Работа представляет собой исследование на основе лингвистического анализа текста. Через анализ морфологических средств романа (в частности, имени существительного) авторы приходят к идейно-тематическому пониманию романа и определению его жанра, а также делают выводы о о роли имени существительного в речи. Работа была представлена на районной научно-исследовательской конференции "Юность Пинежья". По её результатам внесены некоторые дополнения и изменения.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.58 МБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МЕЖДУРЕЧЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПИНЕЖСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН» АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
«Имя существительное – хлеб языка»
(О роли имени существительного в речи на основе анализа текста
романа А. С. Пушкина «Дубровский»)
исследовательская работа
Выполнена ученицами 6 класса МБОУ «Междуреченская СОШ № 6» Пуртовой Анастасией Алексеевной Сидоровой Алиной Николаевной Научный руководитель – учитель МБОУ «Междуреченская СОШ № 6» Онякова Валентина Николаевна
|
Оглавление
Введение 3
Основная часть 4
Глава 1. Частотность употребления имени существительного на примере текста романа А.С. Пушкина «Дубровский» 4
Глава 2. Роль имени существительного для понимания смысла передаваемой информации 5
Глава 3. Семантические группы имён существительных в романе А.С. Пушкина «Дубровский» 6
Глава 4. Значение имён собственных и их роль в романе А.С.Пушкина «Дубровский» 7
Заключение 10
Библиографический список 12
Приложения 13
Приложение 1. Части речи 13
Приложение 2. Части речи на позициях в предложении 14
Приложение 3. Семантические группы имён существительных в романе А.С.Пушкина «Дубровский» 15
Введение
Со второго класса мы изучаем раздел лингвистики «Морфология» и ежегодно начинаем его изучение со знакомства с именем существительным. Возникает вопрос: «Почему?». В этом году эпиграфом к первому уроку русского языка по теме «Имя существительное» стало высказывание Л. Успенского: «Имя существительное - хлеб языка». И снова у нас возник тот же вопрос «Почему?». Мы решили найти ответ на этот вопрос, опираясь на текст романа А.С.Пушкина «Дубровский».
Итак, цель нашего исследования: выяснить, какую роль играет имя существительное в романе А.С.Пушкина «Дубровский».
Для достижения этой цели мы ставим следующие задачи:
1. Проследить частотность употребления имени существительного в тексте романа А.С.Пушкина «Дубровский».
2. Определить основные семантические группы имен существительных, употребляемых в романе А.С.Пушкина.
3. Проанализировать, как используемые собственные имена существительные помогают понять идейно-тематическое содержание романа.
Предметом исследования, таким образом, становится использование имен существительных в романе Пушкина. Объект исследования: роман А.С.Пушкина «Дубровский».
В своей работе мы используем такие методы, как статистический анализ, для того чтобы проследить, насколько часто употребляется имя существительное в художественном произведении; эксперимент - с целью определения значимости имён существительных для понимания смысла высказывания; лингвистический анализ текста, чтобы выяснить, как употребляемые в тексте существительные помогают понять идейно-тематическое содержание произведения.
Данное исследование поможет нам подготовиться к государственной итоговой аттестации за курс основной школы (часть С – сочинение на лингвистическую тему) и приобрести опыт лингвистического анализа текста, опыт осмысленного чтения.
В ходе исследования мы используем в первую очередь учебник русского языка как источник теоретических сведений об имени существительном и текст романа А.С. Пушкина «Дубровский» как опорный текст для исследования. Для получения дополнительных теоретических сведений по лингвистике мы обращались к различным сайтам, а также к различным словарям. Информацию о значении имён собственных также черпаем на соответствующих сайтах в интернете (см. Библиографический список).
Основная часть
Глава 1
Прежде чем говорить о роли имени существительного вспомним, что имя существительное - это самостоятельная часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопросы кто? что? Существительное называет предметы в широком смысле слова; это - названия вещей лиц, веществ, живых существ и организмов, фактов, событий, явлений, а также качеств, свойств, действий, состояний. Именно поэтому имя существительное - самая многочисленная часть речи. В этом мы можем убедиться, используя простой метод статистического анализа.
