Цель данной работы – проследить сквозь призму литературного жанра, как трансформировались в литературе представления об идеальном обществе, а затем на примере современного произведения, антиутопического романа Ю.Вознесенской «Путь Кассандры, или Путешествие с макаронами», вышедшего в свет в 2003 году, проиллюстрировать сегодняшнее представление об идеале.
Отсюда вытекают следующие задачи:
1. Рассмотреть историю появления утопии как жанра.
2.Проанализировать причины появления антиутопии.
3. Выявить характерные черты антиутопии.
4.Рассмотреть жанровую принадлежность романа Ю.Вознесенской «Путь
Кассандры, или Путешествие с макаронами».
Вложение | Размер |
---|---|
oblastnye_k.-m._chteniya.doc | 100.5 КБ |
Областные школьные Кирилло-Мефодиевские чтения
Секция «Духовные ценности русской культуры»
В стремлении к идеалу…
(На материале романа Ю. Вознесенской
«Путь Кассандры, или Путешествие с макаронами».)
Реферат
Реферат подготовила:
Ткачёва Анастасия Сергеевна,
учащаяся 11 класса
МОУ Чубовская СОШ
Кинельского района
Самарской области
Научный руководитель:
Артамонова Галина Николаевна,
Учитель русского языка и литературы высшей категории
МОУ Чубовская СОШ Кинельского района Самарской области
Оглавление.
Введение……………………………………………………………………………………3
Глава 1. История становления антиутопии как жанра
1.1.Утопия как исходная жанровая форма……………………………………………...4
1.2.Причины появления антиутопии как жанра…………………………...…...............6
1.3. Характерные черты антиутопии……….…………………......................................8
Глава 2. Судьба жанра антиутопии в начале ХХI века.
2.1.Роман-антиутопия Ю.Вознесенской «Путь Кассандры, или Путешествие с макаронами»………………………………………………………………………………..9
2.2. Светлое будущее, или как роман антиутопия становится «благой утопией»…12
Заключение………………………………………………………………………………….14
Используемая литература…………………………………………………………………..15
Приложение………………………………………………………………………………….16
Введение
Людям свойственно стремление заглянуть в будущее: за край сегодняшнего дня, за край собственной жизни, за горизонт эпохи. И всегда хочется верить, что там всё будет хорошо. Человечество, шагая по пути прогресса, стремится воплотить в жизнь некий идеал, свою мечту о счастье.
«Двадцатый век будет счастливым… - писал свыше ста лет назад Виктор Гюго. - Не придётся опасаться, как теперь, завоеваний, захватов, вторжений, соперничества вооружённых наций...Не будет больше голода, угнетения, проституции от нужды, нищеты от безработицы, ни эшафота, ни кинжала, ни сражений, ни случайного разбоя в чаще происшествий…Настанет всеобщее счастье. Человечество выполнит своё назначение, как земной шар выполняет своё».1
Эти надежды питал не только знаменитый французский писатель, они были отражены в различных произведениях мировой литературы, в том числе и русской. В ХІХ веке возник жанр утопия, а в ответ, как корректива к нему, в ХХ веке появился жанр антиутопия.
Цель данной работы – проследить сквозь призму литературного жанра, как трансформировались в литературе представления об идеальном обществе, а затем на примере современного произведения, антиутопического романа Ю.Вознесенской «Путь Кассандры, или Путешествие с макаронами», вышедшего в свет в 2003 году, проиллюстрировать сегодняшнее представление об идеале.
Отсюда вытекают следующие задачи:
1. Рассмотреть историю появления утопии как жанра.
2.Проанализировать причины появления антиутопии.
3. Выявить характерные черты антиутопии.
4.Рассмотреть жанровую принадлежность романа Ю.Вознесенской «Путь
Кассандры, или Путешествие с макаронами».
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 И. Б. Делекторская «Будущее наступило внезапно». Утопия и антиутопия в русской литературе. // Литература в школе, № 3, 19
Глава 1. История становления антиутопии как жанра.
1.1 Утопия как исходная жанровая форма
Мировая литературная традиция XVI-XIX веков явилась источником философских и художественных произведений, раскрывающих перед читателями картины идеального общества, основанного на всеобщем равенстве, благоденствии и справедливости. Наиболее яркими носителями утопических идей были Т. Мор, Т.Кампанелла, Ф.Бэкон, Сирано де Бержерак, Сен-Симон, Фурье и другие.
Люди, возвышающиеся по своим нравственным и интеллектуальным качествам над средним уровнем, способные глубоко чувствовать и понимать окружающее, осмеливающиеся бросить вызов серости и бездуховности, пытались представить модель совершенного мира.
Сен-Симон всё своё достоянье
Сокровенной мечте посвятил
Старикам он поддержки просил,
Чтобы общества дряхлое зданье
На основах иных возвести,-
И угас, одинокий, забытый,
Сознавая, что путь, им открытый,
Человечество мог бы спасти
Подними свою голову смело!-
Звал к народу Фурье. - Разделись
На фаланги и дружно трудись
В общем круге для общего дела.
Обновлённая вся, брачный пир
Отпирует земля с небесами,-
И та сила, что движет мирами,
Человечеству даст вечный мир.
В.Курочкин
(перевод из П.-Ж.Беранже «Безумцы»)1
Утопия (лат. - нигде), Город Солнца, Новая Атлантида, Гармония, Государство Луны - таковы названия стран, в которых, на первый взгляд, заманчиво просто решаются сложнейшие вопросы человеческого бытия.
Утопистов Западной Европы объединяло противопоставление мира реального и мира, придуманного ими в качестве идеала общественного устройства. Современная автору действительность либо высмеивается, либо гневно обличается. Предлагаемая модель утверждалась авторами как модель, при которой достигаются самые благородные цели: всеобщее благосостояние, равенство, коллективизм, новые принципы человеческого развития. Слабым звеном остаются лишь вопросы о способах перехода к новому обществу - они в представлении утопистов весьма туманны.
Одну из таких моделей мы видим в «Четвертом сне» Веры Павловны и в романе Чернышевского «Что делать?». Богатые нивы, бескрайние заливные луга, землю всю в цветах видит Вера Павловна во сне. Всё это результат «заботливого ухода» человеческих рук. Став властелином природы, человек способен не только превратить пустыню в сад, но и по своему усмотрению изменять климатические условия. Коллективный труд-основа основ в обществе будущего. На работу идут как на праздник, трудовой процесс не требует больших физических затрат, так как полностью механизирован и автоматизирован.
Чернышевский уделяет внимание социальным вопросам, охране труда, здоровому образу жизни. И чем подробнее он описывает детали, стремясь как можно более зримо показать читателю образец мироустройства, тем наивнее и недостижимее становится эта картина.
Абсолютно был прав Достоевский, давая отповедь подобному утопизму в «Записках из подполья». Один из его героев говорит следующее: « И с чего это взяли все эти мудрецы, что…человеку надо непременно благоразумно выгодного хотенья? Человеку надо - одного только самостоятельного хотенья, чего бы эта самостоятельность ни стоила, к чему бы ни привела». Достоевский совершенно справедливо утверждает, что человеческая природа иррациональна, противоречива, и человек может действовать против собственной выгоды, сознательно поступать во зло, а не во благо, зачастую склонен к разрушительству и любит не только благоденствие, но и страдание. Более того, гарантированное благо, по мнению героя «Записок», «ужасно скучно (потому что что ж и делать-то, когда всё будет расчислено по табличке)». «Ведь я, например, нисколько не удивлюсь, если вдруг ни с того ни с сего среди всеобщего будущего благоразумия возникнет какой-нибудь джентельмен с неблагородной или, лучше сказать, с ретроградной и насмешливою физиономией, упрёт руки в боки и скажет всем нам: а что, господа, не столкнуть ли нам всё это благоразумие с одного разу, ногой, прахом, единственно с той целью, чтоб все эти логарифмы отправились к черту и чтоб нам опять по своей глупой воле пожить: это бы ещё ничего, но обидно то, что ведь непременно последователей найдёт: так человек устроен».1
1.2. Причины появления антиутопии как жанра
С учётом иррациональности человеческой сущности рождаются антиутопии. Расцвет антиутопии приходится на XX век. Связано это как с расцветом в первые десятилетия XX века утопического сознания, так и с приходящимися на это же время попытками воплощения, социальных механизмов, благодаря которым массовое духовное порабощение на основе современных научных достижений стало реальностью. Безусловно, в первую очередь, именно на основе реалий XX века возникли антиутопические социальные модели в произведениях таких очень разных писателей, как Дж. Оруэлл, Р. Брэдбери, Г. Франке, Э. Берджесс, и О. Хаксли. Их антиутопические произведения являются как бы сигналом, предупреждением о возможном скором закате цивилизации. Первой страной «реализованной» утопии стала большевистская Россия, и потому антиутопические
импульсы особенно свойственны именно русской литературе. Первый русский роман-антиутопия – «Мы» Е.Замятина (1920, опубликован в 1924 в Англии).
Антиутопия - жанр, который ещё называют негативной утопией. Это изображение такого будущего, которое страшит писателя, заставляет его тревожиться за судьбу человечества, за душу отдельного человека. Этот жанр появился как ответ на утопические идеи в обществе и литературе. Так, например, Единое государство из романа-антиутопии Е.Замятина «Мы» противостоит по идее Городу Солнца утописта Т.Кампанеллы.
В изображённом утопистом Т.Кампанеллой Городе Солнца, устроенном по типу монашеского ордена, главой является мудрейший и всезнающий первосвященник Солнце, он же метафизик, которому подчинены Мощь, Мудрость, олицетворяющая познание и науку, и Любовь, ведающая продовольствием, одеждой, деторождением и воспитанием. Им, в свою очередь, подчинены низшие должностные лица, многочисленные начальники и начальницы, носители истинного знания. Для обсуждения и оценки их деятельности ежемесячно собирается Совет, и недостойные по воле народа сменяются. Несменяемыми оказываются только четыре высших правителя.
При создании такого общества Кампанелла допускает насилие, так как сопротивление неизбежно. Насилие применяется для освобождения человека от собственности, эгоизма, собственного «я». Чтобы избавить человека от эгоизма, ему постоянно меняют даже спальню, лишая его таким образом привязанности к собственности. Человек должен быть освобождён от себялюбия, от собственных жён, мужей, детей. Когда он отрешится от всего этого, останется лишь его любовь к обществу. Деторождение в Городе Солнца является важным государственным делом. Рождение ребёнка допускается только с разрешения облечённых властью: не дай Бог, чтобы он унаследовал нежелательные порочные качества родителей…
Город Солнца во многом похож на тот, который опишет Е.Замятин, только писатель XX века докажет в своём произведении, что гуманное общество по такой модели оказалось невозможным из-за несоответствия его человеческой сущности, стремящейся к удовлетворению индивидуального «я». Применение насилия и жестокости не гарантирует установления «царства всеобщего счастья» и приводит к трагическим и непоправимым последствиям. Замятин обратил особое внимание именно на пути построения идеального общества, убеждая читателя, что мир антиутопии – результат попыток реализовать утопию.
«Счастье – в несвободе»,- утверждают герои романа «Мы». Если «идеальный» общественный уклад достигнут насильственным упразднением свободы, то всеобщее счастье здесь не счастье каждого человека, а его подавление, нивелировка, а то и физическое уничтожение.
Многие явления и события предвидел Замятин: он не только в условно фантастической форме изобразил победу техники над человеком (об этом писателя заставил задуматься увиденный им в Англии процесс бурного развития науки и техники), но и сумел предсказать тот социально- политический режим, который называется тоталитарным. Его важнейшие атрибуты – обожаемый Благодетель (Старший брат, Отец народов, Великий Кормчий, фюрер), политическая полиция (в образе угадываются черты гестаповцев, агентов НКВД), изоляция от окружающего мира (очевидна аналогия между Зелёной стеной и «железным» занавесом). Писатель угадал даже некоторые «технические» детали грядущего террора; разве Газовый колокол не прообраз газовой камеры, а Великая Операция не предвестие фашистских экспериментов над человеческой психикой. Землянин сумел также воспроизвести модель тоталитарного сознания, сознания глубоко бесчеловечного.
Таким образом, автор в 1920 г. сумел предсказать глобальные катастрофы ХХ века. Главный вопрос, который он поставил в своём произведении: выстоит ли человек перед усиливающимся насилием над совестью, душой, волей?
1.3 Характерные черты антиутопии
Антиутопия, по мнению литературоведа Б.А.Ланина, «стала языком общения сохранивших своё достоинство «тоталитарных человеков». Этот важнейший пласт нашей культуры, считает учёный, «остается до сих пор недостаточно исследованным».1
Как правило, произведения, написанные в жанре антиутопии, обладают следующими особенностями:
Глава 2. Судьба жанра антиутопии в начале ХХI века.
2.1.Роман-антиутопия Ю.Вознесенской «Путь Кассандры, или путешествие с макаронами».
Роман Ю. Вознесенской «Путь Кассандры, или Путешествие с макаронами»
стал для меня открытием. К тому времени, как я его прочитала, на уроках
1. Б. А. Ланин «Антиутопия в литературе русского зарубежья». // «Литература третьей волны», Издательство «Самарский университет», 1997.
литературы уже был изучен роман Е. И. Замятина «Мы». И вот произведение, которое написано сто лет спустя, продолжающее мысли, высказанные Замятиным, причем тема не только продолжена, но в жанр романа – антиутопии внесены еще и качественно новые элементы. Жанр, оказывается, жив, современен и своевременен в XXI веке.
Действие книги происходит в недалеком будущем. Европейские государства после экологической катастрофы, разразившейся в результате войны Америки и Ближнего Востока, объединились под властью президента, называющего себя «Спасителем и Мессией». Уцелевшие люди живут при тоталитарном режиме, где главным способом существования является глобальная компьютерная сеть, - «Реальность», к которой они подключены.
Творческое воображение Ю. Вознесенской рисует нам жуткий мир, где люди проводят жизнь на баржах, плывущих над почти полностью затопленной в результате ядерной войны Европой. «Я горжусь тем, что живу в плавучем городе, - говорит главная героиня произведения Кассандра, - называемом Новым Лондоном: только британская приверженность могла породить такую смелую инженерную мысль – создать плавучую Англию над Англией затонувшей». Но она же и сетует: «Большая часть городов и деревень находилась под водой и была густо оплетена ядовитым водяным плющом, но в темных подводных силуэтах можно было угадать крыши домов и даже целые улицы. Это глупо, но сознание того, что под водой находятся миллионы непогребенных утопленников, навевало на меня глубокую тоску. Я видела в новостях кадры подводной съемки, сделанной вскоре после Катастрофы: руины домов в мутной воде, уцелевшие дома, такие красивые на первый взгляд, даже в воде, а потом съемки внутри зданий, в квартирах, и крупным планом – тела утопленников, обглоданных рыбами… я никогда не заказываю рыбу из Центра питания… я пью иногда фруктово-рыбный энерген, но только потому что в нем нет ни фруктов, ни рыбы – только пищевая синтетика и витаминные добавки».
Жизнь главной героини наполнена не только искусственной пищей и синтетической одеждой, но и виртуальными любовью и дружбой, ничуть не похожими на реальные. Как и все жители новой Европы, она то погружается в виртуальный мир, то возвращается в мир физический. О том, что занимает больше времени, говорят платежные счета Кассандры, которые она посылает в Управление труда: 10 планет уходит на оплату Реальности (виртуальный мир), а 7 планет – на оплату жилья, питания, медицинского обслуживания, на одежду, мобиль.
И в виртуальном мире, и в физическом жизнь до невозможности скучна и однообразна. Человеческие отношения невозможно заменить искусственными. Обыватели большей частью обеспокоены заботой о здоровье: они не читают книг из-за пыли, в них содержащейся; не обнимаются, гнушаясь друг другом; не здороваются за руку, боясь микробов. При искусственности жизни здоровье их таково, что к тридцати годам почти все кончают жизнь эвтаназией (даже если на то нет их желания – эвтаназия принудительная). В виртуальном мире люди лишь спасаются от проблем мира физического, но жизнь от этого не становится осмысленной, одухотворенной, она лишена цели и смысла.
Общество, описанное Вознесенской, кроме обывателей, содержит еще и всяческих маргиналов, и асоциальные элементы («асы»), и своеобразную элиту. Элита живет вполне обычной для всех времен светской жизнью, которая тоже, как любая светская жизнь, скучна и бессмысленна. «Асы» почти неизбежно попадают в лагеря, в которых современная система организации труда доведена до своего логического завершения: люди сидят в отдельных кабинках вдоль огромного конвейера, не имея возможности общаться между собой, тупо выполняют простейшие операции, и здесь же, на месте, едят, справляют нужду и доносят друг на друга, за что их переводят в более близкие к выходу рабочие места. Те, кто ударным трудом и стукачеством достигает конца конвейера, выходят на свободу с чистой совестью и с печатью Антихриста (за особо крупные доносы, по желанию, можно выйти и без печати). Человек – орудие труда и винтик бездушного государственного механизма, построенного на лжи и доносе.
Ю. Вознесенская приводит свою героиню в другой мир, противостоящий бездушному, искусственному, лживому, в котором первоначально существует Кассандра. Мы узнаем, что во время Катастрофы уцелела Россия, она обособилась от Западной Европы и развивается по-своему: «Вскоре Россия вообще отделилась от всей планеты и стала жить в эгоистической самодостаточности, пользуясь огромностью территории и численностью населения; в то время как цивилизованные люди планеты уже давно ограничили рождаемость, русские, следуя канонам своей дикой религии, рожали всех зачатых детей…». Под дикой религией в данном высказывании Кассандры подразумевается Православие, постулатами которого девушка проникнется во время своего путешествия и которое изберет для себя в качестве духовного пути. Она, возрожденная для настоящей жизни великом чувством любви, преодолеет множество трудностей и найдет свой путь к Богу.
Кассандра, отправившись на помощь к своей заболевшей бабушке, попадет в непривычный мир, «обыденную жизнь», узнает правду о таких «нормальных» явлениях как «обязательная эвтаназия», «клоны», «экологическая полиция», «асы». Пережив опасные приключения, совершая подвиги, встретив первую любовь и сбежав из лагеря смертников, Кассандра преодолеет все препятствия и неожиданно для себя станет… человеком. Мы увидим ее читающей духовую литературу, присутствующей на божественной литургии. Она не только будет полоть монастырские грядки, но и спасет христианскую общину.
Ю. Вознесенская показала, что настоящая жизнь гораздо интереснее игр в эту самую жизнь. Писательница предупреждает нас не только о грозящих экологических катастрофах в результате бездумной и безнравственной деятельности человека, она бьет тревогу, предупреждая о катастрофе духовной, которая может быть результатом погружения людей в виртуальный мир компьютерных игр, телевизионных шоу и сериалов, казино и игровых автоматов. В то время как мы уходим в мир фантазий и сражаемся с виртуальными монстрами, огромное множество людей нуждаются в нашей настоящей поддержке и помощи, а иногда просто во внимании.
2.2. «Светлое будущее, или как роман антиутопия становится романом утопией».
В романе Ю. Вознесенской налицо все признаки жанра антиутопии. Продолжая традицию XX века, она показывает общество, лишенное каких-либо материальных проблем, но обедневшее духовно.
Повествование ведется от первого лица, что формирует субъектный строй произведения: события проходят через призму восприятия главной героини.
Идейным центром романа являются проблемы свободы и счастья и соотношения в деятельности государства интересов коллектива и личности: «Мы сами выбрали и наполовину создали нашу рыцарскую реальность, пользуясь готовыми блоками из Банк-Реаля и собственным воображением. Мы любим нашу красивую, полную сказочных приключений Реальность.… И всё же.… Почему, ну почему мне бывает иногда так тоскливо? Что не хватает мне в реальном мире, где мне доступно абсолютно всё!» - спрашивает Кассандра в самом начале произведения, ещё не догадываясь, что вступает на путь, который через конфликт с общественным устройством, с государством выведет её к истинным, а не искусственным ценностям.
Кассандра вступает в конфликт с государством, которое в стремлении подчинить себе бытие человека, выступает в роли сверхсилы, но мы видим в романе финал, не типичный для антиутопии: героиня выходит из этой борьбы победительницей. Произведение, в отличие от классических образцов антиутопий, заканчивается оптимистично. Это первое отличие романа антиутопии XXI века от предшествующих произведений.
Согласно признакам жанра, перечисленным выше, мир главной героини противостоит государству не как противоположный, а как качественно иной. В духовном мире православных христиан, куда попадает Кассандра, другие понятия и ценности, иные законы. И цивилизации в романе Вознесенской противостоит не дикость и первозданность, а истинность и благородство человеческих чувств: любви, дружбы, милосердия.
Соответственно жанру в произведении присутствует квазиноминация: виртуальный мир именуется Реальностью, а Антихрист, стоящий у власти, называет себя «Мессией», «Спасителем» человечества.
Важно отметить, что роману Ю. Вознесенской присуща характерная «матрешечная» композиция. Рассказ Кассандры о собственном путешествии содержит не только собственно описания её приключений, в повествование органично входит и жизнеописание матери, умертвленной с помощью эвтаназии, и биография бабушки – миллионерши, и история чудесного исцеления смертельно больного дедушки; а самое главное – антиутопия становится утопией, а не наоборот, как было в произведениях – предшественниках.
Писательница находит выход из ситуации глобальной катастрофы. Человечество спасет Православие, а именно: вера, любовь, милосердие. А для этого нужно просто духовно вырасти, прозреть сердцем.
По нашему мнению, это то новое, что привнесла Ю. Вознесенская в жанр антиутопии.
Заключение.
Таким образом, роман Ю. Вознесенской относится к жанру романа – антиутопии и, продолжая традицию жанра, привносит в него новые черты. Люди не перестанут мечтать о светлом идеале. Автор антиутопического романа увидела его в обретении ценностей Православной цивилизации.
Роман – предупреждение содержит в себе приметы будущего, от которого предостерегает автор: единая валюта, «персоники», эвтаназия, клонирование, одноразовые предметы быта, энергены, искусственная пища, преобладание идеала сытого материально обеспеченного существования над духовным. Вглядываясь в нашу обыденную жизнь после прочтения книги о Кассандре, яснее видишь, что семена будущих плодов уже рассеяны по миру.
Важно отметить, что в отличие от других антиутопий, это произведение не рождает в душе чувство опустошенности, утраченной надежды : подобно тому, как у Кассандры в опустевшем монастыре возрождаются в памяти картинки детства, тому, как зеленая веточка прорастает на засохшем дубе, в душе читателя вновь поселяются забытые, неупотребительные ныне слова: «честь», «целомудрие», «самопожертвование».
Переводчица книг Н. Л. Честертона и К. С. Льюиса Н. Л. Трауберг сказала, что оба они пишут в жанре «благой утопии».По нашему мнению, книга Ю. Вознесенской, кроме того что является антиутопией, обретает в повествовании о жизни православной христианской общины черты «благой утопии», или, иными словами, становится синтезом двух жанров.
«Благая утопия» Ю.Вознесенской оказывает огромное положительное влияние на молодёжь: многих она заставила задуматься о жизни по совести, о бескорыстии, любви, вере.
За свои книги в 2003 году Ю. Вознесенская получила звание «Лучшего автора года» на конкурсе «Православная книга России» и стала лауреатом Первого ежегодного конкурса на лучшие издания для детей и юношества «Алые паруса» Министерства Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в номинации «Проза».
Литература
Смекалка против Змея-Горыныча
Заяц-хваста
Серебряное копытце
Рисуем ананас акварелью
Чья проталина?