В статье освещается вопрос: что такое "историческая память", а также представлен взгляд на проблему утраты исторической помяти народа, связи поколений, раскрывается значимость сохранения исторической памяти.
Вложение | Размер |
---|---|
lagerev_f.pptx | 2.76 МБ |
lagerev_f.docx | 29.23 КБ |
Слайд 1
Сохранение исторической памяти как фактор гражданского и нравственного становления молодёжи Автор: Лагерев Фёдор, студент 1 курса ОГОБУ СПО ИТТриС ; руководитель: Дворяшина Ирина Викторовна, педагог дополнительного образования Аналитический проект Иркутск,2014Слайд 2
Актуальность проекта Исторически сложилось так, что в Российском государстве патриотизм во все времена был национальной чертой характера. Общество остро нуждается в патриотах, гражданах с активной жизненной позицией, культурных, воспитанных людях. Поэтому проблема формирования гражданского самосознания и нравственного становления молодёжи является одной из наиболее актуальных. Важную роль в формировании гражданского самосознания играет сохранение исторической памяти поколений.
Слайд 3
Значение слова «гражданственность» Политический словарь: «качество, свойство поведения человека, гражданина, проявляющееся в его готовности и способности активно участвовать в делах общества и государства, сознательно пользоваться своими правами, свободами и выполнять свои обязанности». Словарь Ушакова: «гражданственность – то же, что цивилизация», т.е. «общественная культура, достигшая высокой степени развития». «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля: «гражданственность – это состояние гражданской общины, понятия и степень образования, необходимые для составления гражданского общества».
Слайд 4
Гражданин должен осознавать себя как личность, как самостоятельный, индивидуальный члена общества, обладающий определенными правами и обязанностями, активно участвующий в принятии и осуществлении государственных решений, и руководствующийся в повседневной жизни определенными моральными нормами и ценностями. Гражданственность есть чувство неразрывной связи с народом.
Слайд 5
Сохранение исторической памяти способствует формированию гражданского самосознания . Постоянный научно-технический прогресс способствует смене приоритетов, ведущей к утрате исторической памяти Смерть памяти – смерть духа, ибо она, память, – познание накопленным опытом самого себя, истоков и направления бытия. Ю. Бондарев
Слайд 8
Суждения о событиях прошлого расстановка общественно-политических сил позиция власти социально-экономическое состояния общества
Слайд 9
Гегель: «Народы и правительства ничему не учатся, каждое время слишком индивидуально»
Слайд 13
Память противостоит уничтожающей силе времени. Память преодоление времени, преодоление пространства. Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры. Хранить память и беречь память –это наш нравственный долг… Память … становится отчетливой силой, особенно во время предельных испытаний, выпадающих на долю людей. Человеку необходимо ощущать себя в истории, понимать свое значение в современной жизни, оставить о себе добрую память. Д. С. Лихачев
Слайд 14
Б. Паскаль: «Прошлое и настоящее — наши средства; только будущее — наша цель». А. Гафуров: «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки». Джордж Бёрнс: «Думай о будущем, потому что именно в нем ты проведешь всю свою оставшуюся жизнь».
Слайд 15
Источники информации: Бондарев Ю. В. Горячий снег. – М.: Современник, 1988. http :// patriot . irksportmol . ru / http :// www . aif . ru / http://likefeo.narod.ru/ http :// patriot . irksportmol . ru / http :// www . aif . ru / http :// sibac.info / http://ru.wiktionary.org http://enc-dic.com/politic/ http://www.liveinternet.ru/
Сохранение исторической памяти как фактор гражданского и нравственного становления молодёжи
Автор: Лагерев Фёдор Геннадьевич, студент I курса группы А-13-3/12;
Руководитель Дворяшина Ирина Викторовна,
педагог дополнительного образования.
В связи с многочисленными изменениями в социально-политической жизни России в последнее время происходит смена общественных и личностных ценностей. Общество остро нуждается в патриотах, гражданах с активной жизненной позицией, культурных, воспитанных людях. Поэтому проблема формирования гражданского самосознания и нравственного становления молодёжи является одной из наиболее актуальных.
В различных словарях значение понятие «гражданственность» толкуется по-разному и подразумевает не только любовь к Родине, уважение к историческому прошлому, но и активную жизненную позицию человека высоконравственного, образованного, неравнодушного, ответственного, сопереживающего тому, что происходит вокруг, пытающего изменить ситуацию к лучшему, уверенного в себе. Во все времена гражданственность включала в себя братство между народами, любовь к родной земле, борьбу за социальную справедливость и свободу, честный труд во имя прогресса.
Чувство гражданственности основывается на гражданском самосознании и «вытекает из осознания человеком себя как личности, как самостоятельного, индивидуального члена общества, обладающего определенными правами и обязанностями…, активно участвующего в принятии и осуществлении государственных решений, и руководствующегося в повседневной жизни определенными моральными нормами и ценностями».
Большую роль в формировании гражданского самосознания играет сохранение исторической памяти поколений. Проблема заключается в том, что в современном мире в условиях постоянного научно-технического прогресса мы забываем о прошлом, утрачиваем традиции предков, теряем с ними духовную и историческую связь.
Память выступает в роли посредницы между поколениями. Знания, полученные в прошлом, необходимы для создания будущего, они являются своеобразной исторической основой духовной культуры общества.
Бездумное переписывание истории, переоценка прошлого разрывают хрупкую нить памяти, разрушают духовное и культурное наследие народа. Великие «отцы» часто становятся забытыми «дедами», новые идеалы противоречат прежним ценностным ориентирам, памятники и мемориалы становятся ненужными, книги оказываются бесполезными.
Ю. Бондарев заметил: «Смерть памяти – смерть духа, ибо она, память, – познание накопленным опытом самого себя, истоков и направления бытия». Утрата исторической памяти обществом приводит к драматическим событиям и трагическим последствиям. Примеров тому масса.
Совсем недавно мы стали свидетелями того, к чему приводит утрата исторической памяти народа. Весь мир всколыхнули события, происходящие в Украине.
Мало кто обращал внимание на то, что к власти устремились лица с «бандеровскими убежденями», те, кто считает Степана Бандеру национальным героем, кто является сторонником его фашистских идей.
В бывшей советской республике, понесшей непомерные потери в годы Великой Отечественной войны вновь поднял голову фашизм. Неужели забылось, что в результате этой войны с фашистскими захватчиками погиб каждый шестой житель Украины?
На территории Украины действовало свыше 230 концлагерей и гетто. Только в Бабьем Яру фашистами убито более 100 тысяч человек (по последним данным более 150 тысяч). Сотни тысяч военнопленных, женщин, детей, стариков, инвалидов стали узниками. Более двух миллионов человек вывезено на работы в Германию. Более 250 украинских сел были сожжены оккупантами дотла. Бандеровцы, помогая фашистам, сжигали украинские и белорусские деревни, расстреливали мирных жителей – женщин, стариков, детей.
Трудно поверить, что народ, забыв, какой высокой ценой ему досталась победа над фашизмом, прислушивается к националистическим лозунгам.
Еще труднее представить, к каким последствиям могли бы привести подобные события в России, которая была и остается многонациональным государством. Страшнее всего то, что в подобные события, как правило, втягивается в первую очередь молодежь.
Историческая память должна способствовать объединению народа в борьбе за лучшее будущее своей страны, исключать повторение ошибок прошлых поколений. Она заключается не только в сохранении героического наследия, но включает и другие аспекты жизнедеятельности наших предков: культура, быт, взаимоотношения между людьми.
Сохранение исторической памяти не требует абсолютного подчинения законам и принципам предшествующих эпох, но способствует сохранению лучших традиций и оптимизации процесса развития общества.
У каждого исторического периода свои критерии духовно-нравственных и культурных ценностей. События прошлого сами по себе не могут никого заставить относиться к ним определенным образом. Суждения поколений о прошлом изменяются в зависимости от социально-экономического состояния общества, расстановки общественно-политических сил, позиции власти и других факторов.
Мысль Гегеля о том, что «народы и правительства ничему не учатся», к сожалению, не раз подтверждалась историей, в том числе и Российской. Вскоре после окончания самой страшной войны 20 века Советский Союз, Советская Армия участвовала в различных военных конфликтах. Это и подавление антисоветских выступлений на территории социалистической Европы (Венгрия – 1956 год, Чехословакия – 1968 год), и советско-китайский пограничный конфликт 1969 года – борьба за остров Даманский), и война в Афганистане. Все эти события и отношение к ним нашей страны можно расценивать по-разному, но невозможно вычеркнуть их из истории народа. Их нельзя сравнить с освободительной всенародной войной 1941-1945 года. Но нельзя забывать, что солдаты и офицеры – непосредственные участники боевых действий –выполняли свой долг. Они мужественно рисковали своей жизнью ради репутации своей страны, ради светлого будущего тех народов, на помощь которым отправила их Родина.
Сегодня многие подростки с трудом называют дату начала и окончания Великой Отечественной войны, со времени которой не прошло еще и века, и еще живы очевидцы тех событий. Что же говорить об Отечественной войне 1812 года, Первой мировой, Крымской, Русско-японской войнах, свидетелей которых давно уже нет в живых? Забываются имена многих людей, внесших вклад в развитие своего государства. Даже люди более старших поколений часто «не сильны» в историческом познании родного края и, тем более, страны. «Провалов» в памяти молодых людей гораздо больше.
Что может произойти, если не восполнить, не восстановить эти пробелы?
Народ, не знающий или забывший своё прошлое, не имеет будущего. Людей, забывших свое прошлое, легко сделать рабами. Народ, предавший свое прошлое, легко уничтожить. Поэтому во все времена завоеватели оскверняли и уничтожали исторические памятники, так как убить память народа – значит убить сам народ.
Именно поэтому в нашей стране в целом и в области в частности в последние десятилетия большое внимание стало уделяться сохранению и возведению памятников истории, архитектуры, культуры. Историческая память – это память базовая, стратегическая, позволяющая правильно мыслить и действовать.
Я полностью разделяю утверждение Д.С. Лихачева о том, что «Память противостоит уничтожающей силе времени. Память – преодоление времени, преодоление пространства. Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры. Хранить память и беречь память – это наш нравственный долг... Память … становится отчетливой силой, особенно во время предельных испытаний, выпадающих на долю людей. Человеку необходимо ощущать себя в истории, понимать свое значение в современной жизни, оставить о себе добрую память».
В прогрессивном развитии страны, благополучии ее народа, прежде всего, должна быть заинтересована молодежь. Ей предстоит строить будущее своего государства. Насколько оно будет светлым, зависит от того, насколько «строители» обладают ценными личностными качествами гражданина, такими как патриотизм, умение нести ответственность за будущее своего Отечества, уважение к культурному наследию, нравственно-правовое построение межличностных взаимоотношений, активная жизненная позиция.
Сохранение исторической памяти своего народа для потомков является своего рода основой для формирования этих качеств.
Источники информации:
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Философские стихи Кристины Россетти
Хрюк на ёлке
Рукавичка
Мальчик и колокольчики ландышей