Ответы на олимпиадное задание по Граждановедению
Вложение | Размер |
---|---|
Олимпиада по граждановедению | 104.5 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШЕБАЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Х.ШЕБАЛИН, УЛ. ГАГАРИНА,5, ЗАВЕТИНСКИЙ РАЙОН, РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ТЕЛ: 8(86378)24353; 24313
ОЛИМПИАДА
ПО ГРАЖДАНОВЕДЕНИЮ
И ИЗБИРАТЕЛЬНОМУ ПРАВУ
6-7 КЛАССЫ
Автор: Хайдаров Халид Ахьядович
учащийся 7 класса
Адрес: х. Крылов, ул. Степная 4,
Заветинский район
Ростовская область
Руководитель: Мысливцева Елена
Григорьевна
Учитель истории
2013 год
ОТВЕТЫ
Избирательное право
1.Избирательные цензы – это система условий и ограничений, установленных для осуществления активного или пассивного избирательного права. В различных странах могут быть свои, отличные от других, избирательные цензы. Так, например, цензы могут быть:
- по половому признаку (когда женщины не имеют избирательных прав. Отменен в ХХ в. Позже всех в Швейцарии – в 1971г.);
-возрастной ценз (предоставление избирательных прав только по достижении определенного возраста). В Швейцарии, например, избирательные права получают по достижении 18 лет, в Австрии – 19 лет.) социальный ценз (сословный);
- имущественный (по уровню дохода. В ХХ в. практически отменен);
- образовательный или уровень грамотности (уровень образования);
- религиозный (. Встречается очень редко. В Иране необходимо исповедовать ислам);
- оседлости (необходимый срок проживания на территории, где участвуешь в выборах. Во Франции – 6 месяцев, Новая Зеландия – 3 месяца и. т. д. Избиратель должен быть знаком с проблемами своей местности).
В России в настоящее время применяются некоторые цензы. Это: возрастной ценз (право избирать с18 лет). В выборах участвуют граждане РФ, избирательных прав не имеют иностранцы и лица без гражданства. Исключение составляют выборы в органы местного самоуправления, где иностранцы могут принимать участие, если это предусмотрено международными договорами РФ и законами субъектов РФ. Законодательство РФ не допускает ограничения права избирать временем проживания на какой-то территории (ценз оседлости). Но человек должен обязательно иметь документальное подтверждение своего проживания на соответствующей территории. В некоторых субъектах РФ существует вариант имущественного ценза.
2.Как добиться свободных и честных выборов.
В любом демократическом государстве предполагаются свободные и честные выборы. Всегда ли этот принцип соблюдается? Многие люди не верят в справедливость выборов и потому не идут на избирательные участки, говоря, что за них уже сделан выбор, или от них ничего не зависит, т.е. как бы они не проголосовали, избран будет тот, кто нужен властям. Часто так и происходит. Возможно, эти убеждения остались еще со времен, когда в нашем государстве не было альтернативных выборов (эпоха Сталина И.В., Брежнева Л.И.). Когда слепо ставили «галочку» в бюллетенях, где стояла одна фамилия, а перед этим многократно тебе твердили, что это - самая достойная личность и если партия ей доверяет, то другого мнения быть не должно.
Мне кажется, добиться справедливых и честных выборов можно лишь тогда, когда люди будут полностью уверены в том, что их голоса будут действительно решаемыми. Для этого нужно полностью искоренить взяточничество, шантаж председателей УИК свыше (если не этот кандидат будет избран на вашем участке, то будут последствия). Строго запретить руководителям любого ранга оказывать давление на своих подчиненных при выборе той или иной кандидатуры.
Главное – чтобы сами кандидаты на выборах не забывали о чести и достоинстве, а также о доверии своих избирателей.
3. Почему установлены возрастные барьеры для депутатов
В РФ установлены возрастные барьеры как для президента – 35 лет и не менее 10 лет проживания в данном государстве, так и для депутатов – 21 год, но сроков проживания на территории РФ не устанавливается. Правом избирать обладают все граждане РФ, достигшие 18 лет. Данный возрастной барьер ставит своей целью защитить основные органы власти от наличия в них людей, не имеющих жизненного опыта, профессиональных знаний, устоявшихся взглядов на жизнь.
4. Чего следует избегать в предвыборной агитации
В предвыборной агитации необходимо помнить о том, что приоритет власти базируется на воле народа. Не следует давать пустых обещаний, подкупать избирателей, устраивать помпезных мероприятий в честь кандидата в период предвыборной кампании. Это первый признак того, что кандидат видит своей основной целью – достижение власти ради собственного блага.