Обратимся к статистическому анализу текста романа «Дубровский». Возьмём законченную по смыслу часть текста, состоящую из 102 слов: В одном из флигелей его дома жили шестнадцать горничных, занимаясь рукоделиями, свойственными их полу. Окна во флигеле были загорожены деревянною решеткою; двери запирались замками, от коих ключи хранились у Кирила Петровича. Молодые затворницы в положенные часы сходились в сад и прогуливались под надзором двух старух. От времени до времени Кирила Петрович выдавал некоторых из них замуж, и новые поступали на их место. С крестьянами и дворовыми обходился он строго и своенравно; несмотря на то, они были ему преданы; они тщеславились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе многое в отношении к их соседям, надеясь на его сильное покровительство.
Путём обычного подсчёта выясняем, что этот отрывок текста содержит 31 слово-существительное.
Всего в романе насчитывается 4847 имён существительных, что составляет 33,7% от всего объёма романа (Приложение 1). В предложениях имя существительное наиболее часто по сравнению с другими частями речи оказывается на позиции, как первого, так и второго, третьего и т.д. слова в предложении (Приложение 2).[1]
Таким образом, убеждаемся, что имя существительное - наиболее употребительная часть речи как в речи в целом, так и в романе А.С. Пушкина.
Глава 2
Почему же имя существительное так часто употребляется в языке? Так ли оно значимо для передачи информации и для понимания содержания речи?
Проведём эксперимент. Выпустим все имена существительные из уже известного нам фрагмента текста. Вот что получится: В одном из … его … жили шестнадцать …, занимаясь …, свойственными их …. … во … были загорожены деревянною …; … запирались …, от коих … хранились у ... Молодые … в положенные … сходились в … и прогуливались под … двух …. От … до … … выдавал некоторых из них замуж, и новые поступали на их …, С … и … обходился он строго и своенравно; несмотря на то, они были ему преданы; они тщеславились … и … своего … и в свою … позволяли себе многое в … к их …, надеясь на его сильное … Текст не только сократился на треть, но и потерял всякий смысл. Что хотел сказать автор, какую информацию должен был получить читатель, стало совершенно непонятно.
Для чистоты эксперимента, выпустим и з этого же отрывка глаголы и глагольные формы.
В одном из флигелей его дома … шестнадцать горничных, … рукоделиями, свойственными их полу. Окна во флигеле … деревянною решеткою; двери … замками, от коих ключи … у Кирила Петровича. Молодые затворницы в положенные часы … в сад и … под надзором двух старух. От времени до времени Кирила Петрович … некоторых из них замуж, и новые … на их место. С крестьянами и дворовыми … он строго и своенравно; несмотря на то, они … ему …; они … богатством и славою своего господина и в свою очередь … себе многое в отношении к их соседям, … на его сильное покровительство.
Как видим, текст утратил свою ясность, но смысл легко можно восстановить.
Следовательно, без имени существительного невозможно построить текст, передать мысли, чувства, переживания, какую-то информацию.
Глава 3
Но чтобы более глубоко исследовать роль имени существительного в раскрытии идейно-тематического содержания романа, необходимо проанализировать существительные с точки зрения лингвистики. Остановимся на семантике имён существительных, использованных А. С. Пушкиным в романе.
В ходе исследования мы выявили несколько основных семантических групп (объединение слов одной части речи с общим основным компонентом значения):
Итак, группы имён существительных, содержащихся в романе «Дубровский», помогают нам определить идейно-тематическое содержание романа. Перед нами предстаёт быт и нравы поместного дворянства начала XIX века, раскрываются взаимоотношения между помещиками, имеющими разный достаток и положение в обществе, «барство дикое» и бесправное положение крепостных, в то же время покорность, преданность и верность крестьян своим господам, подлость, низкопоклонство, чинопочитание чиновников, власть денег. На фоне всего этого возможны нежные чувства, как чувство любви, возникшее у Владимира Дубровского к Маше Троекуровой; теплые чувства отца к сыну и сына к отцу в семье Дубровских; любовь и почитание крепостных Дубровского к своим добрым хозяевам; братская любовь брата и сестры Троекуровых. Супружеская верность отличала хозяев имений: А.Г.Дубровский и К.П.Троекуров женились по любви, потеряв жен, оставались вдовцами, воспитывали своих детей. Кроме этого перед читателями предстаёт внутренний мир героев, их характеры, переживания, внутренняя борьба, в том числе через их отношение к природе.
В количественном отношении в романе преобладают существительные двух взаимосвязанных групп: «социальные группы, названия людей по роду занятий» и «взаимоотношения помещиков и их крепостных», - а также слова группы «существительные, содержащие характеристику человека», что позволяет нам сделать вывод о жанровой принадлежности романа – это исторический или социальный роман.
