Победитель 2 Межрайонного Гуманитарного Форума "Ижорские берега"
Вложение | Размер |
---|---|
Содержание работы | 77.27 КБ |
Второй межрайонный гуманитарный форум
«ИЖОРСКИЕ БЕРЕГА»
Откуда камни?
Работу выполнил:
ученик 1 а класса
ГБОУ Гимназии №402
Колпинского района Санкт- Петербурга
Тарасов Александр
Руководитель-
учитель начальных классов
ГБОУ Гимназии №402
Наркевич Людмила Петровна
Санкт- Петербург 2014г.
Содержание
Введение........................................................................................................................3
Глава 1. Цели и задачи исследования.......................................................................3
Глава 2. Методы исследования.................................................................................3
Глава 3. Общие сведения о ледниках.........................................................................4
3.1 История ледников.....................................................................................................4
3.2 Образование ледника..............................................................................................5
3.3 Распространение ледников....................................................................................6
3.4 Таяние ледников......................................................................................................7
Глава 4. Практическое применение знаний о ледниках...........................................7
Глава 5. Влияние деятельности человека на состояние ледников.........................8
Выводы.........................................................................................................................8
Заключение...................................................................................................................8
Список источников информации.................................................................................9
Введение
Осенью этого года наша семья решила отдохнуть на базе отдыха недалеко от города Выборг. Когда мы отправились на автомобиле в путь, я обратил внимание, как через определенное время изменился ландшафт. Стал преобладать сосновый лес, появилось множество камней. Но когда мы прибыли на место, удивление мое возросло еще больше. Вся земля была покрыта камнями ,от маленьких до больших, сосновый лес буквально вырос на камнях. Некоторые из них поражали своими размерами. Увиденное мною, послужило причиной для проведения данной исследовательской работы. Я захотел найти ответы на возникшие вопросы : откуда взялись эти огромные камни? Почему их нет в других районах , какую информацию они хранят в себе? Есть ли практическая польза от изучения этой информации?
Глава 1. Цели и задачи
Цель исследования:
1. Выяснить природу возникновения необычного ландшафта, а именно огромного количество камней в Выборгском районе Ленинградской области.
Задачи исследования:
1.Изучить причины и механизм образования и таяния ледников и их последствия.
2.Выяснить имеет ли практическое применение знания этих процессов.
3.Выяснить оказывает ли деятельность человека на процессы образования и таяния ледников.
4. Выдвинуть гипотезу о возможности повторения ледникового периода.
Глава 2. Методы исследования
1. Наблюдение (фотосъемка)
2. Сбор информации (из интернета, обзор книг, журналов)
3. Обобщение.
Глава 3. Общие сведения о ледниках
3.1. История ледников.
Ледниковый период — периодически повторяющийся этап геологической истории Земли продолжительностью в несколько миллионов лет, в течение которого на фоне общего относительного похолодания климата происходят неоднократные резкие разрастания материковых ледниковых покровов — ледниковые эпохи. Эти эпохи, в свою очередь, чередуются с относительными потеплениями — эпохами сокращения оледенения (межледниковьями).
Современное состояние климата Земли характеризуется принадлежностью к одной из межледниковых эпох голоцена — последней по времени эпохи начавшейся около 65 млн лет назад кайнозойской эры
Климатическая кривая за последние 65 млн лет.
Настоящее время — голоцен, начавшийся ≈10 000 лет назад, характеризуется как относительно тёплый промежуток после плейстоценового ледникового периода. Ледниковые покровы существуют в высоких широтах северного (Гренландия) и южного (Антарктида) полушарий; при этом в северном полушарии покровное оледенение Гренландии простирается на юг до 60° северной широты (то есть, до широты Санкт-Петербурга).Последняя ледниковая эпоха закончилась между 15 000 и 10000 годами до н. э.
О начале ледникового периода у нас есть немало сведений. Медленно, в
течение миллионов лет, в средних и полярных широтах становилось все
холоднее, постепенно отсюда вытеснялись теплолюбивые животные и растения.
Возможно, похолодание началось от ослабления солнечной активности.
Кроме того, очень обширными были континенты. Похолодание вызвало рост ледников в горах Скандинавии, на возвышенностях Северной Америки, в Гренландии. Чем больше ледники, тем холодней климат; холоднее климат -больше ледники. Так появился огромный ледовый покров Северного полушария в Антарктиде .
3.2. Образование ледника
Льды изучает особая наука - гляциология. Гляцио - по-латыни лед, логос
- по-гречески учение.
Льды на нашей планете бывают разные: наземные, надводные, подземные,
воздушные. Самые крупные ледяные шапки закрывают целиком континент Антарктиду и крупнейший остров Гренландию. Но и самые крупные ледники начинаются с малого. Жизнь могучим ледникам дают легчайшие снежинки.
Они невесомо сыплются с неба. Затем слой за слоем снег уплотняется. Наслаиваясь, слипаясь, он меняет свои свойства. Под солнцем подтаивает, ночью смерзается в твердую кору. Там, где снега много, его нижние слои сдавливаются под тяжестью верхних. Чем больше скапливается снега, тем плотнее его нижний слой. Крупное скопление льда дает начало леднику. Сверху на леднике лежит рыхлый снег. Ниже глубины десять метров снег плотный, зернистый. Он называется по-особенному: фирновый. Это нечто среднее между снегом и монолитным льдом.
