В своей повседневной жизни мы многим пользуемся привычно, далеко не задумываясь о разносторонних свойствах того, что нас окружает. И лишь присмотревшись к тому, что привлекло внимание, вдруг обнаруживаем, что мало знаем о том, что нас окружает. Особенно то, что находиться на территории своего края, своей малой Родины, что имеет немаловажное значение.
Вовлечение школьников в пропаганду экологических знаний предполагает, что сами подостки в силу принятой на себя социальной задачи становятся примером экологически грамотного поведения в окружающей среде. И результаты полученные нами, подтверждают, что школьники, находясь в природном окружении, практически не мусорят и не срывают растения, стараются ходить по тропинкам. Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения и воля, которые формируются в ходе занятий на учебной экологической тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени - сохранение среды жизни человека. Этому подчинено содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на экологическо тропе - пока единственного места, где детив реальной ситуации организовано, выступают в роли воспитателей - пропагандируют экологические нормы и правила, в том числе и среди взрослого населения.
Вложение | Размер |
---|---|
Экологическая тропа с.Силино | 81.24 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
Силинская основная общеобразовательная школа
Выполнила: Кочеткова Яна, 15 лет
Руководитель:
Богатырева Наталья Владимировна,
учитель биологии
607705, Нижегородская обл., Шатковский р-он,
с. Силино, ул. Школьная, д.69
с. Силино, 2014 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………………7
ЧАСТЬ I. Описание экскурсионных объектов на маршруте…………………...7
ЧАСТЬ II. Практическая часть. Результаты исследований..…………………..13 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….25
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
История организации познавательных маршрутов в природе насчитывает целый век. Как правило, маршруты прокладываются по самым интересным, а нередко и уникальным уголкам природы. Протяженность таких познавательных троп природы рассчитана на прохождение их в течение от одного до нескольких дней. По таким тропам посетители путешествуют чаще самостоятельно, используя план-маршрут и буклет с описанием объектов на тропе. (ПРИЛОЖЕНИЕ) Практикуется прохождение чаще всего с экскурсоводом.
Учебная экологическая тропа – наиболее молодая разновидность организации маршрута на местности для проведения учебной и пропагандистской работы по вопросам охраны природы, создания условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде. Причем, на этой тропе в роли воспитателей (и воспитуемых одновременно) выступает молодежь разного, и особенно, школьного, возраста.
Учебная экологическая тропа отличается от познавательных троп природы. Отличия касаются вопросов организации тропы, набора расположенных на ней объектов и методов пропагандистской работы с разными категориями посетителей.
Прежде всего, отметим, что учебная экологическая тропа рассчитана на педагогов и воспитателей, на детей старших групп и дошкольных учреждений, учащихся общеобразовательных школ, отдыхающих граждан.
Первая категория слушателей на такой тропе приобретает опыт образовательно-воспитательной работы с детьми в природных условиях.
Вторая категория слушателей овладевает на тропе частью учебно-программного содержания: изучает объекты и явления природы, познает виды природопользования, приобретает опыт оценок характера и результатов взаимодействия человека и природы, овладевает навыками культуры экологически грамотного поведения в природном окружении, развивает умение пропагандировать идеи охраны природы среди сверстников и населения.
Третья категория слушателей – из числа отдыхающих, организованных в кратковременные экскурсионные группы, расширяет свой кругозор по современным экологическим проблемам и путям их решения.
Экологическая тропа – это учебно-воспитательный «кабинет» в природных условиях. Этим определяется и ряд требований к ее организации: выбору маршрута и его протяженности, взаимодействию с землепользователями территории, по которой пролегает тропа, составу экскурсионных объектов, подготовке экскурсоводов, изданию печатного комплекта с описанием экскурсионных объектов для посетителей и методических рекомендаций для учителей и экскурсоводов.
Актуальность работы. В настоящее время можно отметить возросший интерес к изучению истории родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Знание своей истории всегда было потребностью общества. Ведь, как известно, без знания прошлого нет будущего. Каждый человек любит то место, где он родился. Моя малая Родина особо дорога мне. Родной край становится еще более близким и родным, когда знаешь его историю. Знакомство с историей, культурой, природой, экологией и бытом людей живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной край, по возможности сохранить его в том, виде, в каком он находится сейчас, а значит, стать созидателем своей малой Родины.
Цель работы. Исследование экологического состояния села Силина.
Задачи и содержание практической деятельности учащихся на экологической тропе:
1. Овладение научными знаниями и умениями по изучению природной среды: | Овладение методами исследовательской работы: сбор первичного материала, его обработка и оформление. Определение объектов природы, учет запаса ресурсов; наблюдение причинных связей (теоретических и экспериментальных) |
2. Приобретение опыта ценностных ориентаций и оценочных суждений | Сравнение эстетических и гигиенических качеств естественной и преобразованной природной среды, критическая оценка состояния окружающей среды и соотнесение местных проблем охраны природной среды с национальными, глобальными и другими проблемами. |
3. Приобретение опыта выбора решения из возможных альтернатив. | Соблюдение эстетических и правовых норм поведения, обсуждение последствий деятельности человека, возможных вариантов использования природы для удовлетворения индивидуальных или общественных потребностей. |
4. Овладение трудовыми навыками и умениями природоохранительного характера. | Инвентаризация охраняемых природных объектов, составление необходимой документации (карт, схем, таблиц, описаний), защита природных объектов от разрушения, сохранение редких и уникальных объектов природы, уход за ландшафтом, улучшение природного окружения, пропаганда природоохранительных знаний. |
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.
