http:Современные технологии обучения широки и разнообразны. Элементы каждой их них можно использовать в своей практиче-ской работе. Применяя инновации в технологиях образования, появляется возможность повысить качество образования, сде-лать его более доступным.
//pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,93954/Itemid,118/
Сборник докладов 13-го Всероссийского интернет-педсовета
«ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА»
Журавлёва Елена Павловна, БГОУ СОШ № 114, учитель английского языка, г. Москва
Аннотация
Современные технологии обучения широки и разнообразны. Элементы каждой их них можно использовать в своей практической работе. Применяя инновации в технологиях образования, появляется возможность повысить качество образования, сделать его более доступным
Достижения науки и техники, как отечественной та и зарубежной ,– вот та основа, на которую опирается образование будущего. Задача учителя – использовать, по возможности все образовательные технологии. Это необходимо для выполнения тех требований, которые предъявляет новый образовательный стандарт, ФГОС второго поколения.
Трактовки «Технология обучения» в традиционной педагогике нет, точнее она не является общепринятой.
ЮНЕСКО представляет понятие « технологии обучения», как систематизированный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний.
В настоящее время в теории и практике педагогов выделяются три основных вида технологий: технические, экономические и гуманитарные. Гуманитарные технологии — технологии самовыражения людей, самореализации их интеллектуальных качеств.
Педагогические технологии гуманитарны по своей природе. Важной особенностью гуманитарной технологии является диалогичность. Условия диалога в гуманитарной технологии обуславливают характер индивидуально-личностных изменений учителя и учащихся. Результатом такого взаимодействия будут «состояния», в которых участники педагогического процесса смогут услышать, понять смыслы друг друга, выработать доступный язык общения.
Гуманитарной технологии свойственна открытость целей работы с человеком, отсутствие манипулятивности в деятельности педагога. Открытость, возможно, обеспечить через прояснение смысла совместных действий, коллегиальность в формировании и выборе цели, предъявление целей для экспертизы всем заинтересованным лицам, возможность их коррекции.
Гуманитарность педагогической технологии проявляется в возможности её влияний на интегральные характеристики человека (потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации, установки, смыслы), определяющие динамику личностной системы в целому
Ещё одно отличие заключается в том, что в педагогической технологии слабо представлен содержательный компонент, который присутствует в педагогической, дидактической и методической системах. Педагогическая технология, или, же, технология обучения является основной
(процессуальной) частью дидактической или методической системы. Так,
например, если методическая система направлена на решение следующих задач:
1. Чему учить?
2. Зачем учить?
3. Как учить?
то технология обучения прежде всего отвечает на третий вопрос с одним существенным дополнением:
4. Как учить результативно?
Современные технологии обучения широки и разнообразны. Элементы каждой их них можно использовать в своей практической работе. Вспомним немногие, и чуть остановимся на некоторых из них:
1 Предметно-ориентированные технологии обучения.
2. Технология постановки цели.
3. Технология педагогического процесса по С. Д. Шевченко.
4. Технология концентрированного обучения.
Данная технология представляет собой интерпретацию широко известного активного метода погружения. Погружение — метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры. Этот метод с той или иной глубиной использовался В. Ф. Шаталовым, Ш. А. Амонашвили, А. Тубельским и др. В 1995году Г. Ибрагимов успешно систематизировал модифицированные методы и дал имточное психологическое обоснование.
5. Личностно-ориентированные технологии обучения.
Личностно-ориентированные технологии в качестве планируемых результатов предполагают не столько строго фиксированные знания и специальные умения по конкретной учебной дисциплине, сколько индивидуальные особенности субъекта познания и предметной деятельности.
Современная образовательная технология представляет собой комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:
современные методы обучения – активные методы обучения, предполагающие акцент на взаимодействие обучающихся и их активное вовлечение в учебный процесс;
актуальное содержание, которое передается обучающимся и предполагает не только предметные знания, но и компетенции, адекватные современной жизненной практике;
современные технические средства, которые включают информационную и коммуникационную инфраструктуру, средства мультимедиа, эффективное использование дистанционных форм обучения.
Применяя инновации в технологиях образования, появляется возможность повысить качество образования, сделать его более доступным.
Стремление соответствовать всем требованиям современного урока, ставит перед учителями информационного века проблему поиска новых технологий обучения.
Современные средства телекоммуникации, компьютеры и другие гаджеты 21 века, в полном смысле слова, распахивают перед молодым поколением неограниченный доступ к использованию широких возможностей в образовании.
В комплексе с другими образовательными технологиями. Информационные технологии подходят как для самостоятельной работы учащихся. Так и для организации учебного процесса в рамках урока в классе.
Информационные технологии позволяют применять на уроке такие эффективные формы подачи контроля материала как мультимедийные презентации, многочисленные формы и приёмы работы с интерактивными досками, незаменимыми помощниками современному учителю.
Учителя должны в полной мере овладеть современными методами использования ИКТ в своей сфере деятельности, хорошо разбираться в методике проведения уроков с элементами ИКТ, освоить технологию компьютерного обучения.
Все помнят фразу «Учись учиться». Памятка с этими словами была и, наверняка, есть во многих учебных кабинетах. Так вот информационные и коммуникативные технологии обучения как раз и предоставляют возможность научить учиться. ИК технологии дают возможность самостоятельно планировать ход и стиль занятий. Эти технологии как же решают вопрос контроля знаний, развивают самостоятельность и ответственность при дистанционном обучении
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1.Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии.М.Педагогика,1989 г.
2..Кларин М. В. Технология обучения: идеал и реальность. — Рига «Эксперимент», 1999 г.—180 с.
3. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. — Рига, «Эксперимент», 1998 г.—180 с .
4. Левитес Д. Г. Практика обучения: современны образовательные технологии. — М., 1998 г.
5. Педагогические мастерские: Франция—Россия /Под ред. Э. С. Соколовой. —
6. Столяренко Л. Д. Педагогические технологии. — В 2 кн.: Педагогика и психология высшей школы. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998 — с.131—151.
7. Хуторской А. В. Технология эвристического обучения /Новые технологии. — 1998 г., № 4.
Стеклянный Человечек
Рисуем "Ночь в лесу"
Пчёлы и муха
"Морская болезнь" у космонавтов
Солдатская шинель