Данная исследовательская работа посвяшена 700 - летию со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского. На муниципальном этапе заняла 1 место , вышла в финал на региональном уровне.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie.doc | 117 КБ |
Номинация: исследовательские работы.
Название работы:
«Яркие современники Сергия Радонежского:
Московский князь Дмитрий Донской, святой митрополит Алексий.
Переплетение их судеб».
Автор: Анненкова Татьяна Александровна,
Ученица 10 класса,15 лет.
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Красноярская средняя
общеобразовательная школа»
администрации муниципального
образования Киреевский район.
Тульская область
Руководитель: Игнатова Ирина Геннадьевна
- учитель истории и обществознания.
Тел.: 8-950-909-73-78
Оглавление.
Введение.
1. Дмитрий Донской.
2. Митрополит Алексий и Дмитрий Донской.
3. Сергий Радонежский.
4. Митрополит Алексий и Сергий Радонежский.
5. Сергия Радонежский и Дмитрий Донской
Заключение.
Список использованной литературы.
Аннотация.
Процесс образования единого централизованного государства был очень сложным и длительным в истории нашей страны.
Великая страна, которой суждено было стать России, рождала деятелей неординарных и ярких.
Имя московского князя Дмитрия Донского неразрывно связано с именами великих святых Русской церкви – Преподобного Сергия, игумена Радонежского, и святителя Московского Алексия.
Встав во главе русской митрополии в эпоху ослабления Москвы, Алексий взял в свои руки бразды не только церковного, но и гражданского правления. В 1359 году митрополит, становится не только главой государства, но и заменяет девятилетнему Дмитрию отца. Митрополит Алексий подготовил великого князя Дмитрия к его исключительной для Отечества миссии. Он образовал его своей мудростью и любовью и передал в решающий момент духовное руководство своему великому сотаиннику – Преподобному Сергию. Другой светильник православия, Преподобный Сергий, сыгравший в истории страны и её народа не менее выдающуюся роль, стал вдохновителем Дмитрия Донского на главное дело его жизни . Преподобный Сергий крестил двух сыновей великого князя. Сергий поддержал Дмитрия Московского в стремлении бороться с Ордой и благословил его на битву.
Если великий князь Московский Дмитрий Иванович, под руководством которого были разгромлены полчища врагов, стал олицетворением силы и могущества Московской Руси, то игумен Троицкого монастыря Сергий Радонежский стал олицетворением духовной победы над врагами. Будучи духовником московского князя, Сергий Радонежский приобрел значение не только покровителя великокняжеской семьи, но и всей Русской Отчизны.
Исследовательская работа состоит из 26 страниц. Приложение включает в себя 5 страниц (12иллюстраций).
"Русская государственность не погибнет до тех пор, пока у Раки Преподобного будет гореть лампада". В.О. Ключевский.
Введение.
Данная исследовательская работа посвящается 700-летию со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского.
Цель исследования: изучить различные исторические источники, найти информацию, факты, характеризующие переплетение судеб выдающихся деятелей России 14 века: Дмитрия Донского, митрополита Алексия и Сергия Радонежского. Показать их роль в истории Российского государства.
В ходе выполнения исследовательской работы я изучала различную литературу, посвященную данному периоду истории. Мне очень помогла книга «За землю Русскую», которая посвящена 625-летию Куликовской битвы, выпущена по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия 2 . Она содержит в себе древнерусские повести «Задонщина» и «Сказание о мамаевом побоище», замечательный исторический очерк В.М.Понамарева, который дает представление о сложности той эпохи, когда решалась судьба нашего Отечества. Еще одна интересная книга – книга Монаховой И.А.«Основание русского государства» посвящена периоду истории Руси с начала 14 до конца 15 вв, когда происходит превращение небольшого удельного княжества в централизованное государство. Помимо политических событий в книге нашла отражение экономическая и политическая жизнь Руси того времени. Очень интересный материал содержится о Сергии Радонежском и Митрополите Алексии. Обширный материал содержится в научно-популярной энциклопедии «История России с древнейших времен до конца 17 века», составителем которой является кандидат исторических наук С.Ю.Шокарев, а также целый ряд известных историков. Мне очень понравилась газета, выпущенная музеем «Куликово поле» к юбилейной 625-годовщине битвы. В ней есть статья о Сергии Радонежском, которая называется «Игумен земли русской», интересный материал о музее «Куликово поле», о самой битве, о последних находках. Самую красочную и яркую картинку того периода и характеристику взаимоотношений между Сергием Радонежским, Митрополитом Алексием и Дмитрием Донским дает «Житие и чудеса Преподобного Сергия Радонежского». Оно прославляет общественный и духовный подвиг этих людей, причисленных русской православной церковью к лику святых. Известный историк В.И.Ашурков в своей книге «На поле Куликовом» подробно описывает события, происходившие накануне битвы и во время ее, показывает роль Дмитрия Ивановича Донского.
