Эта работа помогает понять, что все люди - часть природы. Мы неразделимы! Надо только любить все живое и правильно, осторожно относиться к природе, тогда она предстанет перед нами доброй, щедрой, дарящей людям свои богатства и радость общения.
И вместе с Прекрасным оленем – Сыном Севера, все мы будем счастливы, как в прекрасной песне, которая так поразила моих учеников
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_sev_olen_2.doc | 168 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9»
______________________________________________________________________________
ПРЕКРАСНЫЙ ОЛЕНЬ.
СЫН СЕВЕРА.
Исследовательская работа
Автор:
Калимуллин Евгений Владимирович
ученик 2-А класса
Руководитель:
Балеевских Людмила Михайловна
учитель начальных классов
Нягань 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………3
Основная часть……………………………………………………..5
Заключение………………………………………………………..17
Список литературы ………………………………………………19
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Вот он – северный олень,
Белый, словно снег.
Пусть сугробы до колен,
Лёгок его бег.
Друг мой – северный олень,
Белый, словно снег.
Он в сугробах до колен,
Не убавит бег.
При изучении темы «Экологические системы тундры и тайги» раздела по окружающему миру «Земля – наш общий дом» я удивился – как так - северный олень чувствует себя как дома в тундре и в тайге, где так скудна растительность: мхи и лишайники?
Меня это очень заинтересовало. Я решил узнать больше об образе жизни северного оленя.
Цель исследования: Знакомство с образом жизни оленей.
Задачи:
Дикий северный олень в ХМАО-ЮГРЕ находиться под угрозой исчезновения. Мне больно думать о том, что этот символ Солнца, счастья, богатства и изобилия может быть вычеркнут из нашей жизни.
Бок о бок человек расселялся с северным оленем на Севере. Он многим обязан ему. Но как коротка человеческая память!
Тот, кто был нам другом и верным помощником все эти годы стоит на краю пропасти. Пропасти полного истребления и исчезновения, чтобы навсегда раствориться в прошлом. Оставшись для потомков только сказочным персонажем или мифическим героем.
Северный олень безжалостно уничтожался все эти годы. Кто за это в ответе?
Человек – относится к царству животных. Однако от других животных мы существенно отличаемся хотя бы тем, что ни один другой представитель биосферы не в состоянии так сильно изменить среду своего обитания. Во многих случаях в худшую сторону.
Воздействие человека на животных прямое (непосредственным преследованием, истреблением, расселением) и косвенное (изменением условий жизни) ведет сегодня к сокращению численности многих видов животных. В том числе – северного оленя.
Человек без разрешения природы провозгласил себя Царем всего окружающего мира, но задумывался ли Царь-природы о последствиях?
Экологические законы гласят:
Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны.
Давайте помогать друг другу!
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. 1. Научная классификация
Северный олень (Rangifer tarandus), парнокопытное млекопитающее семейства оленей. Длина тела самцов до 220 см, высота в холке до 140 см, весят до 220 кг; самки мельче. Волосяной покров зимой густой и длинный, с сильно развитым подшёрстком, летом — более короткий и редкий. Окраска летом однотонная, коричневато - или серовато-бурая, зимой — более светлая, иногда почти белая.
Северный олень обитает на севере Евразии и Северной Америки. Населяет полярные острова, тундру, равнинную и горную тайгу. На территории Евразии ряд видов оленя северного одомашнено. Стадное полигамное животное.
В природе существует 12-15 подвидов северных оленей, каждый из которых имеет свои особенности. На территории России встречается 5-7 из них.
Северный олень совершает сезонные миграции, перемещаясь на зимние месяцы в места, обильные ягельными пастбищами, расположенными иногда за многие сотни километров от летних местообитаний (из тундры — в лесотундру и северную часть тайги).
Домашние северные олени живут до 28 лет. Продолжительность жизни диких оленей значительно меньше - чуть больше 10 лет.
1.2. «Если есть в тайге ягель - будут сыты у хантов олени, нет ягеля - не будет оленей»
Северные олени - осторожные, чуткие животные. У них прекрасный нюх и хорошее зрение. Зимой основной корм — лишайники (главным образом ягель или олений мох), ветки, почки деревьев и кустарников; летом — листья и побеги травянистых и кустарниковых растений, ягоды, грибы.
