Проект по русскому языку учащейся 3 класса, представленный на районную научно-практическую конференцию. Руководитель проекта учитель нач.кл. Иванова Л.А. Работа заняла 1 место
Вложение | Размер |
---|---|
проект ученицы 3 класса "Почему исчезают слова" | 276.5 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Сычёвская средняя общеобразовательная школа №2
Номинация «Общественно-гуманитарные науки»
Тема:
«Почему исчезают слова?»
проект
Работу выполнила :
Зверева Ольга Олеговна
учащаяся 4 класса «А»
МБОУ Сычёвской СОШ №2
Руководитель: Иванова Л.А.
учитель начальных классов
высшей квалификационной
категории
2014г.
Оглавление:
Русский язык богат и разнообразен. Он существует несколько тысячелетий.
Русский язык - это язык живой, а значит, он постоянно изменяется. В книгах, которые мы читаем, встречается много непонятных слов. Например, в учебнике «Литературного чтения»: в русской народной сказке «Падчерица и мачехина дочка» (падчерица), «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» (котомка, булат, дозор), в рассказе К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла» (кудель, кросна).
Я решила побольше узнать, что обозначают непонятные слова в прочитанных мною произведениях.
Цель моей работы:
- узнать, почему исчезают некоторые слова из русского языка.
Интерес к изучению лексики русского языка никогда не утратится, поскольку эти знания открывают нам историю нашего народа, обогащают словарный запас, позволяют сохранять связь между поколениями. Поэтому моё исследование очень актуально.
Для достижения моей цели я поставила перед собой следующие задачи:
Гипотеза: слова устаревают и исчезают потому, что не остаётся понятий, которые обозначали эти слова.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Прочитав специальную литературу, я узнала, что лексика языка непрерывно впитывает в себя вновь возникающие слова. Причиной появления новых слов является общественный и научно-технический прогресс: открытия в области науки и техники, достижения в сфере экономики, политики и культуры. Так появились в русском языке слова миксер, блендер, компьютер, электронная книга, интернет, модем.
Одновременно в лексике происходит и обратный процесс – исчезновение из её состава устаревших слов. Оказывается, освобождение словаря от лишних слов естественно и необходимо, так же как и обогащение его новыми словами. Это помогает языку быть эффективным средством человеческого общения.
Исчезновение слов - это процесс постепенный и длительный.
В словарном составе языка всегда существует два пласта – активный словарный запас (современная лексика) и пассивный словарный запас (устаревшие и новые слова). Новые слова называются неологизмами. Устаревшие слова делятся на историзмы и архаизмы.
Историзмы - это слова, обозначающие предметы и явления, которые вышли из употребления и уже не используются современным носителем русского языка в его повседневной жизни.
Появление в языке историзмов обусловлено разными причинами: развитием общества, науки, культуры, изменением обычаев и быта народа.
Историзмы обозначают понятия, у которых нет и не может быть синонимов. В этом заключается отличие историзмов от архаизмов.
Архаизмы – это слова, которые устарели, но у которых при этом есть синонимы в современном языке (например, уста – губы; персты – пальцы; очи – глаза; чело – лоб).
Историзмы – это свидетели истории. Они рассказывают нам о тех исторических событиях и том быте, когда они были популярны и часто употреблялись. Ведь правда же, при упоминании таких слов, как «булат», «богатырь» или «кудель», «светлица» воображение рисует картину, связанную с опредёленной исторической эпохой? Вот для этого историзмы и нужны.
В исторической и художественной литературе, рассказывающей о прошлом нашего народа, нельзя не использовать историзмы. Они помогают воссоздать колорит эпохи, придают описанию прошлого черты исторической достоверности.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Анкетирование учащихся 3- 4х классов.
Чтобы понять, важна ли моя исследовательская работа, я сначала провела анкетирование учащихся 3-4х классов. В анкетировании приняло участие – 43 ученика нашей школы.
В нем я задала следующие вопросы:
1. Знаете ли вы, что обозначают слова: кросна, кудель, пест, котомка, булат?
2. Хотели бы вы узнать, что они обозначают?
3. Нужно ли нам знать, что обозначают эти слова?
4. Почему это нужно знать или почему это не нужно знать?
На них я получила такие ответы:
По результатам анкеты, я сделала вывод, что моя работа очень важна для учащихся нашей школы для развития речи, словарного запаса и кругозора.
Работа с толковыми словарями.
Для того, чтобы узнать, что обозначают интересующие меня слова я посетила читальный зал районной библиотеки. Там я нашла несколько толковых словарей. Это «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова , «Словарь русского языка» под редакцией А.П.Евгеньевой и «Толковый словарь русского языка» В.И.Даля. Я работала со словарными статьями великого русского учёного-филолога Владимира Ивановича Даля.
Благодаря словарю Даля, я нашла толкование почти всех интересующих меня слов.
Булат – меч из твёрдой стали.
Дозор – обход для осмотра.
Котомка – дорожная сумка, которую носят за плечами.
Кросна- крестьянский домашний ткацкий станок.
Кудель – пучок вычесанного льна, шерсти, приготовленная для пряжи.
Лепота – красота.
Падчерица- неродная дочь одного из супругов.
Пест - короткий стержень с округлым концом, для того чтобы толочь что-либо в ступе.
Светлица – чистая светлая комната.
Экскурсия в краеведческий музей.
Затем я посетила краеведческий музей, чтобы найти и узнать, как выглядели эти предметы. К сожалению, я увидела не всё. Но предметы быта, такие как кросна, кудель, котомка, пест увидела воочию. Сфотографировала их и внесла в свою презентацию.
ВЫВОД.
Изучив теорию и увидев результаты наблюдений, я нашла подтверждение гипотезам своего исследования: действительно слова устаревают и исчезают потому, что со временем не остаётся понятий, которые обозначали эти слова.
Заключение
Проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Судьбу слов определяет их использование в речи.
2. Слова, служившие названиями исчезнувших предметов, понятий, явлений называются историзмами.
3. Знать или узнавать, что обозначали эти слова необходимо для того, чтобы понимать произведения, в которых употребляются эти слова, представлять те времена, о которых идёт речь, чтобы знать и любить свой родной русский язык.
4. Устаревшие слова – это хранители истории родного края, свидетели жизни ушедших поколений, неисчерпаемый источник знаний о бытовых и культурных традициях наших предков.
Историзмы имеют особенное значение для истории и литературы. Они передают дух эпохи и описывают понятия, у которых просто-напросто нет синонимов. Без толкового словаря иногда очень сложно читать художественные произведения, относящиеся к той или иной эпохе. Без знания значения историзмов невозможно понять исторические события. Историзмы помогают проникнуться духом эпохи и наиболее точно описать быт и исторические события того времени, о котором идет речь.
А закончить свой проект я хочу стихотворением И. Михайлова «Исчезнувшие слова»:
А вам не горько, что в гримасах быта,
В толпе, привыкшей огрызаться зло,
Так много превосходных слов забыто,
Исчезло, кануло во мрак, ушло?
А вам не хочется, чтоб кто-то вдруг
Вас проводил такими вот словами:
«О, да хранит вас небо, милый друг,
И благоденствие да будет с вами?!»
Список используемых источников
Литература
1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1-4. - М.: Рус.яз., 1989.
2. Словарь русского языка: в 4-х т./АН СССР , Ин-т рус.яз.; Под ред. А.П.Евгеньевой.- 3-е изд. Стереотип. - М.: Русский язык, 1985-1988.
3. Фомина М.И. Современный русский язык: Лексикология. М.: Высшая школа, 1984.
4. Шанский Н.М. В мире слов. – М.: Просвещение, 1985.
5. Кубасова О.В. Учебник. Литературное чтение. 3,4 класс. – См.: Ассоциация XXI век, 2012, 2013.
Электронные ресурсы
5. http://ru.wikipedia.org
6. http://www.istorizm.ru
7. http://russkiyyazik.ru/360
Составлен ученицей МБОУ Сычёвской СОШ №2
Зверевой Ольгой
Булат (очень прочная сталь)- меч из булатной стали.
Котомка– дорожная сумка, которую носят за плечами
Кросна– крестьянский домашний ткацкий станок
Кудель-пучок вычесанного льна или шерсти, приготовленный для пряжи.
Пест- короткий тяжелый стержень с округлым концом, для того чтобы толочь что-либо в ступе.
Светлица – чистая светлая комната
Зелье 1. Лечебный, ядовитый или (по старинным народным представлениям) привораживающий настой (преимущ. из трав), смесь (устар.).
2. То же, что порох (в 1 знач.) (устар.).
3. О табаке, водке (устар.).
4. О зловредном, язвительном человеке, а также (устар.) о хитром и бойком человеке (просторечие.).
Колода. 1.Короткое толстое бревно. Дубовая колода.
2. Род деревянного корыта - бревно с выдолбленной серединой. Водопойная колода.
3. Переносное значение. О толстом, неповоротливом человеке
Сбруя. Все принадлежности, снасти, орудия, снаряд для промысла, занятия, дела. Церковная сбруя, ниж. утварь. Ловецкая, рыболовная сбруя, обзавод; сети и снасти, включая и лодку. Сбруя охотничья, военная, сапожная, столярная и пр. Ныне разумеют под сбруей более конския принадлежности, для езды; упряжная сбруя, вся упряжь, постромки, хомуты, шлеи, возжи и пр. Сбруя парная, троичная, одиночная, дышельная, оглобельная и пр. Сбруя конная, верховая, весь прибор, седло с потником и чепраком.
Закром. Поставить кромки, обнести досками, чтобы не осыпалась. Закромленье ср. окончат. закромка ж. об. действ. по знач. глаг. Закром м. забранное досками место в житнице или хлебном анбаре, в виде неподвижного ларя; засек, сусек. Закром с выгребом, с выступом внизу, из которого можно выгребать хлеб. На мельницах хлеб также сыплется в закром.
Бёрдо. Часть ткацкого станка, похожего на гребень.
Молодица. Молодая жена.
Кручиниться. Печалиться.
Палати. Лежанка, устроенная между стеной избы и русской печью. На полатях можно спать, так как печь долго сохраняет тепло. На полатях обычно может разместиться несколько человек (в лежачем положении).
Черница. Монахиня.
Булава. Оружие ближнего боя, которым пользовались в рукопашной схватке пехотинцы и конники для нанесения быстрого удара в любом направлении. Как ударное оружие восходит к глубокой древности, имея прототипом палицу или дубину с утолщенным концом.
Ботфорты. Кавалерийские сапоги с высокими голенищами, имеющие наверху пришивные клапаны (раструбы), закрывающие колено. Изначально были изобретены как обувь всадника, помогающая ему длительное время находиться в седле.
Шпандырь. Ремень, которым сапожники прикрепляют работу к ноге.
Подпасок. 1.Подручный работник при пастухе, обычно подросток.
2. Грузило для рыбалки.
Верстак. Специальный стол для столярных, слесарных и иных работ. Обычно стационарный верстак оборудуют передними и задними тисками, а его верстачную доску упорами, вырезами и другими приспособлениями для фиксации заготовок.
Козырять. 1. В некоторых карточных играх: ходить с козырной карты. Если требуется разыграть какую-то длинную масть, то нужно козырять как можно дольше. 2. перен. выставлять что-нибудь, как своё преимущество, хвастаться чем-либо.
Охальник. Срамник, срамец, бесстыжие глаза, озорник, наглец, нахал, циник, бесстыдник, басурман, басурманин.
Кречет. Птица из семейства соколиных.
Улучить. Найти подходящее время. Улучить кого, застать, захватить, подстеречь или ища найти.
Тимпан.
1.Тимпан (архитектура) — внутреннее треугольное или полукруглое поле фронтона.
2.Тимпан — ударный музыкальный инструмент, напоминающий современный бубен или литавры.
3.Тимпаны — деталь астролябии, плоские круглые диски
ПОЧИ́ТЬ, почию, почиешь, совер. (к почивать)
1. Успокоиться, предаться полному покою, бездействию, погрузиться в покой. Почить от дел. Почить на лаврах (см. лавр).
2. со словом "сном" и без него. Уснуть. Почил тихим сном.
3. со словами "смертным сном" и т.п. и без них. Умереть.
Иван Васильевич меняет профессию
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Упрямый зяблик
Как нарисовать ветку ели?
Н. Гумилёв. Жираф