Есть в истории России имена, известные всем. И часто они связаны с переломными, болевыми точками нашей общей судьбы. Такие моменты истории заставляют задуматься о вещах, находящихся обычно на периферии народного сознания, а схожесть проблем, вставших перед растерявшимися потомками, будит уснувшую память. 14 век был очень тяжелым для Руси. Слишком много бед несли нашествия орд Узбека, Мамая, Тохтамыша, Тимура, а также враждебная политика Ольгерда, да и всех литовских князей. Не преодолевшие свою удельность русские князья не могли поставить этому злу надежный заслон. Более того вражда Тверского, Новгородского и Рязанского княжеств с Москвой наносила Руси ущерб, сопоставимый с последствиями татарских и литовских набегов. Именно в этот тяжелый период ответственность за судьбу страны легла на плечи трех исторических деятелей: Московского князя Дмитрия Ивановича, митрополита Алексия и Преподобного Сергия Радонежского.
Процесс образования единого централизованного государства был очень сложным и длительным в истории нашей страны.
Великая страна, которой суждено было стать России, рождала деятелей неординарных и ярких.
Дмитрий Донской - великий князь московский (с 1359) и владимирский (с 1362). Сын князя Ивана II Красного и его второй жены Александры. В годы малолетства Дмитрия боярское правительство возглавлял митрополит Алексий. При Дмитрии происходило дальнейшее укрепление и расширение Московского княжества. В 1364 в Москву из Нижнего Новгорода, через Коломну, пришёл «великий мор», свирепствовавший около двух лет. В засушливое лето 1365 Москва сильно пострадала от пожара В 1366 Дмитрий женился на дочери нижегородского князя Дмитрия Константиновича Евдокии Дмитриевне. В 1367-68 в условиях постоянной военной угрозы Дмитрий начал строительство в Москве белокаменного Кремля. Новый Кремль успешно выдержал две осады литовских войск князя Ольгерда (1368, 1370). Получив в Орде (1371) ярлык на великое княжение владимирское, Дмитрий был вынужден защищать московские земли от вторжения войск тверского князя Михаила Александровича.
В 1370-х гг. Дмитрий усилил сопротивление Орде: в 1377 московские полки потерпели поражение на р. Пьяне, в 1378 Дмитрий разбил ордынское войско на р. Воже. В 1380 в Куликовской битве Дмитрий нанёс сокрушительное поражение Мамаю, за что стал именоваться «Донской». При Дмитрии Донском под власть Москвы перешли часть Мещёры, Смоленской земли, приокские земли, Галич, Дмитров, территория великого княжества Владимирского. Дмитрий Донской впервые без санкции Золотой Орды передал великое княжение своему сыну Василию I как свою «вотчину». Дмитрий Донской похоронен в Архангельском соборе Кремля. Канонизирован Русской православной церковью.
Имя Дмитрия Донского неразрывно связано с именами великих святых Русской церкви – Преподобного Сергия, игумена Радонежского, и святителя Московского Алексия. Оба сыграли в его жизни исключительную роль, но первым воспитателем и учителем героя Куликовской битвы по праву называют митрополита Алексия, заменившего осиротевшему Дмитрию отца.
Митрополит Алексий (1299 -1378) — митрополит Киевский и всея Руси, святитель, государственный деятель, дипломат. В церковных текстах именуется митрополитом Московским и всея России чудотворцем.
Митрополит Алексий родился в 1299 г. Его отцом был боярин Федор Бяконт, выехавший в Москву из Чернигова. По преданию, крестным отцом Елевферия (таково было мирское имя митрополита) был юный княжич Иван Данилович Калита. Младшие братья Елевферия обратились к великокняжеской службе и достигли если не боярства, то определенного положения при московском дворе.
Елевферий имел недюжинные способности и еще в детстве «изучился всей грамоте», а достигнув юности – «всем книгам извыче». В двенадцать лет, неожиданно для родителей, Елевферий потерял интерес к юношеским забавам и под благодатным действием прочитанных им книг стал усиленно заниматься молитвой и богомыслием. однажды, уснув на ловле птиц силками, услышал голос, называющий его монашеским именем и предвещающий стать «ловцом человеков».
К пятнадцати годам необычный отрок имел одно всеобъемлющее желание – послужить Богу в монашеском чине. В 19 лет пострижен, по свидетельству жития преподобного Сергия Радонежского, в Богоявленском монастыре в Загородье (современный Китай-город), старшим братом преподобного Сергия игуменом Стефаном, получив при этом имя Алексий.
Двадцать лет было посвящено суровым иноческим подвигам и любимому с юности занятию – изучению Писания Ветхого и Нового Завета. Такая добродетельная жизнь не осталась незамеченной, и слава о подвижнике веры дошла до Владимирского митрополита Феогноста и великого князя Симеона. Феогност делает его своим наместником и поручает управление всеми церковными делами. Двенадцать лет несет это послушание инок Алексий, пока 6 декабря 1352 года дряхлеющий Феогнот не поставляет его на Владимирскую кафедру. Желая приготовить себе в лице Алексия достойного преемника, митрополит делает его епископом в одной из древнейших русских столиц.
После этого к Константинопольскому Патриарху Филофею было отправлено посольство с просьбой, чтобы в случае смерти Феогноста митрополитом на Руси был утвержден именно епископ Владимирский Алексий. Поскольку практики поставления митрополитов из числа русских епископов в то время не существовало, просьба Феогноста приобретала исключительный характер. Не грек не имел право занимать русскую митрополичью кафедру! Но он ее занял. И не важно, что Константинопольский Патриарх дал новопоставленному митрополиту помощника из числа греков, диакона Георгия Пердику, «с тем, чтобы он по данному ему праву и церковным законам содержал наместничество святейшего архиерея Киевского и всея России Алексия». Факт остается фактом: наконец-то русская Церковь, хоть и ненадолго, будет управляться русским же митрополитом!
После смерти Феогноста в 1354 г. Алексий отправился на поставление в Константинополь. Путь туда был долгим и трудным. Алексий и его спутники должны были двигаться через степи, по которым кочевали ордынцы, к Азову, а оттуда плыть на корабле по Азовскому и Черному морям. Спустя три с половиной столетия турецкий паша говорил русскому дипломату Украинцеву, намеревавшемуся плыть по морю в Константинополь: «…Знатно-де, они, посланники, Черного моря не знают… не напрасно-де ему дано имя Черное: бывают в нем во время нужды черны сердца человеческие». В плавании Алексия и застигла такая «нужда». На море разыгралась страшная буря. Спутники владыки были в ужасе, один Алексий молился. В мольбах он дал обет, что, если уцелеет, воздвигнет в Москве монастырь в честь того праздника, в день которого корабль подойдет к пристани. В тот же момент море успокоилось, корабль благополучно доплыл до Константинополя и подошел к берегу 6 августа – в день Преображения Господня. Алексий сдержал свое обещание: по прибытии в Москву он основал монастырь во имя Преображения Спаса, получивший впоследствии название по имени его первого игумена – Спасо-Андроников.
Алексий прожил в Константинополе около года и так же, как и на родине, стяжал славу человека высоких достоинств. В патриаршем «известии» о его поставлении, полученном святителем Алексием «на руки» в Константинополе и датированном 30 июня 1354 года, содержится обращение к клирикам и мирянам нашей Церкви с призывом во всех церковных делах повиноваться новопоставленному митрополиту. Великий князь Дмитрий Донской в полной мере исполнил это патриаршее благословение, совпавшее по смыслу с завещанием великого князя Симеона Иоанновича своим потомкам.
Встав во главе русской митрополии в эпоху ослабления Москвы, Алексий взял в свои руки бразды не только церковного, но и гражданского правления.
