Проектная работа рассказывает о театре культурно-воспитательного отдела Печорлага, который был построен заключеными гулага и является архитекруным памятником города Печора.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Проектная работа:
«Дом культуры железнодорожников – архитектурный памятник нашего города».
Выполнила: ученица 4-а класса
муниципального общеобразовательного
учреждения «Средняя общеобразовательная
школа №4» г.Печоры Республики Коми
Ефремова Дарья Александровна.
Руководитель: учитель начальных классов
муниципального общеобразовательного
учреждения «Средняя общеобразовательная
школа №4» г. Печоры Республики Коми
Ярушина Татьяна Ивановна.
Печора 2014 год
Содержание.
Стр.
1.Введение………………………………………………………………...3
2.Актуальность, гипотеза, объект, предмет.…………………………….4
3. Цель, задачи …………………..………………………………….…….5
4.Теоритическая часть ………………………………………………….6-8
5. Вывод, заключение………………………….………………………..8-9
6.Использованные ресурсы……………………………...........................10
Приложения
Введение
Каждый человек должен знать историю своей страны, своего края и историю своего родного города. Без истории нет будущего. Наш город не является историческим центром. Тем не менее, история его возникновения, история его улиц и зданий может нам многое рассказать.
На территории моего города есть одно здание, которое отличается от других своей необычной архитектурой. Это Дом культуры железнодорожников. Я решила узнать его историю и рассказать об этом в своем учебном проекте.
Актуальность.
В этом году наш город отмечал юбилей - 65 годовщину со дня своего образования. Большинство людей старшего поколения нашего города знают, что ДКЖ является ровесником нашему городу, помнят его историю. А знают ли историю ДКЖ мои ровесники и более старшие подростки? Мы провели опрос среди учеников нашей школы. Опросили всех от первого до девятого класса. Из 134 человек только 12 смогли ответить на вопрос: «Какое здание в нашем городе было построено как театр для заключенных сталинских лагерей?» Из начальных классов ответило 6 человек, и 6 учеников старших классов смогли ответить на этот вопрос. Вывод: молодое поколение не знает историю создания Дома культуры железнодорожников. Поэтому наш проект на данный момент очень актуален. Дополнительно я хотела узнать, является ли ДКЖ памятником архитектуры, находится ли он под охраной государства.
Я выдвинула предположение : если ДКЖ является архитектурным памятником, то он должен иметь исключительную культурно-историческую ценность для людей нашего города и края.
Объектом моего изучения стал Дом культуры железнодорожников.
Предметом изучения явились причины, по которым ДКЖ признан архитектурным памятником и взят под охрану государства.
Я поставила перед собой цель: изучить историю Дома культуры железнодорожников.
Выдвинула следующие задачи:
1. Найти и изучить информацию о ДКЖ. Для этого: 1) посетить музей нашего города и изучить имеющуюся у них информацию о ДКЖ, сделать фотографии; 2) посетить Дом культуры железнодорожников, сделать фотографии интерьера; 3) найти и изучить информацию о ДКЖ в интернете.
2.Донести найденную мной информацию о ДКЖ до учащихся. Для этого выступить с презентацией и сообщением перед учениками своего класса и школы; выпустить фотоальбом «ДКЖ- архитектурный памятник нашего города».
Теоритическая часть.
Дом культуры железнодорожников – уникальное в масштабах нашей республики здание. Белоснежный дворец в стиле классицизма – ровесник города, был открыт в 13 мая 1949 году. Строилось оно как театр. Сегодня оно единственное сохранившееся в Коми здание лагерного театра.
Работы вела стройконтора Печоржелдорлага силами заключенных. На строительстве было задействовано около тысячи человек. Это были заключенные колонны №2. Начальник работ В.Д. Сидоренко, начальник отдела гражданского строительства Г.А. Подмешальский, старший прораб Д.Е. Альперин. Закладка фундамента была начата 08.05.1948, строительство закончено 05.05.1949.
В музее мы нашли статью из газеты «Печорское время» от 06 февраля 2007 года. В ней мы обнаружили фотографию одного из строителей театра Алексея Герасимова и его фотографию. Вот что он писал: «В 1946 году на том месте торчали пни, а местность была болотистая, рядом протекал ручей, поэтому при строительстве фундамента день и ночь работали насосы, откачивая воду».
В экспертном описании ДКЖ сказано следующее: «Фундамент бутобетонный. Вместо свай, так как здание строилось на болотистой местности, использованы вековые, специально просмоленные лиственницы. Подобная методика полностью заимствована и использовалась итальянскими строителями в Венеции. (так как фундамент закладывался на болотистом месте)… Само здание выполнено высококачественно, стоит в выигрышном и доступном для обзора месте..»
Учреждение было задумано как театр культурно-воспитательного отдела (КВО) Управления Печорлага.
Большой концертный зал. Переднюю часть его занимает оркестровая яма. Амфитеатром после партера идут зрительские места. В зале на высоте 15 метров возвышаются четыре балкона со скульптурной лепкой и колоннами и четыре лоджии, выступающие под сценой. Зал рассчитан на 400 мест. Ленинградские мастера акустики, в то время политзаключенные ( ученики петербургского архитектора Федора Линдваля) согласно особым расчетам, кропотливо, как в древнегреческих театрах, выполнили звуковые принципы, соответствующие мировым стандартам акустики театра, поэтому произнесенный в глубине сцены звук слышен на последних рядах зала.
Неизменными со дня открытия осталась пластическая композиция над сценой: «Лира, развернутая книга, сноп пшеницы, театральная маска, серп и молот».
Интерьер и убранство помещений театра остались практически неизменны. В вестибюле и фойе мы видим колонны, пилястры, лизены, карнизы, фризы и двери. Двери выполнены из благородных пород дерева( лиственницы и кедра) темно-коричневого цвета. Дверные полотна украшены лепными деревянными рельефами. Сохранились светильники и люстры из бронзы, которые отреставрированы. Вся резьба по дереву была выполнена известным горьковским мастером-краснодеревщиком Б.Д.Северным, репрессированным в 1938 году.
Нам удалось увидеть старый рояль фирмы «Стенвейн», который, согласно статье из газеты «Северная магистраль» от 24 октября 1992 года, «…был подарен театру КВО Печорлага композитором Глиэром. Тогда в Печоре находились его ученики.» На сегодняшний момент инструмент в плачевном состоянии, и ,как нам сообщили, ждет ремонта . Но «Стенвейн» по прежнему звучит. Перед вами фотография рояля из газеты «Печорское время» от 06 февраля 2007 года. Мы же смогли сфотографировать лишь некоторые фрагменты этого раритета.
В ДКЖ сохранились художественные картины, полотна, выполненные маслом (всего 9 картин). Нам удалось сфотографировать лишь некоторые из них. Кто является автором этих картин нам не смогли сказать. На самих картинах имен и фамилий нет. Но согласно экспертному описанию архитектурного здания, работы выполнены мастерами Академии художеств СССР.
В Печорском музее сохранились театральные костюмы 1934 года из Государственного Академического Большого театра, диванчик из лозы, который использовался в постановках того времени.
Актерская труппа состояла из репрессированных столичных актеров, режиссеров, постановщиков, ранее работавших в ведущих театрах страны. В коллектив труппы театра входили более 140 человек.
Руководителем оркестра был Е.В. Попов, ученик Глиера. В 50-ые годы, когда джаз в стране был запрещен, на сцене Печорского театра он звучал. Руководил джазовым оркестром Ключарев Валентин Антонович.
На сцене театра Печорлага выступала Лидия Русланова, исполнительница русских народных песен, которая 5 лет провела в лагерях. Этот зал слышал голос знаменитого тенора Мариинского театра Николая Печковского, отбывавшего свой срок в Воркуте. Здесь пел Козин Вадим Алексеевич.
В память о них, жертвах сталинских репрессий, деятелях культуры и искусства, игравших с 1940 по 1956 гг. на этой сцене и других сценах ГУЛАГа, 20 мая 1995 г. на здании была установлена мемориальная доска со следующим текстом:
«В память заключенных Печорлага – деятелей культуры и искусства, выступавших на этой сцене в 1940-1956 гг.
«Это бремя от времени не спрячешь:
Время свое найдет и отдаст» (А. Клейн)
Гостями на том памятном мероприятии стали поэт и драматург Александр Клейн и народная артистка СССР Глафира Сидорова.
В 1953 учреждение передано в ведомство Министерства путей сообщения , и с тех пор стало именоваться Домом культуры железнодорожников.
Делая вывод по проекту, хочется отметить, что историческая судьба здания уникальна. Его архитектурные достоинства, удивительная акустика, сохранившийся с 50-х годов интерьер: скульптурная лепка, балконы, бронзовые люстры, живописные работы мастеров Академии художеств СССР, театральный реквизит из коллекции Большого театра, концертный рояль «Стенвейн» 1876 года выпуска - представляют собой исключительную культурно - историческую ценность для нашего города и края.
Таким образом наша гипотеза о исключительной культурно-исторической ценности Дома культуры железнодорожников для людей нашего города и края подтвердилась. Мы, жители нашего города, должны знать историю этого уникального здания и сохранять о нем память.
Мною и моим руководителем выпущен фотоальбом «Дом культуры железнодорожников - архитектурный памятник нашего города». Я выступила с презентацией и сообщением перед учениками нашего класса. Фотоальбом заинтересовал моих одноклассников.
Совместно с руководителем проекта был сделан запрос в Отдел культуры и туризма МР «Печора» с просьбой сообщить о статусе Дома культуры железнодорожников. Был получен ответ о том, что Театр культурно- воспитательного отдела Печорлага станции Печора ( Дом культуры железнодорожников) включен в список вновь выявленных памятников истории и культуры Республики Коми под №157, утвержденный министерством культуры Российской Федерации 22 июля 1996 года.
Так же мы обратились в интернет-приемную Министерства культуры Республики Коми с вопросом о статусе здания театра КВО отдела Севжелдорлага в г.Печоре и получили официальный письменный ответ, цитату из которого приводим: «…По зданию тетра культурно-воспитательного отдела Севжелдорлага государственная историко-культурная экспертиза (…) не проведена, статус объекта приведен в соответствие с законодательными нормами об охране объектов культурного наследия: приказом Министерства от 15.12.2008 г. №522-од здание театра, включено в список объектов недвижимости Республики Коми, обладающих признаками объекта культурного наследия… . Для включения объекта в единый реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации необходимо проведение историко-культурной экспертизы… .»
Администрация Муниципального района «Печора» в свою очередь письменно сообщило, что проведение историко-культурной экспертизы Дома культуры железнодорожников запланировано на декабрь 2014г. – начало2015г.
Заключение
Я смогла изучить историю этого уникального здания и достичь цели, которую поставили перед собой, благодаря помощи сотрудников Печорского историко-краеведческого музея.
Я и руководитель моего проекта Ярушина Т.И. выражаем благодарность:
Директору ПИКМ: Гавриленко Инне Владимировне
Главному хранителю ПИКМ: Чиковой Зифе Аухатовне
Хранителю ПИКМ: Филипповой Анне Васильевне
Смотрителю ПИКМ: Фатхиевой Гульсине Габдрауфовне
Смотрителю ПИКМ: Колесниковой Наталье Федоровне
Зав. сектором АОР ПИКМ: Филипповой Наталье Федоровне
Зав. костюмерной МКО «Меридиан» ДКЖ: Никитиной Александре Николаевне
Никитина Александра Николаевна сообщила нам о том, что в будущем откроется музей Дома культуры железнодорожников. Место для него уже определено.
Использованные ресурсы:
1.Материалы, предоставленные сотрудниками Печорского историко-краеведческого музея.
3.Материалы, предоставленные сотрудниками МКО «Меридиан» (Дом культуры железнодорожников).
Приложение
Денис-изобретатель (отрывок)
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Знакомимся с плотностью жидкостей
Ночная стрельба
Госпожа Метелица