90 % пищи для них составляют лишайники, поэтому его они чуют даже под слоем снега. Густые волоски покрывают у северного оленя даже носовое зеркало, нежная кожа которого оказывается защищенной от охлаждения. Это приспособление имеет важное значение, так как олени постоянно роются мордой в снегу, прорывая в нем ямки полуметровой глубины, чтобы добраться до ягеля.
К зиме олени жиреют, подкожный слой жира достигает 3—5 см, что позволяет им переносить сильные морозы. Кроме того, в морозную погоду олени сбиваются в плотные кучи, вследствие чего все стадо окутывается густым облаком согретого воздуха.
Строение ног оленя позволяет ему легко ходить по топкому и мягкому снегу и льду, каменным россыпям, перемещаться по рыхлому снегу и раскапывать его в поисках пищи. Жажду этот олень 9 месяцев в году утоляет снегом.
Шерсть тёплая с густым подшёрстком. Остевые волосы длиной 1-2,5 см. Волоски полые для лучшей теплоизоляции.
Шкура оленя медленно и с трудом намокает, а полые остевые волосы, как множество миниатюрных поплавков, придают животному особую плавучесть. Северный олень превосходно держится на воде, плавает лучше всех других оленей и преодолевает во время миграций широкие водные преграды.
1. 3. Короли без короны
Иерархия (подчинение друг другу) у северных оленей строится главным образом на владении турнирным оружием – рогами, а также на общей силе и весе животного. Рога есть и у самцов, и у самок и служат главным оружием в конкуренции за пищу в снежный период. В стаде оленей вожака называют быком. Бои меняют иерархию в пользу более упитанных и сильных быков.
Без рогов на голове трудно доминировать в царстве благородных оленей. Тем не менее, в феврале даже самый гордый из вожаков становится королем без короны.
Из-за низкого содержания тестостерона, на который влияет смена окраски меха весной, все благородные олени сбрасывают свои рога - сначала те, кто постарше, потом и молодые.
После сбрасывания рогов олень может страдать от легкого нарушения равновесия, так как ветки рогов отпадают не одновременно, а одна из веток может весить до 7 кг. Сразу после сбрасывания это великолепие начинает расти снова. В течение 140 дней на голове оленя снова отрастают рога, которые с возрастом становятся тяжелее и ветвистей. Для оленьего тела это большая работа: оно должно образовать до 14 кг костной массы.
Панты (неокостеневшие рога) оленей имеют большую ценность, благодаря своим лечебным свойствам. Пантовое оленеводство возникло много лет назад и широкое распространение получило на Алтае. Оленей, которых разводят для этих целей, содержат в специальных загонах.
1.4. Важенка и оленята
Олень, у которого родятся оленята называют важенка.
В мае–июне — важенка приносит одного детеныша, которого кормит до поздней осени.
Бродит в тундре важенка,
С нею – оленята,
Объясняет каждому
Все, что непонятно…
Топают по лужам
Оленята малые,
Терпеливо слушая
Наставления мамины.
Оленье молоко очень питательное, густое, как крем. Новорожденный олененок весит 7 килограммов, а к осени набирает около 50 килограммов. Оленята бурые или буровато-серые, одноцветные. Уже в первую неделю после рождения они хорошо бегают и даже плавают. Рожки у малышей-пыжиков начинают появляться к третьей неделе жизни, в конце сентября — октября становятся похожими на изогнутые спицы. Только к 4—5 годам рога становятся такими же красивыми, как у взрослых оленей.
Теленята диких северных оленей развиваются очень быстро, что стоит в прямой связи с быстротечностью летнего периода на Севере. Новорожденный теленок почти сразу же делает попытки встать и ходить, и обычно это ему удается. В первую же неделю жизни он способен переплывать довольно широкую реку. Молодые подолгу держатся рядом с матерью. В целом к трем годам самцы достигают полного роста, а к 5-6 – полного развития.
1.5. Опасное соседство
У оленей в дикой природе существуют враги. Самый опасный из них, кроме человека — волк. Как правило, взрослого оленя одному хищнику трудно добыть, с крупной особью справляется только стая. Защищаются олени с помощью копыт, а самцы ещё и рогами.
Росомаха, рысь, медведь, одичавшие собаки тоже стараются поживиться северным оленем. К злейшим врагам следует причислить и совсем маленьких насекомых (мошек, комаров), которые страшно мучают этих животных.
1.6. Выводы
Природа – матушка мудра.
