Работа - участник муниципального ученического проекта: "Памятные места Хабаровского края" ЦЕЛЬ: раскрыть уникальность нашего музея и его историческую ценность.ЗАДАЧИ• рассказать об истории создания музея;• показать уникальность музейных коллекций и экспозиций• рассказать о роли музея в культурной жизни региона и России. История любого музея - это история его собрания. Дальневосточному художественному музею есть чем гордиться: родословно истоки его совпадают по времени с началом XX столетия и связаны с коллекциями крупнейших музеев страны.
ДЕТСКАЯ МОЛОДЁЖНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ИРИС»
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ
Выполнила: Онищенко Дарья,
ученица 8 кл. МБОУ ООШ с.Капитоновка
Руководитель исследовательской группы: Власова Н.А.
2013 уч.г.
СОДЕРЖАНИЕ
Вступление…………………………………………………………………2
История создания…………………………………………………....…….3
Неповторимые и уникальные…………………………………………….5
Иконы…………………………………………………………….................5
Аборигенная культура……………………………………………………..6
ДВХМ сегодня……………………………………………………………..9
Литература ………………………………………………………………..12
Приложения………………………………………………………………...13
ВСТУПЛЕНИЕ
Создание музеев – это потребность общечеловеческая. Потому что это память. У каждого человека память – основа его личности: память поколений, память тех мест, в которых человек рождается и живет... И отсюда возникает внутренняя, интуитивная потребность, с ее древними истоками – оставить после себя что-то своему роду, народу, и поэтому музеи всегда востребованы обществом.
История любого музея - это история его собрания. Дальневосточному художественному музею есть чем гордиться: родословно истоки его совпадают по времени с началом XX столетия и связаны с коллекциями крупнейших музеев страны. Дальневосточный художественный музей в Хабаровске - самая восточная из российских сокровищниц произведений изобразительного искусства, составляющих славу отечественного культурного наследия.
По теме работы нами был проведён опрос среди учеников школы и взрослых нашего села
По результатам опроса было установлено, что многие из тех, кто имел возможность посетить музеи в центральной части стираны, уверены, что таких же богатых коллекций и интересных экспонатов здесь не встретить.
Поэтому целью этой работы было раскрыть уникальность нашего музея и его историческую ценность.
Задачи, необходимые для достижения этой цели:
В работе изучались материалы СМИ (ТОЗ, ВГТРК «Дальневосточная», журналы «Словесница искусств»), справочные издания (выпуски календаря-справочника «Время и события»), художественны издания и др.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
В поисках самого красивого места Хабаровска мы неизбежно окажемся на живописной городской набережной, перед зданием Дальневосточного художественного музея. Оно, построенное более 120 лет назад по проекту В. Г. Моро, является памятником федерального значения и имеет замечательную историю.
Предназначалось оно для впервые образованного в Хабаровске клуба, объединившего офицеров и чиновников местного гарнизона, офицеров артиллерийского склада и горного дивизиона. В день его открытия, 14 ноября 1887 года, здесь был показан первый любительский спектакль - комедия Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского». [9]
«Местное общество очень любило посещать этот уютный особняк. Окна выходили в городской сад, и от Амура веяло летней прохладой. Из зала можно было выйти на террасу, обращенную в парк. Неподалеку располагался музыкальный павильон.
Однако вход в офицерское собрание был строго ограничен: членские взносы, гости - только по приглашениям. Военные - в сюртуках с эполетами, штатские - во фраках», - вспоминают в своих очерках о Хабаровске Л.А. Востриков и З.В. Востоков. «Хабаровск и хабаровчане». Приложение 1 а,б
Большой восторг у зрителей на таких вечерах вызывала игра на скрипке В. А. Жоравовича и Н.Н. Серебренникова, пение романсов Н.И. Громовой. Долго помнили о концерте Д.М. Леоновой, покорившей своим талантом Сибирь в 1875 году. Приложение 2. В 1890 году, во время своего путешествия на остров Сахалин, в Хабаровске останавливался А.П. Чехов. Как пишут историки, он посетил военное собрание и читал там газеты. Об этом напоминает мемориальная доска с бюстом писателя работы известного хабаровского скульптора Ю. Кукуева, прикрепленная к главному фасаду Дальневосточного художественного музея.
