Как используется геометрия в архитектуре. Презентация.
Вложение | Размер |
---|---|
kak_ispolzuetsya_geometriya_v_arkhitekture_-_kopiya.pptx | 1.72 МБ |
Слайд 1
Как используется геометрия в архитектуре Подготовил ученик 8 «А» класса Дмитриенко СергейСлайд 2
Цель: Выяснить какая связь между геометрией и архитектурой.
Слайд 3
Вопросы: 1)Какие геометрические фигуры используют в архитектуре? 2)Какие теоремы из геометрии используют в архитектуре?
Слайд 4
Геометрические фигуры в архитектуре Ни один из видов искусств так тесно не связан с геометрией как архитектура. Восторженные слова, настоящий гимн геометрии, провозгласил знаменитый архитектурный реформатор Ле Корбюзье. «Окружающий нас мир – это мир геометрии чистой, истинной, безупречной в наших глазах. Все вокруг – геометрия. Никогда мы не видим так ясно таких форм, как круг, прямоугольник, угол, цилиндр, гипар , выполненных с такой тщательностью и так уверенно». Ле Корбюзье считал геометрию тем замечательным инструментом, который позволяет установить порядок в пространстве. Фигуры, которые он упоминает, являются теми математическими моделями (как он говорит, «представителями чистой геометрии»), на базе которых строятся архитектурные формы. Среди названий геометрических фигур, которые приводит архитектор, есть только одна, которая не знакома нам из курса математики. Это гипар .
Слайд 6
Гиперболический параболоид (называемый в строительстве « гипар ») — один из видов параболоида, седловая поверхность , описываемая в прямоугольной системе координат уравнением вида: Также гиперболический параболоид может быть образован движением параболы, ветви которой направлены вниз, по параболе, ветви которой направлены вверх, при условии, что первая парабола соприкасается с вершиной второй . Гиперболический параболоид является линейчатой поверхность. Гиперболический параболоид часто используется в архитектуре, в виде поверхности потолка.
Слайд 7
На фотографии представлен Национальный музей Zayed , рассоложенный на острове Саадият ( Абу-Даби ), который является памятником и мемориалом покойного шейха Заида бен Султана Аль Нахайяна , основателя и президента Абу-Даби . Крыша данного здания представляет собой гиперболический параболоид удлинённой формы.
Слайд 8
В архитектуре используются практически все виды геометрических фигур для создания уникальных строений. На этой фотографии изображено здание клуба имени И.В.Русакова в Москве. Это здание построено в 1929 г. по проекту архитектора К.Мельникова. Базовая часть здания представляет собой прямую невыпуклую призму. Призма является невыпуклой, благодаря выступам, которые заполнены вертикальными рядами окон. При этом гигантские нависающие объемы также являются призмами, только выпуклыми.
Слайд 9
Некоторые архитектурные сооружения имеют довольно простую форму. Например, на фотографии, которая помещена слева, изображена башня с часами, которая является обязательным атрибутом любого американского университета. Отвлекаясь от некоторых деталей, можно сказать, что она имеет форму прямой четырехугольной призмы, которую еще называют прямоугольным параллелепипедом.
Слайд 10
Геометрическая форма сооружения настолько важна, что бывают случаи, когда в имени или названии здания закрепляются названия геометрических фигур. Так, здание военного ведомства США носит название Пентагон, что означает пятиугольник. Связано это с тем, что, если посмотреть на это здание с большой высоты, то оно действительно будет иметь вид пятиугольника. На самом деле только контуры этого здания представляют пятиугольник. Само же оно имеет форму многогранника.
Слайд 11
В названии усыпальниц египетских фараонов тоже используется название пространственной геометрической фигуры – пирамиды (например, Пирамида Хеопса).
Слайд 12
Но чаще всего в архитектурном сооружении сочетаются различные геометрические фигуры. Например, в Спасской башне Московского кремля в основании можно увидеть прямой параллелепипед, переходящий в средней части в фигуру, приближающуюся к цилиндру, завершается же она пирамидой. Конечно, можно говорить о соответствии архитектурных форм указанным геометрическим только приближенно, отвлекаясь от мелких деталей.
Слайд 13
При более детальном рассмотрении и изучении деталей можно увидеть: круги – циферблаты курантов; шар – основание для крепления рубиновой звезды; полукруги – арки одного из рядов бойниц на фасаде башни и т.д. Таким образом, можно говорить о пространственных геометрических фигурах, которые служат основой сооружения в целом или отдельных его частей, а также плоских фигурах, которые обнаруживаются на фасадах зданий. Нужно сказать, что у архитекторов есть излюбленные детали, которые являются основными составляющими многих сооружений. Они имеют обычно определенную геометрическую форму. Например, колонны это цилиндры, купола – полусфера или просто часть сферы, ограниченная плоскостью, шпили – либо пирамиды, либо конусы. У архитекторов различных эпох были и свои излюбленные детали, которые отражали определенные комбинации геометрических форм.
