Тема, выбранная для исследования, является актуальной для общественного обсуждения и аналитической проработки, т.к. позволяет раскрыть основные аспекты влияния веса портфеля на здоровье ребенка.
Цель работы: «Обращение внимания школьников и их родителей на состояние опорно-двигательной системы детей; влияние веса портфеля на здоровье школьника; предложение технологий для профилактики сколиоза».
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- обратить внимание школьников и их родителей на проблему «лишнего» веса портфеля;
- провести анализ медицинских карт учеников 1 – 4 классов школы №85;
- рассчитать суммарный вес ученического портфеля, из расчёта расписания уроков на каждый день;
-подобрать комплекс упражнений для укрепления мышц спины и профилактике сколиоза.
При выполнении работы в рамках данной проблемы были использованы методы:
- изучение научно – познавательной литературы;
- анализ проблемы;
- метод статистического анализа;
- исследование медицинских карт учащихся 1 – 4 классов;
- практический эксперимент;
- анкетирование.
Выводы: на основании проведенного исследования, я обратила внимание школьников и их родителей на проблему лишнего веса портфелей; родителям предложены памятки с комплексами упражнений для профилактики сколиоза у учащихся; упражнения из гимнастики А.Н. Стрельниковой введены в классные физминутки; учащиеся начали использовать новые методы снижения веса портфеля.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_skolko_vesit_bagazh_moikh_znaniy.doc | 145.5 КБ |
skolko_vesit_bagazh_moikh_znaniy.ppt | 494.5 КБ |
«Сколько весит «багаж» моих знаний?»
Начарова Ирина Алексеевна
г.о. Тольятти, МОУ школа № 85, 4 «А» класс
Аннотация
Тема, выбранная для исследования, является актуальной для общественного обсуждения и аналитической проработки, т.к. позволяет раскрыть основные аспекты влияния веса портфеля на здоровье ребенка.
Цель работы: «Обращение внимания школьников и их родителей на состояние опорно-двигательной системы детей; влияние веса портфеля на здоровье школьника; предложение технологий для профилактики сколиоза».
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- обратить внимание школьников и их родителей на проблему «лишнего» веса портфеля;
- провести анализ медицинских карт учеников 1 – 4 классов школы №85;
- рассчитать суммарный вес ученического портфеля, из расчёта расписания уроков на каждый день;
-подобрать комплекс упражнений для укрепления мышц спины и профилактике сколиоза.
При выполнении работы в рамках данной проблемы были использованы методы:
- изучение научно – познавательной литературы;
- анализ проблемы;
- метод статистического анализа;
- исследование медицинских карт учащихся 1 – 4 классов;
- практический эксперимент;
- анкетирование.
Выводы: на основании проведенного исследования, я обратила внимание школьников и их родителей на проблему лишнего веса портфелей; родителям предложены памятки с комплексами упражнений для профилактики сколиоза у учащихся; упражнения из гимнастики А.Н. Стрельниковой введены в классные физминутки; учащиеся начали использовать новые методы снижения веса портфеля.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 85
г.о. Тольятти
Проект:
«Сколько весит «багаж» моих знаний?»
Автор работы:
Начарова Ирина Алексеевна
г.о. Тольятти, МОУ школа № 85, 4 «А» класс
Научный руководитель:
Капырина Людмила Евгеньевна,
учитель начальных классов первой квалификационной категории, МОУ школа №85
Тольятти
Содержание
1. Введение.
2. Основная часть.
3. Заключение.
4. Список литературы.
5. Приложения.
1. Введение
В современных условиях, когда проблема оздоровления нации в Российской Федерации является приоритетом государства, остро встает вопрос здоровья ученика и его взаимосвязь с весом ученического портфеля.
Оценка физического развития современных школьников, показывает, что за последнее десятилетие резко ухудшились показатели физического здоровья детей – отмечается выраженный дефицит массы тела, в том числе и за счет мышечной массы. Увеличение умственного и снижение физического развития у детей привело к тому, что в наших школах учеников с нарушениями опорно-двигательного аппарата достигает около 70%. [Аникин, Б.А. Проблемы школы и школьника [Текст]: Периодическое издание / Наука и жизнь - 2009. - № 12, С. - 45.].
К этим отклонениям в основном относятся, прежде всего, нарушение осанки и деформация свода стопы. У 6-8 летних детей в 50 % случаев отмечается расхождение прямых мышц живота, что приводит к образованию грыж. 40 % детей приходят уже с нарушением осанки и за годы учёбы данный показатель удваивается.
Исходя из этого, тема исследования является актуальной и позволяет рассмотреть причины заболевания позвоночника у детей начальных классов на примере учеников 1- 4 классов школы №85, и предложить свои решения данной проблемы.
Цель работы: «Обращение внимания школьников и их родителей на состояние опорно-двигательной системы детей; влияние веса портфеля на здоровье школьника; предложение технологий для профилактики сколиоза».
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- обратить внимание школьников и их родителей на проблему «лишнего» веса портфеля;
- провести анализ медицинских карт учеников 1 – 4 классов школы №85;
- рассчитать суммарный вес ученического портфеля, из расчёта расписания уроков на каждый день;
-подобрать комплекс упражнений для укрепления мышц спины и профилактике сколиоза.
При выполнении работы в рамках данной проблемы были использованы методы:
- изучение научно – познавательной литературы;
- анализ проблемы;
- исследование медицинских карт учащихся 1 – 4 классов;
- практический эксперимент;
- анкетирование.
2. Основное содержание.
Первый класс – это всегда волнительно. Первые друзья и первая серьезная ответственность, которая заставляет ученика серьезно подходить к своим обязанностям. Основная обязанность ученика хорошо учиться и быть прилежным.
Для достижения этого, ученики стараются все возможное взять с собой в школу и все это должно уместиться в его портфеле.
По мнению специалистов, правильная осанка формируется в период от 4 до 10 лет, когда очень быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки влияют хронические заболевания, недостаточный по времени отдых, отсутствие достаточных физических нагрузок, неправильное положение тела во время уроков, несоответствующая росту мебель, неудобная одежда и обувь, близорукость. И самый основной фактор ношение тяжелых портфелей. Данный фактор играет значительную роль в силу асимметрии нагрузки на позвоночник ребенка. [Александров, Ю.Л. Статистика заболеваемости детей младшего школьного возраста [Текст]: Периодическое издание / Статистика. - 2009. - № 4, С. - 50.]
Содержимое портфеля влияет не только на осанку, позвоночник и костно – мышечную систему детей, но и на зрение.
Исследования специалистов показывают, что зрение у 1/3 учеников ухудшается за 5 лет обучения. [Аникин, Б.А. Проблемы школы и школьника [Текст]: Периодическое издание / Наука и жизнь - 2009. - № 12, С. - 45.]
Хуже всего обстоит дело с весом учебников. Сколько должен весить учебник?
Я провела эксперимент. Взвесила учебники за 4 класс и получила следующие результаты:
Математика – 280г
Литературное чтение – 331г
Русский язык – 305г
Хрестоматия – 501г
Окружающий мир – 316г
Английский язык - учебник - 331г, тетрадь большая - 198г, словарь - 110г
Музыка – 254г
Тетрадь большая – 169г
Тетрадь маленькая – 44г
Дневник –151г
Пенал с минимальным набором школьных принадлежностей – 372г
Средний вес учебника за 4 класс соответствует 400 граммам.
Суммарный объем всех предметов ученического портфеля, из расчета расписания уроков на каждый день, составил от 6,7 кг до 7,3 кг.
Вес самого ученика в среднем составляет 30 – 35кг, а вес портфеля составляет 25 % от его веса.
Допустимые нормы переноса тяжестей на расстояние для школьников разработанные Институтом Педиатрии при РАМН РФ выглядят следующим образом:
для 1 – 3 классов – не более 2кг.
для 4 – 5 классов – не более 2,5кг.
для 6 – 7 классов – не более 3,5кг.
для 8 – 11 классов – не более 4,5кг.
Допустимые нормы переноса тяжестей на расстояние для школьников свыше 3 км не рекомендуются. [Амблер, Т. Педиатрия [Текст]: Учебное пособие / – СПб.: Питер, 2008. – 380 с.]
Государственные санитарные правила и нормы по оборудованию и содержанию общеобразовательных учебных заведений и организаций, осуществляющих учебный процесс регламентируют только вес, который можно поднимать в школьных мастерских учащимися на уроках технологии. В 11-12 лет – не более 4кг., в 13 – 14 лет – до 5кг. С 15 лет идет разграничение между мальчиками и девочками – 12 и 6 кг соответственно. [Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственных санитарных правил и норм по оборудованию и содержанию общеобразовательных учебных заведений и организаций, осуществляющих учебный процесс» [Текст] № 290 от 11.04. 2001.
Санитарные нормы регламентируют и вес учебника он должен быть 300 граммов. В противном случае санитарная экспертиза не согласовывает выпуск партии учебников. Вес ученического портфеля по санитарным нормам не должен превышать 0,5кг.
Однако на практике мы наблюдаем совсем другую картину, в которой нормы и правила не функционируют.
Излишние нагрузки чреваты проблемами с позвоночником. По утверждению врачей ортопедов – травматологов, все зависит от физического развития ребенка, но однозначно детям до 10 лет не стоит иметь дело с грузами больше 5кг. в старшем возрасте 8- 10кг – это слишком много для постоянного ношения. Излишние нагрузки позвоночника чреваты ущемлением корешков, уплотнением межпозвоночных дисков. А если школьник носит учебники не в ранце, а в сумке через плечо или в руке – то возможен сколиоз. [Александров, Ю.Л. Статистика заболеваемости детей младшего школьного возраста [Текст]: Периодическое издание / Статистика. - 2009. - № 4, С. - 50.]
Проведённый мною анализ медицинских карт учеников начальных классов школы №85 показал, что нарушением осанки страдают:
в 1 классах – 4 человека;
во 2 классах – 7 человек;
в 3 классах – 10 человек;
в 4 классах– 22 человека.
Динамика роста заболеваемости представлена на рисунке 1.
Рисунок 1.
Анализ показал динамику роста заболеваемости, во 2 классе по сравнению с первым классом на 3 человека, в 3 классе нарушение осанки выявлено уже у 10 человек, что на 3 случая больше, чем во 2 классе, максимальное количество учащихся с нарушением осанки в 4 классах– 22 человека.
Анализ заболеваемости среди учащихся 4 «А» класса показал, что в 1 классе нарушение осанки выявлено у 6 учеников, во 2 классе уже у 8 человек, в 3 классе 7 человек страдали данными заболеваниями, в 4 классе на начало года зарегистрировано 7 человек. Динамика нарушения осанки среди учеников 4»А» представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 Рисунок 2.
Данная статистика свидетельствует о высокой взаимосвязи заболеваемости детей от продолжительности ношения тяжести.
Я провела анкетирование среди родителей и учеников, направленное на выявление мнения респондентов по проблеме «Влияния веса портфеля на здоровье ребенка». В качестве группы исследуемых выступили ученики 4 «А» класса и их родители. Объём выборки составил 22 человека. Анкета, для опроса респондентов представлена в приложении №1.
Анализ результатов проведенного исследования позволил выявить следующие основные позиции.
Позиция родителей учащихся начальных классов по данной проблеме:
Из 22 опрошенных, 100 % согласны, что вес портфеля влияет на здоровье ребенка;
85 % опрошенных проверяют собранный ребенком портфель, 15 % родителей не проверяют портфель ребенка.
При покупке портфеля только 29 % родителей обращают внимание на вес портфеля помимо его качества и удобства.
Возмущение родителей по поводу ежедневного набора школьных принадлежностей находящихся в портфеле ребенка выразили 50 % опрошенных, и 50 % его одобрили.
10 % опрошенных высказали предложение оставлять часть учебников в школьном кабинете, и 90 % опрошенных не высказали никаких предложений по разрешению данной проблемы.
Позиция учеников по данной проблеме.
На основании результатов исследования проведенного среди учеников 4 «А» класса было выявлено, что 85 % опрошенных учеников считают свой портфель удобным и только 15 % считают, что их портфель не удобен.
50 % респондентов после ношения портфеля испытывают боли в спине и 50 % такового не испытывают. 90 % опрошенных утверждают, что носят в портфеле только все необходимое и 10 % респондентов носят в портфеле дополнительно не школьные принадлежности.
Результаты исследования показали, что проблема «Влияния веса портфеля на здоровье ребенка» волнует всех родителей, большинство из них ежедневно контролируют вес собранного портфеля.
Исследуемая проблема в рамках данной работы получила широкий резонанс среди родителей и учеников, поэтому ее решение требует всестороннего подхода.
Для решения данной проблемы предлагаю:
1. Родителям проводить с детьми комплекс упражнений для предупреждения сколиоза.
2. При покупке портфеля большее внимание уделять весу самого портфеля.
3. Часть школьных принадлежностей оставлять в классе.
4. Ввести упражнения из гимнастики А.Н.Стрельниковой в школьные физминутки. Упражнения представлены в приложении 2.
3. Заключение
Проблема «лишнего веса портфеля», рассмотренная мною в рамках данной исследовательской работы, актуальна и требует конструктивного решения.
А поскольку правильная работа опорно-двигательного аппарата важна всем людям, постольку важно знать о нагрузках, приводящих к отклонениям в работе опорно-двигательного аппарата, о болезнях позвоночника, о способах снижения физических нагрузок на позвоночник.
Анализ проблемы показал, что нагрузка на спину учащегося это проблемы с позвоночником, детям до 10 лет не стоит иметь дело с грузами больше 5кг, чрезмерные нагрузки ведут к повышению риска заболеваемости у детей болезнями позвоночника.
Исследование данной проблемы с позиции родителей и учеников 4 «А» класса выявило, что проблема «Влияния веса портфеля на здоровье ребенка» волнует всех родителей, большинство из них ежедневно контролируют вес собранного портфеля.
Основные материалы моих исследований поместили в классном уголке.
Выводы: на основании проведенного мною исследования, я обратила внимание школьников и их родителей на проблему «лишнего» веса портфелей; родителям предложены памятки с комплексами упражнений для профилактики сколиоза у учащихся; упражнения (Ладошки, Пончики, Насос, Кошка) из гимнастики А.Н. Стрельниковой введены в классные физминутки; учащиеся начали использовать новые методы снижения веса (часть школьных принадлежностей оставляют в школе).
Список литературы
3 Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственных санитарных правил и норм по оборудованию и содержанию общеобразовательных учебных заведений и организаций, осуществляющих учебный процесс» [Текст] № 290 от 11.04. 2001.
4 Александров, Ю.Л. Статистика заболеваемости детей младшего школьного возраста [Текст]: Периодическое издание / Статистика. - 2009. - № 4, С. - 50.
5 Амблер, Т. Педиатрия [Текст]: Учебное пособие / – СПб.: Питер, 2008. – 380 с.
6 Аникин, Б.А. Проблемы школы и школьника [Текст]: Периодическое издание / Наука и жизнь - 2009. - № 12, С. - 45.
7 Данные медицинского кабинета школы №85.
Приложение №1
Анкета
Уважаемый родитель, с целью выяснения Вашего мнения по проблеме «Влияние веса портфеля на здоровье ребенка» просим ответить на следующие вопросы:
1. Согласны ли Вы с тем, что вес портфеля влияет на здоровье ребенка?
Да Нет
2. Проверяете ли Вы собранный портфель Вашего ребенка?
Да Нет
3. При покупке портфеля для Вас важно
Цена Качество Удобство Вес Дизайн
4. Ежедневный набор школьных принадлежностей в портфеле Вашего ребенка, Вы
Одобряете Возмущает Не обращаете внимания
5. Ваши предложения по поводу снижения веса портфеля Вашего ребенка
Благодарим за участие!
Анкета
Уважаемый ученик, с целью выяснения Вашего мнения по проблеме «Влияние веса портфеля на здоровье ребенка» просим ответить на следующие вопросы:
1. Удобен ли для Вас ваш портфель?
Да Нет
2. У Вас болит спина после ношения портфеля?
Да Нет
3. Вы носите в портфеле только те учебники и тетради, которые необходимы Вам согласно расписанию уроков?
Да Нет
4. Ваши предложения по поводу снижения веса Вашего портфеля
Благодарим за участие!
Приложение № 2
Упражнение Ладошки
Исходное положение: станьте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и "покажите ладони зрителю" - - "поза экстрасенса". Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд сделайте 4 резких, ритмичных вдоха носом (то есть "шмыгните" 4 раза). Затем руки опустите и отдохните 3-4 секунды - пауза; Сделайте еще 4 коротких, шумных вдоха и снова пауза.
Помните! Активный вдох носом - абсолютно пассивный, неслышный выдох через рот.
Норма: "прошмыгайте" носом 24 раза по 4 вдоха.
Упражнение "Ладошки" можно делать стоя, сидя и лежа.
Упражнение Погончики
Исходное положение: станьте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвращаются в и.п. на уровень пояса. Плечи расслаблены - выдох "ушел". Выше пояса кисти рук не поднимайте. Сделайте подряд уже не 4 вдоха-движения, а 8. Затем отдых 3-4 секунды и снова 8. вдохов-движений.
Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений.
Упражнение "Погончики" можно делать стоя, сидя и лежа.
Упражнение Насос
Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища (основная стойка - о.с.). Сделайте легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно - шумный и короткий вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен кончиться вместе с поклоном. Слегка приподняться (но не выпрямляться), и снова поклон и короткий, шумный вдох "с пола". Возьмите в руки свернутую газету или палочку и представьте, что накачиваете шину автомобиля. Поклоны вперед делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая (а не прямая), голова опущена.
