Любовь к России, на наш взгляд, начинается с малого: с любви к своей семье, близким, своей школе. В нашей работе мы хотим рассказать о замечательном и интересном человеке – выпускнике нашей школы. Мы должны знать и помнить тех, кто, не щадя своей жизни, принимал участие в войнах и вооруженных конфликтах и с честью выполнил свой долг. Знать о тех, кто своими делами прославляет Отечество, добивается высоких результатов в различных областях профессиональной деятельности, работает с душой и с большим чувством ответственности. У каждой школы есть достойные выпускники, на которых должно равняться подрастающее поколение.
Данная работа ставит своей целью: рассказать о судьбе интересного человека, выпускника нашей школы- золотого медалиста.
Вложение | Размер |
---|---|
nado_pamyat_khranit_nepremenno.doc | 61.5 КБ |
Надо память хранить непременно
Любовь к России, на наш взгляд, начинается с малого: с любви к своей семье, близким, своей школе. В нашей работе мы хотим рассказать о замечательном и интересном человеке – выпускнике нашей школы. Мы должны знать и помнить тех, кто, не щадя своей жизни, принимал участие в войнах и вооруженных конфликтах и с честью выполнил свой долг. Знать о тех, кто своими делами прославляет Отечество, добивается высоких результатов в различных областях профессиональной деятельности, работает с душой и с большим чувством ответственности. У каждой школы есть достойные выпускники, на которых должно равняться подрастающее поколение.
Данная работа ставит своей целью: рассказать о судьбе интересного человека, выпускника нашей школы- золотого медалиста.
Задачи работы
Методы обусловлены целью и задачами работы:
- социологическое исследование (интервью, беседы, переписка);
- изучение и анализ материалов школьного архива;
- изучение личного архива Сачкова Владимира Николаевича;
- фотографирование;
- самостоятельная работа (подбор материала, компьютерная вёрстка);
Объект исследования – судьба отдельного человека.
Актуальность темы обусловлена стремлением сохранить для потомков имеющиеся материалы о выпускниках школы – медалистах. С восстановлением музея в нашей школе была организована поисково-исследовательская деятельность учащихся.
Особое значение для нашего музея имеет экспозиция «История нашей школы», в которой есть раздел «Гордость нашей школы - медалисты», посвященный истории нашей школы, которая началась в 1926 году.
Гордость и слава школы – это ученики, окончившие школу с золотой и серебряной медалями. На протяжении 85 лет существования школы из стен её выпущено 68 медалистов.
Школа воспитала и выпустила многих замечательных людей. Это люди самых разных профессий, живущие в разных уголках страны: инженеры, врачи, педагоги, юристы. Среди выпускников средней школы №17 немало таких, которым по праву гордится коллектив школы, наша Родина.
Первых медалистов с каждым днём становится меньше, а нам, имеющим возможность лично с ними общаться, необходимо сделать все, чтобы сохранить их воспоминания.
В данном исследовании подробно отражена деятельность Владимира Николаевича Сачкова, прекрасного педагога, профессора, Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, вице-президента Академии криптографии, члена Научного Совета при Совете Безопасности Российской Федерации, Председателя Оргкомитета Олимпиады школьников по математике и криптографии.
В ходе работы были проведены личные встречи с дочерью Сачкова Владимира Николаевича - Ремизовой Еленой Владимировной - Председателем Совета Директоров НТЦ КАМИ г. Москвы, состоялась переписка с Владимиром Николаевичем, беседы с ним по телефону, был оформлен альбом, проводилась работа в музее школы № 17.
Сачков Владимир Николаевич родился 23 сентября 1929 года в деревне Цепики в нескольких километрах от города Вичуги в семье рабочих Сачковых Елизаветы Павловны и Николая Ивановича. Это были трудные военные и послевоенные годы. Отец был на фронте Великой Отечественной войны и вернулся раненый только в 1945 году. Мать в одиночку растила троих детей, работая на основной работе, в колхозе и в домашнем хозяйстве, в том числе за счет сна и отдыха. ( Приложение 1).
