Данный проект представляет собой исследование по теме: «Олимпийские ценности – ценности общества». Проект выполнен учащимися 4 класса.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_olimpiyskie_tsennosti_-_tsennosti_zhizni.docx | 190.53 КБ |
Городской конкурс проектов младших школьников
«Гости из будущего»
Олимпийские ценности – ценности общества.
Авторы: Хомко С.В., Агафонов М.Е.,
ученики 4-б класса,
МАОУ «Средняя школа №8»
Руководитель: Жерикова Е.А.,
учитель начальных классов,
МАОУ «Средняя школа №8»
Когалым
2013
Аннотация.
Данный проект представляет собой исследование по теме: «Олимпийские ценности – ценности общества».
Цель проекта: изучить олимпийское движение с точки зрения олимпийских ценностей.
Предмет исследования: ценности Олимпийских игр, общечеловеческие ценности.
Предметные области: окружающий мир
Тип проекта: исследовательский.
Данный проект решает следующие задачи:
Методы: поисковый, наглядный, практический, словесный.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………..3 стр.
1. Глава 1. История Олимпизма……………………………………….…5 стр.
2. Глава 2. Ценности олимпийского движения…………………………5 стр.
3. Глава 3. Ценности в нашей жизни……………………….…………..7 стр.
Список источников информации………………………………………..9 стр.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Введение.
«Идеи олимпийского движения вдохнут в человечество дух свободы, мирного соревнования и физического совершенствования и будут помогать культурному сотрудничеству народов».
Пьер де Кубертен, французский общественный деятель.
Моего папу – Хомко Александра Владимировича - пригласили на работу в Оргкомитет Сочи 2014. Мой папа, конечно, не Олимпийский чемпион, хотя и хороший спортсмен. Папа работает в сфере информационных технологий, ведь в наш век без этого не обойтись. Он и его коллеги делают все возможное, чтобы Олимпийские игры прошли без происшествий. Папа много рассказывал о том, что происходит в Сочи, что строится, какие объекты готовы. Побывав в Сочи, я увидел, что за грандиозное мероприятие готовится в городе. Я задумался: «А откуда взялись Олимпийские игры? Что несет нам Олимпиада?»
После поездки я поделился мыслями со своим школьным другом, и у нас возникла идея этой работы.
Проведя опрос своих одноклассников, мы поняли - проблема в том, что мало кто знает об Олимпийских играх, их истории, ценностях олимпийских игр. Мы решили изучить этот вопрос, рассказать и представить свое исследование на «Олимпийском уроке» в классе.
Этапы реализации нашего исследования:
1.1. Поиск информации;
1.2. Определение основных направлений работы:
- работа со справочной литературой (словари, энциклопедии) для создания «Словарика ценностей»;
- исследование индивидуальных, классных ценностей.
- составление опросника;
- обработка информации опросника;
2. Основной этап.
2.1. Изучение и обобщение собранной информацией.
2.2. Анализ полученной информации.
2.3. Проведение Олимпийского урока в классе.
3. Заключительный этап.
Создание буклета для учащихся, выпуск стенгазеты «Олимпийское движение-2014» .
Глава 1.
Собрав информацию из разных источников, мы узнали, что олимпийские игры возникли в Древней Греции. А в современной истории они возродились
в 1894 году благодаря идее французского общественного деятеля Пьера де Кубертена. Он считал, что идеи олимпийского движения вдохнут в человечество «дух свободы, мирного соревнования и физического совершенствования и будут помогать культурному сотрудничеству народов». Чтобы протянуть нить, связывающую две цивилизации, местом проведения I Олимпийских игр были выбраны Афины. Годом первой Олимпиады был назван 1896 год. (Приложение 1)
Верно отмечено, что Олимпийские игры – это не только спорт, но и проявление качеств характера. Все спортсмены, которые выступают на Играх или только тренируются, чтобы туда попасть, обладают качествами, которые можно объединить в ряд жизненных принципов. Эти принципы называются олимпийскими ценностями.
Глава 2.
«Дружба, совершенство, уважение – ценности олимпийского движения!» – таков слоган Олимпийского движения.
Изучив более подробно ценности олимпийского движения, вот что мы узнали (Приложение 2):
ДРУЖБА – это взаимопонимание между людьми и целыми народами, несмотря на существующие между ними различия. И мы выбираем себе друзей не из-за цвета их кожи, происхождения или семейного благополучия, а по сходству интересов, уважения и преданности.
СОВЕРШЕНСТВО – это полная самоотдача, как на спортивной арене, так и в жизни. В данном случае речь идет не столько о победе, сколько об упорной
борьбе за достижение поставленных целей, ежедневном преодолении себя – то есть о СТРЕМЛЕНИИ к совершенству.
