Презентация посвящена освоению Арктики.
Вложение | Размер |
---|---|
arktika_-_prityagatelnaya_zagadka.ppt | 736.5 КБ |
Слайд 1
Арктика – притягательная загадка Гетман Ольга 8 класс школа с. Нагибово Руководитель: учитель математики Логунова О.Н.Слайд 2
Туда, где над точно над головой неподвижно висит Полярная звезда, где оба конца стрелки компаса указывают на юг, где солнце восходит один раз в году, где шестимесячный день сменяется шестимесячной ночью, где сутки равны году, а сто суток- веку, - туда, в далекие полярные страны, к Северному полюсу,- с Незапамятных времен стремился человек
Слайд 3
Грек Пифей, первый известный нам полярный путешественник, почти два с половиной тысячелетия назад достиг берегов неведомой страны Туле. Ученые до сих пор спорят—возможно, это была Исландия, возможно, Северная Норвегия или Гренландия. Плотные туманы, которые летом почти постоянно держатся в районе кромки льда, поразили Пифея: «Нет здесь более земли, моря или воздуха, а вместо них смесь всего этого, похожая на морское легкое»
Слайд 4
Проходили века, а знания о полярных странах по- прежнему были полны нелепостей и суеверий. «Там лежит царство льдов и мрака и находится вязкое, наполненное чудовищами море. Мореплавателя, рискнувшего проникнуть в полярный океан, подстерегает раскрытая пасть бездны, куда вливаются все моря и где возникают приливы и отливы»
Слайд 5
На глобусе Мартина Бехайма (1492 год) Северный полюс окружен морем. На карте Меркатора (1569 год) в районе полюса находится большой континент, разделенный на части реками. Но все это лишь предположения — никаких достоверных данных у Меркатора нет.
Слайд 6
В 1553 году трагически закончилась зимовка английской экспедиции у берегов Мурмана. Лишь следующей зимой обнаружили карелы два корабля Хью Уиллоуби. « Стоят на якорях в становищах, а люди на них все мертвы, и товаров на них много». Погибли все — 63 человека.
Слайд 7
На корабле, символично названном «Надежда на лучшее», английский мореплаватель Генри Гудзон сумел в 1607 году достичь 80° 23’. дальше пути не было. Он не увидел «раскрытую пасть бездны», не встретил в море невиданных чудовищ — непроходимые льды остановили корабль.
Слайд 8
Михаил Васильевич Ломоносов предлагает план первой в мире высокоширотной экспедиции. В мае 1765 года три корабля выходят из Екатерининской гавани на Мурмане. «Чичагов» , «Панов», «Бабаев» — написано на их бортах. Это и названия кораблей, и фамилии их командиров
Слайд 9
Капитан первого ранга Василий Яковлевич Чичагов. Корабли в Ледовитом океане. Старинная гравюра.
Слайд 10
Намеченный маршрут пролегал между Шпицбергеном и Гренландией, а далее вокруг неведомых берёгов Северной Америки в широтах 78°—85°. Планом предусматривались обширные научные работы: метеонаблюдения, измерение магнитного склонения и наклонения, промер глубин и изучение течений, взятие проб морской воды... В борьбе со льдами и непогодой корабли сумели достичь 80°26’ северной широты, но здесь были вынуждены повернуть обратно.
Слайд 11
Загадочные земли, увенчанные ледниками, ослепительно сияющие в лучах незакатного солнца, моря, покрытые льдами, и обитающие в них удивительные животные — все это с давних пор привлекало отважных путешественников. Преодолевая неимоверные трудности, они проникали все дальше и дальше на север, открывали холодные арктические острова и архипелаги и наносили их на карту. Это были представители разных народов мира: американцы Д. Франклин и Р. Пири, голландец В. Баренц, норвежцы Ф. Нансен и Р. Амундсен, итальянец У. Нобиле и многие другие, чьи имена навечно остались в названиях островов, гор, ледников, морей.
Слайд 12
Наши соотечественники: Федор Литке, Семен Челюскин, братья Лаптевы, Георгий Седов, Владимир Русанов... Особое место в истории занимает период советских исследований Арктики в 30— 40-х гг. нашего столетия. Тогда были проведены героические экспедиции на ледокольных судах "Г. Седов", "Красин", "Сибиряков", "Литке". Их возглавляли известные полярники О. Ю. Шмидт, Р. Л. Самойлович, В. Ю. Визе, капитан В. И. Воронин. В эти годы впервые в одну навигацию была пройдена трасса Северного морского пути, совершены героические перелеты через Северный полюс.
Слайд 13
Прошло много лет. Моряки продолжали мечтать о полюсе. В 1975 году в строй вступил атомный ледокол «Арктика» Как известно, ледокол разрушает прочный лед не ударом форштевня, а продавливая его свой массой: чем прочнее лед, тем большая часть ледокола должна вползти на него, чтобы вызвать разрушение. При этом место разломов льда смещается от носовой части к середине судна. Это создает фантастическое впечатление, будто весь огромный атомоход скользит во льду, как аэросани.
Слайд 14
Наблюдения полярных станций, равномерно распределенных по берегам Северного Ледовитого океана и его островам, обеспечивают бесперебойную работу Северного морского пути. По нему в наши дни и летом и зимой, в полярный день и в непроглядную многомесячную ночь идут грузовые корабли. Их ведут мощные атомоходы "Арктика", "Сибирь", и другие. Они доставляют всевозможные грузы в Якутию, на Чукотку, на север Западной Сибири, на островные полярные станции и на дрейфующие станции
Слайд 15
Если идти на север, никуда не отклоняясь, вы обязательно попадете на Северный полюс. Там на полгода солнце скрывается за горизонтом, а затем так же долго не сходит с неба . Издавна эту землю называют Арктикой — от греческого слова arkticos — северный, которым древние греки обозначали расположенное в северной стороне неба созвездие Большой Медведицы .
Слайд 16
Используемая литература Д. Шпаро, А. Шумилов К полюсу! Москва Издательство «Молодая гвардия» 1987г
Швейня
Городецкая роспись
Круговорот воды в пакете
На горке
Горка