Цель работы: Обратить внимание на проблему тяжелых портфелей, на сбережение своего здоровья путем ежедневного контроля тяжестей за спиной, правильного составления школьного расписания.
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_raspisaniya_.doc | 56.5 КБ |
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 1.21 МБ |
Исследовательская работа «Bodybuilding поневоле».
Пусть эпиграфом к работе послужат слова, которыми можно описать здоровье.
« Здоровье – это не только отсутствие болезней, это полное физическое, душевное и социальное благополучие». Необходимо всегда помнить, что купить здоровье нельзя, его только можно заработать собственными постоянными усилиями. Наша задача - беречь свое здоровье. Здоровье человека – самая главная ценность. В данной работе мы рассматриваем такие вопросы:
Морфофункциональные возможности организма учащихся школ, незавершенность развития важных для обучения систем, прежде всего центральной нервной системы, зрительного, слухового анализаторов, опорно-двигательной системы определяют высокую чувствительность организма к неблагоприятным внешним влияниям. Поэтому организация учебной деятельности должна основываться на учете псиxофизиологическиx особенностях детей и полностью соответствовать иx возрастным функциональным возможностям. Изменение функционального состояния организма детей в процессе обучения и воспитания зависит от величины суммарной учебной нагрузки, режима занятий и всего дня, а также других факторов.
График дневной и недельной нагрузки должен иметь вид одногорбой кривой. Проведя исследование расписания уроков, массы учебников мы увидели следующее:
Максимальная нагрузка для нашего класса должна составлять 35 часов вместе с групповыми занятиями. Сейчас мы имеем 33 часа. (Слайд 5)
Современными научными исследованиями доказано, что наиболее повышенный биологический оптимум умственной работоспособности у школьников приходится на интервал времени 10- 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения учебного материала при минимальных псиxофизиологическиx затратах организма. (Слайд 6)
Поэтому в расписании уроков для школьников основные трудные предметы для усвоения, как математика, физика, химия, иностранные языки должны проводиться на 2-3-4 уроках. На этих уроках самый большой и трудный материал. Предметы, требующих больших умственных затрат времени на выполнения домашних заданий не должны включаться в один день учебного расписания. Это отрицательно может повлиять на утомляемость детей. В нашем расписании: понедельник- алгебра, физика, английский язык идут подряд 2,3,4 уроками.
Среда- химия, английский язык, алгебра – 2,3,5 уроки.
Пятница – химия, алгебра, информатика, английский язык – 3,4,5,6 уроки, Четверг (все устные предметы) – литература, история, география идут подряд 1,2,3 уроками. (Слайд 7)
Уроки физкультуры, музыки и труда, рисования в школьное расписание должны включаться после трудных основных предметов для эффективной разгрузки учащихся и повышение иx динамического стереотипа, а не выноситься на конец рабочего дня.
При этом можно поставить рядом два достаточно сложных предмета как математика и иностранный язык, поскольку характер материала у них различный, но ставить рядом русский язык и литературу, физику и химию не рекомендуется (предметы однотипные). В расписании уроков данный принцип соблюдается не всегда, что, по-видимому, количеством параллельных классов, кабинетов, количеством учителей, их нагрузкой и пожеланиями.
По санитарным требованиям расписание строится с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности учеников. Её уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница). (Слайд8)
Какие же предметы считать сложными, а какие — простыми? Сложность предмета — понятие субъективное, ведь ученики имеют разные способности и склонности, неодинаково и эмоциональное восприятие данного предмета. Трудность предмета зависит и от профессионального мастерства учителя. Тем не менее, многочисленные исследования позволили классифицировать предметы по их сложности, в основу классификации была положена выраженность объективных признаков утомления, регистрируемых после того или иного урока.
Мы нашли шкалу И.Г.Сивкова, по которой все учебные предметы ранжированы в баллах (слайд 9) и захотели проверить свое расписание класса на первое полугодие. Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший её объем приходился на вторник или среду. На эти дни в расписании включаются либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие предметы, но в большем количестве.. Наибольшее количество баллов всех предметов должно приходиться на вторник и среду.
В расписании: понедельник – 45 баллов, вторник -39 баллов, среда -45 баллов, четверг – 42 балла, пятница -48 баллов, суббота-33 балла. (Слайд 10)
Как видно из диаграммы самым тяжелым для нас днем является пятница, вторник легче понедельника и четверга. Понедельник и среда имеют одинаковое количество баллов. Поэтому в эти дни нам приходится носить большое количество учебников в школьной сумке.
1.Посмотрим на наши учебники. Год от года школьные ранцы становятся тяжелее. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений. С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы, в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. (Слайд 11)
2.Мы специально взвесили все учебники для 8 класса, учебные принадлежности и спортивную форму. К радости, все учебники соответствуют норме. Однако можно заметить, что на урок алгебры мы вынуждены носить два учебника и это создает определенные трудности. (Слайд 12).
Если будем сравнивать общий вес наших учебников с допустимыми гигиеническими нормами (слайд 13),то наша возрастная группа должна иметь вес учебников до 3,5 кг без учета массы портфеля.
3. Понаблюдав в течение недели за весом наших портфелей, мы обнаружили, что носим за плечами: понедельник-3,7кг, вторник – 3,4 кг, среда -3,6 кг, четверг – 4,1кг, пятница -3кг, суббота -3 кг. (Слайд14).
Получается, что три раза в неделю наши школьные сумки превышают допустимые нормы. По медицинским нормативам правильный вес школьной сумки с принадлежностями рассчитывается по формуле: вес портфеля меньше 10% веса ученика, т.е. вес ученика (в кг) надо умножить на10 и разделить на 100.
Специалисты бьют тревогу: все больше школьников страдают от проблем с осанкой. И если отбросить разного рода травмы, то нагрузка на спину, получаемая в основном во время учебы – основная причина повреждения спины. Отчего, собственно говоря, начинаются проблемы с осанкой.
В нашем школьном мед. кабинете мы узнали информацию о состоянии опорно-двигательной системы: о нарушении осанки, проявлениях сколиоза и искривлении позвоночника. (слайд15). Из диаграммы видно, что не уменьшается число учеников, заболевших сколиозом.
Вывод и рекомендации:
1. Таким образом, правильное составление расписания уроков в школе, с учетом особенностей детского организма необходимо для профилактики утомления среди детей школьного возраста. Последнее время среди учащихся отмечаются случаи заболеваемости вегето-сосудистой дистонии и неврозы. Проведенный анализ расписаний свидетельствует о том, что расписание 8 класса В на первое полугодие составлено неправильно, с нарушением гигиенических требований.
2. Школьные занятия сочетают в себе психическую, статическую и динамическую нагрузку на отдельные органы системы и на весь организм в целом, поэтому необходимо не забывать о проведении особенно по начальному и среднему звену классов о комплексе специальных упражнений физкультурных минуток для улучшения мозгового кровообращения, снятия утомлений с плечевого пояса, рук и туловища.
3. Основные критерии оценки уроков с точки зрения функциональных возможностей учащихся – трудность и утомительность. Утомительность характеризуется изменением работоспособности, а трудность предмета – уровнем успеваемости, то есть степенью усвоения учебного материала. Следовательно, при составлении расписания необходимо учитывать оба фактора в равной степени.
4. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 20% детей, приходящих в первые классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья; среди выпускников школ уже около 80% нельзя назвать абсолютно здоровыми, и, чтобы сохранить здоровье детей и предупредить болезни, мы предлагаем:
Слайд 1
Исследовательская работа « Bodybuilding поневоле».Слайд 2
Цель работы: Обратить внимание на здоровьесберегающее факторы: 1)правильное составление школьного расписания, 2)ежедневный контроль веса портфеля за спиной.
Слайд 3
Провести мониторинг здоровья учащихся нашего класса по результатам мед.осмотра . Проанализировать расписание и сравнить результаты с санитарно-гигиеническими требованиями. Проверить на соответствие требований САНиП вес школьных учебников , вес школьного портфеля. Предложить свои способы решения проблемы.
Слайд 4
Объект, предмет и база исследования: Объект исследования: человек Предмет исследования: школьный портфель, школьное расписание. База исследования: ученики 8 В класса.
Слайд 5
Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий должны входить в объем максимально допустимой нагрузки
Слайд 6
Современными научными исследованиями установлено, что биологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходиться на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма
Слайд 7
Понедельник: алгебра, физика, английский язык - 2,3,4 уроки Среда: химия, английский язык , алгебра- 2,3,5 уроки Пятница : химия, алгебра, информатика, английский язык – 3,4,5,6 уроки Четверг (все устные предметы): литература, история, география -12,3уроки.
Слайд 8
При составлении расписания уроков следует чередовать в течении дня и недели для обучающихся I ступени основные предметы с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физкультуры, а для обучающихся II и III ступени обучения – предметы естественно математического и гуманитарного цикла. Неодинакова умственная работоспособность обучающихся и в разные дни учебной недели. Её уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница).
Слайд 9
Предмет Кол-во баллов Математика, информатика 11 Иностранный язык 10 Физика, химия 9 История, обществознание 8 Русский язык, литература 7 География, биология 6 Физкультура 5 Труд 4 Черчение 3 Рисование 2 Музыка 1 Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день. При составлении расписания уроков рекомендуем пользоваться таблицей И.Г.Сивкова в которой трудность каждого предмета ранжируется в баллах.
Слайд 10
Расписание уроков в баллах 8 В класса на первое полугодие 2009 / 2010 г.
Слайд 11
Вес школьного ранца или портфеля составляет 10% от веса хозяина. Учебник должен весить : Для 1-4 кл. - 300 г. Для 5-6 кл. – 400г. Для 7-9кл. – 500г Для 10-11кл. – 600г
Слайд 12
Вес школьных учебников: История 400г. Русский язык 380г. Алгебра (Учебник) 330г. Алгебра (Задачник) 375г. Физика 350г. Черчение 305г. Обществознание 475г. ОБЖ 270г. Химия 380г. Английский язык 370г. География 450г. Литература 480г. Информатика 450г. Литература 450г. Биология 460г История 400г. Геометрия 450г. Дневник 225г. Папка для тетрадей 70г. Тетрадь 100г. Пенал 350г. Атлас 130г. Портфель 750г.
Слайд 13
Общая масса учебников из расчета на один учебный день в комплекте со школьными принадлежностями, без массы портфеля или ранца не должна превышать допустимых гигиенических норм для переноса ученикам веса на расстоянии до 3 км
Слайд 14
Сколько весит школьный портфель в различные дни недели
Слайд 15
Последствия Сколиоз, нарушение осанки, искривление позвоночника 2008г 10 лет 6 человек 12 лет 3 человека 14 лет 6 человек 15 лет 1 человек Итог: 16 человек 2009г 10 лет 4 человек 12 лет 2 человека 14 лет 3 человек 15 лет 5 человек Итог: 14 человек
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Крутильный маятник своими руками
5 зимних аудиосказок
Машенька - ветреные косы
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку