В проекте исследуются уровень физического развития учащихся по различным показателям и экологические факторы, влияющие на здоровье школьников.
Слайд 1
Автор работы: Белашов Богдан, ученик 10 класса Перемиловской МСОШ Шуйского района Ивановской области Руководитель: учитель биологии и географии Шальнова И.Г. 2014 год Экологический проект «Что влияет на здоровье школьников? »Слайд 2
Гипотеза: может ли здоровье школьников зависеть от экологических факторов? Цели исследования: 1. Изучить состояние здоровья учащихся 6, 8, 9 классов по результатам данных медицинского осмотра; 2. Определить уровень физического развития учащихся 9 класса по различным показателям; 3. Провести мониторинг состояния здоровья учащихся в исследуемых классах за 2 года. Определить экологические факторы, влияющие на здоровье школьников Задачи исследования : 1)Изучить литературу по выбранной теме 1) Изучить и описать уровень физического развития (состояния) школьников по конкретным показателям. Объект исследования: учащиеся 6, 8, 9 класса школы Предмет исследования: физическое развитие и здоровье школьников; экологические факторы (Методики) 1) Измерение антропометрических показателей: вес, рост, окружность грудной клетки (ОГК); определение физического развития (индекс Пинье ) 2) Анкетирование: тест для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья (методика Н.К. Смирнова); анкета «Визуальное восприятие кабинетов»
Слайд 3
Эксперты ВОЗ в 80-х годах XX века определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре производные. Впоследствии эти выводы были принципиально подтверждены и применительно к нашей стране следующим образом (в скобках данные ВОЗ): генетические факторы — 15-20% (20%) состояние окружающей среды — 20 — 25% (20%) медицинское обеспечение — 10-15% (7 — 8%) условия и образ жизни людей — 50 — 55% (53 — 52%)
Слайд 4
Что такое «школьные болезни?» Состояние здоровья детей и подростков, обучающихся в школах, является актуальной проблемой современности. Снижается число вполне здоровых детей и возрастает количество детей, страдающих хронической патологией и инвалидов . Интенсификация учебного процесса, неполноценное питание приводит к тому, что за время учебы большая часть детей из групп риска переходят в III, IV группы здоровья. Факторы, влияющие на здоровье и продолжительность жизни человека Состояние здоровья ребенка оказывает существенное воздействие на его поведение, антропометрические показатели, подверженность сердечнососудистым заболеваниям, возникновение психических расстройств и смертность.
Слайд 5
Исследование состояния здоровья учащихся 6, 8, 9 классов ( по данным медицинского осмотра) 6 класс 8 класс 9 класс 30% учащихся имеют нарушения опорно-двигательной системы; 27% (другие) – это нарушение зрения, ФСШ; 13% - нервная система; 7% - эндокринная система; 20% - здоровы 49% (другие) – астма, пиелонефрит, ринит; 25% - нарушения опорно-двигательной системы; 13% - нарушения функций нервной и эндокринной систем; здоровых учащихся практически нет 35% учащихся имеют нарушения опорно-двигательной системы; 27% (другие) – это нарушение зрения, ринит, тубинфицированы; 13% - нарушения эндокринной и нервной систем; 7% здоровы Высокий процент учащихся имеющих нарушения опорно-двигательной системы
Слайд 6
Исследование №1 «Определение гармоничности телосложения» Измерение роста учащихся при помощи ростомера. Определение массы тела с помощью медицинских весов Исследование №2 «Определение типа конституции» Определение типа конституции группы детей по индексу физического развития (индекс Пинье ) по формуле: ИП = L – ( P + T ), где L – длина тела, см, Р – масса тела, кг., Т – окружность грудной клетки 2. Определение типа телосложения группы учащихся, использование классификации М.В. Черноруцкого : А) ИП > 30 – гипостеник (астенический тип); Б) ИП < 10 – гиперстеник (пикнический тип); В) ИП = 10-30 – нормостеник (атлетический)
Слайд 7
Исследование №3 «Оценивание росто-весового соотношения» 1. Измерение роста с помощью ростомера, см 2. Определение массы при помощи медицинских весов, кг 3. Расчет по формуле: Д.М. (для юноши) (0,71 × Рост) 57, 98 Д.М. (для девушки) (0,62 × Рост) 48, 92 (Д.М. – должная масса) Сравнение полученной величины с реально измеренной массой (Р.М.) Если наблюдается расхождение между Р.М. и Д.М. более, чем на 15% в ту или иную сторону, тогда данные показатели относятся к группе риска. В таком случае речь будет идти или о недоборе веса или об избыточном весе По результатам исследований 46% учащихся находятся в «зоне риска» ( имеют недостаток или избыток веса)
Слайд 8
Динамика изменения показателей здоровья за 2 года Название 6 класс 2011-2012г 7 класс 2012-2013г 8 класс 2011-2012 г 9 класс 2012-2013г 9 класс 2011-2012 г 10 класс 2012-2013г Опорно-двигательная система 30% 30% 25% 23% 35% 46% Нервная система 13% 15% 15% 23% 13% 30% Эндокринная система 7% 15% 13% 23% 13% 0% Другие системы органов 30% 25% 18% 30% 26% 15% Здоровые 20% 15% 0% 15% 11% 9%
Слайд 9
Определение факторов риска ухудшения здоровья школьников Для определения факторов риска ухудшения здоровья школьников использовалась методика Н. К. Смирнова. Тест-анкета заполнялась каждым учеником самостоятельно. Выводы по результатам тестирования следующие: 59% учащихся набрали 6 баллов; 31% - от 7 до 8 баллов. Благополучным считается результат, составляющий 6-11 баллов. «Зона риска» - более 12 баллов. 100 % из опрошенных школьников знают как надо беречь и сохранять свое здоровье
Слайд 10
Может ли визуальная среда, влиять на степень успеваемости по предмету? Выдвигаемая гипотеза : может ли оформление школьных кабинетов оказывать влияние на эмоциональное, психическое состояние школьников, влиять на показатели успеваемости учащихся?
Слайд 11
Влияние экологических и социальных факторов на здоровье школьников Здоровье школьника определяется условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе Исследование визуального восприятия школьных кабинетов Критерии Кабинет технологии Кабинет физики Кабинет биологии Кабинет литературы Кабинет русского языка Кабинет истории Привлекательность 19% 13% 20% 13% 17% 18% Освещение 18,5% 18% 17,5% 12% 15% 19% Удобство 17% 15% 19% 16% 15% 19% Цветовая гамма 19% 15% 18% 15% 15% 18% Средний показатель визуального восприятия 18,37% 15,25% 18,62% 14% 15,5% 18,25% Показатели уровня успеваемости учащихся в сводную таблицу не вносились
Слайд 12
Три школьных кабинета (технология, биология, история) являются наиболее визуально привлекательными для учащихся ; Наименьшую визуальную привлекательность имеет кабинет литературы; 3) Состояние школьных кабинетов по отдельным показателям не совсем соответствует требованиям; 4) Неблагоприятная визуальная среда школьных кабинетов может оказывать влияние на психическое состояние учащихся
Слайд 13
Визуальную среду школьных кабинетов можно изменить! Пополнить коллекцию комнатных растений; Изменить освещенность; Поддерживать чистоту; В дизайне кабинетов использовать декоративные элементы
Слайд 14
Здоровье школьников зависит от следующих факторов: 1)Высокий объем учебных и внеучебных нагрузок; 2)Интенсификация процесса обучения; 3)Дефицит времени для усвоения информации; 4) Низкая двигательная активность ; 5)Недостаточная адекватность современной системы гигиенического обучения и воспитания по формированию у детей и подростков умений и навыков здорового образа жизни (ЗОЖ); 6)Сознательного и ответственного отношения к своему здоровью
Слайд 15
«Будьте здоровы!»
Воздух - музыкант
Снегири и коты
Сказка "Узнай-зеркала"
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Проказы старухи-зимы