Долгое время здание военного собрания являлось центром притяжения городской интеллигенции. Однако гостям не хватало художественных впечатлений. Для украшения его стен были приобретены три копии с картин П.К. Айвазовского и В.Д. Поленова и одно оригинальное произведение местного художника С.Г. Ращенко.
Исследованиями последних лет установлено, что в 1902 году Приамурский генерал-губернатор Н.И. Гродеков основал в Хабаровске первый на Дальнем Востоке России художественный музей. Началом его коллекции стали произведения, отобранные по просьбе губернатора профессорами живописи И.Е. Репиным, М.П. Боткиным, В.Е. Маковским и др. В Хабаровск неоднократно отправляли ценные грузы - оригинальные произведения живописи, графики, скульптуры, слепки с образцов русской и зарубежной классики. Из-за отсутствия специального помещения Н.И. Гродеков и Совет Приамурского отдела Императорского Географического общества открыли для публики временную экспозицию художественных произведений Хабаровского художественного музея в залах 3-го этажа музея ПО ИРГО (ныне Хабаровский краевой краеведческий музей им. Н.И. Гродекова), которая просуществовала там как Городская картинная галерея в течение 20 лет. [4, стр.84]
К сожалению, благородная мысль создать в Приамурье галерею или музей искусств в те годы не смогла найти своего дальнейшего воплощения в реальной жизни. Сказались и отъезд Гродекова к месту нового назначения, и финансовые трудности города, и, самое важное, - отсутствие в Хабаровске необходимой профессионально-творческой среды, в которой бы объединились интересы, знания и усилия местной интеллигенции.
Понадобились десятки лет, чтобы открытие музея все же состоялось. В 1920-е гг. коллекция произведений изобразительного искусства существовала как отдел в составе Хабаровского краевого музея. В 30-е годы Хабаровск как столица Дальневосточного края стал средоточием культурной жизни, и в 1931 году председатель Дальневосточного краевого исполкома А.Н. Асаткин предложил воссоздать и укрупнить Хабаровского художественный музей до краевого уровня. 20 июня Далькрайисполком принял постановление "Об организации Дальневосточного краевого художественного музея". [4, стр.84]
Это событие стало главным в культурной жизни города тех лет. По жёсткому указанию Совнаркома центральные музеи страны выделяли часть своих собраний для организации художественных отделов в краевых музеях. В 1931 г. в Хабаровск были доставлены 5 вагонов с художественными ценностями. В них, кроме предметов изобразительного искусства, было около 1000 ящиков с книгами. Но проблемой оказалось размещение груза. Выделенное под музей здание по улице Фрунзе было забито ящиками с экспонатами и книгами. Одна скульптура даже оказалась на улице, поскольку размеры не позволяли занести ее в будущий музей. Было нужно, как минимум, 3,5 тысяч квадратных метров, а помещение имело площадь всего в 160. Поэтому коллекцию поделили на две части, одну направили во Владивосток. Так легко и бездумно Хабаровск отказался от уникальных приобретений… Истинной цены подарка, переданного городу Русским музеем, Третьяковской галереей, Эрмитажем, Историческим музеем, Музеем Нового Западного искусства, Государственным музеем керамики, Музеем изящных искусств и др., в ту пору до конца не осознали. Но появление блестящей коллекции стало отправной точкой для появления художественных ориентиров. Вся выставочная деятельность Хабаровска стала проходить в Дальневосточном художественном музее, что находился в небольшом, темном помещении по улице Фрунзе.[12, стр. 12]
Объявление в «Тихоокеанской звезде» 12 июля сообщало: «ДВХМ, в ознаменование 15-летнего юбилея Октябрьской революции, организует в ноябре первую краевую художественную выставку, к участию в которой приглашаются все художники-профессионалы, художники-самоучки из рабочих, колхозников, красноармейцев, краснофлотцев, все фотографы-любители и профессионалы, фоторепортеры, а также научные работники». На выставку принимались проекты архитекторов, произведения живописи, графики, скульптуры, народно-национального творчества, фотоработы.
