В работе дано описание жизни и деятельности известной киноактрисы Ангелины Степановой, которая оставила свой след в советском кино.
Вложение | Размер |
---|---|
angelina_stepanova.docx | 478.49 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5
ТЕМА:
Знаменитые люди Николаевска-на-Амуре.
Ангелина Степанова.
ВЫПОЛНИЛ: Волобоев Александр,
ученик 8 б класса
РУКОВОДИТЕЛЬ: Шевцова Ирина
Геннадьевна,
учитель истории
г. Николаевск-на-Амуре
2013 год
ПЛАН:
"Я свою биографию ни на какую другую не променяю"
23 ноября 1905 года в семье страхового агента Николаевского-на-Амуре отделения Русского страхового общества Степанова Иосифа Петровича родилась дочь, которую крестили в городском соборе Святителя Николая Чудотворца и нарекли Ангелиной, что в переводе с греческого означает «возвещающая».. Мать - Мария Владимировна, в своё время окончила курсы стоматологов, по специальности работать не пришлось. Она отдала себя воспитанию детей, которым старалась привить любовь к искусству, особенно к музыке, (она сама хорошо играла на рояле). Она читала детям французскую и европейскую литературу в основном с оригинала, знакомила детей с основами живописи и театрального искусства. С детства Ангелина наигрывала перед зеркалом целые сцены. Став старше, принимала участие в самодеятельных школьных театральных сценках и даже в отрывках из серьёзных пьес.
Лине было три года, когда Степановы переехали в Москву. Супруги заделались заядлыми театралами - и иногда брали на спектакли Лину. Она буквально заболела балетом: ходила по квартире на пальцах, пыталась делать балетные па... В семь лет Лину отдали в гимназию Ржевской. Она училась средне, особенно тяжело было с математикой, однако на гимназических вечерах Лина Степанова прекрасно читала стихи, в спектаклях играла главные роли, а на уроках танца, которые вел бывший артист Большого театра Чудинов, была лучшей ученицей. В 1918 году гимназию Ржевской соединили с мужской семинарией. Занятия разладились - революция изменила течение жизни. Гимназию - теперь уже школу - Степанова кое-как закончила в 1921 году.
ПОСТУПИЛА Ангелина в 3-ю Студию МХТа. Руководитель Студии Евгений Вахтангов, присутствовавший на третьем отборочном туре, сказал: «Упрямая девчонка. Мы не возьмем - она еще куда-нибудь пойдет».
Время было тяжелейшее. Голод, холод, грабежи, разруха. Но студийцы словно не замечали ничего вокруг. В нетронутых роскошных гостиных переданного Студии особняка Берга на Арбате (на этом месте сейчас Театр им. Вахтангова) проходила вся жизнь - репетиции, занятия, разговоры... Многие здесь и ночевали: засиживались допоздна, а ходить по ночным улицам было небезопасно. От постоянного недоедания Лина, которой не было еще и шестнадцати, постоянно была на грани голодного обморока.
Дебют на сцене.
Дебют Степановой на сцене состоялся в знаменитом спектакле Вахтангова «Принцесса Турандот». Как часто бывает, совершенно неожиданно: Лину попросили заменить заболевшую исполнительницу. Роль была крохотная, без слов - только танец. Но для нее это был праздник. На втором курсе началась работа над учебным спектаклем по повести Диккенса «Битва жизни». Режиссером был Николай Михайлович Горчаков. Левые критики нападали на пьесу, зато ее посмотрела вся театральная Москва. Видел спектакль и Владимир Иванович Немирович-Данченко. Он рассказал о «Битве» Станиславскому. Тот только что вернулся в Москву после двухлетней гастрольной поездки Художественного театра по Западной Европе и США и задался целью построить новый репертуар и омолодить труппу МХТ. Станиславский перенес спектакль на Малую сцену и позвал в Художественный театр Ангелину Степанову и Николая Горчакова.
ЗАДАТКИ характерной актрисы у Лины обнаружились еще в Студии. Роли княжны Мстиславской в «Царе Федоре Иоанновиче» и Софьи в «Горе от ума», которые она сыграла во МХТе в сезоне 1924-1925 года, обнаружили в таланте Степановой лирическое начало: тоненькая, изысканная Ангелина с огромными глазами на нежном лице сразу привлекала к себе внимание. Она была полна неукротимого оптимизма. Получая в первые годы - да порой и потом - только небольшие роли, отдавалась им целиком, верная завету Станиславского: нет маленьких ролей, есть маленькие актеры. А быть маленькой актрисой Лина не хотела ни за что. Константин Сергеевич часто репетировал с нею у себя дома и называл своей любимицей.
ЛЕТОМ 1925 года МХТ поехал на трехмесячные гастроли по Кавказу и югу России. Все это время Степанову опекал режиссер Николай Горчаков, завороженный ее обаянием. Вскоре Ангелина Степанова стала его женой. Их соседями по коммунальной квартире в Кривоарбатском переулке были сценарист Николай Волков и его жена, актриса Бэлла Казаро-за. У Волковых бывали Мейерхольд и Зинаида Райх, Исаак Бабель, Юрий Олеша, влюбленный в Лину Борис Пильняк. Именно у них в 1928 году Степанова познакомилась с писателем и драматургом Николаем Эрдманом, находившимся на вершине славы: им увлекались Станиславский и Мейерхольд, его друзьями были Бабель, Булгаков и Маяковский. Они писали друг другу письма, в которых могли сказать то, что не решались сказать лично... Она понимала, что от жены он не уйдет, и поэтому не уходила от Горчакова - хотя с каждым днем отдалялась от него.
Летом 1933 года Николай Эрдман, один из авторов сценария фильма «Веселые ребята», был арестован в Гаграх, где шли съемки. Его приговорили к трехлетней ссылке в город Енисейск Красноярского края. Степанова рук не опустила. Она развелась с Николаем Горчаковым - боялась ему повредить. Он продолжал любить ее всю оставшуюся жизнь. Много лет спустя вторая жена Горчакова жаловалась, что ночью муж иногда называет ее Линой... Горчаков поддерживал Степанову и тогда, когда она делала все возможное и невозможное, чтобы спасти любимого человека. Они писали друг другу. Лина добилась у всемогущего Авеля Енукидзе свидания с Эрдманом и разрешения на поездку к нему. Енукидзе спросил, что заставляет ее так поступить. Она ответила: «Любовь». И даже угроза ссылки не остановила Лину. Летом 1934 года она навестила Николая в Енисейске, что в те времена было равносильно подвигу.
СПАСЕНИЕ Лина нашла в работе. За последние годы она сыграла множество ролей - Аня в «Вишневом саде», Мариэтт в инсценировке романа «Воскресение» Льва Толстого... Именно в это время Степанова репетировала роль, сделавшую ее ведущей актрисой Художественного театра: Бетси в «Анне Карениной». Премьера состоялась в апреле 1937 года, спектакль имел феерический успех. Имя Ангелины Степановой, только-только вернувшейся на сцену после рождения сына - Саши, громко зазвучало в театральном мире. Ее Бетси Тверская превзошла все прошлые успехи актрисы.
Летом 1937 года Степанова впервые выехала за границу - на гастроли в Париж. В первый же день, выйдя на улицу (на ней было платье в ярких цветах, последний крик московской моды), Лина чуть не сгорела от стыда. В Париже носили совсем другое. Она бросилась в магазины. В одном из бутиков по соседству с отелем нашла то, что хотела, - строгие платья простого, элегантного кроя. Не думая, она потратила все свои деньги.
Ее Бетси очаровала и французскую критику. Но не только этим запомнились Лине гастроли. В Париже она познакомилась с писателем Александром Фадеевым, с которым ей было суждено прожить вместе почти двадцать лет. Она гуляла по парижским улочкам вместе с подругой, актрисой Еленой Елиной, когда им встретился Александр Фадеев. Он пригласил Лину поужинать - он не произвел на нее особого впечатления, но она согласилась: все деньги были потрачены на одежду. Уже через несколько дней Степанову спрашивали, почему Фадеев постоянно сидит в вестибюле отеля, где жили актеры МХАТа... Они поженились в новогоднюю ночь 1938 года, в Художественном театре.
ФАДЕЕВ и Степанова поначалу жили очень дружно, но им редко удавалось подолгу быть вместе: она все время в театре, на гастролях, он тоже постоянно в делах, разъездах - Фадеев был руководителем Союза писателей. Когда удавалось, ждал ее, обживая новую квартиру, обустраивая дачу в Переделкино. Хозяйством занималась Мария Владимировна, мать Лины. Денег было мало, но Ангелина и Александр чувствовали себя счастливыми. А нехватку личного общения им заменяли письма... Весной 1941 года Степанова тяжело заболела и впервые не поехала на гастроли. И переехала с семьей на дачу - наконец-то она смогла пожить, как мечтала, с любимым мужем, матерью и сыном. Но началась война.
Художественный театр был эвакуирован, Степанова из-за болезни с театром не выехала и эвакуировалась с семьей в Чистополь, городок на Каме, где разместились семьи писателей. В Чистополе Степанова сразу же организовала художественную бригаду из актеров местной труппы, писательских жен и артистов, оказавшихся в городе. Успех был огромный, но Лина все равно чувствовала себя оторванной от настоящей жизни. Узнав, что в Саратове Художественный театр продолжает активно выступать, она в августе 1942 года уезжает из Чистополя. Уже осенью МХТ вернулся в Москву. Там, среди разрухи, холода, постоянных налетов, театр продолжал работать. Степанова много играла. 14 августа 1944 года у нее родился второй сын - Миша.
В ПОСЛЕВОЕННЫЕ годы, после смерти Немировича-Данченко, театр стал слабеть. Степанова по-прежнему много играла, но ситуация в театре перестала ее удовлетворять. В личной жизни все тоже было негладко. По мере продвижения по служебной лестнице - он был Генеральным секретарем Союза писателей, депутатом Верховного Совета - Александр Фадеев все больше и больше уходил в себя. Он болел - печень, сердце... Постоянно болели и дети, особенно Миша. Но Степанова давно приучила себя к мысли, что ее личные дела -это прежде всего театр и лишь потом все остальное, хотя и муж, и дети значили в ее жизни многое. Александр Александрович часто говорил ей: «Все, что не главное, - мимо, мимо», и она твердо усвоила его совет.
Степанова была главой семьи. Ни занятость Фадеева, ни его проблемы не могли помешать ему исполнять просьбы - скорее, приказы - Ангелины Иосифовны. Он водил детей в школу, ходил на родительские собрания, беспрекословно выполнял все ее пожелания, так же, как она - все пожелания детей.
ВЕСТЬ, которую никто не решался сообщить Ангелине Иосифовне, пришла 14 мая 1956 года в Белград, где тогда гастролировал МХАТ. После спектакля ее посадили в машину, сказав, что Фадеев тяжело заболел, и отвезли в Будапешт - прямых рейсов на Москву не было.
Правду она узнала в аэропорту в Киеве, на промежуточной стоянке. Все ринулись за газетами. У Ангелины Иосифовны не было советских денег. Она одолжила у стюардессы мелочь и в «Правде» на третьей странице увидела портрет Александра Фадеева в траурной рамке... С самолета она сошла с газетой в руках. Встречающие молчали. Александр Фадеев застрелился 13 мая на даче в Переделкино. Он оставил письмо, которое Степановой не показали. Что там было написано, она узнала вместе со всеми, в начале 90-х, когда письмо опубликовали. Фадеев обвинял советское правительство в уничтожении советской литературы, геноциде лучших ее представителей. О Лине не было почти ничего - только просьба простить его...
Спасение – МХАТ.
После похорон Степанова вернулась в Белград. Через два дня она была в театре, удивив всех своей выдержкой. Самолет из Будапешта приземлился за два часа до спектакля. Степанова молча прошла к себе в гримуборную и так же молча, не слушая соболезнований, вышла на сцену. На следующий день в «Трех сестрах» она играла Ирину. Первую фразу - «Зачем вспоминать?» - она произнесла с обычной легкостью. Зал вздрогнул. Она понимала, что спасение теперь только одно - МХАТ. И никто не узнает, чего стоит ей спокойная замкнутость...
НОВЫЕ роли - Елизавета в пьесе Шиллера «Мария Стюарт», Шарлотта в «Вишневом саде». МХАТ находился в состоянии затяжного кризиса.
Степанова начала репетировать с Анатолием Кторовым, одним из последних оставшихся в труппе «стариков», пьесу Джерома Килти «Милый лжец». Этот дуэт станет художественной кульминацией их театральной карьеры. Кторов в роли Бернарда Шоу и Степанова в роли знаменитой актрисы Патрик Кэмпбелл имели успех, пожалуй, даже превосходивший успех их знаменитых героев. Была создана телеверсия спектакля - ее показывают до сих пор. Небольшие роли в кино, записи на радио... Постепенно Степанова стала уставать. В 1988 году она решила уйти из театра. «В театре мне стало неинтересно», - сказала она, подавая заявление об уходе. Ее особо не удерживали, и МХАТ остался без своей самой выдающейся актрисы, последней из игравших со Станиславским. Она целиком отдалась семье. В ее доме сохранялся неизменный тихий и интеллигентный дух.
В 1995 году во МХАТе отметили ее 90-летие - скромно и очень красиво. Было много цветов, заполнивших небольшую трехкомнатную квартиру. "Блистательная и драматичная личная жизнь этой актрисы могла бы дать материал и романисту, и историку". Так написала об Ангелине Степановой знаток истории Художественного театра Инна Соловьева.
А когда в 1998 году отмечали столетие Художественного театра, она специально ездила к Славе Зайцеву, который выбирал ей платье
Последние годы она редко выходила из дома, встречалась лишь с несколькими людьми, к телефону подходила в определенные часы. 13 мая, в день смерти Александра Фадеева, не общалась ни с кем. Но раз в две недели приезжала в театр - сделать прическу, узнать, что происходит... В конце жизни у нее спросили, можно ли назвать ее счастливой. Она ответила: «В моей жизни было много горя и бед. Но если вы спрашиваете, была ли я счастлива, я скажу - да, была, каждый день, каждую секунду, и свою биографию я не променяю ни на какую другую». Умерла Ангелина Иосифовна 17 мая 2000 года - во сне. Ее похоронили на Новодевичьем кладбище, в одной могиле с мужем, Александром Фадеевым. Он всегда говорил про нее: «Таких, как Лина, не бывает на свете».
ПРИЛОЖЕНИЕ
А.Степанова 1928 г.
А.Степанова и Н.Эрдман
Ангелина Степанова и Александр Фадеев с детьми – Сашей и Мишей
Награды
Фильмография:
1. Мёртвый дом - 1932 - курсистка
2. Незабываемый 1919-й - 1951 - Ольга Буткевич
3. Анна Каренина - 1953 - Бетси Тверская
4. До свидания, мальчики - 1964 - мать Володи
5. Война и мир - 1967 - Анна Павловна Ширер
6. День за днём - 1972
7. Бегство мистера Мак-Кинли - 1975 - миссис Энн Шамуэй
8. Они сражались за Родину - 1975 - старая казачка
9. Всегда со мною - 1976 - Мария Николаевна
10. Двадцать дней без войны - 1976 - художественный руководитель театра
11. Милый лжец - 1976 - Патрик Кэмпбелл
12. Повесть о неизвестном актёре - 1976 - Мария Бенедиктовна
13. Судьба барабанщика - 1976 - сумасшедшая старуха
14. Объяснение в любви - 1977 - старуха
15. Чеховские страницы - 1977
16. Скорость - 1983 - мать Лагутина
17. Запомните меня такой - 1987 - Мария Ивановна Киреева
Использованные материалы:
1. Энциклопедия "Кругосвет"
2. Персональный сайт Виталия Вульфа ("Ангелина Степанова. Большая роль")
3. Сайт "Характерные актёры российского кино"
4. Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия
5. Фотографии с персонального сайта Виталия Вульфа, с сайта "Характерные актёры российского кино", БСЭ, сайта канала "Культура" и из архива автора.
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Ручей и камень
Снежный всадник
Сказки пластилинового ослика
Солдатская шинель