Работа над темой имеет определенную практическую значимость, она позволила автору усовершенствовать свои навыки работы с источниками информации, автор получил полезный опыт интервьюирования и проведения социологического опроса. Данная работа может быть интересна ученикам средних и старших классов. Данную работу можно предложить для проведения содержательного классного часа, а также использовать при проведении недели истории.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_mvd.docx | 58.86 КБ |
РОССИЙСКАЯ НАУЧНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ МОЛОДЁЖИ И ШКОЛЬНИКОВ «ШАГ В БУДУЩЕЕ»
ГОРОДСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ «ШАГ В БУДУЩЕЕ»
Реформа МВД: до и после
Автор: Лубягин Михаил Сергеевич, обучающийся 10 класса МБОУ «СОШ №14»
Руководитель: Таблер Ольга Константиновна, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №14»
г. Усть-Илимск
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………….стр.3-4
Гл.1 История создания правоохранительных
органов в России…………………………………………………..стр.5-6
Гл.2 Содержание реформы
2.1 Предпосылки реформы МВД…………………………………стр.7
Гл.3 Отражение реформы в сознании российских граждан
3.1 «Взгляд изнутри»………………………………………………стр.10-11
3.2 Отношение к реформе жителей
Усть-Илимска……………………………………………………….стр.12
Заключение………………………………………………………….стр.13
Список литературы…………………………………………………стр.14
Приложение………………………………………………………….стр.15
30 октября 2013 года глава МВД России Владимир Колокольцев выступил на заседании Совета Федерации в рамках «правительственного часа» с докладом, посвящённым обеспечению общественной безопасности и правопорядка в стране. В своем выступлении министр внутренних дел произнес: "Результаты, те, которые от нас ожидало общество, не достигнуты. Стараемся, как и при любой другой реформе, исправлять недостатки. И там где есть положительное, больше внимания уделять этому вопросу" [9].
Данная исследовательская работа начата с этой цитаты не случайно. Трудно переоценить роль органов внутренних дел в общественной жизни. Согласно Конституции РФ, Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства [3]. Следовательно, основная задача МВД - защита наших с вами прав. От деятельности этой структуры во многом зависит социальное самочувствие и благополучие общества.
Основная задача, которую ставило перед собою правительство перед началом реформы – повышение доверия населения к органам правопорядка. Но слова министра, приведенные выше, заставляют задуматься о результатах столь нашумевшей реформы. Это и определило актуальность более глубокого рассмотрения данной проблемы.
Цель работы: проанализировать изменения, произошедшие в органах МВД в процессе реформы, определить отношение общества к произошедшим изменениям.
Задачи:
Объект исследования: структура МВД.
Предмет исследования: реформирование системы органов внутренних дел Российской Федерации.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что реформирование Министерства Внутренних дел позволило повысить авторитет данной структуры в обществе.
Используемые методы:
В связи с изучением поставленной проблемы основой для анализа послужили периодические издания и материалы, публикуемые в сети Интернет. Анализ приведенных источников показывает, что в настоящее время в обществе нет единого мнения по поводу данной проблемы, и можно выделить несколько подходов к ее решению. Первая точка зрения заключается в том, что реформа, направленная на качественное изменение структуры МВД, «с треском провалилась». Другая точка зрения, из официальных СМИ, оценивает результаты проведенной реформы положительно.
Глава 1. История создания органов правопорядка в России
Полиция в России создается в начале XVIII в. в ходе реформ Петра I, целью которых была модернизация российского общества. 25 мая 1718 г. издается собственноручно написанный Петром I указ, имевший название «Пункты, данные Санкт-Петербургскому Генерал-полицмейстеру», который объявляет о создании полиции в столице.
В Регламенте Главному магистрату 1721 г. в специальном разделе «О полицейских делах» Петр I формулирует задачи полиции. Она не только обеспечивает порядок и благоустройство в городе, «всем безопасность подает от воров, разбойников, мошенников и обманщиков…», но и «препятствует дороговизне… в домах запрещает излишество… воспитывает юных в целомудренной чистоте и честных науках… полиция есть душа гражданства и всех добрых порядков, фундаментальный подпор человеческой безопасности и удобности»[5]. Однако дворяне шли на полицейскую службу неохотно, она была менее престижна, чем армейская. Как писал историк С.М. Соловьев, «…всякий раз, как правительство обращалось к полиции с выговором, та отвечала, что не в состоянии охранять порядок по недостаточности сил, находящихся в ее распоряжении»[1].