Первыми подвижниками музейного дела стали П. М. Покровский, директор художественного музея, и научный сотрудник Г.В. Гусак: читали лекции, готовили доклады по искусству, пополняли коллекцию.
Так начиналась деятельность крупнейшего музея изобразительного искусства, чья история неразрывно связана с общероссийским процессом развития культуры на Дальнем Востоке России.
История изобразительного искусства на Дальнем Востоке непроста и порой драматична. Были художественные взлеты, творческие искания и надежды, были времена репрессий, когда уничтожалось все лучшее в искусстве. Изначально искусство Дальнего Востока формировалось благодаря художникам, задержавшимся на краю России. Были и местные мастера. Их трудолюбие, жажда познания и самобытный талант создали художественную среду для будущих поколений.
Советская власть понимала, что эмоциональное воздействие искусства на человека, на душу и чувства велико, поэтому учреждения культуры и искусства находились под надзором НКВД. В 20-30-е гг. XX в. жизнь заставила художников определить свое место в новой жизни, и их позиции далеко не всегда совпадали с идеями новой революционной власти. И профессиональное искусство, только начавшее зарождаться на Дальнем Востоке, в 30-х годах практически было уничтожено: разрушались целые объединения поэтов, художников, актеров.
На руководящие посты учреждений культуры назначались политически грамотные сотрудники. Так, Н.И. Туркин до 1932 г. служил в войсках НКВД, а в 1941 г. был назначен директором ДВХМ, до 1945 года являясь и председателем правления Хабаровского отделения «Всекохудожник». Он явился достойным продолжателем дел первого директора П. М. Покровского: закупал картины, организовывал выставки, помогал художникам выставлять свои картины в Москве. В ДВХМ организовывались лекции, экскурсии, шли занятия художественной студии. Он решал вопросы оплаты работ художников, их обустроенности, обеспечения материалами, разрешал творческие и личные споры, направлял молодежь в учебные заведения Москвы и Ленинграда. Он пользовался авторитетом в художественной среде. «Директор музея Н. И. Туркин интеллигентный, гуманный человек, которого все сотрудники обожали, ни на кого никогда не кричал и по-отечески воспитывал, и приучал к музейному делу, создав такую атмосферу, что люди шли на работу, как к себе домой…» - писала искусствовед В. Г. Старикова. Николай Иванович исполнил свой гражданский долг перед многими поколениями дальневосточников: коллекция музея была сохранена полностью, несмотря на указы правительства избавить запасники от искусства космополитов. Приложение 3 а, б
В 1942 г. при ДВХМ был создан первый художественный совет для определения художественной и материальной ценности произведений изобразительного искусства, в состав которого входили: писатель Д. Д. Нагишкин, поэт П. С. Комаров, научный работник музея и художник А. В. Шишкин, художник И. А, Горбунов, директор музея и художник Н. И.Туркин, представитель крайреперткома В. М. Шноль.
В последующие годы музей не только постоянно комплектовался произведениями советского искусства. Появляется всё больше новых имён, выставляются молодые дальневосточные художники. Так, выставка 1972 г. в залах ДВХМ стала поворотом в сторону поиска новых форм и методов творчества. Говоря о ДВХМ, нельзя не сказать о художниках, хотя в рамках небольшой работы трудно описать то разнообразие местных мастеров, чьи работы появились в 20 веке и экспонировались в ДВХМ.
«Правда жизни - высший критерий художественности», - эти слова Репина стали девизом творчества В.Высоцкого. Картина в те годы должна была воспитывать, а кумирами для Высоцкого были передвижники, свою позицию он отстаивал жёстко, отклонение в иную сторону считал предательством. Его академией была дальневосточная тайга, палатка и разборный каминчик зимой. Сотни километров исходил художник, забираясь в самую чащу дальневосточной тайги, знал охотников, рыбаков, охотников. Эти люди стали персонажами его портретной галереи. Колхозный сторож дед Субботин, дочь рыбака, тигролов - невыдуманные герои, среди которых художник жил, какими он их видел. «Боровая дичь» - редкий натюрморт у художника Высоцкого, но он свидетельствует о таланте тонкого живописца. Приложение 4 а, б
Родившийся в стойбище Кондон Андрей Иченгаевич Бельды стал художником случайно. На поступлении нанайского паренька в Ленинградское художественное училище настоял художник-профессионал, заметивший его во время экспедиции. В творчестве ему удалось соединить невозможное: живописные традиции русского искусства и материальные традиции нанайского народа, а также желание передать другим его великую мудрость. Одна из работ - «Портрет проводника В. К. Арсеньева Гейкера - Комбоки». Приложение 5. На картине - старик, сидящий у костра, его ноги по щиколотки в иле, жиденькая бородка заплетена в длинную косичку. В теплящихся углях костра угадываются очертания петроглифов – загадки из глубины веков.
Художник-самородок Гейкер не получил специального художественного образования. Обучался в городской художественной школе и в изостудии у художников. В искусстве 2й половины XX века возобновился интерес к культуре малых народностей Сибири и Дальнего Востока, и в это же время популярной становится линогравюра. Самодеятельный художник Гейкер с начала 60-х годов под руководством более опытных коллег начал осваивать технику линогравюры. Много путешествует по амурским селам в роли художника-проводника. Незыблемый и многоликий мир нанайской деревни, созданный многими поколениями его предков, был экзотическим для многих, приехавших на Дальний Восток. Художники вдумчиво изучали быт и традиции народов Приамурья, пытаясь найти изобразительный язык, соответствующий духу людей, неразрывно связанных с природой. Основа многих картин Гейкера - пейзаж, в центре которого человек как одна из составляющих гармоничной картины мира Приложение 6
Творчество И.Грабовского - это метафора, выражающая соприкосновение человека с окружающим миром. На картине «Ангел» - силуэт Ангела (или человека?), мозаично сотканный из частиц мира, его многоэтажек, изб, бережно качающий в ладонях дом или храм – хранилище души; он выполнен в технике, похожей на народную, лоскутную. Глядя на необычную картину, задумываешься о взаимоотношениях человека с миром. Приложение 7
Зорин Г.С. - один из немногих художников, кто, задумываясь о заселении Дальнего Востока, не идеализировал историю. Герои его картин сильны духом, судьба бросает их в исключительные обстоятельства. Много упрекали Зорина за его тягу к истории каторжан в России. Его картины - о поколениях, судьба которых - судьба вынужденных переселенцев. «Первые русские на Амуре» (1956-1957), «Землепроходцы» (1959-1960), «В лимане Амура» 1961). «Сибирской дальней стороной» (1960).Но для многих эта земля стала своей. Приложение 8 Зорин любил белый цвет, но не из белил, а из тончайших оттенков и в сочетании с другими красками. Например - эскиз к очередной картине: кряжистые фигуры людей, лица испытавших судьбу в нечеловеческих условиях. Они одеты в исподнюю одежду, выбеленную солнцем - одежду каторжан.
А. Михалевич не просто фиксирует черты уходящего времени. Он словно соединяет в своих картинах настоящее, прошлое и будущее, общественное и личное, лирическое и трагическое («Дом на окраине», 2007). Приложение 9
Неповторимые и уникальные
ИКОНЫ
В коллекции Дальневосточного музея имеется небольшое, но емкое собрание икон, созданных в период с XV по XX век мастерами Палехской, Псковской, Московской, Новгородской школ, северного письма: «Вход в Иерусалим», «Сретение», «Введение Марии в храм» и другие.[10, стр. 12]
В освоении Дальнего Востока было много трудностей, связанных с расширением и защитой российских рубежей. Пришедшие сюда искренне служили Отечеству и хранили в душе глубокую веру. С молитвами они обращались к святым образам воинов-праведников, испокон века считавшимся заступниками земли русской.
