Тема исследовательской работы: «Возможности создания Приамурской глиняной игрушки в современной жизни».
При огромных запасах глины в нашей области, издревле к нам не дошла Приамурская глиняная игрушка. Артем посчитал это огромным пробелом в историческом и культурном развитии нашей области, и решил разработать общие рекомендации по созданию Приамурской глиняной игрушки и оформить их в информационный сборник .
Работа будет полезна мастерам глиняной игрушки.
В результате выпущена информационная брошюра, буклет по изготовлению приамурского сувенира - медведя, в таблицы внесен собранный материал по «Гончарному ремеслу и глиняной игрушке», «Петроглифы», «Народы Приамурья» для удобства использования материала. В рекомендациях описаны основные художественные особенности игрушек, тематика. Воспользовавшись рекомендациями, можно создать приамурскую глиняную игрушку, имеющую историческую основу.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_vernadskiy.doc | 110.5 КБ |
prilozhenie11.doc | 389.5 КБ |
prilozhenie2.doc | 192 КБ |
prilozhenie_3.doc | 175 КБ |
МОАУ ДО ЦДТ город Шимановск
Автор: Ресненко Артем Дмитриевич.
Научный руководитель: Сергиенко Ольга Николаевна, педагог дополнительного образования
Тема работы: «Возможности создания Приамурской глиняной игрушки в современной жизни».
Странно, что при огромных запасах глины в Приамурье, издавна к нам не дошла глиняная игрушка, а, может быть, ее не было совсем? На этот вопрос мне предстоит ответить в процессе исследования. Я считаю несправедливым то, что на западе России есть традиционная народная глиняная игрушка, а в амурском крае нет, а если есть, то мы о ней ничего не знаем.
Проблема: отсутствие традиционной приамурской глиняной игрушки.
Цель: изучение материальной и духовной культуры народов Приамурья для систематизации данных древнего искусства и выпуска информационного сборника с рекомендациями по изготовлению приамурской игрушки.
Гипотеза: предположим, в нашем регионе ранее существовал промысел по изготовлению глиняной игрушки. Тогда можно будет восстановить её по сохранившимся образцам. Если игрушка отсутствовала, то возможно ли разработать и создать ее в наше время?
Задачи:
Методы исследования: поиск и изучение информации в изданных материалах; опрос; интервью и встречи с представителями коренных малочисленных народов Приамурья; посещение музеев; фотосъемка; сравнение, анализ и систематизация информации; проверка результата работы; итоговый анализ.
Источники исследования: архивные материалы музеев городов: Амурска, Хабаровска; личные фотографии из музеев Хабаровска, Амурска, Комсомольска-на-Амуре, этнографического комплекса «Эвенкийская деревня»; личные фотографии с экспедиций с. Ачан, с. Санболи, г. Амурска, этнографического комплекса «Эвенкийская деревня».
Информанты: Киле Елена Александровна, нанайка, с. Троицкое Нанайского района, художник-график, декоративно-прикладное искусство, член союза художников России; Макарова Галина Иннокентьевна, эвенкийка, с. Первомайское Тындинского района, учитель родного языка; Татьяна Васильевна Лементович, г. Хабаровск, искусствовед, заслуженный работник культуры РФ; Макарова Елена Егоровна, культурно-методический центр г. Тынды, зав.отделом по работе с народами Севера и многие другие.
Литературный обзор.
История Амурской области с древнейших времен до начала 20 века. Под ред. А.П. Деревянко, А.П. Забияко. В книге подробно и интересно рассказывается о древнейших памятниках изобразительного творчества – петроглифах, мифологических представлениях эвенков, связанных с наскальными рисунками. Мы нашли подробное описание археологических культур Приамурья. В каждой культуре рассказывается про археологические находки, а именно, об интересующей нас керамике. Информация подтверждается фотографиями и графическими рисунками.
