Проект, продукты. Реферат. Презентация.
Вложение | Размер |
---|---|
vanyashina_proekt.docx | 58.03 КБ |
vanyashina_prezentatsiya.ppt | 650 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средней
общеобразовательной школы с.Мусорка
Проект на тему:
Гагарин - первый космонавт. Прорыв России в космос
Автор проекта:
Ваняшина Наталья
Руководитель проекта:
Желнина Татьяна Александровна
2014 год
Содержание:
1.Введение…………………………………………………………………1-2
2.Истоки Российской Космонавтики………………………………….3-7
3.Первые спутники………………………………………………………8-9
4.Гагарин-первый космонавт………………………………………….10
5.Полёт в космос…………………………………………………………11-12
6.Почетные звания и награды…………………………………………13-15
7.Заключение……………………………………………………………..16
8.Список литературы……………………………………………….......17-18
ВВЕДЕНИЕ
Наш замечательный соотечественник К. Э. Циолковский еще в начале ХХ века утверждал: "Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели... Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство". Сейчас мы являемся свидетелями того, как сбываются пророческие слова.
Двадцатый век навсегда войдет в историю человечества, как век освоения космического пространства. Еще в начале века русский ученый
К. Э. Циолковский впервые теоретически обосновал возможность исследования космоса с помощью ракет. Позже он написал: "Я буду рад, если моя работа побудит других к дальнейшему труду".
После Октябрьской революции многие ученые и конструкторы, горячо верившие в осуществление идей К. Э. Циолковского, стали работать над их дальнейшим развитием и претворением в жизнь.
Уже в 1931 г. в Москве, Ленинграде, Харькове, Тифлисе, Баку, Архангельске, Новочеркасске и других городах страны появляются группы по изучению реактивного движения, а в 1933 г. по решению правительства был создан впервые в мире Реактивный научно-исследовательский институт.
В эти годы создаются и проходят испытания первые советские жидкостные ракеты. Накапливается опыт их проектирования и изготовления, подготовки и осуществления пусков. Стало очевидно, что дальнейшее развитие ракетной техники потребует проведения обширных научно-исследовательских, конструкторских и экспериментальных работ, многие из которых явились совершенно новыми направлениями в науке и технике.
Были созданы специализированные научные организации и конструкторские бюро. В результате многолетней совместной деятельности этих организаций постоянно улучшались летные характеристики ракет.
В 1957 г. была создана первая космическая ракета. 4 октября 1957 г. в Советском Союзе был выведен на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли.
Запуск первого спутника открыл космическую эру в истории человечества. Он ярко продемонстрировал высокий уровень научно-технического развития нашей страны и положил начало бурному совершенствованию космической техники. Вслед за первым спутником на околоземные орбиты были выведены второй и третий спутники с существенно большими массами и расширенным составом научного оборудования. В январе 1959 г. в сторону Луны стартовал космический аппарат "Луна-1", прошедший в непосредственной близости от поверхности Луны и вышедший на гелиоцентрическую орбиту. В сентябре того же года на поверхность Луны опустился аппарат "Луна-2", а месяц спустя межпланетная станция "Луна-3" передала на Землю фотографии обратной стороны Луны.
Страница 1
В феврале 1961 г. был осуществлен запуск к Венере межпланетной автоматической станции "Венера-1", а в ноябре 1962 г. стартовала к Марсу станция "Марс-1".
В эти же годы готовились первые пилотируемые полеты в космос. Они потребовали решения ряда принципиально новых задач. Надо было заранее убедиться в переносимости человеком факторов космического полета и подготовить к этому будущих космонавтов физически и психологически. Нужно было обеспечить жизнедеятельность космонавта на корабле и дистанционный контроль состояния его здоровья в полете. Предстояло создать средства ручного управления кораблем и средства ведения радиотелефонной связи с космонавтом. Наконец надо было обеспечить безопасное возвращение корабля на Землю. Все эти проблемы были решены в рекордно короткие сроки, и уже весной 1960 г. правильность инженерных решений экспериментально проверялась на первых беспилотных кораблях-спутниках.
И вот 12 апреля 1961 года в Советском Союзе был осуществлен старт первого в истории человечества космического корабля "Восток", пилотируемого Юрием Алексеевичем Гагариным.
Он стал вторым эпохальным событием в освоении космоса. Полет показал принципиальную возможность безопасного пребывания и работы человека в космическом пространстве.
За полетом Ю. А. Гагарина последовали старты других кораблей "Восток". Продолжительность полетов на них увеличивалась и была постепенно доведена до пяти суток.
Во время этих полетов космонавты выполняли все усложняющиеся программы экспериментов и визуальных наблюдений и продемонстрировали высокую эффективность участия человека в космических исследованиях. Результаты первых полетов позволили сделать последующие шаги в освоении космоса.
Страница 2
Глава 1: ИСТОКИ РОССИЙСКОЙ КОСМОНАВТИКИ
Выход человечества в космос - закономерный процесс исторического развития: в нем отражена вечная потребность людей познавать тайны природы, искать новые сферы обитания.
Годы зарождения "ракетного дела" в России еще точно не определены, - одни исследователи относят его к XII, другие - к Х веку. Документально же подтверждается, что в 1516 г. ракеты применяли в ратном деле запорожцы.
Первые описания ракет и пороховых составов для них приведены у Онисима Михайлова в его "Уставе ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки" (1607-1621). В "Уставе" описаны и способы применения ракет. Первоначально они служили не военному делу - их использовали в качестве "потешных огней".
В 1680 г. в Москве было основано "ракетное заведение", в котором стали изготовлять фейерверочные, а затем и сигнальные пороховые ракеты.
В первом десятилетии XVIII в. в Петербурге открылась специальная лаборатория, занявшаяся поначалу изготовлением фейерверочных ракет. Внимательно изучая "ракетное дело", Петр I увидел в "потешных огнях" нечто большее, чем зрелище, - силу оружия. Появились первые труды о ракетах. В 1762 г. в Москве вышла книга М. В. Данилова - первая оригинальная книга на русском языке, содержащая сведения об изготовлении фейерверочных и сигнальных ракет.
Военно-ученый комитет, занимавшийся в России ракетными делами, сосредоточил свое внимание на разработке конструкции ракет. В
1814 г. член Военно-ученого комитета И. Картмазов изготовил боевые ракеты двух типов - зажигательные и гранатные. Они успешно прошли испытания. Военное министерство России приняло решение ознакомить войска с действием боевых ракет.
Над созданием боевых ракет в те годы успешно работал один из выдающихся отечественных ученых, герой Отечественной войны 1812 г. Александр Дмитриевич Засядко (1779-1837). Изготовив свои первые ракеты, Засядко продемонстрировал их в 1817 г. в Петербурге, а затем под Могилевом, где им была открыта специальная пиротехническая лаборатория. Результаты испытаний превзошли все ожидания: дальность полета ракеты достигла 1670 м. В 1826 г. в Петербурге было создано постоянное ракетное заведение с целью массового производства ракет для русской армии.
Большой вклад в совершенствование боевых пороховых ракет внес видный ученый и конструктор Константин Иванович Константинов (1817-1871). К. И. Константинов заложил основы экспериментальной ракетадинамики.
Новая область техники - ракеты - все больше привлекала внимание ученых и конструкторов.
Страница 3
Появились предложения использовать ракеты на флоте и в воздухе.
Особое внимание ученых и конструкторов было привлечено к созданию летательных аппаратов с ракетным двигателем. Во второй половине XIX в. в России было предложено свыше 20 проектов реактивных летательных аппаратов. Так в 1849 г. военный инженер
И. И. Трететский (1821-1895) высказал идею использования силы струй паров воды или спирта, газов и сжатого воздуха для приведения в действие летательных аппаратов легче воздуха. Адмирал флота Н. М. Соковнин (1811-1895) опубликовал в 1866 г. работу "Воздушный корабль", в которой привел схему конструкции аэростата, способного летать "подобно тому, как летит ракета". В 1867 г. отставной капитан артиллерии Н.А. Телешов (1828-1895) получил патент на реактивный самолет "Дельта". Интересен проект киевского изобретателя Ф. Р. Гешвенда, предложившего построить летательный аппарат - "паролет" - с паровым реактивным двигателем с соплом, снабженным концентрическими насадками для подсоса воздуха. В 1880 г. изобретатель С. С. Неждановский высказал идею создания летательного аппарата с жидкостным реактивным двигателем, использующим в качестве горючего керосин, а в качестве окислителя - азотную кислоту, смешиваемые непосредственно перед взрывом.
Особого внимания заслуживает проект революционера Николая Ивановича Кибальчича (1853-1881). Приговоренный к смертной казни за участие в покушении на царя Александра II, находясь в заключении,
Н. И. Кибальчич начертил схему задуманного им реактивного летательного аппарата. В своем проекте Н. И. Кибальчич разработал устройство воздухоплавательного прибора, основанного на ракетно-динамическом принципе, рассмотрел систему подачи топлива в камеру сгорания и принцип управления полетом методом изменения наклона двигателя. Около сорока лет пролежал проект Н. И. Кибальчича в секретных архивах жандармского управления. Лишь в 1918 г. он был обнародован в журнале "Былое".
Через два года после казни Н. И. Кибальчича, в 1883 г., никому тогда неизвестный учитель Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935) в своей рукописи "Свободное пространство" не только выдвинул смелую идею и возможности использования реактивного принципа реактивного движения для осуществления полета в космос, но и разработал принципиальную схему аппарата, обеспечивающего пребывание человека в космическом пространстве. В юности, занимаясь самообразованием в Москве, К. Э. Циолковский познакомился с Н. Ф. Федоровым, мыслителем-утопистом, захваченным идеей так называемого философского космизма. Интерес к "космическому учению" Н. Ф. Федорова проявляли в свое время Л. Н. Толстой и А. М. Горький. Преодолевая идеалистические основы "космического учения" Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковский все больше становился материалистом.
Страница 3
В 1895 г. увидело свет сочинение
К. Э. Циолковского "Грезы о Земле и небе и эффекты всемирного тяготения",
в котором автор обосновал свою идею достижения скорости, необходимой для отрыва от Земли, показал возможность создания искусственного спутника Земли.
Идея межпланетных полетов, освоения верхних слоев атмосферы овладевала умами многих ученых и конструкторов. В 1896 г. появилась брошюра Александра Петровича Федорова "Новый принцип воздухоплавания, исключающий атмосферу как опорную среду", где он описал устройство предложенного им воздухоплавательного аппарата, движение которого основано на реактивном принципе. Работа
А. П. Федорова произвела большое впечатление на К. Э. Циолковского. Осмыслив ее, он сформулировал свою идею создания жидкостной многоступенчатой ракеты, рассчитанной для полета человека вне Земли.
Важнейшим этапом, характеризующимся созданием основ теории межпланетных сообщений, явилась подготовленная К. Э. Циолковским к печати в начале 1903 г. первая часть работы "Исследование мировых пространств реактивными приборами". Вторую часть своего труда ученый смог опубликовать лишь в 1911-1912 гг. В этом фундаментальном труде
К. Э. Циолковский установил законы движения ракеты как тела переменной массы, определил коэффициент полезного действия ракеты, исследовал влияние силы сопротивления воздуха на ее движение. К. Э. Циолковский отметил преимущества ракетных двигателей при больших скоростях движения, дал схему межпланетной ракеты, указав при этом на выгодность применения жидкого топлива. Считая ракету единственным практически приемлемым способом осуществления полетов в космос,
К. Э. Циолковский развил идею устройства составной многоступенчатой ракеты. Своими работами К. Э. Циолковский во многом определил рациональные пути развития космонавтики и ракетостроения.
Идея исследования и освоения космического пространства захватила и одного из пионеров ракетной техники, талантливого отечественного ученого Фридриха Артуровича Цандера (1887-1933). Еще в юношеские годы он познакомился с работой К. Э. Циолковского "Исследование мировых пространств реактивными приборами", увлекся ракетостроением и космонавтикой и посвятил им всю свою жизнь. Ф. А. Цандер вошел в историю науки как энтузиаст, страстный пропагандист идей космических полетов, начавший практическую работу в области космонавтики.
В 1921 г. Ф. А. Цандер представил московской конференции изобретателей свой проект межпланетного корабля-аэроплана.
Страница 5
Начавшаяся в стране культурная революция, пробуждение народных масс вызвали широкий интерес множества людей к звездным полетам. В их числе был талантливый изобретатель Юрий Васильевич Кондратюк (1897-1942).
Независимо от К. Э. Циолковского Кондратюк оригинальным методом вывел основные уравнения движения ракеты, рассмотрел проблемы энергетически выгодных траекторий космических полетов и теории полета многоступенчатых ракет. Ему принадлежит ряд новаторских идей, в том числе идея создания промежуточных межпланетных заправочных ракетных баз, предложение использовать атмосферу планеты для торможения при посадке ракеты. Ю. В. Кондратюк предложил схему полетов к Луне с выходом на ее орбиты искусственных спутников и последующего отделения взлетно-посадочного корабля. Он также выдвинул идею использования гравитационных полей встречных небесных тел для дополнительного разгона космических кораблей или торможения их при полетах в пределах Солнечной системы.
Популяризацией космонавтики занимался известный советский ученый аэродинамик Владимир Петрович Ветичкин (1883-1950). Первоначально (1921-1925) В. П. Ветичкин выступал с докладами о проблемах реактивного полета в пределах атмосферы и в межпланетном пространстве, позже - с 1925 по 1927 гг. - он разрабатывал основы динамики полета крылатых ракет и реактивных самолетов.
В декабре 1930 г. Ф. А. Цандер начал работать в Институте авиационного машиностроения, в 1931 г. приступил к постройке воздушно-реактивного двигателя ОР-1, а затем к постройке жидкостного ракетного двигателя ОР-2.
Двигатель ОР-1 развивал силу тяги до 1,5 Н. Он работал на бензине и сжатом воздухе. Двигатель ОР-2 был более мощным. Развиваемая им сила тяги достигала 500 Н. Топливом был по-прежнему бензин, а окислителем - жидкий кислород.
В мае 1929 г. в газодинамической лаборатории впервые в СССР были начаты экспериментальные исследования жидкостных ракетных двигателей. Руководителем разработки этих двигателей был талантливый инженер (ныне академик) Валентин Петрович Глушко.
Важную роль в развитии отечественной ракетной техники сыграла и группа изучения реактивного движения. В ней объединились многие энтузиасты ракетного дела: Ф. А. Цандер, аэродинамик В. П. Ветичкин, талантливые инженеры С. П. Королев, М. К. Тихонравов и др.
Работой группы руководил технический совет под председательством С. П. Королева. Первый полет ракеты ГИРД-09 был осуществлен в августе 1933 г. Длина ракеты 2,4 м, стартовая масса 19 кг, причем на долю топлива приходилось 5 кг. Двигатель развивал силу тяги до 500 Н.
Страница 6
Первой экспериментальной советской ракетой с жидкостным ракетным двигателем была ракета ГИРД-10 (двигатель работал на жидком кислороде и этиловом спирте). Первый пуск ракеты, которым руководил
С. П. Королев, состоялся 25 ноября 1933 г. на полигоне в Нахабине.
Хотя в полете нарушилось крепление двигателя, и ракета упала в 150 м от места старта, это не омрачило радости ее создателей, ведь был сделан еще один шаг в освоении ракетной техникой.
Осенью 1933 г. на базе газодинамической лаборатории и группы изучения реактивного движения было решено создать в Москве Реактивный научно-исследовательский институт. Начальником института был назначен И. Т. Клейменов, а заместителем по научной части - С. П. Королев.
В истории освоения космического пространства с именем С. П. Королева связана эпоха замечательных достижений. Научные и технические идеи С. П. Королева получили широкое применение в ракетной и космической технике в России.
Выдающимся событием того времени было создание двигателя ОРМ-65 с регулируемой тягой от 500 до 1750 Н для установки его на крылатой ракете РНИИ-212 и планере СК-9 конструкции С. П. Королева.
Крупнейшим мероприятием в научной жизни послевоенного периода стал Международный геофизический год, проходивший с 1 июля 1957 г. по 31 декабря 1958 г. К этому времени в нашей стране под руководством С. П. Королева были созданы новые управляемые баллистические ракеты дальнего действия Р-2. Они послужили основой для разработки геофизических ракет второго поколения.
Первый пуск построенной на базе ракеты Р-2, геофизической ракеты В-2А был осуществлен 16 мая 1957 г. При этом полезный груз массой 2200 кг был поднят на высоту 200 км и успешно возвращен на Землю.
С 1958 г. начинается очередной этап систематических исследований верхней атмосферы до высоты более 500 км при помощи геофизических ракет В-5А, В-5В. Эксперименты с помощью ракеты В-5А дали ценнейший материал для разработки систем, обеспечивающих жизнедеятельность и спасение человека в космическом полете.
Подготовка к штурму космоса потребовала создания в стране специальных научных институтов и лабораторий, промышленных предприятий, космодрома, сети наземных станций слежения, подготовки высококвалифицированных кадров, причем все приходилось делать, на имея аналогов в мировой практике.
Страница 7
Глава 2: ПЕРВЫЕ СПУТНИКИ
4 октября 1957 г. вошло в историю человечества как начало космической эры. В этот день - день запуска первого советского искусственного спутника Земли - была осуществлена извечная мечта человечества - выход в космос. Совершены полеты к планетам Солнечной системы. Автоматические аппараты успешно работали в условиях громадных давлений и температур на Венере, в космическом вакууме и холоде на Луне. На орбитальных пилотируемых станциях длительное время живут и работают космонавты.
Впереди - новые космические свершения. Но все началось с того октябрьского дня 1957 г. Первый советский искусственный спутник имел форму шара диаметром 0,58 м, масса его составляла 83,6 кг. Два радиопередатчика спутника, позволявшие изучать условия прохождения радиоволн в ионосфере, дали возможность получить новые сведения об атмосфере. Успешная работа первого спутника подтвердила правильность теоретических расчетов и конструкторских решений, заложенных при создании ракеты-носителя, самого спутника и его бортовых систем.
Второй советский искусственный спутник был запущен 3 ноября 1957 г., так же как и первый, в рамках программы Международного геофизического года. Важнейшие эксперименты, проведенные на втором спутнике, - биологические. На его борту находилась собака Лайка. Он представлял собой последнюю ступень ракеты-носителя общей массой 508,3 кг. В контейнерах размещались научная и измерительная аппаратура, а в герметической кабине подопытное животное. Целью биологического эксперимента являлось изучение основных физиологических функций животного на различных участках полета. До полета второго спутника животных неоднократно поднимали в ракетах на высоту 500 км, чтобы проверить переносимость ими перегрузок и кратковременной невесомости. Но только орбитальные средства позволили комплексно исследовать воздействие факторов космического полета - стартовых перегрузок, длительной невесомости, радиации - на живой организм. Первый космический полет живого существа показал, что высокоорганизованное животное может удовлетворительно переносить все факторы космического полета, и подтвердил реальную возможность полета в космос человека.
Успешно прошли испытание система кондиционирования воздуха, оборудование для кормления животного и удаления продуктов жизнедеятельности, измерительная аппаратура для исследования физиологических функций, снятия электрокардиограмм. На втором искусственном спутнике впервые проводились прямые исследования космических лучей и излучений Солнца, неосуществимые с Земли.
Страница 8
Третий советский искусственный спутник (запущен 15 мая 1958 г.) стал первой комплексной научной геофизической лабораторией.
Масса спутника составляла 1327 кг, на его борту были установлены двенадцать научных приборов.
С их помощью проводились прямые измерения давления и состава верхней атмосферы, определялись характеристики магнитного и электростатического полей Земли и ионосферы, изучались первичные космические лучи и излучения Солнца, регистрировались микрометеорные частицы. Выполненные на спутнике измерения позволили установить наличие внешней зоны радиационного пояса Земли; была получена точная картина пространственного распределения магнитного поля Земли в интервале высот 280 - 750 км. Полетом третьего советского спутника были заложены основы нового направления в науке - космической физики. Полеты первых трех советских искусственных спутников Земли показали, что наука получила уникальные возможности для проведения широкого комплекса исследований в космическом пространстве.
Полеты первых трех спутников позволили отработать основные служебные системы: радиотехническую аппаратуру, измеряющую параметры движения спутника по орбите, радиотелеметрические системы, регистрирующие результаты научных измерений, системы "запоминания" и последующей передачи на Землю этих измерений, системы активного терморегулирования, энергопитания, радиосвязи. Была создана сеть станций слежения и управления полетом и обработки получаемой информации.
Первые советские искусственные спутники Земли позволили получить начальные, довольно общие сведения о параметрах верхней атмосферы Земли, о процессах, протекающих в околоземном пространстве.
Страница 9
Глава 3: Ю. А. Гагарин-первый космонавт
Первый в истории землян летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в селе Клушино Гжатского района Смоленской области в семье колхозника.
В 1941 году поступил в начальную школу, затем в ремесленное училище в Люберцах под Москвой. Получил специальность литейщика и одновременно окончил школу рабочей молодежи. Потом учеба в индустриальном техникуме в Саратове и диплом с отличием. В Саратове окончил аэроклуб и поступил в Оренбурге в военно-авиационное училище.
С 1957 года - военный летчик.
В 1960 году летчик Юрий Гагарин переступил порог школы советских космонавтов.
Новый, 1961 год Юрий Гагарин встретил в центре подготовки космонавтов. Это были трудные месяцы перед первым стартом.
После многочисленных земных и космических экспериментов наступило 12 апреля 1961 года. В этот день Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле "Восток" первым в истории человечества совершил космический полет вокруг нашей планеты - полет, о котором мечтало все человечество. Этот день вошел в историю человечества как начало новой эры - эры полетов человека в космос. Полет Ю. А. Гагарина показал практическую возможность полетов человека в космос
Ликовал весь мир! "Гражданин Вселенной" - так назвали Гагарина люди на всех континентах Земли.
Поздно вечером в День космонавтики (официально он был утвержден 10 апреля 1962 года) на площадях выступали известные писатели и поэты. Все концерты и спектакли начинались с поздравления зрителей с успешным завершением полета Гагарина...
А в следующие два дня на московских аэродромах приземлялись специальные самолеты, которые доставляли делегации из различных стран мира для встречи с первым космонавтом.
Но Гагарин глубоко понимал долю своего участия в великом свершении советского народа, в подвиге наших ученых и инженеров. Продолжал работать, учиться. Окончил с отличием Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского.
27 марта 1968 года в результате катастрофы при выполнении тренировочного полета на самолете Юрий Гагарин погиб.
Страница 10
Глава 4 .Полёт в космос
Участие СССР в космической гонке привело к тому, что при создании корабля «Восток» был выбран ряд неоптимальных, но зато простых и быстро осуществимых решений. Некоторые компоненты создать вовремя не успели, в результате пришлось отказаться от системы аварийного спасения на старте и системы мягкой посадки корабля. Кроме того, из конструкции строящегося корабля «Восток-1» была убрана дублирующая тормозная установка. Последнее решение было обосновано тем, что при запуске корабля на низкую 180—200 километровую орбиту, он в любом случае в течение 10 суток сошёл бы с неё вследствие естественного торможения о верхние слои атмосферы и вернулся бы на землю. На эти же 10 суток рассчитывались и системы жизнеобеспечения.
Копия ракеты «Восток», ВДНХ, Москва
Старт корабля «Восток» был произведён 12 апреля 1961 года в 09:07 по московскому времени с космодрома Байконур, с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту; позывной Гагарина был «Кедр». После команды «на старт», Гагарин произнёс ставшую знаменитой фразу: «Поехали!». Ракета-носитель «Восток» проработала без замечаний, но на завершающем этапе не сработала система радиоуправления, которая должна была выключить двигатели 3-й ступени. Выключение двигателя произошло только после срабатывания дублирующего механизма (таймера), но корабль уже поднялся на орбиту, высшая точка которой (апогей) оказалась на 100 км выше расчётной: рассекреченные параметры орбиты были 327×180 км. Сход с такой орбиты с помощью «аэродинамического торможения» мог занять по разным оценкам от 20 до 50 дней.
На орбите Гагарин провёл простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. «Положив» карандаш рядом с собой, он случайно обнаружил, что тот моментально начал уплывать. Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Все свои ощущения и наблюдения он записывал на бортовой магнитофон. До полёта ещё не было известно, как человеческая психика будет вести себя в космосе, поэтому была предусмотрена специальная защита от того, чтобы первый космонавт в порыве помешательства не попытался бы управлять полётом корабля. Чтобы включить ручное управление, ему надо было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с кодом, набрав который на панели управления, можно было бы её разблокировать.
Макет корабля «Восток-1» в парижском Музее авиации и космонавтики
Страница 11
В конце полёта тормозная двигательная установка (ТДУ) конструктора Исаева проработала успешно, но с недобором импульса, так что автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков.
В результате, в течение 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался со скоростью 1 оборот в секунду. Гагарин решил не пугать руководителей полёта (в первую очередь — Королёва) и в условном выражении сообщил о нештатной ситуации на борту корабля. Когда корабль вошёл в более плотные слои атмосферы, то соединяющие кабели перегорели, а команда на разделение отсеков поступила уже от термодатчиков, так что спускаемый аппарат наконец отделился от приборно-двигательного отсека. Спуск происходил по баллистической траектории (как и у остальных космических кораблей серий «Восток» и «Восход»), то есть с 8—10-кратными перегрузками, к которым Гагарин был готов. Сложнее было пережить психологические нагрузки — после входа капсулы в атмосферу загорелась обшивка корабля (температура снаружи при спуске достигает 3—5 тысяч градусов), по стёклам иллюминаторов потекли струйки жидкого металла, а сама кабина начала потрескивать.
На высоте 7 км в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно (по такой же схеме происходила посадка и остальных пяти кораблей из серии «Восток»). После катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата, в герметичном скафандре Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать наружный воздух, так что Гагарин чуть не задохнулся. Последней проблемой в этом полёте оказалось место посадки — Гагарин мог опуститься на парашюте в ледяную воду Волги. Гагарину помогла хорошая предполётная подготовка — управляя стропами, он увёл парашют от реки и приземлился в 1,5—2 километрах от берега.
Выполнив один оборот вокруг Земли, в 10:55:34 на 108-й минуте корабль завершил полёт. Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалёку от Энгельса в районе села Смеловка. В 10:48 радар близлежащего зенитно-ракетного дивизиона засёк неопознанную цель — это был спускаемый аппарат (зенитчиков за сутки до этого предупредили, чтобы они следили за «контейнерами с неба»). После катапультирования целей на радаре стало две.
Одна группа военных взяла под охрану спускаемый аппарат, а другая повезла Гагарина в расположение части. Оттуда Гагарин по телефону отрапортовал командиру дивизии ПВО: «Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин».
Страница 12
Глава 5.Почётные звания и награды
В качестве премиальных первый космонавт получил от правительства 15 тыс. рублей, автомобиль «Волга» (номер 78-78 мод), четырёхкомнатную квартиру по месту службы с меблировкой и множество подарков.
Звания]
Источник
• Герой Советского Союза (14 апреля 1961)
• Лётчик-космонавт СССР (27 июня 1961)
• Герой Социалистического Труда ЧССР (29 апреля 1961)
• Герой Социалистического Труда (НРБ) (24 мая 1961)
• Герой Труда (СРВ) (28 апреля 1962)
Советское правительство также повысило Ю. А. Гагарина в звании от старшего лейтенанта сразу до майора (стартовал в космос в звании старшего лейтенанта, приземлился — майором).
• Президент Общества советско-кубинской дружбы
• Почётный член Общества «Финляндия—Советский Союз»
и других.
С 1966 года Юрий Гагарин являлся почётным членом Международной академии астронавтики.
• Заслуженный мастер спорта СССР (1961, звание получено, как награда за полёт в космос
• Военный лётчик 1-го класса (1961, квалификация присвоена за космический
полёт
Ордена
• Орден Ленина (СССР, 14 апреля 1961)
• Орден «Георгий Димитров» (Болгария, 24 мая 1961)
• Орден Звезды Индонезии II класса (Индонезия, 10 июня 1961)
• Орден «Крест Грюнвальда» I степени (Польша, 20 июня 1961)
• Первый кавалер ордена «Плайя-Хирон» (Куба, 18 июля 1961)
• Орден «За заслуги в области воздухоплавания[en]» (Бразилия, 2 августа 1961)
• Орден Знамени ВНР I степени с бриллиантами (Венгрия, 21 августа 1961)
• Карла Маркса (ГДР, 22 октября 1963)
• «Ожерелье Нила» (Египет, 31 января 1962)
• Большая лента ордена Звезды Африки (Либерия, 6 февраля 1962)
Страница 13
Медали и дипломы
• Медаль «40 лет Вооружённых Сил СССР» (СССР, 1958)
• Медаль «За освоение целинных земель» (СССР, 12 апреля 1961)
• Медаль «Золотая Звезда» (СССР, 14 апреля 1961)
• Золотая медаль Британского общества межпланетных сообщений, 1961
• Золотая медаль правительства Австрии, 1962
• Юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (СССР, 9 мая 1965)
• Медаль «За безупречную службу» III степени (СССР, март 1966)
• Медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР» (СССР, январь 1968)
• Золотая медаль имени Константина Циолковского «3а выдающиеся работы в области межпланетных сообщений» (АН СССР)
• Медаль де Лаво (ФАИ)
• Золотая медаль и почётный диплом «Человек в космосе» Итальянской ассоциации космонавтики
• Золотая медаль «За выдающееся отличие» и почётный диплом Королевского аэроклуба Швеции
• Большая золотая медаль и диплом ФАИ
• Медаль Колумба (Италия)
• Золотая медаль города Сен-Дени (Франция)
• Золотая медаль Премии «За храбрость» Фонда Маццотти (Италия), 2007
• и другие.
.
Список литература
Виктор Порохня Дорога на Байконур. Рассказ о Юрии Гагарине. — Казахстан, 1977. — 104 с.
• Гагарин Ю.А. Дорога в космос. — М.: Воениздат, 1978. — 370 с. — 100 000 экз.
• Ю. Докучаев Юрий Гагарин. — М.: Детская литература, 1981. — 144 с.
• М. Ф. Ребров Советские космонавты / 2-е изд. доп. и перераб.. — М.: Воениздат, 1983. — 308 с.
• Он был первым. — Воениздат, 1984. — 432 с.
• Юрий Ковешников Уроки Юрия Гагарина. — Лениздат, 1984. — 190 с. — (Библиотека молодого рабочего).
• Валентин Гагарин Мой брат Юрий. — М., 1984. — 350 с. — 100 000 экз. — ISBN 1-70-1139-6
• В. В. Артёмов Юрий Гагарин. Человек-легенда. — Олма Медиа Групп, 2011. — 272 с. — 6000 экз. — ISBN 978-5-373-03953-6
• А. Т. Гагарина, Т. А. Копылова Юрий Гагарин. Глазами матери. — Культурная Революция, 2011. — 368 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-250-06090-5
Страница 14
• Валерий Хайрюзов Юрий Гагарин. Колумб Вселенной. — Вече, 2011. — 368 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9533-4994-9
• Виктор Степанов Юрий Гагарин. — Молодая гвардия, 1987. — 336 с. — (Жизнь замечательных людей).
• Николай Надеждин Юрий Гагарин. — Астрель, 2011. — 224 с. — (Секрет успеха). — 3000 экз. — ISBN 978-5-98986-523-9
• Николай Надеждин Юрий Гагарин. — Мир энциклопедий Аванта +, 2011. — 224 с. — (Секрет успеха). — 3000 экз. — ISBN 978-5-271-37687-0
• Л.А. Данилкин Юрий Гагарин. — М.: Молодая гвардия, 2011. — (Жизнь замечательных людей). — 20 000 экз. — ISBN 978-5-235-03440-2
• Владимир Губарев Тайны Гагарина. — Эксмо, 2011. — 320 с. — (Первые в космосе). — 4000 экз. — ISBN 978-5-699-48162-0
• Гагарин, Юрий Алексеевич. Cайт «Герои Страны».
• Звёздный рейс Юрия Гагарина. — Документы о первом полёте человека в космос. Сов. секретно (особой важности) Экз. № 1. Архивировано из первоисточника 14 апреля 2013.
• Объединённый мемориальный музей Ю. А. Гагарина. Архивировано из первоисточника 14 апреля 2013.
• Первый космонавт Земли Гагарин Юрий Алексеевич. Вижу Землю. Архивировано из первоисточника 14 апреля 2013.
• Человек в космосе! Капитан первого звездолёта — наш, советский! // Комсомольская правда. — В. 13 апреля 1961. — № 88 (11028).
• Выступление первого космонавта Ю. А. Гагарина в гостинице «Юность» на торжественной встрече с космонавтами. Интервью первого космонавта Ю. А. Гагарина корреспонденту Пермского областного радио А. Сергейченко. — записано в марте 1966 г., находится на хранении в Пермском государственном архиве новейшей истории (Ф. 1093. Оп. 7. Д. 11.). Архивировано из первоисточника 14 апреля 2013.
• Каким он парнем был!. Телестудия Роскосмоса. Архивировано из первоисточника 14 апреля 2013.
• Специальный выпуск журнала «Кругозор», посвящённого гибели Ю. А. Гагарина 27 апреля 1968 года с одной пластинкой. Архивировано из первоисточника 14 апреля 2013.
• Жизнь замечательных людей. Юрий Гагарин. Журнал «Кругозор» (№ 3, 1984). Архивировано из первоисточника 14 апреля 2013.
• 12 апреля 2011 года — 50 лет первого полета человека в космос. — материалы, собранные пресс-службой Федерального космического агентства в честь юбилея. Включают два информационных бюллетения от 22 августа 2010 года и от 1 декабря 2010 года. Архивировано из первоисточника 14 апреля 2013.
Фильмы
• «Гагарин. Первый в космосе» — художественный фильм 2013 года.
Страница 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наше время не зря называют временем научно-технического прогресса. Особенно возросли в наши дни темпы развития науки и техники. Для сравнения вспомним некоторые факты из истории важнейших отдельных открытий человечества. В 1727 г. оно открыло фотографию. Однако нужно было целых 102 года для ее внедрения в производство: лишь в 1829 г. фотография приобрела практическое значение. Для внедрения в жизнь телефона понадобилось более полувека: он был изобретен в 1820 г., а впервые переговоры на расстоянии при помощи телефонного аппарата проведены в 1876 г. Тридцать пять лет понадобилось для того, чтобы утвердило себя открытие радио (1867-1902). А вот телевидению для этого уже было достаточно всего четырнадцати лет (1922-1936), а транзистору еще меньше.
У каждого из этих открытий и изобретений были не только горячие сторонники, но и рьяные противники. Видимо иначе не могло и быть. Прогресс человечества всегда происходил и происходит в борьбе противоположностей. Кто-то из великих остроумно подметил три стадии утверждения нового. Сначала о новом говорят: "Этого не может быть!" Через некоторое время можно услышать: "Здесь что-то есть..." И, наконец, приходит момент, когда даже рьяный скептик искренне удивляется: "А разве могло быть иначе?!"
Нечто похожее было и с освоением космического пространства. Первый советский искусственный спутник Земли многие на Западе встретили с нескрываемым скептизмом и недоверием. Мол, что из того, что на космическую орбиту заброшено несколько килограммов металла, какая польза от этого эксперимента, что принесет он миру и человечеству?
А меньше чем через четыре года мир был удивлен и потрясен неслыханным событием: гражданин первой социалистической страны Юрий Алексеевич Гагарин совершил беспримерный облет Земли на космическом корабле "Восток". День этот и имя человека, который первым разорвал цепи земного притяжения, навсегда вошли в память человечества.
В достижениях сегодняшней космонавтики живет мысль первого Главного конструктора космоса академика Сергея Павловича Королева. Именно к сегодняшнему дню относятся его слова: "Это будущее, хотя и не столь близкое, но реальное, поскольку оно опирается на уже достигнутое".
Страница 16
Список литературы
1)Гагарин Ю.А. Дорога в космос. — М.: Воениздат, 1978. — 370 с. — 100 000 экз.
2)Ю. Докучаев Юрий Гагарин. — М.: Детская литература, 1981. — 144 с.
3)М. Ф. Ребров Советские космонавты / 2-е изд. доп. и перераб.. — М.: Воениздат, 1983. — 308 с.
4)Он был первым. — Воениздат, 1984. — 432 с.
5)Юрий Ковешников Уроки Юрия Гагарина. — Лениздат, 1984. — 190 с. — (Библиотека молодого рабочего).
6)Валентин Гагарин Мой брат Юрий. — М., 1984. — 350 с. — 100 000 экз. — ISBN 1-70-1139-6
7)В. В. Артёмов Юрий Гагарин. Человек-легенда. — Олма Медиа Групп, 2011. — 272 с. — 6000 экз. — ISBN 978-5-373-03953-6
8)А. Т. Гагарина, Т. А. Копылова Юрий Гагарин. Глазами матери. — Культурная Революция, 2011. — 368 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-250-06090-5
9)Валерий Хайрюзов Юрий Гагарин. Колумб Вселенной. — Вече, 2011. — 368 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9533-4994-9
10)Виктор Степанов Юрий Гагарин. — Молодая гвардия, 1987. — 336 с. — (Жизнь замечательных людей).
11)Николай Надеждин Юрий Гагарин. — Астрель, 2011. — 224 с. — (Секрет успеха). — 3000 экз. — ISBN 978-5-98986-523-9
12)Николай Надеждин Юрий Гагарин. — Мир энциклопедий Аванта +, 2011. — 224 с. — (Секрет успеха). — 3000 экз. — ISBN 978-5-271-37687-0
13)Л.А. Данилкин Юрий Гагарин. — М.: Молодая гвардия, 2011. — (Жизнь замечательных людей). — 20 000 экз. — ISBN 978-5-235-03440-2
Страница 17
14)Владимир Губарев Тайны Гагарина. — Эксмо, 2011. — 320 с. — (Первые в космосе). — 4000 экз. — ISBN 978-5-699-48162-0
15) Гагарин, Юрий Алексеевич. Cайт «Герои Страны».
16)Звёздный рейс Юрия Гагарина. — Документы о первом полёте человека в космос. Сов. секретно (особой важности) Экз. № 1. Архивировано из первоисточника 14 апреля 2013.
17)Объединённый мемориальный музей Ю. А. Гагарина. Архивировано из первоисточника 14 апреля 2013.
18)Первый космонавт Земли Гагарин Юрий Алексеевич. Вижу Землю. Архивировано из первоисточника 14 апреля 2013.
19)Человек в космосе! Капитан первого звездолёта — наш, советский! // Комсомольская правда. — В. 13 апреля 1961. — № 88 (11028).
Фильмы
1)«Гагарин. Первый в космосе» — художественный фильм 2013 года.
Страница 18
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Под парусами
Красочные картины Джастина Геффри
Можно от Солнца уйти...
"Разделите так, как делили работу..."