УВАЖЕНИЕ – подразумевает не только уважение к людям, но и уважение к окружающей среде, к природе. Спорт и окружающая среда взаимосвязаны потому, что спорт нуждается в качественной окружающей среде, а также потому, что крупные спортивные мероприятия могут негативно воздействовать на окружающую среду.
Кроме того, существуют еще такие ценности:
СМЕЛОСТЬ – это каждодневное преодоление трудностей, включение в борьбу за высшие результаты. Это и бесстрашие перед лицом смерти в схватке с противником, и просто способность подняться над своими страхами ради общего блага или осуществления принятого решения. Это основание для уважения.
РАВЕНСТВО – предполагает, что успех человека не должен зависеть от его этнического, религиозного и главное – социального происхождения. РЕШИМОСТЬ – это качество человека, связанное с умением принимать ответственные решения и упорно их реализовывать.
ВДОХНОВЕНИЕ – это то, что подталкивает к собственным свершениям.
Без вдохновения и смелости не может быть решимости.
Сюда, к этим ценностям, мы бы включили такой принцип как бескорыстие. Эта черта присуща многим людям, которые совершают добрые поступки, не требуя ничего взамен. На Олимпиаде таких людей называют волонтерами. Волонтер - происходит от латинского «voluntarius» и в дословном переводе означает «доброволец, желающий». Сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями, поэтому на Олимпиаду в Сочи приедут около 25 тысяч волонтеров со всех уголков страны. Они будут оказывать помощь спортсменам, болельщикам: встречи, размещение, питание, языковая помощь и так далее. Волонтеры за свою работу не получают никакое денежное вознаграждение, только благодарность. На самом деле, в основе любого волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Главные качества волонтеров - умение работать в команде и быстро ориентироваться в нестандартных ситуациях, готовность к физическим нагрузкам, ответственность, способность к самоотдаче, дружелюбие, отзывчивость, толерантность. Эти ценности характерны и для спортсменов, и для волонтеров, а значит и для всего олимпийского движения.
Глава 3.
Свойственны ли эти ценности только олимпийцам, или всем людям вне спорта? Чтобы разобраться в этом, мы провели опрос «Ценности жизни» среди одноклассников, педагогов и просто прохожих на улице. (Приложение 3). Всем было предложено распределить человеческие ценности по значимости от самой важной на их взгляд, до незначительной. Результат исследования показал, что система ценностей каждого из нас индивидуальна. Обобщив все данные, мы создали общий список ценностей, присущих всем участникам опроса. (Приложение 4)
Наиболее значимыми являются: здоровье, дружба, уважение, знания.
Дети на первое место ставят здоровье – 58%, на второе место – дружбу – 26%, далее – знания – 11%, уважение – 4%, верховенство – 2%.
Педагоги, как и дети, на первое место определили здоровье – 77%, на второе – «Я» - 15%, на третье – уважение – 8%.
У прохожих наибольшее количество вариантов ответов, но самым главным для них является здоровье – 91%.
Как мы видим из результатов опроса, нет разницы, сколько тебе лет, чем ты занимаешься в жизни, какой ты национальности, какие у тебя интересы, самое главное – это здоровье, уважение, дружба и те знания, которыми ты владеешь. А это значит, что олимпийские ценности: дружба, совершенство, уважение, - это ценности всех людей.
Результат нашей работы мы представили на «Олимпийском уроке» (Приложение 5), где рассказали об истории Олимпийских игр, о предстоящей олимпиаде, и о ценностях, так необходимых ежедневно. К уроку мы подготовили буклет «Олимпийские ценности – ценности жизни» (Приложение 6) и в заключение урока предложили одноклассникам создать «Словарик ценностей класса». Каждый желающий мог описать в нем важную на его взгляд ценность и подобрать к ней иллюстрацию. (Приложение 7)
Подводя итоги всей нашей работы, мы можем сказать, что, не смотря на то, что все люди разные наибольшую роль и значение в нашей жизни играют именно общечеловеческие ценности.
Список источников информации.
Олимпийская хартия (в редакции 11.02.2010 г.)
Штейнбах В. От Олимпии до Москвы: Очерки/2-е изд. – М.: Дет. лит., 1980.-223с.
www. sochi2014.com
http://ru.wikipedia.org/
www.news.bbc.co.uk/www.olympic-history.ru
www.igryolimpa.ru
http://www.olympic.ru/olympic-games/sochi-2014/heritage/
Приложение 1.
История возникновения Олимпийских игр.
Возникновение Олимпийских игр относится к далекому прошлому. Существует множество самых разнообразных версий появления и создания Олимпийских игр, все они мифологического происхождения. Пример этому – миф о том, что сам Зевс в честь своей победы над отцом Кроносом приказал проводить игры.
Родиной Олимпийских игр является Древняя Греция, а именно почитаемое греками святилище – Олимпия, расположенная в западной части Пелопонесского полуострова, в долине реки Алфей. Олимпия принадлежала людям только во время Игр, а в остальное время это был город, посвященный богам. Здесь жили только священники, хранители захоронений и сокровищ. В 394 году ФеодосийI, император Востока и Запада, объявил, что Олимпийские игры являются главным источником язычества и запретил их.
