Данная работа представляет собой небольшое исследование проблемы загрязнения повседневной речи. В работе представлены результаты анкетирования, проведенного среди обучающихся школы. К выступлению подготовлена и представлена одноимённая презентация.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №25»
Проблема сохранения и защиты русского языка
Подготовила
Шилина Вероника,
ученица 7 класса.
Руководитель
Гурьева Лариса Фёдоровна, учитель высшей категории
НОВОМОСКОВСК
Апрель 2014 г.
Слайд № 3
В этом учебном году ученикам нашего класса предложили заниматься в кружке «Красивая речь». Эти занятия заставили меня задуматься о том, что мешает нашей речи быть красивой. «А при чём тут экология?» - могут спросить многие из вас. Дело в том, что в энциклопедическом словаре я нашла такое определение слова «экология»:
Слайд № 4
«Экология — это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой». Там же есть информация, что с 70-х годов 20-го века появилась социальная экология, которая изучает законы взаимодействия общества. А одной из форм взаимодействия общества является язык. Следовательно, экология имеет прямое отношение к языку и к его проблемам.
Язык — это один из признаков жизни народа. Если изменить язык — изменится судьба целого народа. Если уничтожить язык — погибнет целый народ
Слайд № 5
Самой высшей формой русского языка является литературный язык. Литературный язык опирается на нормы для устной и письменной речи.
Сейчас сокращается число людей, которые говорят на правильном красивом русском языке.
Слайд № 6
Мне кажется, что то, как человек говорит, зависит от семьи, школы, от чтения книг, от общения со сверстниками, от телевидения, радио и Интернета. А с экранов телевизоров, в Интернете, по радио, на улицах городов мы слышим грубую речь. А многие из нас проводят много времени на улице, перед телевизором или в Интернете. Вот поэтому они не очень часто слышат или читают правильную, красивую речь. А это означает, что они будут говорить и писать так, как это видят в Интернете или слышат на улице.
Вот поэтому русский язык сейчас изменяется в худшую сторону.
Слайд № 7
Я решила выяснить, насколько всё это отражается на речи учеников нашей школы, и как сами ребята относятся к проблеме сохранения чистоты русского языка. С этой целью я провела анкетирование учеников 5, 7, 9-х классов.
Слайд № 8
Результаты анкетирования доказали, что происходит засорение речи ребят нашей школы словами иностранного происхождения.
Слайд № 9
Посмотрите, на слайде вы видите, что 12% учеников школы очень часто используют в своей речи иноязычные слова; 58% из них делают это иногда. И всего лишь 30% ребят не засоряют свою речь иностранными словами.
Слайд № 10
Иностранные слова можно разделить на две группы: одни – полезные и другие - бесполезные.
Слайд № 11
На этом слайде вы видите, какие слова можно вполне заменить в речи русскими.
Слайд № 12
Другой причиной загрязнения слов является употребление жаргона. Жаргон - это социальная разновидность речи, которую использует узкий круг людей, объединённых общими интересами, занятиями, положением в обществе.
Слайд № 13
В современном русском языке выделяют молодёжный жаргон или сленг, жаргоны профессиональные, жаргон людей, которые находятся в местах лишения свободы.
Слайд № 14
Особо стоит сказать о так называемом «Олбанском» сленге, на котором в последнее время общаются молодые люди на форумах Интернета и при помощи телефонных сообщений.
Слайд № 15
Посмотрите на слайде вы видите некоторые слова из этого сленга. И не сразу можно догадаться, что Превед это привет; кросовчег - красавчик; аффтор – автор.
Слайд № 16
На слайде вы видите неутешительные результаты анкетирования в школе: 26% учеников школы очень часто используют в своей речи жаргонизмы. Иногда прибегают к таким словам 50% ребят, и только 24% никогда не используют в своей речи жаргон.
Слайд № 17
Следующая причина загрязнения нашей речи – это слова-паразиты. Употребление "не к месту", неоднократное повторение слов: «так сказать/ ну это/ вот, значит/ типа/ как бы» делает их паразитами.
Слайд № 18
Как вы видите на диаграмме, часто слова-паразиты присутствуют и в речи 39% наших учеников. 47% всех опрошенных учеников их использует в своей речи иногда. И только 13% из них никогда не употребляют слова-паразиты.
Слайд № 19
Наша речь также подвергается влиянию просторечных слов. Такие слова как: башковитый, обалденный, рехнуться, убечь, торт, портфель находятся за пределами литературной нормы.
Слайд № 20
Присутствуют просторечные слова и в речи учеников 5-9-х классов нашей школы: очень часто приблизительно у 6% обучающихся; иногда у 58%. И всего 36% никогда не используют их.
Большинство из нас даже особо не обращают внимания на то, что е небрежное отношение к родному языку приводит к его гибели, к гибели нашей культуры.
Но меня очень порадовало, что наши ученики, хоть и используют слова-паразиты, жаргонные слова, но они не забывают и богатства русского языка.
Слайд № 21
Анкетирование, проведенное в нашей школе, показало, что большая часть ребят, а это 88% хоть иногда, но использует в своей повседневной жизни пословицы, поговорки, цитаты из литературных произведений, а 4% ребят делают это очень часто.
Слайд № 22
При опросе было выявлено, что ребята сами обеспокоены состоянием нашего языка, и для улучшения ситуации предлагают следующее:
Но все, же 45% остаются равнодушными к проблемам загрязнения языка.
Слайд № 23
Я согласна, что уроки русского языка и литературы очень важны, и я думаю, что необходимо принять определённые меры. На слайде вы видите, что можно сделать.
Слайд № 24
Надеюсь, что я своей работой смогла привлечь внимание моих сверстников к этой проблеме. И они задумаются, не пора ли нам объявить войну словам, которые загрязняют и уничтожает наш красивый и выразительный язык?
Один положительный результат моей работы уже есть: она заставила меня изменить своё отношение к речи.
Слайд № 25
Говорить красиво должно стать нужным! Говорить красиво должно стать модным! Если вы хотите быть по-настоящему культурным человеком, то обратите внимание на свой язык!
Слайд № 26
Сказка "Морозко"
Весенние чудеса
Красочные картины Джастина Геффри
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Музыка космоса