Сейчас, в условиях растущего интереса к архитектурному наследию и озабоченности судьбою памятников деревянного зодчества, сама действительность подсказывает наиболее действенный способ сохранения её образцов - это организация архитектурно-этнографических музеев под открытым небом. Ибо «Архитектура, - как писал Н.В. Гоголь, - тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания…». Литература о южноуральской народной архитектуре вообще и о деревянном зодчестве Челябинска в частности весьма немногочисленна. А между тем образцы его, особенно в городах, быстро и бесследно исчезают. Это побудило нас заняться изучением этого вопроса и фиксацией уцелевших ещё образцов, свидетельствующих о неиссякаемых творческих способностях народа, в какие бы тяжёлые времена он не жил. Меняется время, уходят поколения. Сейчас тем более важно, чтобы имена людей, так много сделавших для родного края, не стёрли из памяти земляков.
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_universiada.doc | 108.5 КБ |
putevoditel.doc | 561 КБ |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Челябинский государственный университет»
IX конкурс «Малая универсиада»
Архитектурное наследие М.П. Мочаловой
Направление «История»
Автор: Мудрова Анастасия Вячеславовна, г. Челябинск, МАОУ СОШ №15, класс 6 | |
Научный руководитель: Меркулова Галина Петровна, учитель русского языка и литературы высшей категории, руководитель литературно-краеведческого музея «Кораблик» МАОУ СОШ №15 |
Челябинск - 2014
Содержание
Введение | стр. 1 |
Глава 1. Мария Петровна Мочалова - потомственный архитектор… | стр. 4 |
1.1. По следам отца | стр. 4 |
1.2. Московский архитектурный десант на Урале | стр. 5 |
1.3.Здания в Челябинске, созданные по проектам М.П. Мочаловой | стр. 6 |
Глава 2. Педагогическая деятельность М.П. Мочаловой | стр. 9 |
2.1. Профессиональная деятельность архитектора-практика, профессора ЮУрГУ | стр. 9 |
2.2. Архитектурно-краеведческие экспедиции | стр. 9 |
Выводы | стр. 10 |
Список литературы | стр. 11 |
Приложение | стр. 11 |
1
Введение
«...Настоящее обязывает к новому,
но прошлое нас все-таки учит...»
А.В.Щусев
Сейчас, в условиях растущего интереса к архитектурному наследию и озабоченности судьбою памятников деревянного зодчества, сама действительность подсказывает наиболее действенный способ сохранения её образцов - это организация архитектурно-этнографических музеев под открытым небом. Ибо «Архитектура, - как писал Н.В. Гоголь, - тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания…». Литература о южноуральской народной архитектуре вообще и о деревянном зодчестве Челябинска в частности весьма немногочисленна. А между тем образцы его, особенно в городах, быстро и бесследно исчезают. Это побудило нас заняться изучением этого вопроса и фиксацией уцелевших ещё образцов, свидетельствующих о неиссякаемых творческих способностях народа, в какие бы тяжёлые времена он не жил. Меняется время, уходят поколения. Сейчас тем более важно, чтобы имена людей, так много сделавших для родного края, не стёрли из памяти земляков.
Цель: роль М.П. Мочаловой в создании современного облика города.
Задачи:
Источники: письменные (периодическая печать, краеведческая литература), изобразительные, технотронные и устные. Объект исследования: архитектура Челябинска. Предмет: здания, построенные М.П. Мочаловой, талантливым краеведом, исследователем, художником.
Методы исследования: сравнительно-сопоставительный анализ статей, краеведческой литературы, их обобщение, наблюдение, работа с фотоматериалами. Гипотеза: М. П. Мочалова внесла значительный вклад в развитие архитектуры Южного Урала.
Практическая значимость данной работы состоит, во-первых, в применении собранных и систематизированных материалов по данной теме для краеведов, педагогов города, а также тех, кто интересуется архитектурой нашего города. Во-вторых, работа может быть использована на уроках краеведения и на уроках мировой художественной культуры в качестве регионального компонента. Научная новизна работы определяется выбором объекта изучения, впервые предпринята попытка в обобщении и систематизации материала по данной теме. Данный вопрос несомненно вызывает интерес учёных.. Содержательные, емкие, яркие сведения об истоках творчества Мочаловой, её образовании и жизненных устремлениях представлены на страницах статей Н. Занадворова «Архитектор, художник, историк» и К. Шишова «Зодчий и художник». Полная и содержательная информация об интересной и насыщенной жизни Мочаловой, связанной с Южным Уралом, передана Е. Китаевым в статье «Архитектура, Вселяющая Надежду» и статьях М. Фонотова «Архитектура, Ваше величество» и «Она в жизни города», «Дом с угловым эклером», «Дом хранящий тишину», опубликованные на страницах газеты «Челябинский рабочий». (Приложение I).