Слайд 14
На фотографии церковь Ильи Пророка в Ярославле. Она была построена в середине XVII века. При ее создании зодчие использовали как шатровые покрытия, так и купола в виде луковок. Например,зодчие Древней Руси часто использовали для куполов церквей и колоколен так называемые шатровые покрытия. Это покрытия в виде четырехгранной или многогранной пирамиды. Такое покрытие, например, имеет церковь Вознесения в селе Коломенское. Другой излюбленной формой древнерусского стиля являются купола в форме луковки. Луковка представляет собой часть сферы, плавно переходящую и завершающуюся конусом.
Слайд 15
Рассмотрим еще один яркий архитектурный стиль – средневековая готика. Готические сооружения были устремлены ввысь, поражали величественностью, г л авным образом за счет высоты. И в их формах также широко использовались пирамиды и конусы, которые соответствовали общей идее – стремлению вверх. Характерными деталями для готических сооружений являются стрельчатые арки порталов, высокие стрельчатые окна, закрытые цветными витражами. Какие геометрические фигуры позволяли построить стрельчатую арку? В отличие от циркульной арки, которая представляла полуокружность, стрельчатая была образована из двух дуг одной окружности, которые сходились в одной точке. Ни рисунке 13 схематическое изображения стрельчатой (справа) и циркульной (слева) арок.
Слайд 16
Наконец, обратимся к геометрическим формам в современной архитектуре. Во-первых, в архитектурном стиле «Хай. Тек», где вся конструкция открыта для обозрения. Здесь мы можем видеть геометрию линий, которые идут параллельно или пересекаются, образуя ажурное пространство сооружения. Примером, своеобразной прародительницей этого стиля может служить Эйфелева башня.
Слайд 17
Симметрия – царица архитектурного совершенства Всем хорошо знакомо слово симметрия. Наверное, когда вы его произносите, то вспоминаете бабочку или клиновый лист, в которых мысленно можно провести прямую ось и части, которые будут расположены по разные стороны от этой прямой, будут практически одинаковыми. Это представление – правильное. Но это только один из видов симметрии, которую изучает математика, так называемая осевая симметрия. Кроме того, существует более общее понятие симметрии. Рассматривая симметрию в архитектуре, нас будет интересовать геометрическая симметрия – симметрия формы как соразмерность частей целого. Кроме зеркальной симметрии рассматривается центральная или поворотная симметрия. В этом случае переход частей в новое положение и образование исходной фигуры происходит при повороте этой фигуры на определенный угол вокруг точки, которая обычно называется центром поворота. Отсюда и приведенные выше названия указанного вида симметрии. Поворотная симметрия рассматривалась в примере с пятиконечной звездой. Поворотная симметрия может рассматриваться и в пространстве. Куб при повороте вокруг точки пересечения его диагоналей на угол 90º в плоскости, параллельной любой грани, перейдет в себя. Поэтому можно сказать, что куб является фигурой центрально симметричной или обладающей поворотной симметрией.
Слайд 18
Соблюдение симметрии является первым правилом архитектора при проектировании любого сооружения. Стоит только посмотреть на великолепное произведение А.Н.Воронихина Казанский собор в Санкт-Петербурге, чтобы убедиться в этом.
Слайд 19
Нашвиллский Парфенон- ещё одно архитектурное сооружение, соблюдающее симметрию.
Слайд 20
Человек различает окружающие его предметы по форме. Интерес к форме какого-либо предмета может быть продиктован жизненной необходимостью, а может быть вызван красотой формы. Форма, в основе построения которой лежат сочетание симметрии и золотого сечения, способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии. Целое всегда состоит из частей, части разной величины находятся в определенном отношении друг к другу и к целому. Принцип золотого сечения – высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе. Еще в эпоху Возрождения художники открыли, что любая картина имеет определенные точки, невольно приковывающие наше внимание, так называемые зрительные центры. При этом абсолютно неважно, какой формат имеет картина - горизонтальный или вертикальный. Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости.
Слайд 22
Болгарский журнал “Отечество” (№10, 1983 г.) опубликовал статью Цветана Цекова-Карандаша “О втором золотом сечении”, которое вытекает из основного сечения и дает другое отношение 44 : 56.Такая пропорция обнаружена в архитектуре, а также имеет место при построении композиций изображений удлиненного горизонтального формата.
Слайд 23
Спасибо за внимание!
Денис-изобретатель (отрывок)
Пока бьют часы
Рисуем "Осенний дождь"
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Лиса Лариска и белка Ленка