Слой фирна может иметь толщину в несколько десятков метров. Ниже
залегает лед. Он-то и составляет главную массу ледника. Толщина его
достигает двух-трех километров (или даже больше). Чтобы накопилось
столько льда, требуется много лет и благоприятная обстановка.
Если в горах выше уровня вечного снега имеется удобная впадина - словно
блюдо-накопитель, там может образоваться крупное скопление фирна и льда.
Но это еще не ледник. Это - ледовое горное озеро. Когда оно переполняется
льдом, из пего выползает в долину ледовая река. Это и есть ледник.
Как настоящая река, ледник постоянно течет. Только заметить это точение
не так-то просто. Оно очень медленное. Лед в тысячи раз более вязкий, чем
вода. Вот и течет ледник в тысячи раз медленнее, чем река на равнине.
Двести лет назад швейцарский ученый Б. Соссюр обследовал альпийские
ледники. Он ходил с лестницей, по которой перебирался через ледниковые трещины - провалы. Когда заканчивал маршрут, уронил лестницу в расселину. Через 44 года, работая в этих местах, Соссюр вдруг обнаружил у самого края ледника обломки своей старой лестницы! Значит, она "приплыла"сюда вместе со льдом. Соссюр подсчитал, на сколько километров продвинулась лестница за 44 года. И вычислил скорость течения ледника: 115 метров в год.
3.3. Распространение ледников
Выяснилось, что ледники действительно очень похожи на ледовые реки.
Ледник несет с собой массу различного твердого материала. Но если реке
под силу перемещать глинистые частицы, пыль, песок и мелкие камушки (а в
горных реках и крупные камни), то вязкий плотный лед способен передвигать целые скалы.
Текучие льды прорезают себе широкие и глубокие ложбины в самых прочных каменных толщах. Ледовые реки разрушают берега с огромной силой, выпиливая, выцарапывая ниши и ложбины.
Что случается с этими осадками, когда ледники тают? Они опускаются
на землю и остаются лежать, словно гигантские змеи длиной во много
километров и высотой с двух-трех этажный дом. Перед собой горный ледник передвигает, как бульдозер, груды земли. Ледяной бульдозер - настоящая движущаяся гора, сметающая все на своем пути. Впереди ледника образуются целые холмы срезанной и передвинутой земли. Холмы и гряды по краю ледника называют конечными моренами.
3.4 Таяние ледников
Почему разрушился этот великий ледниковый покров? Что погубило ледяных великанов, захвативших обширные равнины? Проще всего предположить, что Солнце на некоторое время стало греть жарче.
Югославский ученый Миланкович предположил: все дело в том, как
вращается Земля вокруг Солнца. Она в иные десятилетия то немного
приближается к нему, то отдаляется от него. К тому же Земля вращается
вокруг своей оси не совсем устойчиво. Она, как юла, немножко покачивается
из стороны в сторону. От этого солнечные лучи по-разному нагревают ее
отдельные участки.
Миланкович построил график, где показал, сколько в течение последнего миллиона лет поступало солнечного тепла на среднюю полосу Северного полушария. Получилось, что тепла было то больше, то меньше. Так случалось за это время несколько раз. По графику Милапковича, великие ледники могли наступать около десятка раз и примерно через одно и то же время. Схема Миланковича объясняет, почему таяли великие ледники: потому что становилось теплее благодаря изменчивости потока солнечного излучения, поступающего на Землю.
Глава 4. Практическое применение знаний о ледниках.
На Среднесибирском плоскогорье были найдены обломки камней, содержащих медные и никелевые руды. Стали внимательно изучать ближайшие окрестности - безрезультатно, рудников не обнаружили. Тогда пригляделись к рудоносным обломкам. Они были похожи на ледниковые валуны.
Как доказал более ста лет назад Петр Кропоткин, проводивший - одним из первых - исследования этого края, в Центральной Сибири тоже было крупное оледенение.
Следовательно, валуны проделали непростой путь в ледовых
потоках. Геологи постарались восстановить линии движения ледников - по
ложбинам и царапинам на скалах, по грядам морен - боковых и конечных.
Быстро, за два года, отыскали участки, откуда были сорваны валуны. Провели здесь поисковые работы, пробурили скважины, исследовали недра земли с помощью приборов. И сразу же обнаружили месторождение медно-никеленых руд.
Глава5. Влияние деятельности человека на состояние ледников.
В наше время наибольшее влияние на ледники оказывает глобальное изменение климата в результате человеческой деятельности. При сжигании горючих полезных ископаемых атмосфера обогащается углекислым газом, который задерживает тепловое излучение близ земной поверхности. Вдобавок множатся тепловые потери от работы промышленных предприятий, сжигания топлива и т. п. Все это способствует общему потеплению климата.
Ученые склоняются к мысли, что преобладать будут факторы общего потепления. Значит, следует ожидать таяния ледников, деградации вечной мерзлоты, повышения уровня Мирового океана.
Выводы:
Заключение:
Современная наука обладает большими знаниями о ледниках, это помогает изучать историю развития Земли , открывать месторождения полезных ископаемых, но я уверен , что эти камни хранят еще много тайн, которые нам предстоит открыть.
Для человека мысль - это жизнь. Нам думать и знать так же важно, как
действовать. Чем больше знаешь - тем разумнее действуешь.
Список источников информации:
Мост Леонардо
В поисках капитана Гранта
Нарисуем попугая цветными карандашами
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году