Вложение | Размер |
---|---|
karakys_munzuk.docx | 340.55 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ак-Дашская средняя общеобразовательная школа»
Сут-Хольского кожууна Республики Тыва
Тема:
«Мать Кара-кыс Номзатовна»
Выполнила:
Санчай Милиана — 8 кл,
Шуурмакская СОШ,
Руководитель:
Санчай Чочагай Сатовна —
учитель МБОУ Шуурмакской СОШ
с.Ак-Даш
Оглавление:
Введение ….........................................................................................................
Главная часть:.....................................................................................................
1.Биография........................................................................................................
2 Театральные работы…………..........................................................................
3 О семье Мунзук…………………………….......................................................
4.Роль И.Я. Исполнева в жизни Кара-кыс Номзатовны…………………………..
Заключение........................................................................................................
План работы:
Введение
Главная часть:
1. Биография
2. Театральные работы
3. О семье Мунзук
4.Роль И.Я. Исполнева в жизни Кара-кыс Номзатовны
Заключение
Введение
Мне кажется, каждый ребенок, выросший в семье известных людей, ощущает значимость своих родителей и ответственность за них, за свою фамилию не в детстве, а гораздо позднее – говорит Светлана Максимовна Мунзук. Так же и мы воспринимали родителей просто как папу и маму, которые очень сильно нас любили и баловали. Они были замечательными родителями. Они очень ценили дружбу и дорожили своими товарищами. Уже повзрослев и начав анализировать события и отношения в обществе, мы начали понимать значимость фигуры наших родителей, то, что они великие артисты и основатели тувинского театра. Мы чувствовали и чувствуем ответственность не только внутри семьи, а шире – далеко за пределы нашей республики. Вот поэтому мы и создали фонд. Мы обязаны сохранить и передать молодым то, что начали наши родители – нашу культуру. На встречах с молодежью мы всегда рассказываем не только о Мунзуках, а о театральной культуре Тувы в целом. Отпечаток культурной среды оставил след во всех нас – пятерых детях Мунзуков, хотя и не все пошли работать в сферу театра. Наша младшенькая и самая любимая Галчонок – Галина Мунзук – пошла по стопам родителей и стала актрисой. Я много лет, проработав на телевидении, тоже успела поработать и в театре. Была там какое-то время заместителем директора. Проблемы театра меня очень сильно волнуют и по сей день. Так Говорит Светлана Максимовна
Цель работы: изучить творчество великой артистки, сохранить память о жизни и творчестве народной артистки.
Объект работы: жизнь и творчество семьи Мунзук, творчество народной артистки Кара-кыс Номзатовны Мунзук.
Структура работы: работа состоит из введения и четырех частей и заключения.
Мунзук Кара-кыс Номзатовна
Kara-Kys Namzatovna Munzuk Оюн
15 сентября 1918, Чал-Кежик (в будущем - Тандинский район Тувы) - 18 декабря 1995
Тувинская певица и актриса.
Заслуженная артистка РСФСР (2.08.1955).
Народная артистка РСФСР (1.07.1975).
Кавалер ордена «Знак Почета»
Рано стала сиротой. Ее мама Натпит ушла из жизни, когда дочке было два года, а младшему сыну Биче-оолу – шесть месяцев. В семье был еще и старший сын Тунгулак – будущий тувинский доброволец, погибший в 1944 году в боях на Украине.
Отец Номзат из рода оюн отдал малышку на воспитание родственникам.
Так начались скитания Кара-кыс по юртам и аалам, пока она ни попала в рай на земле: таким ей показалась начальная школа в селе Бай-Хаак. Мама рассказывала: «Мы там не только учились, а еще и играли, ели. Школа для меня после всех скитаний была просто райским уголочком».
Девочка очень старалась: училась на «отлично». В школе заметили и ее певческий талант, вместе с одноклассниками Монгальбии и Лаптаном прекрасно исполняла народные песни.
В 1934 году Кара-кыс едет в Кызыл – продолжать учебу. Поступает в Кызылскую объединенную школу на педагогический курс и продолжает петь в художественной самодеятельности. Позже начинает постигать азы театрального искусства.
Артистка Тувинского музыкально-драматического театра.
Муж - народный артист РСФСР Максим Мунзук.
Дочь - заслуженная артистка России Галина Мунзук, была членом Совета Федерации РФ от Тувы.
Кара-Кыс Мунзук - самобытное явление в профессиональном тувинском искусстве. Очень юной, 16-летней девушкой Кара-кыс Оюн была принята в театральную студию при учебном комбинате в Кызыле. А до этого она училась в педагогическом училище и очень хорошо пела, пробовала свои силы на любительской сцене.. У нее оказались и хорошие сценические данные, поэтому Кара-кыс оказалась в театральной студии среди первых 10 одаренных молодых людей, принятых комиссией 10 января 1936 года.
Тоненькая, хрупкая, с виду почти подросток, она пела и в этом была ее привлекательная сила. Красивый звучный голос лился из глубины души, трепетно и чисто, вызывая у слушателей ответную реакцию. Время шло, силы крепли.
В 1939 году ей поручена переводная с русского, сложная роль Любови Яровой в одноименной драме К. Тренева. Первая русская пьеса на тувинском языке. Это была учебная работа, взятая на свой страх и риск.
Галина Мунзук — была актрисой тувинского театра, была депутатом Совета Федерации. Сын Эрес — был художник-декоратором театра, Светлана Мунзук — была режиссером тувинского телевидения, в настоящее время директор фонда «Дерсу Узала». Сын Мерген был командиром экипажа аэрофлота, неоднократно избирался депутатом верховного совета республики. Сын Орлан — инженер автотранспортного цеха Тувинских электрических сетей. Все Мунзуки хорошо играют на пианино, народных музыкальных инструментах, любят петь. Быстро, будто вода в горной реке течет время. В коловороте событий мы не замечаем тех изменений, котроые происходят на наших глазах. Батрак Монгужук не знал слова «артист». Он не мог даже представить, что его сын выучится грамоте, побывает в Японии, Франции, ФРГ, что внук будет летать за штурвалом самолета. Сегодня культуру увы невозможно представить без театральной династии Мунзуков. Всю свою жизнь народные артисты РСФСР Кара-кыс и Максим Мунзуки отдавали детям и творчеству.[1]
В 1994 году объявлен год семьи мира. Эту замечательную семью считали одним из семей мира из Тувы.[2]
Мунзук услышал Кара-Кыс впервые в 1935 году, на одной из репетиций сводного концерта военного оркестра и гражданской талантливой молодежи.
Мунзук рассказывал:
«Скромная и застенчивая, похожая на воробушка, она преображалась на сцене в соловья. Зал замирал, слушая народные песни в ее исполнении. Я же был музыкальным сопровождением ее чарующего голоса и неотступно следовал за нею. Этот голос пленил меня. Я был для певицы старшим братом, просто слушал ее, аккомпанировал и думал о ней. Но жена приревновала меня. В то время был женат на хорошей русской женщине. Её ревность разгоралась все больше и больше. Дело дошло до Центрального комитета ревсомола, подключились, как у нас было принято, другие общественные организации. Меня вызывали, воспитывали. Жить стало невмоготу. Молодой был, горячий. Пошел и расторг брак. И тут же зарегистрировал другой, о котором и не ведала Кара-Кыс. Это было в августе 1935 года. Только потом начал ухаживать за ней».
Начинающая певица пользовалась большим успехом и считалась одной из первых невест республики. Ее голос и обаяние завораживали не только Мунзука, но и многих даргаларов – начальников. В том числе – Салчака Току. Когда Кара-Кыс все же выбрала Мунзука, Тока сказал ему: «Ты совершил большую ошибку». Весьма прозрачный намек.
У Мунзуков – совершенно разные характеры. Кара-Кыс – спокойная, уравновешенная, терпеливая, а Мунзук – резкий, вспыльчивый и упрямый. А вот доброта и мудрость – это у них на двоих. Был у них дружный и уютный дом с большим дубовым столом посередине большой комнаты – зала. Этот стол был центром их семейной жизни. Из рабочего он превращался то в хоккейное поле, то в пороховой склад и цех по изготовлению ракет.
У Максим Монгужуковича были золотые руки, он умел делать все и никогда не ждал благодарности ни от Кара-кыс, ни от детей и от кого-либо других. Вставал очень рано, успевал до работы сделать множество дел по дому и даже порыбачить, чтобы порадовать семью свежей рыбой. Он баловал своих девочек, частенько приносил завтрак прямо в постель. Кара-Кыс свою он по утрам не будил, позволял понежиться, отдохнуть. Он сам кормил детей и отправлял в школу. С гастролей он всегда привозил подарки и клал всем под подушки.
А как он возился с сыновьями – Мергеном, Орланом и Эресом! В свободное время обязательно что-нибудь мастерил вместе с ними. Когда сыновья стали заниматься в авиамодельном и техническом кружках, он и там пропадал с ними. А если им приходилось задерживаться, обязательно приносил поесть.
Сколько было радости в семье, когда братья однажды под новый год принесли сделанную своими руками модель автомобиля «Чайка»! Настоящая «Чайка» в миниатюре: фары светятся, подфарники мигают. Когда приходили гости, папа и мама выключали свет и с гордостью демонстрировали модель.
Увлечение фотографией и кино в семье тоже началось с Мунзука, который старался зафиксировать для истории театральную жизнь. Со временем в доме появилась целая лаборатория. Он сам мастерил необходимые приспособления для проявки кинопленки, своими руками изготовил резак, с помощью которого шестнадцатимиллиметровую кинопленку превращал в восьмимиллиметровую.
Увлечения детей охотой и рыбалкой – это у нас тоже от Максим Монгужуковича. На гастролях они не отставали от него и спозаранку вместе с ним шли на рыбалку. Мунзука не особенно интересовало количество рыб, он учил детей своих радоваться не только удачному клеву, но и красоте утра, плеску воды, лучам солнца, пению птиц.
Удивительное умение Мунзуков заражать всех радостью и увлекательным делом распространялось не только на семью, но и на весь двор дома № 24 по улице Ленина.
В этот новый трехэтажный дом с аркой – в трехкомнатную квартиру № 14 на втором этаже – семья Мунзуков переехала в 1957 году. Сегодня на доме – мемориальная доска: портреты Кара-Кыс Номзатовны и Максима Монгужуковича и надпись о том, что здесь жили Народные артисты РСФСР и Тувинской АССР Кара-Кыс Мунзук и Максим Мунзук, одни из основателей тувинского театрального искусства, собиратели тувинского песенного фольклора.
Мемориальная доска была установлена 15 сентября 2008 года, в день девяностолетия со дня рождения Кара-Кыс Мунзук.
Для каждой квартиры дома полагался еще и сарай. Другие сараи были обычными: в них хранили разную утварь, картошку в погребах. А сарай Мунзуков соседи окрестили Драмсараем. В нем собиралась вся детвора и что-нибудь постоянно мастерили, используя большой запас инструментов. Была эра покорения космоса и дети, конечно же, не могли отстать от нее. Космонавтами были тараканы. Торжественные запуски ракет с тараканами на борту становились яркими событиями для всего двора.
В Драмсарае стоял и магнитофон – вещь, в то время редкая, музыка притягивала окружающих. Самодеятельные концерты состоялись во втором подъезде. Раньше он был проходным – с улицы Ленина можно было пройти во двор, и довольно просторным. Потом дверь с улицы закрыли, а ступеньки остались. На них и сидели зрители, а дворовые артисты играли внизу.
Во дворе дома стоял зелененький «Москвич-401», на котором он катал всю окрестную ребятню, они любя называли его дед Мунзук. Он купил его в 1957 году ради детей, чтобы без проблем брать их с собой на летние гастроли по республике и не загружать театральный транспорт: все же сразу пятеро дополнительных пассажиров.
Тогда это была единственная машина в этом дворе, да и для Кызыла частные авто были редкостью, и тут же нашлись доброжелатели: откуда у простых артистов такие деньжищи? Сообщили куда следует. ОБХСС – отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности, весьма грозная организация того времени, скрупулезно проверила все: когда, у кого куплено, за сколько, источники доходов.
Хищений госсобственности не выявили, все законно: зарплата мужа и жены за три месяца плюс их отпускные. А во время гастролей – жили на положенные в командировках суточные.
Жизнь на колесах начиналась со сборов, в этом действе главным был Максим Монгужукович, который мастерски умел компактно упаковывать все необходимое. А необходимого набиралось изрядно. В момент погрузки Кара-Кыс Номзатовна, смеясь, говорила: надо еще каждому в зубы что-нибудь дать.
Предусмотрительный Мунзук, на первый взгляд, брал на гастроли много ненужных вещей, а на самом деле – ничего лишнего, все пригождалось. Ведь летние гастроли были продолжительными: начинались во второй половине мая и заканчивались в конце августа.
С самого начала и вплоть до начала восьмидесятых годов прошлого века, у зрителей было очень трепетное отношение к артистам. Приезд Тувинского музыкально-драматического театра был важным событием для всех сельских жителей. Люди готовились к приезду артистов, принимали как самых почетных гостей: чай с молоком, постряпушки, свежая баранина. Дети артистов тоже были в центре внимания окрестной ребятни.
А клуб превращался в центр общения и обмена информацией. Порой играли по два спектакля подряд, затем начинался концерт по заявкам сельских зрителей. Особенно часто просили спеть чету Мунзуков и других любимых артистов: Николая Олзей-оола, Дмитрия Дамба-Даржа, Екатерину Кенденбиль, Хургулек Конгар, Александра Лаптана, Владимира Монгалбии, Александра Тавакая. Действо заканчивалось далеко за полночь. Дети артистов тоже не спали, вместе со зрителями заворожено смотрели представления снова и снова. И каждый раз – как в первый раз.
Замечательный голос Кара-Кыс Мунзук высоко ценила Ирма Яунзем, известная в СССР и странах мира собирательница песен разных народов, исполнявшая их на языке оригинала.
Заинтересовавшись тувинским песенным творчеством, Ирма Петровна в 1948 году приехала в Кызыл. Познакомилась с исполнителями, в том числе с Кара-кыс Номзатовной. Услышав в исполнении Кара-кыс народную песню «Бай-ла Хемчиим» захотела включить ее в свой репертуар, но впоследствии написала певице: «Эта красивая песня – только твоя, Кара-Кыс».
Кара-Кыс Номзатовна писала стихи, многие из которых стали песнями: их около пятидесяти. Первый сборник «Мои песни» (Мээн ырларым) вышел в свет в Кызыле в 1968 году – к пятидесятилетию актрисы, второй (Ырым куттулуп кел) – в 1989 году. – «Лейся, песня»
Есть и совместные их издания, над которыми Мунзуки работали, можно сказать, всю жизнь. Это сборник «Тыва улустун ырлары» (Тувинские народные песни) – результат их многолетнего труда. Действительно в этот труд было вложено много сил, они не только переложили песенный фольклор на ноты, обрабатывался текст. А на некоторые народные мелодии, чаще всего на частушки, они сочиняли совершенно новый текст. Так рождались их дуэты и особой популярностью пользовались: «А-шу, декей-оо!», «Саанчы биле комбайнер» (Доярка и комбайнер), «Ажыл-биле эмнедип ал» (Вылечись трудом) и другие.
Собирательством народных песен они занялись практически с самого начала творческого пути, это были поиски репертуара. А затем занятие превратилось в увлечение, а со временем – в серьезную работу. В 1973 году была издана вторая книга под таким же названием. Кроме этого, они были составителями сборника песен Виктора Кок-оола «Байлак чуртум» (Страна моя богатая), и сборника о первом композиторе, музыканте Александре Лаптане.
Репертуар Мунзуки подбирали тщательно и постоянно обновлялся, многие песни исполняли на языке оригинала: русском, хакасском, казахском, киргизком, татарском и других. Песен в их исполнении хватало на несколько полноценных программ. Концертной деятельностью они занимались до конца жизни и на каждом представлении зритель просил исполнить их песни: «Бай-ла Хемчиим» - Кара-кыс Номзатовны, «Хоть седой, а молодой» - Максима Монгужуковича. Максим Монгужукович всегда говорил «судьба подарила мне не только жизнь, она подарила мне счастье иметь детей, семью и подарила возможность общаться с хорошими, добрыми людьми». Действительно, имея такую профессию - «на колесах», Мунзукам приходилось общаться с самыми разными людьми. Встречи со своими зрителями приносили им радость, они любили их и эта любовь была взаимной. Кара-Кыс Номзатовна и Максим Монгужукович были людьми необыкновенно добрыми. Широта их душ покоряла всех. В свою очередь они восхищались и другими, искренне гордились ими.
Приезд Московского режиссера-педагога И.Я. Исполнева в Кызыл в 1940 г. и группы советских специалистов с ним многое значил для подъема профессионального уровня тувинского театра. Кара-кыс, уже носившая фамилию Мунзук, охотно и самозабвенно училась, хотя у нее уже была семья, дети. Годы учебы в театре-училище под руководством И.Исполнева и его товарищей поставили на ноги талантливую актрису. Она легко постигала законы сцены, росла по мастерству актера от одной трудной роли к другой. Исполнев доверял ей роли молодых героинь разного плана: бесстрашная юная разведчица Валя Аношенкова в «Русских людях» К.Симонова, хорошенькая и хитроватая дочь феодала Сержинмаа в «Тонгур-ооле» С.Токи, Любовь Гордеевна в пьесе «Бедность - не порок» А.Островского, Мартина в «Лекаре поневоле» Мольера. И, наконец, Кара в трехактной драме В. Кок-оола «Хайыраан бот» стала высоким взлетом актрисы и ее коронной ролью почти на три десятилетия.
Как вспоминает Дадар Монгуш, актриса, пишущая о театре и его людях - «Эта непередаваемая роль игралась Карой Намзатовной .Мунзук в течение многих лет подряд без перерыва, а затем с перерывом и отдельными фрагментами. Монолог Кара Кара-кыс Мунзук исполнила в юбилейном концерте, посвященном ее 70-летию в 1989г. Исполнила неподражаемо, трепетно, с какими-то новыми нюансами. Значит, она продолжала жить этой ролью почти 55 лет».
Кара-кыс Намзатовна была актрисой разноплановой. Играя во многих спектаклях роли главных героинь, она легко переходила на роли мальчишек, таких как Павлик Морозов или Саша Бутузов из пьесы С.Михалкова «Я хочу домой». Хорошо вживалась она в роли второго плана , и везде актриса была живым интересным человеком, умела раскрыть судьбу своих героинь.
Заключение
Любя пение, К.Мунзук в течение многих лет вместе с мужем М.Мунзуком в поездках по Туве слушали как поют мастера из народа, записывали их песни. Они издали несколько сборников народной тувинский песни. Кроме этого Кара-кыс - поэтесса-лирик, писала стихи, имеет несколько сборников стихов, общественный деятель, была депутатом двух созывов, в течение многих лет она активный внештатный корреспондент тувинских газет.
В своем интервью Светлана Максимовна сказала: Зрителям театра желаю возгореться желанием изменить мир к лучшему, каждый в силу своих возможностей. Чтобы у них был анализ в голове. Чтобы они мотивировались только для добрых, полезных, светлых, перспективных и конкретных дел. Чтобы за всеми их словами были конкретные дела. Преследуя только материальную выгоду, можно достичь успеха, но он будет кратковременным. Высоконравственные люди все равно более успешны. Главное – иметь твердую нравственную основу, чистые мысли и тогда все непременно получится. Этим словам я не только согласна, но я считаю эти слова надо взять под девиз каждый культурный нравственный человек. Вот это воспитание я беру себе примером. Значит мать Кара-кыс Номзатовна - идеальная мама, в котором можно подражать.
Литература:
5. Шын // Максим Мунзук — Дерсу Узала, 2005г, июль 28
6. Эне созу//Мунзуктар. 1994г, сентябрь
Приложения
Я со Светланой Максимовной Мунзук – директором благотворительного фонда «Тропа Дерсу» у нее дома.
Мунзук Светлана Максимовна
Максим Мунзук Монгужукович в роли Дерсу «Дерсу Узала»
Младшая дочь - Галина Максимовна Мунзук
[1] Великий артист из рода оюннаров, Кызыл: 1992, стр.15
[2] Эне созу//Мунзуктар. 1994г, сентябрь
Хитрость Дидоны
Воздух - музыкант
Извержение вулкана
Рисуем кактусы акварелью
Сказка об осеннем ветре