Наша страна готовится к 70-летию Победы. Этот день занимает особое место среди отмечаемых праздников в нашей стране.
На уроках истории, литературы и географии мы изучали историю нашей Родины. Немало времени уделяли изучению материала, связанного с Великой Отечественной войной. И только чуть-чуть коснулись темы «Мои земляки годы Великой Отечественной войны». Нас заинтересовала данная тема, и мы взяли ее для своей работы. Хотелось больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы мы почти ничего не знаем. Этим было продиктовано наше желание узнать от живых свидетелей того времени о жизни народа в годы Великой Отечественной войны, познакомить со своими исследованиями как можно больше людей. В этом заключается практическое значение нашей работы.
Нам интересно было читать книги о Великой Отечественной войне. Они захватывают душу, защемляют сердце, становится даже страшно, что такое происходило всего 68 лет тому назад на нашей Родине. И когда читаешь, наворачиваются слезы. После чтения этих книг, газет мы почувствовали благодарность поколению ветеранов, которых осталось уже немного, благодарность к тем, кто отстоял родину и свободу в тылу и на фронтах от иноземных захватчиков.
Цель работы: доказать через изучение литературы, через воспоминания живых свидетелей военных лет, что судьба каждого человека есть отражение судьбы страны.
При выборе методов исследования использовали встречи и беседы с ветеранами Великой Отечественной войны, изучали художественную и научную литературу.
Вложение | Размер |
---|---|
zhivaya_pamyat.doc | 75.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №24» города Чебоксары Чувашской Республики
Исследовательская работа
«ЖИВАЯ ПАМЯТЬ»
Выполнили:
ученики 9 а класса
МБОУ «СОШ №24»
города Чебоксары
Ильичева Екатерина,
Павлов Дмитрий.
Руководитель:
Ильичёва Н.В.
Содержание
1. Введение.
2. Страшное время войны для чувашского народа.
3. Ветераны войны.
4. Великие труженики.
5. Заключение.
6. Литература.
Если завтра война, если враг нападет,
Если темная сила нагрянет, -
Как один человек, весь советский народ
За свободную Родину встанет!
Введение
Наша страна готовится к 70-летию Победы. Этот день занимает особое место среди отмечаемых праздников в нашей стране.
На уроках истории, литературы и географии мы изучали историю нашей Родины. Немало времени уделяли изучению материала, связанного с Великой Отечественной войной. И только чуть-чуть коснулись темы «Мои земляки годы Великой Отечественной войны». Нас заинтересовала данная тема, и мы взяли ее для своей работы. Хотелось больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы мы почти ничего не знаем. Этим было продиктовано наше желание узнать от живых свидетелей того времени о жизни народа в годы Великой Отечественной войны, познакомить со своими исследованиями как можно больше людей. В этом заключается практическое значение нашей работы.
Нам интересно было читать книги о Великой Отечественной войне. Они захватывают душу, защемляют сердце, становится даже страшно, что такое происходило всего 68 лет тому назад на нашей Родине. И когда читаешь, наворачиваются слезы. После чтения этих книг, газет мы почувствовали благодарность поколению ветеранов, которых осталось уже немного, благодарность к тем, кто отстоял родину и свободу в тылу и на фронтах от иноземных захватчиков.
Цель работы: доказать через изучение литературы, через воспоминания живых свидетелей военных лет, что судьба каждого человека есть отражение судьбы страны.
При выборе методов исследования использовали встречи и беседы с ветеранами Великой Отечественной войны, изучали художественную и научную литературу.
Исходя из выше изложенного определились этапы работы:
1. Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны и их родственниками.
2. Изучение литературы и периодической печати.
3. В семейном архиве найти свидетельства участия в Великой Отечественной войне.
4. Оформление работы.
Для достижения цели были поставлены задачи:
1. Изучить условия жизни народа в военные годы (из литературных источников и бесед) и в настоящее время.
2. Показать, как отразилась война на судьбах ветеранов, узнать, какую цену заплатил каждый из них, приближая победу.
Гипотеза: Мы предполагаем, что наша деятельность даст возможность пополнить информацию, и повысит мотивацию к изучению исторических фактов.
В ходе работы мы познакомился с ветеранами Великой Отечественной войны. Встречаясь с ними, мы отметили нежелание некоторых из них вспоминать о тех страшных годах. Объясняют они это тем, что вспоминать это тяжело и больно. Они как бы заново переживают то время. Ведь многие из них потеряли на войне своих самых родных и близких людей, вся их жизнь изменилась, перевернулась.
