Работа посвящена исследованию появления и преобразования учебника букварь на примере обучения в первом классе трех поколений одной семьи.
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_bukvarya_v_moey_seme.docx | 309.77 КБ |
Научно-практическая конференция
научного общества дошкольников «Первые шаги»
исследовательская работа
«ИСТОРИЯ БУКВАРЯ В МОЕЙ СЕМЬЕ»
Выполнил: Крамских Максим
речевая группа
МБДОУ «Черлакский детский сад №9 комбинированного вида»
Руководитель: учитель-логопед
Широватова М. В.
Черлак 2014
Содержание.
Введение стр. 2
Букварь в моей семье стр. 2 – 9
Вывод стр. 9
Литература стр. 10
Введение. Уже осенью я пойду в 1 класс. Моя сестренка Лиза рассказала, что моим первым учебником будет азбука или букварь. Но я уже изучил букварь в группе. Мне стало непонятно, неужели я буду снова учиться по тому же учебнику? Это же неинтересно! Я спросил об этом у Марины Викторовны. Но она показала мне еще раз наш групповой букварь, и мы прочитали, что он называется «Мой букварь» для обучения чтению дошкольников.
Мне стало интересно: так значит, есть много разных букварей? Тогда я стал интересоваться у моих родных: по какому букварю они учились, когда пошли в школу? Сначала я спросил об этом у своей сестренки Лизы. Она показала свою азбуку. Но когда я спросил у своих родителей об их первом учебнике, то оказалось, что у них был совсем другой букварь. Бабушка и дедушка учились тоже по другим букварям.
Цель: узнать, какими были первые учебники в моей семье?
Задачи: Для этого мы решили узнать:
Сначала мы решили узнать, что же такое букварь? Мы сходили в библиотеку школы и прочитали в толковом словаре значение слов – Букварь и Азбука.
Букварь - учебник для обучения грамоте.
Азбука - имеет два значения:
1. Система расположения букв в определенном порядке с их полным названием.
2. Начальное учебное пособие по обучению грамоте: заучивание букв в азбучном порядке.
Из интернета мы узнали, что первый русский букварь написал и напечатал Иван Фёдоров в 1574 году. Ивана Фёдорова называют первопечатником. В Москве есть памятник Ивану Фёдорову.
Он напечатал много книг, в том числе – букварь. Фёдоров никак не назвал свой букварь, поэтому иногда его книгу называли Азбукой или Грамматикой. Конечно, книга Фёдорова отличается от нынешних букварей и азбук.
В то время каждая буква азбуки имела другое название. Не просто буква А, а АЗ, не Б, а БУКИ. Так дети и заучивали: АЗ, БУКИ, ВЕДИ, и так далее. Из названий двух первых русских букв: А и Б (Аз, Буки) появилось слово «азбука».
Сначала дети заучивали буквы по своим наименованиям, составляли из них слоги и, наконец, учились читать "по складам". Например, чтобы прочитать слово БАБА, надо было сначала назвать имена букв (буки, аз, буки, аз) и только потом прочитать слово. Мы поняли, как сложно было так читать.
Из года в год, из века в век учились читать по букварю русские люди. Но не все могли научиться читать, потому что не все дети имели возможность учиться. Мы живем в очень интересное время, когда без хорошего умения читать, просто не обойтись.
Далее мы решили выяснить, по каким букварям научились читать мои родные.
Мой дедушка, Сергей Васильевич, пошел в первый класс в 1959 году. Он не умел читать и его первым учебником был букварь Воскресенской А. И.
Бабушка, Наталья Петровна, пошла в школу в 1962 году и ее уже учили по новому учебнику, потому что в этом году выпустили букварь Редозубова С. П.
Моя мама, Татьяна Сергеевна, и мой папа, Сергей Александрович пошли в первый класс в 1984 году. К этому времени издали новый красочный Букварь Горецкого В. Г.
Если полистать его страницы, то мы увидим, что первоклассники путешествовали с героями любимых детских сказок Буратино и Незнайкой, и их сопровождал смешной, желтенький человечек-медвежонок в красном берете - Мурзилка. (Раньше так назывался популярный детский журнал)
Моя сестренка Лиза пошла в школу в 2006 году, ее первым учебником стала азбука.
Сейчас азбуки и буквари стали разные, и каждая школа выбирает свою книгу, по которой дети начинают учиться читать. В современных азбуках уживаются герои сказок, популярных детских телепередач, мультфильмов.
Каждый из моих родных утверждал, что его учебник был самым лучшим. Мы решили узнать, по каким же из них лучше и интереснее учиться.
Для того чтобы составить компетентное мнение о достоинствах Букварей и Азбук, мы решили обратиться к опытным и авторитетным учителям наших школ, которые учили по разным Букварям и Азбукам не одно поколение ребят. Составив вопросы для интервью, мы отправились за ответами к нашим педагогам. С результатами этого исследования нам хочется вас познакомить.
Мы задавали педагогам следующие вопросы:
1.Сколько лет вы работаете в школе учителем начальных классов?
2. Какие Буквари были у ваших учеников?
3. Как вы считаете, какие учебники были лучше и почему?
4. По каким учебникам было легче учиться?
5. В какие годы было больше читающих ребят – дошкольников?
6. Нужно ли уметь читать до школы?
Нами было опрошено 4 учителя начальных классов, которые от двадцати до пятидесяти лет работают в школе и обучают грамоте первоклашек (Татомир Маргарита Ивановна, 22 года стажа; Беккер Людмила Ивановна, 50 лет стажа; Пантелеева Татьяна Александровна, 26 лет стажа; Жидкова Вера Николаевна, 26 лет стажа).
Имея огромный опыт в обучении чтению, они поделились своими мыслями о первых школьных учебниках. Конечно, учителей моих бабушки и дедушки мы не можем спросить и поэтому об их букварях мы смогли узнать из интернета. Но вот разные современные буквари и азбуки нам показали в библиотеке.
Практически все учителя отмечают, что в 80-е годы XX века читающих детей было значительно меньше, но научившись, они много потом читали книг. Сегодня в школу приходит гораздо больше знающих буквы и читающих детей.
Существует огромное число разных букварей и азбук для того, чтобы научить дошкольника читать. Но учить читать нужно правильно. В наш информационный век многие дома имеют компьютеры. В интернете есть огромное количество игр для детей, в том числе и обучающих чтению, много красивых азбук, букварей – игрушек.
В детстве наших бабушек, дедушек, родителей таких развлекательных предметов практически не было. А значит, свободное время посвящалось чтению книг. А любовь к чтению начиналась с самой первой книги Азбуки и Букваря. Учителя отмечают, что раньше был один Букварь и переиздавался он много раз. Сегодня учителя учат первоклассников по разным Азбукам и Букварям. Кроме того, учителя считают, что буквари раньше были только для обучения чтению, а в современных - очень много заданий на развитие логики, мышления. Также в современных букварях и азбуках есть разделение заданий для тех, кто не умеет читать и для тех, кто пришел читающий в первый класс. А вот на вопрос о том, нужно ли уметь читать до школы, все учителя пришли к одному мнению: все зависит от желания ребенка. Кроме того, нужно уметь учить читать правильно, чтобы потом не переучивать.
Выводы после интервью:
Мы сравнили несколько современных букварей и азбук и увидели, что многие тексты и картинки учебников очень похожи. Задания, которые помогают ученикам научиться хорошо читать, тоже одинаковые: слоги, слова, тексты, ребусы и задания для составления рассказов по картинкам, пословицы, загадки, скороговорки. Азбука и букварь учат не только читать, но и уважать старость, не обижать младшего, учат любить свой дом, свою семью, свою родную страну.
В результате сравнения букварей и азбук разных поколений в моей семье, можно сделать выводы:
I. Учиться раньше было легче:
1. шрифт в старых букварях намного крупнее, чем в новых;
2. количество страниц в старом Букваре меньше чем , в азбуке;
3. учебный материал в современных азбуках более сложный и интересный.
II. Каждый учебник был лучшим для моих родных, потому что он для них был единственным, именно по нему они научились читать.
III. В любое время первоклассники благодарны своим учителям и самым первым в их жизни учебникам.
За все 378 лет своей жизни букварь много раз менялся, но не изменилось одно – это первая книга, с которой начинается Школа. Именно знакомясь с букварями и азбуками, дети начинают жизнь школьника – учебу.
Занимаясь этой темой, мне стало интересно узнать: как появился и изменился русский алфавит. И мне хотелось бы в школе заняться этой темой.
Литература:
1. Азбука Школа России М. Просвещение 2011
2. Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А. Русская азбука, М. Просвещение 2010
3. Журова Л. Е., Евдокимова А. О. Букварь, М. Вентана-Граф, 2011
4. Интернет - ресурсы.
5. Нечаева Н. В., Белорусец К. С. Азбука, Корпорация «Федоров» 2007
6. Толковый словарь М. Просвещение 2008
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Заяц, косач, медведь и весна
Повезло! Стихи о счастливой семье
Мальчик и колокольчики ландышей
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"