Вложение | Размер |
---|---|
tsennostnye_orientatsii_vypusknikov_v_strukture_zhiznennykh_strategiy.docx | 126.17 КБ |
tsennostnye_orientatsii_vypusknikov.pptx | 201.49 КБ |
XV Региональная научная и инженерная выставка
«Будущее севера»
Социально-гуманитарные и экономические науки
Ценностные ориентации выпускников в структуре жизненных стратегий
Автор: Заневская Кристина Вячеславовна,
ученица 10 «В» класса,
МБОУ г. Мурманска гимназии № 2
Руководитель: Понамарева Светлана Сергеевна,
учитель истории и обществознания
МБОУ г. Мурманска гимназии № 2
Мурманск
2012
Оглавление:
Введение……………………………………………………………………………………….3
Глава I. Жизненные стратегии……………………………………………………………….4
Факторы формирования жизненных стратегий……………………………………………...8
Глава II. Ценностные ориентации в структуре жизненных стратегий…………………...10
2.1. Теоретические подходы к пониманию ценностных ориентаций……………………...10
2.2.Практическое исследование предпочтений и ценностных ориентаций подростков…13
Заключение…………………………………………………………………………………….15
Введение
Выявление ценностей современной молодежи, а именно в контексте их жизненных стратегий и жизненных планов приобретает сегодня особую актуальность. Эта актуальность связана как с повышенным динамизмом сегодняшних социальных процессов, так и с их содержанием. Важными характеристиками жизненной стратегии являются уровень ответственности, степень осмысленности жизни, система ценностей и отношений человека. В основном формирование жизненной стратегии происходит в старших классах, так как именно в этот период наиболее остро стоит проблема определения своего места в социуме, понимания того, ради чего стоит жить. Жизненное самоопределение является главным новообразованием подросткового и юношеского возраста, и в качестве его основных результатов выделяются потребность юношей и девушек занять внутреннюю позицию взрослого, осознать себя в качестве члена общества, понять себя и свои возможности. Л. И. Божович утверждает, что выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение становятся для старшеклассников тем мотивационным центром, который определяет их деятельность, поведение и их отношение к окружающим[1]. Это в свою очередь и определяет социальную значимость исследования данной проблемы.
Гипотеза исследования: ценностные ориентации личности являются одним из основных социальных механизмов выбора жизненных стратегий, реализующихся в процессе жизненного пути личности.
Цель работы: рассмотреть особенности ценностных ориентаций современной молодежи, на примере учащихся гимназии №2, в структуре жизненных стратегий.
Исходя из указанной цели, в работе поставлены следующие основные задачи:
Объект исследования- выпускники гимназии №2
Предмет исследования — ценностные параметры жизненных стратегий и жизненных планов молодежи г. Мурманска, а именно учащихся гимназии №2.
Методы исследования: общенаучные социально-психологические методы.
I. Жизненные стратегии
1.1. Теоретические подходы к понятию жизненные стратегии
В настоящее время в теории и практике не сложилось единого определения понятия "стратегия жизни". Под стратегией жизни чаще всего понимают метод организации жизни; под методом — комплекс приемов, способов, техник, технологий, которые человек использует для организации жизни и достижения ее целей.
В качестве основного определения в своей работе предлагаю использовать формулировку жизненных стратегий О.С. Васильевой и Е.А.Демченко
Жизненные стратегии включают личные ориентации (представление личных событий жизни), профессиональные ориентации (направленность на достижение определенного профессионального статуса), жизненные ориентации (принятие определенных жизненных образцов поведения), следовательно, они определяют личностное, профессиональное и жизненное будущее личности, что является наиболее значимым на выпускном этапе учащихся.
1.2. Проблема типологизации жизненных стратегий
Вопрос типологий жизненных стратегий интересен рассмотрением различных оснований, которые выбираются авторами для их разработки.
Ю.М. Резник выделил три основных типа стратегий жизни, которые основаны на обобщенных представлениях о том, к чему, как правило, стремятся в жизни люди. [3]
Каждому из указанных типов стратегического ориентирования личности соответствует та или иная модель жизненного поведения. Всего Ю.М. Резник выделил три таких модели – жизнеобеспечение, жизнестроительство и жизнетворчество.
В рефлексивной психологии различают два вида противоположных жизненных стратегий:[4]
В зависимости от сферы проявления жизнепорождение реализуется в следующих формах:
Американские психологи Кассер Т. Раян М.Р.[5] выделяют две группы жизненных стратеги:
В соответствии с теорией К. Г. Юнга[6] восприятию человека доступны только четыре аспекта окружающего мира.
Особенности жизненной стратегии:
В жизни встречаются, скорее, смешанные типы: все мы, но в разной степени, стремимся к благополучию, успеху и самореализации, к разному масштабу реализации этих стратегий.
1.3.Особенности формирования жизненной стратегии.
Факторы, влияющие на формирование жизненной стратегии.
Все характеристики начинают формироваться в детстве под воздействием воспитания. В процессе развития общества и смены общественной морали человек может переосмысливать свою систему ценностей, вследствие чего его жизненные цели наполняются другим содержанием.
Фазы планирования личностью своего будущего[7]:
Факторы, влияющие на формирование жизненной стратегии[8]:
Все факторы условно можно разделить на физиологические, социально-психологические и социальные.
1.Кфизиологическим, или по терминологии Э. Берна, генетическим факторам относятся:
2.Социально-психологические:
*Понятие «локус контроля» предложено американским психологом Джулианом Роттером и обозначает склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам, либо своим собственным способностям и усилиям.[9]
3.Социальные:
Глава II. Ценностные ориентации в структуре жизненных стратегий.
2.1. Теоретические подходы к пониманию ценностных ориентаций
Ценностные ориентации как одна из составляющих структуры личности изучаются в рамках общей психологии, психологии личности, социальной психологии. Многие ученые (Б.Г. Ананьев, Т.М. Андреева, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский,.Т.) рассматривают проблему ценностей в связи с источниками активности человека - потребностями, предметами этой активности - мотивами и механизмами регуляции активности. Большой вклад в исследование ценностных ориентаций внесли А.В. Мудрик, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова и др. В научной литературе существует множество различных определений понятия “ценность”.[11]
Впервые Философское определение понятия ценностей было дано в 60-х гг. 19 в. Лотце и Когеном. В социологии термин "ценность" получил права теоретической категории благодаря У.Томасу и Ф. Знанецкому.
ЦЕННОСТЬ - философское и социологическое понятие, обозначающее, во-первых, положительную или отрицательную значимость какого-либо объекта, в отличие от его экзистенциальных и качественных характеристик, во-вторых, нормативную, предписательно- оценочную сторону явлений общественного сознания.[12]
Как пишет А. М. Коршунов:
Ценность — это не всякая значимость, а лишь та, которая играет положительную роль в развитии общества: она, в конечном счете, связана с социальным прогрессом.[13]
Все человеческие ценности носят социальный характер. Они формируются на основе общественной практики, индивидуальной деятельности человека и в рамках определенных конкретно-исторических общественных отношениях и форм общения людей. В этой связи следует сказать, что весь жизненный опыт человека и система его знаний непосредственной влияют на характер его ценностей.
Классификация ценностей и их виды:
1.Ценности могут различаться по признаку:
а) предметные ценности – т.е. явления реальности.
б) субъектные ценности – способы и критерии, на основании которых оцениваются те или иные явления.
2. Ценности отличаются друг от друга и по тому, с какой сферой социума они связаны. В связи с этим различают: моральные, художественные, утилитарные, научные и иные ценности.
3. Ценности могут различаться по степени общности. В связи с этим выделяют:
4. Ценности могут различаться по тому, насколько они признаются субъектом в качестве собственных целей и принципов или просто принимаются как нечто, диктуемое внешним обстоятельством.
5. Ценности различают и по тому, насколько они значимы для самих основ жизнедеятельности человека. В связи с этим выделяют:
6. Ценности различают и по тем функциям, которые они выполняют. В связи с этим выделяют ценности, как способ ориентации, ценности как средство контроля в социальных группах, ценности как функционально необходимые нормы при создании и поддержании социального продукта и т.д.
Э. Фромм отмечает то, что человеку присуща потребность искать ответы на вопросы о смысле жизни и определять нормы и ценности, в соответствие с которыми нужно жить. У каждого человека имеется потребность в ценностях. Он делит их на две категории. Первая категория – официально признанные, осознаваемые (религиозные и гуманистические) ценности.
Вторая категория - действительные, бессознательные (порожденные социальной системой). Вторая группа ценностей является непосредственными мотивами человеческого поведения. Обе группы структурированы и образуют иерархию, в которой высшие ценности определяют все прочие как необходимые для реализации первых.[14]
М. Рокич предложил следующее понятие ценностей:
Ценности — это обобщенные представления о благах и приемлемых способах их получения, на базе которых человек осуществляет сознательный выбор целей и средств деятельности. Ценности личности выступают в качестве основы для формирования жизненной стратегии, во многом определяют линию профессионального развития.
2.2.Практическое исследование предпочтений и ценностных
ориентаций подростков
Эмпирическое исследование ставило целью изучить особенности системы ценностных ориентаций учащихся гимназии №2. Эмпирическое исследование проводилось на базе гимназии №2. В исследовании приняли участие подростки, возраста 16-18 лет. Для исследования системы ценностных ориентации подростков была использована методика М. Рокича (RVS - Rokeach Value Survay), разработанная в 1973 году и адаптированная А. Гоштаутасом, А.А. Семеновым и В.А. Ядовым (см. Приложение 1). В нашем исследовании использовалась форма "Е", модифицированная Д.А. Леонтьевым. [15]Методика основана на приеме прямого ранжирования терминальных (ценностей - целей) и инструментальных ценностей (ценностей - средств). Испытуемым предъявлялись два списка по 18 ценностей в каждом, отпечатанные на листах бумаги в алфавитном порядке, и предлагалось поставить против каждого обозначения соответствующее ранговое число от 1 до 18 по степени их субъективной важности. Для конкретизации критериев ранжирования испытуемым предлагалось учитывать не только значимость ценности, но и степень ее реализованности. Для этого после завершения ранжирования обоих списков испытуемым предлагалось оценить в процентах степень реализованности каждой из ценностей в его жизни.
Так же в работе использован тест смысложизненных ориентациий, в адаптированной версии теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика, разработанный в 1968 г.(см. Приложение 2).
С помощью этого теста исследуются представления старшеклассников о будущей жизни по таким характеристикам, как наличие или отсутствие целей в будущем, осмысленность жизненной перспективы, интерес к жизни, удовлетворенность жизнью, представления о себе как об активной и сильной личности, самостоятельно принимающей решения и контролирующей свою жизнь. Методика СЖО включает 20 описаний действий, переживаний или состояний, которые оцениваются по семи бальной шкале в зависимости от того, насколько они характерны, типичны для испытуемого[16]
Показатели теста включают в себя общий показатель осмысленности жизни (ОЖ), а также пять субшкал, отражающих три конкретные смысложизненные ориентации и два аспекта локуса контроля:
1. «Цели в жизни». Характеризует целеустремленность, наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей (намерений, призвания) в будущем.
2. «Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни». Определяет удовлетворенность своей жизнью в настоящем. Содержание этой шкалы совпадает с представлением о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить.
3. «Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией». Измеряет удовлетворенность прожитой частью жизни, оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть.
4. «Локус контроля - Я (Я - хозяин жизни)». Характеризует представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, контролировать события собственной жизни.
5. «Локус контроля - жизнь или управляемость жизни». Отражает убежденность в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, убежденность в том, что жизнь человека подвластна сознательному контролю.
Заключение
В современном обществе человек оказывается в состоянии постоянного развития. В самой системе образования нарастает разнообразие форм, методов обучения, возникают новые специализации. Все это неизбежно сопровождается усилением социальной дифференциации, которая существенно затрагивает учащуюся молодежь. Изучение субъективных ориентаций и реального поведения молодежи в сфере образования, формирования подсистем элитного и массового образования – все это составляет объект анализа многих ученых-социологов, занимающихся проблемами сегодняшней молодежи. Стремление к росту, к самоактуализации является важнейшим качеством личности. Актуальная потребность в саморазвитии, стремление к самосовершенствованию являются показателем личностной зрелости и одновременно условием ее достижения. Он живет по-настоящему подлинной жизнью, если реализует потенциал своих возможностей. Ценности являются ориентиром в жизни человека, выступают как механизм социального контроля и воплощаются в поведении. Ценности, являясь продуктом жизнедеятельности общества и социальных групп, занимают особое место в структуре личности каждого конкретного субъекта. Социологическое изучение социальных ориентаций и жизненных путей молодежи, со всей очевидностью показывает, что это крупная общественная проблема, решение которой невозможно без учета экономической, социологической, демографической и социально-психологической сторон и что субъективные планы на выбор профессии тесно связаны с реальностью выбора жизненного пути. Конфликт между субъективными склонностями молодежи и объективным выбором ею жизненного пути приобретает иные черты в современных условиях. Итак, в ряду наиболее значимых ценностей молодых: на первом месте стоят развлечения, на втором интересная работа, на третьем развитие, и на последнем материальное обеспеченье-это среди терминальных ценностей. Если же смотреть на ряд инструментальных ценностей, то здесь на первом месте честность, на втором месте высокие запросы, на третьем образованность и на четвертом независимость. Для сегодняшней молодежи характерно то, что ее социальные ориентации, личные планы тесно связаны с привлекательностью для молодежи определенных занятий и статусов и, как правило, она при своей самореализации в значительной части руководствуется этими субъективными намерениями. Молодежь обычно ориентируется на самые привлекательные занятия и статусы. Сегодня молодому человеку трудно найти не только работу по специальности, в соответствии с квалификацией, перспективную с точки зрения продвижения, но нередко в определенные периоды жизни для части молодых людей вообще любую работу найти трудно. В этих условиях завышенные стремления как бы отодвигаются на второй план, приобретая характер желательной, но отложенной перспективы.
Следует отметить, что в ориентациях на образование усилились инструментальные мотивы, когда образование ценится прежде всего как средство достижения других целей. Как можно видеть, социально-профессиональное самоопределение молодежи, реализация ею в ходе жизненных путей своих социальных ориентации происходят сегодня в жестких условиях. В результате возникают противоречия, которые непосредственно затрагивают общественное поведение молодежи в период самоопределения. Оно сопровождается сложной адаптацией к реалиям жизни, когда происходит пересмотр стереотипов, замена заимствованных представлений своими собственными, обретение личного трудового опыта. Проходят проверку основные ценности, вынесенные молодыми людьми из системы среднего образования. Рушатся, деформируются многие прежние ценности жизни и социальные ориентации.
Список литературы:
Приложение №1
Тест Рокича "Ценностные ориентации"
Список А (терминальные ценности):
– активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); | |
–жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); | |
– здоровье (физическое и психическое); | |
– интересная работа; | |
– красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве); | |
– любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); | |
– материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); | |
– наличие хороших и верных друзей; | |
– общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); | |
– познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); | |
– продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); | |
– развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); | |
– развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); | |
– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); | |
– счастливая семейная жизнь; | |
– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом); | |
– творчество (возможность творческой деятельности); | |
– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). |
*Терминальные - это ценности, ценные сами по себе: самоценности. Ценности, которые нельзя обосновать другими, более общими или более важными ценностями. К таким ценностям обычно относят: полноценная любовь, счастье, безопасность, удовольствие, внутренняя гармония, чувство завершенности, мудрость, спасение, комфортная жизнь, воодушевление, свобода, дружба, красота, признание, уважение, надежная семья, равенство, всеобщий мир. ( Милтон Рокич)
Список Б (инструментальные ценности):
– аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах; | |
– воспитанность (хорошие манеры); | |
– высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания); | |
– жизнерадостность (чувство юмора); | |
– исполнительность (дисциплинированность); | |
– независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); | |
– непримиримость к недостаткам в себе и других; | |
– образованность (широта знаний, высокая общая культура); | |
– ответственность (чувство долга, умение держать свое слово); | |
– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); | |
– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); | |
– смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов; | |
– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями); | |
– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения); | |
– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); | |
– честность (правдивость, искренность); | |
– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); | |
– чуткость (заботливость). |
*Инструментальные - ценности-средства, ценные в качестве средств, инструментов для достижения обычных целей. В качестве инструментальных ценностей обычно рассматриваются личностные черты, помогающие человеку в жизни: вежливый, ответственный и т.д. (Милтон Рокич)
Приложение №2
Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)
Обычно мне очень скучно. | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Обычно я полон энергии. | |
Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей. | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной | |
В жизни я не имею определенных целей и намерений. | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | В жизни я имею очень ясные целя и намерения. | |
Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной. | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной н целеустремленной. | |
Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие. | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие. | |
Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться. | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами. | |
Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал. | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал. | |
Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов. | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Я осуществил многое из того, что было мною запланировано в жизни. | |
Моя жизнь пуста и неинтересна. | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Моя жизнь наполнена интересными делами | |
Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной. | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Если бы мне пришлось сегодня подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла. | |
Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе. | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас. | |
Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство. | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности. | |
Я человек очень обязательный. | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Я человек совсем не обязательный | |
Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию. | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств. | |
Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком. | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Я не могу назвать себя целеустремленным человеком. | |
В жизни я еще не нашел своего призвания и ясных целей. | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | В жизни я нашел свое призвание и цели. | |
Мои жизненные взгляды еще не определились. | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Мои жизненные взгляды вполне определились. | |
Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни. | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни. | |
Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею. | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Моя жизнь не подвластна мне и она управляется внешними событиями. | |
Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение. | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания. |
Приложение №3
Терминальные ценности
Приложение №4
Инструментальные ценности
Приложение №5
Сформированность представлений о жизни
Приложение №6
Представление старшеклассников о жизни
Приложение №7
[1]Яницкий, М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система/ М. С. Яницкий. – Кемерово, Кузбассвузиздат, 2000. – 204с.
[2]Васильева О.С., Демченко Е.А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека // Вопросы психологии. 2001. №2. С.74-85
[3]Резник Ю.М., Резник Т.Е. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. М., 1995.- 96с.
[4] Степанов С. Ю. , Варламова Е. П. : Рефлексивно-инновационный подход к подготовке управленческих кадров 95'1 с.60
[5] Kasser T., Ryan R.M. Further examining the American dream: The differential correlates of intrinsic and extrinsic goals // Pers. Soc. Psychol. Bull. 1996. V. 22. P. 78–
[7] Кон И. С. Жизненная перспектива и формирование мировоззрения [Электронный ресурс]. / И. С. Кон. – Режим доступа: http://sexology.neuro.net.ru/book19_14.html, свободный
[8] Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]. / С. Л. Рубинштейн. – Спб.: Питер, 2000. – 720 с.
[9] Rotter, J. B. Social learning and clinical psychology. — New York: Prentice-Hall, 1954.
[10] Иванченко, Г. В. На пороге профессиональной карьеры: социальные проблемы и личностные стратегии выбора [Электронный ресурс]. / Г. В. Иванченко. - Режим доступа: http://lib.mexmat.ru/books/72130, свободный
[11]Артюхова И. Ценности – цели подрастающего поколения: На первом месте – здоровье, а творчество на последнем // Директор школы. – 2001. – №10. –84 с.
[12] Тугаринов В. П., О Ц. жизни и культуры, Л., 1960; его же, Теория ценностей в марксизме, Л., 1968; Василенко В. А., Ц. и оценка.
[13] Сокурянская Л. Г. Студенчество на пути к другому обществу: ценностный дискурс перехода: [Монография] / Л.Г. Сокурянская; [Рец.: В.И. Астахова и др.]; Харьк. нац. ун-т им. В.Н. Каразина. - Х., 2006. - 576 с.
[14]Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение.). СПб. Питер Пресс, 1997. - 608 с.
[15]Леонтьев Д.А., Калашников М.О., Калашникова О.Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентации // Психологический журнал. 1993. Т. 14. №1. - 150 - 155с.
[16]Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО).– М: Смысл, 1992. – 16 с.
Слайд 1
Ценностные ориентации выпускников в структуре жизненных стратегий Автор : Заневская Кристина Вячеславовна, ученица 1 1 «В» класса, МБОУ г. Мурманска гимназии № 2 Руководитель: Пономарева Светлана Сергеевна, учитель истории и обществознания МБОУ г. Мурманска гимназии № 2Слайд 2
Выбор дальнейшего жизненного пути, становится для старшеклассников тем мотивационным центром, который определяет их деятельность, поведение и отношение к окружающим . Л.И. Божович
Слайд 3
Гипотеза исследования: ценностные ориентации личности являются одним из основных социальных механизмов выбора жизненных стратегий, реализующихся в процессе жизненного пути личности. Цель работы: рассмотреть особенности ценностных ориентаций современной молодежи, на примере учащихся гимназии №2, в структуре жизненных стратегий.
Слайд 4
Задачи исследования
Слайд 5
Объект исследования - ценностные ориентации выпускников№2 Предмет исследования - ценностные параметры жизненных стратегий и жизненных планов молодежи г. Мурманска, на примере учащихся гимназии №2. Методы исследования: общенаучные социально-психологические методы.
Слайд 6
Жизненные стратегии Жизненная стратегия - такой способ бытия, систему ценностей и целей, реализация которых, согласно представлениям человека, позволяет сделать его жизнь наиболее эффективной (О.С. Васильевой и Е.А.Демченко)
Слайд 7
Типологизация жизненных стратегий
Слайд 8
Жизненные стратегии
Слайд 9
Особенности жизненной стратегии : Жизненная стратегия в подростковом и юношеском возрасте представляет собой структуру жизненных целей, развернутую во временной перспективе психологического будущего. Жизненная стратегия может характеризоваться разной степенью осознанности на различных этапах психологического будущего и приоритетом тех или иных жизненных целей. Формирование жизненной стратеги старшеклассников связано с особенностями образовательной и семейной среды старшеклассников, а также их тендерными стереотипами и самоотношением .
Слайд 10
Факторы, влияющие на формирование жизненной стратегии Состояние здоровья Специальные способности Школа Семья Культура Самооценка личности. Локус контроля. Ценности
Слайд 11
Ценности Ценность – это обобщенные представления о благах и приемлемых способах их получения, на базе которых человек осуществляет сознательный выбор целей и средств деятельности. М. Рокич
Слайд 12
Практическое исследование ценностных ориентаций подростков методика М. Рокича (RVS - Rokeach Value Survay ), адаптированная А. Гоштаутасом , А.А. Семеновым и В.А. Ядовым
Слайд 13
Терминальные ценности
Слайд 14
Инструментальные ценности
Слайд 15
Практическое исследование ценностных ориентаций подростков тест смысложизненных ориентаций, адаптированная версия теста «Цель в жизни» ( Purpose-in-Life Test , PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика
Слайд 17
Представления старшеклассников о будущей жизни
Слайд 18
Заключение На основе проведенных исследований можно сделать вывод о том, что у 80 % учащихся не совсем сформированны представления о жизни . Лишь у 15 % опрошенных уже сформировались взгляды на жизнь.
Красочные картины Джастина Геффри
Бабочка
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Сочинение