После возвращения из Царьграда митрополит Алексий начинает широкую деятельность на благо Русской Церкви и её чад. Он был не только благим советником, но и другом отцу Дмитрия, великому князю Иоанну Иоанновичу, прозванному Кротким. А после смерти Иоанна Иоанновича в 1359 году митрополит, возглавивший боярскую думу, становится не только главой государства, но и заменяет девятилетнему Дмитрию отца. Под его молитвенным покровом отрок совершает опаснейшее путешествие в Орду, необходимость которого была связана со смертью отца и переменами на ханском престоле Улуса Джучи.
Новый архиепископ Новгорода Моисей отправил в Царьград послов с жалобой на митрополита. По мнению новгородцев, церковь обложила их слишком большой данью. Однако византийский Патриарх Филофей не хотел вступать в разногласия с митрополитом, поскольку всегда получал от русских богатые дары.
Патриарх Филофей направил в русские земли еще одного митрополита - Романа, что вызвало немалое удивление. Алексий ездил в Константинополь, чтобы разрешить возникшие сложности. Он добился того, что патриарх утвердил Романа митрополитом литовским и волынским, Алексий же сохранил свое положение митрополита всея Руси.
Обладая исключительным умом и способностями, Алексий пользовался большой благосклонностью в Орде, где исцелил болевшую глазами ханшу Тайдулу. Однажды хан Чанибек потребовал к себе митрополита Алексия. Его жена Тайдула тяжело заболела, и он решил обратиться к московскому князю за помощью, говоря: «…небо ни в чем не отказывает молитве главного попа вашего: да испросит же он здравие моей супруге». Жена хана чудесным образом выздоровела.
Тем временем в самой Орде начиналась пора дворцовых переворотов – «великая замятня», как она обозначена в русских летописях. В1357 году Чанибек был убит своим сыном Бердибеком, жертвами которого стали и 12 его братьев. Митрополит Алексий, находившийся а этот момент в Орде и ужаснувшийся происшедшему, поспешил вернуться домой. Бердибек прислал в Москву посла с угрозами всем русским князьям. Правители устрашились нрава опасного врага и решили вновь послать митрополита Алексия в Орду для «усмирения злодея».
С помощь Тайдулы, матери Бердибека, митрополиту удалось расположить к себе хана. Ко всеобщей радости он возвратился в Москву, снискав у ордынского владыки милость для русских княжеств. Своими действиями митрополит Алексий содействовал тому, что великое княжение укрепилось окончательно за московскими князьями.
Девятнадцать лет, до самой своей кончины в 1378 году, митрополит Алексий участвует в делах великого князя, помогая ему и наставляя в трудных ситуациях. Деятельность главы Русской Церкви способствовала не только дальнейшему возвышению Москвы, но и укреплению общерусского единства. Митрополиту приходилось применять жесткие решения, чтобы удержать верховенствующее положение Москвы. Так в 1364 году, через год после восшествия на великокняжеский престол отрока Дмитрия, владыка Алексий был посредником при заключении договора между ним и его двоюродным братом Владимиром Андреевичем. Сила этого посредничества была такова, что всю жизнь у великого князя не было более верного соратника, друга и помощника. Лишь один раз их взаимную любовь омрачил спровоцированный серпуховскими боярами конфликт, но и он был скоро преодолен, благодаря заложенной еще в юности духовной дружбе.
В 1365 году к содействию Дмитрия Иоанновича в споре с братом Борисом обращается суздальский князь Дмитрий Константинович. Дело было в том, что он являлся законным наследником, имеющим право обладания Нижегородской областью, а брат Борис узурпировал его княжеский стол. В этом конфликте впервые согласованно действуют трое духовных лидеров, трое будущих святых, единых в своей приверженности словам псалмопевца: «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!». Великий князь и митрополит, пытаясь избежать разрастания конфликта, посылают в Нижний Новгород Радонежского игумена Сергия, который приобрел к тому времени огромный духовный авторитет во всей русской земле. Тот предлагает Борису уступить брату не принадлежащее ему по праву княжения или явиться в Москву на суд к великому князю. После отказа Бориса Преподобный, уполномоченный митрополитом, пошел на неслыханную меру, закрыв Нижнем Новгороде все храмы и прекратив, таким образом, все богослужения. Кроме того, московские войска приблизились к рубежам мятежника, а епархиальный архиерей Нижнего Суздальский епископ Алексий за свою поддержку Бориса был наказан митрополитом Алексием отнятием епархии. Все эти меры привели к успеху, область была возвращена законному князю, а чреватая многочисленными кровавыми жертвами усобица « сошла на нет» благодаря усилиям трех святых мужей. Этот конфликт закончился не только миром, но и брачным союзом – 18 января 1367 года в Коломне Дмитрий Московский женился на дочери Дмитрия Константиновича – Евдокии. Этот яркий пример единства княжеской и церковной власти и стал образцом подражания для многих русских князей и царей.
Несколько раз митрополит Алексий вместе с великим князем Дмитрием доказывали своими действиями, что если не удастся избежать войны , то она открывает для духовных и светских властей обширное общее поле деятельности на благо страдающих соотечественников. Так было в истории со смоленским князем Святославом, который «отличался» тем, что в 1368 году участвовал в разорении своих же русских земель злейшими врагами Руси – литовцами. И произошло это после того, как Святослав заключил с Дмитрием Иоанновичем договор, скрепленный клятвою и присягою о совместных действиях против литовского князя Ольгерда в случае нападения последнего. Митрополит Алексий действовал в этой ситуации решительно: отлучил от Церкви клятвопреступника и написал Патриарху Филофею о вопиющем факте предательства, совершенного смоленским князем. Патриарх полностью поддержал главу Русской Церкви и сам писал Святославу о том, что признает действия митрополита каноническими и не снимет наказания до тех пор, пока не будет выполнен договор о вооруженной борьбе с огнепоклонниками – литовцами.
Такой была помощь вождя Русской Церкви своему духовному сыну. Переоценить её невозможно. Митрополит Алексий подготовил великого князя Дмитрия к его исключительной для Отечества миссии. Он образовал его своей мудростью и любовью и передал в решающий момент духовное руководство своему великому сотаиннику – Преподобному Сергию. Покинув этот мир за два года до ключевого события в жизни своего народа, он не оставил боголюбивых соотечественников своим молитвенным заступлением. И они выиграли битву.
Алексий был канонизирован в лике святителя. Профессор С.Ф.Платонов пишет , что заслуги св. Алексия перед Москвой были так велики и личность его так высока, что память его в Москве чтилась необычайно. Спустя 50 лет после его кончины были обретены мощи в основанном им Чудовом монастыре ( с 1947 г. покоятся в Богоявленском, что в Елохове, соборе Москвы) и было установлено празднование его памяти.
Руководимое Св. Алексием русское духовенство держалось его наставления и всегда поддерживало московских князей в их стремлении установить на Руси власть и твердый порядок.
Другой светильник православия, Преподобный Сергий, сыгравший в истории страны и её народа не менее выдающуюся роль, стал вдохновителем Дмитрия Донского на главное дело его жизни.
Преподобный Сергий родился в 1322 году в именитой и благочестивой семье ростовского боярина Кирилла и был крещен с именем Варфоломея. Отец его Кирилл и мать его Мария помимо Сергия имели также еще двоих сыновей – Стефана и Петра. Как повествуется в «Житии Сергия Радонежского», уже в детстве в жизни юного отрока Варфоломея происходили чудесные события, в которых угадывалась его необычная судьба. Однажды во время церковной службы младенец трижды воскликнул в утробе матери – «и бысть страх на всех слышащих сиа». Новорожденный ребенок в постные дни отказывался от груди матери, но не только не страдал от этого, но « и лице, и сердце, и очи весели и всячески младенцу радостну сущу, яко и ручками играше». После этого мать и все родные уверовали в то, что младенец облечен Божией благодатью.
Когда Варфоломей подрос, его отдали учиться, но грамота давалась ему с трудом, что очень огорчало отрока и вызывало нарекания от отца и братьев. Мальчик в тайне часто молился Богу со слезами, говоря: «Господи! Ты дай же ми грамоту сию. Ты научи мя и вразуми мя». Однажды, когда Варфоломей был послан отцом на поиски заблудившегося стада, он встретил старца, молящегося в поле под дубом. Старец, увидев мальчика, позвал его к себе, и, благословив, спросил: «Да чего же ты ищеши, или что хочещи, чадо?». Варфоломей отвечал, что его сокровенное желание – познать грамоту. Старец помолился за отрока и дал ему часть просфоры, с которой и передалась Варфоломею благодать разумения грамоты. Дома мальчик неожиданно для всех и для самого себя начал читать псалом по благословлению старца, начавшего служить церковную службу в доме родителей Варфоломея – «яко от Бога дасться ему книжный разум, а не от человека».
Разорение Ростова Иваном Калитой вынудило боярина Кирилла покинуть его и переселиться в городок Радонеж, находившийся в пределах Московского княжества.
Стефан и Петр, сыновья Кирилла, женились, но их брат Варфоломей, не имевший тяги к мирской жизни, желал стать иноком. Он был склонен к созерцательной и тихой жизни. Родители не возражали юноше, но просили не оставлять их одних наедине со старостью и болезнями. Через несколько лет Кирилл и Мария приняли монашеский постриг и скончались. После сорочин по родителям Варфоломей удалился в «место пустынное». К нему присоединился и его брат Стефан, который к этому времени овдовел и решил оставить мир. В глухой чаще леса они построили церковь и келью. В это время митрополитом русской церкви был Феогност, и Стефан получил у него разрешение освятить обитель во имя Святой Троицы.
Вскоре Стефан покинул брата, так как нелегко ему было переносить трудности отшельнческой жизни. Он перешел в Богоявленский монастырь, находящийся в Москве. Стефан стал в нем игуменом и был духовником князя Симеона Ивановича и многих именитых горожан.
Варфоломей пригласил в свою церковь священника, который постриг его в монахи. Это было в день памяти святых мучеников Сергия и Вакха, поэтому иноку было дано имя Сергий, весьма редко встречающееся в то время. К этому моменту ему исполнилось 23 года.
Сергий жил вдали от людей в полном уединении. В лесу обитало множество диких зверей, которые нередко нападали на инока. В «Житии» рассказывается, что особенно часто повадился приходить к церкви медведь.
Просто и вместе с тем выразительно рисуется в «Житии Сергия Радонежского» картина отношения Сергия к диким зверям: «Среди них один медведь имел обыкновение приходить к преподобному. Преподобный, видя, что не из злобы приходит к нему зверь, но чтобы взять из еды что-нибудь немного для пропитания себе, выносил зверю из хижины своей маленький кусок хлеба и клал его или на пень, или на колоду, чтобы, когда придет, как обычно, зверь, готовую себе нашел пищу; и он брал её в пасть свою и уходил. Когда же не хватало хлеба и пришедший, по обыкновению, зверь не находил приготовленного для него привычного куска, тогда он долгое время не уходил. Но стоял медведь, озираясь туда и сюда, упорствуя, как некий жестокий зимодавец, желающий получить долг свой. Если же был у преподобного лишь один кусок хлеба, то и тогда он делил его на две части, чтобы одну часть себе оставить, а другую зверю этому отдать; не было ведь тогда в пустыне у Сергия разнообразной пищи, но только хлеб один и вода из источника, бывшего там, да и то понемногу. Часто и хлеба на день не было; и когда это случалось, тогда они оба оставались голодными, сам святой и зверь. Иногда же блаженный о себе не заботился и сам голодным оставался: хотя один только кусок хлеба был у него, но и тот он зверю этому бросал. И он предпочитал не есть в этот день, а голодать, нежели зверя этого обмануть и без еды отпустить».
Сергий укрылся от мира, желая провести жизнь в молитве и постничестве, спасая свою душу, но Богом ему был определен иной жребий. Прослышав о святой жизни отшельника, к нему начали стекаться «богобоязнивые». Тщетно он пытался избавиться от людей, указывая им на тяготы пустынножительства, и наконец был вынужден смириться, ибо, обладая даром провидения, знал, что вокруг его кельи суждено возникнуть монастырю. Со временем братия увеличивалась, и преподобный, уступая мольбам своих учеников, согласился принять священство и игуменство.
Много трудов и даже бед претерпел преподобный игумен, управляя своим монастырем, но Божественное заступничество и помощь неизменно сопровождали Сергия. Слава о монастыре и его основателе широко распространилась на Руси.
В Троицкой обители побывал Смоленский архимандрит Симон и выделил немалое ей пожертвование. Сергий принял дар, и с этого момента условия монастырской жизни улучшились. Преподобный Сергий уже не старался ограничивать количество людей, приходящих в монастырь.
К Сергию приходили за духовным советом и благословлением множество русских людей, от князей и бояр до крестьян, и преподобный, не отказывая никому, наставлял и укреплял их на путь спасения.
В 1354 году святитель Алексий был поставлен митрополитом Московским, и в том же году Преподобный Сергий был возведен в сан игумена. С этого времени между святителем Алексием и Преподобным Сергием возникла святая дружба; они вместе служили на пользу Церкви и отечеству, вместе делили и радость, и горе; такая тесная дружба соединяла их до гробовой доски. Святитель Алексий часто приезжал в Троицкую Обитель отдохнуть и посоветоваться с мудрым Старцем. Эти два великие подвижника, духовно соединённые узами любви и понимания, в полном единении работали на благо народа русского, всячески помогая духовному просвещению и строительству Земли Русской. Можно сказать, что они явились наследниками и продолжателями дела святого Петра, первого митрополита Московского, по собиранию и укреплению Московского Государства.
Немало монастырей открыл Сергий Радонежский совместно с митрополитом Алексием. Около 1360 года они основали монастырь во имя Преображения Спаса, в котором первым игуменом стал его ученик Андроник, в 1377 году монастырь под Москвой –Симонов (Успенский) его игуменом стал ученик и племянник Сергия Федор, сын Стефана.
Митрополит Алексий хотел сделать Сергия Радонежского своим преемником, но тот всячески воспротивился этому. В житии Сергия сказано, что преподобный Сергий с глубоким поклоном сказал такие слова: «Прости мне, владыко святый, от юности я не был златоносцем, а в старости тем паче желаю в нищете пребывать». – « Знаю, что таково всегда было твое житие,- говорил митрополит Алексий Преподобному Сергию, - но теперь покажи послушание и прими от нас сей дар в благословение», - и с этими словами возложил на него золотой крест. Сергий смиренно отказался от предлагаемой ему высокой чести, которой всеми силами стараются достигнуть иные. Свою жизнь игумен Троицкой обители провел в уединении и постоянных воздержаниях. Он не хотел оставить монастырь. Преподобный Сергий скончался в 1392 году
В отличие от митрополита Алексия Сергий был далек от дел сильных мира сего. Однако и ему довелось способствовать укреплению власти Московского князя. Во время княжения Дмитрия Иоанновича, как и прежде, не прекращались ссоры и раздоры между русскими князьями; они отнимали друг у друга уделы, ездили с жалобами друг на друга в Орду. Только святители да такие великие подвижники, как Преподобный Сергий, удерживали князей от кровопролитных войн между собой. Преподобный Сергий несколько раз выступал примирителем князей.
Из «Жития Преподобного Сергия» мы узнаем, что старец по просьбе московского князя ездил к Олегу Рязанскому и тихими, кроткими словами убедил его согласиться на мир. В другой раз Сергий ездил в Нижний Новгород, уговаривать младшего из князей покориться старшему, стороннику Москвы.
Преподобный Сергий крестил двух сыновей великого князя: Юрия – в 1374 году и Петра – в 1385 году.
Сергий поддержал Дмитрия Московского в стремлении бороться с Ордой и благословил его на битву. Большой резонанс получило напутственное слово, с которым преподобный обратился к князю Дмитрию: «Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и, если Бог поможет тебе, ты победишь и невредим в свое отечество с великой честью вернешься».
Сергий Радонежский отправил с князем двух иноков монахов-богатырей Пересвета и Ослябю. Именно Пересвет сразится в поединке с татарским воином Челубеем и падет замертво.
В «Житии Сергия Радонежского» говориться о том, что Преподобный Сергий во время битвы молился с братией в храме Пресвятой Троицы; прозорливый старец телом был в храме, а духом на поле битвы. Он возвестил братии об успехах русских воинов, называл по именам убитых воинов, молясь с братией о упокоении их душ, открыл и полную победу русских над врагами и возблагодарил Бога за его помощь. Это было 8 сентября 1380 года. После победы великий князь Дмитрий Иоаннович Донской ( так его стали называть после Куликовской битвы) с Владимиром Андреевичем Храбрым поспешил в обитель Преподобного Сергия, чтобы возблагодарить Пресвятую Троицу за благодатную помощь и поблагодарить Преподобного Сергия за его молитвы и за помощь в лице иноков Пересвета и Осляби. С великой радостью вышел Преподобный Сергий к инокам со святой водой к вратам монастыря встретить великого князя, осенил его святым крестом и поздравил с победой. Одарив монастырь щедрыми подарками и наделив милостынею множество народа, великий князь после трапезы вернулся в Москву. В благодарность Господу Богу за великую победу Дмитрий Донской построил, при помощи Преподобного Сергия, Стромынский Дубенский монастырь в честь Успения Богоматери (на реке Дубенке, верстах в 40 от Троицкого монастыря; теперь не существует); игуменом при этом монастыре был поставлен ученик Преподобного Сергия – Савва. На месте победы, на Куликовом поле, им также построен был монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Немного спустя после описанных событий скончался великий князь Дмитрий Иоаннович; Преподобный Сергий присутствовал при его кончине и погребении (1389).
Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле символизирует тесную связь Преподобного и Дмитрия Донского. Он был возведен в 1913-1918 гг. в 1902 году богатый помещик генерал – адъютант царя граф А.В.Осуфьеф пожертвовал под постройку участок своих земель(до 40 га). И изъял готовность заказать проект церкви одному из петербургских архитекторов. Разработку проекта принял на себя талантливый русский архитектор Алексей Викторович Щусев. В этом храме сейчас располагается музейная экспозиция, посвященная Куликовкой битве.
Если великий князь Московский Дмитрий Иванович, под руководством которого были разгромлены полчища врагов, стал олицетворением силы и могущества Московской Руси, то игумен Троицкого монастыря Сергий Радонежский стал олицетворением духовной победы над врагами. В тяжкую годину ордынского ига он своим беззаветным служением Руси и ее народу вселил в русских людей духовные силы, чтобы не только противостоять жестоким врагам, но и подняться на бой с ними. Подняться и победить их на поле Куликовом. Великого князя Московского за его мудрость народ стал называть Донским, а Сергия Радонежского – игуменом земли Русской.
«Примером своей жизни, высотой своего духа Преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее. Русские люди 14 века признали это действие чудом, потому что оживить и привести в движение нравственное чувство народа, поднять его дух выше его привычного уровня – такое проявление духовного влияния всегда признавалось чудесным, творческим актом; таково оно есть по своему существу и происхождению, потому что его источник – вера» писал В.О.Ключевский.
Заключение .
Иван Калита, Семен Гордый, митрополит Алексий, Дмитрий Донской явились созидателями военного, экономического и политического могущества Москвы, на котором основывалось объединение русских земель.
Преподобному Сергию выпала роль собирателя духовной мощи Руси и созидания немеркнущего облика Святорусского государства. Духовное делание, проповедником которого был Сергий и его ученики, имело не меньшее значение в возрождении России, чем активная деятельность московских князей на поле брани или за столом переговоров.
Духовное влияние великого старца было огромным. Он проявил себя как идейный наставник, учитель и миротворец, воздействуя и словом, и напутствием, и советом, и церковным деянием. Будучи духовником московского князя, Сергий Радонежский приобрел значение не только покровителя великокняжеской семьи, но и всей Русской Отчизны. В заключение хочу привести слова известного русского историка 19 века В.О.Ключевского. «Есть имена, которые носили исторические люди, жившие в известное время, делавшие исторически известное жизненное дело, но имена, которые уже утратили хронологическое значение, выступили из границ времени, когда жили их носители. Это потому, что дело, сделанное таким человеком, по своему значению так глубоко захватило жизнь дальнейших поколений, что лицо, сделавшее это дело, из исторического деятеля превратилось в народную идею. Таково имя Преподобного Сергия: это не только назидательная, отрадная страница нашей истории, но и светлая черта нашего нравственного народного содержания». До сих пор в народной памяти свято чтится образ преподобного Сергия Радонежского как защитника и печальника земли Русской. За духовной помощью верующие люди обращаются к Преподобному Сергию, посещают Троице-Сергиеву лавру.
Использованная литература:
Сочные помидорки
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Пчёлки на разведках
Рождественские подарки от Метелицы