Там, где, казалось бы, животные не могут себя чувствовать уютно и комфортно – кипит и радуется жизнь. Природа позаботилась о своем сыне – северном олене, наделив его такими свойствами, с которыми он чувствует себя уютно даже в суровых климатических условиях. Его мех – не пропускает холод и влагу. Его питание – это пища полная витаминов и минералов, необходимых для здоровой жизни.
Жизнь северного оленя насыщена и интересна, полностью приспособлена под Север.
Северный олень – это настоящий сын Севера.
2.1. Мое путешествие в поселок Казым
Ежегодно в конце февраля в поселке Казым (ХМАО-Югра, недалеко от Белоярска) проводится хантыйский праздник оленеводов.
25 февраля 2012 года я совершил свое удивительное путешествие в этот поселок. Где познакомился с национальными особенностями жизни хантов, посмотрел хантыйское творчество. Проникся уважением к этому народу. Поучаствовал, как зритель, в соревнованиях на оленях.
И самое главное – увидел оленей наяву. Покатался на оленьих упряжках, легких нартах.
Поселок Казым стоит на берегу довольно крупной реки, которая называется так же Казым. Численность населения сельского поселение Казым составляет около 2000 человек, разных национальностей, в том числе малочисленные народы Севера – 1255 человек.
На территории поселения осуществляются следующие основные виды деятельности: оленеводство, рыбный и охотничий промыслы, разведение серебристо-черных лисиц.
Основными предприятиями и организациями представляющими произвоственную сферу являются: Общество «Казымский рыбкооп» и ОАО «Казымская оленеводческая компания».
2.2. Олени – наши друзья
На мой вопрос: «Что для Вас значат олени?», хозяин нард, на которых я совершал поездку, не раздумывая ответил: «Олени - наши друзья». И рассказал, что без оленя он не представляет свою жизнь. При общении я почувствовал уважение этих народов к Северному оленю.
Олень ханту жизненно необходим. Ему обязаны своим существованием практически все северные народы нашей планеты. Утилизация оленьих туш, как и рыбы, у них практически безотходна. Необработанные шкуры оленя - это подстилки на спальные места и нарты, а из обработанных шьется одежда и утварь, обувь и сумки, рукавицы.
Обработанная оленья кожа (замша) служит для многих бытовых поделок и для обтягивания шаманского бубна. Из сухожилий изготовляются нити и струны для музыкальных инструментов. Олень - это целый набор пищевых продуктов. Рога и крупные кости - материал для топора и ножа, различных рукояток, наконечников стрел и хореев. Из них же делали ножевидные пластины для чистки рыбы, скребки для шкур, проколки и иглы, игольницы и крепилки для ниток, блоки к оленьим нартам и пряжки для упряжи и мужских поясов, чесалки для спины и ухочистки, пистонницы и пороховницы, губной музыкальный инструмент и многое другое.
2.3. Человек, живущий на Крайнем Севере, многим обязан оленю
Дикие северные олени - родоначальники домашних оленей. Народы Севера много тысяч лет назад сумели приручить их. И в наше время целиком зависят от оленей, и как правило, вся их жизнь проходит вместе с ними.
Без них не могут обойтись ни охотники, ни рыболовы. Зимой олени возят на санях по непроходимой тайге, бескрайней тундре людей и грузы, являясь незаменимым и надежным транспортным средством передвижения в условиях северного бездорожья.
Северный олень – наиболее стадное животное из семейства оленей. Это полезное свойство вида, использует человек в деле развития домашнего и промыслового оленеводства.
2.4. Оленеводство
Оленеводство — отрасль животноводства, занимающаяся разведением и использованием северных оленей.
Северное оленеводство — единственная отрасль сельского хозяйства, в которой практически заняты только коренные народы Севера. Уникальность оленеводства в том, что оно до настоящего времени остается не только отраслью хозяйства, но и образом жизни семей оленеводов. В России его называют «этносохраняющей отраслью», роль которой в сохранении традиционных культур коренных народов Севера трудно переоценить.
Основная задача оленеводов - защита животных от многочисленных хищников и своевременная смена пастбищных участков.
2.5. Выводы
Оленю обязаны своим существованием практически все северные народы нашей планеты.
Роль северного оленя в жизни народов Крайнего Севера трудно переоценить. Он их кормит, одевает и обувает.
3.1. Олень – как объект поклонения у других народов мира
Во многих культурах Олень — это благоприятный символ, ассоциирующийся с Солнцем, восходом, светом, чистотой, обновлением, возрождением, созиданием и духовностью. Из-за сходства оленьих рогов с ветвями образ оленя связан с Древом Жизни. Кроме того, рога оленя символизируют солнечные лучи, плодородие. Взрослый олень-самец — солнечная эмблема изобилия.
Наиболее характерные признаки оленя — стремительность, грация и красота; может быть, поэтому оленя связывают с поэзией и музыкой.
В средневековом искусстве на Западе олень символизировал уединение и непорочность, а в японской поэзии — одиночество.
В Древнем Китае олень являлся символом счастья, богатства, изобилия. Он также ассоциируется с сыновней почтительностью: старинная китайская притча повествует о молодом человеке, переодевшемся оленем, чтобы достать лекарство своим родителям.
Древние майя называли себя Ах-Майя, «люди Оленя». Это животное считалось главным племенным прапредком и потому священным животным.
У кельтов олень — символ Солнца, плодородия и жизненных сил, достоинства, мужественности, быстроты, посредник между миром богов и миром людей. Кельты верили, что олень — главное животное в волшебных стадах богов.
Олень — символ отшельничества, благочестия и чистоты в христианской культуре. Согласно древнему германскому поверью, олень был способен одним своим дыханием обратить змею в бегство, а затем растоптать ее. Благодаря этому качеству он стал символом борьбы со злом, эмблемой благородства и силы духа.
У славян олень считался олицетворением предков. По поверьям, он умел творить разные чудеса, говорить человеческим голосом.
3.2. Выводы
Почти все народы нашего мира всегда относились к оленю с уважением, любовью и преклонением. Наше поколение также должно уважать северного оленя и заботиться о нем.
Олень – это символ Солнца, света и чистоты.
4.1. Угроза исчезновения дикого северного оленя
Изучив материалы по данной теме, я с грустью обнаружил, что дикий северный олень в ХМАО-ЮГРА находиться под угрозой исчезновения!
Численность вида дикого северного оленя имеет угрожающую тенденцию к снижению. Если в 1997 году она составляла 10 тыс. голов, в 1999 – 6,1 тыс. голов, то в 2011 общая численность дикого северного оленя (по косвенным сведениям) составляет 1 745 тыс. голов. И есть основания полагать, что на данный момент ресурсы дикого северного оленя в округе не превышают 1 000 особей.
Согласно годового доклада об экологической ситуации в ХМАО – Югре в 2011 году, (Департамента экологии ХМАО – Югры Ханты-Мансийск) в регионе сохранились лишь малочисленные очаги оленя, отмечаются их незначительные перемещения. Встречаемость следов дикого северного оленя на площади их обитания весьма низкая. В угодьях Октябрьского, Белоярского, Нефтеюганского районов дикий северный олень отсутствует. Основное поголовье оленя – 850 голов – сосредоточено в Березовском районе. В угодьях Нижневартовского района поголовье вида возросло и составляет около 700 особей, однако эти данные еще будут проверяться. Впервые за несколько лет следы в 2010-2011г.г. зарегистрированы на территории Сургутского района. На характер пространственного размещения главным образом влияет наличие и доступность основных зимних кормов, преследование хищниками.
4.2. Спасти дикого северного оленя
В настоящее время численность дикого северного оленя достигла критического уровня. Вид оказался под угрозой исчезновения!
Ведущим фактором в изменении численности дикого северного оленя, безусловно, является антропогенный (фактор, созданный человеком (искусственный) или возникший в результате его деятельности).
Анализируя критическое состояние северного оленя на территории округа, специалисты обращают основное внимание на негативные последствия деятельности человека:
- предприятий нефтегазового комплекса;
- лесной промышленности - вырубкой лесов;
- сокращением наиболее ценных местообитаний в районах, отела и летних пастбищ;
- прохождение определенных территорий лесными пожарами и браконьерства.
4.3. Мои предложения в поддержку сохранения дикого северного оленя:
1. Поддержка на уровне власти. Не разрешать ни при каких условиях охоту на дикого северного оленя.
Для сохранения северного оленя необходимы усилия власти, природоохранных служб, организаций, связанных с развитием внутреннего туризма и спортивной охоты, представителей общественных организаций и самого населения.
На данный момент на территории ХМАО-Югры решению вопросов экологической безопасности, сохранения видового разнообразия дикой природы уделяется особое внимание. Действует система мониторинга окружающей среды (Мониторинг - процесс наблюдения и регистрации данных о каком либо объекте). Функционируют специальные службы контроля, развивается сеть ООПТ – госзаповедники, заказники, природные парки.
На мой взгляд, необходимы срочные меры! Одного мониторинга, пассивного наблюдения недостаточно. Необходимо принимать жесткие меры по охране дикого северного оленя.
Не отменять Постановление Президиума Правительства ХМАО-Югра от 22 мая 2000 года N 57-пп "О ЗАПРЕТЕ ДОБЫЧИ ДИКОГО СЕВЕРНОГО ОЛЕНЯ НА ТЕРРИТОРИИ ОКРУГА".
Охота. Мчится свора злая,
И егеря вошли в азарт,
Они оленя поднимают,
Для травли дан сегодня старт.
Олень уходит от погони,
Его судьбы стегает плеть.
Зачем, красивый и свободный,
Сегодня должен умереть?
Охота. Страшная забава
Вплетает в кровь адреналин,
Убить – своим считает правом
Охотник, царь и господин.
Ему плевать, что зверю больно,
Рога оленя – главный приз.
Ружьё стреляет. И довольно!
Упала жертва. Браво! Бис!
Жестокий рок, судьбина злая,
Не пожелаешь и врагу.
Олень. За что он истекает
Горячей кровью на снегу?
Святослав Моисеенко, 2010г.
2. Создание новых и поддержка уже существующих природных заповедников, парков и заказников.
Заповедники - это шанс сохранить дикого северного оленя в природе ХМАО-Югра.
В ХМАО-Югре имеется 4 категории особо охраняемых природных территорий - ООПТ из перечисленных в законе: государственные природные заповедники; государственные природные заказники федерального и регионального значения; природные парки; памятники природы регионального значения.
На территории ХМАО-Югры находится 2 государственных природных заповедника, находящихся в федеральной собственности: "Малая Сосьва" и "Юганский", общая площадь которых составляет 874198 га, или 1,63% территории округа.
Государственный природный заповедник «Малая Сосьва», организован 17 февраля 1976 г., расположен в северном Зауралье (Советский и Березовский районы ХМАО-Югра).
Государственный природный заповедник «Юганский» расположен в юго-восточной части Сургутского района ХМАО-Югра, в бассейне реки Большой Юган, крупного левого притока Оби.
В округе образовано 4 природных парка: "Нумто", "Кондинские озера", "Сибирские Увалы", "Самаровский Чугас", общей площадью 1064052 га (2% территории ХМАО).
В округе действует 11 государственных природных заказников, общей площадью 1131047 га (2,1% площади ХМАО).
3. Предлагаю внести дикого северного оленя в Красную книгу Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.
Просмотрев Красную книгу Ханты-Мансийского автономного округа — Югра я не обнаружил данных о внесении северного оленя в список редких и исчезающих видов нашего округа. Из всех млекопитающих, обитающих в нашем округе, на данный момент внесен только Западносибирский речной бобр.
В некоторых регионах России дикий северный олень уже занесен в Красную книгу данного региона. Например, на Камчатке дикий северный олень был внесен в Красную книгу Камчатки в 2006 году (в 2007 году численность группировки уже не превышала 1900 особей). В Бурятии северный олень занесен в Красную книгу Бурятии, при общих ресурсов северных оленей не превышающих 3000 особей.
В Красную Книгу России уже внесены следующие подвиды северного оленя:
- Лесной северный олень, или финский северный олень (R. tarandus fennicus) — в диком виде найден лишь в двух регионах Скандинавского полуострова, а также в Карелии. Небольшая популяция обитает в центре южной Финляндии.
- Новоземельский северный олень (Rangifer tarandus pearsoni) — изолированная популяция, обитающая на островах архипелага Новая Земля. В 1981 году на острове Южном насчитывалось около 6 тысяч особей.
«Охраняется “Красною книгой”
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
“Красная книга” – Красная!
Значит, природа в опасности!»
4.4. Олень – как чистый охранительный дух вечной, живой природы края.
Возвращаясь из поселка Казым в город Нягань, мы заезжали в город Белоярский, посмотреть местные достопримечательности. Город Белоярский - административный центр Белоярского района ХМАО-Югры. Во время экскурсии я обнаружил, что на официальном гербе города возвышается олень.
Дома я с интересом уточнил, что герб отражает - историю, географическое положение, традиции, занятия жителей города.
Официальное описание герба города Белоярска гласит:
"Герб Белоярского. В рассеченном лазоревом (синем, голубом) и зеленом поле – стоящий серебристый северный олень. В золотой оконечности – лазоревый шар, обремененный серебряным, сквозным посередине пламенем. Золотое основание геральдического щита олицетворяет богатство недр района – основу его благосостояния. Два цвета поля щита зеленый и синий, как символ двух основных цветов природы: зеленого – лесов, синего – рек и озер. Это и цвета флага Ханты – Мансийского округа, неотъемлемой частью которого является район. На фоне сине – зеленого поля геральдического щита – силуэт белого Северного оленя. Он символизирует территориальную принадлежность города к северным регионам. Белый олень – как чистый охранительный дух вечной, живой природы края".
4.5. Сибирская корона на флаге ХМАО-Югры
Так же я узнал, что означают символы на флаге ХМАО-Югры.
ХМАО-Югра— субъект Российской Федерации в составе Тюменской области. Находится в Уральском федеральном округе. Административный центр — город Ханты-Мансийск.
Флаг ХМАО-Югра является символом ХМАО-Югры Российской Федерации. Флаг был утверждён законом ХМАО «О гербе и флаге ХМАО». Cиний цвет флага символизирует водные ресурсы региона: около 30 тысяч рек и 290 тысяч озер. Зеленый цвет – символ бескрайней сибирской тайги, белый цвет напоминает о суровой зиме, северных снегах, покрывающих территорию округа в течение семи календарных месяцев года.
Сибирская корона в виде стилизованного изображения оленьих рогов – традиционный элемент национального орнамента народов ханты и манси, занимающихся оленеводством.
4.6. Выводы
Необходимо принимать жесткие меры по охране дикого северного оленя. Такие как:
- не разрешать ни при каких условиях охоту на дикого северного оленя;
- создание новых и поддержка уже существующих природных заповедников, парков и заказников;
- внесение дикого северного оленя в Красную книгу Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследования северный олень – это прекрасное животное стало моим близким другом!
В ходе исследовательской работы, я очень многое узнал. Научился сравнивать, анализировать, делать важные для себя выводы.
Прочитав литературу про северного оленя, я узнал много интересного про жизнь северного оленя, про его среду обитания и особенности поведения.
Посетив хантыйский праздник оленеводов в поселке Казым, я увидел места обитания домашних северных оленей. Понял, что северные народы целиком зависят от оленей, и, как правило, вся их жизнь проходит вместе с ними. Люди кочуют вслед за оленями. «На Севере богатым человеком считается не тот, у кого много денег, а тот, у кого больше оленей». Роль северного оленя в жизни народов Крайнего Севера трудно переоценить. Он их кормит, одевает и обувает.
Изучив материалы по данной теме про дикого северного оленя, я с грустью обнаружил, что дикий северный олень в ХМАО-ЮГРА находиться под угрозой исчезновения.
Наша задача – спасти дикого северного оленя!
На мой взгляд, необходимы срочные меры! Пассивного наблюдения недостаточно.
Возможно, в перспективе мы сможем сохранить этот подвид дикого северного оленя от истребления, приняв вовремя все необходимые меры. Среагировав быстро и без промедления. Чтобы наши потомки имели возможность радоваться одним только видом этого благородного животное - символа красоты и грации.
Эта работа помогла мне понять, что все мы люди и я в их числе часть природы – мы неразделимы! Надо только любить все живое и правильно, осторожно относиться к природе, тогда она предстанет перед нами доброй, щедрой, дарящей людям свои богатства и радость общения.
И вместе с Прекрасным оленем – Сыном Севера, все мы будем счастливы, как в прекрасной песне, которая поразила меня и моих одноклассников!
Песня «Лесной олень»,
Автор текста (слов): Энтин Ю.
Композитор (музыка): Крылатов Е.
Литература
http://lib.pomorsu.ru/elib/text/biblio/oformlenie_lit.htm
Список литературы - это органическая часть любой научной работы. Список включает в себя цитируемые в данной работе, просмотренные произведения, архивный материал, имеющий отношение к теме.
Варианты расположения литературы в списке:
Расположение материала в списках либо определяется автором, либо автор согласовывает его с правилами, принятыми в данной организации, журнале, совете по защите диссертаций и т. д. В любом случае внутри разделов сведения об источниках располагаются в алфавите библиографического описания (автор или заглавие).
Алфавитное расположение источников означает, что выдерживается строгий словный алфавит заголовков библиографического описания (авторов или заглавий). Этот способ расположения записей аналогичен расположению карточек в алфавитном каталоге библиотек. Отдельно выстраивается алфавитный ряд на кириллице (русский язык, болгарский и т. п.) и ряд на языках с латинским написанием букв (английский, французский, немецкий и т. п.).
При расположении по типам документов материал в списке литературы располагается сначала по типам изданий: книги, статьи, официальные документы, стандарты и т. д., а внутри раздела - по алфавиту (автор или заглавие).
Систематической расположение означает деление списка на разделе в соответствии с системой науки или отрасли. В этом случае за основу можно брать известные системы классификаций, например библиотечные. В этом случае список напоминает разделы систематического каталога библиотеки.
Расположение по мере использования (по главам и разделам). Простая структура такого списка неудобна в связи с тем, что в нем трудно ориентироваться и искать нужный источник. Такой способ чаще всего применяют в небольших статьях (докладах), где список использованных источников небольшой. Чаще всего такой способ применяется в крупных научных изданиях — монографиях. При этом есть определенное неудобство, которое заключается в том, что один и тот же источник, используемый в нескольких разделах, будет включен в список несколько раз.
Хронологическое расположение материала используется чаще всего в работах исторического характера, где важно показать периоды и обратить внимание на то, в какое время был опубликован тот или иной источник.
Примеры библиографического описания книги
Однотомные издания |
Исаев И.А. История государства и права России : учеб. пособие для студ. вузов / И.А. Исаев. - М. : Проспект, 2009. - 336 с. Писахов С.Г. Сказки Сени Малины : сказки / С. Г. Писахов. - Архангельск : ИПП "Правда Севера", 2009. - 272 с. ил. Холодная война в Арктике / сост. М. Н. Супрун. - Архангельск : [б. и.], 2009. - 379 с. Iberica Americans. Латиноамериканская культура в дискуссиях конца XX-начала XXI веков. - М. : ИМЛИ РАН, 2009. - 463 с. Правоохранительные органы Российской Федерации : учебник / ред. Ю.А. Дмитриева. - 7-е изд., испр. - М. : Омега-Л, 2009. - 381 с. - (Высшее юридическое образование). Информационные системы вузовского администрирования : всероссийская научно-практическая конференция. Москва, 29 января 2009 г. - М. : Современная гуманитарная академия (СГУ), 2009. - 157 с. |
Запись под заголовком |
Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" : собрание законодательства РФ, 2006, № 31, ч. I, ст. 3448. - М. : Ось-89, 2006. - 31 с. - (Федеральный закон). Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации : офиц. текст. - М. : Маркетинг, 2007. - 39 с. |
Запись под заглавием |
Конституция (Основной Закон) Российской Федерации - России. - М. : Верховный Совет Рос. Федерации : Известия, 1993. - 126 с. Гражданский кодекс Российской Федерации : части первая, вторая, третья и четвертая : по состоянию на 10 апреля 2009 г. - М. : Проспект, 2009. - 544 с. |
Сборник стандартов |
Библиографическая запись : основные стандарты / сост.: А. А. Джиго, Г. П. Калинина, С. Ю. Калинин. - М. : РКП, 2006. - 239 с. - (Б-ка РКП : метод. материалы и рекомендации / отв. ред. Р.А. Айгистов ; вып. 1). |
Сборник документов, касающихся международных аспектов образования : (законы, указы, постановления, конвенции, декларации...) / сост. Е.В. Шевченко. - СПб. : Оракул, 2000. - 541 с. Последний Лель : проза поэтов есенинского круга. - М. : Современник, 1989. - 572 с. - Содержание: Статьи / Н. А. Клюев. Пламень : роман / П. Карпов. Последний Лель : роман / С. А. Клычков. Завтра : роман / А. Ганин. Яр : повесть / С. А. Есенин. |
Многотомные издания |
Документ в целом |
Маркс К. Сочинения : в 39 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс ; Ин-т марксизма-ленинизма. - 2-е изд. - М. : Госполитиздат, 1955-1981. |
Отдельный том |
Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней : в 4 т. : пер. с итал. / Дж. Реале, Д. Антисери, ред. С.А. Мальцева. - СПб. : Изд-во Пневма. |
или |
Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. Т.4. От романтизма до наших дней / Дж. Реале; Д. Антисери, ред. С.А. Мальцева. - СПб. : Изд-во Пневма, 2005. - 880 с. |
Архивные материалы |
Записки о чумном бунте. Автограф // РО ИРЛИ. Ф.265. Оп.2 . Д.1195. Л.7 - 10. |
Сериальные и другие продолжающиеся ресурсы |
Газета |
Архангельск : газета областного центра. - Архангельск : Изд-во "Архангельск", 1907 - . - Выходит ежедневно. Учительская газета : независимое педагогич. изд. - М., 1924 - . - Выходит еженедельно. |
Журнал |
Успехи современной биологии / РАН, Отд. биол. наук. - М. : Наука, 1932 - . - Выходит 6 раз в год: 2 тома по 3 выпуска в каждом. - С 1991 года - 1 том - 6 выпусков. Архангельский епархиальный вестник / Архангельская епархия Московского Патриархата. - Архангельск : Изд. Волохов С.П., 2004 - . - Выходит ежемесячно. Вестник МГУ : науч. журн. Серия 8, История / МГУ, Ист. фак-т. - М. : МГУ, 1946 - . - Выходит раз в два месяца. |
Картографические издания |
Европа. Государства Европы [Карты] : [физическая карта] / сост. и подгот. к печати ПКО "Картография" в 1985 г.; ст. ред. Л.Н. Колосова; ред. Н.А. Дубовой. - Испр. в 2000 г. - 1:5000 000, 50 км в 1 см; пр-ция норм. кон. равнопром. - М. : Роскартография, 2000. |
Составные части документов |
Статья из книги или другого разового издания |
Санакина Т. А. Судьба Архангельской духовной семинарии в 1917-1920 гг. / Т.А. Санакина // 1917 год в судьбах России и мира : сборник материалов научной конференции / Федер. агентство по образов., ПГУ. - Архангельск : СОЛТИ, 2007. - С.198-207. |
Статья из сериального издания |
Козлова О.В. Проблема свободы и объективации в философии Н.А. Бердяева / О.В. Козлова // Историко-философский ежегодник. - 2001. - М., 2003. - С. 282-290. Кулагина М.Г. Рождение и воспитание детей в среде английской аристократии в XVII-XVIII веках / М.Г. Кулагина // Вестник всеобщей истории. Вып. 2. - СПб., 1999. - С. 64-93. Владимирова А. В. Истоки политического маркетинга / А. В. Владимирова // Вестник Московского университета. Сер. 12, Политические науки. - 2008. - № 5. - С. 90-99. |
Примеры библиографического описания электронных ресурсов
Ссылки составляют как на электронные ресурсы в целом (электронные документы, базы данных, порталы, сайты, web-страницы, форумы и т.д.), так и на составные части электронных ресурсов.
Особенности библиографического описания электронного ресурса |
При описании электронного ресурса необходимо заполнять область общего обозначения материала: [Электронный ресурс]; [Мультимедиа]. Ресурсы локального доступа: Шарков Ф. И. Социология [Электронный ресурс]: теория и методы: учебник / Ф.И. Шарков. - М.; Экзамен, 2007. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM). Жертвы политического террора в СССР [Электронный ресурс] / Рук. проекта Я.З. Рачинский. - Электрон. дан. - [Б. м.]; Общество "Мемориал", 2001. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM); цв. - Содержание: Объединенная база данных; Списки жертв политических репрессий; Карта ГУЛАГа; Справочник по ГУЛАГу; Творчество и быт ГУЛАГа; НКВД: структура и руководители; Библиография по истории политических репрессий. Видеолекции: раздел "Право" [Мультимедиа]: учебное пособие. - Прогр. - М.; Статут, 2007. - эл. опт. диск (DVD-ROM); цв., зв. Сетевые ресурсы: При ссылке на электронный ресурс опускают [Электронный ресурс] и Режим доступа. Их заменяют аббревиатурой URL (унифицированный указатель ресурса), после которой указывают интернет-адрес страницы: Уваров П. Ю. Франция XVI века. Опыт реконструкции по нотариальным актам. - URL: http://www.orbis-medievalis.nm.ru/library/ouvarov.html . Дата обращения: 01.09.2009. |
Смирнов А.И. Информационная глобализация и Россия [Электронный ресурс]: вызовы и возможности. - М., 2005. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM).
Дмитрий Медведев [личный сайт]. URL: http://medvedev.kremlin.ru: Дата обращения: 01.07.2010.
Белоножко В. Невынесенный приговор. О Франсе Кафке. Холодно и пристально: главы из книги // Иностранная литература. 2010. № 5.
URL: http://magazines.russ.ru/inostran/2010/5/be12.html: Дата обращения: 01.07.2010.
Иллюстрации
Домик зимней ночью
Самодельный телефон
Щелкунчик
Всему свой срок
Рисуем ананас акварелью