В реферате представлена связь математики с нотной грамотностью. Показана метапредметность "царицы" наук.
Вложение | Размер |
---|---|
notnaya_gramota_v_matematike.docx | 46.71 КБ |
Министерство образования и науки РФ
Департамент образования администрации г.Братска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
Реферативная работа
по математике
«Зарождение музыки в математике»
Подготовили:
Григорьева Анастасия, 6а класс
Веселова Елена, 6а класс
Руководитель работы:
Долгих Елена Викторовна, учитель математики
Братск, 2013
Введение
Математика и музыка – два школьных предмета, два полюса человеческой культуры. Слушая, музыку мы попадаем в волшебный мир звуков и открываем в неё совершенство, простоту и гармонию. Решая математические задачи, мы погружаемся в строгое пространство чисел. И не задумываемся о том, что мир звуков и пространство чисел издавна тесно связаны друг с другом.
Если попробовать определенным образом переложить ноты на числа, будет ли наблюдаться в этом числовом ряду закономерность? Если такая связь существует, то можно предположить обратное, что ряд чисел имеет свое музыкальное звучание. Как эти закономерности проявлялись?
Цель: установить взаимосвязь нотной грамоты и математики.
Задачи:
1.Выяснить, были ли в истории попытки связать музыку с математикой.
2.Установить связи между музыкой и цифрами. Рассмотреть примеры подтверждения.
1.История связи музыки с математикой.
Дробь в математике - форма представления математических величин с помощью операции деления нецелых чисел, или долей. В простейшем случае - числовая дробь -отношение двух чисел.
Обыкновенные дроби появились из жизненных потребностей человека. Дениска, герой рассказов В. Драгунского, задал однажды приятелю Мишке задачу: как разделить два яблока на троих? И когда Мишка, наконец, сдался, торжествующе объявил ответ: "Сварить компот!".
Мишка с Денисом еще не знали дробей и твердо знали, что 2 на 3 не делится. Собственно говоря, "сварить компот" - это действия с дробями. «Порежем яблоки на кусочки и будем количество этих кусочков складывать и вычитать, умножать и делить -кто нам мешает?» ... Нам важно только помнить, сколько мелких кусочков составляют целое яблоко...
Математика – царица наук, тесным образом перекликается с музыкой.
Музыка и ее первый звук родились одновременно с творением мира, как утверждали древние мудрецы.
В своих трудах ученые много раз делали попытки представить музыку как математическую модель. Приведем, к примеру, одну из цитат из работы Леонарда Эйлера "Диссертация о звуке", написанная в 1727 году. "Моей конечной целью в этом труде было то, что я стремился представить музыку как часть математики и вывести в надлежащем порядке из правильных оснований всё, что может сделать приятным объединение и смешивание звуков"
Свое отношение к математике и музыки ученые высказывали в своих личных переписках.
Так, к примеру, Лейбниц в письме Гольдбаху пишет: "Музыка есть скрытое арифметическое упражнение души, не умеющей считать". На что Гольдбах ему отвечает: "Музыка - это проявление скрытой математики".
Однако, одним из первых, кто попытался выразить красоту музыки с помощью чисел, был Пифагор. Он создал свою школу мудрости, положив в ее основу два предмета - музыку и математику. Музыка воспринималась наряду с арифметикой, геометрией и астрономией как научная дисциплина, а не как практическое занятие искусством.
Пифагор считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков и что оба этих занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга. Он был не только философом, но и математиком и теоретиком музыки. Родился Пифагор около 570 лет до нашей эры на острове Самосее.
Известно, что пифагорейцы пользовались специальными мелодиями против ярости и гнева. Они проводили занятия математикой под музыку, так как заметили, что она благотворно влияет на интеллект.
Пифагор учился музыке в Египте и сделал ее предметом науки в Италии. Одним из достижений Пифагора и его последователей в математической теории музыки был разработанный ими «Пифагоров строй». Новая технология использовалась для настройки популярного в то время инструмента – лиры.
Тем не менее, «Пифагоров строй» был несовершенен, как и древнегреческая арифметика. Расстояние между соседними звуками «Пифагорова строя» неодинаковые. Он – неравномерный. Чтобы сыграть мелодию, от какой- либо другой ноты, лиру каждый раз нужно перенастраивать.
Дроби сыграли определяющую роль в музыке.
Ноты отличаются по длительности их звучания.
Они бывают целые, половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые.
Самая "длинная" нота - целая. Ее обозначают знаком -. С точки зрения математики целую ноту можно принять за единицу (1).
Нота вдвое короче называется половинной и обозначается (тянется: раз-и-два-и.). Половинной ноте соответствует дробь 1/2.
Нота, которая еще в два раза короче (тянется: раз-и). Это четвертная 1/4.
Восьмая нота имеет еще меньшую длительность , (тянется: раз (или "и")) — восьмая 1/8.
Самая короткая нота шестнадцатая - шестнадцатая 1/16.
Когда мы слушаем музыку, то можем заметить, что звуки тянутся неодинаково: есть звуки, которые играются очень быстро (как будто строчит пулемёт, т.е. каждый отдельный звук очень короткий по времени). А есть звуки, которые, наоборот, тянутся очень долго (это часто бывает в конце песен). Вот для того, чтобы музыкант знал, сколько должна тянуться каждая нота, и решили по-разному обозначать длительности нот. Любая нота: "до, ре, ми, фа, соль, ля, си" - может быть и целой, и половинной, и четвертной и восьмой и т.д.
2. Практическая работа
«Музыкальные вопросы»
Научиться сравнивать дроби, которые означают музыкальные длительности не сложно. Длительность ноты напрямую связана с её математическим выражением
1) и Ответ: > (первая звучит дольше второй)
2) и Ответ: < 1 (вторая нота звучит вполовину дольше
чем первая)
3) и Ответ: < (вторая нота звучит дольше звучания первой ноты.
+ +=
Ответ: + + = = 1 , нотная запись верна.
+= +++
одной ноты не хватает.
Для того, чтобы равенство считалось верным, найдите недостающую ноту
Ответ: поскольку + = + + +, в нотной записи не хватает справа ноты длительностью , т.е знака
Вывод : Прикладная, практическая значимость связи математики и музыки очевидна. Средствами математики(обыкновенными дробями) устанавливаются закономерности в музыке. Язык музыки становится логичным, стройным и упорядоченным.
Мы хотим продолжить исследование этой темы и узнать другие сочетания музыки и математики. Например, можно ли дату рождения человека, переложив на нотный язык, определить способен ли этот человек сочинять музыку? Его отношение к музыке, творчеству? .
Используемые источники
1. Размышления, воспоминания, дневники. Избр. ст. Письма к родителям, М., 1975
(со ст. Я.И.Мильштейна: Г. Г. Нейгауз и его литературное наследие).
2. Жмудь Л. Я. Пифагор и его школа М.: Наука, 1990, 192с.
3. Шарапкина Е. П. Гармония математики и музыки/П.Е.Шарапкина.//Университетские чтения 2006г.
6. http://www.wikipedia.org/3 Интернет ресурс: http://ru.wikibooks.org/wiki
7. Интернет ресурс: Letopisi.ru Проект «Музыкальная математика»
8. http://www.piano – notes.net/
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Именинный пирог
Сила слова
Развешиваем детские рисунки дома
Как я избавился от обидчивости