Глава 4
В данной работе невозможно проанализировать подробно значение и символику всех групп имён существительных, поэтому остановимся только на именах существительных собственных, встречающихся в романе, и определим их роль в раскрытии идейно-тематического содержания.
В современном русском языке существуют сотни тысяч нарицательных слов, обозначающих предметы и их свойства, явления природы и другие реалии нашей жизни. Кроме них существует и другой, особый мир слов, выполняющих функцию выделения, индивидуализации и представляющих собой разнообразные имена и названия.
Сегодня имена собственные изучают представители самых разнообразных наук (лингвисты, географы, историки, этнографы, психологи, литературоведы). Однако в первую очередь собственные имена пристально исследуются лингвистами, поскольку любое наименование вне зависимости от того, к какому объекту живой или неживой природы оно относится (к человеку, животному, звездам, улице, городу, селу, реке, ручью, книге или коммерческой фирме) - это слово, входящее в систему языка, образующееся по законам языка, живущее по определенным законам и употребляющееся в речи.
В науке о языке существует специальный раздел, целое направление лингвистических исследований, посвященное именам, названиям, наименованиям — ономастика.
Ономастика (от греч. onomastikуs — относящийся к наименованию, уnpan> — имя, название): раздел языкознания, изучающий собственные имена, историю их возникновения и преобразования в результате длительного употребления в языке-источнике или в связи с заимствованием в другие языки.[2]
Рассмотрим некоторые имена собственные в романе «Дубровский» с точки зрения их значения и происхождения, чтобы понять, случайно ли они употреблены автором.
Имения чаще назывались по названию расположенных рядом рек, крестьянских деревень, иногда – от названий церквей, а те в свою очередь освещались чаще всего по именам наиболее почитаемых святых угодников или в честь двунадесятых праздников. Покровское – главное из имений К.П.Троекурова. Видимо, названо по церкви, а та – в честь праздника Покрова Богородицы. Кстати, Кирилла Петрович построил новую каменную церковь, и его заботами она была «ежегодно украшаема»
Кистенёвка (так называлась и одна из деревень, принадлежавших Пушкину, недалеко от Болдина, родового имения Пушкиных) – деревня А.Г. Дубровского, видимо, небогатая, т.к. писатель называет ее сельцом. Кистнь – старинное оружие в виде короткой палки с подвешенным на раме или цепочке металлическим шаром, тяжестью. Его использовали разбойники. В словаре Ожегова читаем пример: разбойник с кистенем. Недаром своих заглавных героев А.С.Пушкин поселил именно в Кистенёвке: ведь вскоре Владимир Дубровский станет разбойником.
В нашем понимании названия имений Покровское и Кистенёвка имеют и другое значение. Слово Покровское сродни слову покрывало, которое покрывает, прячет под собой жадность, грубость, барские шалости и даже преступления, совершаемые Троекуровым только потому, что он богат и знатен. Это «покрывало» накрыло, собрало всю злость, зависть, гнев, и сделалось таким ужасающим, что даже при одном только слове «Покровское» слышится торжествующая гордыня и безнаказанность.
В слове Кистенёвка можно выделить корень кисть, что рождает в воображении образ руки, протянутой за подаянием, или руки помощи. В то же время суффикс -к- в названии Кистенёвка показывает, какая она незначительная, маленькая и бедная по сравнению с Покровским, но и близкая, дорогая сердцу её хозяев и обитателей.
Таким образом, в названиях имений нашли отражение отношение автора к обитателям имений и характеристика образа жизни хозяев этих имений. Название Кистенёвка и у читателя вызывает более тёплые чувства и симпатию, чем Покровское, звучащее более благородно и возвышенно, но более холодно и бездушно.
Далее рассмотрим имена и фамилии героев романа «Дубровский». А.С. Пушкин очень вдумчиво подходил к выбору имен для своих героев. Значимость имен, литературных персонажей берет свое начало из фольклора. Чаще всего через имя и фамилию высвечивается суть основного конфликта.
В шести произведениях Пушкина имя главной героини – Мария («Капитанская дочка», «Метель», «Полтава», «Дубровский», «Бахчисарайский фонтан», «Выстрел»). Мария – с древнеегипетского – «Богом любимая», с древнееврейского – «горькая». Мария – дочь Кирилы Петровича Троекурова, любимая отцом, Дубровским, но судьба у неё горькая – жить со старым и нелюбимым мужем.
