Мы когда-нибудь задумываемся над тем, что в нашей жизни значит почва? Пожалуй, что очень редко. Ведь почва - это не цветок, не насекомое, не зверь. Что с ней может случиться? Так и будет
всегда лежать под ногами. А вместе с тем всемирно известный эколог Жан Пьер Дорста сказал: "Почва - наш самый драгоценный капитал. Жизнь и благополучие всего комплекса наземных
биоценозов, естественных и искусственных, зависит, в конечном счете, от тонкого слоя, образующего самый верхний покров Земли".
В чем же уникальность почвы на нашей планете?
Вложение | Размер |
---|---|
исследователькая работа учащегося | 1.59 МБ |
Слайд 1
Почва – это уникальное природное богатство Автор: Кочетков Алексей Александрович, учащийся 7 класса «А» МБОУСОШ № 36 Руководитель: Курошина Елена Николаевна, учитель биологии Тула, 2014 Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей средыСлайд 2
Актуальность. В условиях научно-технического прогресса важнейшей задачей человечества является охрана важнейших элементов окружающей среды (воздух, вода, почва), которые из-за вредных промышленных выбросов и отходов подвергаются сильнейшему загрязнению. В ходе последних исследований установлено, что 40% смертей по всему миру связано с загрязнением воздуха, воды и почвы. Значимость. Мы когда-нибудь задумываемся над тем, что в нашей жизни значит почва? Пожалуй, что очень редко. Ведь почва - это не цветок, не насекомое, не зверь. А всемирно известный эколог Жан Пьер Дорста сказал: "Почва - наш самый драгоценный капитал. Жизнь и благополучие всего комплекса наземных биоценозов, естественных и искусственных зависит, в конечном счете, от тонкого слоя, образующего самый верхний покров Земли".
Слайд 3
Тема исследования: «Почва – уникальное природное богатство нашей планеты». Цель исследования: доказать, что почва является уникальным природным богатством планеты Земля. Задачи: - провести теоретическое исследование данной проблемы; - изучить практическим путем состав почвы; - познакомиться с основными типами почв в Тульской области и опытным путем сравнить их основные свойства; - провести анализ экологического состояния почв Тульской области. Методы исследования: - анализ литературных источников; - изучение Интернет-ресурсов; - практический метод исследования.
Слайд 4
Поверхностный слой земной коры, который возникает в результате воздействия биосферы и атмосферы на литосферу и обладает плодородием, называется почвой . Почему такое значение придаётся плодородию почвы? Предположим, что в ней содержится как раз то, что необходимо растениям для жизни. Чтобы узнать, так ли это, изучим состав почвы.
Слайд 5
Состав почвы Опыт 1. Бросим комочек сухой почвы в воду. Результат: из почвы выходят пузырьки воздуха. Вывод: в почве есть воздух. Опыт 2. Немного свежей почвы нагреваем на огне. Над почвой подержим холодный предмет. Результат: Вскоре холодный предмет станет влажным. Вывод: в почве есть вода.
Слайд 6
Опыт 3. Продолжаем нагревать почву. Результат: видим дым, чувствуем неприятный запах. Вывод: это сгорает перегной почвы, который образовался из остатков растений и животных. Опыт 4. Почву насыплем в стакан с водой и размешаем. Результат: через некоторое время на дно стакана осядет песок, а поверх песка – глина. Вывод: в почве содержится песок и глина.
Слайд 7
Опыт 5. Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель поместим на ложку. Подержим ложку над огнем. Результат: вода испарится, а на ложке останется белый налет. Это соли. Вывод: в почве содержатся соли, которые могут растворяться в воде.
Слайд 8
Состав почвы воздух вода перегной соли песок глина живые организмы
Слайд 9
. Исследование почвы школьного двора Результаты исследования почвы на плотность и влажность Номер участка (клумбы) Характеристика почвы участка 1 уплотнённая, влажная, сырая 2 уплотнённая, свежая, влажная 3 уплотнённая, влажная, сырая По результатам опытов я пришел к выводу, что исследуемые образцы почв на всех трёх клумбах школьного двора супесчаные легкосуглинистые. почвы всех трёх клумб имеют комковатую структуру. по результатам анализа (5 проб для каждого объекта) рН было установлено, что рН почвы клумб от 4,0 до 5,0 (от кислой до слабокислой), т.е почвы клумб имеют кислую среду.
Слайд 10
Значение почв Почва – среда обитания для живых организмов Почва оказывает существенное влияние на состав и свойства поверхностных, подземных вод и всю гидросферу Земли. Почва является главным регулятором состава атмосферы Земли. Почву часто называют главным богатством любого государства в мире, поскольку на ней и в ней производится около 90 % продуктов питания человечества.
Слайд 11
Типы почв Тульской области
Слайд 12
№ п/п Типы почв Районы залегания Содержание гумуса Мощность гумусового слоя 1 Дерново-подзолистые Западные и северо-западные части области От 1,2 до 3,4 % 15-23 см 2 Серые лесные Центральные, северные, северо-восточные, юго-западные области От 2,3 до 6 % 25-45 см 3 Черноземы Юго-восточные, южные и частично центральные области До 7 % 60-80 см
Слайд 13
Сравнительная характеристика основных свойств почв № Свойство почвы Суворовский р-н Воловский р-н 1. Какие почвы преобладают? Песчаные Черноземы 2. Рельеф местности Холмистый Холмистый 3. Преобладающий тип почвы Дерново-подзолистые Черноземы 4. Цвет Песочный Черный 5. Плотность Твердая, нелегко протыкается Твердая, нелегко протыкается 6. Структура Зернистая Комковато-зернистая 7. Преобладающие механические элементы Песок, растительные остатки Гумус, растит. остатки 8. Просачивание воды Быстрое Среднее 9. Притягивается ли магнитом? Нет Нет 10. Кислотность почвы Слабая кислотность Крайне незначительная кислотность
Слайд 14
В Тульской области одними из главных проблем состояния почвы являются: Развитие водной эрозии. Заброшенность сельхозугодий. Радиоактивное загрязнение. Сокращение земельных ресурсов в результате добычи полезных ископаемых. Незаконный вывоз чернозема. Загрязнение почв бытовыми отходами.
Слайд 15
Основными мероприятиями для охраны почв являются: Пахота поперек склона. Создание лесополос. Внесение минеральных и органических удобрений. Исключение бесхозяйственности использования сельскохозяйственных земель. Засыпание оврагов пустой породой, возникшей при добыче полезных ископаемых. Бережное отношение к экологии, земельным ресурсам и почвам своего региона.
Слайд 16
Рекомендации для школьников Не загрязнять почву бытовым мусором. Соблюдать правила поведения в природе. Заниматься посадкой деревьев на склонах оврагов с целью укрепления склонов. Участвовать в мероприятиях по улучшению экологического состояния окрестностей школы.
Слайд 17
Выводы: Учитывая результаты исследований почвы на школьных клумбах, я считаю, что для улучшения структуры и других свойств почвы пришкольной территории необходимо: 1. Чтобы выяснить причину плохого роста растений необходимо более подробно исследовать экологическое состояние почвы на всех газонах. 2. Для улучшения структуры и аэрации почвы необходимо проводить многократное рыхление. 3. Обязательно вносить на газоны органические удобрения: навоз, торф, компост. 5. Если почвах на цветниках кислая - провести известкование. 6. Выращивать на клумбах растения, не требующие особого ухода: календулу, бархатцы, лимонник, гвоздику турецкую, маргаритку и т.д. Соблюдение этих рекомендаций позволит повысить плодородие почвы, снизить её кислотность, и создать благоприятные условия для роста растений и тогда цветники в нашей школе станут ещё лучше.
Слайд 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В настоящее время человечество все больше убеждается, что функции почвы не могут быть выполнены никакими другими компонентами биосферы, и это определяет огромную роль почвы в поддержании жизни на Земле. Будучи частью биосферы, почва в то же время является необходимым условием ее существования. Анализ научной литературы, проведенные опыты и наблюдения подтверждают, что почва действительно особый уникальный природный ресурс. Он и не возобновляемый, и в то же время при правильном использовании – неисчерпаемый. Все может родная земля: накормить душистым хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой. Вот только защитить сама себя она не может.
Слайд 19
Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете!
Две снежинки
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Северное сияние
Самый главный и трудный вопрос
Рисуем осень: поле после сбора урожая