Самое главное мы поняли, что все уходит в историю. Страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к прошлой войне в воспоминаниях живых свидетелей того времени.
Нам нужно отыскать имена солдат, которые не запечатлены на киноплёнках и страницах книг, надо положить красный, как кровь, тёплый, как любящее сердце, цветок там, где перестаёт биться сердце неизвестного героя.
Нам предстоит взять в руки эстафету, мы в ответе за будущее страны, именно нам завещано беречь этот мир, мы являемся наследниками Победы!»
В русском национальном сознании наследники – это продолжатели рода: те, кто идёт по следам отцов, сохраняя традиции и обычаи своих предков, передавая их духовный и социальный опыт следующим поколениям.
Чтобы стать достойными наследниками Великой Победы, достойной сменой поколению – победителю, нужно любить Отечество, чтить его историю, быть готовым защитить то, что досталось дорогой ценой, помнить о подвиге народа, сберечь эту память – сберечь по призыву сердца, совести и долга.
Страшное время войны для чувашского народа.
22 июня... Когда листок календаря с этим числом, невольно вспоминается уже далекий 1941 год, быть может, самый трагический, но и самый героический не только в Советской, но и многовековой истории нашего Отечества. Кровь и боль, горечь потерь и поражений, гибель родных, людей, героическое сопротивление и горестный плен, самоотверженный, до изнеможения труд в тылу и, наконец, первая победа над страшным врагом - все это было в 1941 году. Тяжелые годы 1941-1945 гг. Весь народ - и стар, и млад, встали на защиту своей Родины.
Невелика Чувашия. Однако значителен вклад чувашского народа в борьбу с фашистскими захватчиками.
За годы войны на фронт ушли более 208 тысяч жителей Чувашии, лучшие сыновья и дочери – пятая часть населения республики.
Во всех этих сражениях, больших и малых, как начального периода войны, так и завершающих, на территории стран Европы, включая Германию, в одном ряду с воинами других народов и национальностей страны сражались и уроженцы Чувашии. Где бы ни шла схватка с врагом, всюду среди сражающихся были наши земляки. В 1941, отступая от границы и при этом, оказавшись в окружении, многие, объединившись в партизанские отряды, повели борьбу с врагом в его тылу.
Война не обошла стороной ни один населенный пункт республики – она принесла тяжелую боль утраты в каждую вторую семью. Число потерь составляет более 100 тысяч человек – это на республику с территорией 18,3 тыс. кв. км.
За годы Великой Отечественной войны военными и другими органами нашей республики было подготовлено более 75,5 тысячи бойцов, в том числе 13658 снайперов, минометчиков, пулеметчиков, истребителей танков, многие из которых также пали смертью храбрых на поле боя. Только в 1942-1943 годах в женских комсомольско-молодежных подразделениях было подготовлено свыше 11,5 тысяч телефонисток, радисток и других специалистов для фронта. Более тысячи медсестер и около двух тысяч сандружинник подготовили районные и городские комитеты Общества Красного Креста.
В годы войны в Чувашии действовало 17 эвакогоспиталей, из них 10 – с начала июля 1941 года. За время их работы в них залечили свои раны и снова встали в строй сотни бойцов. Но были и такие, которые умирали в тех госпиталях.
Трудящиеся Чувашии оказывали фронту и другую помощь. На территории республики за годы войны было сформировано несколько стрелковых дивизий. В сформированной в 1941 году 324-й стрелковой дивизии более четверти состава было призвано из нашей республики. Дивизия участвовала в разгроме гитлеровских полчищ под Москвой, с боями дошла до Кенигсберга.
Труженики Чувашии за годы войны в фонд обороны и на строительство боевой техники внесли 115,6 млн рублей, приобрели государственных займов на 502 млн рублей.
Чувашией было принято 70,5 тысячи человек, прибывших из Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии, Эстонии, Ленинградской, Смоленской и некоторых других областей.
54 тысячи фронтовиков отмечены боевыми орденами и медалями . 71 воин Чувашии удостоен (и 19 из них – посмертно) звания Героя Советского Союза, причем 51 из них был в возрасте до 28 лет. 16 воинов Чувашии – полные кавалеры ордена Славы. Медалью “За взятие Берлина” награжден 3261 человек.
Высоко оценен и труд тех, кто трудился в тылу – более 400 передовиков промышленности, транспорта и сельского хозяйства были удостоены орденов и медалей Советского Союза, более 120 тысяч человек награждены медалью “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.”.
Советские люди хорошо понимали, что фронту нужны огромные людские и материальные ресурсы. Поэтому каждый стремился работать за двоих, невзирая ни на какие трудности.
В колхозах в 1941-1942 годах было выработано почти столько же трудодней, сколько в 1940 году, при сокращении числа трудоспособных почти вдвое.
Мы гордимся, что наши земляки делали все, что могли для победы в тылу и на фронте.
Ветераны войны.
Тысячи воинов и командиров, уроженцев Чувашии, героически сражались на всех фронтах Великой Отечественной войны. Среди защитников Брестской крепости героически сражались воины и офицеры из Чувашии: А.Никифоров, М.Уткин, Ф.Храмов, И.Родионов и другие.
В ноябре 1941 года высокого звания Героя Советского Союза был удостоен Б.М.Васильев, который, совершив более ста боевых вылетов в воздушных боях, сбил девять немецких самолетов. Под Москвой героически отстаивали столицу наши земляки в составе 324 стрелковой дивизии. Под Москвой отличилась также танковая бригада В.П.Винокурова. Другой земляк, А.М.Осипов, в 1941 году повторил бессмертный подвиг Николая Гастелло, направив объятый пламенем самолет на вражеский корабль.
Многие наши земляки героически сражались в битвах под Сталинградом. Среди них Герои Советского Союза А.В.Кочетов, Л.М.Сапожников.
Немало наших земляков сражались на подступах к Ленинграду и в самом Ленинграде. Широко известно о легендарном подвиге командира пулеметной роты Ивана Васильевича Смирнова, о летчике Н.Зарубине.
В развернувшемся историческом сражении под Курском и Орлом тысячи воинов - наших земляков отличились в бою. Геройски сражался двадцатилетний лейтенант, танкист Яков Сульдин, которому впоследствии посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Подробнее мы хотим рассказать о нашем земляке, который воевал на фронте. Дмитрий Герасимович родился в 1907 году в деревне Визи – Кассы Цивильского района Чувашской Республики в семье крестьянина, по национальности – чуваш. Еще до поступления в школу он научился читать и писать, хорошо знал таблицу умножения. Окончил среднюю школу. После окончания педагогического училища работал учителем в школе. Молодой студент педагогического училища, Герасимов Дмитрий Герасимович, мечтал работать в школе. Он с нетерпением ждал окончания учебы.
Школы Чувашской АССР, как и все школы нашей страны, вступили в 1941-1942 учебный год в условиях жестокой войны. В таких суровых реалиях перед учителями стояли задачи организовать бесперебойную работу всех школ, охватить обучением всех детей школьного возраста, усилить педагогический надзор за детьми, заботу об их здоровье, материальном обеспечении, широко вовлекать учащихся в общественно-практическую деятельность и производственный труд, направленный на укрепление обороны страны и разгром врага.
Эти вопросы широко обсуждались на августовских районных совещаниях учителей 25 августа 1941 года. Кроме того, школы Чувашии должны были принять эвакуированных из прифронтовых областей детей, обучить учащихся правилам противовоздушной и противохимической обороны, усилить военно-физкультурную подготовку, дать необходимые знания по сельскому хозяйству.
22 июня 1941 года прервалась мирная жизнь страны, началась Великая Отечественная война, которая длилась 1418 дней. Тысяча четыреста восемнадцать дней и ночей наш народ ковал Победу на фронте и в тылу. Уходили на фронт и учителя – мужчины. Только 18 марта 1942 года из Цивильского района ушло на фронт 60 учителей. Среди них был и Дмитрий Герасимович. Провожать его вышла вся деревня – любящая жена и два маленьких сына, женщины и дети.
Не было ни одного фронта, где бы ни сражались учителя Цивильского района: оборона Москвы, блокадный Ленинград, Сталинградская эпопея, битва на Курской дуге, форсирование Днепра, освобождение Польши, Румынии, Чехословакии, Венгрии, Австрии и, наконец, штурм и взятие Берлина. Почти каждый второй учитель, участвовавший в войне, сложил голову на поле брани ради Победы, ради жизни на земле.
Герасимов Дмитрий Герасимович, прошел через все невзгоды и тяготы этой войны. Бережно хранятся его ордена и медали. Для нас он настоящий герой. Он, вместе с другими воинами, с богатырским бесстрашием освобождал города, очищал от гитлеровцев нашу Родину и дошел до Кенигсберга. Семья Дмитрия Герасимовича очень редко получала письма с фронта. Он не мог писать много - писал в промежутках между боями, но как, же много сказано в этих скупых, недосказанных строчках. И о тепле родного дома, которым нужно дорожить, и о том, что если уж погибать, то с честью – в бою, и о защите Родины, как естественном долге, перед которым отступает все остальное.