5. Какую роль играет гласность в ходе избирательной кампании
Открытость в период избирательной кампании – основной признак демократических выборов. Если народ выбирает, то он имеет полное право сказать открыто - кого и почему он выбирает, и чего он ждет от избирателя.
А кандидат, в свою очередь, будет точно знать, чего хотят его избиратели.
Конституция и государство
1. Как преамбула Конституции описывает наше общество
Преамбула гласит: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
2. В чем заключается суверенитет государства
Государственный суверенитет- это важнейшее неотъемлемое свойство государства, выражающее верховенство (власть ничем не ограничена, кроме права и закона), независимость(свобода от вмешательства извне и изнутри в принятии властных решений и выполнении иных функций), полноту (власть не частично, а в полной мере), исключительность и единство государственной власти данной страны (исключается возможность существования другой равнозначной государственно-организованной политической власти и только она имеет исключительное право устанавливать единый правопорядок в стране).
Источником и основой суверенного государства является волеизъявление народа страны, его власть и его суверенитет.
3. Почему для конституции установлен сложный порядок изменения
В связи с изменениями в общественной жизни, в соотношении политических сил могут, а порой бывают необходимыми изменения в конституции. В основе этих изменений лежит народный суверенитет.
Вопрос о внесении изменений в конституцию решается в зависимости от предусмотренного ею способа ее изменения. В любом случае порядок изменения Конституции следующий: Президент вправе внести предложение об изменении основного закона на обсуждение в Государственную Думу. Далее решение передается в Совет Федерации и там окончательно утверждается. Такая сложная процедура говорит о том, что избранный народом парламент должен выполнять волю народа, а не отдельно взятого представителя власти. Поэтому только после вышеуказанных обсуждений принимается необходимое решение.
Ближайшие важные изменения в Конституции были внесены в 2008 году, когда был изменен срок избрания Президента – на 6 лет, а члены Государственной думы – на 5 лет
4. Какова процедура принятия федеральных законов России
Процедура принятия федеральных законов следующая: законопроекты вносятся в государственную Думу (ч.2 ст.104 Конституции РФ). Она рассматривает законопроект в трех чтениях по правилам 13 Регламента Государственной Думы РФ, Рассмотренные Государственной Думой законы передаются на рассмотрение профильному комитету Совета Федерации. Комитет, в свою очередь, дает заключения по включению проекта в сессию, направлению в Совет Федерации.
Согласно ч.2 ст. 108 Конституции РФ федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Право законодательной инициативы принадлежит: Президенту, Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству, Конституционному суду, Верховному суду, Высшему арбитражному Суду.
5. Должны ли органы исполнительной власти субъектов федерации непосредственно подчиняться федеральному правительству? Почему?
Единая система исполнительной власти в России состоит не только из федеральных органов, но и из органов исполнительной власти субъектов Федерации. И те, и другие органы функционируют на горизонтальном уровне системы исполнительной власти РФ. Единство данной системы предполагает включение в нее высших должностных лиц – глав исполнительной власти субъектов РФ. Они организационно подчинены руководящим органам федеральной исполнительной власти, а именно Президенту и Правительству РФ по вопросам ведения Федерацией и ее субъектами. Правительство РФ в совместной работе с субъектами Федерации следит за деятельностью глав исполнительной власти в регионах. Данная координационная деятельность осуществляется с целью обеспечения единой государственной политики в тех отраслях и сферах, где это предусматривает конституция РФ.
Права человека
1. Является ли соблюдение прав человека внутренним делом каждой страны?
С самого начала развития международного права, как теории, так и практики международных отношений, государства исходили из того, что права человека являются внутренним делом каждого государства. С принятием Устава ООН впервые в истории международных отношений закрепилась обязанность государств-участниц международных отношений соблюдать и уважать основные права и свободы человека.
Следовательно, соблюдение прав человека является не только внутренним делом каждой страны, но выходит за рамки одного государства. Международные обмены послами, соглашения, договора требуют гарантий того, что на любой территории, в любом государстве одинаково не будут нарушаться права и свободы любого человека.
2. Что такое «второе поколение прав человека»?
Современные историки говорят о так называемых трех поколениях прав человека.
Права человека присущи всем людям от рождения независимо от того являются ли они гражданами того государства, в котором живут. Основные права обеспечивают различные сферы жизни человека: личную. Политическую, социальную, экономическую, культурную. Но эти права различаются еще и по времени возникновения. Отсюда и понятие – «поколения прав человека».