В 17-18 веках в Англии, Германии возникали идеи возрождения Олимпийских игр, после их запрета. Что-то похожее на Олимпийские игры проходила в Англии в начале 18 века.
В конце 19 века бурный рост экономики, культуре нашел свое отражение и в спорте. Были созданы первые международные спортивные объединения, проводятся соревнования. В этих условиях французский общественный деятель барон Пьер де Кубертен выступил с предложением возродить Олимпийские игры. Он считал, что идеи олимпийского движения вдохнут в человечество «дух свободы, мирного соревнования и физического совершенствования и будут помогать культурному сотрудничеству народов».
23 июня 1894 года в Париже де Кубертен прочитал лекцию «Олимпийский ренессанс». Именно тогда он сказал свою знаменитую фразу: «Нужно сделать спорт интернациональным, нужно возродить Олимпийские игры!» На этом конгрессе двумя тысячами делегатов из 12 стран было принято решение о возрождении Олимпийских игр и учреждении Международного Олимпийского комитета (МОК) – высшего руководящего органа олимпийского движения. Чтобы протянуть нить, связывающую две цивилизации – эллинскую и современную, местом проведения I Олимпийских игр были выбраны Афины. Годом первой Олимпиады был назван 1896 год.
Но Эллада, Греция – страна теплая, солнечная. Откуда же взялись Зимние Олимпийские игры?
Собственно, зимние виды спорта впервые были представлены на олимпиадах задолго до возникновения идеи Зимних игр. В разные года в программу Олимпийских игр были включены катания на коньках. В 1908 году в Лондоне фигуристы соревновались в 4-х видах программы, а россиянин Николай Панин-Коломенский стал чемпионом в произвольном катании. В программе игр в Антверпене в 1920 году были фигурное катание и хоккей с шайбой.
Но история Зимних Олимпийских игр относит нас в 1924 год во Францию, в город Шамони. Там проходила «Неделя зимнего спорта, посвященная предстоящим Играм VIII Олимпиады в Париже», на которую в январе-феврале собралось 293 спортсмена из 16 стран. Германия, как зачинщица Первой мировой войны, приглашена не была.
Олимпийский флаг на этих соревнованиях официально не был поднят, но присутствовал на соревнованиях по бобслею и прыжкам с трамплина, а также у пьедестала во время церемонии награждения. Именно эти моменты стали решающими на сессии МОК в Лиссабоне, где игры в Шамони были признаны первыми Зимними Олимпийскими играми. Величайшую энергию в пробивании Белых игр проявил все тот же Кубертен. Он добился создания комиссии по организации Зимних Игр, настоял на проведении недели зимнего спорта, хотя у Кубертена не было единомышленников. Вот так гений Пьера де Кубертена, его талант убеждать и настаивать, подарил человечеству еще один праздник спорта. Кубертен предложил, что спорт должен принадлежать всем людям, странам и континентам. И после того, как несколько олимпиад прошли в городах, которые выбирали исходя из какой-то важной идеи, столицы Олимпийских игр стали выбирать голосованием на сессиях МОК.
Интересно, что сначала символами Олимпийских игр были только эмблема – пять переплетенных колец, символизирующие пять континентов, и олимпийский огонь, который напоминает нам миф о Прометее, о стремлении к высоким целям в борьбе со злом. Церемония зажжения огня, проносимого не только через страны и континенты, - это особый олимпийский ритуал. Позже появился Гимн Олимпийских игр, написанный к I Олимпиаде современности в Афинах в 1896 году греком Спиросом Самаросом, автором слов стал поэт Константинос Паламас. Ноты гимна хранятся в штаб-квартире МОК в Лозанне. «Олимпийский талисман» как понятие был утвержден только в 1972 года на 73 сессии МОК в Мюнхене. Каждая страна, которая принимает у себя олимпиаду, выбирает сама свой талисман, потом он утверждается в МОК. Талисманом может быть человек, животное, сказочное существо, которое отражает особенности принимающей страны и символизирует ценности олимпийского движения.
А вообще, все Олимпийские традиции регламентируются Олимпийской хартией, введенной в действие с 7 июля 2007 года. В ней описаны все принципы олимпизма, олимпийские знаки, гимн, огонь, традиции.
Приложение 2.
Олимпийские ценности.
Иллюстрации.
Приложение 3.
Опросник.
Расположи по значимости от 1 до 10.
Здоровье | |
| Уважение |
Спорт | |
Деньги | |
Дружба | |
Знания | |
Равенство | |
Верховенство | |
Бескорыстие | |
Я |
Приложение 4.
Результат опроса «Ценности жизни»
Рукавичка
Л. Нечаев. Яма
Ребята и утята
Сказка про Серого Зайку
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"