Кирилл (у Пушкина – одна буква “л”) с персидского – «солнце», с древнегреческого – «владыка», «господин». Троекуров могуч, как солнце: «Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губернии». В то же время, он господин: «Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени», да и фамилия у него говорящая: трижды порочный. Он “два раза в неделю страдал от обжорства, и каждый вечер бывал навеселе”. Но самый тяжкий его порок бездушие (поэтому и отчество его – Петрович, Петр – с древнегреческого – «скала», «камень»).
Его друг и противник Андрей (в переводе с греческого означает «мужественный», «храбрый») Гаврилович (Гавриил (др.-евр.) – «сильный муж», «муж Божий» или «крепость») проявляет «нетерпеливость и решительность характера», «беден и независим», горд.
Князь Верейский представлен автором без имени. Зато у крепостных есть имена. Поэтому читатель видит в Кистеневке много народу, почти каждый из дворовых имеет имя, какие-то черты характера (верная нянька Егоровна, повар Харитон, пастух Родя, старый кучер Антон, некогда водивший Владимира Дубровского по конюшне и смотревший за его маленькою лошадкою, кузнец Микита, Гриша, кузнец Архип, который запер на ключ подьячих, и они сгорели в барском доме), а из покровских мужиков мы узнаем только про псаря Парамошку и про садовника Степана (Приложение 3), а в Арбатове, имении Верейского, – совершенное безлюдье.
Однако Владимира Дубровского Пушкин чаще всего (а именно 88 раз) называет просто по фамилии. В этом, как нам кажется, проявляется симпатия автора к герою, кажется, что автор и его герой знакомы. Ведь молодые дворяне, учившиеся вместе с Пушкиным в Лицее, чаще всего обращались друг к другу по фамилии. Пушкин хочет и Дубровского ввести в круг своих друзей.
А вот Троекурова Пушкин 133 раза называет по имени - отчеству, подчёркивая тем самым расстояние между собой и Кирилой Петровичем. По имени – отчеству обращаются к человеку в официальной обстановке, если с человеком мало знакомы, а также, если не хотят этого человека допускать в круг своих друзей и доверять им свои секреты и тайны, не хотят допускать фамильярности в отношениях. Кроме того, обращение по имени-отчеству, как нам кажется, подчёркивает ещё и разницу в возрасте (между писателем и героем). Именно по этой причине Пушкин называет отца Владимира Андрей Гаврилович.
В романе есть герои, которых автор называет только по фамилии, присоединяя к ней должность или титул. Заседатель Шабашкин. Князь Верейский.
Из этого следует, что в романе не менее значимы и фамилии героев. Рассмотрим некоторые из них.
Пушкин неслучайно наградил богатого, деспотичного помещика в романе фамилией Троекуров: существовал знатный род Троекуровых. Но происходили Троекуровы, несомненно, из крестьян. Троекур - владелец трех куров, то есть петухов. Прозвище более чем странное. По всей видимости, человека прозвали так по какому-то необычайному, забавному случаю: остались ему в наследство три петуха и ни одной куры или всучили ему на базаре трех старых, больных петухов. Так и пристала к нему издевательская кличка Троекур, откуда и произошла фамилия. Быть может, слово «троекур» связано также с поговоркой - характеристикой ограниченного, необразованного человека: «Трем курам корму раздать обочтется»[3]. Таким по своей сути и является помещик Кирила Петрович Троекуров.
Фамилия Дубровский происходит от распространенных географических названий Дуброва, Дубровка, Дуброво и т.п., которых в России, на Украине и в Белоруссии десятки. Все они связаны с местами, где растет (или когда-то рос) дуб. Дуб же в свою очередь символизирует мощь, выносливость, долголетие, благородство, а также славу,[4] т.е. качества характерные для главного героя Владимира Дубровского.
Всё же достоинство князя Верейского состоит в том, что он владеет богатым поместьем с лесами, полями, лугами и вокруг него более активно развивается любовный сюжет романа: сватовство Верейского заставляет Машу обратиться за помощью к Дубровскому. Потому и фамилия его восходит к слову «верея», имеющему значение «опорная точка, пятка, ось вращательного движения».[5]
По именам и фамилиям героев в романе можно сразу понять их черты характера, отношения к окружающим, социальное положение, можно судить об их поведении в различных ситуациях. А.С. Пушкин подобрал «говорящие» имена и фамилии для своих героев в романе «Дубровский».
Заключение
В ходе своего исследования мы пришли к следующим выводам:
Результатом нашей работы мы считаем
В дальнейшем мы планируем освоить другие стороны лингвистического анализа художественного произведения с позиций разных разделов языкознания.
Библиографический список
Приложение 1
Примечание: Таблица показывает, с какой частотой употреблены автором различные части на позициях в предложении. Например, ячейка «существительное – 3» показывает с какой вероятностью третье слово в случайно взятом предложении произведения является существительным. Вероятность выражена в процентах.
В каждом столбце максимальное значение отмечено жирным шрифтом, что позволяет по первым трём-пяти столбцам примерно представить типичное для произведения начало предложения. Например, последовательность «местоимение-существительное, глагол, прилагательное, существительное» может быть чем-то вроде «Он срубил старое дерево...»
Приложение 3
Семантические группы имён существительных в романе А.С.Пушкина «Дубровский»
Семантическая группа | Имена существительные из текста романа |
интерьер барского дома, усадьбы | владения, псарня, конура, село, флигель, деревня, лазарет, усадьба, конюшня, губерния, церковь, алтарь, голубятня, изба, шалаш, землянка, зал, горничная, крепость, бутылки, графины, скатерти |
социальные группы, названия людей по роду занятий | барин, купец, поручик, чиновник, затворницы, горничные, дворовые, лекарь, генерал-аншеф, кучер, разбойники, псари, секретарь, офицер, повар, священник, дьячок, крестьяне, мошенники, старуха, дозорные, товарищ, солдаты, караульный, князь, сестрица, папенька, садовник, портной, атаман, барышни, дамы, служанки, княгиня, поп, холоп, гувернёр |
существительные, содержащие характеристику человека | гордость, смелость, храбрость, находчивость, благородность, верность, нетерпеливость, решительность, независимость, тревога, нежность, доброта, честность, ум, отважность, великодушие, жестокость, молчаливость, корыстолюбие, мужественность, нетерпеливость, бесчувственность, пристойность, проворство, самолюбие |
взаимоотношения помещиков и их крепостных | подобострастие, покровительство, согласие, повиновение, жертва, досада, смятение, война, притязание, строгость, своенравие, тщеславие, преданность, ссора, зависть, суровость, дерзость, унижение, оскорбление, покорность, почтение, месть, бунт, жестокость, безнравственность, споры, извинение, наказание, торжество, сражение, разбой, бой, ябеда, мошенничество |
любовь, нежные чувства | волнение, смущение, трепет, уважение, счастье, любовь, нежность, гармония, страсть, надежда, сердце, благословение, предчувствия, потрясение, движение чувства |
барство, образ жизни помещиков | разъезды, пиры, проказы, охота, увеселения, шалости, праздности, обжорство, приём, дела, хлопоты, забавы, травля, шутки, обедня, звон тарелок и ложек, ужин, музыка, бал |
природа, пейзаж | речка, холмы, роща, гора, ручеёк, деревья, лес, луг, липы, пруд, берёзки, забор, цветники, чаща, сучья, болото, лощина, дёрн, листья, тропинка, дорога, зелень, церковь, колокольня, избы, колодези |
имена собственные | Имена: Антон, Федотовна, Владимир Андреевич Дубровский, Андрей Гаврилович Дубровский, Шабашкин, Марья Кирилловна Троекуров, Кирилла Петрович Троекуров, Дефорж, Александр Кириллович Тоекуров, Анна Савишна Глобова, Тимошка, Парамошка, Егор Терентьев, Спицын Антон Пафнутьич, Пётр Ефимов, Фадея Егоровна, Гаврила Евграфов, Григорий Васильев, Пётр Троекуров, Фадей Спицын, Орина Егоровна Бузырева, Архип, Григорий, Василиса, Лукерья, Тарас Алексеевич. Ванюша, Иван Андреевич, Кульнев, Радклиф, Миша, Верейский, Сидорыч, Пахомовна Географические названия: Покровское, Кистенёвка, Арбатово |
[1] Анализ выполнен в соответствии с Алгоритмом работы лингвоанализатора, который кратко описан в статье «Лингвистический анализ текста и распознавание автора» (см. сhttp://fantlab.ru/work149435/lp )
[2] http://www.onomastika.ru/terms/onomastika
[4] Энциклопедия символов /сост. В.М. Рошаль. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006. – стр.736-737
[5] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского словаря: В двенадцати томах. Том 2. Вар-Гор. – М.: Мир книги, 2002. – стр.35
Заяц-хваста
Солнечная система. Взгляд со стороны
Почта
Можно от Солнца уйти...
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"