Проблема: Современное информационное общество требует от индивида сознательной внешней и активной формы проявления, ярко выраженного индивидуализма. Насколько современная молодежь соответствует социальному заказу государства и общества в целом?
Цель исследования: изучить уровень конформизма и самооценки учащихся 8-11 классов МОСШ№1.
Задачи исследования:
Вложение | Размер |
---|---|
Проблема конформизма | 702.48 КБ |
Введение
Ведение.
Жизнь людей в социуме представлена множеством самых разнообразных форм. Одни из них нам привычны, другие - значительно отличаются оттого, что принято считать повседневной нормой. Формы поведения могут как индивидуальными, в большей степени зависимые от воли, желаний или нужд личности, так и коллективными- в которых те же проявления воли, желаний и нужд отдельного человека оказываются серьезно ограниченными прямым или опосредованным влиянием других людей. Еще в начале 20 века об этом писал известный философ Гюстав Лебон[1]: «Во всякую эпоху существует небольшое число индивидов, внушающих толпе свои действия, и бессознательная масса подражает им».
Эти слова особенно актуальны сейчас в эпоху глобализации. Сегодня во всем мире люди поют одни и те же песни, получают одну и ту же информацию, носят одежду одних и тех же фирм, пользуются теми же духами – интересы людей унифицированы единой психологией рынка. Миллионами подростков во всех уголках планеты берутся за основу не только разрекламированные вещи, но и модель поведения и даже образ мышления так называемых кумиров. Люди и отдельный человек даже не испытывая на себе психического давления со стороны других, а только воспринимая поведение этих других, заражаются их поведением, подчиняются и следуют ему. Теряется индивидуальность человека, его предназначение размывается в слепом следовании за толпой, боязнью отличиться от большинства, стремлением быть как все. Конечно, в этом есть свои плюсы: нет лишних трудностей, да и по течению плыть всегда легче. Такое поведение свойственно одному из ярчайших представителей наше фауны - хамелеону, который в целях безопасности в любой момент приобретет необходимый окрас. А выдающийся немецкий мыслитель ХХ века Эрих Фромм[2] называл эффект приспособления человека мнению, давлению группы «бегством от свободы».
Речь идет о конформизме. "В обыденной речи он означает приспособленчество, соответствие некоему признанному или требуемому стандарту. А если посмотреть в энциклопедию[3] - (от позднелатинского conformis — подобный, сообразный) — морально-политическое и морально-психологическое понятие, обозначающее пассивное принятие существующего социального порядка, политического режима и т.д., а также готовность соглашаться с господствующими мнениями и взглядами, общими настроениями, распространенными в обществе.
Противоположным понятием является независимость, самостоятельность человека, который сам вырабатывает определенное мнение и отстаивает его перед другими. Таких людей называют нонконформистами - ведущие за собой, лидеры, творцы, генераторы идей.
В отличии от них, конформист- флюгер, направленный по ветру. И это не просто, как иногда кажется на первый взгляд, безобидная слабость, безволие. Это серьезная опасность в отношении себя и окружающих, которая заставляет сознательно поступать неправильно из-за боязни быть посмешищем или отверженным. Так конформизм мешает молодому человеку сказать «нет» в компании, где предлагают глотнуть немного пива, покурить травку, понюхать порошок, уколоться наркотиками.
Современное информационное общество нуждается в личности, обладающей трудовым, интеллектуальным, творческим потенциалом. Конформизация является серьезным фактором, сковывающим активную человеческую позицию, способствует распространению таких негативных явлений, как бюрократизм, круговая порука, социальное иждивенчество, соглашательство, препятствует социальной адаптации и самоопределению личности. Конформные субъекты – консерваторы по натуре. Они не любят новое, потому что не могут к нему быстро приспособиться, трудно осваиваются в новой ситуации. Они – неинициативны, а значит, закрыта дорога к профессиональному успеху.
Данная проблема вызвала у меня противоречивые чувства - заинтересованность и одновременно беспокойство: кто они - будущие выпускники нашей школы? Манипулируемые и пассивные потребители современного общества или же личности с активной жизненной позицией, независимостью, уникальностью, верой в свои возможности, способности и добивающиеся успеха?
Проблема: Современное информационное общество требует от индивида сознательной внешней и активной формы проявления, ярко выраженного индивидуализма. Насколько современная молодежь соответствует социальному заказу государства и общества в целом?
Цель исследования: изучить уровень конформизма и самооценки учащихся 8-11 классов МОСШ№1.
Задачи исследования:
Объект исследования: конформизм и степень его зависимости от самооценки
Предмет исследования: уровень конформизма и самооценки учащихся 8-11 классов МОСШ №1 г. Белоярский.
Гипотеза: чем выше уровень конформизма учащегося, тем ниже его самооценка.
Сроки исследования: октябрь 2012-февраль 2013гг.
Планирование исследовательских действий:
Методы исследования:
[1] Гюста́в Лебо́н (1841—1931) — знаменитый французский психолог, социолог, антрополог и историк, основатель социальной психологии.
[2] Э́рих Зелигманн Фромм (1900- 1980) — немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик.
[3] http://dic.academic.ru Словари и энциклопедии на Академике
Ералаш
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Рисуем зимние домики
Денис-изобретатель (отрывок)
Для чего нужна астрономия?