Краски земли Дерсу. Фоторассказ об искусстве малых народов Приамурья. Под руководством Ч.М.Таксами, этнограф, доктор исторических наук; К.П. Белобородовой, искусствовед. Эта книга помогла нам сформировать представление о жизни народов Приамурья. Яркие красочные иллюстрации, большое количество фотографий амурской природы, древних петроглифов и орнаментов, коренного населения. Рассказы очевидцев о древнем искусстве коренных народов, о его глубоких истоках, разновидностях, стилях, сложной и разнообразной технике исполнения, а также о творчестве известных народных мастеров и мастериц нашего края.
Открытие Сибири. В стране трех солнц. А. П. Окладников. В книге описаны археологические находки из глины, найденные в ходе исследовательских экспедиций известного академика. А также подробно и живописно рассказано об удивительных валунах с древними рисунками -петроглифами.
Амурские сказки. Д. Нагишкин. Иллюстрации Г.Д. Павлишина. Мы познакомились с устным творчеством Приамурских народностей. В них показан быт, мировоззрение коренных народов нашего края. Упоминаются ремесла, которыми владели приамурцы. Сказки сопровождаются правдивыми иллюстрациями. Павлишин, художник-этнограф, изображает в рисунках подлинные мотивы и узоры национальных орнаментов.
Принимаясь за работу в 2010 году, мы и не предполагали, сколько открытий нам предстоит для себя сделать. Насколько это интересная, захватывающая тема, изучать которую можно бесконечно.
Приаму́рье — это огромная по масштабу территория на Дальнем Востоке России в Амурской области и Хабаровском крае, располагается в бассейне среднего и нижнего течения реки Амур к югу от Станового хребта и Удской губы Охотского моря. На территории Приамурья издревле проживают восемь коренных малочисленных народов: нанайцы, негидальцы, нивхи, орочи, удэгейцы, ульчи, эвенки, эвены1.
Чтобы создать представление о народах Приамурья я определил основной род занятий и вид декоративно-прикладного искусства, которым они занимались (музей г. Хабаровск). Если обобщить информацию, то можно сказать, что основными занятиями северных народов негидальцев, эвенов и эвенков было оленеводство и охота. В основе натурального хозяйства нанайцев, орочей, удэгейцев и ульчей – рыболовство и сухопутная охота. Нивхи, ульчи и некоторые орочские группы занимались морским зверобойным промыслом. Подсобную роль у всех коренных народов играет собирательство дикоросов. В декоративно-прикладном искусстве нанайцы, нивхи, ульчи, удэгейцы достигли большого мастерства в вышивке по ткани. Северные народы (эвенки, эвены, негидальцы) были искусными мастерами по коже, меху и вышивке бисером. Нивхи, ульчи и удэгейцы делали изделия из рыбьей кожи. Творчество мужчин – это художественная обработка дерева и бересты, кости и металла.
Далее, я приступил к исследованию с простого опроса среди учителей своей школы. Опросил 10 учителей-предметников разного возраста.
Были заданы вопросы:
1. Как вы думаете, существует ли народная приамурская глиняная игрушка?
2. Что она отображает или должна отображать?
3. Какую тематику вы бы выбрали для приамурской игрушки?
Мнения у опрошенных людей были различны. 9 человек считают, что приамурская игрушка существует, но не имеют представления о том, как она выглядит, что отображает. Учителя предположили, что игрушка должна передавать жизнь, культуру и быт народов Приамурья, животных, Отвечая на третий вопрос, 8 опрошенных людей посчитали, что тематика изделий должна отражать флору и фауну амурского края, а 2 человека предложили быт, костюмы народов Приамурья.
Так как меня интересует глиняная игрушка, я решил рассмотреть развитие керамики на территории Приамурья с древнейших времен и до колонизации. Этот период я выбрал потому, чтобы проследить чистое искусство коренных народов Приамурья. Найденную информацию я вписал в таблицу «Гончарное производство и глиняная пластика» для удобного и наглядного прочтения.
После сравнения сосудов разных исторических периодов, сделал обобщающий вывод, что: существовали сосуды баночных форм, в форме чаши. Все сосуды плоскодонные. Формовка дна производилась на основе лепёшки и чашечки. Из найденных сосудов преобладают сделанные без гончарного круга, в основном двумя способами – ленточно-кольцевым налепом и соединением трёх отдельно формирующихся частей: тулова, донышка и венчика. При окончательной доделке стенок сосудов использовалась поворотная доска, которая облегчала выглаживание. Существовало несколько способов украшения сосудов: украшение прямыми валиками, рассеченными поперечными нарезками; нанесение неглубоких наколов и гребенчатых отпечатков; орнаментами, состоящими из ромбических и восьмёрковидных фигур; изображение личин, духов; врезной орнамент, нанесённый торцом лопаточки, вафельные штампы2.
Доказательств о существовании глиняных фигурок очень мало, но они есть. Это подтверждает находка эпохи неолита на раскопках в Кондоне, впоследствии названная «Кондонская Нефертити» или «Амурская Венера»3.
Есть упоминание Г.Д. Павлишина о керамической фигурке медведя из Кондона, которую он видел у к.и.н. Е.А. Гаер4.
Киле Е.А. рассказала нам о своей находке в с. Дада, по набережной Амура. На месте древнего поселения она нашла глиняную фигурку без головы, которую впоследствии сдала в краеведческий музей г. Хабаровска. Елена Александровна говорит, что из глины раньше лепили много, так как у них огромные залежи белой глины, но в основном это были гончарные изделия. А фигурки из глины лепили редко и только в ритуальных целях, укладывали их в могилы. Так найденная фигурка без головы говорила о том, что человек умер от головной болезни.
Еще одну, уже мужскую фигурку-талисман монголоидного типа из обожженной глины, нашел хабаровский археолог Андрей Викторович Малявин в Солнечном районе Хабаровского края. Эту находку прозвали «Дедушка Кондонской Венеры», потому что возраст статуэтки семь тысяч лет. В два раза старше Венеры.5
Деревянко А.П. в книге «Ожившие древности» рассказывает о трех найденных глиняных поделках на месте древнего поселения в районе Хабаровска.
В литературе, данных о существовании ранее промысла по производству глиняной игрушки в Приамурье, не упоминается. Только о единичных экземплярах для ритуальных целей.
Таким образом, на сегодняшний день, мы получили опровержение нашей гипотезе. Промысла глиняной игрушки на территории Приамурья не сложилось. Кстати, в селе Ачан, недалеко от оз. Болонь, на возвышении, мы действительно, нашли белую глину. Местные жители говорят, что в селе Ачан большие месторождения белой глины. Но ребятишки лепкой из глины не занимаются.
Рассмотрим возможности создания глиняной приамурской игрушки в наше время. Нельзя не вспомнить о традиционных игрушках России. Так, появление каргопольской северной игрушки и дымковской южной, связано с языческими праздниками. В первом случае пированье было посвящено Полихану6, древнему божеству, а во втором случае происхождение и история дымковской игрушки неотделимы от местного весеннего праздника Свистопляски7, где свистом отгоняли злых духов, провожали зиму и встречали весну. Оба этих праздника языческие. Сопровождались они игрищами, борьбой и кулачными боями. В глиняных игрушках изображали баб, коней и птиц. Эти образы являлись символами плодородия, солнца и счастья. На поверхности каргопольских фигурок нарисованы древние символы солнца – круги, кресты, ромбы, а также мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений. Орнамент дымковских игрушек основан на геометрических элементах (кольца, круги, точки, линии).
Сравнивая каргопольские и дымковские игрушки, мы увидели, что в обоих случаях изначально игрушки имеют культовое значение. Фигурки изображают образы какого-либо божества. В символы узоров вкладывался языческий смысл. Глиняные игрушки создавались не забавы ради – они были участниками древних обрядов. Следовательно, и мы можем использовать языческие образы для изготовления нашей игрушки.