Новым этапом истории российской полиции стали реформы императрицы Екатерины II. Императрица считала, что полиция должна действовать прежде всего «по правилам справедливости, нежели по точной силе законности». Начальник полиции и его помощники должны быть «освобождены от всякого недостатку (в материальном смысле), чтобы могли избежать того, что может повредить чистоте их совести». Полиция должна была обладать правом наказывать всех, «выражающих непочтение к ней и ее служащим»[2].
Созданные Екатериной II органы сельской и городской полиции, наделенные правами контроля над всеми сферами жизни общества, с определенными изменениями просуществовали до 1862 г.
Реформы 60-х - 70х гг. XIX в. Практически не изменили положения полиции. Лишь в 1862 г. была проведена реорганизация системы управления полицией.
И лишь в 1907 г. Председатель Совета министров и министр внутренних дел П.А. Столыпин в речи в Государственной Думе объявил о начале подготовки реформы полиции [6]. Была создана специальная комиссия для подготовки и проведения реформы. Но она не состоялась. Государственная Дума, утверждавшая бюджет, не выделила необходимых средств на проведение полицейской реформы.
Но в то же время, Государственная Дума и Государственный Совет отреагировали на начавшийся с конца XIX в. рост преступности в стране и инициировали принятие Закона «Об организации сыскной части» от 6 июля 1908 г., согласно которому при полицейских управлениях создавались специализированные сыскные части [4].
В конце октября 1916 г. Совет министров принял Постановление «Об усилении полиции в 50 губерниях Империи и об улучшении служебного и материального положения полицейских чинов» [5]. Предполагалось увеличить число полицейских. На 400 жителей города должен был приходиться один городовой. Уделялось внимание образовательному цензу для занятия полицейских должностей. Правительство обещало повысить жалование полицейским. Однако и эта реформа не была проведена.
В ходе революции 1917 года, указом Временного правительства, полиция была упразднена. Указом 17 апреля 1917 года была создана «народная милиция», которая фактически оказалась разновидностью полиции (государственной службы поддержания порядка), каковой и оставалась в Российской Федерации до 2011 года.
Таким образом, можно сделать вывод, что попытки реформирования органов правопорядка предпринимались в нашей истории не один раз. Но ни одна из них не была доведена до конца.
Глава 2. Содержание реформы
2.1 Предпосылки реформы МВД
В 2009 году по стране прокатилась волна преступлений, которые были совершены сотрудниками милиции (коррупция на местах, взятки, необоснованное применение оружия и физической силы, «крышевание»). Это не могло не подорвать и так не высокий авторитет правоохранительных органов.
Во исполнение принятых нормативных правовых актов реформа МВД проводилась по шести основным направлениям.
Первое – это структурные изменения ведомства и сокращение его численности. В составе центрального аппарата МВД были созданы главные управления и управления, на которые дополнительно возложены организационно-методические и практические функции по противодействию преступности и обеспечению общественного порядка. Численность Министерства было предусмотрено сократить на 22 процента.
Второе – совершенствование кадровой работы, улучшение кадрового состава. Введены такие меры, как личное поручительство, специальное психофизиологическое исследование и другие.
Внеочередная переаттестация сотрудников милиции в сотрудников полиции поставила заслон перед желающими поступить на службу в органы внутренних дел граждан с судимостью. Узаконены инновационные кадровые технологии, связанные с проведением психофизиологических исследований, тестирование на наличие алкогольной и наркологической зависимости.
Третье – пересмотр критериев оценки результатов работы органов внутренних дел. Для оценки деятельности полиции введен интегральный подход. Работу сотрудников и структурных подразделений предусматривается осуществлять по 60 индикаторам, характеризующим основные направления деятельности.
Четвертое – воссоздание полноценной системы профилактики правонарушений.
Пятое – повышение качества работы и укрепление дисциплины сотрудников. Повышается ответственность руководителей подразделений органов внутренних дел. За системное укрывательство правонарушений руководитель может быть отстранен от занимаемой должности или привлечён к уголовной ответственности.