Помните! "Накачивать шину" нужно в темпоритме строевого шага.
Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений.
Упражнение "Насос" можно делать стоя и сидя.
Упражнение Кошка
Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног в упражнении не должны отрываться от пола). Сделайте танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо - резкий, короткий вдох.
Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже короткий, шумный вдох носом. Вправо - влево, вдох справа - вдох слева. Выдохи происходят между вдохами сами, непроизвольно. Колени слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое,глубоко не приседать). Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот - только в талии.
Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений.
Упражнение "Кошка" можно делать также сидя на стуле и лежа в постели (в тяжелом состоянии).
Приложение № 3
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Правильная осанка делает нас не только более привлекательными, но и во многом способствует нормальному функционированию всех органов и систем организма, является профилактикой сколиоза.
Следующие упражнения значительно укрепят мышцы спины и удержать тело в правильном положении:
1) И.п. - стоя, руки за головой. С силой отведите руки в стороны, и подняв руки вверх, прогнитесь. Замрите на 2-4 секунды и вернитесь в и.п. Повторите 6-10 раз. Дыхание произвольное.
2) И.п. - стоя и держа за спиной гимнастическую палку (верхний конец прижат к голове, нижний - к тазу). Присядьте, вернитесь в и.п. Наклонитесь вперед, вернитесь в и.п. и, наконец, наклонитесь вправо, затем влево. Каждое движение выполнить 8-12 раз.
3) И.п. - лежа на животе. Опираясь на руки и, не отрывая бедер от пола, прогнитесь. Замрите в этом положении на 3-5 секунд, затем вернитесь в и.п.
4) И.п. - стоя на шаг от стены. Коснувшись руками стены, прогнитесь назад, подняв руки вверх, и вернитесь в и.п. Повторить 5-8 раз.
Стоя у стены прижмитесь к ней затылком, лопатками, ягодицами и пятками. Затем отойдите от стены и старайтесь, как можно дольше удерживать это положение тела. Если вы работаете сидя периодически «вжимайтесь» спиной и поясницей в спинку стула, а если есть высокий подголовник, с усилием упирайтесь в него головой.
Приложение № 4
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
примерный комплекс специальных упражнений для укрепления мышц спины и пресса (можно выполнять с 4-5 лет и до подросткового возраста):
1. Исходное положение — стоя, руки на поясе. Развести локти, сведя лопатки — вдох; вернуться в и.п. — выдох.
2. И.п. — стоя, ноги врозь, руки к плечам. Наклониться корпусом вперёд с прямой спиной — выдох; вернуться в и.п. — вдох.
3. И.п. — стоя с гимнастической палкой в руках. Поднять палку вперёд вверх — выдох; вернуться в и.п. — вдох..
4. И.п. — стоя, палка в опущенных руках. Присесть, вытянув руки вперёд; вернуться в и.п. Спина прямая.
5. И.п. — стоя, палка на лопатках. Наклониться вперёд, вытянув руки вверх (вынести палку); вернуться в и.п.
6. И.п. — лёжа на спине, на наклонной плоскости, взявшись руками за рейку гимнастической стенки. Согнуть ноги, подтянуть к животу — выдох; выпрямить — вдох.
7. И.п. — лёжа на спине, руки вдоль тела. Велосипедные движения ногами.
8. И.п. — лёжа на спине, руки в стороны. Вытянуть руки вперёд поднять левую ногу и коснуться руки, затем правую ногу. Принять и.п.
9. И.п. — лёжа на животе, руки в стороны. Поднять корпус, прогнув грудной отдел позвоночника (тянуться к потолку); вернуться в и.п.
10. И.п. — лёжа на животе, руки на поясе. Поднять вверх корпус и поднимать правую ногу — вдох; вернуться в и.п. — выдох. Повторить упражнение, поднимая прямую левую ногу.
11. И.п. — лёжа на животе, руки согнуты в локтевых суставах, на лопатках удерживается гимнастическая палка. Приподнять корпус, прогнув его через гимнастическую палку; вернуться в и.п. Дыхание произвольное.
Комплекс упражнений выполняется ежедневно утром или вечером в зависимости от пика активности ребёнка, но не раньше, чем через час после еды или за 30-60 мин до неё. Темп медленный, начать следует с 5 повторений, довести до 10, весь комплекс занимает 30-40 минут.
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Лиса и волк
Всему свой срок
Рисуем зимние домики
Яблоко