Ученический проект о истории развития символики Российского государства. Данный проект занял первое место на областном конкурсе "Российская государственность: страницы истории"
Вложение | Размер |
---|---|
sabirova.doc | 150 КБ |
Областной конкурс творческих работ учащихся
«Российская государственность: страницы истории»
_________________________________________________________________
Номинация: «Символика Российского государства»
Творческая работа
«Символы России, как отражение ее истории».
Сабирова Алина 11 класс
ГБОУ СОШ с. Камышла
Муниципального района
Камышлинский
Научный руководитель:
учитель обществознания
Михайлова В.С.
Камышла-2012
Оглавление
I. ГЕРБ РОССИИ КАК, ОТРАЖЕНИЕ ЕЁ ИСТОРИИ
1.1 Россия и Византия. Появление двуглавого орла
1.2. Становление Российского герба от Ивана ІІІ до Петра І
1.3 Российский государственный герб от Петра І до Александра ІІ.
1.4 Большой, Средний и Малый гербы Российской империи
2.2 Флаг в период Временного правительства.
2.4 Современный флаг Российской Федерации
III. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН РОССИИ
3.1 Гимн в период временного правительства
ВВЕДЕНИЕ
Как и любая другая страна, Россия имеет свои государственные символы, которые представляют нашу страну, её историю и населяющий народ. И поэтому я считаю, что символы государства очень важны. Они имеют специальные знаки, отличающие государства друг от друга, но в то же время объединяют и сближают граждан одной страны. Этими символами являются Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн.
Актуальность изучения данной темы в том, что, к сожалению, не все ученики нашей школы знают историю и причины возникновения символики Российской государственности. И я надеюсь, что своей работой я привлеку внимание своих одноклассников на возникновение этих памятников прошлого, что поможет не только лучше понять нашу историю, но и приблизиться к пониманию мировоззрения людей минувших эпох, к привлечению к участию в процессе создания работы одноклассников, учащихся школы.
Объектом исследования является Государственный герб, гимн и флаг России.
Предметом исследования является история возникновения, изменения и использования Государственного гимна, герба и флага в России.
Цель моей исследовательской работы:
проследить историю развития российской символики
В своей работе я поставила перед собой следующие задачи:
1.Выяснить, как и почему герб, гимн и флаг появились на Руси.
2.Узнать, как они менялись в ходе истории.
3.Разобрать особенности нашей символики.
4.Узнать, что означает каждый символ.
I. ГЕРБ РОССИИ КАК, ОТРАЖЕНИЕ ЕЁ ИСТОРИИ
Герб государственный (от польского herby – наследство) – символический опознавательный знак государства, составленный и утвержденный по определенным правилам. Изображается на печатях, монетах, может быть составной частью государственного флага.
Герб и государство - эти два понятия тесно связаны друг с другом. Возникновение государства почти сразу же влечёт за собой появление некоего изображения, которое отражает, как правило, внутреннее устройство этого государства, его могущество, территории, входящие в его состав. Существуют особые правила составления этого рисунка, которые устанавливает и изучает наука геральдика. Однако немаловажно кроме этих правил знать и историю государства. Отталкиваясь от событий, которые происходили в русской истории, я попытался найти их отражение на гербе России.
Обратимся к истории Государственного герба России. История российского герба начинается с утверждения двуглавого орла в качестве государственной эмблемы Руси.
Двуглавый орёл - один из древнейших в истории человечества символов власти, верховенства, силы, мудрости. Он был известен уже в странах Древнего Востока в VII-VI вв. до н.э. Оттуда он благодаря крестоносцам попал в Европу, В Священную Римскую империю, состоявшую из небольших государств, правители которых помещали двуглавого орла на своих печатях(XII-XIVвв.), чтобы поднять свой престиж.
Знакомство Руси с двуглавым орлом восходит к XII-XIIIвв.. Затем его изображение исчезает почти на три столетия и вновь возникает уже на государственной печати Ивана III, великого князя владимирского и московского, государя всея Руси. Печать эта двусторонняя, датируется 1497г. На одной её стороне изображен всадник, поражающий копьем дракона, на другой - двуглавый орёл.
Сразу же после появления орла на Руси началось его становление как государственного герба. Однако герб того времени почти никогда не подчинялся геральдическим правилам. Лишь Петр I установил изображение орла правильным, и именно с того времени можно сказать получила возможность развития русская геральдика. Именно с него начинается новая веха в истории герба России. Логическим завершением становления государственного герба России явилось появление Большого, Среднего и Малого гербов Российской империи(каждый вид должен был применяться в определенной ситуации). На нем были отражены символы могущества и единства российского государства. Основными историческими событиями, которые отражаются на государственном гербе, являются изменение границ или заключение мира с каким-нибудь государством. Однако и смена правителей, и их личные привязанности, и их личные качества также сказываются на государственном гербе.
Российский двуглавый орел претерпел множество изменений с момента его появления и становления как элемента государственного герба. Эти изменения появились под влиянием истории.
Гербы в России появились давно, но это были лишь рисунки, которые не подчинялись геральдическим правилам. В самом своем начале (вплоть до XVI века) Россия была разрозненным государством, поэтому и речи о государственном гербе России идти не могло. Однако, несмотря на то, что окончательной датой объединения Руси считают XVI век, государственный герб в России появляется уже при Иване III (1462-1505). Именно ему приписывается учреждение государственного герба, как такового. В качестве герба в то время выступала его печать. Происхождение двуглавого орла уходит своими корнями далеко в прошлое. Первые, известные нам, его изображения, датируются XIII веком до н.э. Но спорным является вопрос, откуда взялся на Руси образ двуглавого орла? В течение очень долгого времени считалось непреложным мнением известного русского историка, автора « Истории государства Российского» Н.М. Карамзина о заимствование двуглавого орла из Византии. Произошло это якобы в результате женитьбы в 1472 г. Ивана III на племяннице последнего византийского императора Софье(Зое) Палеолог. Однако многие современные историки (В.Артамонов, Н. Соболева, А. Хорошкевич) подвергают аргументированной критике эту популярную точку зрения. Они считают, что наш, «русский» двуглавый орёл был принят в качестве герба по образцу не Византийской, а Священной Римской империи. Тем самым Иван III хотел уподобить свое могущество величию императора этой державы. Примечательно и то, что изображение орла на печати Ивана III обнаруживает наибольшее стилистическое сходство с габсбургским орлом, ставшим имперским государственным гербом в 1440-е гг.
Таким образом, вопрос о происхождении двуглавого орла на государственной печати Ивана III пока остается открытым. К сожалению, не имеет однозначного ответа и вопрос о том, какой именно смысл вкладывали наши предки в изображение двуглавого орла, представленного в фас. На этот счёт также существует ряд предположений. Это двуглавие, возможно, было символом соправления в канун венчания на великое княжество преемника Ивана III его внука Дмитрия (как это было в византийской практике). Или двуглавие обозначало претензию Ивана III на земли всей Руси (то есть Руси и Северо-Восточной, Западной и Юго-Западной, входившей в состав Великого княжества Литовского). Возможно также, что двуглавие орла закрепляло свершившееся в 1470-е гг. объединение Московского княжества и Новгородской феодальной республики, после чего Иван III мог с полным правом именоваться государем всея Руси.
Так или иначе, но стоит сказать, что именно при великом князе Иване III средневековая Русь обрела свою главную государственную эмблему, воплотившуюся в виде двуглавого орла.
1.2. Становление Российского герба от Ивана ІІІ до Петра І
Уже в самом начале развития российского герба мы видим его переплетение с историей Руси. Интересен тот факт, что орел на печатях Иоанна III изображался с закрытым клювом и больше походил на орленка, а не на орла. Если же посмотреть на Россию того периода, то можно увидеть, что она является молодым государством, которое только начинает формироваться как централизованное.
Своеобразным переходом к новой печати можно считать серебряную позолоченную буллу Ивана III (1462 – 1505) с всадником, колющим копьем дракона, на одной стороне, и надписью, титулующей великого князя Ивана Васильевича, на другой. В царствование Василия III Иоанновича (1505-1533) двуглавый орел изображается уже с раскрытыми клювами, из которых высовываются язычки. Об этом, например, свидетельствует печать, приложенная в 1523 году к записи государя и великого князя Василия Иоанновича при отбытии его с войском в Казань. В течение XVI-XVII вв. происходил динамический процесс формирования государственного герба, утверждения важнейших его элементов. В царствование Иоанна IV Васильевича (Ивана Грозного), двуглавый орел на государственной печати стал увенчиваться одной короной с восьмиконечным православным крестом над ней. На лицевой стороне печати, на груди орла изображен щит "германской" формы с единорогом - личным знаком царя. На оборотной стороне печати, на груди орла - щит с изображением святого Георгия, побивающим змея. Впоследствии эта сторона печати сыграет важную роль в формировании российского герба. С точки зрения государственной символики еще одна печать представляет особый интерес. На ней кроме обычных для печатей отца и деда Ивана IV эмблем – двуглавого орла и всадника есть и другие изображения. Дата создания печати 1577 год. На печати 24 эмблемы, по 12 с каждой стороны окружают двуглавого орла с драконоборцем (на другой стороне – единорогом) на груди. Согласно надписи, все «клейма» - это «печати» земель, областей, княжеств, царств, наименования которых входили в государев титул. Вся композиция выражает единство земель, объединенных под властью московского государя. Это же показывает, как я считаю, и появление одной общей короны вместо двух. 21 февраля 1613 года Земский собор избрал на царство Михаила Федоровича Романова. При нём Россия полностью окончила свое объединение и стала единым государством. И этот факт отразился в государственном гербе. Над орлом вместо восьмиконечного креста в 1625г. появилась третья корона, что означало Святую Троицу, однако трактовалось многими как символ единства великорусов, малороссов и белорусов. Именно это изображение с 1645 г. Переходит на большую государственную печать.
При Алексее Михайловиче Романовом (1645-1676) Россия смогла "показать себя" всей Европе.. Государственный орел Алексея Михайловича явился прототипом последующих официальных изображений русского гербового орла. У орла высоко подняты вверх и полностью раскрыты крылья, что символизировало собой полное утверждение России, как мощного государства; главы его венчают три царские короны, на груди помещен щит с московским гербом, в лапах - скипетр и держава. Держава и скипетр, символизировали утверждение абсолютной монархии на Руси.
Таким образом, в XVII в. После эпохи смутного времени утверждается тип российского герба – двуглавый орёл с тремя коронами, скипетром и державой в лапах, на груди которого расположена фигура всадника, поражающего копьем дракона. Двуглавого орла того времени изображали, как правило, золотым на красном или белом поле. Это цветочное сочетание приобретает государственный характер: красный (пурпурный) цвет считался царским, и его использование строго регламентировалось; золотой цвет – неизменный символ вечности, постоянства.
1.3 Российский государственный герб от Петра І до Александра ІІ.
В 1682 году на Российский престол взошёл Петр I (1682-1725). Он внёс очень большой вклад в российскую геральдику. При нем гербовой орел по геральдическим правилам стал изображаться черным, а фон - жёлтым. Это были характерные имперские цвета. Появление этих цветов на российском гербе было связано с провозглашением Пертом I России империей и принятием им титула императора. Изменяется в это время и трактовка всадника, поражающего змея. Он перевоплощается в образ святого Георгия Победоносца- один из древнейших символов борьбы добра со злом, защиты Отечества. Вокруг щита с этим символом устанавливается цепь со знаком ордена св. Андрея Первозванного(первый военный орден, учрежденный Петром I в 1699г.). В довершение к этому двуглавый орёл увенчивается императорскими коронами. Помимо изменения цвета орла, на крыльях его впервые стали размещать щиты с гербами Великих княжеств и Царств. На правом крыле были размещены щиты с гербами Киевского, Новгородского и Астраханского княжеств, на левом - Владимирский, Казанский и Сибирский гербы. Вокруг на особых щитках, 26 гербов областей и городов, упоминаемых в титуле русского царя.
Таким образом, при Петре I сложился основной комплекс атрибутов гербового орла. Однако после выхода России на бескрайние просторы Сибири и Дальнего Востока "двуглавый орел стал символом нераздельности Европейской и Азиатской России, объединенных под одной императорской короной, так как одна коронованная голова смотрит на запад, другая на восток".
До конца XVIII века коренных изменений в рисунке герба не было, однако заметны определённые черты, соответствующие времени правления императоров и императриц, особенно во времена Елизаветы Петровны и Екатерины Великой. В это время орел больше похож не на орла, а на орлицу.
Взойдя на престол, Павел I (1796-1801) сразу же попытался модифицировать российский герб. Указом от 5 апреля 1797 года двуглавый орел становится неотъемлемой частью герба императорской фамилии. Правление Николая I (1825-1855) характеризуется твердостью и решительностью. Именно при нем с 1830 гербовой орел стал окончательно изображаться с поднятыми крыльями, что стало его неотъемлемой признаком до 1917 года. В этом скрыт определённый смысл, который символизировал окончательное установление России. В 1829 Николай I короновался на царство Польское. И с 1832 года герб этого царства помещен на крылья орла, то есть впервые включен в российский герб...
1.4 Большой, Средний и Малый гербы Российской империи.