Методы исследования: подбор и поиск необходимого материала; беседы с бывшими учителями, старожилами и руководителями организаций; анализ материала; подведение и оформление результатов (буклет, диаграммы, презентация).
Научно-практическая значимость. Материалы моего исследования можно использовать на уроках экологии, биологического краеведения (национально-региональный компонент), для проведения внеклассных мероприятий, в краеведческой работе, во время отдыха в летнем лагере.
Обоснование выбора темы. Название темы говорит само за себя. Мы предлагаем окунуться в прошлое и исследовать настоящее нашего села.
Степень научной разработанности. По истории села мало работ, где представлена информация о становлении и преобразовании села Силина.
Объектом исследования выступает сам поселок, достопримечательности, организации, его жители.
Выбор маршрута и его протяженность. При выборе маршрута экологической тропы мы учитывали три основных условия: доступность маршрута для посещения учащейся молодежью (близость к школе, удобство транспортного сообщения); достаточная посещаемость зоны маршрута тропы местным отдыхающим населением; эстетическая выразительность окружающего ландшафта и информационная емкость маршрута.
Продолжительность экскурсии определяется как общей протяженностью маршрута, так и набором объектов, которые включаются в изучение или ознакомление.
В своей повседневной жизни мы многим пользуемся привычно, далеко не всегда задумываясь о разносторонних свойствах того, что нас окружает. И лишь присмотревшись к тому, что привлекло внимание, вдруг обнаруживаем, что мало знаем о том, что нас окружает. Особенно то, что находиться на территории своего края, своей малой Родины, что имеет немаловажное значение.
Родное село! Сколько их разбросанно по всей России…. И каждое имеет свою неповторимую природу, свою историческую память. Одним из таких сел русской глубинки является село Силино Шатковского района Нижегородской области.
Взглянув на карту Нижегородской области, я решила составить экологическую тропу, для того, чтобы рассказать в ней о достопримечательностях моего села, моей малой Родины.
ЧАСТЬ I. ОПИСАНИЕ ЭКСКУРСИОННЫХ ОБЪЕКТОВ
НА МАРШРУТЕ
Наша экологическая тропа
Историческая справка
Во второй половине XVI века зародилось старинное русское село Силино. Свое название, по-видимому, получило от имени первого владельца – Силы Сычева. Помимо Сычевых, частью земли при селе Силино владели арзамасский губной староста дозорщик и межевщик Ерофей Евсеевич Бахметьев. В 1595 году Ерофей Бахметьев получил новое поместье – Неверовская пустошь, куда перевел своих крестьян из Озерок и Силина. Его же бывшее поместье в Силине перешло в ведение Дворцового приказа.
Люди бывалые говорят, что стояли по всей округе густые дубовые леса, и на их месте постепенно заселялось село… рядом с селом проходил известный в прошлом Симбирский тракт, по которому гнали каторжников. С тех пор мосты через реку Тешу называют Симбирскими. Благодаря этому тракту заглядывали сюда во времена крестьянских восстаний отряды грузинских и пугачевских повстанцев. В укромных местечках, ближе к лесу поджидали на тракте состоятельных торговцев и запоздалых путников, разбойники. В память об этом одна из сельских улиц до сих пор в народе называется Грабовской.
Гордостью села была церковь Казанской Святой Богородицы. Была она самой большой и красивой во всей округе. В праздничные дни перезвоны колоколов собирали народ со всех ближайших сёл и деревень.
А правил селом барин Дмитрий Хамыковский. который в честь своего имени установил в селе престольный праздник – Дмитриев день, который отмечается и поныне.
Разные легенды ходят и о самом барине. Говорят, что семья его жила в Москве, а когда он приезжал в село, имел много любовниц. По его велению похоронили его здесь, возле церкви, в склепе и каждую ночь одна из любовниц ходила оплакивать его. Свидетелем этих событий служит надгробный камень в виде плиты, который лежит возле храма.
Издавна село славилось мастерами и умельцами. В XIX веке здесь работал кирпичный завод, крупчатка (по обработке гречихи), шерстобойка, маслобойка – на которой били конопляное масло, было несколько кузниц, зерно мололи на ветряных мельницах. Особенно славились кузнецы-братья Кондратьевы. Профессионализм их был очень высок, они даже имели личное клеймо, которое с честью ставили на свои изделия. Их работа была высоко оценена, из Петербурга пришло свидетельство о присвоении Кондратьеву Ивану серебряной именной медали.
