Исследовательская работа о разнообразных связях в природе.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_kruze_s.doc | 51.5 КБ |
Исследовательская работа:
« Как помочь больному растению?»
Выполнил: Крузе Александр,
обучающийся 2 «А» класса
МБОУ СОШ № 3
г. Красноармейска
Саратовской области
Руководитель:
Карандина Галина Ивановна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 3 г. Красноармейска
Саратовской области
2013-2014 уч.год
Оглавление
I Введение с.3-4
Предыстория.
Тема исследования. Причина выбора темы. Проблема. Актуальность.
Уточнение темы. Гипотеза.
Цель. Задачи.
Объектная область. Объект и предмет исследования.
Методы исследования
II Основная часть с.4-10
1) Выполнение задач.
2) Тема исследования.
3) Исследование.
4) Результат исследования.
III Заключение с.10-11
IV Литература c.11
V Приложение с.12-29
Введение
Этим летом на нашем приусадебном участке я заметил, что смородина выглядит не так, как в прошлом году. На молодых зеленых побегах листья были скручены, сжаты. Некоторые из них стали засыхать (фото 1, 2), ветки были без листьев (фото 3). Растение имело болезненный, нездоровый вид (фото 4). Так же я обратил внимание, что некоторые листья были блестящие и липкие.
На растении и под ним было скопление муравьев (фото 5, 34) и божьих коровок (фото 6). На нижней части листа и веточках большое скопление мелких насекомых (фото 7).
Я предположил, что божья коровка и муравьи не могут нанести вред растению. А неизвестные мне насекомые, которые живут в скрученных листьях, могут быть вредителями.
А может, я не прав?
Попробую выяснить.
Тема моего исследования: «Как помочь больному растению?», « Помощь больному растению»
Цель исследования: ответить на вопрос, поставленный в теме.
Задачи:
1. Узнать, что за насекомые находятся под больными листьями смородины. Определить влияние насекомых на растения.
2. Выяснить, почему другие насекомые находятся на растении, и каково их влияние.
3. Найти рецепт исцеления растения и помочь ему.
Моё исследование относится к предметной области — окружающий мир, а именно, растения, насекомые садового участка.
Объектом исследования является изменение вида растения, а предметом исследования — насекомые, растение.
Методы исследования: наблюдение, опрос, изучение информационных источников.
Основная часть
1.Тля. Влияние тли на растение.
Я спросил у мамы, как называются эти насекомые. Мама ответила: «Тля».
Мы решили внимательно рассмотреть это насекомое (фото8). Насекомые были разного цвета – зеленые, серые, светло-коричневые. Они жили колониями. Были тли под листом, на стволе (побеге). Причем, предпочтение отдавали молодым растениям. При встряхивании с растения на лист бумаги, быстро разбегались, и их было трудно пересчитать. Я заметил, что это подвижные насекомые.
Чтобы узнать об этом насекомом и его влиянии на растение я отправился в библиотеку (фото 9).
Я узнал, что на земле существует более миллиона видов насекомых. Влияние насекомых на планету огромно:
а) Насекомые опыляют растения, благодаря чему возможно размножение растений.
Б) Насекомые питаются остатками мертвых растений и животных.
В) Насекомые составляют важное звено в пищевой цепи на земле, являясь, пищей друг для друга.
Г) Во многих местах земного шара насекомые составляют важную часть питания человека.
Д) Около десяти тысяч видов насекомых ежедневно грызут, пилят, сосут растения, наносят вред сельскохозяйственным культурам.
Литература: Галенс Дж; Пир Н. Книга ответов для почемучки: Перевод с английского А.Ишутиной.- Харьков: Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга» 2007.-с.152-153.(фото10)
В энциклопедии дано такое определении тли:
«Тли — подотряд паразитических сосущих растительноядных насекомых из отряда равнокрылых хоботковых. В настоящее время известно более трех тысяч тли. В год развивается от двух до 20 поколений. Живут большими колониями. Могут поражать почти все растения. Некоторые виды тли опасные вредители культурных растений. Уколы хоботков и выделения слюны тли вызывает сморщивание и свертывание листьев и побегов, вздутие»
(«Большая Советская Энциклопедия» Москва, Покровский бульвар, д.8. т.42 стр.526-527 «Тли») (фото 11)
Мне многие сведения из этого определения были непонятны и мама простым языком объяснили их.
Так же я рассмотрел тли: под лупой; на рисунках; фотографиях в Интернете (фото12).
2. Причина появления других насекомых на растении. Влияние этих насекомых на растение. Какова связь между этими насекомыми?
Я уже писал, что рядом с растением и на растении были муравьи, а так же божьи коровки. Я сначала предположил, что это не вредители смородины, обычно любой человек скажет, что муравей труженик, а божья коровка – она, вообще, почти волшебница, исполняющая все желания. Но и это предположение я решил проверить.
Кто же они - муравьи и божьи коровки …друзья или враги растения?
На эти вопросы взрослые дали такие ответы:
1. Если на кустарниках есть тля, значит, вблизи есть муравейник (фото13).
2. Тлю на кусты развешивают муравьи, они её охраняют и доят, а сладенькое молочко пьют.
3. Божьи коровки едят тлю на капусте, возможно, они и сюда приходят за тлей (фото14,33).
Я решил обратиться к книгам. Вместе с мамой мы снова отправились в библиотеку.
«Божья коровка — семейство жуков. Окраска — разные комбинации красного, желтого, белого и черного цветов. Большие черные пятнышки на светлом фоне. Несмотря на малые размеры, хорошо заметны благодаря яркой «предостерегающей» окраске. Жуки и личинки хищны и очень прожорливы; питаются тлями, реже червецами, листоблошками, мелкими гусеницами и клещами. Большинство божьих коровок — полезные жуки и лишь некоторые растительноядные виды — вредители (бахчевая божья коровка повреждает на юге бахчевые культуры). Божьи коровки широко применяются для борьбы с некоторыми видами щитовки. Ряд божьих коровок может быть применен для борьбы с тлями, и производимые опыты указывают на эффективность этого приема» («Большая Советская Энциклопедия» Москва, Покровский бульвар, д.8. г. 1950 т.5 стр.376-377 «Божья коровка»)
Муравей - (фото 16,17,18.)
«В мире более 10000 видов муравьёв. В России обитает около 300 видов. Один из самых распространённых муравьёв – это чёрный садовый муравей; он живёт на лугах и в лесах, так же как и в садах. Муравьи питаются преимущественно соком растений, падью тлей и других сосущих насекомых. Живут семьями в гнёздах (муравейниках)» Насекомые. /Полная энциклопедия/Перевод с англ. М.Авдониной.- М.:Эксмо,2008 стр. 146-153.
Из книги Г.М. Длусский; А.П.Букин. "Знакомьтесь: муравьи !".1985г. (фото15.) я узнал, что у тлей и у муравьёв «взаимовыгодная связь».Тли снабжают муравьёв пищей, а муравьи защищают их от врагов, переносят на свежие побеги растений ,а иногда даже уносят на зиму в муравейник. А из разговора с соседом по садовому участку, Николаем Григорьевичем ,я узнал, что к сожалению, садовые муравьи это не благо (как обычно принято считать), а самое настоящее зло. И самая главная причина постоянного поиска средств борьбы с садовыми муравьями - это тли. А точнее стада тлей, которых разводят и пасут муравьи на верхушках молодых побегов.
Мне самому захотелось проверить это.
Наблюдение:
Я взял лупу и стал рассматривать этих насекомых на растении (фото8). Меня интересовало их совместное проживание, вернее сказать, взаимодействие.
Я нашел целые тропинки, дорожки, ведущие к деревьям и движущихся по ним муравьев. Муравьи приближались к тле, поглаживали, брюшко тли своими усиками.
Из книг я узнал, что «в это время тля выделяет на конце брюшка каплю медвяной росы — избыток жидкой пищи, которую муравей заглатывает, поэтому и листья растения липкие, блестящие». Фактически, я наблюдал процесс «доения» тли (29, 30).
А божья коровка поедает тлю (фото 12).
Сложились такие цепи питания: божья коровка – тля; муравей – выделения тли.
Все это подвело меня к ответу на вопрос: "Какова связь между этими насекомыми".
А) Муравьи питаются выделениями тли.
Б) Муравьи способствуют сохранению тли и распространению её на растениях.
3. Причина поражения листьев смородины.
А) Исследование. Почему листья на растении скручиваются?
Я заметил, что поврежденные тлями листья сморщиваются и скручиваются; в результате получается, что сами же листья предоставляют своим вредителям надежное укрытие.
Я аккуратно срезал такие домики тли и стал за ними наблюдать в садке.
Через некоторое время тля погибла, гибель произошла, когда веточки с домиками засохли. Отсюда я сделал вывод, что тля питается соком растений.
Вначале исследования я писал, что насекомые очень быстро распространяются, размножаются и мои беседы с соседями участков подтвердили это. Это подвело меня к мысли, что если не остановить процесс заражения растения, то он может привести к его гибели.
И я стал искать ответ на вопрос, как помочь пораженным растениям
4. Методы борьбы с вредителями.
Я знаю, что насекомых вредителей травят различными химикатами (химический метод борьбы). Наверное, так можно поступить и с тлей, но при этом погибнут и другие насекомые, не наносящие вред растению.
Так же я узнал, что есть и другие методы борьбы:
Агротехнический метод борьбы (изменение сроков посева, борьба с сорняками, выведение устойчивых сортов).
Биологический метод борьбы (Развешивать в саду скворечники и кормушки для птиц, белить садовой известью стволы деревьев, снимать засохшую листву с деревьев).
Народные методы борьбы (применять настои и отвары растений, древесную золу).
Я провел опрос и узнал, какие методы борьбы с насекомыми используют наши соседи. Получилась такая картина:
Фамилия, имя участника опроса | Биологический метод борьбы | Химический метод борьбы | Агротехнический метод борьбы | Народный Метод борьбы |
Николай Григорьевич | + | - | + | + |
Крузе Л.И. (мама) | + | + | + | + |
Крузе А.П. (папа) | + | + | + | - |
Тётя Валя | - | + | + | - |
Тётя Люда | - | + | + | - |
Юмагулова А.В.(учитель биологии) | + | - | + | + |
Трушников А.В.(фермер) | - | + | + | - |
+ | 4 | 5 | 7 | 3 |
- | 3 | 2 | 0 | 4 |
Вместе с руководителем проекта Карандиной Г.И. мы провели анализ результатов опроса. Мы увидели, что большинство людей придерживаются химического метода борьбы.
Свое предпочтение они объяснили так:
«Сейчас большое количество насекомых и другие методы борьбы просто неэффективны»;
«Химические методы борьбы имеют быстрое действие»;
«Действие на большой территории».
Вместе с тем, они и остальные участники опроса отметили и недостатки этого метода борьбы:
1. быстрое привыкание насекомых к препарату;
2. уничтожение полезных насекомых и птиц;
3. переход по пищевой цепочке к человеку;
4. накапливание в почве, органах и тканях человека;
5. вызывают заболевания;
6. загрязняют окружающую среду;
7. требуют финансового вложения
Биологический метод борьбы предпочитают 4 человека из 7. Они считают, что этот метод сохраняет разнообразие насекомых; сохраняет эко чистоту продуктов; поддерживает чистота окружающей среды; улучшает состояние здоровья человека. Они считают, что при маленьком заражении растений, на небольшой территории участка надо применять именно этот метод. Народные методы борьбы выбрали 3 человека, причем это были люди, предпочитающие биологический метод борьбы. С агротехническим методом борьбы согласились все участники опроса - 7.
Я решил понаблюдать, как применяют эти методы, и какой метод наиболее эффективный.
Химический метод борьбы- фото 21,22,23,24.
Агротехнический метод борьбы — фото 19,20.
Биологический метод борьбы — фото 31,32.
Народные методы борьбы — фото 26, 27, 28 .
Я пришел к выводу, что все методы борьбы можно использовать, но надо предпочтение отдавать более безопасным и вести борьбу с насекомыми на ранней стадии заражения и применять биологический, агротехнический и народный методы борьбы с насекомыми-вредителями.
5. Рецепт исцеления. Помощь растению.
Мы с мамой применили следующие методы борьбы: биологический и химический (когда убедились, что биологический метод борьбы не действует). Через некоторое время на смородине пораженных листьев уже не было. Мы постоянно следили за кустом смородины до конца лета, применяли биологический метод (я даже подсаживал божьих коровок на куст), а также народный метод (фото 25).
Заключение
В ходе исследования я ответил на многочисленные вопросы:
Эта информация подвела к ответу на вопрос темы: как помочь зараженному растению и к практическому решению проблемы растений нашего данного участка.
Я узнал много интересного об насекомых; об их тесном сожительстве и взаимодействии – о том, что они являются пищей друг для друга; по -разному приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни и вместе с тем показывают, кого среди обитателей сада и огорода следует считать нашими друзьями, а кого врагами.
Я понял, что раз они есть, то все они нужны в природе. Т.к. в природе не бывает вредных и полезных насекомых. Любой вид вреден, либо полезен для человека. Человек должен не бороться, а использовать профилактические методы, предвидеть заражение и пресечь его, или применить методы борьбы на ранней стадии заражения.
Человек должен поступать осторожно, борясь с насекомыми, чтобы не навредить другим насекомым, другим животным и самому себе.
Данное исследование дало не только ответы на многочисленные вопросы, но и подвело меня к следующему исследованию. На следующий год я хочу пронаблюдать этот процесс ещё раз и применить на своем участке только биологические и народные методы борьбы. Я хочу настроить на это и наших соседей. Мне хочется увидеть, будут ли эффективны эти методы борьбы. А так же я хочу узнать, как погодные условия влияют на численность насекомых.
Литература:
1. «Большая Советская Энциклопедия» Москва, Покровский бульвар, д.8. т.42 стр.526-527 «Тли»
2. Галенс Дж; Пир Н. Книга ответов для почемучки: Перевод с английского А.Ишутиной.- Харьков: Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга» 2007.-с.152-153.
Машенька - ветреные косы
Смекалка против Змея-Горыныча
Мороз и заяц
Проказы старухи-зимы
Лепесток и цветок