Главными источниками информации о жизни и творчестве М. П. Мочаловой стала статья – интервью Е. Шевченко, материалы из семейного архива Мочаловых, имеющиеся в ЧОУНПБ и информация, полученная от коллег М.П. Мочаловой на кафедрой дизайна ЮУрГУ. Итак, теоретической основой исследования явились труды исследователей краеведов. При анализе архитектурного творчества М.П. Мочаловой особое внимание уделялось трудам самого архитектора, как увлечённый исследователь-историк она подмечала и описывала не только объекты архитектуры, но и деревянное зодчество и металлические конструкции. (Приложение II, III).
Глава 1. Мария Петровна - потомственный архитектор…
3
выдержала экзамены в Московский архитектурный институт. Она упорно училась под руководством выдающихся педагогов И.В. Жолтовского, М.О. Барща, Б.С. Мезенцева, В.Ф. Кринского, которых помнила и чтила всю жизнь. [11].
1.2. Московский архитектурный десант на Урале. С городом Челябинском судьба связала Марию Мочалову в 1947 году. Тогда в составе группы молодых выпускников МАрХИ, которых часто называют «московский архитектурный десант», вместе с мужем Борисом Владимировичем Петровым она приехала на Урал. У него с собой был один саквояж наподобие докторского, у меня — чемоданчик, чуть побольше. Зато привезли два ящика книг. И своих институтских работ тоже. [11]. Челябинск послевоенный - это огромный объем строительства. Перед молодыми архитекторами стояла задача: упорядочить развитие города, который стремительно вырос за несколько лет, став глубоко-тыловой оборонной базовой страны. В то время дипломированных архитекторов практически не было. Были только со средним архитектурным образованием Константин Дмитриевич Евтеев и Теодор Мартинович Эрвальд. Время было послевоенное, и городу очень не хватало архитекторов. Поэтому еще в Москве ныне известный архитектор Евгений Александров уверял студентов, что, оказавшись в Челябинске, они будут довольно самостоятельны, смогут размахнуться. Для возведения нового индустриального города требовались специалисты, а значит, перед молодыми архитекторами открывались необозримые просторы для творчества. [8]
В Челябинске на тот момент была только одна контора, «Челябгорпроект» – нынешний «Челябинскгражданпроект». В ней было всего два архитектора, и вместе со мной и мужем еще приехало человек пять». [9]. Где около 10 лет Мария Петровна работала главным архитектором проектов. Послевоенная архитектура в Челябинске была «…может быть, эклектичной. Был и классицизм, и немножко барокко. Много было архитектуры деревянной, с глухой резьбой. Сегодня она сохранена лишь частично. Основное внимание уделялось, конечно, жилищному строительству, оно после войны было важнее, ведь было очень много эвакуированных, многие люди жили в бараках, землянках. Так что нужно было очень много строить». [2]
С большим интересом и увлечением М.П. Мочалова изучала архитектурное прошлое Южного Урала. Приехав в Челябинск, она была восхищена красотой, добротностью и слаженностью усадеб, изяществом домовой резьбы. Последовали многочасовые пешие прогулки, зарисовки, фотографирование, описание деревянных построек.
Первое задание, выполненное совсем молодой Марией Мочаловой - проектирование хлебных возочков: раньше ведь хлеб по магазинам развозили на лошадях, и возочки
4
нужно было сделать более привлекательными. Еще одно задание, одно из первых, которое выполняли с архитектором Федором Серебровским: работали над интерьерами клуба ТЭЦ. Еще была работа над созданием чугунных оград, начиная от низеньких газонных и заканчивая особо высокими.
1.3. Здания в Челябинске, созданные по проектам М.П. Мочаловой.
Самый весомый проект – Публичная библиотека. Она проектировалась и строилась 10 лет: с 1953-го по 1963-й: «Над этим проектом мы с моим мужем Борисом работали вдвоем. И она получилась у нас, не хочу хвалиться, очень гармоничной и в массах, и в деталях. Этими приемами она серьезна, сильна, то есть она не остается одиночкой, а подчиняет себе окружающее пространство и облагораживает его». [11]
Мария Петровна рассказывала, как сдавали здание публичной библиотеки, в которое было вложено много духовной энергии. Собрали нечто вроде митинга. Выступает партийный чин, выступает ученый из политехнического института, выступает сталевар. Затем перерезается ленточка, все пошли, а Мария Мочалова стояла у колонны и из ее глаз текли слезы. В жизни так бывает: одни создают праздник, а другие его празднуют. То было время, когда считалось, что мир держится на создателях материальных благ, а не умственных ценностей.
Простота – первое слово, которое можно сказать о библиотеке. Даже чрезмерная. Странно, что в те годы вдруг заговорили об излишествах в архитектуре. Оно верно, излишеств было сколько угодно, но в бездарных проектах. Если же говорить об истинной классике, то ее смысл в поиске гармонии, чтобы ничего не выпирало.
Найти излишества в облике здания публичной библиотеки мудрено. Украшено оно разве что валютами (завитушками) и орнаментовкой на фризе и карнизе.
Архитекторов, разумеется, беспокоила форма здания, прежде всего в том смысле, чтобы выразить его содержание. А содержание его – книга, знание, умение. В менталитете той эпохи здание – одна из несущих опор. Здание библиотеки должно стоять прочно, монументально.
Зданию библиотеки ни к чему особая внешняя красота и броскость. Оно сдержано и, несмотря на большие окна замкнуто. Библиотека – хранительница сосредоточенной тишины, отстранения. (Приложение IV).
Архитектору почти никогда не удается воплотить замысел без потерь. И библиотека кое-что потеряла при воплощении. Разрешен был гранит. Правда только фасадный цоколь и на лестницы, центральную и две боковые. А портал выложен даже полированным гранитом. Мрамора для колонн не нашлось. Главные потери – перед
5
зданием. Вместо крупных клумб с кустом боярышника посредине предполагались два фонтана. Вся территория перед входом должна была быть выложена плитами. И огорожена гранитными блоками с длинными каменными сиденьями – примерно так же, как вокруг «Орленка». Все это осталось на бумаге.[4]. Нельзя не сказать и об интерьере библиотеки, важным элементом которого стало помещение книжного фонда, которое и поныне являет собой образец грамотного архитектурного планирования, где в настоящее время расширились не только площади, но и значительно улучшилось количество и качество мероприятий, проводимых сотрудниками этой библиотек. (Приложение V)
С созданием железнодорожного техникума связана другая интересная история, которую Мария Мочалова рассказывала так: «Железнодорожный техникум по улице Цвиллинга сделан по моему проекту. Кстати, проектировался он со скульптурами, венчающими угловую часть здания, но я отказалась от них, так как рядом Федор Серебровский проектировал ДК ЖД. Техникум по массе и так был больше дворца, а дворец все-таки должен превалировать».[6] Здание учебного заведения сохранилось практически в своем первозданном виде. Оно и сегодня аккуратно дополняет общий архитектурный ландшафт. (Приложение VI).
Творческой удачей стало создание внутреннего интерьера в кинотеатре «Родина». Над проектом кинотеатра работала группа известных челябинских архитекторов под руководством В.Я. Гофрата. Мария Мочалова также сделала свой весомый вклад в облик будущего здания. Впервые кинотеатр открыл свои двери для посетителей в 1950 году. В свое время кинотеатр стал настоящим центром культурной жизни города, огромные очереди людей выстраивались, чтобы посмотреть фильмы и попутно могли по достоинству оценить роскошь и элегантность интерьера здания. На сегодняшний день здание уже стало неотъемлемым элементом архитектурного разнообразия Челябинска и являет собой лучший образец неоклассицизма. В настоящее время он реставрируется и в ближайшем будущем туда «переедет» органный зал. [6]. (Приложение VII)
За кинотеатром Пушкина расположен жилой 4-х этажный дом с магазином (ул. Пушкина, 66/ ул. Тимирязева, 29). Построен он в 1954 году. Это первое серьезное задание Марии Петровны Мочаловой. Дом «нарочно» выставляет свой угловой эркер в два этажа, круглый, висящий на улицу. Этот своеобразный фонарь, полукруглый, треугольный в плане, многогранный выступ в наружной стене здания, вынесенный за его пределы и освещаемый окнами создает ощущение невесомости. Эркер охватывает несколько этажей, не опускается до земли. Увеличивает площадь помещения, его освещенность. Сам дом
6
прост, даже очень, но эркер его очень украшает. Богатая лепная нижняя корзина, «поддерживает» часть эркера. Лепные бусы корзины могла придумать только женщина. По словам Мочаловой, угловой эркер – очень сильное, красивое средство в архитектуре. [4].