В 30-е годы в селе была организована промартель, где работало более 200 рабочих – это один из немногих в России обозный завод. В военное время он был размещен в здании церкви (которую уже к тому времени разорили). На заводе изготавливали спички, санитарные повозки для перевозки раненых, колеса, сани.
В 1720 году селом владел майор Богдан Трофимович Киселев. В 1734 году совладельцами Силина являлись Трофим Киселев и Федор Ратов.
В 1859 году в селе имелась одна церковь, два завода и 148 дворов, населенных 1019 жителям.
В 1932 г. был создан колхоз «Двигатель Революции» и большинство населения села стало членами колхоза. Первым председателем по воле колхозников стал Михеев Василий Иванович.
Немало испытаний легло на плечи силинцев: пожар в 1934г., который унес 37 домов - целую улицу. Наводнение, которое затопило дома по самую крышу. Потоки воды уносили дворы, скот, людей. Ничто не сломило сельчан, крепко стояли они на земле, все восстановили и построили вновь.
В 1937 году на базе колхоза образована промышленная артель «20 лет Октября» по производству спичек и ложек. Во время Великой Отечественной войны было налажено производство обозных изделий, в частности, саней-дровней для отправки на фронт. В 1956 году промартель была переименована в Силинский обозный завод.
Огромной радостью для всех были события 1956 г. когда в село провели электроэнергию и радио. Впоследствии подвели водопровод, заасфальтировали дорогу.
В 1959 году колхоз «Двигатель Революции» был объединен с колхозом «Пролетарии» находившемся в Силино-Майдане.
В 1972 г. в селе был построен Дом культуры, который стал любимым местом отдыха и общения сельчан.
Немало замечательных мастеров и рукодельниц и сегодня в селе. Любую работу по дереву, даже самую тонкую могут выполнить мастера, а женщины тут до сих пор ткут замечательные половики и лоскутные одеяла.
На сегодняшний день село расположено на территории администрации Силинского сельского совета, куда входят населенные пункты: село Силино, деревня Силино-Майдан, село Михайловка, село Сосновый бор, село Калапино, село Новое. Сведения, которые мы находим о наших местах, к сожалению достаточно кратки.
Происхождение, названий некоторых населенных пунктов.
Село Михайловка (вероятно названо по имени владельца данных земель)
Село Силино - существует несколько версий происхождения данного названия: одна из версий гласит о том, что в селе жили сильные духом и телом люди, поэтому село назвали Силино, по другой версии название села произошло от имени помещика Cилы Сычева.
Деревня Силино-Майдан (от араб. майдан - место, площадь). В прошлом название майдан давалось местам поташного производства в Нижегородском уезде.
Деревня Малое Силино. Ранее называлась Монастырка.
Исчезнувшие населенные пункты
После вступительной беседы начинается движение по маршруту.
Экскурсия начинается с разговора о целях и задачах экологической тропы. Далее разговор идет об исследованиях, которые будут проводиться по пути следования. Также проверяется инвентарь необходимый для проведения исследований.
Направление работы - изучение антропогенного влияния
Памятник был построен в 1970 году, в 2011 г. он был реконструирован. Первая остановка делается около памятника, где дается очень короткая справка о наших земляках, участниках Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., умерших в послевоенные годы и ныне живущих на Шатковской земле, которые дошли до Берлина, сломив отчаянное сопротивление немецко-фашистских войск, и водрузив знамя победы над рейхстагом.
Отдельный постамент был возведен нашему земляку Маякину Алексею Степановичу. Родился он в 1919 году в деревне Силинский Майдан Шатковского района. С трех лет рос без отца, окончил начальную школу. Помогал по дому, а когда в 1934 году умерла мать, стал пасти скот. Позднее работал ездовым в колхозе «Пролетарий», письмоносцем, чернорабочим на стройке в городе Душанбе. В сентябре 1939 года Шатковским райвоенкоматом был призван в Красную Армию и направлен в полковую школу. Осенью и зимой 1941 года участвовал в боевых действиях под Москвой помощником командира взвода. С мая по август 1942 года учится на курсах младших лейтенантов. Трудный боевой путь прошел лейтенант Маякин от Москвы до Эльбы, командировал взводом, а позднее ротой. Форсировал Днепр, Неман, Нарев, Одер. На фронте стал коммунистом. Одиннадцать раз был ранен. В восточной Пруссии в феврале 1945 года Маякин с группой разведчиков проник в тыл врага, внезапным ударом ошеломил фашистов и захватил их в плен.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года Алексею Степановичу Маякину было присвоено звание Героя Советского союза.
В мае 1946 года он был уволен в запас и поступил на завод «Красное Сормово» работал старшим диспетчером судокорпусного цеха, позднее – газорезчиком судокорпусного цеха, а затем оператором установки непрерывной разливки стали. Он неоднократно избирался членом цехового партийного бюро и горкома КПСС. С 1970 года Алексей Степанович – персональный пенсионер союзного значения. Член партийного бюро территориальной партийной организации. Умер он в 2003 году.
Дальнейший разговор ведется о биологических объектах:
Направление работы
3. Церковь Казанской Святой Богородицы
Переписанные книги 1621- 1623 годов позволяют достоверно установить на тот период существование церквей 7 сел. По Залесному стану – имеется информация из архива, где сообщается о церкви Дмитрия Селунского (Казанская церковь) в селе Силино. Подробная информация о церквях сел Залесного стана, к сожалению отсутствует. Казанская церковь является памятником градостроительства и архитектуры, год постройки предположительно 1844-1882 годов.
Дальнейший разговор ведется о биологических объектах:
Направление работы
4. Водоем
Продолжаем путь по экологической тропе, которая сворачивает в сторону водоема.
Водоем – пруд создан в 2009 году. Пруд, в отличие от озера – это водоем искусственного происхождения. По типам пруды подразделяют на проточные и изолированные, которые в свою очередь делятся условно на зарыбленные и без рыбы, но с водной растительностью (без того и другого – это бассейны). Наш пруд относится к изолированным. Строго говоря, пруд (если он не заброшен) – это аквариум с полуоткрытой системой водообеспечения и контролируемого заполнения растениями и животными.
По технике исполнения пруды бывают:
Грунтовые (в естественном грунте роется котлован и заполняется водой), бетонные (в грунте отливается чаша из армированного бетона с последующей отделкой и гидроизоляцией), пленочные или пластиковые (современные материалы высокой прочности, устойчивые к коррозии).
По способу заполнения водой пруды могут быть проточными или замкнутыми.
Проточный пруд – это когда вода подается из внешнего источника (например – ручей или скважина) и выводится в дренажную систему на участке. Такие пруды бывают, как правило, грунтовыми.
В случае замкнутых прудов, вода циркулирует через систему водоподготовки, подвергаясь фильтрации и специальной обработке, обеспечивающие комфортные условия для содержания рыбы и растений в водоеме.
У каждой технологии есть свои достоинства и недостатки. Но наиболее долговечным, надежным и легко контролируемым является, конечно, пруд с бетонной чашей и системой циркуляции воды.
В любом случае необходимо грамотное обслуживание и соблюдение основных факторов, определяющих условия содержания живых организмов в водоеме.
В 2010 году в пруд были запущены следующие виды рыб: карась, щука, карп, форель, окунь, язь.
В настоящее время Новый пруд используется в качестве рекреационного ресурса.
Направление работы
5. Колодец
Находится на территории Малого поля. Данный колодец, на сегодняшний день, считается, святым, так как несколько лет назад жители села приглашали священника, чтобы освятить воду колодца. И сейчас жители используют воду для питья. Независимо от того, что в селе существует система водоснабжения все равно жители села приходят сюда за водой, так как она более мягкая и вкусная.
Дальнейший разговор ведется о биологических объектах:
Направление работы
6. Окончание маршрута
На ягодной поляне, недалеко от колодца, делается остановка. После этого подводятся итоги экскурсии, уточняются задания, даются ответы на вопросы. После отдыха все возвращаются в школу.
Таким образом, в результате экскурсии можно решить ряд важных учебных и воспитательных задач, привить учащимся интерес к исследовательской работе, накопить богатый практический материал.
ЧАСТЬ II Практическая часть. Результаты исследований.
Для исследования экологической тропы мы заложили пробный участок. Составили план-схему с указание азимутов. Для того чтобы измерить в природе расстояние в 100 м, определили количество пар своих шагов в 100 м. от стартовой черты начали шагать с левой ноги, а счет шагов вели под правую ногу, считали через шаг. Старались идти обычным средним шагом. Для большей точности делали пять заходов. Количество шагов после каждого захода записали, а затем разделите на пять. На расстоянии в 100м с первой попытки было сделано 55 шагов, со второй -58 с третий- 60, с четвертой- 59, с пятой-58. Отсюда 58 пар средних шагов, чтобы пройти расстояние в 100м.
Далее мы обследовали все объекты экологической тропы и выяснили, какова ее засоренность. На территории, где мы проводили исследования, мусорных свалок обнаружено не было. Я хочу вам напомнить, что мусор нельзя закапывать, его нужно унести с собой до ближайшей урны.
Задание 1. Определить поток транспорта на самой напряженной и самой спокойной магистралях. Сделали серию фотографий о местных дорогах, их видах, транспортных средствах; особо обратили внимание на типы растительных сообществ вблизи дорог.
А вы знаете, что общая протяженность автомобильных дорог в мире составляет 18,3 млн. км, что равно 458 экваторов 10,9 млн. км приходиться на дороги с твердым покрытием. Средняя густота дорог- 24 км/100 км2 в пределах Ойкумены (населенной части Земли), 93км/100 км2- в Европе. Все типы дорог, в том числе и тропинки, интересны для изучения и с точки зрения их значения как транспортной магистрали и как экологических факторов.
Нашей целью было изучение влияния дорог на окружающую среду. Для этого мы исследовали дороги разных типов: грунтовую, тропу и шоссейную, а также изучали грузопоток на них.
Грунтовая дорога, где мы вели наблюдение, проходит вдоль села. Дорога имеет хорошее состояние, нет ухабов, камней. По обочинам дороги много растительности и расположено несколько огородов. На дороге небольшой слой почвы, который смыт на склонах.
На всех типах мы определяли грузопоток, составляя такие документы как план местности, где пролегает дорога, таблицу, где отмечали грузопоток.
Таблица 1. «Грузопоток»
Тип дорог | Виды транспорта | ||||||
Грузо- вые | Легко- вые | Микро-автобусы | Мото-циклы | Вело-сипеды | Авто-бусы | Пешеходы | |
машины | |||||||
Шоссе | 28 | 19 | 3 | 7 | - | - | 4 |
Грунтовые дороги | - | - | - | - | 2 | - | Менее 1 человека |
Тропа | - | - | - | - | - | - | - |
Мы исследовали отрезок шоссе, крайними точками которого являются церковь и грунтовая дорога до Нового пруда и тропа до Колодца на Малом поле. Близ Церкви дорога сильно разбита. С правой и левой сторон растут кусты дикой сливы. Пешеходов по дороге ходит мало. Зато по прилегающей к данной дороге трассе много транспорта. За 1 минуту в среднем проходит 1 машина. В будни большинство машин – грузовые. Они везут разные грузы, в основном стройматериалы и горючее. Мы находились почти совсем рядом с трассой и почувствовали, как много выхлопных газов в воздухе, поэтому вдоль дороги растительность очень скудная: примятые лопухи, подорожники, больше ничего и нет. И чем дальше мы отходили от дороги, тем лучше и богаче становилась растительность. Мы выяснили, что дороги всех типов очень сильно влияют на окружающую среду.
Тропа была расположена в 150 м от Нового пруда. Длина участка грунтовой дороги была создана тогда, когда копали Новый пруд, то есть был выбран овраг, а частично его заливали водой. Основная часть пруда была заполнена за счет ключей бьющих на данной территории и здесь сделали плотину. А с другой стороны бульдозерами разровняли дорогу. По краям дороги – очень густой и разнообразный травяной покров, вдали – деревья. Далее от нее идет тропа, ведущая нас к Колодцу. По краям тропы тоже наблюдается очень густой и разнообразный травяной покров. Обилие ягодных полян. Во время дождя тропа размывается. Мы обратили внимание на то, сколько тропинок протоптал человек. Некоторые тропинки старые, а некоторые – совсем новые. Порой 2-3 тропинки идут совсем рядом. Такое количество троп очень сильно изменяет природу. Вытаптывается много растений. Особенно сильно изменяют природу поперечные тропы, проходящие по склонам. По ним талые воды размывают почву, начинается эрозия, образуются овражки. Если этот процесс не остановить, то склон будет совсем размыт. Отчеты учащихся свидетельствуют об интересе к проблеме влияния дорог на окружающую среду
Задание 2. Почему нужно так бережно относиться к земле? Что собой представляет почва? Какова роль живых организмов в ее образовании? Чтобы ответить на эти вопросы, учащиеся должны овладеть простейшими методами исследования биоты почв. Основная задача при изучении почвенной биоты состоит в выявлении различий в видовом многообразии и количестве особей в зависимости от степени влияния человека. Поэтому прикопки и почвенные пробы были взяты в разных участках – в глубине леса и около тропинки, на обочине дороги и вдали от нее. Полученные результаты оформляли в виде таблицы. Особое место в изучении почвы занимает знакомство с дождевыми червями. В нашей стране около ста видов дождевых червей. В широколиственных лесах приходится по 500-800 особей на 1м2. Их биомасса составляет около 290г/м2. Они не только роют в земле ходы, перемешивая грунт, дождевые черви заглатывают с пищей мелкие частицы почвы, которые за время нахождения в его пищеварительной системе склеиваются, превращаются в прочные комочки, обогащенные питательными веществами. Такой комочек почвоведы называют агрегатом. Он ценнее для растения, чем распыленная почва. Считают, что за 50 лет поверхностный слой почвы может полностью пройти через желудочный тракт червей. В почву ежегодно возвращается 90-100кг/га азота с выделениями и с телами погибших особей червей.
Роль дождевых червей была установлена в процессе выполнения задания. При выполнении задания мы использовали справочные материалы, которые помогли учащимся осознать значение дождевых червей.
В почву лесов ежегодно может поступать до 70 кг/га азота только за счет естественной гибели дождевых червей и около 30 кг/га азота з счет прижизненных выделений. Количество экскрементов дождевых червей за вегетационный период – 2,5-3,0 т/га. В нашей области верхний горизонт дерново-подзолистой почвы целины (после раскорчевки леса) может состоять сплошь из выбросов дождевых червей, а пахотный слой полей – иногда на 90 %. С помощью учителя мы выбрали три пробные площадки на нашей экологической тропе. Данные площадки располагаются в разных местах. Мы заложили по три площадки размером 1м-1м., перекопали почву глубиной на штык лопаты. Собрали всех дождевых червей, которые обитали на этой площади. Подсчитали их количество и определили их общий вес, после чего животных отпустили. Рассчитали, какое количество дождевых червей приходится на 1 га каждого типа местности, который мы изучали. Сравнили эти данные и установили причины различий. Сравнили комковатость и пористость почв, в которых обитает разное количество дождевых червей. Установили причины различий, сделали выводы.
