Научно-исследовательский проект по английскому языку
Вложение | Размер |
---|---|
proekt2013ch.doc | 75 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №1» Г. БРЯНСКА
Исследовательский проект по английскому языку
Формирование грамматических навыков у учащихся начальной школы
Выполнили: учащиеся 9 Б класса
Мачитидзе София, Хавлук Вероника
Научный руководитель: Воробьева Т.В.
Брянск 2013
Введение………………………………………………………………………2
1. Особенности формирования грамматических навыков у учащихся начальных классов……………………………………………………............4
2. Типичные грамматические ошибки учащихся младшего школьного возраста………………………………………………………………………..6
2.1Первичная диагностика учащихся……………………………………….6
2.2Анализ грамматических ошибок…………………………………............6
3. Игровые приемы обучения………………………………………………..7
3.1 Разработка упражнений………………………………………………….7
3.2 Мониторинг уровня сформированности грамматических навыков…..8
Заключение…………………………………………………………………..10
Список литературы……………………………………………….................11
Приложение………………………………………………………………….12
Введение
Английский – один из наиболее широко распространенных языков на Земле. 325 миллионов людей используют английский язык как родной и примерно 300 миллионов — как второй язык, для бизнеса и образования. Проблема обучения грамматики на начальном этапе изучения английского языка является одной из самых главных проблем.
Актуальность темы мы видим в необходимости повышения мотивации к изучению грамматики иностранного языка. Необходимо знать, что именно на начальном этапе обучения дети быстро усваивают новый материал.
В ходе работы мы проведем исследование.
Объект: формирование грамматических навыков у учащихся начальных классов при обучении английскому языку.
Предмет: игровые приемы обучения как средство формирования грамматических навыков у учащихся начальных классов при обучении английскому языку.
Цель: доказать, что игровые приемы являются средством формирования грамматических навыков у учащихся начальных классов при обучении английскому языку.
Гипотеза - формирование грамматических навыков успешно на основе применения игровых приёмов.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить литературу о формировании грамматических навыков у учащихся начальных классов при обучении английскому языку;
- проанализировать типичные грамматические ошибки учащихся начальных классов;
- разработать упражнения необходимые для успешного усвоения грамматического материала.
Методы, используемые в исследовании: сравнительный анализ.
Практическая значимость полученных результатов заключается в возможностях практического применения результатов исследования.
Скажи мне и я забуду,
Научи меня и я запомню,
Вовлеки меня, и я буду помнить всю жизнь.
Восточная мудрость
Одной из главных задач обучения иностранному языку в школе является решение такой важной проблемы, как развитие самостоятельной работы учащихся, ориентирование их на активное творческое усвоение материала, умение логично мыслить, оперативно принимать самостоятельные решения.
Грамматика является той областью языка, где наиболее четко проявляется уровень владения вышеназванными умениями. Грамматика является также структурой языка и превращает его в речь. Изучение грамматического аспекта неизбежно при овладении иностранным языком. Но, в свою очередь, усвоение грамматики любого языка вызывает много трудностей, которые усугубляются грамматическими терминами, правилами и бесконечным числом исключений. Цель грамматики в том, чтобы более точно понять значение той или иной фразы.
Е. И. Пассов и Г. В. Рогова едины во мнении и выделяют следующие стадии формирования грамматического навыка:
Восприятие структуры. Происходит оно во время ее презентации, то есть функционирования структуры в речи.
Имитация. Необходимая стадия любого усвоения речи. Имитативные действия, однако, должны совершаться в речевых условиях.
Подстановка. Здесь начинает формироваться поднавык оформления. Зарождается осознание обобщенной модели речевого образца.
Трансформация. Поднавык оформления укрепляется. Зарождается механизм самостоятельного вызова структуры.
Целенаправленное изолированное употребление. Здесь на основе репродукции осваивается целенаправленный вызов и использование одной, автоматизируемой структуры.
Переключение. На этой стадии формируется механизм выбора. Именно здесь проверяется владение структурой, устойчивость навыка.
В свою очередь, С. В. Логунова пишет, что необходимо вовлекать детей в учебную деятельность в процессе формирования грамматического навыка. Это объясняется тем, что целью освоения грамматики иностранного языка является не просто овладение набором грамматических конструкций на уровне имитации, а, прежде всего выработка умения передавать средствами изучаемого языка желаемое содержание. То есть деятельность ребенка в процессе усвоения заключается не в пассивном отношении его к усваиваемому материалу, а в активном овладении грамматическими структурами, их преобразовании.
1.Первичная диагностика учащихся.
Изученные нами теоретические положения легли в основу исследовательской деятельности, направленной на изучение взаимосвязи уровня сформированности грамматических навыков и применения игровых приёмов на начальном этапе обучения. Экспериментальное обучение проводилось на базе 3-4 классов в МАОУ «Гимназия № 1» г. Брянска. Исследование было организовано в три этапа: первичной диагностики, организационно-деятельностный, итоговая диагностика.
Первый этап - этап первичной диагностики предполагал выявление уровня сформированности грамматических навыков. Для этого существуют различные способы диагностики: анкетирование, тестирование, срез знаний, наблюдение, беседы и т.д.
На первом этапе, используя анкетирование, мы выявили, какие грамматические упражнения сами дети считают сложными (Таблица 1).
Для того, чтобы определить объективный уровень сформированности грамматических навыков, нами был проведен срез знаний. (Таблица 2).
2. Анализ грамматических ошибок.
Проанализировав результаты данной диагностики, мы сделали вывод, что недостаточно сформированы умения распознавать грамматические времена. К тому же ребята допускали ошибки при образовании видовременных форм глаголов и при расстановке слов в предложении. Нами была поставлена задача: подобрать наиболее эффективные игровые приемы для устранения данной проблемы.
III. Игровые приемы обучения грамматике.
1. Организационно-деятельностный этап состоял в организации и проведении экспериментального обучения в 3-их и 4-ых классах, при котором особое внимание мы уделили изучению особенностей влияния новых для детей игровых упражнений на уровень сформированности грамматических навыков.
В ходе второго этапа мы старались повысить мотивацию учащихся к изучению иностранного языка с помощью игровых упражнений. Основной задачей этой группы упражнений является управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых и формирование у них лексических и грамматических навыков. Были проведены лексическо-грамматические игры. Целью этих игр было повторение и закрепление грамматики по пройденным темам. Игры проходили по командам, индивидуально, по группам. Приведем некоторые из них.
1. Конфеты. Дети должны под музыку передавать по кругу заранее подготовленную коробку с конфетами. Учитель останавливает мелодию. Тому, у кого в руках оказалась коробка со сладостями, называют сигнал того или иного времени, а ребенок должен определить это время. Правильный ответ – конфета.
2. Крестики – нолики. Дети делятся на две команды. Обозначение одной команды Х, а другой - О. Учитель называет глагол. Ребенок должен назвать вторую форму этого глагола. Следующий глагол - для участника команды противника.
3. Крокодил. Ученик должен без слов, а только с помощью мимики и жестов показать действие, загаданное учителем. Угадывающий должен не только назвать глагол, но и его вторую форму. Отгадавшему предоставляется шанс самому показывать своим одноклассникам слова.
4. Живое предложение. Дети делятся на две команды. Для каждой группы приготовлены различные предложения и вопросы, которые ребята должны составить из карточек, подготовленных заранее. На каждой карточке написано по одному слову. Одновременно вызываются к доске участники из двух команд. Им называют предложение (утверждение, отрицание или вопрос), для каждой команды они разные. В этом упражнении дети – это члены предложения, которые меняются местами в зависимости от характера предложения.
5. Окошко с сюрпризом. На доске расчерчивается таблица. 10, 20, 30 - это карточки, которые прикрепляются на магнитах к доске. С одной стороны у них числа(10,20, 30), которые определяют сложность задания, а с обратной стороны написано слово (глагол). Желающий выбирает карточку, которую он хочет открыть. Ученик должен назвать, а затем и написать вторую форму этого глагола.
Мы считаем, что при обучении лексике и грамматике важную роль играет наглядность. С помощью наглядности вводились новые лексические и грамматические единицы и речевые образцы, проводила тренировочные и игровые упражнения на овладение лексикой и грамматикой.
В целях прочного усвоения грамматики проводилось ее систематическое повторение.
Нестандартные приемы и формы работы с грамматическим материалом поддерживают интерес к иностранному языку, способствуют лучшему запоминанию и усвоению языкового материала. Игра как вид деятельности способствует наиболее успешному усвоению изучаемого материала на уроке иностранного языка.
2. Мониторинг уровня сформированности грамматических навыков.
Будем рассматривать контроль не только как выявление результатов обучения, но, прежде всего, как способ обучения. Так как целью обучения является усвоение, а контроль неразрывно связан с обучением, то и объектом контроля должно быть усвоение, т.е. приобретение комплекса навыков и умений, оперирования определенным объемом материала в речи.
Контроль помогает выяснить, как идет процесс формирования умений, какие проблемы имеются у школьников, и определить эффективность приемов обучения, используемых учителем.
Проверять необходимо не просто знание слов или умение образовать грамматические формы и конструкции, а умение выполнять действия или операции с ними, т.е. уметь либо употреблять их в ходе продуцирования высказываний, либо узнавать при восприятии небольших текстов или групп предложений.
Добавим, что контроль и соответственно оценка должны быть абсолютно объективны.
Мы в данной работе провели несколько видов контроля, с целью выявления эффективности разработанной нами системы упражнений: предварительный, текущий, промежуточный. Текущий контроль проводился в процессе обучения. Результаты исследования промежуточного контроля приведены в таблице 3. Сравнивая результаты предварительного и промежуточного контроля, мы отметили повышение уровня знаний у учащихся на основе используемых упражнений, игр.
Заключение.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что использование игровых приемов на изучаемом языке особенно актуально на начальном этапе обучения иностранным языкам. Игровые приемы создают благоприятный психологический климат при обучении грамматической стороне речи. Благодаря игре снимается психологическая нагрузка учащихся, активизируется их речевая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению иностранного языка, тем самым она способствует более интенсивному и легкому запоминанию сложного грамматического материала. Обучение грамматике в школе, должно занимать одну из ведущих позиций, так как грамматический навык является одним из составляющих говорения.
Изучив психолого-педагогическую литературу, проанализировав типичные грамматические ошибки учащихся начальных классов, разработав упражнения необходимые для успешного усвоения грамматического материала, мы рассмотрели игровые приемы как средство формирования грамматических навыков у учащихся начальных классов при обучении английскому языку. В данной работе были подобраны игровые приемы в соответствии с содержанием обучения грамматической стороне речи.
Выдвинутая нами гипотеза в ходе исследовательской работы нашла свое подтверждение: использование игровых упражнений положительно влияет на формирование грамматических навыков. Таким образом, задачи, поставленные нами, были реализованы, цели достигнуты.
Список литературы.
Колкер Я. М. Практическая методика обучения иностранному языку. Учеб. пособие для студ. пед. ВУЗов. – Изд. центр «Академия». –2000 г.
Логунова С. В. Деятельностный аспект осознанного раннего овладения грамматикой английского языка // Иностранные языки в школе. – 1997. - № 3.
Пассов Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам. – Изд-во «Русский язык». – 1998.
Рогова Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. – Изд-во «Просвещение». – 1998.
Приложение
Таблица 1.
Учащимся было предложено оценить свои возможности при раскрытии скобок (глагол to be, Настоящее Простое, Настоящее Длительное, Прошедшее Простое, Будущее Простое времена). Таблица иллюстрирует процент учащихся, испытывающих неуверенность в предложенных темах.
класс | Кол-во уч-ся | To be | Настоящее Простое | Настоящее Длительное | Прошедшее Простое | Будущее Простое |
3 | 21 | 33% | 24% | 19% | 14% | - |
4 | 17 | 24% | 12% | 18% | 18% | 6 |
Таблица 2.
Была проведена первичная диагностика уровня сформированности грамматических знаний (срез знаний).
ошибка | 3 классы (кол-во уч-ся %) | 4 классы (кол-во уч-ся %) |
To be | 63 | 18 |
Настоящее Простое | 52 | 25 |
Настоящее Длительное | 48 | 30 |
Прошедшее Простое | 30 | 25 |
Будущее Простое | - | 5 |
Порядок слов в предложении | 27 | 32 |
Таблица 3.
Была проведена промежуточная диагностика уровня сформированности грамматических знаний (срез знаний).
ошибка | 3 классы (кол-во уч-ся %) | 4 классы (кол-во уч-ся %) |
To be | 22 | 4 |
Настоящее Простое | 13 | 18 |
Настоящее Длительное | 13 | 18 |
Прошедшее Простое | 23 | 19 |
Будущее Простое | - | 0 |
Порядок слов в предложении | 4 | 22 |
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Сказка "Морозко"
Снегири и коты
Четыре художника. Осень
Усатый нянь