В исследовательской работе рассматриваются история происхождения бардов средневековья, истоки бардовского движения 60-х годов XX века, основатели жанра и их творчество.
Департамент образования города Москвы
Южное окружное управления образования
Государственное образовательное учреждение
Средняя образовательная школа № 840
Учебно-исследовательская работа
Авторская песня и ее основатели
Авторы: Удалова Наталья
Гаврикова Мария
Гришина Ольга
Руководитель: Валеева Ю.Л.
Москва
2011
Содержание
Введение
I. Кто такие барды?
II. С чего всё начиналось?
а) Владимир Высоцкий;
б) Булат Окуджава;
в) Юрий Визбор;
г) Юлий Ким;
д) Ада Якушева;
е) Сергей Никитин;
ж) Александр Городницкий.
III. Заключение.
Список литературы
Введение.
Во все времена, во всем мире, все народности великой планеты сочиняли песни. Песня – фольклорное или народное творчество – всегда была рядом с людьми: и в радости, и в горе. Люди шли на войну с песней, приветствовали рождение новой семьи песней, проводили досуг с песней.
Каждому историческому периоду характерна своя песня. Она не только передавала жизнь людей, традиции и мораль, но и выражала мысли и мнения народа.
Вторая половина XX века породила уникальное явление отечественной культуры под названием АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ, которое сегодня по праву считается нашим национальным достоянием. То была пора, когда все только начиналось. Многие из родившихся тогда песен теперь считаются народными. Среди авторов, снискавших известность уже в те годы, яркими звездами горят имена «предтеч»: Булата Шалвовича Окуджавы, Юрия Иосифовича Визбора, Владимира Семеновича Высоцкого.
Итак, тема нашей проектной работы: авторская песня и ее основатели. Актуальность работы связана, прежде всего, с масштабами распространения, массовой популярностью и новаторским характером авторской песни.
Цель проекта, узнать историю возникновения авторской песни и ее особенности, раскрывается в задачах
I. Кто такие барды?
Почему людей, поющих собственные песни под гитару, часто называют именно бардами, а не иначе? Английское слово bard — кельтского происхождения. Барды — это древние певцы-сказители у кельтских племен, проживавших когда-то на территории сегодняшних Ирландии и Шотландии.
Ирландские барды могли быть и придворными, и бродячими певцами. Аккомпанировали они сами себе на струнном смычковом инструменте — кроте. Инструмент этот с тремя или шестью струнами чем-то похож на маленькую лиру или русские гусли. Но если гусли всегда лежат горизонтально, часто на коленях, то кроту держали вертикально, оперев инструмент на одно колено или же у плеча, водя смычком по струнам. Барды пели различные песни: героические песни-баллады, религиозные, боевые, лирические и сатирические.
Но не всегда барды были обыкновенными бродячими песенными сказителями. Такими они стали со временем. А когда-то барды, евбаги и друиды составляли три ступени духовной власти у кельтских племен. Высшая власть у кельтов принадлежала друидам. Друиды были главными духовными руководителями и учителями мудрости кельтов. Служители кельтских богов — евбаги. Они выполняли обряды, приносили жертвы, занимались гаданием и иногда исполняли обязанности судей.
И третьим звеном были барды — мудрые поэты-певцы, рыцари правды и добра, вдохновлявшие воинов на великие подвиги и провозглашавшие мир и любовь.
В других странах тоже были барды, но назывались они по-разному: во Франции это были трубадуры - в 11-13 веках - провансальские поэты-певцы, авторы песен. Трубадуры были светскими феодалами, рыцарями, а также горожанами.
Лирика трубадуров отличалась изысканностью, сложностью стиха и музыкальностью. Часто у трубадура служил менестрель, аккомпанировавший ему на музыкальном инструменте. Миннезингеры — немецкие лирические поэты-певцы, воспевавшие рыцарскую любовь, любовь к Даме, служение Богу, крестовые походы.
Слово «бард» укоренилось: им до сих пор продолжают называть тех, кто сочиняет песни и сам исполняет их, аккомпанируя себе на гитаре. Во второй половине 50-х и в начале 60-х годов у русской поэзии появилось новое параллельное русло. Его создали “поющие поэты”- авторы стихов и музыки своих песен, являющиеся одновременно их исполнителями, как правило, под аккомпанемент гитары.
Песни такого рода, по началу, исполнялись в дружеских компаниях, в туристских походах и геологических экспедициях. Зачастую они предназначались для узкого круга. Прямой контакт исполнителя и слушателей создавал неповторимую, неформальную и доверительную атмосферу.
Со временем некоторые из авторов песен начали выступать с публичными концертами (чаще всего неофициальными). Магнитофонные записи, сделанные на таких концертах, расширили аудиторию. Поющих поэтов стали слушать и петь их песни тысячи незнакомых для них людей по всей стране.
Вскоре начались споры о том, как обозначить, как назвать новое общественно-художественное явление. Называли по-разному, туристская, поэтическая, наконец, появилось выражение «самодеятельная песня». Возникли клубы самодеятельной песни - КСП, стали проводиться слеты и фестивали. В основе своей это было естественно - возникшее молодежное движение со свободно-демократическими принципами и законами.
Когда поющие поэты появились на радио, то посвященная им передача радиостанции «Юность» получила полушутливое наименование « Барды».
Однако самым общепринятым стало выражение «Авторская песня», впервые употребленное журналисткой Аллой Гербер на страницах журнала «Юность». Это выражение подхватили многие, и оно дожило до нашего времени и даже вошло в справочные издания.
II. С чего всё начиналось?
Бардовскую песню родило время - время всем памятных событий, связанных с разоблачением культа личности, большими надеждами на обновление общества, на перестройку. Тогда и возник круг таких поэтов, как Александр Галич, Владимир Высоцкий, Новелла Матвеева, Юлий Ким, Юрий Визбор, Евгений Клячкин, Александр Городницкий. Все они были не похожими друг на друга, имели собственное лицо, свой собственный почерк. Благодаря магнитофонам поэзия распространялась с огромной скоростью. Не будь их, стихи, наверное, ходили бы в списках. А как в списках передашь звук гитары, аккомпанемент? Музыка укрепляет воздействие поэзии. И круг интересующихся ею разрастается, поэзия расходится шире.
Авторская песня возникла как альтернатива «советской песне». Один человек сочетает в себе, как правило, автора стихов, автора мелодии, исполнителя и аккомпаниатора - вот признак авторской песни, как культурного феномена. А доминантой здесь является стихотворный текст: ему подчинены и музыкальная сторона и манера исполнения, и оценивается от качества стихотворного текста.
Такая профессиональная поэтесса, как Н. Матвеева, совершенно без какого-либо заказа обществом, помимо стихов стала писать песни, которые не могла не писать, вот чем отличается бардовская песня, — что здесь человек пишет именно потому, что он не может не писать.
Конечно, до появления авторской песни существовало множество хороших советских песен, которые все пели и любили. Но все эти песни были о безликой массе: пионерах, комсомоле, рабочих, девчатах, монтажниках-высотниках и т.д. Самодеятельная же песня – это песня о личностных переживаниях, чувствах, эмоциях.
Авторская песня явилась одной из форм противостояния, мыслящей части общества, некоторым моментам жизни, его режиму. Всех творцов авторской песни объединяет уважение к человеческой индивидуальности, мечта о таком обществе, где права личности признаются не на словах, а на деле, где свобода мысли считается нормой, а не аномалией. Именно это вызывало страх и ненависть тоталитарного режима к самой фигуре человека, который без спросу и разрешения «сверху» делился с другими людьми своими заветными, самостоятельными мыслями, выразив их в стихах, положив на музыку и взяв в руки гитару. Из-за этого в конце 60-х годов авторская песня вынуждена была перейти на полулегальное положение: её вытеснили из радио- эфира, почти не допускали на телеэкран.
Один из них – любительское песенное творчество, зародившееся в туристско-студенческой среде в 50-е годы и в первой половине 60-х прошлого века. Эти песни поначалу называли студенческими и туристскими, а затем самодеятельными.
«Имея любительские истоки, произрастая из бесчисленных студенческих и походных песен – незатейливых, для внутреннего употребления, – массовое песенное сочинительство выделило, по сути, новый вид профессионализма»
(А. Городницкий).
Второй исток – песенное творчество профессиональных поэтов и артистов – профессионалов в других видах искусства, – для которых песенный вид занятия изначально не был любительским, а стал еще одной гранью приложения таланта. Сюда бесспорно относятся М. Анчаров, Б. Окуджава, А. Галич, Н. Матвеева, В. Высоцкий. Сюда же можно добавить присоединившегося позже художника Е. Бачурина.
Песня стала для них еще одной формой активного творческого самовыражения. Кроме картин, романов и стихов, сценариев и сыгранных ролей. А может, вовсе и не кроме, а вместе? Будет уместно процитировать В. Высоцкого: «Песня не дает мне покоя ни днем, ни ночью. И если бросить на одну чашу весов все, что делаю, кроме песен, а на другую – только песни, то последняя – перевесит» и Б. Окуджаву: «У меня было много удач. Но, пожалуй, самая главная пришла в тот день, когда я в первый раз придумал мелодию к своему стихотворению».
Однако первенство в этом истоке как создателя собственного песенного жанра принадлежит А. Вертинскому.
В один из осенних дней 1937 года два друга - школьник и студент первокурсник - собрались вместе и решили сочинить песню. Один любил рисовать и умел немного на слух играть на рояле. Другой - писал стихи, мечтал стать поэтом. Они хотели сочинить песню о дальних путешествиях, о людях мужественных, сильных духом, непохожих на тех кому дорогой домашний уют. Об этом они читали в комсомольской газете и в приключенческих романах, к этому готовили себя, вступая во взрослую жизнь.
Павел почти сразу придумал рефрен, а Георгий, никогда прежде не писавший музыку храбро прикоснулся к клавишам. Через два часа Бригантина, подняв паруса, отправилась в длительное путешествие по Океану романтики надежд, поиска и открытий.
По - разному в дальнейшем сложилась судьба друзей. Оба ушли на фронт, оба воевали в действующей армии. Лейтенант Павел Коган - военный переводчик, молодой талантливый поэт - погиб в 1942-м под Новороссийском, выводя свой развед отряд из окружения. Гвардии младший сержант Георгий Лепский вернулся в с войны живым, окончил институт учил детей рисованию и черчению, водил их в туристские походы.
И разве могли представил создатели Бригантины, сколь долгой и счастливой окажется судьба их песни. Ее быстро подхватили студенты Московского университета и Литературного института (там учился Павел Коган), а в 50-е г уже пели во многих других вузах - и в центре страны , и на периферии . В то время как раз развивался туризм, и конечно любителем долгих походов Бригантина пришлась по душе. Песня ни кем не записанная передавалась из уст в уста, и считалась народной.
А вместе с ней у привальных костров звучали и другие самодеятельные песни, назывались фамилии Анчарова, Визбора, Окуджавы, Якушевой, Дулова, Сухарева, Шингина - Березовского.
Эти и другие лучшие туристские песни - лучшие, потому что их испытало на прочность время и несколько поколений туристов и альпенистов.
Первый КСП в СССР образовался в 1960 году в г.Ленинграде, он назывался "Восток", в него вошли : Городницкий А., Кукин Ю., Клячкин Е. и другие. В 1961 году был образован КСП в г.Москва, его сооснователями были любители самодеятельных песен: Каримов И., Гербовицкий А., Чумаченко В. и другие.
Первый КСП на Украине возник в 1964 году в г.Харьков. Одним из первых его активных членов был известный автор песен Григорий Дикштейн.
Клуб самодеятельной песни (КСП) — неформальное социальное движение, возникшее в СССР и объединившее любителей бардовской песни. Часто аббревиатура КСП употребляется как синоним бардовской песни.
Как пишет в своей книге «История московского КСП» Игорь Каримов, аббревиатура КСП использовалась ещё в конце 1950-х, но в то время расшифровывалась как «конкурс студенческой песни». На ставшей вехой в истории КСП конференции по вопросам самодеятельной песни в Петушках (май 1967) вопрос обсуждался сфокусировано. Рассматривались варианты «гитарная песня», «любительская песня», «туристская песня» и ряд других. По итогам совещания было выбрано название «самодеятельная песня», а за сочетанием КСП закрепилось значение «Клуб самодеятельной песни». Тогда же, в мае 1967 г., состоялся первый обще московский слёт КСП.
а) Владимир Семенович Высоцкий
Имя и судьба Владимира Высоцкого стали легендарным ёще при жизни поэта. Он песни писал от первого лица, и слушатели его отожествляли с многочисленными персонажами.
Он родился 25 января 1938 году, в Москве. “Дом на первой Мещанской в конце“ - согласно написанной в 1978 году ” Балладе о детстве”. С 1949 года по 1955 год, Владимир Высоцкий жил на Большом Каретном переулке в доме № 15, которому адресовал свои первые песни. В 1955 году переехал на Первую Мещанскую (Проспект Мира), где жил вместе с мамой в новом доме.
Он мечтал о театре, ходил в драматический кружок «Дома учителя», но по окончании школы, родители настояли на Московском инженерно-техническом институте (МИСИ). Но в Новый год, 1956 года, он оставляет институт и поступает в школу-студию имени В.И. Немировича- Данченко, при МХАТе, которую заканчивает в 1960 году.
Владимир Высоцкий работал в театре А.С.Пушкина. С 1959 года начал сниматься в кино, но актерский талант раскрылся в театре на Таганке, под руководством Юрия Любимова, с 1964 года и до конца жизни (до 25 июля 1980 года). В кино сыграл 26 ролей.
Но судьба складывалась драматично. Многие фильмы вышли только 1980-е годы. Песни, написанные для картин, и вовсе не вышли.
С 1965 года пел в дружеских компаниях, на публичных вечерах и концертах. Он приобрел весьма родную популярность и одновременно вызвал недовольство Советских официальных кругов. Его многолетняя концертная работа постоянно сталкивалась с внешними трудностями: проводились полулегально, «как встречи со зрителями». В каждом выступлении - это разговорный тон. Он старался, чтобы каждому независимо от возраста, профессии, вероисповедания, зарплаты, настроения досталось по «куску». «У каждого из нас свой Высоцкий»: одним по душе исповедальный лиризм, другим – мужественная романтика… Но у каждого своя любимая песня. И это прекрасно!
Он не мог при жизни опубликовать свои произведения. Вопрос о выходе, не только к слушателям, но и к читателям, приобрёл для него принципиальное значение. Его прогноз: «Меня будут печатать! Хоть после смерти, но будут!»- подтвердился.
Первая книга В.Высоцкого «Нерв» вышла в 1981 году. Выход этой книги был большим успехом для нашей культуры в период застоя. С этой книги началась эпоха чтения произведений Высоцкого. В 1992 г.
В 1987г. В.Высоцкому присуждена Государственная премия СССР за роль «Жеглова» в фильме: «Место встречи изменить нельзя» и за авторское исполнение песен.
В 1989г. создан музей В. Высоцкого. Поэтическое наследие его обширно и разнообразно. В двухтомнике, составленном А. Е. Крыловым, помещено 424 песни и 107 стихотворений, а сколько ещё не напечатано.
Каждое его произведение- это прежде всего вопрос, не надуманный, прямой, «нужный». Но в самой постановке вопроса и таится ответ, который читатель-слушатель может открыть – но не «вообще», а для себя лично. Песню «Чужая колея», 1973г., Высоцкий любил исполнять для молодёжи, пологая, что неожиданный финал этой песни – раздумья способные воспринимать и применять в жизненной практике те, у кого ещё вся жизнь впереди.
б) Булат Шалвович Окуджава
Поэт, прозаик, сценарист, автор и исполнитель песен, один из оригинальнейших русских поэтов ХХ века, признанный основоположник авторской песне. Родился 9 мая 1924 г. в Москве, на Арбате, в доме 43. Арбат в лирической системе поэта сделался символом мира, добра, человечности, благородства, культуры, исторической памяти- всего, что противостоит войне, жестокости и насилия. В 1942 г. из 9 класса добровольцем ушел на фронт, служил минометчиком, был ранен. После госпиталя был связистом.
В 1945 г. работал, заканчивал 10 класс и в 1950 году окончил филологический факультет Тбилисского государственного университета. Два года работал школьным учителем русского языка и литературы в деревне Шамордино Калужской области. В 1952 г. перевелся в школу города Калуги. В 1953—1954 — работал в издательстве областной калужской газеты "Молодой ленинец".
В 1956 г. вернулся в Москву, работал редактором в издательстве "Молодая гвардия", зав. отделом поэзии в "Литературной газете", с 1962 г. член Союза писателей СССР, один из основателей жанра авторской песни. Строчка его песни "Союз друзей": "Возьмемся за руки, друзья..." — стала девизом многих КСП, слетов и фестивалей, названием песенных рубрик.
Всенародную славу Окуджаве принёс фильм А.Смирнова «Белорусский вокзал», в котором прозвучала лучшая песня поэта. Как признавался уже в 1986 году Окуджава, сначала он не принял предложение режиссёра написать для этого фильма песню. «Дело в том, что фильм требовал стилизации текста под стихи военного времени. По мысли режиссёра, стихи должны исходить не от профессионала, а от человека, сидящего в окопе и пишущего для однополчан о своих друзьях. Мне казалось, что у меня стилизации не получится, поскольку я всегда стремился писать о войне глазами человека мирного времени. А тут надо было сочинять словно «оттуда», из войны. Но тогда, на фронте, мы совсем по-другому думали, по-другому говорили и по-своему пели. Отыщу ли я слова тех лет? И вдруг «сработала» память. Неожиданно вспомнился фронт. Я как бы воочию увидел этого самодеятельного фронтового поэта, думающего в окопе об однополчанах. И тут же сами собой возникли слова будущей песни «Мы за ценой не постоим...»
Булат Окуджава вошел в песенную поэзию как тонкий лирик, углубленный в природу человеческих чувств, певец Арбата. Его песнями, которые тиражировались через магнитофонные записи, увлекалась вся страна, а его перу принадлежат сборники «Лирика» (1956), «Острова» (1959), «Веселый барабанщик» (1964), «Март великодушный» (1967), «Арбат, мой Арбат» (1976). В своих песнях Окуджава обращался к разнообразной тематике, но больше всего – к теме любви, природы, взаимоотношений людей, философских проблем их бытия. Песни Окуджавы звучат в кинофильмах, спектаклях, радиопостановках. Писал также историческую и автобиографическую прозу, киносценарии.
В узкий круг личных друзей Окуджавы входили Белла Ахмадулина, Юрий Левитанский, Фазиль Искандер.
в) Юрий Иосифович Визбор
У истоков бардовской песни стоит Визбор. Что даёт основание объявить об этом? Юрий Визбор родился в 1934г. в Москве, на Сретенке. Учился в МГПИ, где он стал основоположником и лидером своеобразной школы студенческой и туристской песни. Там сложилась та атмосфера, та неофициальная аудитория, которая оставила неповторимый отпечаток на самом облике авторской песни. Преподавал русский и литературу в школе Архангельской области. Много работал в журналистике. Был инициатором создания радиостанции «Юность», звукового журнала «Кругозор». Им была разработана особая жанровая разновидность-песня репортаж. Он пропагандировал авторскую песню, творчество своих товарищей. В зрелом возрасте снимался в фильмах, автор театральных пьес, увлекался живописью. Не понаслышке, а по собственному многолетнему опыту знал романтику горных дорог, альпинизма. Его песня «Домбайский вальс» исполняется по настоящее время во всех поездках и мероприятиях.
Лыжи у печки стоят,
Гаснет закат за горой,
Месяц кончается март,
Скоро нам ехать домой.
Здравствуйте , хмурые дни,
Горное солнце, прощай!
Мы навсегда сохраним
В сердце своём этот край.
Нас провожает с тобой
Гордый красавец Эрцог,
Нас ожидает с тобой
Марево дальних дорог.
Вот и окончился круг,
Помни, надейся, скучай….
Снежные флаги разлук
Вывесил старый Домбай.
Что ж ты стоишь на тропе?
Что ж ты не хочешь идти?
Нам надо песню запеть,
Нам нужно меньше грустить.
Снизу кричат поезда,
Правда, кончается март.
Ранняя всходит звезда,
Где-то лавины шумят….
Он писал предельно просто. Его творчество близко не только его ровесникам, но и совсем молодым людям. Вместе с детьми в едином порыве распеваем» «Милая моя, солнышко лесное».
Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены.
Тих и печален ручей у янтарной сосны.
Пеплом несмелым подёрнулись угли костра:
Вот и окончилось всё- расставаться пора.
Милая моя,
Солнышко лесное,
Где, в каких краях
Встретишься со мною?
Крылья сложили палатки – их кончен полёт,
Крылья расправил искатель разлук – самолёт,
И потихонечку пятится трап от крыла-
Вот уж действительно пропасть меж нами легла.
Не утешайте меня, мне слова не нужны,-
Мне б разыскать тот ручей у янтарной сосны,-
Вдруг сквозь туман там краснеет кусочек огня,
Вдруг у огня ожидают, представьте, меня.
Милая моя,
Солнышко лесное,
Где, в каких краях
Встретишься со мною?
Простота без пошлости - редчайшая вещь, и через годы, после создания песни можно сказать, что она жива, и жить будет ещё долго. Это песня «Ты у меня одна».
Ты у меня одна,
Словно в ночи луна,
Словно в году весна,
Словно в степи сосна,
Нету другой такой
Ни за какой рекой,
Нет за туманами,
Дальними странами.
В инее провода,
В сумерках города.
Вот и взошла звезда,
Чтобы светить всегда,
Человек универсального склада, страстный жизнелюб, написал в 1982г. Печальную, но полную веры в творчество истинных ценностей песню памяти Высоцкого, а всего лишь три года спустя А. Городницкий сложит печальные строки о Визборе.
Нас не вспомнят в избранном-
Мы писали плохо….
Нет печальней участи
Первых петухов.
Вместе с Юрой Визбором
Кончилась эпоха-
Время нашей юности,
Песен и стихов.
Нам с годами ближе
Станут эти песни,
Каждая их строчка
Будет дорога….
Снова чьи-то лыжи
Греются у печки,
На плато полночном
Снежная пурга.
г) Юлий Ким.
Авторская песня всегда была связана с миром театра. Прочность этой связи может служить творчество Юлия Кима, замечательного мастера театрального перевоплощения и открытого поэтического самовыражения, сатирика и лирика в одном лице.
Юлий родился в 1936 году в Москве. В 1937 г. Его отец был арестован и вскоре погиб. Мать оказалась в ссылке, а потом вместе с сыном жила в Туркмении. Вернулись в Москву после реабилитации. Ким окончил МГПИ, где учился одновременно с Ю.Визбором, А. Якушевой. Юлий преподавал историю и литературу на Камчатке, затем в Москве. В 1968 г. Был уволен с работы и фактически запрещён в печатании своих песен. Он взял псевдоним Юрий Михайлов. Он написал песни к кинофильмам: «Двенадцать стульев», «Бумбараш», «Про Красную шапочку», «Обыкновенное чудо» и др. В годы перестройки вновь начали появляться его произведения под настоящим именем автора. Поэтическое творчество Юлия злободневно и вместе с тем глубоко исторично. Оно отразило поиски и надежды, сомнения и раз очарования, серьёзные нравственные испытания интеллигентов «шестидесятников» на протяжении более чем трёх десятилетий. В 1990 г. вышли книги «Творческий вечер», «Летучий ковёр».
Ким не только отразил в своём творчестве прошлое и настоящее, но и коснулся темы будущего, которое открывается перед ним. Это будущее трудное, оно потребует от каждого из нас стойкости, готовности идти «своим путём», не делая ни малейшей уступки лжи и следуя нравственной категории, позволяющей безошибочно отличать дурное от доброго.
д) Сергей Никитин.
Заслуженный деятель искусств России (1995), член Союза театральных деятелей РФ (1992), член Всероссийского музыкального общества (1994). В 1997 году Татьяна и Сергей Никитины стали лауреатами Царскосельской художественной премии - с замечательной формулировкой "За многолетнюю преданность русской поэзии".
Родился 8 марта 1944 года в Москве. Отец - Никитин Яков Григорьевич (1908 - 1956). Мать - Никитина Вера Сергеевна (1913 г. рожд.). Супруга - Никитина Татьяна Хашимовна (1945 г. рожд.). Сын - Никитин Александр Сергеевич (1971 г. рожд.).
На вопрос, как он стал бардом и с чего у него все началось в песне, Сергей Никитин обычно отвечает: "Очень захотелось самому петь Булата Окуджаву". Начало, в общем, по тому времени (самый конец 1950-х) довольно обычное. А иногда на этот же вопрос он отвечает несколько по-другому: "У меня все пошло от гитары". И с гитарой тоже поначалу все было так же "обычно": нашелся знакомый, который показал, как на ней берутся пресловутые "три аккорда", - очень многие начинают осваивать основы аккомпанемента именно с этого, добавляя со временем к первым трем еще пять, двадцать пять, сто двадцать пять и так далее - в зависимости от индивидуальных запросов, настойчивости, ну и, естественно, способностей.
е) Ада Якушева.
Родилась 24 января 1934 г. в Ленинграде. Ее отец погиб во время Великой отечественной войны в Белоруссии, будучи комиссаром партизанского отряда. В детстве Ада училась музыке по классу виолончели, но музыкальную школу не окончила. В 1952 г. поступила в Московский педагогический государственный институт им. В. И. Ленина на факультет русского языка и литературы, где училась одновременно с будущими бардами и поэтами Юрием Визбором, Юлием Кимом, Юрием Ряшенцевым, писателем Юрием Ковалем, а также с режиссером Петром Фоменко. Педагогический институт был одним из главных в стране центров авторской песни, и в 1954 г., на втором курсе, Ада стала сочинять песни и стихи.
Окончила институт в 1956 г, а в 1957 г. вышла замуж за Юрия Визбора. Вскоре у них родилась дочь Татьяна. В начале 1960-х Якушева руководила женским песенным октетом, гастролировала с ним по всей стране. С 1966 по 1968 г. работала редактором на радиостанции «Юность».
У Якушевой вышла пластинка на фирме «Мелодия». Среди изданных аудио-записей певицы — «На время позабудь», «Ты мое дыхание», «Лучшие песни», «Ада Якушева» (в серии «Российские барды»).
Кроме того, вышли три книги Ады Якушевой — «Если бы ты знал», «Песня — любовь моя» и «Три жены тому назад. История одной переписки».
ж) Александр Моисеевич Городницкий.
Идеолог и защитник авторской песни, отстаивавший её в бурных дискуссиях 60–х годов, участник фестивалей и слётов самодеятельной песни, представитель жюри бардовских конкурсов.
Он родился в 1933г. В Ленинграде. Окончил горный институт. Учёный- океанолог. Значительная часть жизни прошла в экспедициях. Не случайно его называли основоположником «геологического» направления авторской песни. Он один из лидеров историко-филологического направления в бардовском жанре. Он отдал дань фольклорно-игровой стихии, освоению языка демократических «низов» общества. Его песня «Атланты» стала визитной карточкой в мир романтиков 60-х годов. Так песня «На материк» многими принималась за «народную»: в лирическом герое видели зека, а не интеллигентного геолога. Песня «Перекаты» тоже воспринималась как несовместимое с советскими идейными нормами. В устном комментарии на одном из концертов Городницкий пояснил, что в песне рассказывается о Крайнем Севере, о рискованном продвижении без карты по реке, когда, за очередным поворотом может встретиться такой водопад, после которого всякая любовь может прекратиться. Здесь речь идёт о жизни и смерти. А юмор помогает преодолеть страх. Его песня »Снег» часто поётся в зимних походах с 1958 г.
Тихо по веткам шуршит снегопад,
Сучья трещат на огне.
В эти часы, когда все ещё спят,
Что вспоминается мне?
Неба далёкого просинь,
Давние письма домой….
В царстве чахоточных сосен
Быстро сменяется осень
Долгой полярной зимой.
Снег, снег, снег, снег,
Снег над палаткой кружится…
Вот и кончается наш краткий ночлег.
Снег, снег, снег, снег,
Тихо по тундре ложится
По берегам замерзающих рек-
Снег, снег, снег.
III. Заключение.
Бардовская или авторская, песня переживала немало взлетов и падений, она, то была одним из наиболее признаваемых и любимых жанров, то о ней забывали широкие массы. В действительности авторская песня - не для каждого: она заставляет задуматься, открывает глубинные тайны и чувства, она помогает с иронией, грустью, тоской выразить те мысли, которые трудно передать словами.
Бард - это поэт, который поет свои стихи народу. Он не ждет за это вознаграждения, как не ждут вознаграждения собеседники за приятный разговор между собой. Авторская песня - это всего лишь форма передачи чувств и мыслей поэта. Барды были, есть и будут всегда. Многие полагают, что это явление так и осталось в той жизни - вместе с талонами на сахар и походами на овощебазу. Есть несколько корифеев, более или менее успешно эксплуатирующих свои старые песни; новых же имен не появляется, а движение авторской песни и вовсю сошло на нет.
Между тем явление это не только не вымерло, но и заметно разнообразило формы своего существования. Фестивалей сейчас чуть ли не больше, чем во времена максимального расцвета бардовской песни. В радио- и телеэфире звучит огромное количество бардовских песен, выходит несколько специальных передач по авторской песне.
Таким образом, авторская песня и движение бардовской песни, начавшееся еще в пятидесятых годах прошлого столетия, сумели в новых условиях не только выжить, но и создать или сохранить собственные, независимые от тенденций эстрады пути выхода к слушателям. В чем же особенность такой «устойчивости»? Интерес к человеку, его духовным ценностям, способность собирать вокруг себя обширный круг неравнодушных к жизни, «думающих» людей - все это сделало авторскую песню не столько художественным, эстетическим, сколько социо-культурным явлением и предопределило ту особую роль, которую она сыграла в глобальном процессе смены ценностных ориентаций.
Список литературы.
http://bards.ru/press/press_show.php?id=909&show=author&letter=Ч&page=2
архив КСП "Поиск" (г.Владивосток), рукопись.
Слайд 1
Авторская песня и её основатели Авторы : Гаврикова Мария 7а Удалова Наталья 7а Гришина Ольга 7б Руководитель: Валеева Ю.Л.Слайд 2
Юрий Визбор «Перевал»
Слайд 3
Английское слово bard – кельтского происхождения . Барды – это древние певцы – сказители у кельтских племен. Барды в средневековье
Слайд 4
В разных странах бардов называли по-разному: трубадур во Франции, аккомпанировал ему менестрель, а в Г ермании - миннезингеры . Струнно-смычковый инструмент - крота
Слайд 5
Барды в наше время Б ард это - поэт и музыкант, исполнитель собственных песен .
Слайд 6
Бардовское движение сформировалось в 50-60-х г.г. ХХ века
Слайд 7
Александр Вертинский
Слайд 8
Первый бард. В 1937 написал песню на слова Александра Грина «Не, шуми, океан, не бушуй». Михаил Анчаров
Слайд 9
Павел Коган и Георгий Лепский песня «Бригантина»
Слайд 10
Первые КСП – добровольные сообщества, объединяющие любителей самодеятельной песни Первый КСП в СССР образовался в 1960 году в Ленинграде, он назывался "Восток" В 1961 году был образован КСП в Москве
Слайд 11
Творчество профессиональных поэтов и артистов
Слайд 12
Бардовская , самодеятельная, туристская, походная, поэтическая, авторская – слова - синонимы
Слайд 13
Культурный феномен авторской песни Один человек сочетает, как правило, автора стихов, автора мелодий, исполнителя и аккомпаниатора
Слайд 14
Символы советских песен
Слайд 15
Бардовская песня – это песня о личных переживаниях человека, о его счастье, горе, его любви, его улицы…
Слайд 16
Песня «Ах, Арбат, мой Арбат» Булат Окуджава
Слайд 17
Владимир Высоцкий стоял у истоков бардовского движения
Слайд 18
Основоположники авторской песни Юлий Ким Юрий Визбор
Слайд 19
Фестивали бардовской песни
Слайд 20
Клуб любителей песни «Музыка души» Конкурс «Юные таланты Московии» в жанре «авторская песня»
Сценарий защиты проекта.
Выходят Маша и Наташа с гитарой, садятся и начинают петь песню Юрия Визбора "Перевал". Выходит Оля и с удивлением спрашивает:
Оля: А что это вы за песню такую интересную поете? Я такой не слышала.
Маша: Да это же бардовская песня, а написал ее Юрий Визбор, называется она "Перевал".
Оля: Юрий Визбор… Да, я слышала о таком, а вот кто такие барды?
Наташа: На самом деле английское слово bard — кельтского происхождения. Барды — это древние певцы-сказители у кельтских племен, проживавших когда-то на территории сегодняшних Ирландии и Шотландии.
Маша: Ирландские барды могли быть и придворными, и бродячими певцами. Играли они на струнном смычковом инструменте — кроте.
Наташа: В других странах тоже были барды, но назывались они по-разному: во Франции это были трубадуры. Часто у трубадура служил менестрель, аккомпанировавший ему на музыкальном инструменте. Миннезингеры — немецкие лирические поэты-певцы.
Оля: Как интересно. А в наше время барды еще существуют?
Наташа: Конечно, существуют! В наше время бард это - поэт и музыкант, исполнитель собственных песен.
Оля: Значит барды были всегда?
Наташа: Нет. Бардовское движение сформировалось в 50 – 60-х годах ХХ века. Хотя предпосылки бардовской песни появились за долго до этого.
Маша: Некоторые считают предтечей бардовской песни Александра Вертинского.
Оля: Я знаю, это тот самый Вертинский, который выступал в образе Пьеро.
Маша: Правильно, он выступал еще до революции.
Наташа: А в 1937 году Михаил Анчаров написал песню на стихи Александра Грина «Не шуми, океан, не пугай». Михаила Анчарова считают первым бардом. Высоцкий называл Анчарова своим учителем.
Маша: Еще одна из первых бардовских песен была написана до Великой Отечественной войны. Песня "Бригантина". Ее написали тоже в 1937 году два друга, Павел Коган и Георгий Лепский - школьник и студент первокурсник - собрались вместе и решили сочинить песню. Один умел немного на слух играть на рояле, другой писал стихи, мечтал стать поэтом. Они хотели сочинить песню о дальних морях, путешествиях о людях сильных духом, непохожих на тех, кому дорог домашний уют. Павел почти сразу придумал рефрен, а Георгий, никогда раньше не писавший музыку, храбро прикоснулся пальцами к клавишам. Через два часа "Бригантина" отправилась в длительное плавание по океану романтики надежд, поиска и открытий.
Девочки поют песню «Бригантина»
Наташа: Песню быстро подхватили студенты Московского университета и Литературного института (там учился Павел Коган), а в 50 -е годы ее уже пели во многих других вузах. Тогда в стране развивался туризм и, конечно, «Бригантина» пришлась по душе любителям долгих дорог. Авторов песни тогда никто не знал, и она передавалась из "уст в уста" и считалась народной, как и многие другие бардовские песни.
Маша: Позднее в СССР появились первые КСП.
Оля: А это что такое?
Наташа: Клубы самодеятельной песни - это добровольное сообщества, объединяющее любителей самодеятельной песни и ее культурных корней.
Маша: Первый КСП в СССР образовался в 1960 году в Ленинграде, он назывался "Восток", в него вошли: Александр Городницкий, Юрий Кукин, Евгений Клячкин и многие другие.
Наташа: В 1961 году был образован КСП в Москвае, его основателями были любители самодеятельных песен: Игорь Каримов, Андрей Гербовицкий, Олег Чумаченко и другие.
Оля: Я поняла бардовскую песню придумали студенты!
Маша: Нет, есть и второй исток бардовской песни – творчество профессиональных поэтов и артистов.
Наташа: Сюда бесспорно относятся Михаил Анчаров, Булат Окуджава, Александр Галич, Новелла Матвеева, Владимир Высоцкий.
Оля: Интересно, и зачем они сочиняли эти песни? Что им песен не хватало? Ведь в Советском Союзе было так много хороших песен.
Маша: Авторская песня…
Оля: Погодите, какая авторская, ведь мы же говорим о бардовской песне?
Наташа: Ты совершенно права, просто бардовская, самодеятельная, туристская, походная, поэтическая, авторская - это все слова-синонимы.
Оля: Вот оно что!
Маша: Так вот, авторская песня возникла как альтернатива «советской песне». Один человек сочетает в себе, как правило, автора стихов, автора мелодии, исполнителя и аккомпаниатора - вот признак авторской песни, как культурного феномена.
Наташа: Песен, конечно, было много, но все они были обращены к безликой массе: пионерам, комсомолу, коммунистам, девушкам, рабочим, монтажникам-высотникам и т.д. Личность не играла никакой роли в советской песне. А вот бардовская песня – это песня о личных переживаниях человека, о его счастье, горе, его любви, его улице. Как, например, у Булата Окуджавы, поэта, прозаика, сценариста, автора и исполнителя песен, одного из оригинальнейших русских поэтов ХХ века, есть песня «Ах, Арбат, мой Арбат».
Оля: Окуджава, Окуджава… Знакомая фамилия
Наташа: Булат Окуджава – один из основателей бардовского движения.
Оля: А кто еще стоял у истоков движения?
Маша: Владимир Высоцкий
Оля: О, про Высоцкого я знаю: русский поэт, актёр, музыкант. В первую очередь известен как автор песен на собственные стихи. Многие его песни знало практически всё население СССР.
Наташа: Сергей Никитин, Юлий Ким, Юрий Визбор, Ада Якушева и многие другие были основоположниками авторской песни.
Оля: Я тоже хочу петь бардовские песни, ведь они актуальны и в наше время.
Маша: Фестивалей сейчас чуть ли не больше, чем во времена максимального расцвета бардовской песни.
Наташа: В радио- и телеэфире звучит огромное количество бардовских песен, выходит несколько специальных передач по авторской песне.
Маша: Авторская песня – носитель живого образного русского языка, облеченного в доступную для восприятия музыкально-интонационную форму.
Оля: Авторская песня жива людьми, которые хотят ее петь или слушать, и теми, у которых есть особый дар создавать песни. Это редкий талант, поскольку он должен быть многогранным.
Девочки поют песню Олега Митяева «Изгиб гитары желтой».
Что есть на свете красота?
Ель
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Мост Леонардо