Таблица 2. «Количество и вес дождевых червей в почве различных участков»
Под кострищем | Тропа на лугу | Лесная тропа | Почва осинника | ||||
Количество | Вес | Количество | Вес | Количество | Вес | Количество | Вес |
0 | 0 | 0 | 0 | - | 7,4 | - | 10,7 |
Наша работа заключалась в выяснении условий жизни дождевых червей. Мы проверяли, как они живут, от чего зависит их количество в той или иной местности. Были взяты девять проб: на заброшенном огороде, около усадьбы, около памятника на грунтовой дороге, на кострище и на экологической тропе. Данные записали в таблицу, куда включили количество, общий вес, средний вес дождевых червей. Вывод, больше червей живет на заброшенном огороде, где почва рыхлая и плодородная, а меньше на грунтовых дорогах и на кострищах. На заброшенном огороде живет в восемь раз червей больше, чем на кострище, так как почва на огороде плодородней, чем на кострище, и более рыхлая, чем на грунтовой дороге.
Задание 3. Пользуясь описанием морфологических особенностей, найдите особей близких видов. Изучение распространения растений близких видов также помогает учащимся понять связи, существующие между человеком и природой.
В нашей области встречаются три вида подорожника: подорожник большой, подорожник средний, подорожник ланцетовидный. Они имеют следующие анатомические различия: у подорожника большого точка роста находится ниже уровня почвы, проводящий пучок листа надежно защищен механическими тканями; у подорожника среднего точка роста находится на уровне почвы, проводящий пучок тоже защищен механическими тканями, но эти ткани залегают не сплошным кольцом, а с разрывами; у подорожника ланцетолистного точка роста находится выше уровня почвы, проводящий пучок не защищен механическими тканями.
Обследовав пробные участки, заложенные в местах, подверженных разной степени вытаптывания:
а) на дороге и прилегающем к ней участка обочины, обочину дороги захватом участка самой дороги.
б) на поляне вблизи дороги
в) на поляне около водоема.
Сделать вывод о том, какой вид подорожника наиболее устойчив к вытаптыванию. Какой вид деятельности человека в данной местности приводит к наибольшему вытаптыванию растений. В процессе выполнения задания были собраны и оформлены данные о числе особей подорожников разных видов на пробных площадках в различных природных сообществах, установлены морфологические различия, в частности положение точки роста.
Таблица 3. «Количество найденных особей»
Название видов | Площадка 1 на тропинке недалеко от пруда | Площадка 2 выше тропинки ближе к дороге | Площадка 3 Выше тропинки в селе |
Подорожник большой | 52 особи | 1 особь | - |
Подорожник средний | - | 25 особей | 12 особей |
Подорожник ланцетовидный | - | 1 особь | 4 особи |
Вывод: Дороги оказывают большое влияние на окружающую среду. Почвы, отведенные под дороги, изымаются из биологического круговорота. Автомобили, которые ездят по дорогам, выделяют свинец и сернистый газ. Сернистый газ, попадая в почву, окисляет ее, снижает плодородие этой почвы, вызывает поражение растений. Свинец, накапливаясь в растениях, является отравляющим веществом для человека и для самих растений (свинец обнаруживается в ста метрах от дороги). На обследуемом участке дорог состав растений очень беден, в основном это одуванчики и подорожники. Чем дальше от дороги, тем разнообразнее становится растительность.
Задание 4. Биоиндикация загрязненности воздуха в селе Силино.
В наши дни, когда проблема загрязнения окружающей среды становится все более актуальной, индикаторами степени загрязненности среды могут служить живые организмы - ель, береза, фасоль, земляника и другие. Установлено, что индикаторами степени загрязненности воздуха являются лишайники, которые обладают разной чувствительностью к веществам, загрязняющим воздух. При изучении лишайников в городах было определено:
В связи с реакцией лишайников на степень загрязненности воздуха принято выделять:
"лишайниковую пустыню" - лишайники практически отсутствуют;
"зону соревнования" - флора лишайников бедна, отмечаемые виды имеют пониженную жизнеспособность;
"нормальную зону" - встречается много видов лишайников.
В течение последних десятилетий было обнаружено, что из газов самое отрицательное влияние на лишайники оказывает диоксид серы. Экспериментально установлено, что в воздухе уже при содержании этого соединения 0,08 - 0,10 мг/м3 в хлоропластах водорослей клеток многих лишайников появляются бурые пятна, начинается деградация хлорофилла, плодовые тела лишайников хиреют. Концентрация 0,5 мг/м3 губительна для всех видов лишайников. Кроме диоксида серы, на лишайники оказывают влияние оксиды азота, окись углерода, соединения фтора, хлора и др.
