Милехина Полина награждена дипломом лауреата Международного конкурса "Магнит Познания" за исследовательскую работу "История моей школы". Тезисы работы опубликованы в международном сборнике.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа "История моей школы" | 355 КБ |
МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
«МАГНИТ ПОЗНАНИЯ»
_______________________________________________________
Тема исследовательской работы:
«История моей школы»
Работу выполнила:
Милёхина Полина, 3 класс
Научный руководитель:
Щавелёва Елена Николаевна,
учитель начальных классов
Образовательное учреждение:
филиал МБОУ Уваровщинской сош
в п. Полевой
Кирсановский район
Тамбовская область
2013 год
Содержание
Введение……………………………………………………………………………..3
Раздел 1. История создания начальной школы в п. Полевой………………...5
Раздел 2. Жизнь школы с 1962 по 1990 годы…………………………………....9
2.1. Они были первыми……………………………………………………………..9
2.2. Деятельность первой учительницы в школе…………………………..……..10
2.3. Первые служащие начальной школы п. Полевой……………………………10
2.4. Пионерская организация………………………………………………………11
2.5. Разбивка школьного сада……………………………………………………...12
2.6. Выпускники, которыми гордится школа……………………………………13
Заключение………………………………………………………………………..14
Список использованных источников…………….……. …………………..…15
Приложения………………………………………………………………………..16
Родная школа – детский мир чудес.
Тобою каждый день наш светел.
Благодарим тебя за то, что есть,
Ты наша лучшая на свете.
Введение.
Тема истории нашей школы интересна тем, что она мало изучена. Нам, сегодняшним школьникам, хочется узнать, какой была школа в прошлом, кто был первым учителем, кем стали выпускники школы. Раскрытие этой темы, актуально именно сейчас, в год юбилея школы. Мы решили углубиться в изучение истории школы и провести исследование.
Цель нашей исследовательской работы: изучить историю создания школы и показать роль первого учителя в воспитании молодых поколений.
Объектом исследования является начальная школа в п. Полевой, а предметом – педагогическая деятельность первого учителя начальной школы в п. Полевой и история судеб ее выпускников.
Чтобы реализовать данную цель и решить проблему по изучению истории школы, нам потребовалось решить следующие задачи:
1. Найти, изучить и обобщить сведения по истории создания начальной школы.
2. Собрать фотографии выпусков за период с 1962 по1990 годы и найти сведения об учителях и выпускниках этих лет.
3. Записать воспоминания старожилов, бывших учителей школы, выпускников.
4. Проанализировать собранный материал и сделать выводы.
5. Усовершенствовать умения и навыки исследовательской деятельности.
Достижение цели обуславливали наше предположение о том, что изучение архивных материалов и организация поисковой работы позволит нам расширить представление о прошлом школы, ее первых учителях и выпускниках для будущих обучающихся. Эта гипотеза стала ведущим ориентиром нашего исследования.
В ходе реализации цели и задач, мы использовали разные методы: анализ устных воспоминаний, записей, фотографий, изучение архивных материалов, обработка данных.
Научная новизна нашей работы состоит в том, что до сегодняшнего дня никто не занимался поиском, изучением и обобщением данных по истории школы с 1962 по 1990г.
Наше исследование, имеет практическую значимость. Собранный материал будет использоваться во внеклассной работе и поможет обучающимся больше узнать об истории своей школы.
Основная часть
Раздел 1. История создания начальной школы в п. Полевой.
Поселок Полевой был основан в 1933 году [1]. На протяжении 29 лет он не имел своей школы. Шли годы, поселок обустраивался, увеличивалось население. Детям приходилось пешком ходить учиться в село Соколово.
В 1961 году, по инициативе местных властей, началось строительство начальной школы. Она возводилась на пустыре поселка по улице Набережной осужденными «бесконвойниками» [1].
В августе 1962 года отдел образования Кирсановского района Тамбовской области направляет учителем в поселок Полевой Кочепасову (Мещерякову) Валентину Ивановну, о чем свидетельствует запись в ее трудовой книжке: «Принята на работу 15 августа 1962 года и назначена учительницей начальной школы при п/я № 30/6 с. Соколова Кирсановского района Тамбовской области. Приказ районо № 232 от 1 августа 1962 г.» [Прил. 1]. По приезду в поселок Полевой учитель начинает свой педагогический путь.
К 1 сентября 1961 года строительство нового здания начальной школы было не закончено, отсутствовала крыша. Детей и учителя разместили в здании солдатской казармы, в «красном уголке». (Впоследствии в этом здании проходили все школьные мероприятия, пока не построили клуб.) Сейчас это жилой дом, который находится по улице Рабочей [фото 1].
Фото 1. В этом здании находился «красный уголок» солдатской казармы.
К началу октября 1962 года строительство школы было полностью закончено.10 октября открылась новая школа, где обучались дети с 1 по 4 класс. Одноэтажная, кирпичная школа с просторными кабинетами стала радостью для всех обучающихся [фото 2].
Фото 2. Здание начальной школы п. Полевой построенное в 1962 году.
Кочепасова Валентина Ивановна вспоминает: «10 октября нас перевели в новое, добротное, только что построенное здание начальной школы. Учеников было 11 человек. Здесь же мне и выделили комнату под жилье на первое время… Школа стала моим вторым домом. Здесь я работала и жила».
Из воспоминаний первых выпускников мы выяснили, что школа была рассчитана на 36 человек. Она состояла из двух светлых классов, большого зала и маленькой комнаты. В классах стояли большие деревянные парты с откидными крышками соединенные между собой с лавками. Стены кабинетов были покрашены в голубой цвет. Дети писали ручками со вставленными металлическими перьями, макая перо в чернильницу. Чернила разводили сами, поэтому в тетрадях часто стояли кляксы. Учебники в школе выдавали бесплатно.
Также мы узнали, что в 60-х годах изучались такие предметы, как: арифметика, чистописание, букварь. [Прил.2]
Здание школы отапливалось дровами и углем, которыми снабжала школу колония. В котельной жил осужденный истопник (имени его уже никто не помнит).
Так началась 50-летняя история нашей школы.
1.2. Страницы жизни первой учительницы школы поселка Полевой.
Кочепасова Валентина Ивановна первый учитель начальной школы поселка Полевой [фото 3].
Фото 3. Кочепасова Валентина Ивановна, первый учитель начальной школы п. Полевой.
Нам удалось встретиться с ней. Из ее личного архива и воспоминаний, мы узнали, что она родилась 18 декабря 1933 года в селе Рамза Кирсановского района Тамбовской области. В 1949 году закончила 7 классов и переехала жить в Москву. В 1950 году поступила в 8 класс вечерней школы, совмещая учебу с работой лаборанта в НИИ города Москвы. В 1954 году закончила школу рабочей молодежи и потупила в промышленно – строительный вечерний институт на Таганке на ГСХ. В 1959 году переехала жить в Тамбов, работала на кирпичном заводе, хладокомбинате. В 1961 году закончила педагогический класс в институте усовершенствования учителей города Тамбова. По направлению попала в Кирсановский район. С 1962 года началась педагогическая деятельность в начальной школе поселка Полевой. В 1990 году Валентина Ивановна ушла на пенсию, о чем свидетельствует запись в ее трудовой книге: «20.01.1990 г. Уволена на пенсию. Приказ № 2 по Кирсановскому районо от 16 января 1990 г».
Но ей суждено было еще вернуться в школу. Следующая запись в ее трудовой книжке: «29.03.1994г. Назначена воспитателем в группу продленного дня в Соколовскую начальную школу. Приказ № 8 от 8 апреля 1994 года по Кирсановскому району». Три года она проработала в группе продленного дня и 01.09.1997 года уволена по собственному желанию. [Прил.1]
За долголетнюю безупречную работу неоднократно награждалась грамотами. «За достигнутые положительные результаты в работе по воспитанию подрастающего поколения», «За высокие показатели в работе по выполнению принятых социалистических обязательств и активное участие в общественной жизни коллектива», «За добросовестное отношение к исполнению своих обязанностей в деле воспитания подрастающего поколения», «За добросовестное отношение к труду и активное участие в жизни учреждения». В 1989 году награждена медалью «Ветеран труда». [Прил.3]
Таким образом, Кочепасова Валентина Ивановна проработала в школе 31 год и помнит всех своих учеников: «Я помню каждого. Их шалости и успехи были главным в моей жизни. Она была бы, возможно проще без них, но не была бы так счастлива и удачна».
Сейчас она по – прежнему живет в нашем поселке. В 2013году ей исполнится 80 лет.
Раздел 2. Жизнь школы с 1962-1990 г.
2.1. Они были первыми.
С помощью сохранившихся фотоматериалов, которые хранятся у первого учителя нашей школы Кочепасовой Валентины Ивановны и ее выпускников, можно узнать много нового и интересного о школьной жизни.
Перебирая старые фотоснимки, мы наткнулись на фотографии сделанные в 1962 году. На нем изображены первые ученики нашей школы. Мы расспросили Кочепасову Валентину Ивановну и узнали их имена: Кочепасова В.И., Щавелева Наталья, Лобов Анатолий, Сенников Анатолий (верхний ряд, справа налево), Сергеева Наталья, Дякин Виктор, Пункевич Галина, Сенников Александр, Лысенко Галина, Свиридова Наталья, Самохина (имени не знаем) (нижний ряд, справа налево) [фото 4].
Фото 4. Первые ученики школы п. Полевой.
Первые выпускники до сих пор хранят память о том, как проходили их годы учебы в школе. Из воспоминаний Буяновой (Щавелевой) Натальи: «В детстве школа казалась мне огромной, годы далекие отделяют меня от этого чудесного мира. Первый класс, первые уроки, первая встреча с Валентиной Ивановной. Она была удивительным учителем, веселая, оптимистичная, светилась какой – то особой, не поддающейся оценке добротой. Ее смех и сейчас стоит в ушах. А смеялась она часто над нашими шалостями, проделками, фантазиями. Я не помню, чтобы я или мои товарищи боялись родительских собраний. Самые хулиганистые выходки она преподносила в каком – то теплом свете, хотя родители сердились на нас, и наказывали. Но причем тут обиды? В тебе видели Человека, а это важнее всего»[5, с. 3].
2.2. Деятельность первой учительницы в новой школе (по воспоминаниям выпускников).
Профессия учителя очень благородна и ответственна за воспитание подрастающего поколения. В ходе анализа фотоматериалов, газетной публикации [5, с. 3] мы поняли, что ветеран педагогического труда Кочепасова Валентина Ивановна была патриотом своей профессии и прикладывала все усилия для того, чтобы передать все свои знания детям. Она стремились к тому, чтобы воспитать человека с большой буквы.
Из воспоминаний Кувардиной Юлии Степановны: «Говорят, человек прожил свою жизнь не зря, если посадил деревце, а Валентина Ивановна и тем более заслуживает не только уважения, но и памяти. Почему? Да потому, что посвятить свою жизнь воспитанию и обучению детей, порой забывая о своих собственных, сможет не каждый. Да и ребята любили ее, бежали к ней и с радостью и с горем. Она знала все о каждом, могла бросить все свои дела и спасать наших чад от какой – то проказы или беды» [5, с. 3].
Из воспоминаний Щавелева Николая Александровича: «Новый год в небольшом поселке – особый праздник. Суматоха, ожидание чуда – елки. Гирлянды на уроках мастерим. Бумаги цветной нет, раскрашиваем, кто во что горазд. Девочки снежинки вырезают, а рядом первый учитель, молчит - молчит и запоет, так и песни к празднику разучим, наверное, хорошо получалось. Ни одну поделку не выбрасывала Валентина Ивановна, все до одной на елку. Всем нам было место на этом празднике; немудрено, без лишних усилий она учила ценить друг друга, труд другого… Она любила нас всех, никого не выделяла и не учила кланяться. Она учила куда более ценному, видеть в каждом человеке – Человека…» [5, с. 3].
2.3. Первые служащие начальной школы поселка Полевой.
Также следует отметить, что в школе 21 год со дня ее основания, работала технической служащей Кругликова Полина Владимировна. Она убирала помещение, следила за порядком в школе.
Ежегодно отдел образования Кирсановского района выделял деньги на ремонт школы в размере 120 рублей. Это были маленькие деньги, за которые никто не соглашался работать. Полина Владимировна делала все одна: красила стены, парты, полы.
В 1984 года в школу пришла работать новая техническая служащая Башарули Мария Архиповна [фото 5].
Фото 5. Башарули Мария Архиповна и Кочепасова Валентина Ивановна (справа налево).
В ее обязанности входила организация горячего питания. Как вспоминают выпускники, Мария Архиповна готовила детям бутерброды и горячий чай. Обедать дети ходили на большой перемене, после третьего урока. Девочек Мария Архиповна учила вязать для кукол шарфики, носки, варежки. [Прил. 2]
2.4. Первая пионерская организация.
В 1960-1990 годы хорошо работала в школе пионерская организация. Ежегодно 22 апреля принимали октябрят в пионеры. Торжественные линейки проходили на стадионе поселка Полевой, у памятника В.И.Ленина, к которому возлагали цветы.
Из рассказов выпускников мы выяснили, что каждый ученик стремился стать октябренком и пионером. Пионерский отряд и отряд октябрят делились на звенья. Звеньевые отвечали за успеваемость, посещаемость и жизнь своего звена. Одной из звеньевых была Филина (Ивлева) Ольга Юрьевна [фото 6].
Фото 6. Отряд октябрят. Звеньевая Филина Ольга (вторая в нижнем ряду).
Интересную и полезную работу вели пионеры. Это не только борьба за хорошую успеваемость и дисциплину, но и работа по воспитанию патриотизма и твердой гражданской позиции. Пионеры с гордостью носили на груди галстуки из красного ситца [фото 7].
Фото 7. Пионеры
На субботниках собирали металлолом, макулатуру, убирали территорию поселка, это помогало юным ленинцам выполнить требования «Законов пионеров Советского Союза», торжественного обещания «Пионеры всей страны делу Ленина верны!». В феврале участвовали в военно-спортивной игре «Зарница». Ходили также на экскурсии к реке Ирке, в деревню Содки. На привале организовывали «обед дружбы». Каждый брал с собой еду и угощал своих товарищей. [Прил. 2]
2.5 Разбивка школьного сада.
В 1963 году на территории школы был разбит яблоневый сад. Михаил Иванович Плужников (заместитель начальника сельскохозяйственной колонии № 6 по режимно – оперативной работе в 1963 г.) закупил саженцы плодовых деревьев для благоустройства поселка. «Дети с энтузиазмом принялись сажать пришкольный яблоневый сад, сами ухаживали за ним, поливали» - вспоминает Кочепасова Валентина Ивановна. На протяжении долгих лет, ученики разных поколений, на субботниках окапывали деревья, покрывали стволы известью, собирали сухую листву [фото 8].
Фото 8. Уборка территории яблоневого сада [1978].
Яблоневый сад давал очень хороший урожай.
Впоследствии на территории школы была разбита клумба с цветами.
2.6. Выпускники, которыми гордится школа.
Беседуя с бывшими обучающимися школы мы выяснили, что выпускники Кочепасовой Валентины Ивановны работают в большинстве своем военнослужащими. Некоторые из них достаточно известные и уважаемые люди:
- Милёхина (Положишник) Екатерина Владимировна, начальник психологической лаборатории ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Тамбовской области, майор внутренней службы.
- Филина (Ивлева) Ольга Юрьевна, начальник отдела кадров ФКУ ЛИУ – 7 УФСИН России по Тамбовской области, майор внутренней службы.
- Тимошик (Зюзина) Елена Владимировна, начальник спецотдела ФКУ ЛИУ – 7 УФСИН России по Тамбовской области, майор внутренней службы.
- Николаева (Щавелева) Светлана Александровна, начальник отряда ФКУ КП – 2 УФСИН России по Тамбовской области, майор внутренней службы.
- Чуканов Алексей Иванович, заместитель начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области, майор внутренней службы. - Синявская (Чуприкова) Ирина Александровна, депутат Соколовского сельского совета Народных депутатов Кирсановского района Тамбовской области.
Среди выпускников Кочепасовой Валентины Ивановны есть также и люди, которые участвовали в военных конфликтах, среди них:
- Филин Владимир Николаевич, Игнатов Игорь Борисович, участники военных действий на территории республики Афганистан.
- Милёхин Алексей Викторович, ветеран боевых действий на территории Чеченской республики.
Заключение
Сегодня как никогда, повышается интерес людей к своему прошлому, к истории народа, своего рода, истории дома, предприятия, учреждения. Разыскиваются архивные материалы, собираются воспоминания очевидцев.
Завершая работу над исследованием, мы поняли, что задача каждого ученика и учителя школы состоит в сохранении истории, почитании славного прошлого и его преумножения.
Что же мы имеем на сегодня? Какова технологическая цепочка поиска?
Мы считаем, что достигли поставленной цели, решив все выдвинутые задачи. Гипотеза подтвердилась.
Список используемых источников:
1. Архивные материалы ФКУ ЛИУ – 7 УФСИН России по Тамбовской области.
2. Воспоминания выпускников.
3. Личный архив ветерана педагогического труда Кочепасовой В.И.
4. Фотографии разных лет.
5. Щавелёва Е.Н. Видеть в ребенке солнце / Кирсановская газета. – 6 октября 2010.- С.3
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 3
Рис. 1-5 Грамоты и награды первого учителя начальной школы Кочепасовой В.И. (из личного архива)
Приложение 1
Рис. 1-2 Записи в трудовой книге ветерана педагогического труда Кочепасовой В.И. (из личного архива).
Приложение 2
Рис. 1-4 Воспоминания выпускников.
Лист Мёбиуса
Три загадки Солнца
Чья проталина?
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Юрий Визбор. Милая моя