет. Пустился бедный эльф искать свой колокольчик на земле и для этого должен был оборачиваться то птицей, то зверем, то змеей, то принимать на себя человеческий образ, и долго, очень долго искал он понапрасну, пока нечаянный случай не навел его на настоящую дорогу. Колокольчик поднят был Шлагентейфелем, которому на следующий же день хозяин велел пасти свои стада на другом поле, далеко от первого; вот почему и не мог так долго бедный эльф напасть на след потерянной вещи.
Раз случилось ему в виде маленькой птички лететь через новое пастбище Шлагентейфеля, и, прислушиваясь к веселому побрякиванию ко-локольчиков на шее волов и овец, щипавших на поле травку, эльф вспомнил про свой колокольчик и жалобно запел:
Серенький козельчик,
Беленький барашек!
Будь мой колокольчик
Да на вашей шее,
Был бы я спокоен,
Были б вы богаты!
Пастушок услыхал эту песенку, глянул наверх и увидел диковинную пеструю птичку, которая вилась над стадом и все так же жалобно напевала. «Что за странность! Какая птица удивительная, невиданная! Говорит совершенно как человек! — подумал пастушок. — Да и что она такое поет про колокольчики, — прибавил он вслух, — сулит моим овцам богатство за то, что у них на шее простые медные колокольчики; ау меня вот и серебряный есть, да она мне ничего не говорит». Он при этом вынул из кармана маленький колокольчик, поднятый им на поле, и зазвонил. Птичка наверху все это видела и слышала, вдруг взмахнула крылышками и исчезла.
Эльф за первым же деревом сбросил с себя пестрые птичьи перья, оборотился дряхлой старушонкой, закутанной в лохмотья, которая, прихрамывая и опираясь на клюку, побрела через поле прямо к пастуш-ку. Сначала завела она с ним посторонний разговор, но потом, как будто только что заметив в руках его колокольчик, воскликнула с самым неподдельным изумлением: "Ах, какая диковинная вещица! Да я такой маленькой и хорошенькой отродясь не видывала! Ты не продашь ли ее, мой милый? Я бы ее своему внучонку отнесла!"
"Нет, я этого колокольчика ни за что не отдам и не продам, — резко отвечал ей пастух, — такого другого в целом свете не найдешь: ты посмотри-ка, каков его звон! Да мне стоит только позвонить им, чтобы все мое стадо побежало куда мне угодно! Нет, ни за что!" Старуха попробовала соблазнить его деньгами, предлагала три талера, потом десять червонных, но пастушок и слышать не хотел. Тогда старуха решилась повести дело иначе.
"Послушай, дружок, — сказала она, - отдай мне колокольчик, поверь, что я могу сделать тебя за такую услугу счастливейшим из людей! Вот тебя моя клюка вместо посоха. Я отдаю ее тебе за колокольчик. Пока ты будешь пасти стада этим посошком, они будут у тебя быстро плодиться и множиться, и станешь ты сам в короткое время богат, потому что твои бараны будут жиреть всегда четырьмя неделями ранее, чем бараны других пастухов, и на каждой твоей овце всегда будет шерсти двумя фунтами более, чем на других овцах."
Пастушок тут увидел, с кем имеет дело, обрадовался предложению эльфа, ударил с ним по рукам и, получив клюку, отдал колокольчик старухе, которая тотчас с ним исчезла. А пастушок, благодаря волшебному посоху, действительно, стал вдруг так счастлив, что быстро разбогател, купил себе большие стада, поместья, а впоследствии даже и баронство.
Легенда о одуванчике.
О происхождении одуванчика существует поэтическая легенда.
В маленьком селении в глубине лесов жила девочка-молочница. Была приветлива и миловидна, всем умела сказать ласковое слово, и даже одно ее появление было желанно людям. За это ее прозвали Отдуваночкой: она своей улыбкой и приветливым словом отдувала от людей тяжелые мысли. Выросла Отдуваночка-молочница и горячо полюбила Жаворонка. Особенно нравилась ей его песня без слов. Но однажды захотелось ей узнать, о чем поет любимый. Уговорила она Жаворонка опуститься с неба и пропеть слова песни и услышала:
Нежна моя любовь к тебе,
Как солнца первый луч,
Но манит ввысь небес простор,
И зов его могуч.
Бросилась Отдуваночка к Жаворонку, хотела его удержать при себе навсегда, но не успела. Жаворонок взмыл в небо, и девушка поняла, что утратила свое счастье. В отчаянии взмахнула она своей желтой косынкой, и оттуда выпало несколько золотых монеток. Подхватил их ветер и стал носить по свету. Там, где они касались земли, вырастали золотые головки цветов, которые люди с тех пор назвали по имени молочницы.
Последнее время люди часто обращают внимание на цветок похожий на солнце, но это не подсолнух….
Легенда о гербере.
Хотя научному миру герберы известны с 18 века, в России они появились с большим опозданием, лишь к началу 90-х. Но тогда цветы не вызвали особого восторга, они показались многим очень уж простыми и назойливо яркими. И все же, спустя кое-какое время, герберы сумели-таки растопить сердца людей и то, что сначала считалось недостатками, превратилось в достоинства.
Простота и, одновременно, совершенство формы цветка вызывают симпатию, а сочные цвета, крупный размер и нежный аромат карамели, источаемый герберой, поднимают настроение и заполняют пространство солнечной энергией жизни. Благодаря своим качествам эти разноцветные солнышки за 20 лет завоевали место в пятерке самых продаваемых цветов в России. Оранжерейные герберы можно купить, как говорится, и зимой и летом, но их выращивают не только для букетных композиций, но и как комнатные растения.
По Европе ходит такая легенда о гербере: «В древности существовала лесная нимфа Герба, которая была настолько прекрасна, не то что юноши, даже девушки восхищались ею. В какой-то момент устав от повышенного внимания к своей персоне, Герба пожелала превратиться в скромный дикий цветок – герберу».
Но это все относится к легендам о цветах, реальность же более прозаична. В начале 18 века путешествующие голландцы в богатом золотоносном крае на юге Африки, кроме драгоценных камней и металлов, обнаружили большое количество неизвестных растений, среди которых оказались и герберы. В 1737 году ботаник Ян Гроновиус занялся описанием этих цветов. Поскольку его названия никто не знал, ученый присвоил цветку имя своего коллеги немецкого врача-травника Трауготта Гербера.
Сходство соцветия герберы с солнечным диском, окруженным лучами, наделяет её созидательной, жизнеутверждающей, позитивной символикой. Благодаря этому сходству и ярким краскам, гербера стала символом игривости, радости и душевного тепла. В языке цветов гербера символизирует скромность, невинность и чистоту. Поэтому их принято дарить тем, к кому мы испытываем любовь, уважение, восхищение и признательность.
Акварель + трафарет = ?
Компас своими руками
Астрономический календарь. Март, 2019
Серебряное копытце
Хризантема и Луковица