«Верховным военачальником» в Православии считают архангела Михаила. Благодарная Русь посвятила ему множество икон. На представленной в зале русского искусства ДВХМ святой изображен сидящим на коне воином в одежде византийского придворного. Его крылатая фигура излучает горячий красный свет, пристальный взгляд непреклонен и суров. Вечный противник зла, он охраняет небо от происков сатаны. В руках его мерило, которым архистратиг измеряет отпущенное Богом время, и Евангелие как символ всесильной власти Всевышнего, о которой он громогласно возвещает в трубы.
Одним из праведных заступников русской земли был великий князь Владимир (980-1015). В зале русского искусства представлена икона «Князь Владимир» с его образом. Она выполнена в традициях петровской эпохи. Икона богато украшена цветным золотым орнаментом. На переднем плане изображен Владимир в княжеской одежде. Он опирается рукой о крест со свитком, на котором слова обращения к Всевышнему. Приложение 10
Действительно уникальная икона - «Шестоднев. Орудия страстей», начало XVII века. Небольшая, всего 38,0 на 25,5 сантиметра. Поступив в 1931 году из Государственного исторического музея, она была реставрирована в 1974 году во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. академика И.З.Грабаря. Немногие знают, что в хабаровском музейном собрании это единственная икона с двусторонним изображением, да и в иконописании в целом они встречались нечасто. Приложение 11
АБОРИГЕННАЯ КУЛЬТУРА
П.М. Покровский в одном из писем в краевое управление по делам искусств отмечает: «Ни одна из научных организаций края и центра специально вопросом искусства народов Севера ДВК не занимается». Он просит выделить особую ставку научного сотрудника (для изучения народного искусства), увеличить денежные средства на экспедиционную работу. Отмечая 15-летие Октябрьской революции, музей в 1932 г. организует первую краевую выставку, главной целью которой было «ознакомить трудящиеся массы с искусством национальностей Дальневосточного края, привлечь к нему внимание советской общественности». Впервые на этом смотре рядом с произведениями профессионального искусства показали «художественное творчество национальностей Дальневосточного края»: резьбу по кости и дереву, изделия из берёсты и камыша, вышивки, одежды, а также детские игрушки и рисунки. Лучшие работы народных мастеров музей приобретал, пополняя тем самым свою коллекцию.
В 1934 г. состоялась выставка «Искусство северных народов Дальневосточного края», подготовленная ещё тщательнее. Экспозиция была многообразной: работы уже известных мастеров, буквари и книги на языках дальневосточных народов, периодические издания ленинградского Института народов Севера. Но все-таки обозреватель экспозиции с сожалением писал: «Беда в том, что развитию искусства северных народов Дальневосточного края не уделяется того внимания, которого оно заслуживает... есть все возможности для того, чтобы создать «дальневосточный Палех». [12, стр.370]
Деятельность ДВХМ поддерживалась Краевым управлением по делам искусств и существовавшим при нем изобразительным отделом (ИЗО). В эти годы отдел основное внимание уделял работе по развитию традиционного искусства малочисленных народов Приамурья. Организовывались художественные артели, обеспечивалась реализация художественной продукции через торговлю края. Было налажено снабжение тканями и цветными нитками мастеров, взятых на учет. Организовывался сбыт продукции национальных мастеров (это не составляло труда, «так как иногда появляющиеся в продаже изделия эти, прочные, удобные, теплые, с красочным орнаментом, имеющие и художественную ценность, берутся покупателями нарасхват»)
Напряженная и сложная выставочная деятельность, ежегодные экспедиционные трудоемкие поездки сотрудников ДВХМ по Приамурью показывали, какое внимание уделялось развитию народных ремесел. Работы дальневосточных мастеров все более привлекали внимание в столице. Они знакомили с индивидуальным творчеством отдельных авторов.
В 1960—1970-е годы музее была впервые оформлена постоянная экспозиция традиционного искусства коренных народов Приамурья, которая позволила целенаправленно изучать и знакомить зрителя с малоисследованным художественным творчеством аборигенов Дальнего Востока.
Народные мастера, чьи работы представлены в экспозициях и на выставках – настоящие самородки из амурских сёл. Их работы выставлялись в разных уголках мира. Приложение 12
А в 2002 году в древнем нанайском селе Сикачи-Алян Хабаровского края открыт филиал Дальневосточного художественного музея – Музей аборигенной культуры.
ДВХМ СЕГОДНЯ
Реконструкции 1980-х и 1990-х годов вернули зданию его исторический облик. Всё органично переплелось: красота окружающей природы, необычный фасад старинного здания, великолепие хранящихся в нем произведений… И когда Дальневосточный художественный музей называют храмом искусства, в этом нет преувеличения. Приложение 13. Многие годы в его левой части находился крайсовпроф, но в начале 1990-х годов появилась возможность разместить здесь произведения старинной европейской и русской живописи, античной керамики, скульптуру, искусство приамурских аборигенов, творчество современных дальневосточных художников.
В настоящее время фонды Дальневосточного художественного музея насчитывают свыше 14 тысяч произведений русского и мирового изобразительного искусства.
Коллекции ДВХМ
Отечественное искусство
Отечественное искусство до 1917 года
Отечественное искусство ХХ – ХХI вв.
Изобразительное искусство российского Дальнего Востока
Традиционное искусство коренных народов Дальнего Востока
Зарубежное искусство
Искусство Западной Европы
Искусство стран Тихоокеанского региона
В подлинниках можно увидеть произведения античного искусства, эпохи Возрождения, полотна Рембрандта, Рубенса, К. Мане, Коро, картины выдающихся русских художников - Репина, Левитана, Врубеля, Айвазовского, Шишкина, Верещагина, Петрова-Водкина ... В запасниках музея - около 60 работ русских портретистов 18-19 вв. Имена некоторых авторов, считавшихся неизвестными, установлены хабаровскими искусствоведами, в ряде случаев определены и люди, которые изображены на портретах.
В старинном здании бывшего Офицерского собрания, где сегодня размещается ДВХМ, в залах русского искусства разместились лучшие музейные произведения, отражающие развитие академической школы, творчество передвижников, художественные направления рубежа XIX - XX веков.
Залы западноевропейского искусства выделены по школам живописи: итальянской, немецкой, голландской, фламандской и французской. Работы великих живописцев, коллекция мейсенского и берлинского фарфора, салонная мебель Франции рассказывают о развитии и взаимовлиянии изобразительного искусства стран Западной Европы XV - XIX вв. Приложение 14.
Современное русское искусство - это обширная коллекция произведений, включающая в себя образцы русского авангарда начала ХХ века, произведениями выдающихся художников периода социалистического реализма.
Особо интересны коллекции предметов традиционного искусства аборигенов Дальнего Востока: текстильные ковры нанайских и ульчских мастеров; свадебно-обрядовый нанайский женский костюм (халаты «сикэ») ХIХ-ХХ веков, обрядовые ложки народов Приамурья ХIХ-ХХ веков, чукотско-эскимосская кость (клык моржа) 20-30 годов ХХ века…
За последнее десятилетие музей осуществил свыше 1000 выставочных проектов: тематические выставки из фондов музея, персональные и групповые выставки дальневосточных художников, выставки московских и ленинградских художников, всероссийские передвижные выставки: «Земля дальневосточная», «Мир японских кукол кокэси», «Искусство Тихоокеанского региона: звуки, ритмы, образы», «Шёлковый путь» (Китай), «Восток - Запад» (скульптура США), цикл выставок «Художники русского зарубежья», музейная передвижная выставка высокотехнологичных репродукций «Близкое искусство», выполненных с лучших произведений музейной коллекции; ежегодные выставки проекта «Дни русско-немецкой культуры» и другие.
Вводятся и новые формы культурно-образовательной и просве-тительской деятельности музея: обзорные и тематические экскурсии, школа юного экскурсовода, клубы «Эврика», «Вита», «Выбор»; специальные программы «Музыка для глаз», «У Кастальского ключа» и др.; музыкально-поэтические вечера, костюмированные балы, экскурсии о традиционном искусстве народов Приамурья в с. Сикачи-Алян, мероприятия международной акции «Ночи музеев». Кроме этого, ДВХМ ведёт научно-исследовательскую, научно-методическую, культурно-образовательную, учебно-школьную работу, учитывает и хранит многочисленные коллекции; оказывает научно-методическую помощь художественным музеям и художественным отделам краеведческих музеев Тихоокеанского побережья.
Коллекциями нашего музея восхищались не только в разных регионах России, но и в галереях Японии, Канады, США. Ежегодно музей принимает у себя выставки работ известных мастеров народного искусства из Южной Кореи, Австралии, Эквадора, Китая, стран Европы, Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона.
За успехи в международной программе «Партнерство ради прогресса» наш музей награждён призом «Золотая пальмовая ветвь».
[8, стр. 84].
Работа актуальна, она показывает, как в истории музея отражается историю страны, края, а также пробуждает гордость за свою «малую родину». К сожалению, не весь найденный материал можно включить в данную работу: он гораздо шире рамок, заданных темой. Анализируя собранное, я пришла к выводу: удалённость от центра страны не помешала работникам музея создать настоящий храм искусств на Дальнем Востоке, который имеет свой неповторимый облик. Музей действительно интересен людям разных возрастов, национальностей, увлечений.… Без него уже невозможно представить культурную жизнь Дальнего Востока.
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ 1, а
Здание военного собрания,1910. Местное общество очень любило посещать этот уютный особняк.
Гостиная в военном собрании.
Роскошные гостиные, мягкая мебель, камин и ковры сразу располагали гостей к отдыху и неформальному общению. На первом этаже размещались большая гостиная, зал со сценой, две малые гостиные, столовая с буфетом, комната для музыкантов... На втором этаже в небольшом угловом помещении - библиотека, две комнаты отвели для карточных игр и одну под бильярдную.
Приложение 2
«Когда меня пригласили обедать, и я пришла к столу, щи уже были налиты, а моя тарелка обложена кругом соболями, для того, сказал мне хозяин (красноярский золотопромышленник П.И. Кузнецов), чтобы щи не простыли». После концерта Дарьи Михайловны в Хабаровске растроганный ее искусством купец А.Ф. Плюснин преподнес обладательнице изумительного голоса 40 шкурок «чудных черных соболей».
Д.М. Леонова, оперная певица
Приложение 3
а. Н.И. Туркин. Художник и директор ДВХМ
б. Н.И. Туркин. Дворик зимой. 1950-е
Приложение 4 а,б
Портрет колхозного сторожа.1950
Боровая дичь. 1948
Приложение 5
Бельды А.И. Портрет проводника
В. К. Арсеньева Гейкера-Комбоки
Приложение 6
А.И.Гейкер.Да здравствует жизнь! (Солнце над Амуром) Картина передаёт чувство легкости и парения в мире, ощущение единства человека и космоса
Приложение 7
Грабовский И.Г. Ангел. 2007
Приложение 8,
Зорин Г. С.
Первые русские на Амуре
Сибирской дальней стороной
Приложение 9, Михалевич А. В.
Дом на окраине, 2007
Приложение 10
Икона «Князь Владимир»
Во время его правления важнейшим событием для объединения русского государства стало крещение Руси. Судя по древним летописям, после принятия христианства самим князем изменился даже его характер. Он запретил смертные казни, раздавал деньги беднякам, распустил гарем и, несмотря на то, что очень любил пиры, стал устраивать их только в церковные праздники. Князь щедро угощал гостей, а для больных и слабых велел развозить еду и питье по домам. После всех его добрых дел другие страны уже не относились к Руси с прежним пренебрежением. К лику святых благоверный князь праведный воин Владимир причислен в XIII веке. Иконописцами Владимир изображался гораздо реже, чем другие праведные воины.
Приложение 11
Шестоднев. Орудия страстей. Начло 18в. «Северные письма»
Приложение 12
М.Е.Актанка
С творчеством этого мастера связана целая эпоха в искусстве Приамурья: это время, когда аборигенное искусство Дальнего Востока «ворвалось» в выставочные залы.
В 1940-е годы была первым кандидатом в члены СХ СССР от представителей народного искусства Хабаровского края.
Выставка культуры народов Севера. (Хабаровск, 1934); Всероссийская выставка колхозных и совхозных художников (Москва, 1936; всемирная выставка «Искусство и техника в современной жизни» (Париж, 1937), «Гран-при»; Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (Москва, 1939), диплом за свадебный халат; «Творчество народов Дальнего Востока» (Хабаровск, 1941); «Лучшие произведения периферийных художников» (Москва, 1943) и другие. Произведения хранятся в ДВХМ, ХКМ им. Н. И. Гродекова и в музеях Санкт-Петербурга.
Более сорока лет А. П. Надеина - ведущий, непревзойденный негидальский мастер в создании изделий из меха и ровдуги, выполненных в старинной технике — разноцветной мозаике, составленной из меховых фрагментов, соединенных блестящими прочными нитками из лосиных жил. Изысканная, необычайно сложная вышивка цветными шелковыми и хлопчатобумажными нитками по ровдуге сопровождает многие изделия мастера. Выделка птичьих шкурок, из которых выполнен коврик, - мастерство, почти всеми забытое и утерянное.
Выставки: Выставка произведений самодеятельных мастеров декоративно-прикладного искусства (Хабаровск, 1969); зональные «Советский Дальний Восток» (Владивосток, 1974; Чита, 1980); всероссийская «Народные промыслы» (Москва, 1977,1978); «Мы строим БАМ» (Улан-Удэ, 1979); «Народные мастера Приамурья» (ГМЭ, Ленинград, 1981); Чехословакия, 1982(F); Германия, 1982(?); Финляндия, 1982(7); «Советская Россия» (Москва, 1985); «Северная цивилизация на пороге XXI века» (ГМСИР, Москва, 1999—2000).
Изделия ульчского мастера 3. А. Пластиной, рождённой в ульчском стойбище Хэвэндани, добротны отличаются тонким художественным «национальным» вкусом. Халат амири из кожи рыбы, блюдо соро стелющейся «азиатско-амурской» формы, из тальника, тканые гармоничные по цвету пояса - все это наследие художника.
Выставки: Всероссийская выставка-смотр изделий народных художественных промыслов (ВДНХ СССР, Москва, 1978); «Советский Дальний Волок» (Чита, 1980); «Народные мастера Приамурья» (ГМЭ, Ленинград, 1981); «Мастера Приамурья» (Рига — Бауске — Кокнесе (Латвия); Ленинград - Прага (Чехословакия), 1982). Награждена почетным дипломом СХ РСФСР
Произведения автора хранятся в ДВХМ, ХКМ им. Н. И. Гродекова, МИИ, СОХМ.
Творчество Киле Е.А. показывает более современное направление, ориентированное на европейское искусство. Большое внутренне содержание миниатюр сохраняет эстетику нанайского народа. Произведения художницы хранятся не только в российских музеях, но и в частных коллекциях США, Японии.
Приложение 13
Приложение 14
Мейсенский фарфор. 19век.
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Рисуем "Ночь в лесу"
Сорняки
Свинья под дубом