Этот дом также должен был стать одним из запоминающихся в городе, и некоторый период был таковым. К сожалению, на сегодняшний день он выглядит уже не так, как его задумала Мария Мочалова. Архитектор рассматривала этот дом как символ победы в Великой Отечественной войны и испытала сильное разочарование, когда увидела, как цветной фриз из гранита, который находился на верхнем фасаде здания, просто забелили, не заботясь о его внешнем виде. Мария Петровна очень тяжело пережила этот момент. [3]. (Приложение VIII)
Возникали проблемы по поводу проектов. Это горе, из-за которого Мария Петровна даже чувствовала себя неважно и плохо спала по ночам. Ведь когда проектируется и строится здание, преодолевается масса трудностей. И, наконец, все преодолено и здание стоит. Это как рожденный тобой ребенок. Вот, например, именно дом на углу Тимирязева и Пушкина, построенный по ее проекту. Достоинство, чувство гордости, вера в свои силы, уверенность - вот что отражалось в его архитектуре, хотелось что-то такое представительное сделать и оптимистическое. А с этим домом что-то жуткое творилось: «У меня там был запроектирован прекрасный фриз, который сегодня уничтожили, и это – самая большая утрата. 400 квадратных метров сверху на фасаде здания занимал цветной фриз из графита. Я запроектировала его, потому что хотелось, чтобы здание было представительным. Это северная сторона дома, никакой игры светотени здесь быть не могло, поэтому здесь надо было работать цветом. Это был такой возрожденческий прием и это действительно было прекрасно. Однажды я совершенно неожиданно, через много лет после того, как здание было построено, из окна кинотеатра имени Пушкина увидела этот фасад и залюбовалась». [11]
Глава 2. Педагогическая деятельность Марии Петровны высоко оценена. 2.1. Она - профессор ЮУРГУ. Профессиональную деятельность архитектора-практика Мария Петровна уже с 1952 года совмещала с преподаванием живописи, рисунка, начертательной геометрии на кафедре графики ЧПИ, а затем на полвека стала преданным и увлечённым педагогом: преподавала на инженерно-строительном факультете начертательную геометрию и на архитектурном факультете – рисунок и живопись. Мария Петровна сумела передать студентам не только профессиональные знания, но и свое большое увлечение деревянной архитектурой старого Челябинска. Приехав на Урал, она
7
была восхищена красотой, добротностью и слаженностью домов и усадеб. [1]. А в ЮУрГУ к ее мнению на факультете прислушивались, все-таки заслуженный архитектор России. Архитектура – это искусство, а значит, каждый объект должен быть уникальным и выражать авторский взгляд. Именно высокие вкус и стиль, присущие Марии Мочаловой создали ей в профессиональном сообществе безупречную репутацию. До сих пор одни из последних ее учеников этого вуза отзываются о Марии Мочаловой с почтением к ее таланту, и многие из них стали известными челябинскими дизайнерами и архитекторами. Людмила Лобанова (Мацнева), Татьяна Маковийчук, Илья Шапкин – это далеко не полный список учеников, ставших профессионалами своего дела благодаря Марии Петровне. В одном из интервью журналу «Архитектура&Design» архитектор и руководитель студии L’Fusion Людмила Лобанова на вопрос: «Кого из челябинских архитекторов вы считаете своим учителем», ответила: «Вы знаете, был такой человек. К сожалению, ее уже нет в живых – Мария Петровна Мочалова, преподаватель от Бога. Меня не только трогают ее архитектурные объекты, но и то, что она до конца была верна своей профессии. Когда она работала, она отдавалась студентам всецело, при этом могла видеть красоту во всем. Помню, как она пришла к нам на урок рисования и показала распустившийся цветок в горшке. Тогда она с придыханием сказала: «Дети, посмотрите, этот цветок еще с утра был в бутоне». Все студенты на курсе были в нее влюблены». [11]
2.2.Архитектурно-краеведческие экспедиции