Исчезновение лишайников должно быть тревожным симптомом для людей, ведь если лишайники в некоторых районах исчезают совсем, следует ожидать повышенного уровня заболеваний, обусловленных загрязнением окружающей среды.
3адание 4. 1. Простейший тест на чистоту воздуха. Этот тест можно проделать, если затрудняетесь в определении вида лишайников. При выполнении этого задания необходимо, прежде всего, различать формы лишайников по внешнему виду
Тело лишайника, или слоевище, может быть разной формы. Выделяют три основные группы: накипные, или корковые; листоватые и кустистые лишайники.
Накипные – имеют слоевище в виде тонкой гладкой, зернистой или бугорчатой корочки. Очень плотно срастаются с корой, камнями или почвой, на которых поселяются. Отделить их без повреждения нельзя.
Листоватые – имеют вид мелких чешуек или пластинок. Они прикрепляются пучками грибных нитей и легко отделяются от той поверхности, на которой произрастают.
Кустистые – имеют вид тонких нитей или более толстых ветвящихся кустиков, прикрепляющихся к поверхности своими основаниями.
Мы использовали простейшую шкалу для определения степени загрязнения воздуха.
Шкала «Степень загрязнения воздуха»
Степень загрязнения | Наличие лишайников | |
I | Слабое загрязнение | Исчезают кустистые лишайники |
II | Среднее загрязнение | Исчезают листоватые и кустистые лишайники |
III | Сильное загрязнение | Исчезают кустистые, листоватые и накипные лишайники, даже на камнях – «лишайниковая пустыня» |
Задание 4.2. Составить карту загрязнения воздуха по видовому составу лишайников.
Ознакомившись с внешним видом некоторых наиболее распространенных у нас лишайников. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Мы приступили к составлению карты загрязнения воздуха в районе экологической тропы. На основании таблицы «Степень загрязнения воздуха»
Таблица 4. «Степень загрязнения воздуха»
Степень загрязнения воздуха | Что происходит |
0 зона – очень сильное загрязнение (вблизи источников загрязнения) | Лишайников нет, только водоросль Плеврококус на деревьях и камнях – зеленый налет. |
1 зона сильное загрязнение | Лишайник Леканора на основании деревьев и камнях |
2 зона уменьшение загрязнения | Оранжевый листоватый лишайник Ксантория на камнях |
3 зона уменьшение загрязнения | Серый листоватый лишайник Пармелия на камнях; Леканора и Плеврококус на деревьях |
4 зона относительно чистый воздух | Серые листоватые лишайники, появляются на основаниях деревьев |
5 зона чистый воздух | Леканоры становится меньше, обычно появляются кустистые лишайники, в том числе Эверния |
6 зона очень чистый воздух | Обычные кустистые лишайники, в ом числе Уснея |
В районе экологической тропы села Силино проводилась биоиндикация воздушного загрязнения. Наиболее часто употребляемые методы химического анализа содержания отдельных веществ в воде, воздухе или почве не дают полной оценки загрязненности. В то же время живые организмы (растения, животные) и их сообщества реагируют на весь комплекс условий среды. На этом основаны разнообразные методы биоиндикации загрязнения. В ходе исследования была использована одна из методик, предназначенная для выявления загрязнения воздушной среды. Видом-биоиндикатором явилась сосна. Правильность определения класса загрязнения проверялась по лишайникам, растущим на стволе взрослых деревьев.
Для этого группа учащихся обследовала несколько деревьев (со стволом диаметром свыше 15 см., возрастом около 30-35 лет). Учитывалось, что оценку лишайникового покрова можно делать только на старых деревьях сосны, так как молодые сосенки, а также лиственные породы не подходят. На таких деревьях кора ежегодно слущивается и лишайники не успевают их заселить. Затем подсчитывалось количество найденных видов лишайников.
Как известно, лишайники различаются по цвету и типу роста.
Накипной - имеет слоевище в виде корочки, сросшейся с корой, листоватый - растет в виде чешуек, отделяющихся от коры, кустистый - в виде нитей или кустиков с широким плоским основанием.
Подсчитав количество лишайников, мы поместили результаты в таблицу экспресс-оценки загрязнения воздуха (таблица 5).
Таблица 5. «Экспресс-оценка загрязнения воздуха»
Число | Цвет и характер роста | Класс | ||||
видов | серый | желтый | ||||
накипной | листоватый | кустистый | накипной | листоватый | ||
6 | + | + | ++ | + | + | I |
3 | + | + | + | + | II | |
2 | + | + | III | |||
1 | + | + | IV | |||
+ | V - VI |
Примечание: римскими цифрами обозначены:
Таблица 6. «Результаты нашего исследования»
Число | Цвет и характер роста | Класс | ||||
видов | серый | желтый | ||||
накипной | листоватый | кустистый | накипной | листоватый | ||
9 | + | +++ | +++ | + | + | I |
Вывод: таким образом, были обнаружены девять различных видов лишайников, что говорит о низкой степени загрязненности воздушной среды на исследуемой территории. Это объясняется тем, что район экологической тропы значительно удален от промышленных центров и крупных автомагистралей.
Задание 5. Провести мониторинг заболеваемости детей от 0-15 лет. Результаты медицинского мониторинга здоровья детей (по данным местного ФАПа) показаны в таблице 7.
Таблица 7. «Заболеваемость детей 0 до 15 лет в селе Силино»
2011 | 2012 | 2013 | |
Всего | |||
Инфекционная заболеваемость | 0 | 0 | 2 |
Новообразования | 0 | 0 | 0 |
Болезни эндокринной системы | 0 | 0 | 0 |
Болезни крови | 0 | 0 | 0 |
Болезни нервной системы | 0 | 0 | 3 |
Болезни системы кровообращения | 0 | 0 | 0 |
Болезни системы дыхания | 118 | 121 | 114 |
Болезни системы пищеварения | 0 | 0 | 0 |
Болезни мочеполовой системы | 0 | 0 | 0 |
Болезни кожи | 0 | 0 | 0 |
Болезни костно-мышечной системы | 0 | 0 | 1 |
Врожденные аномалии | 0 | 0 | 0 |
из них сердца | 0 | 0 | 0 |
Травмы | 0 | 0 | 0 |
Численность населения | 568 | 576 | 552 |
К сожалению, заболеваемость детей в России остается высокой. Ведущее место в структуре заболеваемости детей в различных регионах России и в целом по стране занимают болезни органов дыхания (БОД), связанные в первую очередь с патологией верхних дыхательных путей от 40 до 72%, а также органов пищеварения и врожденные патологии. Наши исследования показали что, 21 % заболеваний приходится на органы дыхательной системы. На основании представленных данных мы составили графики заболеваемости детей в возрасте от 0 - до 15 лет. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в заключение работы, хочется сказать, что экологическая тропа служит местом не только приобретения, но и пропаганды экологической культуры среди различных слоев населения. Причем важная воспитательная ценность такой тропы состоит в том, что для широких слоев взрослого населения носителями нового социального идеала выступают дети. Нормы морали и права об ответственном отношении к природе, которые тактично, но страстно утверждает подросток, воспринимаются взрослыми особенно остро. Это заставляет их задуматься над характером своего поведения в природном окружении, над тем, какой пример взрослый человек подает подрастающему поколению.
Вовлечение школьников в пропаганду экологических знаний предполагает, что сами подростки в силу принятой на себя социальной задачи становятся примером экологически грамотного поведения в окружающей среде. И результаты, полученные нами, подтверждают, что школьники, находясь в природном окружении, практически не мусорят и не срывают растения, стараются ходить по тропинкам. Причем эти несложные ограничительные нормы поведения дети выполняют самостоятельно, без напоминания педагога. В поведении подростков появляются действия, которые еще не стали характерной чертой для их сверстников. Многие ребята из экспериментальных групп в тактичной форме делают замечания взрослым по поводу их неправильного экологического поведения или поведения их детей в природной среде. Это служит определенным показателем социально активной жизненной позиции подростка. Особенно если учесть, что для этого возраста типична обратная картина, когда взрослые делают замечания подросткам в связи с различными нарушениями поведения в природе.
Следует, также отметить, что экологическая тропа помогает эффективно реализовывать ряд основных положений общего образования молодежи. Знания, которые учащиеся получают на экологической тропе, тесно связаны с программным материалом и в большинстве случаев расширяют и углубляют его. Главное же состоит в том, чтобы дети учились применять в комплексе знания, полученные из разных предметов, познавая неразрывное единство природы и человека, что повышает научный уровень обучения.
Во время пребывания на экологической тропе есть возможность наблюдать в реальных ситуациях, как школьники усваивают не только научные знания о природе, но и этические и правовые нормы отношения к ней. Именно на экологической тропе постоянно создаются условия для сочетания знания, чувства и действия. А такой сплав – главное условие для воспитания воли и убеждений личности.
Особенность занятий на экологической тропе в том, что получаемые на ней знания не сводятся лишь к расширению научной картины мира. Основное внимание здесь важно направлять на анализ конкретного отношения человека к окружающему миру, развивать навыки комплексной оценки результатов труда, умения прогнозировать экологические последствия, в том числе в результате своего личного поведения или поведения своих товарищей. Высшим проявлением связи обучения с жизнью будет реальное участие школьников в систематическом уходе, защите и улучшении общего состояния и отдельных объектов экологической тропы.
Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения и воля, которые формируются в ходе занятий на учебной экологической тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени – сохранение среды жизни человека. Этому подчинено содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на экологической тропе – пока единственного места, где дети в реальной ситуации организовано, выступают роли воспитателей – пропагандируют экологической нормы и правила, в том числе и среди взрослого населения.
Список использованной литературы
Лупленый бочок
Ветер и Солнце
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари