Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53 КБ |
Содержание
Введение
Введение
Задачи:
Ноябрь- изучение научно-популярной литературы.
Декабрь – подбор теоретического материала.
Январь – проведение анкетирования, обработка результатов.
Февраль – написание научно-исследовательской работы.
Март – создание презентации.
Методы исследования:
- метод сбора информации (изучение научно-популярной литературы, наблюдение);
- анкетирование;
-анализ;
- сравнение;
- статистические исследования (подсчет, вычисления).
Объект исследования: прозвища учащихся 1-9 классов МБОУ «Вахрушевская оош № 6»
2.1. Происхождение прозвищ
Прежде всего, поясним, что такое прозвище. Прозвище – неофициальное имя человека. В отличие от имени, прозвище отражает реальные свойства и качества человека, фиксирует, таким образом, особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих.
В словаре Сергея Ивановича Ожегова дается такое определение: «Прозвище – название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству».
До принятия христианства на Руси были распространены такие имена, которые отражали различные свойства и качества людей, особенности характера, поведения, речи, физические достоинства и недостатки, время и очередность появления ребенка в семье. Например, в древности (до принятия христианства) у русских были личные имена Медведь, Волк, Заяц, Короб, Ждан, Меньшой и т. п. После принятия христианства подобные имена могли даваться как прозвища: Медведь – крупному сильному человеку, Волк – одинокому и в какой-то мере хищному, Заяц – человеку небольшого роста, трусливому, Короб – плотному, норовящему все копить. Бывали также прозвища по профессии: Токарь, Кожевник, Плотник. Такие прозвища переходили на потомков именуемого и превращались в фамилии.
2.2. Особенности прозвищ как языкового явления
Прозвище – явление вечное, оно существует всегда и везде и может возникать в любом коллективе. Даже в случайно собравшейся группе людей (в магазине, на вокзале) кто-либо из присутствующих может легко получить прозвище, выделяясь из общей массы своей внешностью, бросающимся в глаза поведением, подвижностью, речью и т. д. Такие прозвища долго не живут. Люди расходятся, и прозвище забывается. Но там, где люди постоянно общаются друг с другом, прозвища могут быть устойчивыми. Устойчивы прозвища у некоторых людей с характерной внешностью или манерами.
Н.В. Гоголь писал: «Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света, и как уж потом ни хитри и ни облагораживай свое поприще, – ничто не поможет: каркнет само за себя прозвище во всё воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица». («Мертвые души», т.1, гл.5)
Первые в жизни прозвища дети получают от родителей и близких людей. Каждый маленький ребенок наделяется разными именами, ни одно из которых не является его официальным именем (карапуз, егоза, слюнявчик).
Существуют персональные прозвища и групповые (семейные, родовые, коллективные). Например, «буквари» (дети начальных классов – коллективное прозвище). Но как возникают прозвища? Исследования ученых показали, что существуют четыре основных принципа происхождения прозвищ: по внешнему виду, по месту рождения, по характеру, по виду деятельности. Но есть и другие номинации: по физическим, интеллектуальным качествам, по событиям или случаю из жизни.
Как правило, прозвище появляется у человека в подростковый период. Прозвища – чрезвычайно важная часть мира детей. Прозвища изобретаются детьми для детей и становятся образцом тонкой и изощренной системы. Функции, которые они выполняют при этом:
- выдвижение лидеров микросообщества,
- выделение из группы отвергнутых людей,
- различение детей с одинаковыми именами,
- подчеркивание преемственности по родовой линии,
- поддразнивание и унижение,
- проявление симпатии.
Этот факт свидетельствует о том, что без прозвищ не обойтись, что они существовали и существуют до наших дней и искоренятся не скоро. Да ещё бесспорный факт, который доказан лингвистами: началом многих фамилий послужили, несомненно, прозвища.
3.1. В ходе исследования учащимся 1-9 классов были предложены следующие вопросы:
1.Есть ли у вас прозвище (да или нет)?
2. Какое?
3.Как оно образовалось?
а) по фамилии
б) по внешности
в) по характеру
г) по любимому слову
д) просто так
4. Вам нравится, что вас так называют?
5. Что лучше: имя или прозвище?
Было опрошено 17 человек. Больше всех прозвищ оказалось у учащихся 5 класса (100%), 6 класса (100%), 7 класса (100%), 9 класса (100%). У учащихся начальных классов прозвищ не оказалось.
А как же сами учащиеся относятся к своим прозвищам и что предпочитают: имя или прозвище? Опрос показал, что большинство ребят предпочитают имена прозвищам, хотя есть и такие, кому свои прозвища нравятся.
Я выделил две группы прозвищ, распространённые в нашей школе:
1.Образованные от фамилий или личных имён носителей: Кристя, Хома, Дэн, Стэп.
2.Прозвище, происхождение которого осталось для меня непонятным: Заяц.
Проведя анкетирование, я пришёл к выводу, что 80% прозвищ в нашей школе образованы от имён и фамилий и носят не обидный характер. Это говорит о доброжелательном отношении друг к другу. Кроме этого, учащиеся начальных классов школьных прозвищ не имеют. Это подтверждает тот факт, что школьные прозвища появляются в подростковый период.
Заключение
Мною изучены и проанализированы прозвища учащихся школы, отношение к ним, проведено анкетирование с целью изучения особенностей прозвищ, создана классификация прозвищ.
Проведя исследование, я пришел к выводам:
1. Прозвища появились на Руси после принятия христианства.
2. Прозвища даются человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству.
3. Прозвища послужили началом многих фамилий.
4. Прозвище – явление вечное, оно существует всегда и везде.
5. Большинство прозвищ в нашей школе образованы от имён и фамилий и носят не обидный характер. Это говорит о доброжелательном отношении друг к другу.
Литература
1. Бондалетов В. Д. Русская ономастика. – М.: Просвещение, 1983.
2. Гоголь Н.В. Мёртвые души. – М., «Дрофа», 2002.
3. Голанова Е.И. Как возникают слова. – М., 1989.
Весенняя гроза
Красочные картины Джастина Геффри
Выбери путь
Рисуем крокусы акварелью
Простые новогодние шары из бумаги