Исследовательская работа "Скорость роста и размножения гигантских африканских улиток ахатин" стала продолжением изучения особенностей жизни беспозвоночных Коновалова Ильи. Первое успешное исследование «Гусеницы и черви – в чём их отличия?» усилило его познавательный интерес к наблюдению животных.
Работа «Скорость роста и размножения гигантских африканских улиток ахатин» состоит из трёх разделов: «Что я узнал об ахатинах из литературы»; «Мои собственные наблюдения»; «Скорость роста и размножения гигантских африканских улиток ахатин». Каждый раздел включает теоретическую и практическую часть.
Работа интересная, познавательная, развивающая. В процессе исследования автор получил не только новые знания и приобрёл практические навыки, но и положительные эмоции от общения с животными.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_akhatiny.doc | 317.5 КБ |
МОУ СОШ №3 г. Алзамая
Исследовательская работа
Скорость роста и размножения гигантских африканских улиток ахатин.
Работа обучающегося 3 «а»
класса МОУ
СОШ №3 г. Алзамая Коновалова Ильи
Руководитель:
Коновалова Н. В.
г. Алзамай.
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
Цели, задачи, и методы работы…………………………………………...3
III. Скорость роста и размножения гигантских африканских улиток ахатин…………………………………………………………………….12
Выводы……………………………………………………………………..12
Заключение ………………………………………………………………….14
Литература……………………………………………………………….......15
Рецензия руководителя работы Коноваловой Н.В………………………..16
Введение
В марте 2008 года моя тетя Надя привезла нам из Иркутского педагогического института двух удивительных сухопутных улиток, которых разводят на кафедре биологии естественно географического факультета. Это гигантские африканские улитки – ахатины. Замечательные моллюски так понравились нам, что по началу мы очень много времени уделяли наблюдениям за их жизнью. Они очень симпатичные, чем-то похожие на коровок – их мордочки с бархатистыми рожками и округлая передняя часть головы напоминают бурёнок. Глаза находятся на стебельках и наклоняются, чтобы рассмотреть корм. А по бархатистой коже кофейного цвета во время движения проходит мягкая волна от мышц ноги.
И мне захотелось узнать, как нужно ухаживать за этими необычными животными, чтобы они быстро росли; как они ведут себя; что любят кушать; как появляются на свет. Так началось моё исследование.
Цели, задачи, и методы работы
Цель работы: изучить скорость роста и размножения гигантских африканских улиток ахатин.
Задачи работы:
Методы работы: наблюдения, изучение литературы и информации Интернет, оборудование аквариумов для содержания моллюсков, уход за животными, фотосъёмка живых объектов, измерения, сравнения, работа с компьютером, составление таблиц по результатам исследований, сравнение показателей, рассказ о результатах исследования.
Ахатины относятся к Брюхоногим моллюскам, группе Стебельчатоглазых. Из опыта содержания африканской улитки натуралиста Юрия Яшина и зоологов Киевского зоопарка Ю.О. Санжака, А.Ю. Ладнова, я узнал, что ахатины населяют Центральную и Юго-Восточную Африку, всеядны, вырастают до 15-17 см. Для содержания африканской улитки необходимо учитывать следующие условия: подбор ёмкости в зависимости от размеров улиток и их количества; поддержание необходимого температурного режима и режима влажности; правильный уход и кормление.
В качестве ёмкостей, в которых содержатся моллюски, используют аквариумы, разные пластиковые садки. Ёмкости должны быть с крышкой и отверстиями для воздуха. В качестве грунта можно использовать дёрн, торф, мох-сфагнум, кокосовую крошку, смесь из дёрна, песка и чернозёма. В домашних условиях подойдет любой тип грунта.
Толщина почвы должна быть 5-6 см. На поверхность земли можно положить коряги, битые горшечные черепки для укрытий. Объём ёмкости: 3л на 10 особей, при длине раковины от края до вершины 1- 4 см; 12 л на 4 особи, при длине раковины от края до вершины 7 - 12 см.
Оптимальными условиями для содержания улиток, являются: температура воздуха +22+27°С и влажность воздуха 70-75%. Нарушение этих двух условий приводит к гибели животных, к впадению животных в состояние анабиоза, длительный (более 3 недель) анабиоз может закончиться их гибелью. Влажность поддерживается с помощью пульверизатора. Объёмы с улитками опрыскиваются по необходимости.
Кормить моллюсков надо по мере поедания кормов, 2-4 раза в неделю: тыква, морковь, яблоки, капуста; учитывая добавки к основному рациону: мел, яичная скорлупа (Фото 1). При исключении из рациона этих кормовых добавок у улиток замедляется рост, раковина становится очень хрупкой, и наблюдается каннибализм – поедание друг друга (особенно у молодых особей).
Фото 1. Аха и Тина.
Половозрелости улитка достигает в возрасте от полугода до 1 года. Для успешного разведения необходимо хотя бы две взрослые особи (для обмена половыми клетками). Ахатины живут до 5 лет, одна улитка может отложить в течение жизни до 5 млрд. яиц.
Гигантская африканская улитка - вид, подобный виноградной улитке, который совмещает в себе вредные и полезные свойства. В лесах Африки, а также в лесах Юго-Восточной Азии, куда теперь завезли этих африканских улиток, они обитают на стволах деревьев. Безобидна и полезна лишь молодь, выполняющая роль ассенизаторов, так как поедает гниющие части растений и экскременты животных. Взрослые особи сильно вредят многим культурным растениям, в первую очередь бананам, цитрусовым. В настоящее время ахатина завезена во многие страны. Ее разводят в террариумах и в садах. В некоторых странах этих улиток едят. В 1977 г. во Францию было ввезено моллюсков на сумму около 3 млн. долларов. Успешному разведению ахатины способствует ее высокая плодовитость и быстрый рост. На островах Новой Каледонии общая биомасса ахатины в 1981 г. в некоторых местах достигала 778 кг/га, а на Гавайских островах ее биомасса достигала 33 т/га.
4 апреля 2008 года мы измерили раковины наших питомцев: диаметр раковин – 3,5 см, длина раковины – 7 см, длина тела (ноги) – 10,5 см и 10,0 см.
Фото 2. Наша «Бурёнка» жуёт травку.
Назвали улиток Аха и Тина (на краю раковины Тины три беловатых полоски). По этим полоскам мы смогли определить скорость роста раковины (Фото 2, 4). Уже 19 апреля полоски, которые были расположены на самом краю раковины, оказались расположенными дальше от края раковины на 5 мм, то есть за 15 дней раковина выросла на 5 мм! Вот это скорость роста! Тогда мне пришла в голову идея провести наблюдение, и узнать до какого размера способна вырасти гигантская африканская улитка ахатина.
Фото 3. Любимое лакомство.
Фото 4. Раковины ахатин имеют слои и полосы разных оттенков.
Но оказалось, что скорость роста зависит и от времени года, а ещё больше – от скорости размножения.
22 апреля, спустя всего лишь 18 дней после первого измерения, длины ноги увеличилась на 2 см и составляла уже 12 см.
12 мая, к нашей радости, я обнаружил первую кладку яиц на дне аквариума, под слоем почвы, на глубине 3-4 см, и с этого времени рост раковины сильно замедлился (Фото 5).
Фото 5. Кладка яиц.
Фото 6. Вид кладки.
В первой кладке было около 100 яиц белого цвета – точно подсчитать трудно, так как яйца были расположены рядами (в три ряда) один на другом (Фото 6).
Диаметр яиц – 3-3,5 мм, длина – 7 мм (Фото 7). Размер кладки - 3,7 см.
Фото 7. Размер яйца.
Через 17 дней 29 мая 2008 года 1/3 часть детёнышей вышла из яиц. Новорожденные ахатинки ещё 9 дней находились под землёй и питались скорлупой яиц, из которых они появились на свет (Фото 8, 9). 7 июня, на девятый день, малыши выбрались на поверхность и начали ползать по аквариуму. При этом они держались плотной группой, так же, как они находились в кладке.
Фото 8. Выход из яиц.
Фото 9. Новорожденные улитки полупрозрачные.
30 июня вторая ахатина закопалась в грунт и отложила яйца второй кладки. Эта кладка была по размеру похожа на первую. На 19 день (19 июля 2008 года) произошел выход из яиц.
Каково было удивление, когда 18 июля мы вновь обнаружили кладку яиц. Кладка №3 была намного меньше первых двух, и яйца были жёлтого цвета (выход из яиц – 9 августа, через 21 день).
Фото 10. Процесс откладывания яиц. Слева – кладка №3 (небольшого размера), справа – процесс откладывания яиц (кладка №4).
Фото 11. Уникальные кадры родов.
29 июля была отложена кладка №4 (19 августа – выход из яиц), а 13 августа - самая большая кладка №5 – в 2 раза больше остальных, с яйцами белого цвета (4-5 сентября молодые улитки начали появляться на свет из яиц) и 3 сентября – кладка №6 (Фото 10,11). На этом процесс деторождения прекратился, и начался декретный отпуск! Улитки стали неактивными. К своим малышам ахатины не проявляли никаких материнских чувств, дети жили сами по себе, без воспитания и поддержки. Первое время они держатся друг около друга, плотной группой, потом начинают общаться со старшими братьями и сестрами (Фото 12).
Фото 12. Улитки разных возрастов в своём доме.
В начале ноября, после усиленного деторождения Аха впала в спячку, закопалась в землю, вход в раковину покрылся плотным перламутровым слоем, дыхательное отверстие сжалось. 13 ноября, беспокоясь о том, что улитка после длительного анабиоза (спячки) может погибнуть, мы вывели её из этого состояния купанием в тёплой воде. Всю зиму улитки были неактивны, ели и росли плохо, размер раковин почти не увеличивался, всё время они проводили под землёй, и ели ночью. Всё-таки африканские улитки, даже в комнатных условиях, не смогли перезимовать в условиях длительного холодного периода. Благоприятные условия для их жизни – 20-30 градусов, этого мы обеспечить всему поголовью не смогли, и началась массовая гибель молодняка.
По результатам наблюдений я составил таблицу.
Таблица №1.
№ кладки | Дата кладки | Выход из яиц | Время созревания | Выход на поверхность | Размер кладки (примерное количество яиц) |
1 | 12.05.2008 | 29.05.2008 | 17 д. | 07.06.2008 | ок.100 |
2 | 30.06.2008 | 19.07.2008 | 19 д. | - | ок.100-120 |
3 | 18.07.2008 | 09.08.2008 | 21 д. | - | в 2 раза меньше |
4 | 29.07.2008 | 19.08.2008 | 22 д. | - | ок. 200-250 |
5 | 13.08.2008 | 4-5.09.2008 | 23 д. | 14.09.2008 | ок. 200-250 |
6 | 03.09.2008 | ок.100-150 | |||
Итого: Количество кладок за сезон - 6 | Интервал между кладками: в среднем - 29 дней. | Средний срок созревания – 20,5 дней. | Количество яиц в кладке, в среднем, 150. |
Выводы.
Таким образом, в течение одного лета численность улиток достигла около тысячи!!! За сезон одна пара улиток сделала 6 кладок, с интервалом в среднем – 29 дней. Скорость созревания яиц в среднем – 20,5 дней. Количество яиц в кладке – около 150.
Я подсчитал, что если в течение года одна пара улиток даёт потомство – 1000 особей, то через год, при благоприятных условиях, их количество будет более 1000 000!
Мы поняли, что таких плодовитых домашних питомцев нам не прокормить! К концу первого лета у нас уже по всему дому были расставлены аквариумы – их уже было 5 штук, но этого было мало для постоянно растущих и размножающихся улиток. Их число уже было невозможно определить, и слишком много времени занимал уход за ними. Их содержание стало нам в тягость и уже не приносило удовольствия! И от скученности малыши стали гибнуть.
Возникла проблема их реализации. Мы начали продавать улиток, затем – дарить, но в нашем маленьком Алзамае, где число жителей – около 7000, пришлось бы подарить едва ли не каждой семье! Мы стали искать в Интернете, как можно использовать улиток в пищу. Но процесс приготовления улиток очень длительный по времени, несколько часов их нужно выдерживать в соли, чтобы удалить слизь, затем много раз промывать проточной водой, вымачивать в уксусе, варить в воде, и после этого около часа тушить в соусе. Но вкусовые качества продукта, несмотря на сложное приготовление, не устраивали нас. Их мясо, со слов мамы, имеет привкус болотной тины, и оценить его достоинство могут только гурманы, к которым мы не относимся. Поэтому мы оставили себе одну улитку, чтобы наблюдать за её ростом, но не позволить ей размножаться.
Так закончился наш эксперимент.
И всё-таки, таких улиток стоит наблюдать, чтобы узнать, какие механизмы в природе защищают от вымирания беззащитные виды. Улитки являются важным звеном в пищевой цепи, ими питаются другие животные тропических лесов (птицы, звери), они являются санитарами леса. Я понял, что несмотря на их питательную ценность их численность в природе не будет уменьшаться за счёт высокой плодовитости.
Заключение.
Я провёл своё исследование за полтора года. Все задачи работы выполнил. Не смог научиться быстро печатать на компьютере, поэтому просил помощи у своего руководителя. Зато сам ухаживал за улитками: кормил, купал, измельчал яичную скорлупу, убирался в аквариумах, фотографировал и редактировал фотографии. Научился оформлять слайды презентации и делать таблицы. Очень много узнал о разведении моллюсков, могу поделиться опытом с тем, кто заинтересовался.
Литература
6. Гигантская африканская улитка. Юрий Яшин. Интернет. Achatina.RU
Рецензия руководителя работы учителя МОУ СОШ №3 г. Алзамая
Коноваловой Натальи Владимировны.
Илья является читателем детской библиотеки в течение 6-х лет. С раннего детства его внимание привлекают книги о животных, о строении человеческого организма, о необычных явлениях природы. Поэтому он начал рано читать самостоятельно. Сейчас - подписчик энциклопедии «В мире дикой природы».
Яркие, красочные издания современных детских энциклопедий побудили интерес к изучению природы и проведению собственных исследований. Будучи очень наблюдательным, он примечает очень важные моменты в жизни животных, замечает изменения, происходящие вокруг. Для того, чтобы фиксировать явления окружающего мира освоил фотоаппарат, с увлечением занимается фотосъёмкой. Работа «Скорость роста и размножения гигантских африканских улиток ахатин» стала продолжением его исследования жизни беспозвоночных. Первое его исследование «Гусеницы и черви – в чём их отличия?», в результате которого из гусениц появились на свет мотыльки, закончилось успешно, что усилило его познавательный интерес к наблюдению животных.
Работа «Скорость роста и размножения гигантских африканских улиток ахатин» состоит из трёх разделов:
Каждый раздел включает теоретическую и практическую часть. Все измерения и наблюдения проводил самостоятельно, в заключении он высчитывал средние показатели, освоив благодаря исследованию, способ вычисления среднего арифметического, что очень важно для третьеклассника.
Чтобы изучить материал, Илья обращался за книгами в детскую библиотеку, работал с натуральными объектами, просил объяснений у взрослых. Его любознательность и привела к созданию такого исследования. Все помогали ему найти ответы на проблемные вопросы. Он сам начал печатать на компьютере результаты, редактировать фотографии, наблюдаемое, но скорость работы на компьютере ещё очень медленная, поэтому он диктовал текст и сам его редактировал, если ему что-то не нравилось, просил изменить написанное так, как он это понимает. Даже если взрослые предлагали написать иначе, он не соглашался. Работа интересная, познавательная, развивающая. Илья в процессе исследования получил новые знания и эмоции, приобрёл практические навыки.
Надеюсь, что исследования Ильи в области естествознания будут продолжаться!
Коновалова Н. В.
В поисках капитана Гранта
Фильм "Золушка"
Рисуем лошадь акварелью
Ворона
Фокус-покус! Раз, два,три!