Скульптурная пластика Приамурья. Северные мастера Приамурья и в наше время славятся как талантливые скульпторы, так как скульптура в прошлом играла важную роль в их жизни. И, действительно, везде, где мы были, встречаем резные фигурки из дерева, в основном – это сэвэны. «Сэвэны» - добрые духи, вселяющиеся в специально изготовленные вместилища, помогающие в промысле и доносящие просьбы людей до высших божеств. С ними были связаны быт, промыслы, искусство, религия. Сэвэны - гениальны в своем исполнении: упрощенные по максимуму формы яркие и выразительные, они поразили нас своим совершенством. Это под силу только людям с природным чутьем и профессиональным мастерством. Т.В. Лементович, автор книги «Искусство народов Приамурья» сказала так о природных данных к искусству приамурцев-мастеров: «Мало говорить, много думать». «Великое искусство рождается в тишине. Мысль появляется. Молчание, тишина – это момент созерцания, осмысливания жизни»
В Комсомольске-на-Амуре, салоне этнических подарков «Амурский сувенир» мы узнали, как называют сэвэнов. Так, например, Дюли является покровителем семьи и дома, хранителем домашнего очага. Подя – дух огня, помощник в промысле, покровитель охотников и рыбаков. Дуэтэни – (хозяин, дух, бог тайги) – изображается в виде медведя, помогает в делах, в лечении болезней, содействует успешной ловле калуги. Аями – дух в виде человека (в переводе – добрый, хороший). Духи защитники здоровья и благополучия. Аян - дух в виде черепахи. Симур дуэнтэ – таежная змея. От болезней позвоночника, живота. Приносит счастье, удачу. Исэлэн – дух-помощник в виде ящерицы. Приносит счастье, удачу. Калгама – хозяин гор, скал и рек, означает мужское начало природы. Калгама утешает плаксивых детей. Помогает в промыслах. Отличается огромным ростом и остроконечной головой.
Вывод: деревянная скульптура может послужить образцом для изготовления глиняных фигурок. Значение, вложенное в образы, можно передавать и в глиняной скульптуре.
Изобразительное творчество коренных народов Приамурья. Нельзя обойти стороной и описание наскальных рисунков - петроглифов, упоминаемых во многих печатных изданиях. Мы нашли массу изображений наскальных рисунков, которые также, для удобства прочтения, разместили в таблицы, оставив самое важное и конкретное в их описании. Древние люди, приобретая новые знания, пытаясь объяснить необычные явления в природе, искали способы взаимодействия с внешним миром и выражали все это в символической форме. Многие петроглифы мастера вписывают в орнамент костюмов. Петроглифы, их изображения можно использовать в качестве интересных орнаментов в оформлении игрушки.
Орнаменты. Орнаментами украшали все – одежду, предметы быта, жилище, погребальные домики и др. Многое об орнаменте нам рассказала Киле Е.А., нанайка: «Основные элементы растительного орнамента – это спираль и круг. Часто встречается элемент – трилистник (остролистный и круглолистный). Маленькие овалы символизируют млечный путь. Особенность орнамента коренных народов – закругленность, мягкость орнамента. Характерная черта орнамента – это зеркальность, симметричность. Элементы можно превратить в 4-х симметричные, 8-ми симметричные.
Геометрический орнамент, по нанайски - гохокан (крючок), бывает сундучный или меандровый. Орнамент делится на мужской (переплетенный, с узлами) и женский. Часто встречаются солярные знаки и треугольники (знак женского начала). В зооморфном орнаменте можно встретить изображения оленей, рыб, личин зверей, элементов петроглифов. Переплетения ящериц, змей, черепах, лягушек (водные знаки) встречаются у женщин – шаманок. У мужчин-шаманов – встречаются изображения животных-духов. Так, хозяин земли – бурый медведь, носитель водной стихии – белый медведь. Цвета нанайского орнамента - красный, синий, желтый, черный».
Елена Александровна считает, что искусство коренных народов Приамурья не должно забываться, не должно раствориться в общей культуре. Многое забылось, утерялось, потому что предки орнаментами не делились и уносили с собой в могилу. Она сказала: «Надо делиться орнаментами, рассказывать, чтобы не утерять, не забыть искусство предков».
Галина Иннокентьевна Макарова, эвенкийка, вспомнила и нарисовала нам узоры: «стебель», «трилистник», «чум», «рога горного барана». Узоры по бересте вдавливали с помощью косточки глухаря или рябчика. Окрашивали природными красителями, рыжий цвет – тальник кипятили, черный цвет – камыш.
Мы побывали в музее этнографического комплекса «Эвенкийская деревня». Там были выставлены различные предметы быта эвенков. Мы рассматривали их, брали в руки. Изделия были выполнены из ровдуги (выделанной кожи оленя), меха и бисера. Много разных шкатулочек, коробочек из бересты, украшенных незатейливым орнаментом. Рассматривая узоры, мы заметили, это те самые, что нам показала в беседе Галина Иннокентьевна.
При изготовлении глиняной игрушки очень важно уметь различать орнаменты народов Приамурья. Лариса Федоровна Синицина, нам помогла с литературой по орнаменту. Так в альбоме традиционного нанайского орнамента в исполнении Валентина Дигора «Магия нанайского узора», 2007 г., автор рассказал об отличительных особенностях орнаментов нанайцев, ульчей, удэгейцев, нивхов, негидальцев, эвенов и эвенков. В книге Клавдии Павловны Белобородовой «Приамурские узоры» информация подтверждается и дополняется.
В результате изучения орнамента, мы сделали вывод, что орнамент народов Приамурья делится на четыре вида: зооморфный, растительный, геометрический, спиральный. В нем можно найти "амурскую спираль", "амурскую плетенку". Используются цвета: зеленый; синий; желтый; красный, черный. В орнаменте изображаются животные, рыбы; водоплавающие птицы или фрагменты шаманской мифологии; драконы – покровители родов; родовое древо.
Сказочный мир народов Приамурья. Я решил затронуть тему сказки, потому что, по моему мнению, сказка наиболее распространенный вид фольклора любого народа. Сюжеты сказок могут пригодиться для создания интересных тематических композиций, мифических образов. Мною прочитаны множество сказок народов Приамурья в изложении Д. Нагишкина, К.П. Белобородовой, В. Кялундзюга. Книги иллюстрированы дальневосточным художником-этнографом Г. Д. Павлишиным. Академик А.П. Окладников в послесловии к «Амурским сказкам» так писал о Г. Д. Павлишине: «Для каждой иллюстрации, для любой художественной композиции можно было бы дать строго научный специальный текст. Столь глубоко проник художник в этот большой и далеко еще не исчерпанный исследователями культурно-исторический мир».
Иллюстрации Г. Д. Павлишина помогут в создании глиняных сувениров, а именно, по ним можно воспроизвести внешность предков, их традиционные костюмы, орнаменты, цветовое сочетание.
Очень интересна по содержанию книга «Сказки дремучей тайги» дальневосточной писательницы и художницы Эльвиры Кириченко. Это сказки про животных нашего Приамурского края. Книга красочно украшена декоративными иллюстрациями автора. Животные, деревья, солнце, вода – преобразованы в узорные формы. Интересное цветовое сочетание – яркие насыщенные цвета – желтый, зеленый, фиолетовый, синий, оранжевый и др. Мелкие узоры напоминают рассыпной бисер. По этой книге можно создать интересные образы животных и растений. Придать им декоративность, яркость, украсить животные и растения орнаментом.
Растительный и животный мир как один из вариантов тематики Приамурской игрушки. В предварительном опросе о наличии Приамурской глиняной игрушки, опрошенные выдвинули предположения и пожелания, что тематика должна отображать флору и фауну Приамурья. Я считаю, что, действительно эта тема, хорошо представит своеобразие нашего края. Тем более что изображение животных используется в изображениях наскальных рисунков, орнаментах. Предки обожествляли животных, это подтверждают их мифы, сказки и легенды. Эта тематика широко применяется в традиционных глиняных игрушках России.
В рекомендациях я буду предлагать животный, растительный мир, занесенный в Красную книгу Амурской области или те виды растений и животных (эндемики), распространенные в нашей области повсеместно, но характерные нашему Приамурью.
Заключительная часть. Окончательным этапом моей работы стала разработка рекомендаций по изготовлению Приамурской глиняной игрушки для занятий в студии «Народный умелец» и оформление их в брошюру и наглядные таблицы.
На деле я проверил, как работают мои рекомендации. Подготовил презентацию по исследовательской работе, наглядно продемонстрировал изделия амурских мастеров. Выдал брошюру с рекомендациями, таблицы с собранными материалами «Петроглифы», «Керамика», «Орнаменты», «Коренные народности Приамурья». Попросил детей из студии «Народный умелец», пользуясь предложенными материалами, нарисовать эскизы по моим рекомендациям. С заданием справились все ребята. Была изображена тематика: народы Приамурья, растительный мир, мифический образ. В оформлении использован спиральный орнамент.
Вывод. По моим материалам, рекомендациям удобно работать. Создание Приамурской глиняной игрушки в современной жизни возможно. Это доказывают работы детей нашей студии.
Итак, какой же должна быть Приамурская игрушка по результатам исследования?
В тематике желательно изображать занятия коренных народов и их быт, людей в этнических костюмах, флору и фауну Приамурья, мифические образы и сказочные персонажи.
Конструктивные особенности. Изделия должны быть размером не более 20 см в высоту, так как это игрушка. Фигурки должны быть стилизованы, обобщены, упрощены по форме (пример, скульптурная пластика из дерева).
Изобразительные особенности будущего изделия. Желательно сохранять цвет керамики, чтобы демонстрировать ее красивый насыщенный цвет. В росписи использовать по возможности натуральные материалы - ангобы, цветные пигменты, глазурь. Допускаются керамические, акриловые краски. Цвета – зеленый, синий, желтый, красный, черный. Приглушенные природные тона.
Декоративные особенности глиняной игрушки. Интересно и выигрышно будет смотреться фактурное декорирование как в древних гончарных изделиях (нарезка, процарапывание, налепы, отпечатки и т.п.) Использование амурского орнамента сделает изделие оригинальным, орнамент будет своеобразным указателем на принадлежность к приамурской игрушке.
Если же выйти за рамки глиняной игрушки и предложить мастерам сделать приамурский сувенир, то здесь полная свобода творчества и в выборе материала и видах прикладного творчества, которые можно сочетать. Например, керамика и бисер для изготовления растительности.
Я считаю, что была проведена колоссальная, необходимая и очень важная для нашего края работа. Во-первых, мы восполнили исторический пробел, подняли тему, начали пропаганду идеи Приамурской игрушки. В рамках студии делаем первые шаги по созданию Приамурской глиняной игрушки. Во-вторых, мы упростили работу многим мастерам, желающим заняться данной работой. По найденным материалам составили сборник с рекомендациями. Сделали информационные таблицы. Теперь информацией легко пользоваться без больших затрат времени. Нам было непросто найти необходимую информацию, которую мы 4 года собирали по крупицам. Сначала книги в домашних коллекциях, городской библиотеке. Затем поездки и экскурсии, новые знакомства с людьми. И в-третьих, что немаловажно, мы не только почерпнули многое для себя о жизни, мировоззрении, материальной и духовной культуре коренных малых народов Севера, но и рассказываем, проводим занятия для школьников города и других территорий.
Список используемой литературы.
В этнографическом комплексе «Эвенкийская деревня», 2012 год.
Макарова Галина Иннокентьевна, учитель родного языка, рассказывает о представлениях эвенков о мироздании, 2012 год.
Выступление эвенкийского ансамбля «Гиркил», 2012 год
Мастер-класс Макаровой Елены Егоровны по изготовлению эвенкийского оберега «Солнышко», 2012 год.
Проведение занятия по изготовлению приамурской игрушки автором работы в пос. Санболи, Хабаровского края
Проведение занятия в г. Амурск, Хабаровского края
Приамурская игрушка, разработанная творческой группой.
Приамурская игрушка. Работы, выполненные детьми в лагере.
Проведение занятия в г. Шимановск, Амурской области
Творческая группа.
Привередница
Как нарисовать зайчика
Горячо - холодно
Юрий Алексеевич Гагарин
Как напиться обезьяне?