В этих условиях Володя - "единственный мужчина в доме" - уже в 12-14 лет в летние месяцы работал в колхозе: косил траву, служил помощником кузнеца, охранял колхозные поля, трудился на лесозаготовках.
В учебное время ежедневно пешком в любую погоду ходил в школу№4, которая была не только место отвлечений от трудной физической работы, но почти единственным источником приятного узнавания нового небудничного в математике и физике, в истории и литературе. (В деревне не было ни электричества, ни радио). ( Приложение 2).
Большую роль в эмоциональном настрое на постоянный интерес к новым знаниям сыграли книги и учителя, работавшие в школе в этом время.
По словам Сачкова Владимира Николаевича: « В 5-6 классах вспоминается учительница русского языка Гудкова Анастасия Андреевна - женщина с тихим голосом, влюбленная в свой предмет. Любовь к русской и мировой истории не только педагогическим мастерством, но и известным артистизмом умела привить Космалева Людмила Алексеевна. Она не только несла знания своего предмета ученикам, но и учила их интеллигентности в общении и в жизни.
Вспоминается преподавательница физики Вакурова Валентина Васильевна, которая не только умело, вела уроки, но и старалась заинтересовать учеников более глубоким изучением физики, привлекая наиболее способных к участию в городских олимпиадах по предмету.
Энтузиастом своего предмета можно по праву считать учительницу литературы и русского языка Сандалову Агриппину Михайловну. Она научила не только любить русскую классическую литературу, но и привила умение содержательно и лаконично излагать мысли в сочинениях на литературные и общественные темы. Эта подготовка сыграла для всех учеников решающую роль при написании сочинения по литературе на выпускном экзамене в 10 классе. Можно сказать и больше: это была школа правильного изложения мыслей в последующие годы жизни.
Учительница математики, одновременно директор школы Ершова Серафима Михайловна для всей школы была непререкаемым авторитетом. Изучение математики она считала важным делом, от которого зависит в будущем возможность стать специалистом во многих областях, нужных стране. Ее педагогическое кредо - научить самостоятельно изучать математику и решать трудные задачи.»
В мае 1947 года наступили выпускные экзамены на аттестат зрелости. Центральным в этих экзаменах было написание сочинения с хорошим содержанием и безусловной грамотностью. Экзамен по математике был нетрудным и прошел обыденно. Вспоминается, что был еще экзамен по истории, который не вызвал никаких волнений. ( Приложение 3).
По результатам экзаменов вопрос о присуждении золотой медали Сачкову Володе и серебряной медали Скворцову Энгельсу решался в г.Иванове после отсылки туда экзаменационных и многих других материалов. К радости учителей и самих претендентов вопрос был решен положительно и медали были вручены директором школы. К этому времени оба медалиста окончательно решили поступать на механико-математический факультет Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова. И вот оба абитуриента впервые в Москве в доме № 9 на улице Моховой, где располагался в то время механико-математический факультет МГУ (мехмат). Получили студенческие билеты и были направлены в студенческое общежитие по адресу Стромынка, 32, в районе Преображенской площади.
В комнатах для первокурсников были поселены в каждой по 15-20 человек. В первые месяцы учебы на мехмате в читаемых лекциях высшая математика показалась слишком абстрактной и далекой от того, чем хотелось бы заниматься в будущем. А хотелось бы проектировать новые подводные лодки для военно-морского флота страны.
Встреча с известным математиком и выдающимся педагогом Александром Яковлевичем Хинчиным помогла развеять сомнения, полюбить красоту и изящество абстрактных построений в математике и понять, как применяется математика в жизни страны. Уже к третьему курсу интерес и прилежание позволили стать отличником и получать повышенную стипендию. (Приложение 4).
На пятом курсе А.Я.Хинчин согласился стать научным руководителем Владимира Николаевича дипломной работы "Уточнение неравенства Чебышева". После защиты дипломной работы, сдачи государственных экзаменов в 1952 году было получено направление на работу в военное научно-исследовательское учреждение, занимающееся защитой государственно важной информации, передаваемой по линиям связи.
Теоретической и научно-прикладной основой создания средств такой защиты является наука - криптография, в которой главенствующую роль играют математика, физика и компьютерная техника. (Приложение 5,6,7,8,9).
Пришлось отказаться от предложения А.Я.Хинчина о поступлении под его руководством в аспирантуру МГУ и в 1953 году поступить в очную аспирантуру по месту работы.
После сдачи экзаменов кандидатского минимума, не дожидаясь конца срока аспирантской учебы, Владимир Николаевич начал работу в исследовательском подразделении, где перед аспирантом была поставлена сложная математическая задача в области криптографии. Новые результаты в решении этой задачи легли в основу диссертации на ученую степень кандидата физико-математических наук. Диссертация была подготовлена в 1956 году и успешно защищена в 1957 году. В этот же период была написана и первая научная монография - начало создание курса лекций по дискретной математике для математиков-криптографов, который регулярно читался и совершенствовался в последующие годы. (Приложение 10,11).
Далее начался этап практической деятельности, когда молодому кандидату наук было поручено руководство новой важной разработкой. ( Приложение 12).
Разработка была успешно завершена и в числе других ее руководитель - Владимир Николаевич был награжден первой государственной наградой - орденом Трудового Красного Знамени. (Приложение 13).
Одним из самых плодотворных в части получения новых научных результатов следует считать этап назначения на руководство вновь созданным теоретическим отделом. Наряду со сложной работой по становлению и развитию самого отдела Владимиром Николаевичем были написаны десятки разнообразных статей, в том числе по новым направлениям развития криптографической науки и дискретной математики. Публикации этих статей в печати послужили основой для подготовки диссертации на ученую степень доктора физико-математических наук. Диссертация была представлена в Ученый совет и успешно защищена Владимиром Николаевичем в 1971 году. (Приложение 14,15)
Спустя примерно год, за успешную педагогическую деятельность, включая чтение нового математического курса, научное руководство подготовкой кандидатов наук были присвоены Сачкову Владимиру Николаевичу ученые звания сначала доцента, а затем профессора. ( Приложение 16)
Следующий этап деятельности связан с назначением Владимира Николаевича начальником нового отдела, работа в котором значительно расширила научно-технический диапазон работы и позволила приобрести ему навыки более масштабного руководства большим коллективом квалифицированных сотрудников. Этот этап завершился в 1975 году назначением через несколько должностных ступеней заместителем начальника Главного управления по научной работе. Это была уже генеральская должность. Воинское звание генерала было присвоено несколько позднее. (Приложение 17).
Сложная и многогранная работа на новой должности, тем не менее, позволила найти время для подготовки и публикации в открытой печати двух монографий по комбинаторным методам в дискретной математике, соответственно, в 1977 и 1978 годах. Одновременно с этим в промышленности начался серийный выпуск разработанных ранее принципиально новых средств засекречивания информации. Эта работа в составе группы была отмечена присвоением Владимиру Николаевичу руководителю и некоторым членам звания лауреата Государственной премии.
Математические и криптографические исследования для других завершенных научно-технических разработок были отмечены награждением Сачкова Владимира Николаевича вторым орденом Трудового Красного Знамени. ( Приложение 18)
Вторая половина 70-х годов была отмечена важными событиями: обе дочери Ирина и Алена после окончания средней школы успешно поступили на новый факультет вычислительной математики и кибернетики (ВМК) МГУ.
В 80-х годах Главное управление совместно с промышленностью провело большую работу по перевооружению отечественных линий засекреченной связи новой техникой. Постановлением ЦК КПСС и совета министров СССР в 1985 году Сачкову Владимиру Николаевичу присуждена государственная премия СССР за работу в области специальной связи. ( Приложение 19)
Признанием вклада в эту работу было награждение Сачкова Владимира Николаевича орденом Октябрьской Революции. ( Приложение 20)
Затем была перестройка в государстве и реорганизация в учреждениях, работающих в области защиты информации, передаваемой по линиям связи. Во вновь созданной организации было предложено Сачкову Владимиру Николаевичу возглавить Главное управление безопасности связи. ( Приложение 21)
В этот период экономических сложностей была необходима консолидация квалифицированных научных сил в области криптографии. Десять ученых, включая членов Российской Академии наук, стали основателями Академии криптографии Российской Федерации. Академия криптографии существует с 1992 года и ежегодно проводит более 100 научно-исследовательских работ.
Важное место в этих работах занимают исследования по вероятностным и комбинаторным методам в дискретной математике. Статьи и монографии Сачкова В.Н. по этой тематике стали известны не только в России, но и в Англии, Франции, Германии, США, Китае. В частности, математики Тринити колледж Кембриджского университета Англии предложили приехать и сделать доклад по его монографиям, изданным в России в 1977 и 78 годах. После доклада Кембридж принял решение о переводе обеих монографий на английский язык в серии "Энциклопедия математики е ее приложений" под редакцией профессора Рота. В настоящее время Кембриджское издательство готовит второе издание этих монографий.
В конце 90-х годов совместно с профессором Таракановым В.Е. была подготовлена монография по комбинаторике неотрицательных матриц, изданная с некоторым опозданием в 2000 году. Эта монография была замечена математиками Американского математического общества, переведена на английский язык и издана в серии "Математические монографии".
После ухода в отставку с должности начальника Главного управления Сачков Владимир Николаевич был избран вице-президентом Академии криптографии Российской Федерации. Работа на этом посту была отмечена сначала присвоением звания "Заслуженный деятель науки Российской Федерации", а затем несколько позднее награждением Орденом Почета. (Приложение 22).
В 2002 году в МГУ совместно с Академией криптографии была проведена конференция "Московский университет и развитие криптографии в России". В связи с этим В.Н.Сачкову присвоено звание "Почетный выпускник Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова» и орден Почета (Приложение 23).
В 2009 году состоялось награждение Сачкова Владимира Николаевича высоким орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени. ( Приложение 24)
В настоящее время Сачков Владимир Николаевич работает вице-президентом Академии криптографии совмещая с рядом других обязанностей, таких как:
- член Научного Совета при Совете Безопасности Российской Федерации;
- председатель специализированного совета Высшей Аттестационной комиссии по защите диссертаций на ученые степени кандидата и доктора наук;
- главный редактор журнала "Математические вопросы криптографии", издаваемого Академией криптографии с Математическим институтом им. В.А.Стеклова Российской Академии Наук;
- чтение лекций, подготовка к изданию "Курса лекций по комбинаторному анализу" и задачника, продолжающих и развивающих содержание второго издания учебного пособия "Введение в комбинаторные методы дискретной математики";
- организация совместно с Московским университетом регулярных конференций по математическим вопросам криптографии;
- участие в проведении Олимпиад школьников по математике и криптографии в качестве Председателя Оргкомитета. ( Приложение 25)
В редкие промежутки между исполнением этих обязанностей Сачков Владимир Николаевич встречается со своим внуком Митей и внучкой Сашей. Летом - пешие прогулки и работа на даче, зимой - ходьба на лыжах по лесу. ( Приложение 26).
Свою работу я хочу закончить словами:
«Надо память хранить непременно о тех,
кто и вправду достоин, сей чести!»
Сергей Запольский
Список источников:
Ёжикина Радость
Мороз и заяц
Вода может клеить?
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца