Цель: исследование проблемы преступления и наказания в прозе В. П. Астафьева (на материале рассказов «Синие сумерки», «Людочка», «Царь-рыба»)
Вложение | Размер |
---|---|
problema_prestupleniya_i_nakazaniya_v_proze_v._p._astafeva.doc | 81.5 КБ |
МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 7»
НОУ «Истоки»
Проблема преступления и наказания в прозе В. П. Астафьева
(на материале рассказов «Синие сумерки», «Людочка», «Царь-рыба»)
(исследовательская работа)
Выполнил:
Киселева Лилия,
обучающаяся 8 класса «А»
Руководитель:
Балакина Н. М.,
учитель русского языка и литературы
Ленинск-Кузнецкий
2014
Оглавление
Введение………………………………………………………………………3 – 5
Глава 1. Проблемы нравственности в русской литературе………………..6 – 7
Глава 2. Нравственно-философская проблематика произведений В. П. Астафьева …………………………………………………………………....8 – 10
Глава 3. Проблема преступления и наказания в прозе В. П. Астафьева (на материале рассказов «Синие сумерки», «Людочка», «Царь-рыба»)…...11 – 16
Заключение………………………………………………………………………17
Список литературы……………………………………………………………...18
Введение
Проблемы преступления и наказания – важный вопрос, интересующий человечество уже много столетий. В произведениях и русских, и зарубежных писателей эти проблемы рассматривали такие мастера слова, как Ф.М. Достоевский («Преступление и наказание»), М.А. Булгаков («Мастер и Маргарита»), О.Уайльд («Портрет Дориана Грея»). В их произведениях говорилось не только о наказании физическом или наказании по закону, но и о нравственном наказании.
Ф. М. Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» «не даёт возможности читателю оставаться только в фактическом плане совершенного преступления. Он переводит его в план мира совести». Преступление Раскольникова – в «мысли», предавшей его душу дьяволу. «Реальное преступление является неотвратимым следствием преступления мысленного, куда более страшного. Преступление – в неполноте веры. И все последующие события – расплата за это». Наказание Раскольникова в «оторванности от мира, от людей, в муках истерзанной совести» [6, с. 312-313].
В романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова по-своему раскрыта проблема преступления и наказания: показано духовное наказание – обречение человека на вечное одиночество [4, с. 298-301] (как в случае с прокуратором Иудеи Понтием Пилатом), или небытие (наказание Берлиоза за материализм и бездуховность). Свита Воланда наказывает людей, доводя их до безумия [4, с. 307-310].
Воланд в романе показан не как герой, несущий чистое зло человечеству, так как он играет роль не только «повелителя темного мира», но и вершит правосудие над людьми. Он наказывает людей только грешных, духовно пустых и не имеющих веры в сердце.
В романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» показан герой, понесший тяжкое наказание за свои грехи. Дориан нес свой секрет вечной молодости, не дающий покоя даже во сне, всю свою жизнь. Он видел разложение собственной души и плоти, скрывал ото всех свою невероятную тайну [8, с. 67-70]. Это приносило ему страшные мучения. Жизнь стала невыносимой и противной Дориану. Человек, которому завидовали все, мечтал оказаться на месте любого из этих людей. И хотя герой романа так и не раскаялся в своих грехах и не осознал тяжести своих преступлений, его жизнь стала настоящим кошмаром [8, с. 113-115].
Классики русской и зарубежной литературы раскрывают в своих произведениях нравственные основы проблемы преступления и наказания, показывая, что нравственное наказание гораздо тяжелее физического и юридического.
Обращение к этой проблеме определяет и актуальность данной работы, в которой исследуется проблема преступления и наказания в прозе В. П. Астафьева.
Научная новизна исследования состоит в том, чтобы исследовать проблемы преступления и наказания в рассказах В. П. Астафьева и попытаться понять, что приводит человека к совершению преступления, заложено ли это в самом человеке от природы или преступление совершается вне зависимости от личности, а только под влиянием каких-то определенных обстоятельств.
Данная работа имеет практическую значимость. Результаты исследования могут быть использованы при разработке уроков литературы по анализу произведений В. П. Астафьева.
Тема данной работы: «Проблемы преступления и наказания в прозе В. П. Астафьева» (на материале рассказов «Синие сумерки», «Людочка», «Царь-рыба»).
Гипотеза: если проанализировать проблему преступления и наказания в прозе В. П. Астафьева, то можно выявить, что в каждом конкретном случае писатель заставляет читателя погрузиться во внутренние и внешние противоречия, толкающие героя на преступление и определяющие тяжесть его последствий.
Цель: исследование проблемы преступления и наказания в прозе В. П. Астафьева (на материале рассказов «Синие сумерки», «Людочка», «Царь-рыба»)
Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих
задач:
Объект исследования:
Проблема преступления и наказания в прозе В. П. Астафьева (на материале рассказов «Синие сумерки», «Людочка», «Царь-рыба»).
Предмет исследования:
Рассказы В. П. Астафьева «Синие сумерки», «Людочка», «Царь-рыба».
Методы исследования:
Анализ, обобщение, классификация.
Глава 1. Проблемы нравственности в русской литературе
Нравственные проблемы всегда были основным стержнем произведений русской литературы: решались вопросы добра и зла, совести, человеческого достоинства, справедливости.
Наиболее интересными являются произведения, в которых поднимаются проблемы, связанные с поисками человеком положительного идеала в жизни. Ведь в наше бурное время, когда каждый день несет трагические сообщения, когда у многих из нас нет уверенности в завтрашнем дне, актуально говорить о нравственности, о духовном возрождении человека. Такие писатели, как В. Астафьев, В. Шукшин все свое творчество посвятили нравственным проблемам, мучавшим великие умы всех эпох: проблемам добра и зла, скудности духовной жизни человека, бездушного отношения к природе.
В творчестве В. М. Шукшина единство его художественного мира основано на умении в частном видеть общее и выразить целое направление духовной жизни народа. Через все его произведения проходит отрицательное отношение к безнравственности в отношениях, к человеку полукультуры [9, с. 76-81]. В рассказах писателя исследуется человек в момент душевного напряжения, когда ему кажется, что силы и жизнь были растрачены напрасно. В. М. Шукшин отмечал: «По-разному гибнет душа; у иного она погибла, а он этого и не заметил» [9, с. 111-115].
Очень близок по взглядам к В. Шукшину и сибирский писатель Виктор
Астафьев, о котором уже в середине пятидесятых годов известный критик Александр Макаров говорил как о писателе, точно обозначившим основные творческие устремления: «размышление о нашей жизни, о назначении человека на земле и в обществе и его нравственных устоях» [7, с. 45-47].
В своих произведениях писатель вел непринужденный и безбоязненный разговор о проблемах актуальных и значимых: об утверждении и совершенствовании разумного человека и природы, о мере и целях нашей активности в покорении природы [5, с. 15-16]. Это проблема не только экологическая, но и нравственная. Сознание серьезности этой проблемы необходимо каждому, чтобы не истоптать, не повредить природу и себя огнем бездушия и глухоты. Писатель утверждал: «Кто безжалостен, жесток к природе, тот безжалостен и жесток к человеку» [7, с. 32-34]. Мир природы таит в себе дух справедливого возмездия.
Внимание В. Астафьева было сосредоточено не только на столкновении бездушно-потребительского и гуманного, милосердного отношения к природе и человеку, но и на людях, их судьбах, страстях и заботах.
В рассказах и повестях писателя описано много разных героев: добрых и злых, справедливых и вероломных. Виктор Петрович никогда не осуждал их, даже самых закоренелых, он заботился об их душевном исцелении. Автор выступал с позиций добра, он оставался поэтом человечности, в нем жило необыкновенное ощущение цельности и взаимосвязанности всего живого на земле. В этом видел В. Астафьев истинное течение жизни [7, с. 55-58].
Таким образом, современная литература нравственно нас воспитывает, формирует наше сознание, предостерегает от проступков, за которые придется рано или поздно отвечать, открывает нам глубины прекрасного, которое часто в повседневной жизни мы не замечаем, так как сейчас идет духовная перестройка человека как личности. Катастрофа нашего времени в том, что мы часто не слышим друг друга, мы эмоционально глухи к чужим проблемам и бедам.
Глава 2. Нравственно-философская проблематика произведений
В. П. Астафьева
В современном обществе человек все меньше и меньше задумывается над своими действиями, поступками, а главное, над их нравственной обоснованностью. Забываются заветы наших предков, наставления учителей, как только человек попадает в стремительный круговорот жизни, поэтому вопрос духовного оскудения, нравственной деградации и потери «человеческого» в человеке является актуальным.
Есть такие произведения, из которых мы извлекаем нравственные уроки. Кто я? Зачем я живу? Что останется после меня на Земле? Эти вопросы возникают у нас после прочтения произведений Ф. Абрамова, В. Распутина, В. Астафьева.
Старые как мир и вечно нестареющие вопросы о смысле жизни, о предназначении человека ―стержневые в творчестве В.П. Астафьева.
Произведения, созданные В. Астафьевым, хорошо известны. Это книги о войне, о мире, о детстве, многочисленные рассказы и повести «Перевал», «Кража», «Стародуб», «Последний поклон». Автор этих произведений не любопытствующий собиратель географических сведений, а человек, изведавший суровую печаль северной земли и не забывший, не разуверившийся в ее красоте и правде [7, с. 98-102].
Как отмечали в советском и зарубежном литературоведении, В. П. Астафьев «… утверждает интуитивную связь человека с природным миром и отмечает нравственные и духовные потери, происходящие в случае разрыва этой связи» [7, с. 134-136].
Многими критиками отмечалось продолжение традиций Ф. М. Достоевского в разработке «вечной проблемы» русской литературы – «преступление и наказание», открывшей еще одно проблемно-тематическое направление в творчестве писателя. Астафьев-писатель всегда совестливо откликался в своих произведениях на самые больные вопросы времени. Его книги напоминают сконцентрированную боль человеческой души, и от повести к повести она становилась все трагичнее.
В романе «Печальный детектив» изображен акт драмы о человеке. Астафьев передоверяет своему герою, милиционеру Леониду Сошнину, свои переживания за человека. Общая безрадостная картина жизни города – почти безнаказанное хулиганство, алкоголизм, духовная и физическая бедность [2, с. 107-109], произвол – все это написано серыми, мрачными красками. Главный герой, задумываясь о проблемах и пороках общества, думая, как их исправить, начинает с самого себя. В. Астафьев писал: «Всегда надо начинать с себя, тогда дойдешь до общего, до общегосударственного, до общечеловеческих проблем» [2, с. 111-114].
Проблемы взаимоотношений человека и природы раскрываются в творчестве В. П. Астафьева в самом широком смысле. Природа жива и одухотворена, наделена нравственно-карающей силой, она способна не только защищаться, но и нести угрозу всему человечеству, если оно не образумится в своей намеренной или вынужденной жестокости [5, с. 16].
Истребление живого граничит с огромной опасностью потери чувства меры, а через это и потери человеческого, т. е. доброго, разумного, нравственного.
Писатель обращается к нравственным проблемам общества, заостряя внимание на самых актуальных вопросах. Он является «зеркалом» наиболее серьезных общественных проблем, которые, к сожалению, вот уже много лет остаются неразрешенными. В. П. Астафьев осуждает человеческое безразличие и ненасытность как многогранное и страшное зло по своей разрушающей силе, причем речь писатель ведет не только об уничтожении живой и неживой природы вне нас, говорит он о своеобразном самоубийстве, об уничтожении природы внутри человека, человеческой природы [3, с. 14-16].
Всем своим творчеством В. П. Астафьев внушает читателю простую истину, что жизнь дается человеку лишь единожды. Сама по себе сознательная и созидательная жизнь очень коротка и бессмысленно, неразумно обрывать ее раньше времени, тратить силы на разрушение, жестокости, убийства, и надо пробовать жить на земле в мире и согласии, и не надо забывать то, что чистота природы невозможна без сохранения «чистоты души» [10, с. 67-68].
Глава 3. Проблема преступления и наказания в прозе В. П. Астафьева (на материале рассказов «Синие сумерки», «Людочка», «Царь-рыба»)
В рассказах В. П. Астафьева «Синие сумерки», «Людочка», «Царь-рыба» показаны разные виды преступления современного общества: социальное, нравственное, экологическое. Эти преступления – вина нового испорченного, по мнению самого писателя, времени, которое подталкивает людей на грехи. Писателем ставится вопрос о нравственной ответственности общества за преступления, совершенные против природы и человека. Одна из главных особенностей таланта Виктора Петровича – умение охватить проблемы, волнующие многих писателей: падение нравственности, распад деревни, рост преступности.
Так, рассказ «Синие сумерки» начинается с описания синих сумерек, времени, по мнению автора, в котором «рождаются ангелы и умирают грешники» [2, с. 287]. Автор размышляет о жизни села, о социальной несправедливости, о собачьей верности и человеческом вероломстве. Собака, предстает в произведении в качестве источника и средства художественного осмысления окружающего мира, раскрывающего содержание духовной жизни человека, «она работала и чем-то напоминала многосемейную хозяйку, которая хоть и костьми гремит, зато дети у нее краснощекие, муж ублажен, в доме порядок и достаток» [2, с. 290]. Автор размышляет: кто в этом мире сильнее всех, почему люди жестоки и грубы, какие чувства испытывает человек, почему за доброту и верность своей собаки Ночки, которая спасла своего хозяина Сухонина от верной гибели в лютый мороз, он отплатил жестокостью и коварством. Кроме чувств и переживаний собаки, показаны размышления над тайнами человеческой души, высказаны мысли о роде человеческом, о противоречиях в мире людей, которые «истребляя птиц и собак петлею средь бела дня малых и больших городах» учат друг друга гуманности [2, c. 303].
За историей собаки скрываются большие человеческие и социальные трагедии. Глубоко проникая в психологию животного, автор показывает его глазами мир добра и зла. Рассказ пронизывает мысль о человеческом равнодушии, о пороках, основанных на корысти, жадности, равнодушии.
В. П. Астафьев за историей собаки показал жизнь в мире людей, поделенных на две неравные части: на хозяев, которые жестоки с ней (Сухонин), в ком таится злоба на все живое, будь то человек или животное, и на других (лесник Григорий Ефимович) – тех, которые любят ее, заботятся о ней, как бы искупая все преступления, совершаемые человеком не только по отношению к «низшему» существу, но и по отношению себе подобному – человеку.
В рассказе «Людочка» рассмотрены важные проблемы человека и человечества, неотделимые от нынешней реальности. Проблема преступления и наказания раскрывается в изображении самой обыкновенной серой будничной жизни. Герои представляют собой отражение современных масс; типичные ситуации, заставляющие нас задуматься об устройстве настоящей жизни. Автор не дает имена почти всем своим героям, подчеркивая этим, что рассказ ведется не об исключительной ситуации, это общее представление автора о современных людях. Тем не менее, давая своей главной героине имя Людочка, автор подчеркивает, что имя не играет здесь никакой роли, так как это «удручающая обыденность» и «обезоруживающая простота» [3, с. 398-401]. «Людочкой» в этой жизни может быть кто угодно. Литературный критик Валентин Курбатов говорил следующее об Астафьеве: «Его добро, его любовь всегда были подернуты печалью, потому что он слишком знал этот народ и видел его до донышка, потому что сам был им… Жизнь в его рассказах так подробна, так изобильна…».[7, с. 7-9] Астафьев глубоко страдает из-за перемен, произошедших в людях, в самом обществе. Стоит только вспомнить, как начинается рассказ «Людочка»: «Мимоходом рассказанная, мимоходом услышанная история, лет уже пятнадцать назад…».[3, с. 426] «Страшная эта история лежала в нем пятнадцать лет, дожидаясь времени, когда из исключительной стала типической,» - говорил В. Курбатов. [7, с. 8]
Описывая Людочку, В. П. Астафьев сравнивает ее с «вялой, придорожной травой». Этим он указывает на духовную и физическую слабость девочки. Людочка не смогла в одиночку справиться с навалившейся на неё бедой, решившись на самоубийство.