Каждая скупая строчка с той войны – бесценная реликвия. Сберечь каждое письмо, каждый фотоснимок военных лет – задача огромной важности. От этого во многом зависит, будут ли наши потомки знать правду о Великой Отечественной войне.
Вернувшись в родное село, Дмитрий Герасимович начал работать в родной школе учителем математики, также преподавал физику и черчение. Классы, где работал Дмитрий Герасимович были всегда дружные, спаянные, отзывчивые на общее дело. Много было у него учеников, и в каждого он вложил частичку своего добра. И они платили ему тем же.
Всегда подтянутый и элегантный. Строгий, требовательный, но в то же время общительный и открытый для учеников. Уроки он проводил на высоком профессиональном уровне, ребята очень любили эти уроки и безропотно выполняли довольно сложные домашние задания. Все, кто поступал в технические вузы, вспоминали его с благодарностью, так как писать шрифты, и делать чертежи им было легко, и не приходилось начинать с нуля.
В 1947 г. без особого труда выдержал приемные экзамены и был зачислен на физико-математический факультет Чувашского государственного педагогического института в Чебоксарах.
За добросовестную работу по обучению и воспитанию подрастающего поколения Указом Президиума Верховного Совета Чувашской АССР от 5 декабря 1979 года награждена Почетной грамотой, а также медалью «Ветеран труда», Почетными грамотами Министерства просвещения РСФСР, Министерства просвещения Чувашской АССР.
Великие труженики.
Началась война, и все мужчины ушли на фронт…
Огромные трудности пришлось преодолеть в годы войны сельскому хозяйству. В колхозах намного уменьшилось количество рабочей силы, опытных руководящих кадров, а также резко сократилось количество лошадей, тракторов и автомашин, ухудшилось снабжение горюче-смазочными материалами, прекратился завоз сельскохозяйственной техники и запасных частей к ней. Колхозное крестьянство проявило массовый трудовой героизм. Во время полевых работ они трудились от зари до зари, а нередко и в ночное время, оставляя на отдых лишь по 3-4 часа в сутки. Учащиеся школ трудились наравне с взрослыми, принимали участие во всех сельскохозяйственных работах. Для вспашки земли и транспортировки грузов использовался крупный рогатый скот вместо лошадей и автомобилей, которые большей частью были отправлены на фронт.
Положение в сельском хозяйстве осложнялось тем, что в первые же месяцы войны около 100 тысяч колхозников ушли на фронт. Колхозники с честью выдержали суровые испытания. Кроме выполнения сельскохозяйственных работ, они еще привлекались к сооружению полевых аэродромов, дорог, оборонительных сооружений. Так, в течение ноября 1941г., января 1942 года в трескучие морозы в земляных работах по созданию линии обороны на берегах Суры ежедневно участвовало от 35 до 110 тысяч колхозников и было вынуто вручную около 5 млн. кубометров грунта.
Ветераны того времени единодушно отмечают небывалый трудовой энтузиазм, безотказность, высокую ответственность людей за порученное дело. Какой это был героический труд - в лютые морозы, изнемогая от холода, голода и усталости.
В разном возрасте в с. Икково встретили и переживали войну. Самым младшим труженикам тыла было около 8-9 лет.
Нам бы очень хотелось рассказать о замечательном человеке, который помогал фронту. Это Орлова Анастасия Давыдовна.
Орлова Анастасия Давыдовна родилась 17 января 1918 года в с. Икково Чебоксарского района. Росла Анастасия Давыдовна в многодетной семье. В 1926 году пошла в первый класс. Икковскую школу окончила в 1933 году – 7 классов.
Икковская школа Чебоксарского района является одной из первых школ на территории Чувашии и сыграла немалую роль в развитии Чувашской национальной культуры.
Тесно связаны со школой такие имена, как чувашский просветитель И.Я.Яковлев, поэт Н.В. Шубоссинни (Васильев), Ф.П.Павлов и многие другие. Их слава – слава школы. Школа старается сохранить добрые традиции, заложенные предшествующими поколениями.
Школа в селе Икково была открыта в ноябре 1861 года.
В 1868 году в Иккове открыта земская начальная школа, где преподавание велось, как и раньше, на русском языке.
1887 году земская школа была реорганизована в одноклассное училище Министерства народного просвещения.
В 1896-1900 г.г. при непосредственном участии И.Я.Яковлева было построено новое здание школы.
Занятия в ней начались в октября 1901 года. Это здание неплохо сохранилось до наших дней.
В 1933 году АНАСТАСИЯ ДАВЫДОВНА поступила в Цивильский педагогический техникум, а в 1936 году окончила.
С первых же дней войны учителя во главе с Анастасией Давыдовной и учащиеся приняли активное участие в строительстве оборонительных сооружений, участвовали в противовоздушной обороне, уборке урожая в колхозах и совхозах, в сборе металлического лома, лекарственных растений, в оказании помощи раненым в госпиталях, в шефстве над семьями фронтовиков и т. п. Школы развернули широкую общественно полезную работу.
Труд сельских тружеников позволил бесперебойно снабжать фронт хлебом, овощами, картофелем, мясом, маслом, а промышленность необходимым сырьем. Посевная площадь колхозов за годы войны увеличилась на 4387 га, а урожайность колхозных полей в среднем составляла 11,8 центнера с гектара.
Анастасия Давыдовна встретила красивого парня Герасимова Дмитрия Герасимовича, с которым навсегда связала свою судьбу. С мужем – Дмитрием Герасимовичем Анастасия Давыдовна воспитали двух замечательных сыновей. Старший сын закончил Казанский авиационный институт, младший – Чебоксарский электромеханический техникум.
Анастасия Давыдовна была по-настоящему счастлива, потому что она нашла себя в любимом деле, не скупясь, делилась с другими тем, что знала.
Именно труд учителя, нелегкий самоотверженный труд, давал ей удовлетворение, приносил радость и давал силы для преодоления
Заключение
Используя различные методы исследования, обобщая полученные результаты, мы пришли к выводу, что в этой страшной войне русский народ стал победителем и освободителем и свой большой вклад в дело победы внесли не только те, кто воевали, но и те, кто несли трудовую вахту. Если бы случилось иначе, никто не знает, пришлось бы нам жить сейчас? Какой бы была земля, и какие бы были государства и их границы? Пока есть жизнь на земле, есть и память. Нам о войне рассказали ветераны, мы расскажем своим детям, наши дети своим. Рождаются и умирают люди. И поколение сменяет поколение. Только память о тех, кто уже не придёт, останется в нас, и будет передаваться от сердца к сердцу. Всегда. Ведь главное не повторять ошибок прошлого. Главное быть достойными памяти павших.
Сколько матерей не дождались своих сыновей! Сколько жен не дождались своих мужей! Сколько сирот осталось на нашей Земле!.. То было тяжелое для нашей Родины время.
Путь к победе был тяжелым и долгим. Она досталась ценой огромных жертв и материальных потерь. Во имя победы погибло 20 миллионов наших соотечественников. Советский народ проявил массовый героизм на фронте и в тылу.
Мы сделали вывод, что последствия войны простираются далеко во времени, они живут в семьях и их преданиях, в памяти наших отцов, матерей, они переходят к детям и внукам, они в воспоминаниях их. Война живет в памяти всего народа.
Мир не должен забывать ужасы войны, разруху, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших ее людей. Бороться за мир - обязанность живущих на земле, поэтому одной из важнейших тем нашего времени является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне.
Наше поколение о войне знает в основном из уроков истории, литературы. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Мы с уважением относимся к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняемся перед ними. Нам есть чему у них поучиться.
Собирая материал для этой работы, мы встречался с ветеранами и с их родственниками, и никто не отказывался нас принять и выслушать. Наши земляки тоже совершали подвиг во имя Победы над врагом. Они трудились в своей далекой от фронта деревне, помогая солдатам, чем могли. Сейчас это пожилые люди, живущие рядом с нами. Вспоминают трудные военные годы со слезами на глазах. А ведь пройдет некоторое время, и этих живых свидетелей не будет. Поэтому я считаю, их нужно окружить особой заботой, любовью и вниманием.
Мы в своей работе стремились понять и почувствовать подвиги тех, кто в страшные годы войны совершали подвиг «не ради славы, а ради жизни на земле».
Литература
1. Академия наук СССР. Институт истории СССР. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны. Издательство М., «Наука», 1978.
2. Акаткин В., Таганов Л. Была война. М., «Детская литература», 1984.
3. Алещенко Н.М. Во имя победы. М., «Просвещение», 1985.
4. Подвиг тыла. Издательство политической литературы, М. 1970.
Сверчок
Кто должен измениться?
Снеговик
Волшебные звуки ноктюрна
Девятая загадочная планета Солнечной системы