Первое поколение прав человека принято считать гражданские и политические права. Они были завоеваны в ходе буржуазно-демократических революций, гражданских войн, в результате борьбы за независимость. Политические права направлены на обуздание произвола государственной власти, затрагивающего свободу и автономию человека, невежество и забвение прав человека или пренебрежение ими.
Второе поколение прав человека формируется в конце Х1Х – начале ХХ столетия, когда стали происходить существенные сдвиги в экономической сфере многих промышленно развитых странах. Демократизация капитала, сопровождающаяся быстрым ростом акционерных предприятий, возрастанием роли рабочего движения стали главными причинами, в силу которых государственно-правовое закрепление получили социально-экономические права. Прежде всего к ним относятся: право на труд, на приемлемы образ жизни, право на образование, пенсию, пособие по безработице, право на лечение и.т.д.
Сегодня говорят уже и о «третьем», и о «четвертом» поколениях прав человека.
3. Нужно ли легализовать эвтаназию? Обоснуйте свой ответ.
Эвтаназия происходит от греческих слов «eu»-хорошо и «thanatos» - смерть.
Этот термин ввел Ф.Бэконом, согласно которому долг врача состоит не только в том, чтобы лечить, но и в том, чтобы облегчить страдания и мучения неизлечимого больного путем умерщвления медицинским способом.
Я считаю, что эвтаназию необходимо легализовать. Но при этом необходимо учитывать желание лишь самого больного. Человек, живущий достойно в этом мире имеет право достойно его покинуть, не причиняя страданий себе и своим родным заведомо зная, что смерть неизбежна. Почему, когда человек в силах и здоров, то ему говорят: «Это твоя жизнь и ты должен ею правильно распоряжаться», то почему, когда он болен и знает о том, что впереди его ждут муки и страдания, которые приведут только к смерти, ему не дают право распоряжаться его жизнью. Есть много способов лишить себя жизни, но здесь стоит вопрос о достойном уходе из нее. Если появление на свет во многом зависит от врачей, то пусть и уйти из этого мира (по желанию больного) помогут врачи.
4. Что такое феминизм?
Термин «феминизм» пришел к нам из латинского языка, он образован от слова «femina» - женщина. Общее значение этого слова – это движение женщин против дискриминации по признаку пола. Статус человека в обществе определяется участием в экономической и политической жизни, контролем над собственностью и продуктами труда, существующей системой власти. По этим параметрам можно проследить зависимое положение женщин. Появление первых женщин-феминисток относится к 18 веку. О равенстве полов говорили: Кондорсе, Дидро, Милль.
В целом феминистская философия имеет ярко выраженный социоцентрический характер с интересом к проблемам власти, неравенства, справедливости, со стремлением пересмотреть сложившиеся социальные стереотипы.
5. Является ли право на жизнь абсолютным?
Право на жизнь – это основное право человека и представляет собой абсолютную ценность мировой цивилизации, ибо все остальные права утрачивают смысл и значение в случае гибели человека.
Право на жизнь означает, что государство обязано защитить человека от посягательств на его жизнь. Допустимым признаются лишь те ограничения этого права, которые содержатся в международных нормативных актах по правам человека. Важно понимать, что право на жизнь означает для государства ответственность не за любой случай смерти, а только ответственность за нарушение его обязательств, предусмотренных статьями национальных законов и ратифицированных международных актов в сфере прав человека.
В российском законодательстве и в международных документах по правам человека указывается на исключительные обстоятельства, в которых возможно лишение человека жизни:
- защита любого лица от незаконного насилия, что предусматривает как самооборону, так и защиту другого лица;
- осуществление законного ареста или предотвращение побега лица, задержанного на законных основаниях;
-в случае действий, предусмотренных законом, для подавления бунта или мятежа.
Но во всех случаях применяемые средства должны быть абсолютно необходимы и пропорциональны.
Демократия и гражданство
1.Как вы понимаете служение обществу?
Я считаю, что главная цель в жизни – это служение обществу, в котором ты родился, растешь, воспитываешься, учишься, познаешь все новое и необходимое для тебя. Любое доброе дело- помощь людям, животным, охрана природы, элементарная привычка не мусорить, убирать за собой, сделать что-то от души, хорошо учится и быть полезным всегда, везде и есть то самое благое дело для общества.
2. Что значит уважать права и мнение меньшинства?
«Главное правило демократического общества – уважать мнение меньшинства, но подчиняться мнению большинства. Меньшинство не имеет право навязывать большинству свою точку зрения». Эти слова были сказаны В.В. Путиным, кандидатом в Президенты в предвыборной кампании 2012 года.
Я считаю, что уважать права и мнение меньшинства – это значит прислушиваться к тому, что говорит меньшинство, чего требует. Возможно, его мнение окажется более правильным .
3. Каково значение посещения исторических мест для воспитания гражданственности?
После распада СССР в 90- е годы в нашей стране практически было забыто о патриотическом воспитании молодежи. Стало популярным отрицание прежних исторических достижений нашей страны, хаяние исторических личностей, руководителей государства. Тем самым был разрушен образ русского человека - считавшего свою страну великой, могучей, непобедимой. До 90-х годов в школах было традицией награждать учеников поездками в места Боевой Славы – города-герои ВОВ, они поощрялись билетами в музеи, театры, на советские фильмы, приглашались на праздничные митинги в качестве выступающих и.т.д. Это вызывало у них гордость за свою страну, где о них помнят и заботятся, ценят их труд, учебу. Затем, многое из того, что было, забылось.
Сегодня, к счастью, к нам возвращаются национальные традиции. Следует помнить о том, что особое значение в воспитании патриотических чувств детей имеет посещение вместе с родителями, классом исторических мест, возложение цветов к памятникам, обелискам, участи в конкурсах патриотической песни и.т.д. Рассказывать детям о людях, чьими именами названы города, улицы, парки. Проводить народные праздники, связанные с национальными традициями, характерными для конкретного уголка России.
Именно тогда у детей появится чувство признательности к своей Родине и гордости за нашу страну.
4. Почему в демократическом обществе разрешено все, что не запрещено законом? Ответ обоснуйте
Принцип: «разрешено все, что не запрещено законом» давно действует в мировой практике. Принцип возник в процессе бурного развития товарооборота, частного предпринимательства, торговли, конкуренции, утверждения идей свободы, демократии, прав человека. Он касается прежде всего физических и юридических лиц как субъектов рыночной , хозяйственной, гражданско-правовой деятельности ни в коем случае не распространяется на государственные структуры, должностных лиц, которые должны делать только то, что прямо разрешено законом.
Такой подход необходим как предпосылка успеха, как шанс каждого реализовать себя, свои знания, способности, добиться всего самому легальным путем. В этом и есть суть индивидуальной свободы, идеи равных возможностей, равных стартовых условий. Дальше все решают личные качества. Будь законопослушен, плати исправно налоги и поступай как знаешь, соблюдая при этом общепринятые правила и нормы поведения.
5. Что эффективнее: демократия или авторитаризм?
Демократия – режим, в основе которого лежит метод принятия решений с равным воздействием на исход процесса. Это власть народа. Авторитаризм – власть правящей группы, которая в своих действиях не испытывает ограничений, обусловленных ответственностью перед управляемыми. Я согласен с мнением многих политологов, что в настоящее время нет чистой демократии и абсолютного авторитаризма, а есть гибридные режимы («имитационная демократия», «авторитарная демократия», «электоральный авторитаризм» и др.), имеющие признаки как авторитаризма, так и демократии.
На мой взгляд, эффективнее демократия, т. к. именно при ней сами граждане посредством демократических процедур вырабатывают правила взаимодействия различных субъектов общества и формируют механизмы государственной власти, которая действует согласно этим правилам.
Эссе
Если бы вам предложили стать депутатом Законодательного Собрания Ростовской области или членом Правительства, что бы вы выбрали? Почему?
Если бы у меня была возможность выбора, то я выбрал бы члена Правительства. Это совсем не значит, что я стремлюсь к высшей власти. Мой выбор таков потому, что у члена Правительства больше возможностей для реализации предоставленных ему прав. Он организует реализацию внутренней и внешней политики РФ, регулирует социально-экономическую сферу, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию. Именно в этой области я бы хотел себя проявить. Конкретно, предложил бы проект по созданию в России огромной системы по оздоровлению нации. Прежде всего, предложил бы закрыть все заводы по производству алкоголя и табачных изделий. Освободившиеся здания передал бы в распоряжение министерства образования и здравоохранения для размещения в них больниц ,детских садов, школ, культурных центров для детей с самым современным оборудованием для лечения, занятия спортом, и прочими культурными мероприятиями. Потому что забота о детях – забота о будущем страны.
Юрий Визбор. Милая моя
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Любимое яичко