Не менее тяжело преступление нравственное. Это равнодушие Артемки-мыла, который струсил, побоялся помочь девушке. Равнодушие является тяжким преступлением против человека. Ведь именно равнодушие окружающих Людочку людей, равнодушие родителей и стало причиной ее самоубийства. Девушка не смогла пережить холодного отношения окружающих, не стерпела одиночества и наложила на себя руки. Но равнодушной была и сама Людочка до той поры, пока беда не коснулась ее самой. Она поняла, что «в беде, в одиночестве люди все одинаковы». [3, с. 436] Не случайно Людочка вспоминала отчима, тяжкой судьбой которого она раньше не интересовалась. Не зря вспомнился умирающий в больнице парень, всю боль и драму которого не хотели понимать живые. Им, живым, «не его боль, не его жизнь, им своё сострадание дорого, и они хотят, чтоб скорее кончились его муки, для того чтоб самим не мучиться». [3, с. 434] «…теперь и самой ей предстояло до конца испить чашу одиночества, лукавого людского сочувствия.… Зачем она притворялась тогда, зачем?» [3, с. 435]
Людочка понесла наказание за вялость и равнодушие, искупая своей смертью не только свои грехи, но также и грехи своей матери, школы, Гавриловны, милиции, молодёжи городка. В современном обществе, возможно, только смерть Людочки разрушила царившее вокруг равнодушие: она вдруг стала нужна матери, Гавриловне.
Равнодушие матери Людочка пережить не смогла: ведь дом, семья для каждого человека должны быть защитой и опорой в жизни. Люда не нашла этой опоры дома, не нашла там помощи и поддержки: «Мать не от суровости характера, а от стародавней привычки быть самостоятельной во всем не поспешила навстречу дочери, не стала облегчать ее ношу – пусть сама со своей ношей, со своей долей управляется…». [3, с. 436] Она была холодна со своей дочерью, холодна по натуре своей. Лишь после смерти дочери она раскаялась, увидела свою долю вины в случившемся, за что потом просила прощение у Бога: «Я зла никому не делала и ее погубила не со зла.… Прости» [3, с. 438]. Раскаяние, душевная боль – это нравственное наказание матери героини за равнодушие.
Экологическим преступлением всего общества является загрязнение природы. Уже одно описание городского парка приводит в ужас: «Кому-то вздумалось выкопать канаву и проложить по ней трубу через весь парк…закопать трубу забыли… Со временем трубу затянуло мыльной слизью, тиной и по верху потекла горячая речка, … стояла вонь. Парк выглядел, словно после бомбежки …. » [3, с. 431-432]. Разрушение природы способствует разрушению человека – таков итог наказания за совершённое преступление.
Но, несмотря на всю суровость и печаль создающейся перед читателем картины, автор все же оставляет крупицу надежды на благополучное будущее. Второе, еще не родившееся дитя матери Людочки и есть надежда на счастье: «Господи, помоги хоть эту дитю полноценную родить и сохранить. Дитя не в тягость нам будет…», - молилась мать Людочки [3, с. 439], возвращаясь на поезде домой после похорон. Эта надежда на счастье, любовь способны растопить холодное сердце матери, а раскаяние и молитва Богу помогут ей приобрести веру и найти свет.
К нравственным проблемам общества обращается В. П. Астафьев и на страницах рассказа «Царь-рыба», входящего в «Повествование в рассказах» с одноименном названием.
Автор рассматривает традиционный конфликт общества с природой, акцентируя внимание на нарушении вечной традиции, идущей от земли, от самой природы-матери, акцентируя внимание на том, как этот конфликт портит душу человека.
В. П. Астафьев рисует типичную картину ―лов браконьером крупной рыбины, рыбы ― «борова». Затем обыденная ситуация психологически углубляется: редкостный по величине и форме осетр одухотворяется до роковой Царь-рыбы: «Над водою сверкнула острыми кнопками круглая спина осетра… изпод костяного панциря, защищающего широкий, покатый лоб рыбины, в человека всверливались маленькие глазки с желтым ободком вокруг томных, с картечины величиною, зрачков. Они, эти глазки, без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью, чегото таили в себе» [3, с. 124].
Основной конфликт в рассказе воплощен иносказательно: «Реки царь и всей природы царь ―на одной ловушке» [3, с. 126]. В. П. Астафьев вводит старинное поверье о чудесной рыбе, передающееся из поколения в поколение: «Игнатьич вздрогнул, нечаянно произнеся, пусть и про себя, роковые слова… Дедушко говаривал: лучше отпустить ее, незаметно так, нечаянно будто отпустить, перекреститься и жить дальше, снова думать об ней, искать ее».
Самая главная вина астафьевского Игнатьича изначально в надругательстве над любившей его девушкой. Все получается в связи: начинается ли с человека, с рыбы, со зверя, а чем оборачивается ―показывает писатель. Круги жестокости распространяются широко и беспощадно.
Проблема «преступления и наказания» рассматривается В.П. Астафьевым в «Царь-рыбе» с точки зрения народного идеала, выраженного в фольклоре: зло наказывается незамедлительно. Игнатьич, изможденный, опустошенный, израненный, «забылся в человеке человек» [3, с. 132].
Таким образом, в своих произведениях В. П. Астафьев подчеркивает, что человек является частью этого мира, и поэтому он не должен портить подаренный ему Богом мир и свою душу, а природа является той неотъемлемой, необходимой частью жизни, без которой человек не может существовать. К героям астафьевских рассказов приходит осознание того, что природа непокорна и своенравна, и человек не может и не должен считать себя ее хозяином. Столкновение природы и человека не ведет ни к чему, кроме боли и смерти.
Судьба героев В. П. Астафьева говорит о том, что человек, творящий зло и находящий себе оправдание, допускает существование зла везде. И это вселенское зло нарастает из-за нарушения баланса в природе. Люди отказывают в помощи человеку, природе в самый драматичный момент. Это страшно, так как происходит духовное оскудение, нравственная деградация человека [10, с. 268-270].
Заключение
Изучив материал по творчеству В. П. Астафьева, следует отметить, что:
- в произведениях Виктора Петровича исследуется множество важных проблем: нравственных, экологических и социальных;
- автор раскрывает основные причины возникновения преступления – вялость и равнодушие к людям, нуждающимся в помощи; злоба и коварство по отношению не только к «низшему» существу, но и к человеку; потребительское отношение к природе, опустошающее душу человека;
- автор заставляет каждого всерьез задуматься об ответственности перед другими людьми, перед матерью-природой и перед самим собой, потому что, только существуя в гармонии с окружающим, человек может обрести внутреннюю свободу;
- в жизни ничто не проходит бесследно — вот основная мысль, выраженная в произведениях В. П. Астафьева: человека ожидает за варварское отношение к природе, за жестокость к людям. Истребляя в своей душе доброту, порядочность, милосердие, честность, любовь, человек наносит непоправимый вред не только природе, другим людям, но и самому себе;
- в рассказах четко определяется позиция автора: несмотря на совершенные преступления, писатель не осуждает своих героев, выступает с позиций добра, всегда оставляет надежду на их душевное исцеление.
Таким образом, благодаря исследованию проблем преступления и наказания в прозе В. П. Астафьева, изучению научно-популярной литературы о проблемах преступления и наказания в произведениях русских и зарубежных писателей становится понятна простая истина: жизнь дается человеку лишь единожды. Сама по себе сознательная и созидательная жизнь столь коротка, что бессмысленно, неразумно обрывать ее прежде времени, тратить силы на разрушение, жестокости, убийства, и надо пробовать жить на земле в мире и согласии.
Список литературы
Фильм "Золушка"
Рукавичка
Медведь и солнце
Для чего нужна астрономия?
Каргопольская игрушка
Комментарии
исследовательская работа по творчеству В. Астафьева
В данной исследовательской работе устанавливаются и анализируются причины возникновения преступления (социального, духовного, экологического) в рассказах В. П. Астафьева «Синие сумерки», «Людочка», «Царь-рыба»;
объясняется позиция автора при выборе наказания (экологического, физического, нравственного) в рассказах.