Есть понятие в русской истории, которое не перешло в XX и XXI века, навсегда оставшись во временах Пушкина и Лермонтова, в эпоху кавалергардов, балов, стихов. Это - дуэль. Поединок не столько с соперником, оскорбителем, но и во многом с судьбой, с роком, и почти всегда - с властью, с государством. Идеология дуэли обязательно подразумевала понятие чести, достоинства, а эти человеческие качества в наше время трансформировались. В советское время на место личной чести встала идея верности Родине, Отечеству, сегодня более, пожалуй, распространена идея приоритета индивидуальности, ценности отдельной личности. Но были и другие времена, и часто в наше вполне рациональное время возникает ностальгия по эпохе, когда понятия Чести, честного слова, достоинства были дороже человеку всех других ценностей. Дуэль в России как крайняя форма отстаивания своего достоинства, как максимальное проявление человека в сфере духа, всегда привлекала внимание и историков, и исследователей нравственной истории нашей страны. Не оставила эта тема и нас равнодушными.
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_duel.doc | 379.5 КБ |
Есть понятие в русской истории, которое не перешло в XX и XXI века, навсегда оставшись во временах Пушкина и Лермонтова, в эпоху кавалергардов, балов, стихов. Это - дуэль. Поединок не столько с соперником, оскорбителем, но и во многом с судьбой, с роком, и почти всегда - с властью, с государством. Идеология дуэли обязательно подразумевала понятие чести, достоинства, а эти человеческие качества в наше время трансформировались. В советское время на место личной чести встала идея верности Родине, Отечеству, сегодня более, пожалуй, распространена идея приоритета индивидуальности, ценности отдельной личности. Но были и другие времена, и часто в наше вполне рациональное время возникает ностальгия по эпохе, когда понятия Чести, честного слова, достоинства были дороже человеку всех других ценностей. Дуэль в России как крайняя форма отстаивания своего достоинства, как максимальное проявление человека в сфере духа, всегда привлекала внимание и историков, и исследователей нравственной истории нашей страны. Не оставила эта тема и нас равнодушными.
Актуальность.
Эпизоды дуэлей является яркими страницами произведений русской классической литературы, авторы уделяют большое внимание дуэльным поединкам и героям, участвовавшим в них.
Актуальность темы обусловлена тем, что учащиеся часто плохо знают обычаи, традиции страны в прошлом, потому и не могут разобраться в том или ином произведени Цель.
Сравнить нравственные подходы к защите чести во времена А.С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и в наши дни.
Гипотеза.
В XXI веке честь является меньшей ценностью, чем жизнь, поэтому русская дуэль прекратила своё существование.
Из истории русской дуэли.
Предположительно первой дуэлью в России можно считать поединок, состоявшийся в 1666 году в Москве между двумя наемными иностранными офицерами — шотландцем Патриком Гордоном (впоследствии петровским генералом) и англичанином майором Монтгомери. Но в то время в среду русских этот обычай еще не проник. Тем не менее единичные прецеденты заставили царевну Софью в указе от 25 октября 1682 года, разрешившем всем служилым людям Московского государства носить личное оружие, оговорить запрет на поединки.
Петр Великий, энергично насаждая в России европейские обычаи, поспешил предупредить распространение дуэлей жестокими законами против них. «Уложение Шереметева» (1702 год) жестоко карает даже за вызов на дуэль, «Краткий артикул» (1706 год) наказывает смертной казнью за поединок, не имевший трагических последствий.. Борьба Петра Великого с поединками дала неплохие результаты. Однако с ростом влияния на русскую жизнь иностранцев при Анне Иоанновне и с оглядкой на французскую моду при Елизавете Петровне поединки учащаются.
Екатерина II выпускает «Манифест о поединках». Правда, уже после четверти века своего правления. Он действовал долго, сохраняя свою силу до издания Свода Законов (1832 год) и Свода Военных ппостановлений (1839 год). Манифест признавал дуэли чужестранным для России насаждением. Вызов и выход на дуэли навлекали на виновных, «яко ослушников закону», уплату штрафа («бесчестья») судье, «суд коего они презрели». Обидчик же, начавший поединок и обнаживший шпагу, «яко нарушитель мира и спокойствия», подвергался пожизненной ссылке в Сибирь.
А вот как высказывался император Николай I: «Я ненавижу дуэль. Это — варварство. На мой взгляд, в ней нет ничего рыцарского. Герцог Веллингтон уничтожил её в английской армии и хорошо сделал.» На 40-е и 50-е годы 19 века падает расцвет, своеобразный культ дуэлей в России.
Дуэли постепенно все более проникали в среду дворянской молодежи. И причиной здесь был не столько «дух буйной молодости», в чем неодобрительно корили детей законопослушные отцы, сколько формировавшееся чувство чести и личного достоинства, складывавшееся постепенно, с развитием образования и сословного воспитания, и усиливавшееся с каждым новым поколением. Дворянская молодежь, по-прежнему верная присяге-и престолу, не допускала при этом вмешательства государства в дела чести. Позднее эту формулу емко и сжато выразил генерал Корнилов в своем жизненном кредо: «Душа — Богу, сердце — женщине, долг — Отечеству, честь — никому».
И в начале нашего столетия дуэли были в России довольно частым явлением. Известный политический деятель— лидер «Союза 17 октября» А. И. Гучков дрался на дуэли 'не раз, стяжав даже славу бретера (хотя сам был отнюдь не дворянского происхождения). Илья Эренбург в своих воспоминаниях «Люди, годы, жизнь» описывает дуэль между двумя известными поэтами — Николаем Гумилевым и Максимилианом Волошиным — в предреволюционные годы, поводом к которой послужил один из розыгрышей, на которые Волошин был большой мастер; в ходе поединка Волошин выстрелил в воздух, а Гумилев, считавший себя оскорбленным, промахнулся.
Но вернёмся к популярности дуэли, в чём причина. Русское дворянство органично впитало идею чести. Дворянин «из человека с оружием» превратился «в человека чести». Дворянин, лишившийся чести, в глазах общества становился изгоем в государстве. Серьёзным инструментом для восстановления чести являлась дуэль
Дуэль — строго регламентированный дуэльным кодексом поединок между двумя людьми, цель которого — удовлетворить желание одного из дуэлянтов ответить за нанесенное его чести оскорбление с соблюдением максимально честных и равных условий боя.
Цель дуэли — удовлетворение поруганной чести;
Участников дуэли только двое, то есть оскорбленный и его обидчик;
Средство дуэли — смертоносное оружие;
Наличие установленных обычаем условий дуэли, обязательных к строгому соблюдению.
По дуэльному кодексу:
Дуэли в первой половине XIX века
Русский дворянин XVIII - начала XIX века жил и действовал под влиянием двух противоположных регуляторов общественного поведения. Как верноподданный, слуга государства, он подчинялся приказу. Психологическим стимулом подчинения был страх перед карой, настигающей ослушника. Но в то же время, как дворянин, человек сословия, которое одновременно было и социально господствующей корпорацией, и культурной элитой, он подчинялся законам чести. Психологическим стимулом подчинения здесь выступает стыд.
Идеал, который создает себе дворянская культура, подразумевает полное изгнание страха и утверждение чести как основного законодателя поведения. В этом смысле значение приобретают занятия, демонстрирующие бесстрашие. Так, например, если «регулярное государство» Петра I еще рассматривает поведение дворянина на войне как служение государственной пользе, а храбрость его - лишь как средство для достижения этой цели, то с позиций чести храбрость превращается в самоцель.
С этих позиций переживает известную реставрацию средневековая рыцарская этика. С подобной точки зрения (своеобразно отразившейся и в «Слове о полку Игореве», и в «Девгениевых деяниях») поведение рыцаря не измеряется поражением или победой, а имеет самодовлеющую ценность. Особенно ярко это проявляется в отношении к дуэли: опасность, сближение лицом к лицу со смертью становятся очищающими средствами, снимающими с человека оскорбление.
Сам оскорбленный должен решить (правильное решение свидетельствует о степени его владения законами чести): является ли бесчестие настолько незначительным, что для его снятия достаточно демонстрации бесстрашия - показа готовности к бою (примирение возможно после вызова и его принятия - принимая вызов, оскорбитель тем самым показывает, что считает противника равным себе и, следовательно, реабилитирует его честь) или знакового изображения боя (примирение происходит после обмена выстрелами или ударами шпаги без каких-либо кровавых намерений с какой-либо стороны). Если оскорбление было более серьезным, таким, которое должно быть смыто кровью, дуэль может закончиться первым ранением (чьим - не играет роли, поскольку честь восстанавливается не нанесением ущерба оскорбителю или местью ему, а фактом пролития крови, в том числе и своей собственной). Наконец, оскорбленный может квалифицировать оскорбление как смертельное, требующее для своего снятия гибели одного из участников ссоры.
Правила дуэли.
В конце XVIII - первой половине XIX века, когда в Европе «дуэльная лихорадка» уже практически прекратилась, в России число дуэлей, напротив, возрастало, несмотря жестокое официальное наказание. Дрались повсюду: в столице и в провинции, на пикниках и в местах расположения полков, защищая честь свою и любимых дам, проливая кровь свою и чужую. Особенно много поединков было в армии. Бывало, устраивали немедленный «раздел» и выходили «в огород». Иногда, что больше было характерно для высшей знати, готовились к дуэли долго и серьезно, после мучительных размышлений приходя к выводу, что нет иного способа отстоять свою честь.
Традиционно дуэль проводилась рано утром, в уединённом месте. В заранее оговорённое время участники должны были прибыть на место. Опоздание более 10-15 минут не допускалось, если один из противников задерживался на большее время, прибывшая сторона получала право покинуть место, при этом опоздавший считался уклонившимся от дуэли, следовательно, обесчещенным.
По прибытии на место обеих сторон секунданты противников подтверждали готовность к дуэли. Распорядитель объявлял последнее предложение к дуэлянтам решить дело извинениями и миром. Если противники отвечали отказом, распорядитель объявлял вслух условия поединка. В дальнейшем до завершения дуэли никто из противников уже не мог вернуться к предложению о примирении. Принесение извинений перед барьером считалось признаком трусости.
В России типичной барьерной дистанцией были 15-20 шагов (примерно 7-10 метров) или меньше, на такой дистанции хороший стрелок даже из неизвестного оружия промахивался редко. При подвижной дуэли в России почти всегда применяли нехарактерное для Западной Европы правило, согласно которому дуэлянт, стреляющий вторым, имел право потребовать, чтобы противник подошёл к барьеру, то есть, фактически, встал в качестве безоружной мишени, давая возможность сопернику подойти на минимальное расстояние, спокойно прицелиться и выстрелить (именно от этого правила происходит известное выражение: «К барьеру!»).
При дуэлях «пистолет ко лбу», «дуло в дуло» или «через платок», практически, избежать смерти одного или обоих дуэлянтов было нереально. Если в Европе обоюдный промах обычно завершал дуэль, и честь участников считалась на том восстановленной, то в России нередко принимались условия боя «до решительного результата», то есть до смерти одного из противников или до момента, когда один из них не потеряет сознание. Если оба соперника выстрелили и никто не был убит или ранен, оружие перезаряжалось и дуэль продолжалась.
Секунданты.
В идеале оскорблённый и оскорбитель до дуэли более не должны встречаться и, тем более, общаться между собой. Для того, чтобы провести приготовления к дуэли и договориться об её условиях, каждый из них приглашает одного или двух своих представителей - секундантов. Секундант выступает в двоякой роли: он обеспечивает организацию дуэли, отстаивая интересы своего подопечного, и является свидетелем происходящего, который своей честью гарантирует, что всё делается в соответствии с традициями и равенство участников нигде не нарушено.
Дуэльные кодексы рекомендовали выбирать секундантов из числа равных по положению людей, не являющихся заинтересованными в исходе дела и ничем не запятнавших свою честь. В соответствии с этими рекомендациями, секундантом нельзя было выбирать близкого родственника, своего или противника, а также одного из тех, кого непосредственно затрагивает нанесённое оскорбление. Дуэлянт должен был во всех подробностях изложить приглашённым секундантам все обстоятельства дела, причём приглашённый, считающий, что обстоятельства не являются достаточно основательными для поединка, имел право отказаться от роли секунданта, ничем не повредив своей чести. Секундантам давались инструкции относительно переговоров о дуэли, и они обязаны были действовать в пределах данных им полномочий. Здесь дуэлянт имел полное право разрешить секундантам действовать либо полностью по своему разумению (в том числе даже разрешить им давать согласие на примирение от своего имени), либо в пределах определённых границ, либо чётко держаться определённых требований. В последнем случае секунданты, фактически, превращались в курьеров, передающих требования доверителя и не имеющих право отступать от них.
В своих переговорах секунданты обсуждали возможность примирения и, если таковое оказывалось недостижимым, организацию дуэли, в первую очередь, те технические детали, которые не определял оскорблённый согласно тяжести оскорбления: вид дуэли (до первой крови, до серьёзного ранения, до смерти одного из участников и так далее), в движении или без, барьерное расстояние, очерёдность стрельбы и так далее. Основной задачей секундантов на этом этапе считалось договориться о таком порядке дуэли, при котором ни одна из сторон не имела бы явного преимущества.
В том случае, если секундантам не удавалось договориться об условиях дуэли между собой, они могли совместно пригласить уважаемого человека выполнить функцию третейского судьи, и в таком случае решение этого приглашённого принималось обеими сторонами без возражений. Для дуэли из числа секундантов избирался распорядитель, которому принадлежала основная роль на месте дуэли. Обычно на дуэль приглашался также врач, для удостоверения тяжести ранений, констатации смерти и оказании безотлагательной помощи раненым.
Но дуэли в России отличались исключительной жесткостью условий неписаных кодексов: дистанция колебалась от 3 до 25 шагов (чаще всего 15 шагов), встречались даже дуэли без секундантов и врачей, один на один, нередко дрались до смертельного исхода, порой стрелялись, стоя поочередно спиной у края пропасти, чтобы в случае попадания противник не остался в живых (вспомним дуэль Печорина и Грушницкого в «Княжне Мэри»). При таких условиях нередко погибали оба противника (как это было в 1825 году на дуэли Новосильцева и Чернова).
Дуэль во всем многообразии своих проявлений запечатлена в русской литературе XIX - начала XX веков. Писатели сосредотачивают свое внимание на психологии дуэлянта, на его преддуэльных размышлениях и переживаниях, на его состоянии и поведении во время поединка; художественные характеристики существенно дополняют документальное знание.
Мы решили узнать, а каких писателей дуэлянтов знают ребята.
Наибольшую известность в России получила четверная дуэль Грибоедова (Четверная дуэль — поединок, в котором после противников стрелялись их секунданты.) из-за балерины Авдотьи Истоминой 24 ноября 1817 года на Волковом поле в Санкт-Петербурге. Противники: Завадовский — Шереметев; секунданты: Грибоедов — Якубович. Два года Истомина была возлюбленной кавалергардского штаб-ротмистра Шереметева. Случилась ссора, и Истомина съехала к своей подруге. 17 ноября начинающий литератор Грибоедов, друживший с Шереметевым, повёз балерину «на чай» к другому своему приятелю, камер-юнкеру графу А. П. Завадовскому, с которым делил квартиру в столице. Балерина задержалась там на два дня. Потом произошло примирение Шереметева и Истоминой, и та во всём призналась. Подстрекаемый А. И. Якубовичем, Шереметев вызвал Завадовского на дуэль. Якубович и Грибоедов также обещали драться. Условия самые жестокие: стреляться с шести шагов.
Первым стрелял Шереметев. Пуля пролетела так близко, что оторвала воротничок сюртука Завадовского. Разъярившийся Завадовский вызвал противника к барьеру и попал ему в живот. Шереметев несколько раз подпрыгнул на месте, потом упал и стал кататься по снегу. Тогда Каверин и сказал ему: «Что, Вася, репка?» (иронически в смысле: «Что? вкусно ли? хороша ли закуска?»). Якубович, специалист по дуэлям, вытащив пулю, протянул её Грибоедову со словами: «Это — для тебя». Из-за трагического исхода схватки первой пары вторая дуэль была отложена. Спустя сутки Шереметев умер.
Вторая дуэль состоялась лишь осенью 1818 года. Якубович был переведён в Тифлис по службе, там же оказался проездом и Грибоедов, направляясь с дипломатической миссией в Персию. Грибоедов выстрелил первым и промахнулся. Якубович прострелил ему ладонь левой руки. Именно по этому ранению удалось впоследствии опознать обезображенный труп Грибоедова, убитого религиозными фанатиками во время разгрома русского посольства в Тегеране.
Пушкин выходил на поединок многократно. Пушкин был дуэлянтом высокого класса и обычно не стрелял первым. Для того чтобы не выстрелить первым, требовалось железное хладнокровие. В последние годы жизни у Пушкина оставался один выход для спасения не только своей чести, но и чести своего творчества - поединок. В основном все знают 3 дуэли Пушкина.
Дуэль с Зубовым.
На поединок с Зубовым Пушкин явился с черешнями и завтракал ими, пока тот стрелял. Зубов стрелял первым и не попал. Пушкин ушел не стреляя, но и не примирившись с Зубовым.
Известна дуэль с Фёдором Толстым (американцем) Дело в том, что, уже оказавшись в ссылке, Пушкин узнал, что граф Федор распространил клевету, будто поэта высекли в Тайной канцелярии. Ответом поначалу послужили резкие выпады против Толстого, сначала в эпиграмме 1820 года:
В жизни мрачной и презренной
Был он долго погружен,
Долго все концы вселенной
Осквернял развратом он.
Но, исправясь понемногу,
Он загладил свой позор,
И теперь он — слава Богу —
Только что картежный вор.
Возвратясь из ссылки, Пушкин вызвал Толстого на дуэль. На дуэльном поле могли сойтись два ярких бретера, впрочем столь разных и по характеру, и по возрасту. Иные уже думали, что Пушкин обречен, потому что Толстой никогда не промахивался. Но мудрые друзья нашли средства помирить их, и поэт охотно сдружился с «картежной шайки атаманом». Более того, когда Пушкин через несколько лет задумает жениться на Наталье Гончаровой, в сваты он выберет именно графа Федора Толстого.
Пожалуй, самая известная среди ребят роковая дуэль с Дантесом. Ревность и унижение чести его жены и собственного достоинства в свете нашли свой выход в поединке с Дантесом. Анонимный пасквиль, полученный Пушкиным по почте 4 ноября 1836 года, был прямым намеком на связь Натали если не с царем, то с Дантесом. Сложные переговоры посредников предотвратили поединок, Дантес неожиданно заявил о своей женитьбе на сестре Натали Екатерине Николаевне.
После свадьбы наглые ухаживания Дантеса за женой Пушкина возобновились, и поэт отправил письмо с грубыми оскорблениями.
27 января (8 февраля) под Петербургом в перелеске близ Комендантской дачи состоялась дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен в живот. Ответным выстрелом Пушкин легко ранил Дантеса в правую руку. Условия дуэли, по настоянию Пушкина, были смертельными и не оставляли шанса уцелеть обоим противникам: барьер отделял врагов едва на десять шагов.
М. Ю. Лермонтов
В 1840 году произошла ссора Лермонтова с сыном французского посланника Эрнестом де Барантом, который обвинил Лермонтова в распространении сплетен о нем. Дуэль между ними состоялась 18 февраля 1840 года в 12 часов дня за Черной речкой. Решено было драться на шпагах до первой крови, а потом перейти на пистолеты. У шпаги Лермонтова переломился конец клинка, а де Барант успел сделать выпад, но поскользнулся и только слегка оцарапал ему грудь. Затем они перешли на пистолеты. Де Барант промахнулся, и тогда Лермонтов выстрелил в сторону. За недонесение о дуэли Лермонтов был отправлен на Кавказ.
Лермонтов заявил, что он отказывается от своего выстрела. Но Мартынов категорически отказался от примирения.
Дуэль состоялась 15 июля 1841 года. Условия дуэли были жестокими: стреляться до 3-х раз при барьерах в 15 шагов. Раз Лермонтов заранее отказался от своего выстрела, то это был не поединок, а убийство. Дуэль началась при грозе и ливне. Лермонтов, не желая стрелять и не трогаясь с места, выстрелил в воздух, а Мартынов, дойдя до барьера, безжалостно расстрелял неподвижного, безоружного Лермонтова. Ни врача, ни повозки не было. Поздно вечером тело поэта перевезли в дом, на другой день его похоронили на Пятигорском кладбище, а позднее по просьбе бабушки Е.А.Арсеньевой перевезли в Тарханы, где его и погребли в фамильном склепе Арсеньевых.
Второй вопрос исследования
Поединок Швабрина и Гринева изображен иронично. Вся сцена выглядит, как пародия на дуэль и на саму идею дуэли.
Я тотчас отправился к Ивану Игнатьичу и застал его с иголкою в руках: по препоручению комендантши он нанизывал грибы для сушенья на зиму. «А, Петр Андреич! — сказал он, увидя меня. — Добро пожаловать! Как это вас бог принес? по какому делу, смею спросить?» Я в коротких словах объяснил ему, что я поссорился с Алексеем Иванычем, а его, Ивана Игнатьича, прошу быть моим секундантом. Иван Игнатьич выслушал меня со вниманием, вытараща на меня свой единственный глаз. «Вы изволите говорить, — сказал он мне, — что хотите Алексея Иваныча заколоть, и желаете, чтоб я при том был свидетелем? Так ли? смею спросить».
— Точно так.
— Помилуйте, Петр Андреич! Что это вы затеяли! Вы с Алексеем Иванычем побранились? Велика беда! Брань на вороту не виснет. Он вас побранил, а вы его выругайте; он вас в рыло, а вы его в ухо, в другое, в третье — и разойдитесь; а мы вас уж помирим. А то: доброе ли дело заколоть своего ближнего, смею спросить? И добро б уж закололи вы его: бог с ним, с Алексеем Иванычем; я и сам до него не охотник. Ну, а если он вас просверлит? На что это будет похоже? Кто будет в дураках, смею спросить?
Рассуждения благоразумного поручика не поколебали меня. Я остался при своем намерении. «Как вам угодно, — сказал Иван Игнатьич, — делайте, как разумеете. Да зачем же мне тут быть свидетелем? К какой стати? Люди дерутся, что за невидальщина, смею спросить? Слава богу, ходил я под шведа и под турку: всего насмотрелся».
