«... Я люблю свою страну, как мать, а свою науку - как дух, который благословляет, освещает и объединяет все народы для блага и мирного развития духовных и материальных богатств» (Д.И. Менделеев).
В своей работе я обратился к жизненному и научному пути одного из самых ярких естествоиспытателей земли русской- Дмитрию Ивановичу Менделееву. Совершенно неслучайно именно эта область была затронута мной, так как, к сожалению, в нашем отечестве большинству людей он известен лишь с одной стороны, а конкретно, как основоположник периодического закона, то есть, попросту говоря, как химик. Но это далеко не полная картина. Наша литература мало писала или деликатно обходила все то, что касалось вклада, который внес Дмитрий Иванович в науку, да и вообще в общественную жизнь, так как многие его открытия либо были куплены и внедрены западом, либо просто не нашли применения из-за смелости своего предположения. Немногие, например, знают, что труд, посвященный идее о судах, способных пробираться сквозь льды (иначе говоря ледоколах),о труд воздушных шарах также его творение. Д.И. Менделеев был один из немногих ученых, кто посвятил свою жизнь целиком и полностью работе на благо своей Родины.
В истории Российской науки запечатлены многие имена прославленных ученых, труды которых способствовали совершенствованию и прогрессу Человечества. Среди них – имя Д.И.Менделеева. Творчество Д.И.Менделеева, его полная событиями жизнь всегда будет интересна людям. И я, автор этой работы, не являюсь исключением, так как согласна с мнением авторов «Летописи жизни и деятельности Д.И.Менделеева», что «феномен Менделеева» будет еще долго изучаться учеными разных специальностей. Исследователи каждой эпохи всегда будут находить в жизни и творчества великого ученого новые, созвучные их времени моменты, прочитывая его биографию как бы заново. Со временем заслуги перед наукой Дмитрия Ивановича забываются, а в школьном курсе его деятельность почти не изучается. Это и определило выбор темы проекта «Д. И. Менделеев». Об актуальности данной темы спорить не приходится.
Гипотеза: если бы было принято предложение Д. И. Менделеева о высокоширотной экспедиции, то Северный морской путь через Северный полюс был бы проложен значительно раньше. Исследования основаны на том, что современная молодежь знает ученого только как открывателя периодической системы химических элементов, но хотела бы знать о нем больше. При исследовании литературы о жизни и деятельности ученого возможны противоречивые факты,представляющие несомненный интерес.
Цель моей работы и заключается в том, чтобы открыть новые, забытые страницы научной деятельности этого человека, установить, какой вклад Дмитрий Иванович внес в развитие Крайнего Севера. Но прежде, чем перейти непосредственно к проблеме освоения Крайнего Севера, необходимо первым делом выяснить, почему эта тема возникла в работах Менделеева. Из научной литературы выделить факты жизни и творчества великого ученого, представляющие особый интерес. Популяризация знаний о Д.И.Менделееве, как исследователе воздухоплавания, кораблестроения
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи: Проанализировать литературу и изучить факты из его биографии, представляющие несомненный интерес. Выявить вклад Д. И. Менделеева в развитие судостроения в России; рассмотреть предложение Менделеева об экспедиции по Северному Ледовитому океану через Северный полюс. Обобщить и описать результаты исследования. Сделать собственные выводы реализации поставленных задач. Разработать наглядный материал для использования на уроках и внеклассных мероприятиях по физике, истории.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, индивидуальные знания в области физики, химии, изучение и систематизация практического опыта.
Теоретическими источниками исследования стали работы Д.И.Менделеева, работы Г.Н. Воробьева, посвященные исследованию научно-практической деятельности Д.И.Менделеева в области воздухоплавания, работа Смирнова Г. вышедшая в серии «Жизнь замечательных людей».
Практическая значимость работы заключается в систематизации сведений по теме исследования, в разработке наглядного материала для использования на уроках и внеклассной работе по физике, истории.
Лиса-охотница
Волшебные звуки ноктюрна
5 зимних аудиосказок
Бабочка
Три загадки Солнца