Мария Петровна одна из первых стала организовывать поездки – экспедиции по сохранению культурного наследия в нашей области. Вместе со студентами объезжали населенные пункты, находили исторические и культурные памятники, выполняли проектные документации, занимались реставрацией. Среди воссозданного и красивейшие храмы 18 века, и старинные дома, и даже дворцовые комплексы (оказывается, в Челябинской области имеются и такие постройки). Интересные архитектурные объекты фотографировались, обмерялись и получали «паспорт». Нынешний директор «Наследия» Валентин Оленьков будучи студентом принимал участие в таких «экспедициях», а сегодня и сам привлекает своих дипломников к деятельности центра. Постепенно Челябинск обретал качественно новое лицо. ».[6]. Как увлеченный исследователь-историк она подмечала и описывала не только объекты архитектуры, но и предметы быта: мебель, утварь, дверные замки и ручки, даже кованые гвозди. Собранные материалы стали основой двух монографий «Деревянное зодчество старого Челябинска» (1973) и «На полуденную сторону» (1978). Мария Петровна всегда была влюблена в рисунок и акварель. Акварели Мочаловой всегда продуманы и цельны, точно прорисованы и
8
одновременно-тонки, прозрачны и женственны. Они с успехом демонстрировались на многочисленных выставках в Челябинске, Берлине, Москве, Рязани и в родном Спасске - Рязанском. Ею создано 12 методических пособий, наиболее значительные из которых 2 книги: «Черчение и рисование» (1967,1969 в соавторстве с Н.П. Сениловым) и монография «Архитектурная отмывка» (1975). [10]. А еще ее ученики увидели в ней писателя. Она писала о повседневном, о том, что привыкла не замечать, но что воспитывает незаметно…Много лет Мария Петровна отстаивала право на сохранность великого зодчества наших уральских мастеров. [8]. Талант и трудовой вклад М. П. Мочаловой высоко оценены: в 1949 году М. П. Мочалова была принята в Союз архитекторов СССР, в 1970 году она награждена юбилейной медалью «За доблестный труд», в 1980 году вручен нагрудный знак «Отличник высшей школы». В 1995 году ей присуждено звание «Заслуженный архитектор РФ», а в 1997 году вручен Диплом Советника Российской академии архитектуры и строительных наук, в 2008 году присвоено звание «Почетный гражданин города Челябинска».
Выводы
1. Грани ее личности многообразны. Мария Петровна - талантливый архитектор, автор зданий, имеющих узнаваемый образ, талантливый педагог, воспитавший не одно поколение строителей и архитекторов, талантливый художник, в чьи акварели, светлые и спокойные, хочется вглядываться снова и снова. А ещё – талантливый краевед, исследователь архитектурного прошлого Южного Урала, автор многочисленных публикаций по вопросам истории архитектуры, охраны памятников и культурного наследия.
2. М.П. Мочалова была предельно честна во всех своих проектах, будь то жилой дом на улице Тимирязева, Публичная библиотека или Железнодорожный техникум. Не должно быть внешней показухи. Если здание нарядно извне, то нельзя его обеднять внутри. Этот свой принцип она отстаивала всегда.
3. Виртуозно владея техникой акварели, самой капризной и сложной, Мария Петровна Мочалова создавала прекрасные акварельные работы. Тонкость и прозрачность, свойственная этой технике возможность передать еле уловимые, нюансы цвета, помогает художнику выразить свое трепетное отношение к природе. М.П.Мочалова всей душой исповедует завет великого французского скульптура О.Родена: «Самое главное для художника быть взволнованным, любить, надеяться, трепетать, жить…».
9
4. Из устных источников, из беседы с преподавателями ЮУрГУ, сотрудничавшими с нею, я получила подтверждение не только ее профессиональным талантам, но и раскрыла ее для себя как человека, т.к. об этом нигде не написано:
Александр Михайлович Швайгер, профессор кафедры дизайна и изобразительных искусств, работающий с нею на одной кафедре, отмечает в Марии Петровне преданность и любовь учебному процессу (готовились к НОУ: перечитывали доклад, исправляли, вносили правки, добивались совершенства; Считала важным работать, ни минуты не потерять. Ее отличала преданность и любовь к учебному процессу).
Сурин Дмитрий Николаевич знал Мочалову почти с рождения. Дело в том, что отец Дмитрия Николаевича и муж Мочаловой большие друзья. Мочалова создала вокруг себя целый мир. Мария Мочалова и Борис Петров – великая пара. Кто был знаком с нею и ее семьей и сами были дружны между собой. Ее отличала внутренняя интеллигентность и культура. Непорядочный человек не мог быть знаком с Мочаловой, потому что не выдерживал культуры общения. Ей присущи такие качества как: честность, искренность, откровенность.
Она очень интересный собеседник, у неё широкий кругозор: она много бывала за границей (во Франции, Испании), её всегда было интересно слушать об этих поездках. Дмитрий Николаевич считает, что общение с Мочаловой и ее мужем – это подарок судьбы.
6. Мария Петровна Мочалова - человек, которым Челябинск может, должен и обязан гордиться. Всю свою жизнь она отдала не родной Рязани, которую продолжала любить, а Челябинску, ставшему второй родиной.
И последнее, следует отметить, что М.П.Мочалова обладала и талантом писателя: создавала сказки, сама их иллюстрировала. Может быть, в этом направлении я продолжу свое исследование
Данный материал стал составляющей частью нашего классного часа «Почетные граждане города», проведенного 1 сентября 2014 года.(Приложение IX).
10
Созданный нами путеводитель позволит жителям и гостям нашего города Челябинска совершить путешествие и познакомится с архитектурным наследием М.П. Мочаловой. (Приложение X)
Список литературы
Интернет – источники
10. Архитектурное наследие Марии Мочаловой. «Архитектура&Design». № 04 (85), 2013 // [Электронный ресурс]:Режим доступа 23.01.2012http://www.adm-city.ru/articles/journal85/id106/
11. Календарь знаменательных дат и событий [Электронный ресурс]: Режим доступа 12.01.2012- http://lib.susu.ac.ru/Vystavochny_zal/Znamenatelnye_daty_JuUrGU/Oktjabr_2012
12. Шевченко Е., М.Мочалова. В Челябинске старые здания и современную архитектуру можно гармонизировать //Урал-пресс-информ, 16.10.07. [Электронный ресурс]:Режим доступа 20.02.2012- http://uralpress.ru/reviews/mariya-mochalova-v-chelyabinske-starye-zdaniya-i-sovremennuyu-arhitekturu-mozhn
Кинотеатр «Родина» Улица Кирова (остановка «Цирк», от ЖД вокзала трамвай №3, 15 мин)
роскошь и элегантность интерьера здания. Дом с эркером: жилой 4-х этажный дом (ул.Пушкина,66/ул. Тимирязева,29) (остановка «кинотеатр им А.с. Пушкина, от ЖД вокзала троллейбус №5, 15 мин) | ПУТЕВОДИТЕЛЬ «Архитектурное наследие М.П. Мочаловой» Уважаемые жители и гости столицы Южного Урала, предлагаем Вам совершить путешествие по улицам нашего города, полюбоваться его красотой и познакомиться со зданиями, построенными М.П. Мочаловой. (14.10.1922, г. Спасск-Рязанский - 11.04.2010,Челябинск) МОЧАЛОВА М. П.:
Выставка в Челябинске «МАРИЯ МОЧАЛОВА. АКВАРЕЛЬ. РИСУНОК», посвященная 60-летию творческой деятельности Составитель: Мудрова Анастасия, ученица 6 класса МАОУ СОШ№15 г. Челябинска |
Здание ЧОУНПБ Проспект Ленина (остановка «Публичная библиотека», от ЖД вокзала, автобус №64, 15 мин) Здание библиотеки спроектировано совместно с мужем Б.В. Петровым в 1954, построено в 1963. Оно полностью соответствует теории автора о едином архитектурном ансамбле, строительство продолжалось 10 лет. Здание построено в классическом стиле послевоенной архитектуры. Широкий отступ от проезжей части обеспечивал зону отдыха, где горожане отдыхают от суеты. Помещение книжного фонда – важный элемент интерьера библиотеки – образец грамотного архитектурного планирования. «Курс рисунка Мочалова всегда вела вдохновенно, как подлинный художник». Кирилл Шишов, Председатель ЧОФК | Здание ЧИПС (железнодорожный институт) Пересечение ул. Цвиллинга и Орджоникидзе (остановка «Дворец железнодорожников» от ЖД вокзала трамвай № 3, 5, 8; 5 мин.)
Здание Железнодорожного техникума (сегодня ЧИПС) спроектировано в 1954, построено в 1959 со скульптурами, венчающими угловую часть здания, но изменилось решение, так как рядом Федор Серебровский проектировал ДК ЖД: техникум и так был больше дворца, а дворец все-таки должен превалировать. Здание учебного заведения сохранилось практически в своем первозданном виде. Оно и сегодня аккуратно дополняет общий архитектурный ландшафт. «В Челябинске старые здания и современную архитектуру можно гармонизировать». Мария Мочалова |
Снеговик
Вода может клеить?
"Портрет". Н.В. Гоголь
Заяц, косач, медведь и весна
Акварельные гвоздики