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
Дуэль Онегина и Ленского - самый трагичный и самый загадочный эпизод романа. Онегин - в лучшем случае "ученый малый, но педант", однако не хладнокровный убийца и бретер. В романе нет указаний на это. Владимир Ленский - наивный поэт и мечтатель, также не производит впечатления завзятого стрелка. Но трагичный финал нелепого события, пережитый героем романа как драма личного порядка, да, пожалуй, искреннее сожаление автора о гибели "юного поэта" заставляют более внимательно рассмотреть шестую главу романа. В связи с этим возникает два вопроса: во-первых, в чем причина столь странного и порой необъяснимого поведения Евгения Онегина перед дуэлью и во время ее и, во-вторых, почему герой романа, личность независимая и даже дерзкая, признает навязанное ему Зарецким поведение, теряет волю и становится куклой в руках безликого ритуала дуэли Правила дуэли нарушают и Зарецкий, и Онегин. Первый - потому что видит в ней возможность приобрести скандальную известность, второй - чтобы продемонстрировать презрение к истории, в которую он попал против собственной воли и в серьезность которой не верит. Все поведение Онегина на поединке свидетельствует о том, что автор хотел его сделать убийцей поневоле. И для Пушкина, и для его современников, знакомых с дуэлью не понаслышке, было очевидно, что тот, кто желает противнику гибели, не стреляет с ходу, под дулом чужого пистолета с дальней дистанции. Думаю, что едва ли мог способствовать примирению демонстративный выстрел в воздух или в сторону. Скорее это было бы расценено как оскорбление. И потом, известно, что в случае безрезультативной дуэли она перестреливалась до получения первой раны или гибели одного из дуэлянтов. Дуэль в онегинскую эпоху имела строгий ритуал. Люди, участвующие в ней, давали некое представление. Они действовали не по своей воле, подчиняясь установленным правилам. Так случилось, что общество, которое презирал Онегин, все-таки употребило его. Оно оказалось властно над его поступками и душой. Онегин боится показаться смешным, стать темой провинциальных сплетен. Таким образом, его поведение определяется колебаниями между естественными движениями его души, его человеческими чувствами к Ленскому и страхом прослыть шутом и трусом, нарушив условные нормы поведения у барьера.
Вот пистолеты уж блеснули,
Гремит о шомпол молоток.
В граненый ствол уходят пули,
И щелкнул в первый раз курок.
Вот порох струйкой сероватой
На полку сыплется. Зубчатый,
Надежно ввинченный кремень
Взведен еще. За ближний пень
Становится Гильо смущенный.
Плащи бросают два врага.
Зарецкий тридцать два шага
Отмерил с точностью отменной,
Друзей развел по крайний след,
И каждый взял свой пистолет.
«Теперь сходитесь».
Хладнокровно,
Еще не целя, два врага
Походкой твердой, тихо, ровно
Четыре перешли шага,
Четыре смертные ступени.
Свой пистолет тогда Евгений,
Не преставая наступать,
Стал первый тихо подымать.
Вот пять шагов еще ступили,
И Ленский, жмуря левый глаз,
Стал также целить - но как раз
Онегин выстрелил... Пробили
Часы урочные: поэт
Роняет молча пистолет.
Лучше самого Пушкина о дуэли в повести «Выстрел» никто не даст комментария: «Он всегда шутит, графиня, — отвечал ей Сильвио, — однажды дал он мне шутя пощечину, шутя прострелил мне вот эту фуражку, шутя дал сейчас по мне промах; теперь и мне пришла охота пошутить...» С этим словом он хотел в меня прицелиться... при ней! Маша бросилась к его ногам. «Встань, Маша, стыдно! — закричал я в бешенстве; — а вы, сударь, перестанете ли издеваться над бедной женщиной? Будете ли вы стрелять или нет?» — «Не буду, — отвечал Сильвио, — я доволен: я видел твое смятение, твою робость; я заставил тебя выстрелить по мне, с меня довольно. Будешь меня помнить. Предаю тебя твоей совести». Тут он было вышел, но остановился в дверях, оглянулся на простреленную мною картину, выстрелил в нее, почти не целясь, и скрылся.
В поединке Печорина и Грушницкого - Печорин защищает честь Мери, а Грушницкий преследует корыстные цели, решив отомстить Печорину.
Я стал на углу площадки, крепко упершись левой ногою в камень и наклонясь немного наперед, чтобы в случае легкой раны не опрокинуться назад. Грушницкий стал против меня и по данному знаку начал поднимать пистолет. Колена его дрожали. Он целил мне прямо в лоб. Неизъяснимое бешенство закипело в груди моей. Вдруг он опустил дуло пистолета и, побледнев как полотно, повернулся к своему секунданту:
— Не могу,— сказал он глухим голосом.
— Трус! — отвечал капитан.
Выстрел раздался. Пуля оцарапала мне колено. Я невольно сделал несколько шагов вперед, чтоб поскорей удалиться от края.
— Ну, брат Грушницкий, жаль, что промахнулся,— сказал капитан: — теперь твоя очередь, становись! Обними меня прежде: мы уж не увидимся! — Они обнялись; капитан едва мог удержаться от смеха: — Не бойся,— прибавил он, хитро взглянув на Грушницкого,— всё вздор на свете!.. Натура — дура, судьба — индейка, а жизнь — копейка!
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
В общем, Отношение к дуэли в произведениях русских писателей неоднозначно.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» - ироническое изображение дуэли.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» - справедливая дуэль.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин» - «странная» дуэль.
А.С. Пушкин «Выстрел» - необычная дуэль.
Но наступили иные времена. Лучшие представители русской интеллигенции и офицерства с их щепетильными понятиями о личной чести были революцией выброшены за борт, оказались на чужбине. В пролетарском государстве такие понятия, как честь и долг, поначалу вообще были объявлены пережитками эксплуататорского прошлого. На смену дуэлям пришли доносы, понятие государственной пользы затмило все остальное, на смену благородству пришли фанатизм одних и расчетливость других. Правовед Лазарев В.В. сказал: «Сегодня многие в России сходятся на том, что с честью и достоинством у наших граждан, с самых низов и до самых верхов, мягко скажем – проблемы. Если мы признаём, что право на честь и право на достоинство закреплены конституцией, а в реальности, нет ни того ни другого, появляется проблема, как сделать так, чтобы граждане и власть имущие этими ценностями располагали». Может быть, нужно вернуться к дуэли.
Мы решили выяснить, каково отношение населения к дуэли и защите чести сегодня. На диаграммах мы видим результаты опроса людей. В опросе принимали участие две категории респондентов:
Также мы попросили каждого из опрашиваемых проранжировать понятия по мере их значимости для наших современников:
Только 7% учащихся поставили честь на первое место, взрослые – 8%.
Вывод.
Опрос показал, что в наш век жизнь ставится выше чести, но следует отметить, что чувство достоинства и чести большинство опрошенных готовы защищать только гуманным путем, а лучше всего не запятнать свою честь смолоду.
В настоящее время дуэли на шпагах и пистолетах не происходят. Все споры решаются иными способами. Авторы, описывающие поединки предыдущих столетий, смогли донести до нас трагизм дуэлей, несмотря на желание дуэлянтов отстоять честь и достоинство свое или возлюбленной женщины. Но мы считаем, что дуэль не романтична, она принесла много несчастий семьям, сломала судьбы и унесла жизни замечательных людей, которые могли бы в своей жизни сделать много полезного и прекрасного.
Используемая литература.
Томская область
Кожевниковский район, с. Кожевниково
МБОУ «Кожевниковская средняя общеобразовательная школа № 1»
Авторы: Булдакова Анастасия, 9 а класс
Мазурова Александра, 9 а класс
Руководитель: Безвинная Т.А.,
учитель русского языка
и литературы
Именинный пирог
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Четыре художника. Осень
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Несчастный Андрей