Шестое – создание положительного образа сотрудника полиции, которое будет достигаться путем диалога с гражданским обществом [1].
На основании сказанного выше, можно сделать вывод, что закон «О полиции» был задуман как первый «общественный» закон России. Осталось только определить: стал ли он таким на самом деле.
Глава 3. Отражение реформы в сознании российских граждан
С целью более объективной оценки реформ, было необходимо узнать, как относятся к произошедшим изменениям сотрудники полиции.
В этом помогла Вдовенко Анна Викторовна, подполковник внутренней службы, возглавляющая отделение по работе с личным составом УВД г.Усть-Илимска. Ее интервью приводится в работе.
На вопрос об изменениях, произошедших в структуре органов МВД, Анна Викторовна ответила, что «Сама по себе структура не изменилась. Изменились названия, скажем так. А все эти функции, которые мы раньше выполняли мы и сейчас продолжаем их выполнять, то есть остались те же самые подразделения, остались те же самые задачи, обязанности».
Особое внимание было уделено переаттестации сотрудников. По словам Анны Викторовны, изучались личные дела каждого сотрудника, изучался качественный состав, уровень образования. Все сотрудники были проверены по всем спец. учётам, по базе уголовной статистики, административной статистики. Если выявлялись такие факты, что сотрудники каким-то образом были привлечены когда-либо к уголовной ответственности, то такие сотрудники переаттестацию не прошли и были уволены. Достаточно болезненным оказался вопрос сокращения личного состава, 27 % служащих были сокращены, наше УВД потеряло много ценных сотрудников с большим опытом работы.
Что касается основных изменений произошедших в полиции после реформы, в интервью прозвучало следующее: «Я могу сказать одно, что более принципиально стали подходить к вопросу дисциплины личного состава, то есть сейчас существует пристальное внимание как со стороны общественности, жителей города, так и со стороны начальства к любым негативным проявлениям со стороны сотрудников полиции. Если сотрудник полиции совершает какое-либо правонарушение или преступление, то сразу следует его увольнение из органов внутренних дел, причём на отрицательных основаниях. Поэтому сейчас вопрос дисциплины стоит в приоритете».
Свое отношение к реформе Анна Викторовна выразила так: «Вообще, задумки реформы сами по себе очень хорошие, но, учитывая в каком авральном режиме она проводилась, можно сказать, что наше подразделение очень тяжело пережило эту реформу. Профессиональное ядро, можно сказать, ушло, потому-что были сокращены люди с огромным опытом работы.
Реформа не достигла такого эффекта, которого должна была достигнуть. Но говорить, что она была не нужна, мы не говорим, потому-что все те действия, что предпринимает правительство, мы должны принимать и выполнять».
Учитывая все вышесказанное, необходимо отметить, что реформа МВД не оправдала ожиданий людей, работающих в полиции. Особое сожаление среди них вызывает тот факт, что из-за сокращения личного состава наши правоохранительные органы потеряли опытных сотрудников.
3.2 Отношение к реформе жителей Усть-Илимска.
Второй опрошенной стороной в данном исследовании стали горожане. Было опрошено 92 человека (старшеклассники и учителя моей школы, жители микрорайона) по следующим вопросам:
Данные социологического опроса (приложение I) свидетельствуют, что большинство опрошенных горожан знают о прошедших реформах МВД (73% ответили на этот вопрос положительно). Среди изменений, произошедших в результате реформы, респонденты отметили: только название (38%), улучшение деятельности (28%), денежное довольствие (26%), изменения в структуре органов (8%). Об улучшении качества работы органов правопорядка говорят 50% опрошенных, 31% считают, что качество работы не изменилось, 19% затрудняются в ответе.
Проанализировав данные, полученные в ходе опроса, можно сделать следующие выводы: граждане нашего города имеют поверхностные знания об основных направлениях проведенной реформы, половина из них не отметили качественных сдвигов в работе полиции. Вполне очевидно, что реформа не достигла тех результатов, которых от нее ожидала общественность.
Заключение:
В результате работы над исследованием были сделаны следующие выводы:
Литература и источники:
Приложение I
Снежная книга
5 зимних аудиосказок
Марши для детей в классической музыке
Пока бьют часы
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое