В данной работе рассказывается о трех великих женщинах, которые вложили свою силу, душу в развитие детского дополнительного образования города Нижнего Новгорода, великие женщины, которые развивали Дворец им.В.П.Чкалова г. Н.Новгорода. Речь идет о Белик Надежде Николаевне, Хорошенковой Татьяне Ильиничне и Тамбовцевой Анне Владимировне.
Вложение | Размер |
---|---|
ocherk_o_trekh_zhenshchinakh.docx | 27.26 КБ |
МБОУ СОШ № 121 Канавинского района
ОЧЕРК
«Три великие женщины»
Выполнила:
ученица 9 «А» класса
Царькова Ирина
Руководитель:
учитель английского языка
Шорникова Евгения Игорьевна
Нижний Новгород, 2014
«Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь,
а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь».
Лев Толстой.
Организаторов и методистов не готовят в ВУЗах. Такой специальности нет в учебных заведениях. Такую профессию не выбирают. Ее можно либо принять, либо нет. Дворец имени В.П.Чкалова объединяет таких людей – людей, которые стремятся создать что-то новое и интересное; людей, которые находятся в постоянном поиске новых идей; людей, которые приходят для того, чтобы сделать наш мир ярче, добрее и интереснее. Они способны открыть нам новую дорогу, по которой еще предстоит идти.
Некоторые педагоги отдают Дворцу целую жизнь, и остаются в нашей памяти навсегда. Сегодня мы хотим рассказать о трех великих женщинах, которые неразрывно связаны с Дворцом, и которые всю свою жизнь служат на благо общества.
Надежда Николаевна Белик – это уникальная женщина, которая отдается своему делу сполна. У нее два высших образования, она учитель математики и русского языка и литературы. У Надежды Николаевны много заслуг, она – почетный гражданин нашего общества и заслуженный учитель Российской Федерации. За время своей работы во Дворце она создала мощную методическую службу, новую систему подготовки кадров, систему обучения методистов. А самым главным ее принципом было – создание атмосферы наставничества для каждого образовательного учреждения нашего города. Она с трепетом и любовью относилась к своей работе и людям, которые работают вместе с ней. Она помогала им. Самым трудолюбивым и добросовестным сотрудникам Надежда Николаевна помогала даже с жильем.
В 1991 году наступило одно из самых тяжелых времен для Дворца детского творчества и, конечно же, для Надежды Николаевны Белик. Её заставляли разрушить методические службы, всю воспитательную работу в школах города, утверждали, что воспитывать детей не нужно. Говорили, что патриотизм впитывается вместе с молоком матери. Как вспоминает уже сейчас педагог-организатор Дворца детского творчества Тамбовцева Анна Владимировна: «… воспитательной работы вообще не было в школах города, систему конкурсов пытались разрушить, а если их запускали, то в них никто не участвовал, на семинары никто не ходил, все начало разрушаться».
Были и такие люди, которые понимали, что нужно это возрождать, что это нужно детям, иначе мы упустим это и воспитаем поколение «непомнящих». Этого нельзя было допустить, и, не смотря ни на что, сотрудники Дворца под руководством Надежды Николаевны старались держать эту систему и развивать её.
Однажды было совещание, где на глазах Анны Владимировны ругали Надежду Николаевну Белик, заставляли её разрушить музей. Анна Владимировна до сих пор помнит этот эпизод и говорит о нем: «… а она (Надежда Николаевна) сядет как королева, прямая спина, гордо-поднятая голова и молчит, и держит своё молчание». В итоге она оказалась права, а про тех людей, которые её заставляли разрушить музей, уже никто не вспоминает, а про Надежду Николаевну Белик слагают песни, рассказывают былины, пишут очерки. Это женщина-легенда.
В тот же самый 1991 год Надежда Николаевна Белик объединила два отдела – массово-политический и методический. В результате получился не просто новый отдел, а новая система работы, которая живет и сегодня. Эта новая структура получила название «Центр методической и массовой работы». Именно этот отдел занимается воспитанием школьников города, проводит конкурсы, занимается методическим сопровождением учителей и образовательных учреждений.
Первой заведующей совершенно нового структурного подразделения стала Хорошенкова Татьяна Ильинична. Она закончила филологический факультет педагогического института. В детстве, как и все Татьяна Ильинична, была пионеркой, потом была секретарем комсомольской организации. Во дворце она была секретарем партийной организации больше 10 лет. Она работала старшей вожатой в школе №110 в Ленинском районе 6 лет. И с этого момента Татьяна Ильинична неразрывно была связана с образованием. Через некоторое время ее пригласили на должность методиста Дворца детского творчества, а еще через некоторое время она стала заведующей отдела. Но годы летят незаметно, и со временем эту должность пришлось оставить, но это оказалось только к лучшему. Татьяна Ильинична стала руководителем Музея Боевой Славы юнг-горьковчан, участников Великой Отечественной войны.
Как-то раз случилось следующее: Татьяна Ильинична была не довольна, что у Дворца богатейшая 75-летняя история, но у него до сих пор нет музея, где можно было бы посмотреть на эту историю! И она решила, что надо создавать музей! До этого тоже был музей в школе, который носил статус школьного музея Истории Пионерской Организации Областной Пионерской Организации (ИПО ОПО), который был создан в 1959 году. Он очень сильно устарел не морально, а физически, его нужно было срочно переделывать. Но так оказалось, что все экспонаты были укреплены неправильно, и убрать их было невозможно. К сожалению, музей пришлось разрушить. Помещение было свободно. Татьяна Ильинична стала просить Надежду Николаевну Белик создать новый музей, но на тот момент приоритетными задачами было развить два новых направления – это работа с классными руководителями и работа с семьей. Тогда Татьяна Ильинична поняла, что кроме неё никто не сможет этого сделать. Она, не подозревая о том, что такие музеи создаются годами, стала работать и создала абсолютно новый музей в самый кротчайший срок – 1 год! Она обладала хорошими организаторскими способностями, опытом руководящей работы. Всю свою жизнь она проработала во Дворце. Из них 10 лет она была на руководящей должности. Это богатейший опыт, она знает все ходы и выходы во Дворце, она знает каждого сотрудника, знает, к кому какой подход должен быть.
Когда строительство музея закончилось, она поняла, что очень сильно устала. Она взвалила на свои плечи огромный труд и смогла добиться успеха. Это были нечеловеческие усилия. Татьяна Ильинична создавала музей с помощью Тамбовцевой Анны Владимировны.
Анна Владимировна занималась подборкой самого важного и интересного материала про историю Дворца за все 75 лет существования. Анна Владимировна была ответственна за отбор экспонатов и монтаж экспозиции. Все остальное было на плечах Татьяны Ильиничны.
Музей истории Дворца был открыт в 1973 году. В 2007 году в музее произошла полная реконструкция, и, конечно же, это была инициатива Татьяны Ильиничны. Но без знаний истории Дворца, такую работу невозможно было бы проделать. Колоссальную помощь в реконструкции музея оказал научный руководитель музея «Заповедник». В общем, над созданием музея работала целая команда, и, несомненно, у этой команды должен быть стержень, и этим стержнем была Татьяна Ильинична.
Сама Татьяна Ильинична считает, что в её жизни было три самых главных достижения: « В 1990 году мы вместе с Веселовой Натальей Николаевной создали ассоциацию (совет) учащейся молодежи. Это был очень хороший период, но без трудностей не обошлось. Это было очень сложно, но, тем не менее, они сохранили его благодаря знаменитому лагерю «Звездочка». Это первое достижение. Второе достижение это то, что в 90-е годы была создана Детская Общественная Организация «Надежда». Она была создана для среднего звена, и в настоящее время она зарегистрирована как Детская Городская Общественная Организация «Надежда», которая действует и существует в настоящее время. Третье достижение – это, конечно же, музей истории Дворца».
У Татьяны Ильиничны был хороший наставник - Белик Надежда Николаевна, а Татьяна Ильинична и Надежда Николаевна были наставниками Анны Владимировны Тамбовцевой, которая впитала от своих наставников все самое лучшее и смогла построить свою систему работы.
Анна Владимировна Тамбовцева закончила биологический факультет педагогического института. Анна Владимировна считала, что активную жизненную позицию у нас воспитывала советская система. Как вспоминает сама Анна Владимировна: «… когда мы были школьниками, всем внушали, что нельзя жить по принципу «Моя хата с краю, ничего не знаю». Нам должно быть не все равно, на то, что происходит вокруг. Мы должны сделать все, что от нас зависит, и даже больше, для того, чтобы улучшить жизнь людей, которые живут рядом с тобой». Именно с этим принципом была, есть и будет продолжаться активная деятельность Анны Владимировны.
Анна Владимировна была пионеркой. У нее были слезы на глазах, когда её приняли в комсомолы: надо было надеть на себя значок, а галстук снять, но это так красиво смотрелось. Она гордилась тем, что её приняли в комсомолы. Потом когда она поступила в медицинское училище и стала в профсоюзе отвечать за культурно-массовый сервер. Анна Владимировна организовывала разные походы в театр, на концерты, массовые мероприятия. Анна Владимировна всегда поддерживала активную жизненную позицию, придумывала разные интересные проекты. Когда ее дети пошли в школу, она стала работать председателем общешкольного родительского комитета.
В итоге судьба привела Анну Владимировну во Дворец. Надежда Николаевна Белик и Татьяна Ильинична Хорошенкова рассказали ей, кто такой методист, в чем его основные обязанности, какими принципами он руководствуется в своей работе. Они научили Анну Владимировну тому, чему их учили тогда на Всероссийских семинарах. Они усваивали всю информацию, затем передавали ее из уст в уста, а в итоге эта же информация стала переходить из поколения в поколение. Они воспитали Анну Владимировну, как методиста. Теперь свою систему работы она передает другим методистам - тем, которые работают в районах города.
В 1995 году Анна Владимировна пришла на должность педагога-организатора по патриотическому воспитанию школьников города Нижнего Новгорода. До прихода анны Владимировны на эту должность долго не могли найти человека. Люди приходили, и спустя полгода уходили, поскольку это один из самых сложных и трудных участков работы.
Начало работы во Дворце было сложным временем для Анны Владимировны. У неё было два маленьких ребенка: один учился в первом классе, второй в третьем. Они жили на Мещерском озере, телефонов тогда не было. С работы Анна Владимировна всегда уходила в 21.00 (9 вечера), и приходила домой в 22.00 (10 вечера). Дети постоянно были дома одни. Приходилось каждый день готовить, поднимать детей, инструктировать их, показывать, где и что лежит, как разогреть еду. Анна Владимировна вешала им на шею ключи и отправляла их в школу, а сама уходила на работу. Было очень трудно, но она со всем справилась. В это время Анна Владимировна начала работать над своей первой программой. На тот момент в библиотеках не было специальных книг, которые обучали, как правильно писать программы. Свою первую программу Анна Владимировна переписывала 12 раз. В конце концов, она не справлялась с ней, Надежде Николаевне не нравилось то, что получалось, и она посоветовала Анне Владимировне написать программу к 300-летию Российского флота. Они попытались создать что-то новое, но это не было похоже на настоящую программу. Но так или иначе это был работающий документ, по которому работал весь город. И дальше Анна Владимировна из своей заработной платы отправила деньги в Санкт-Петербург и слезно молила их прислать пример программы, потому что педагоги над программами работали с учеными. Когда документы были присланы, Анна Владимировна смогла написать свою программу на основе предоставленного ей материала. Она получила название «Юные за процветание Нижнего Новгорода». Эта программа имела четырех годичный цикл, и этот цикл прокрутили дважды, т.е. в итоге программа проработала 8 лет.
Через некоторое время Анна Владимировна поняла, что по старым темам работать нельзя, и что надо придумывать новую программу. Она связалась с университетом им. Н.И. Лобачевского, нашла там научных руководителей, и они подсказали новое направление деятельности. И Анна Владимировна написала новую программу «Мы - творцы». Потом опытные учителя подсказали ей новое направление работы по дням Воинской Славы России, и тогда она написала программу на 5 лет в 2005 году. Программа получила название «Непобедимая Россия», а ее подпрограммой стала разработка «Мы - творцы». В рамках данной программы была организована интеллектуальная игра: создавались команды знатоков, они готовились по вопросам, которые предлагали сотрудники НИРО «По дням Воинской славы». Совместно с НИРО было выпущено два тома интеллектуальных игр по всем дням Воинской славы России для детей. Дворец в данном случае был экспериментальной площадкой. Эти два тома пользуются огромным спросом, они вышли небольшим тиражом, и расхватывали их моментально. Анна Владимировна считает это своей заслугой, потому что она придумала этот конкурс, она сумела привлечь сотрудников НИРО, она сумела все организовать. Конечно же, при реализации этого проекта ей активно помогали, поэтому в итоге все получилось. Всю свою жизнь Анна Владимировна работала по авторским программам. Есть Федеральная программа, но ей всегда было неинтересно работать по чужому указанию.
Анне Владимировне было интересно высмотреть проблему, которая существует в обществе, суметь её сформулировать, написать программу, а потому запустить её на 200 школ города, и чтобы по ней осуществлялась вся работа школ города по патриотическому воспитанию учащихся. После каждого проекта Анна Владимировна обязательно подводит итоги, анализирует, что получилось, что не получилось, что требует изменений, какой конкурс открыть, какой конкурс закрыть, на что обратить внимание, чему учить, какие темы раскрывать и так далее.
Анна Владимировна до сих пор ведет активное сотрудничество с университетом им. Н.И.Лобачевского. Следствием этого сотрудничества стало получение двух грантов. На деньги первого гранта был издан первый сборник научных очерков учащихся по итогам конкурса школьных поисковых групп Нижнего Новгорода, а в 2012 году через 5 лет был получен еще один грант и был издан третий сборник, а второй сборник вышел на деньги спонсоров. Благодаря этим книгам можно узнать о великих ученых города, ведь не все было создано европейцами. Анна Владимировна –основатель данного конкурса, и мы должны знать такого человека в лицо.
Анна Владимировна продолжает свою работу до сих пор, работая на благо общества более 20 лет. Она продолжает традицию Татьяны Ильиничны и Надежды Николаевны, обучая нового методиста Дворца – Шорникову Евгению Игорьевну, и передавая ей все самое лучшее. Она готова помочь в любой ситуации, решить любой вопрос, дать консультацию. Более 20 лет Анна Владимировна курировала столь сложное направление одна. Сейчас же данное направление стало расти – появляются новые конкурсы, новые проекты, новые возможности. В настоящее время на данном участке работает 3 человека, когда ранее Анна Владимировна делала все одна.
В заключении хочется сказать, что Дворец детского творчества имени Валерия Павловича Чкалова – это уникальное учреждение, которое до сих пор хранит традиции общества, заботясь о нем и пытаясь совершенствовать его, занимаясь воспитанием детей школ города. Именно здесь работают люди, которые несут только самое лучшее нашему обществу, люди, которых мы смело можем назвать «Героями гражданского общества». Они не жалеют своих сил, труда, терпения для того, чтобы довести все до ума. Они передают свои знания из поколения в поколение, из уста в уста, воспитывая новых гражданинов и патриотов нашей страны. В конце вспоминаются строки Константина Ваншенкина:
Самая насущная забота
Всякого труда и ремесла -
Это, чтобы новая работа
Лучше прежней сделана была.
Но бывают в жизни неудачи,
Вещи с незавидною судьбой,
Бледные. И так или иначе
Хуже прежде сделанных тобой.
И начнешь, случается, до срока
Убеждать себя же самого:
"Это положительно не плохо,
Нет, ей-богу, это ничего..."
Будь недолгим это заблужденье,-
Ты вперед, мечта моя, лети!
Новой песни светлое рожденье
Будет мне наградою в пути.
Пусть труднее будет год от года
Добиваться, сидя у стола,
Чтобы наша новая работа
Лучше прежней сделана была.
Сказка "Узнай-зеркала"
Сказка "Морозко"
Новый снимок Юпитера
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Снежная книга