Большой государственный герб Российской империи введен 11 апреля 1857 года по указу императора Александра II (1855-1881). Идея герба, изложенная еще в манифесте 1800 года императора Павла I, была реализована. Большой герб России отражает в себе символ единства и могущества страны. В нем отражена древняя традиция изображать вокруг двуглавого орла гербы территорий, входящих в состав русского государства. Это сходно с идеей объединения русских княжеств вокруг Москвы. В центре Большого государственного герба помещен французский щит с золотым полем, на котором изображен двуглавый орел. Сам орел черного цвета, увенчан тремя императорскими коронами, которые соединены голубой лентой: две малых увенчивают головы, большая расположена между головами и возвышается над ними; в лапах скипетр и держава; на груди изображен "герб Московский: в червленом золотыми краями щите святой великомученик и Победоносец Георгий в серебряном вооружении и лазоревой приволке на серебряном коне...". Щит, на котором изображен орел, сверху увенчан шлемом святого великого князя Александра Невского, вокруг главного щита - цепь и орден святого Андрея Первозванного. По сторонам щита расположены щитодержатели: с правой стороны (с левой от зрителя) - святой Архистратиг Михаил, с левой - Архангел Гавриил. Центральная часть объединяется под сенью большой императорской короны и государственной хоругвью над ней. Слева и справа от государственной хоругви, на одной горизонтальной линии с ней расположены шесть щитов с соединенными гербами княжеств и волостей - три справа и три слева от хоругви, создающие почти целый полукруг. Девять щитов, увенчанных коронами с гербами Великих княжеств и царств и гербом Его Императорского Величества, составляют продолжение и большую часть того круга, который начали соединенные гербы княжеств и волостей. Гербы таковы (против часовой стрелки): Герб Астраханского царства, герб Сибирского царства, Родовой герб Его Императорского Величества, соединенные гербы Великих княжеств, герб Великого княжества Финляндского, герб Херсониса-Таврического , герб Польского царства, герб Казанского царства.
В тоже время были приняты Средний и Малый государственные гербы. Средний государственный герб представлял собой то же, что и Большой, но без государственных хоругвей и шести гербов над сенью; Малый - то же, что и Средний, но без сени, изображений святых и родового герба Его ИмператорскогоВеличества. Средствами геральдической символики в Большом государственном гербе отражена "триединая сущность русской идеи: За веру, Царя и Отечество". Отечество отражено в гербе Москвы, гербах русских и российских земель, в шлеме святого великого князя Александра Невского. Круговое расположение гербов подчеркивает равенство между ними, а центральное расположение герба Москвы - стремление к единению Руси вокруг Москвы - исторического центра земли русской. Большой государственный герб Российской империи создает монументальный образ великой, единой и неделимой России, каковой она в то время и являлась. Здесь мы и находим еще одну очевидную взаимосвязь геральдики и государственной истории.
II. РОССИЙСКИЙ ФЛАГ
2.1 История флага России
Государственный флаг - это знак свободы, независимости и самостоятельности государства. Именно по флагу судят о принадлежности к тому или иному государству.
С образованием к IX веку славянских княжеств с центрами в Пскове, Полоцке, Смоленске, Чернигове и других городах стали возникать и первые предшественники флагов - стяги, символы княжеской власти. Стяг у древних славян имел вид шеста с пуком травы или конской гривой вверху. Во время сражения стяги находились на самом заметном месте, чтобы их мог видеть каждый ратник. Падение стяга, сбитого неприятелем, приводило к замешательству войска и обычно заканчивалось его поражением.
После введения христианства на Руси на стягах стали изображать крест Господень, и они приобрели значение святыни. В древнейшем документе "Поведение и сказание о побоище Великого князя Дмитрия Донского" стяг впервые называется «знамением» (от слова «знамение»). А к началу XVII в. слово стяг окончательно заменяется словом «знамя». С XVII века на знаменах появляется герб. Начало тому положил царь Михаил Федорович, при котором в 1614 году было пожаловано войску Донскому знамя с изображением двуглавого орла. Появление на знамени герба свидетельствовало о высокой степени централизации государства. Значение государственного приобрело династическое романовское знамя – «гербовное» (гербовое), которое появилось в 1668г.
Белый, синий и красный цвета появились как основа флага не сразу. На стягах и знаменах русских князей и царей всегда присутствовали эти цвета. Например, у князя Дмитрия Ивановича на Донском побоище был багряно-красный флаг. Наряду с красным широко распространены были синий и белый цвета. Отчетливо государственное значение красный, синий и белый цвета приобретают в XVII в. Когда летом 1667 года голландский инженер Давыд Бутлер, руководивший постройкой корабля «Орёл» в селе Дединлве на Оке, обратился к Боярской думе с просьбой «…испросить у Его Царского Величества повеление: поднять на корабле флаг».
Из сохранившихся документов известно, что для изготовления флагов для корабля «Орел» была отпущена красная, белая и синяя ткань, а на изготовленных флагах предписывалось изображать орлов. В выборе цветов флага не последнюю роль сыграла отечественная традиция. Белый-синий- красный цвета являлись традиционными цветами, символика которых была понятна народу, власти и церкви. Красный цвет символизировал отвагу, войну, героизм, кровь и огонь. Синий - небо, целомудрие, верность, духовность. Белый - мир, чистоту, правду, благородство, совершенство.
В 1963 г. Бело-сине-красный флаг официально становится государственным флагом. Пётр I определил точное расположение цветных горизонтальных полос на российском флаге, которое совпадало с древним пониманием строения мира: внизу - физический, плотский (красный); выше - небесный(синий); ещё выше -божественный(белый). В октябре 1699 г. он собственноручно сделал чертёж флага с тремя полосами – белой, синей, красной – и подписал его. Примечательным в истории российского государственного флага оказался 1858 год. Именно тогда по указу императора Александра II был утвержден имперский государственный флаг – чёрно – жёлто – белый. Цвета флага соответствовали цветам государственного герба, их трактовали как символы земли, золота и серебра. Чёрно - жёлто – белый флаг был государственным всего 25 лет, с 1858 по 1883 год. Во времена правления Александра III вновь было отдано предпочтение петровскому триколору.
Но в 1914 году, желая пойти на компромисс с монархистами, в государственный флаг внесли изменения: две верхние полосы перекрывались изображением императорского штандарта. Однако этот флаг не получил распространения; он никогда не был государственным флагом Российской империи. Символика флага подчёркивала единение царя с народом.
2.2 Флаг в период Временного правительства.
После Февральской революции 1917 года император Николай II отрёкся от престола в пользу своего брата, великого князя Михаила Александровича, который, в свою очередь, передал власть Временному правительству. 1 (14) сентября 1917 года Россия была провозглашена демократической республикой.
После падения самодержавия российский трехцветный флаг был сохранен в качестве государственного символа. Временное правительство при рассмотрении этого вопроса (май 1917 г.) исходило из того, что русская историческая символика не может быть однозначно связана с династией Романовых, поэтому предложило сохранить за свободной демократической страной бело-сине-красный флаг, исключив из него введенного в 1914 г. орла.
Между тем сама Февральская революция и последующие политические события проходили не под национальным, а под красным флагом. А трехцветная символика стала шире применяться лишь с июня 1917 г., когда нужно было вдохновить армию на продолжение борьбы с противником на фронтах Первой мировой войны. Бело-сине-красный флаг продолжал быть фактическим государственным символом России до Октябрьской революции 1917 года.
2.3 Флаг Советской России
Совершенная большевиками в октябре 1917 г. революция означала и ликвидацию старых символов.
8 апреля 1918 года вопрос о флаге РСФСР обсуждался на заседании Совета Народных Комиссаров РСФСР. В постановлении СНК предлагалось ВЦИКу объявить государственным флагом красное полотнище с буквами «П. В.С.С.» (с аббревиатурой девиза «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»). Однако это предложение не было принято. Декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 13 апреля 1918 года было установлено: «Флагом Российской Республики устанавливается красное знамя с надписью: Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика».2 В тексте декрета не содержалось никаких уточнений относительно цвета, величины и расположения надписи, соотношения ширины и длины полотнища. 17 июня 1918 года ВЦИК утвердил образец изображения флага РСФСР, разработанный художником-графиком Сергеем Васильевичем Чехониным. Флаг представлял собой красное прямоугольное полотнище, в верхнем углу которого, у древка, была помещена надпись «РСФСР» золотыми буквами, стилизованными под славянские; эта надпись от остальной части полотнища с двух сторон была отделена золотыми полосками, образующими прямоугольник.
10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов принял Конституцию РСФСР, в которой красный флаг утверждался как единый —торговый, морской и военный. 4 октября 1918 г. (в связи с приближавшейся годовщиной Октября) В.И. Ленин распорядился поднять красный флаг над Кремлем.
В первую годовщину Октябрьской революции на Лобном месте Красной площади и других площадях Москвы состоялась символическая публичная казнь — сожжение «эмблем старого строя», в том числе и трехцветных флагов.
С образованием СССР Конституция 1924 г. утвердила Государственный флаг Союза ССР, который представлял собой красное полотнище с изображением в его верхнем левом углу, у древка, золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды.
Но Российский флаг в период Советской власти претерпел множество изменений с момента его появления и становления. Эти изменения появились под влиянием истории...
2.4 Современный флаг Российской Федерации
Предыстория появления современного Государственного флага России такова. В ноябре 1990 года комиссия, которой было поручено разработать проект нового флага РСФСР, предложила восстановить исторический российский флаг - бело-сине-красный. 22 августа 1991 года Верховный Совет РСФСР принял Постановление «Об официальном признании и использовании Национального флага РСФСР», в котором отмечалось, что «до установления специальным законом государственной символики Российской Федерации считать исторический флаг России - полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой, алой полос - официальным Национальным флагом Российской Федерации». В ноябре того же года Съезд народных депутатов принял поправку к Конституции с описанием нового флага. В память о восстановлении Государственного флага было решено считать 22 августа Днем Государственного флага Российской Федерации.
Восстановление трехцветного российского флага в качестве государственного является в наше время вполне закономерным. Российский трехцветный флаг отвечает важнейшим требованиям, которые предъявляются в мире к государственной символике. Во-первых, ему присуща историческая преемственность: он полностью соответствует российскому флагу эпохи Петра Великого, когда трехцветный флаг окончательно приобрел статус государственного.. Во-вторых, нынешний российский флаг не несет в себе никаких идеологических, политических, конфессиональных (религиозных) и иных признаков. Наш флаг внесословен, внеклассов, внепартиен, а потому постоянен. Цветовая символика его не зависит от социально-классового и национального состава общества, характера общественного и государственного строя, от того, какая партия является правящей. В-третьих, непременное качество, требующееся от любого государственного флага — его узнаваемость. Этим качеством Российский государственный флаг, несомненно, обладает.
2.5 Значение цветов флага
Прочитав большое количество литературы, мы заинтересовались толкованием цветов Государственного флага Российской Федерации и выяснили, что цветам российского флага приписывается множество символических значений. В настоящее время не существует официального толкования цветов Государственного флага Российской Федерации.
Белый, синий и красный цвета с древних времён на Руси означали:
белый цвет - благородство и откровенность;
синий цвет - верность, честность, безупречность и целомудрие;
красный цвет - мужество, смелость, великодушие и любовь.
Считается, что именно так следует расшифровывать символику бело-сине-красного «Флага Царя Московского».
Другим распространённым толкованием было соотнесение цветов флага с историческими областями Российской империи: Белой (белый цвет), Малой (синий цвет) и Великой Руси (красный цвет). Это объяснение исходило из полного титула царей и императоров России: «Всея Великия, и Малыя и Белые России», символизируя единение великороссов, малороссов и белорусов.
Кроме того в дореволюционные времена существовала другая трактовка значений этих цветов, например:
белый - цвет свободы;
синий - цвет Богородицы;
красный цвет - символ державности.
Было также толкование этих цветов (подобно символике династического флага Романовых), как триединства православной церкви, царской власти и народа, где:
белый цвет - символ православной веры;
синий цвет - символ царской власти;
красный цвет - символ русского народа.
Это триединство веры, царя и народа отразилось и в общественном сознании: в призыве «За Веру, Царя и Отечество!» и в политическом принципе «самодержавие, православие, народность».
Помимо этого, часто высказывается мнение, что три цвета флага символизируют «Веру, Надежду, Любовь».
III. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН РОССИИ
Слово "гимн" в переводе на русский язык значит торжественная, хвалебная песнь. Уже у древних народов были торжественные песнопения. В них славилась красота родной земли, ее богатство, подвиг героев. Истоки гимнов скрываются в глубинах истории.
Гимны зародились ещё в античные времена. Иногда их исполняли поэты, сопровождая декламацию стихов игрой на лире. В гимнах люди обращались к богам: они восхваляли божество, излагали мифы о нём, просили о помощи. Торжественное пение сопровождало и выходы монархов, прославляя царствующих правителей. На основе этих гимнов со временем складывались гимны государственные.
Но в течение долгого времени Россия не имела своего государственного гимна. В Древней Руси торжественные церемонии всегда проходили под церковные песнопения.
Впервые потребность в гимне в придворно-военном обиходе возникла при Петре I. Тогда же появился «Преображенский марш» - марш первого петровского полка. Создан он был в начале 1720-х гг., причем автор его неизвестен. Марш исполнялся ежегодно на праздниках в честь побед русского оружия, во время торжественных событий (например, в 1724г. при коронации Екатерины II), на военных парадах и смотрах. Под музыку Преображенского полка русские войска входили в Париж в 1824г. Он был очень популярен в России вплоть до 1917г.
Во второй половине XVIII в., в период царствования Екатерины II большое распространение получают ритуалы по случаю побед русского оружия. На одном из таких празднеств в честь взятия Измаила в войне с турками (1791 г.) было впервые исполнено музыкальное произведение «Гром победы раздавайся», ставшее новым музыкальным символом страны. Авторы его- крупнейший поэт екатерининской эпохи, представитель русского классицизма Гаврила Романович Державин и выдающийся русский композитор (польского происхождения),один из создателей русского романса Осип (Юзеф) Антонович Козловский.
«Гром победы, раздавайся!», по отзывам современников, производил сильное впечатление не только прекрасными стихами Г. Державина, но и торжественной, блестящей, отвечающей характеру настроения музыкой.
Императрица сразу же по достоинству оценила произведение и повелела исполнять его в качестве Русского победного гимна.
После этого «Гром победы, раздавайся!» стал на многие годы символом русской доблести и славы. Он исполнялся при выходах императрицы, открывал балы и торжественные собрания, звучал на полях сражений.
В XIX веке гимн «Гром победы» оставался дворянским гимном - гимном доблести и чести. Параллельно с уменьшением роли дворянства в пореформенной России он все реже исполнялся и постепенно утратил свое значение.
Одновременно с “Громом победы” возник русский духовный (нецерковный) гимн “Коль славен наш Господь в Сионе”. Он был рожден талантливым русским композитором Дмитрием Степановичем Бортнянским слова гимна были написаны одним из
видных “вольных каменщиков” - поэтом, директором и куратором Московского Университета, действительным тайным советником М. М. Херасковым (1733-1807).
(1751 - 1825). В отличие от военного и громозвучного “Грома победы”, “Коль славен.... ” своей душевностью и хрустальной чистотой создавал возвышенное настроение. Построен он был на основе церковных и широких русских народных напевов, исполнялся в медленном темпе. Гимн стал любимым и популярным среди народа. Его пели и в армии в качестве «вечерней молитвы», во время крестных ходов и церковных праздников. Примечателен такой факт: колокола на Спасской башне Московского Кремля дважды в сутки вызванивали «Преображенский марш» и дважды - «Коль славен наш Господь в Сионе...».
Первый официальный гимн России появился в годы правления Александра I. Во время Отечественной войны 1812г., и особенно после триумфального шествия российских войск по Европе, необходимость в новом музыкальном символе очень остро ощущалась в российском обществе. За неимением собственного был взят английский гимн образца 1745г. "God, Save the King" ("Боже, храни короля").
Русский текст к Английскому гимну написал в 1815 г известный русский поэт Василий Андреевич Жуковский. Согласно императорскому указу ,он исполнялся при встрече государя и в других торжественных случаях. Первый официальный гимн России назывался «Молитва Русских». Однако, российская держава, безусловно, нуждалась в собственном национальном гимне, музыкальная основа которого отражала бы душу и характер русского народа.
Император Николай I выступил инициатором создания нового музыкального символа России. Он дал указание композитору А.Ф. Львову сочинить музыку национального гимна на слова В.А. Жуковского. Так 25 декабря 1833 г. в день празднования Рождества и очередной годовщины освобождения России от французов музыкальное произведение «Боже, царя храни!» официально становится государственным гимном, вплоть до 2 марта 1917 года, дня отречения императора Николая I от престола.
Гимн пели при встречах императора на балах, при официальных въездах в города и на торжественных застольях после здравиц за императора.
3.1 Гимн в период временного правительства
После февральской революции Временное правительство, конечно, отказалось от старого гимна – ведь Россия перестала быть монархией. Встал вопрос о новой государственной символике. Чаще всего в то время звучала мелодия знаменитой «Марсельезы», и в период с февраля по октябрь 1917 г. она стала государственным гимном России
В России « Марсельеза» воспринималась как революционная песня. В 1875 году видный народник П.Л. Лавров написал для «Марсельезы» текст на русском языке. Это был не перевод, а совсем новое произведение, которое Лавров так и назвал – «Новая песня».
«Рабочая Марсельеза» широко зазвучала после февраля 1917 года. Её музыку обработал известный композитор А.К. Глазунов.
Внешне казалось, что «гимн свободы» («Марсельеза») объединил все классы и партии, но это было не так. В. И. Ленин, вернувшись в апреле 1917г. На родину из эмиграции, предложил использовать вместо «буржуазной» Марсельезы «Интернационал», который с этого времени, по сути, становиться альтернативным гимном пролетарских и солдатских масс.
Интернационал», как и «Марсельеза», был создан во Франции. После разгрома Парижской коммуны в 1871 году поэт и революционер Э. Потье написал текст этой песни. Позже композитор – любитель П. Дегейтер положил стихи на музыку. Впервые «Интернационал» приобрёл популярность в рабочей среде и стал международным гимном рабочего движения. Слова гимна перевели на многие языки, в 1902 году появился и русский перевод. Его осуществил поэт А.Я. Коц.
3.2 Гимн советской России
После Октябрьской революции «Интернационал» был утверждён в качестве гимна Советской России, а затем Советского Союза. «Интернационал» стал партийным гимном российской социал-демократии. Впервые он исполнялся как государственный гимн Советской республики на открытии IIIВсероссийского съезда Советов 10 (23) января 1918 г. и служил в таком качестве почти четверть века.
Но шло время, обстановка в стране менялась, в ней происходили громадные изменения: эксплуататоров как таковых не стало, вовсю шло строительство новой жизни в стране. А поэтому текст «Интернационала» устарел и перестал соответствовать духу времени. В значительной мере потребность в замене существующего гимна назрела после принятия Конституции СССР в 1936 году. В узком кругу членов Политбюро.
Работа по подготовке нового гимна проходила в тяжелые для страны 1942-1943 годы. Правительственная комиссия с участием Сталина выбрала из многочисленных вариантов музыку композитора и дирижёра Александра Александрова, которая была написана к "Гимну партии большевиков" ещё до войны, в 1939 году.
Новый государственный гимн СССР впервые прозвучал в ночь на 1 января 1944 года, а с 15 марта стал исполняться по радио ежедневно в 6 часов утра 12 часов ночи. Впоследствии текст гимна перерабатывался. В 1956—1977 гимн исполнялся без слов, потому что в прежнем тексте упоминался Сталин. В 1977г. В него были внесены наиболее существенные изменения.
После Великой Отечественной войны сложилась парадоксальная ситуация: наряду с Государственным гимном СССР в каждой союзной республике звучал также собственный национальный гимн, и только в РСФСР не имела своего гимна. Поэтому в послевоенные годы несколько ведущих композиторов пробовали создать гимн Росссии, но все попытки оказались безуспешными. Гимн Российской федерации так и не был утвержден.
Идея создания российского гимна вновь возникла в 1990 году в условиях начавшегося распада СССР. Известный композитор Родион Щедрин выступил с предложением взять за основу гимна «Патриотическую песнь» Глинки, которая была утверждена в качестве музыки будущего гимна России.
3.3 Современный гимн России.
11 декабря 1993 года государственный гимн России на основе мелодии «Патриотической песни» был утверждѐн указом Президента Российской Федерации, но к нему не был написан текст.
После президентских выборов 2000 года вопросы, связанные с утверждением главных государственных символов, вновь стали актуальны. Решающую роль в выборе текста и мелодии гимна сыграли не представители творческой интеллигенции, а российские политики. Именно они приняли окончательное решение: утвердить Государственный гимн России на слова С.В.Михалкова и музыку А.В.Александрова (мелодию прежнего государственного гимна СССР).
Закон «О Государственном гимне Российской Федерации» был принят 8 декабря 2000 года Государственной думой, одобрен Советов Федерации и подписан 25 декабря 2000 года Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным.
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заявка
ФИО (автор работы) | ФИО (соавтор работы) | ФИО (соавтор работы) |
Сабирова Алина |
Город, код местности | |
Район, село, поселок | Камышлинский район Самарская область с.Камышла |
Учебное заведение | ГБОУ СОШ с. Камышла |
Телефон, е-mail | 8(84664)33348,kamschool2@yandex.ru |
Научный руководитель | Михайлова В.С. |
Место работы | ГБОУ СОШ с. Камышла |
Должность | Учитель обществознания |
Телефон, е-mail руководителя | 89277645343, kamschool2@yandex.ru |
Секция | Символика Российского государства |
Возрастная группа | 11 класс |
Название работы | Символы России, как отражение ее истории |
Лупленый бочок
Музыка космоса
Два морехода
Где спят снеговики?
Яблоко